Научная статья на тему 'Туристический и гостиничный бизнес: грани взаимодействия'

Туристический и гостиничный бизнес: грани взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1117
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / ГОСТИНИЦА / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / TRAVEL / HISTORY OF TOURISM / HOSPITALITY INDUSTRY / HOPH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Семенова Анна Германовна

В статье рассматривается история становления гостиничного и туристического бизнеса. Анализируются социально-экономические предпосылки и исторические условия, повлиявшие на их формирование, а также перспективы развития этих отраслей. Особое внимание уделено взаимозависимости между гостиничным и туристическим бизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist and hotel business: interaction sides

This article describes the historical formation of the hoPh and tourism business. Analyze the socio-economic background and historical conditions that influenced their formation and development prospects of these industries. Particular attention is paid to the interdependence between the hoPh and tourism business.

Текст научной работы на тему «Туристический и гостиничный бизнес: грани взаимодействия»

А. Г. СЕМЕНОВА

Анна Германовна Семенова — аспирантка кафедры экономической истории СПбГУЭФ.

В 2005 г. с отличием окончила СПбГУЭФ.

Область научной специализации — история становления гостиничной индустрии, гостиничный и туристический бизнес, рынок недвижимости, сотрудничество России со странами ЕС и арабского мира.

^ ^ ^

ТУРИСТИЧЕСКИЙ И ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*

Эволюция гостиничного дела напрямую связана с развитием туризма в том или ином регионе. Эту однозначную зависимость нетрудно проследить в самом понятии «туризм». Согласно определению, принятому в 1954 г. ООН, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. Согласно современному определению, «туризм — это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника» [1, с. 5].

Так или иначе, туризм предполагает перемещение в иную страну или местность, временное проживание за пределами собственного дома. Очевидно, что появление новых туристических направлений мгновенно приводит к строительству отелей, развитию гостиничной инфраструктуры в различных регионах планеты. Французское слово туризм (tourisme, от tour — прогулка, поездка) вошло в современный обиход сравнительно недавно, придя на смену понятию путешествие. В свою очередь «путешествие — передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями» [2, с. 240].

В глобальном мире, где политические, экономические и культурные связи между странами и регионами становятся все более тесными, туризм превратился в одну из важнейших отраслей мирового хозяйства. Туризм в современном понимании — массовый туризм — возник в середине XIX в., его историю принято отсчитывать с первой массовой поездки, организованной Томасом Куком в 1841 г. в Англии. Однако нельзя забывать, что с древнейших времен путешественники отправлялись в дорогу с познавательными, торговыми, военными, спортивными, религиозными и другими целями. Также к глубокой древности относится и появление первых предприятий гостеприимства, где путешествующим оказывались услуги питания и размещения.

В современной литературе принято различать четыре этапа развития туризма и становления гостиничной индустрии:

до начала XIX в. — предыстория туризма:

— Древний мир: формирование сети постоялых дворов на территории Римской империи, развитие системы караван-сараев на Востоке;

— Средневековье: распространение религиозных путешествий;

— Эпоха Великих географических открытий: зарождение предприятий гостеприимства;

начало XIX — начало XX в. (Первая мировая война) — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;

период между двумя мировыми войнами — начало становления социального, массового туризма;

современный этап (после Второй мировой войны) — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма, оптимизация и совершенствование территориальной структуры, появление международных гостиничных сетей.

ГРНТИ 06.71.57 © А. Г. Семенова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В. В. Круглова.

В Древней Греции еще в I тыс. до н. э. существовала налаженная система постоялых дворов. Большинство античных путешественников преследовали торговые цели, однако поездки, предпринимаемые с образовательными, религиозными и спортивными целями, постепенно приобретали все более широкое распространение, зарождался досуговый туризм. Гостиницы Римской империи располагались, как правило, в городах, на центральных дорогах и уже в то время классифицировались по уровню комфорта и перечню предоставляемых услуг.

В средние века туристическое движение было существенно менее активным. Появление множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой привело к созданию политических барьеров, да и сами путешествия были небезопасны. Большинство странствующих (священники, пилигримы, миссионеры и студенты) отправлялись в путь для распространения своих идей, взглядов и религиозных верований. В средневековой Европе основным местом для отдыха путников служили монастыри, где путешествующие могли рассчитывать на бесплатный кров и скудный пансион. В то же время все большее значение приобретали поездки политического характера, особенно предпринимаемые официальными посланниками глав государств для организации династических браков и альянсов, сохранения контроля над отдаленными владениями.

В эпоху Возрождения религиозные мотивы путешествий несколько ослабевают (хотя основные места паломничества — Иерусалим, Мекка, Рим — по-прежнему актуальны), все более популярными становятся образовательные и оздоровительные поездки. Путешествия в среде европейской элиты становятся модным и престижным времяпрепровождением, доступным лишь состоятельным слоям общества. В XVII-XVIH вв. строятся первые роскошные гостиницы, рассчитанные на представителей аристократических кругов, среди которых особой популярностью пользуются поездки на немецкие и швейцарские курорты, а также отдых на итальянской и французской Ривьере.

Изобретение парохода Фултоном в 1807 г. и паровоза Стефенсоном в 1814 г. сделали путешествия более массовыми, доступными для людей среднего класса. Благодаря этому в XIX в. понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современным представлениям: в 1863 г. Томас Кук открывает первую в мире туристическую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг — путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности. Ранее, в 1841 г., Кук организовал поездку 570 человек на квартальный съезд Общества трезвенников, секретарем которого он был избран единогласно. Пассажиры передвигались, стоя в открытых вагонах (что характерно для путешествий третьего класса того времени), по прибытии была предусмотрена культурная программа (танцы, игра в крикет, митинг в поддержку трезвого образа жизни) и питание (чай и сэндвичи). Рекламные плакаты и билеты распространялись заранее, путешествующих сопровождал духовой оркестр, а цену удалось сократить до одного шиллинга с каждого туриста. Кук пропагандировал интересное и активное использование свободного времени. Число желающих отправиться на экскурсии постоянно увеличивалось, что привело к открытию агентства по организации железнодорожных экскурсий Томаса Кука — прототипа первой туристической фирмы. Именно Кук придумал популярный рекламный лозунг того времени «Железные дороги — для миллионов!», заключив с управлением железных дорог контракт, предусматривавший скидки на массовые поездки. Кук отправлял группы английских туристов во многие города Европы, в Палестину (паломничество на Святую Землю), а позднее и в США. Дорожными чеками, придуманными Куком, до сих пор пользуются во всем мире, а знаменитая серия «Путеводители Томаса Кука» существует и по сей день.

Вдохновленные успехом Кука, многие английские дельцы открывают собственные бюро путешествий, отказываясь при этом от борьбы с пьянством и пропаганды здорового образа жизни. Вскоре появляются первые каталоги туристических поездок, спрос на услуги по организации путешествий неуклонно растет. Постепенно идея массовых туристических поездок распространяется по всей Европе, в первую очередь в наиболее быстро развивающихся странах. Так, в 1863 г. в Бреслау открылось первое в Германии бюро путешествий, «Райзебюро Штанген», которое заключило контракты с несколькими пароходными компаниями, активно рекламируя и продавая морские круизные поездки. В США появляются крупные туристические агентства (например, знаменитое "Ask Mr. Foster"), предоставляющие одновременно услуги и транспортировки, и размещения, что еще больше усиливает взаимозависимость между развитием туризма и гостиничным делом. В 1888 г. Гренель Фостер организовал агентство по организации туристических поездок в США. Согласно брошюре, выпущенной компанией, Фостер обязывался «спланировать Вашу поездку, заказать Вам билет, забронировать номер в отеле, место на пароходе, в автомобиле, на железной дороге — словом, везде, где Вам захочется» [3, с. 33]. К XIX в. гостиничная индустрия США достигла относительно высокого уровня развития, что позволило ей сравниться, а затем и превзойти европейскую. Именно американцам принадлежит пальма первенства по созданию отеля с центральным отоплением, идея о парном размещении номеров, запуск в отеле лифта и многие другие новшества индустрии гостеприимства.

Можно говорить о настоящем гостиничном буме конца XIX в.: наряду с роскошными пятизвездочными отелями строятся разнообразные пансионаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы. Постепенно и гостиницы более низкого класса повышают стандарты качества услуг и комфортабельности, во многом благодаря всевозрастающей конкуренции на рынке.

Первая мировая война, Великая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война существенно замедлили развитие туристической и гостиничной индустрии во всем мире. Многие владельцы отелей в США во время

Великой депрессии не смогли расплатиться по кредитам, строительство новых гостиниц практически прекратилось на несколько десятилетий. Лишь в Германии с приходом к власти национал-социалистов наблюдалась обратная тенденция: новое руководство страны пропагандировало здоровый образ жизни и активный массовый отдых. Именно в Германии впервые появляются хостелы — недорогие гостиницы без дополнительных удобств, предоставляющие спальное место на короткий срок (несмотря на английское происхождение слова "hostel" — общежитие). Хостелы ориентированы в основном на молодежь и людей со скромным достатком, в номерах одновременно проживает несколько человек.

В послевоенной Западной Европе гостиницы в основном были ориентированы на американских туристов, прием которых являлся существенным источником долларовых поступлений. В США же широчайшее распространение получают мотели, рассчитанные на туристов-автолюбителей. Можно сказать, они становятся частью американской культуры, лицом американского автомобильного туризма.

Рост общественного благосостояния и сокращение рабочего времени в развитых странах делают туризм по-настоящему массовым, а развитие транспорта (воздушного, железно- и автодорожного) существенно увеличивает мобильность населения. В то же время увеличивается число поездок с целью установления деловых связей.

Массовый спрос на туристические услуги приводит к формированию мощной индустрии отдыха. Предприятия размещения (гостиницы, отели, дома отдыха и т. д.) принято относить к субъектам туриндустрии. При этом сама индустрия туризма представляет собой многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, т. е. производством туристского продукта. Происходит постепенная трансформация гостиничного дела из индустрии малых предприятий, находящихся в частной собственности и управляющихся на независимой основе, в современную индустрию с разнообразными способами владения и управления: франчайзинг, партнерство, аренда и управление по контракту. В условиях глобализации все большее значение приобретают крупные гостиничные сети, владеющие отелями по всему миру, а туристический продукт становится все более стандартизированным. В то же время важны оригинальный подход к клиенту, оригинальность предоставляемого тура.

Научный прогресс, развитие средств передвижения продолжают способствовать росту туристической и гостиничной индустрии. Путешествия становятся все более удобными, быстрыми и безопасными, а ассортимент предоставляемых услуг неуклонно растет, поражая своим разнообразием. Не так давно в составе российской делегации на Международную космическую станцию отправился первый турист, а многие информагентства уже сообщили о планируемом открытии первой в мире космической гостиницы к 2012 г. Туристическая компания построит гостиницу в нескольких десятках километров от Земли, которая, возможно, станет самым дорогим предприятием индустрии гостеприимства за всю историю. Постояльцы смогут наблюдать восход солнца 18 раз в сутки, облетая планету каждые 80 минут. В настоящее время отправкой туристов в космос уже занимается компания Space Adventures.

История индустрии гостеприимства теснейшим образом переплетена не только с историей туризма и путешествий, но и с историей развития человеческой цивилизации в целом: в ней присутствуют и революционные изменения, и периоды затишья. Доля туризма в мировой торговле постоянно возрастает. Можно сказать, что число туристов и путешественников не только определяется благосостоянием людей, их социальным положением, межстрановыми и межкультурными отношениями, но и во все большей степени определяет их.

ЛИТЕРАТУРА

1. БиржаковМ. Б. Введение в туризм: учеб. пос. М.: Герда, 2004.

2. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 21. М.: «Советская энциклопедия», 1975.

3. УокерДж. Р. Введение в гостеприимство: учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.