Научная статья на тему 'Цветоассоциации уровня учебных достижений учащихся младших классов'

Цветоассоциации уровня учебных достижений учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coloyr associations of the primary pupils' educational results level

The development of cognition level of primary school children is closely connected with their sensor perceptive activity. Visual colourperception is a complex psychological process influencing the formation of the cognition. In the article we examine the correlation of primary school children’s affective sphere with educational results level by the colourassociation.

Текст научной работы на тему «Цветоассоциации уровня учебных достижений учащихся младших классов»

JJ. В. Ахметова. Цветоассоциации уровня учебных достижений учащихся младших классов

Л. В. Ахметова

ЦВЕТОАССОЦИАЦИИ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

■ Томский государственный педагогический университет

Методологической основой данного исследования является концепция системного подхода Б.Г. Ананьева [1] в изучении взаимосвязи психических процессов понимания единства и взаимосвязи развития познавательных способностей от ощущений до мыслительных процессов, а также положение С. JI. Рубинштейна [2] об индивидуальном стиле опосредования внешних воздействий и понимании личности как единства организмического, индивидуального и социального. В качестве базиса личности выступают индивидуальные свойства, отражающие наиболее устойчивые эмоционально-личностные тенденции.

В русле вышеизложенных теоретических концепций мы рассматриваем взаимосвязь зрительных цветоассоциаций младших школьников с уровнем учебных достижений, так как руководствуемся пониманием, что зрительная система способна выступать в качестве органа преобразователя сигналов в трех уровнях: сенсорном, перцептивном и апперцептивном [3,4]. Для изучения взаимосвязи цветовосприятия и развития познавательных способностей использовался тест на определение особенностей цветовосприятия Г.А. Урунтаевой (1995) в модифицированном варианте. В научно-исследовательском эксперименте по изучению особенностей цветовосприятия и цветоассоциаций участвовали две группы учащихся 3 класса в количестве 48 человек школы № 43 г. Томска.

Первая группа - класс с низким уровнем успеваемости (НУ?); вторая группа - класс с высоким уровнем успеваемости (ВУУ). Испытуемым предлагалось определить цвета и самостоятельно записать их на бланке ответов. Количественные результаты представлены в табл. 1.

Как видн<| из табличных данных, проценг ошибки в цвеЧговосприятии в классе с НУУ зна^ чительно больше, чем в классе с ВУУ. Напри мер1! фиолетовый - 34% против 18%, коричневый^ 28,5% против 13,6%. Причем в классе с НУУ набор цветов, в которых допущены ошибки, - фиолетовый, коричневый, черный, серый.; На основании данных в графе «Дифференциация цвета» можно сделать предположение, что учащиеся в классе с высоким уровнем познавательных спо-

собностей не только более точно определяют цвет, но и выделяют оттенки того или иного цветового тона, что соответствует также высокому уровню зрительных сенсорно-перцентивных способностей.

Цветовой тест отношений (ЦТО) (методика О.С. Сермягиной, А. М. Эткинд, 1991) предназначался для изучения цветоассоциативных отношений учащихся двух классов к уровню учебных достижений.

ТАБЛИЦА 1

Точность цветовосприятия в классах с разным уровнем успеваемости

Цвет Класс с низким уровнем Класс с высоким уровнем

успеваемости успеваемости

Процент Дифферен- Процент Дифферен-

ошибки циация ошибки циация

цвета, в% цвета, в%

Синий - - -

Зеленый - - - -

Желтый - - - -

Красный - - - -

Фиолетовый 34 - 18 -

Коричневый 28,5 - 13,6 9

Черный 9,5 - - -

Серый 34 - - 9

Теоретической основой ЦТО является концепция отношений В.И. Мясищева, идея Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня сложности. В соответствии с этими теоретическими положениями отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу [1].

Цветоассоциативный эксперимент базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Согласно этому предположению ЦТО позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания.

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА

Класс ВУУ

Класс НУУ

Рис. 1

"5" "2" "5"

□ Жёлтый 0 Красный ■ Чёрный Ш Коричневый

Цветоассоциативные отношения к оценке знаний учащихся с разным уровнем успеваемости

На основании полученных результатов выявлен высокий уровень в стремлении к достижениям в процессе обучения. 91% учащихся с ВУУ активно заинтересованы в получении положительных результатов и воспринимают это как радость, успех (красно-желтые тона), против 81% класс с НУУ. Особенно ярко эту зависимость можно пронаблюдать по отношению к отрицательным отметкам. У учащихся в классе с ВУУ уровень переживания неуспеха ассоциирован с черно-коричневой гаммой и в два раза выше (77% против 38%) по сравнению с классом НУУ, а в связи с этим высокий уровень

напряжения, школьной тревожности, стремление к самоутверждению в шкбйе (рис. 1).

Следующим этапом исследования было изучение различия Цветовых предпочтений каждого испытуемого в разных внушенных эмоциональных состояниях^ связанных с уровнем учебных достижений. Например, каким цветовым тонам соответствует переживанйё чувства вины при учебной неуспешное™. (Методика «Психосинтез» В.Ф. Петренко; В.В. Кучеренко, 1988). Графическая зависимость цветоэмоциональных состояний показана на рис. 2.

Класс НУУ

Класс ВУУ

"Радость'

Радость"

"Вина"

□ Жёлтый , 0 Красный Чёрный 13 Коричневый у

Рис. 2. Цветоэмоциональные связи младших школьников с разным уровнем успеваемости

Л. В. Ахметова. Цветоассоциации уровня учебных достижений учащихся младших классов

Представляет интерес сравнение количественных-данных по показателю «вина» в двух классах. В классе с ВУУ, как уже отмечалось, с высоким уровнем тревожности, также наблюдается высокая однозначная дифференциация чувства вины в основном в черно-коричневом цвете (77%). Цветоассоциативное чувство вины в классе с НУУ представлено в большом разбросе: черный - 52%, красно-желтые тона - 24% (возможно, компенсаторный эффект). Суммарный результат цветоэмоционального предпочтения по такому эмоциональному ощущению, как радость (красный, желтый) в двух классах приблизительно одинаковый: 73% - класс с ВУУ, 76% - класс с НУУ. На рис. 2 показано количественное соотношение между цветоассоциациями по отношению к оценке знаний успеваемости и цветоэмо-циональным связям. Так, у учащихся с ВУУ сле-

дует отметить высокий уровень переживания на ситуацию неуспеха (черно-коричневые тона).

Таким образом, зрительное цветовосприятие необходимо рассматривать как сложный, психологический процесс, включающий в себя высшие функции нервной деятельности.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования ■ цветовосприятия и цветоассоциативных отношений учащихся младших классов к уровню учебных достижений, позволил подтвердить идею единства и взаимосвязи сенсорно-перцептивной активности с уровнем развития познавательных способностей.

Метод цветоассоциаций располагает широкими возможностями исследования аффективной сферы учащихся, выявления динамики эмоциональных характеристик учащихся в зависимости от уровня учебных достижений.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 49.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.

3. Степанов В. Г, Возрастные особенности восприятия цвета шкопьниками II Изучение перцептивной и мыслительной деятельности учащихся. М.: Изд-во МОПИ, 1983.С. 3-16.

4. Ахметова Л. В. Роль зрительного восприятия цвета в познавательной деятельности младших школьников II Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып, 4. Сер.: Педагогика. 1998. С. 69-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.