© И.В. Шамин, 2008
УДК 327(73) ББК 66.4(7Сое)
«ЦВЕТНАЯ» («БАРХАТНАЯ») РЕВОЛЮЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ США НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ 1990-х - НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ
И.В. Шамин
Статья посвящена рассмотрению особенностей технологии совершения государственного переворота «“бархатная” (“цветная”) революция», разработанной американскими специалистами. Главной особенностью подобной модели осуществления государственного переворота является использование для достижения данных целей противоречий между элитами «атакуемой» страны.
Ключевые слова: международные отношения, «бархатные»революции, «цветные»революции, США, правящие режимы, геополитика, захват власти, государственные перевороты.
Характер дипломатических, военных, экономических, информационно-культурных и других процессов на международной арене, происходивших в 1990-е - начале 2000-х гг., достаточно убедительно свидетельствует о том, что государства по-прежнему являются главными акторами системы международных отношений (далее - СМО). И несмотря на завершение «холодной войны» фактор соперничества между ведущими мировыми державами и борьбы между ними за преобладание в различных регионах планеты также оказывает огромное влияние на формирование особенностей как политической обстановки в мире, так и на положение дел на мировых экономических рынках. Более того, в условиях глобализации мировой экономики, которая приводит ко все большему расширению межгосударственных связей в сфере инвестиций, производства, финансов, снабжения, обращения, научно-технического прогресса и либерализации международной экономической деятельности вообще, развитые страны стали придавать очень важное значение поддержанию прежде всего своей так называемой
внешнеполитической конкурентоспособности, то есть обеспечению своих национальных интересов и безопасности, а также «успешному» ведению конкурентной борьбы со своими реальными и/или потенциальными «соперниками» из числа других государств либо иных акторов современной СМО.
В то же время, как убедительно доказали события и главные итоги «холодной войны», а также «содержание» тенденций развития международных отношений в конце ХХ - начале XXI в., основополагающую роль для обеспечения «состоятельности» на международной арене государств, претендующих на сохранение своей экономической самостоятельности и политического суверенитета, играет не только тот хозяйственный, военный, политический, технологический, информационный, демографический и иной потенциал, которым они располагают. Но также не менее важное значение имеет при этом наличие у правящей элиты таких стран соответствующих научно-теоретических и практических «умений», «навыков» и «способностей» эффективно распоряжаться данными материальными и человеческими ресурсами для успешного решения подобных внешнеполитических задач.
В связи с этим изучение тех, уже опробованных на практике, технологий и методик,
которые могут применяться главным образом развитыми странами для эффективного достижения своих жизненно важных целей на международной арене, ведения геополитической борьбы и «сокрушения» своих внешнеполитических противников из числа других государств и/или иных акторов СМО, а также поддержания собственной безопасности, безусловно, представляет сейчас очень важное не только научно-познавательное, но и прикладное значение.
Как можно констатировать, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. правящие круги США достаточно успешно использовали для свержения неугодных режимов в бывшей Югославии, Грузии, Украине и Киргизии и, таким образом, установления своего полного либо частичного контроля над этими странами одну из таких специально разработанных политических технологий, которая у специалистов получила название «“бархатная”, или “цветная”, революция». Главная особенность данной модели осуществления геополитической борьбы заключается в том, что она рассчитана на «нелегитимный» захват политической власти в «атакуемой» стране. Она реализуется путем использования для решения подобной задачи так называемых ненасильственных методов борьбы и прежде всего факторов недовольства гражданами такого государства политикой правящих властей и социально-политической активности определенных групп населения.
Анализ особенностей механизма реализации «цветных» революций в указанных странах дает возможность сделать следующие выводы относительно содержания тех основополагающих принципов, на которых базируется созданная американскими специалистами данная технология «мирного» захвата политической власти в государстве-«жертве» путем использования для этих целей его же собственных граждан.
Главным элементом технологии «цветной» революции является заключение «субъектом» подобной «геополитической игры», то есть США, так называемого «политического союза» с «враждебными» по отношению к господствующему в «атакуемой» стране режиму группировками правящей элиты, а также оказание им всесторонней под-
держки в борьбе против официальной власти и связанных с ней объединений элиты, включая помощь по линии собственных спецслужб.
Кроме того, в технологию «цветной» революции входит интенсивное финансирование «субъектом» по различным каналам оппозиционных «неугодному» политическому режиму политических партий и движений, а также обеспечение разного рода необходимых предпосылок, которые позволяют при этом наладить тесное взаимодействие данных политических сил с теми объединениями финансово-промышленной и политической элиты, которые недовольны правящим в стране властным кланом.
Необходимым условием для совершения «бархатной» революции является создание «субъектом» и подконтрольными ему оппозиционными группировками элиты так называемого параллельного центра власти в стране, формально возглавляемого официальными лидерами политической оппозиции. Потому важнейшим направлением деятельности «субъекта» также становится консолидация различных оппозиционных правящему режиму сил вокруг специально подготовленных руководителей, которые должны при этом выступать в роли политических лидеров общегосударственного уровня. И таким образом, происходит формирование в «атакуемой» стране так называемого теневого центра власти, фактически параллельного официальной системе управления государством, но в то же время полностью подконтрольного «субъекту». Главной функциональной задачей данного теневого центра власти должно стать непосредственное руководство ходом «цветной» революции, то есть именно лидеры данного оппозиционного властного центра должны официально стать во главе такого рода революционного движения в стране-«жертве» [3, с. 217-228].
Для «субъекта» и подконтрольной ему оппозиции главным театром «боевых действий» в борьбе против официальных властей, согласно рассматриваемой технологии ведения геополитической борьбы, является столица «атакуемого» государства. Поэтому другим очень важным условием для осуществления «цветной» революции становится предварительное установление оппозиционны-
ми кругами правящей элиты полного контроля над всеми столичными структурами власти и аппаратом их управления. Вместе с тем особую значимость для оппозиции будет иметь получение власти над правоохранительными органами столицы.
Как можно констатировать, одной из основных стратегических целей технологии «бархатной» революции становится создание во «враждебном» государстве такой, прежде всего политической, социально-экономической и информационной, обстановки, которая позволяла бы «заказчикам» подобной революции обеспечить относительно мирную передачу властных полномочий от официального центра власти, то есть от неугодного «субъекту» политического режима, в руки оппозиционного центра, который является подконтрольным «субъекту».
Для решения такой задачи «субъектом» и оппозицией применяется прежде всего фактор создания внутри страны, и при этом главным образом в столице «атакуемого» государства, так называемого «хаоса управления». Или, по-другому, целенаправленное формирование в данном государстве такой внутренней обстановки, которая не позволяла бы правящему режиму на определенный период эффективно осуществлять свои властные полномочия, то есть осуществлять управление страной вообще, а также контролировать ситуацию в первую очередь в столице. И в результате этого в стране-«жертве» фактически должно возникнуть общее состояние так называемого «кратковременного управляемого безвластия» [3, с. 228-230].
Данная «властная пауза», как следует подчеркнуть, в принципе представляет собой то необходимое объективное условие, которое предоставляет «субъекту» и связанной с ним оппозиции благоприятные возможности обеспечить в конечном итоге передачу рычагов управления «атакуемым» государством от официально существующего центра власти в руки оппозиционных лидеров. И в первую очередь - руководство силовыми ведомствами такой страны.
Оценка подобной стратегии осуществления «цветной» революции позволяет также констатировать, что именно поэтому наиболее удобным периодом для ее проведения стано-
вятся именно общенациональные парламентские или президентские выборы, поскольку во время подобного рода политических мероприятий в стране-«жертве» практически естественным образом происходит определенный «паралич» общегосударственной власти. И таким образом, главный «субъект» «цветной» революции получает практически дополнительные возможности для организации в «атакуемом» государстве состояния масштабного кризиса власти путем так называемого искусственного углубления этого складывающегося во время выборов «естественного хаоса» в управлении государством.
Основными инструментами для создания «субъектом» в стране-«жертве» «хаоса управления» и обеспечения в итоге «капитуляции» правящего режима перед оппозицией бывают:
1. Использование для подобных целей уже сложившегося в «атакуемом» государстве естественным путем под воздействием различных как внутренних, так и внешних факторов масштабного кризиса в политической и социально-экономической сферах.
2. Целенаправленное инициирование в стране-«жертве» «субъектом», а также подконтрольной ему оппозицией кризисных событий в таких количественных и качественных параметрах, масштабы которых заведомо не позволяют правящему режиму, с учетом имеющихся в его распоряжении сил и средств, справиться и нейтрализовать такого рода негативные процессы в стране в самые короткие сроки. При этом «субъект» для того, чтобы сформировать внутри «атакуемого» государства глубокий политический, социальноэкономический и военно-политический кризис, согласно технологии «цветной» революции, будет оказывать соответствующее воздействие на такую страну сразу по двум главным направлениям.
Первое - на международной арене. Для этих целей «субъект» может применять против страны-«жертвы» такие, например, методы, как «ограниченная» военная агрессия, введение международных экономических и других санкций, оказание дипломатического и информационного давления и т. п.
Второе - непосредственно внутри «атакуемого» государства. Что касается действий «субъекта» по этому направлению, то глав-
ную роль здесь должны играть в первую очередь акции так называемого провокационного характера. То есть спецоперации, способные по своей направленности и получаемому при этом эффекту вызвать большой общественный резонанс как в государстве в целом, так и в отдельных, наиболее интересующих их «заказчиков» городах и административных районах страны-«жертвы». Причем по своему предназначению и, следовательно, «сценарию» исполнения подобного рода мероприятия должны прежде всего провоцировать и углублять в обществе недовольство политикой центральной власти и, таким образом, недовольство существующим в стране политическим режимом вообще. Подобные подрывные акции могут быть осуществлены «субъектом» непосредственно с помощью собственных спецслужб и разведок государств-союз-ников, а также путем использования так называемых «служебных возможностей» прежде всего тех «агентов влияния», которыми он будет располагать в руководящих структурах «атакуемого» государства.
Например, такого рода целям могут служить организация и финансирование со стороны «субъекта», а также связанных с ним оппозиционных объединений властных слоев накануне и/или в период выборов массовых уличных беспорядков, демонстраций, акций гражданского неповиновения властям, целого ряда террористических акций, целенаправленно рассчитанных на гибель большого числа людей или разрушение особо важных объектов системы ЖКХ, инфраструктуры страны и др. Причем это осуществляется прежде всего в столице, а также, в случае необходимости, в других крупных городах и наиболее развитых и густонаселенных субъектах «атакуемого» государства. Кроме того, инициирование через своих «агентов влияния» проведения правительством подобной страны в первую очередь таких экономических преобразований, результатом которых станет серьезное ухудшение социально-экономического положения большинства граждан и неизбежный рост их недовольства политикой высшего руководства го-сударства-«жертвы» [1, с. 179-180].
3. Оказание «субъектом» и оппозицией непосредственного давления, в том числе и
психологического, на членов высшего руководства «атакуемой» страны для того, чтобы в первую очередь ограничить для них свободу действий в борьбе с политической оппозицией во время выборов, а также эффективно управлять государством. Важное значение при этом имеет компрометация с помощью различных провокаций главы государства, других представителей высшего руководства страны, причем прежде всего входящих в ближайшее окружение лидера страны, а также руководителей силовых ведомств - спецслужб, армии, МВД и др. Главный результат, на получение которого нацелены такие спе-цакции, - это ослабление социально-политической поддержки существующего правящего режима со стороны широких слоев населения, а также «силовиков». Во многом благодаря решению этой политической задачи «субъект» добивается прежде всего того, что центральные власти фактически лишаются так называемого лимита на применение силовых методов против политической оппозиции для подавления «цветной» революции [1, с. 178-179, 180-181].
4. Во время заключительной стадии избирательной кампании обеспечение «субъектом», а также его возможными союзниками, главным образом из числа других ведущих государств Запада, и влиятельными прозападными международными организациями (например, ОБСЕ, ПАСЕ, МВФ и др.) прямого, жесткого, массированного и всестороннего воздействия, причем как по неофициальным, так и официальным каналам, включая международные СМИ, на находящуюся у власти в стране-«жертве» группировку элиты для того, чтобы независимо от исхода голосования граждан на выборах заставить ее пойти на уступки силам оппозиции и в конечном итоге «добровольно» отказаться от власти в их пользу.
Помимо выполнения указанной выше программы для успешного захвата власти в «атакуемом» государстве, согласно данной модели ведения геополитической борьбы, для «субъекта» важное значение также имеет решение еще нескольких взаимосвязанных задач. Среди них наиболее приоритетными являются следующие:
1. Привлечение оппозиционных финансовопромышленных групп элиты к активному учас-
тию в финансировании, а также руководстве деятельностью политической оппозиции и ее вероятных политических союзников.
2. Установление контроля «субъектом» и находящимися с ним в союзе элитными объединениями над работой общенациональных и ведущих региональных СМИ, и в первую очередь электронных, путем подкупа их непосредственных владельцев, руководителей, корреспондентов либо покупки права собственности на эти СМИ. И таким образом, происходит создание в стране-«жертве» системы информационного обеспечения «цветной» революции.
3. Создание в государстве-«жертве» условий, позволяющих «субъекту» и оппозиционным силам эффективно нейтрализовать систему взаимодействия и связей высшего руководства страны с силовыми ведомствами -армией, спецслужбами, милицией и др. Главной задачей данных мероприятий также будет являться блокирование возможных попыток правительства использовать эти силы для подавления «бархатной» революции и прежде всего прекращения выступлений политической оппозиции в столице страны. Основной метод реализации данного плана - перевербовка лидерами оппозиции и спецслужбами «субъекта» руководителей указанных правоохранительных структур высшего и/или среднего (то есть оперативного) звена главным образом с помощью подкупа и/или шантажа.
4. «Вербовка» аналогичным образом чиновников в первую очередь высшего и среднего звена в государственном аппарате страны. Цель - в случае необходимости использовать служебные возможности данных «агентов» для того, чтобы парализовать эффективную работу центральных органов власти в период «цветной» революции.
5. Обеспечение «субъектом» и оппозиционными группировками правящего слоя поддержки своим планам по захвату власти со стороны глав ключевых субъектов государства, а также наиболее влиятельных объединений региональной финансово-промышленной элиты.
6. Задействование «субъектом» в целях подготовки «цветной» революции находящихся под его скрытым контролем, но при этом формально считающихся независимыми так
называемых некоммерческих международных организаций в первую очередь для того, чтобы скрыть свою причастность к организации незаконного захвата власти в «атакуемой» стране. Их главными функциями в процессе деятельности в государстве-«жертве» при этом должны стать в основном финансирование по своим каналам политической оппозиции, обучение ее лидеров, согласование и координация совместных действий «субъекта» и различных оппозиционных сил, разработка и корректировка в случае необходимости планов таких мероприятий. Наконец, сбор требуемой информации, обеспечение необходимой информационно-пропагандистской поддержки оппозиции, оказание «требуемого» воздействия на представителей высшего руководства страны и высокопоставленных офицеров силовых ведомств, организация «прикрытия» для работы сотрудников спецслужб «субъекта» на территории «атакуемого» государства и др. Например, в подготовке «бархатных» революций в бывшей Югославии, а также государствах на постсоветском пространстве принимали особенно активное участие такие американские неправительственные организации, как Национальный фонд за демократию и его структуры - Международный республиканский институт, Национальный демократический институт международных проблем, Центр по поддержанию международного частного предпринимательства, Американский центр за международную солидарность трудящихся. Кроме того, Фонд Карнеги за мир и во всем мире, организация «Дом свободы. Институт “Открытое общество”», финансируемая фондом Сороса, фонд «Евразия», Институт развития демократии в Восточной Европе и др. [2, с. 199-201].
Практическое осуществление «цветной» революции происходит на завершающей стадии парламентских или президентских выборов в «атакуемом» государстве. Ее главными событиями являются организация «субъектом», подконтрольными ему объединениями правящей элиты, а также политической оппозицией после официального завершения предвыборной кампании массовых акций неповиновения, пикетов, демонстраций и уличных беспорядков прежде всего в столице страны-«жертвы», если оппозиционным
силам не удастся «законно» победить на этих выборах, либо до официального оглашения их результатов заставить официальные власти «добровольно» признать свое политическое поражение. В этом случае для «субъекта» и его союзников решающее значение будет иметь фактор так называемого завоевания улицы. Главной движущей силой для инспирирования беспорядков в столице и, следовательно, основным инструментом для захвата власти в стране по сценарию «цветной» революции для «субъекта» становится заранее созданное именно для этих целей при его участии и благодаря его финансовой поддержке так называемое молодежное оппозиционное движение. Как показали события в бывшей Югославии, а также Грузии, Украине и Киргизии, оптимальная численность участников такого рода акций и оппозиционных молодежных организаций составляла всего до 30 тыс. чел. При этом до одной трети таких «боевиков» за свою антигосударственную деятельность получали от заказчиков достаточно крупные суммы денег. И для «субъекта», а также лидеров оппозиции эти «уличные солдаты» фактически выступали как главная ударная сила в ходе осуществления «цветной» революции [1, с. 168-169].
Согласно технологии «бархатной» революции, организованное «субъектом» такого рода комплексное давление на «враждебный» политический режим в стране-«жертве» и связанные с ним группировки правящей элиты как внутри такого государства, так и со стороны так называемого мирового сообщества на международной арене стратегически должно быть направлено на то, чтобы в итоге добиться полной «изоляции» высшего руководства страны и сделать попросту невозможным для него практически исполнять свои властные функции по управлению финансовыми потоками, административным аппаратом и государством вообще. И при таком положении «вакуума власти» для руководителей «атакуемой» страны, оказавшихся в результате этого фактически без силовой, административной и финансовой поддержки, остается только один выход - это «капитуляция» и «добровольная передача» рычагов управления государством в руки подконтрольных «субъекту» лидеров политической оппозиции и объединений элиты.
Таким образом, анализ своеобразия технологии организации и ведения геополитической борьбы «“цветная”(“бархатная”)револю-ция» позволяет сделать вывод о том, что по своей сущности она представляет собой принципиально новую модель организации государственного переворота, которую правящие круги США стали активно применять после завершения эпохи «холодной войны» для свержения неугодных политических режимов в странах, вошедших в сферу их так называемых жизненно важных интересов. И поэтому, несмотря на использование специалистами для обозначения данной технологии термина «революция», тем не менее, как следует констатировать, «цветная» революция как политическое явление и, следовательно, как политическая категория ничего не имеет общего с так называемой социальной революцией, то есть с общепринятым пониманием содержания понятия «революция». Поскольку данная технология осуществления революции - государственного переворота - предполагает, что, во-первых, главной движущей силой, или «заказчиком», подобного процесса является не население государства-«жертвы», а какой-то «иностранный субъект». Во-вторых, для «субъекта» основной стратегической задачей при подготовке государственного переворота по сценарию «бархатной» революции становится отстранение от власти в стране-«жерт-ве» тех политических и финансово-экономических кланов элиты, которые рассматриваются им как «неугодные» или «враждебные». И затем передача рычагов управления таким государством в руки тех сил, которые являются из-за различных причин зависимыми от «субъекта» и которые в силу данного обстоятельства полностью ему подконтрольны. В результате этого «субъект» получает возможность осуществлять в дальнейшем полный контроль над процессами жизнедеятельности и развития страны-«жертвы» и использовать данное преимущество для защиты здесь прежде всего собственных интересов. В-третьих, ведущим фактором, который в первую очередь использует «иностранный субъект» в целях создания условий, необходимых для проведения «цветной» революции, - это наличие острых или антагонистических противоречий между различными группировками фи-
нансово-экономической, политической, «силовой» и интеллектуальной элиты в «атакуемой» стране. В-четвертых, ключевая составляющая модели геополитической борьбы «“цветная” революция» представляет собой заключение «субъектом» «политического союза» с теми группировками правящей элиты «атакуемого» государства, которые так же, как «субъект», рассматривают находящийся у власти режим как «враждебный» и поэтому заинтересованы в его «ликвидации» и захвате власти в стране. В-пятых, широкие народные массы при этом целенаправленно отсекаются «субъектом» и его политическими союзниками от активного и, самое главное, самостоятельного участия в ходе «цветной» революции. И как можно в заключение констати-
ровать, «цветная» революция как политическая технология - это так называемый «верхушечный» государственный переворот, который подготавливается и осуществляется «иностранным субъектом» в стране-«жертве» ради обеспечения собственных интересов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глазунов, О. Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии / О. Н. Глазунов. - М. : ОЛМА-ПРЕСС : Образование, 2006. - 448 с.
2. Кара-Мурза, С. Г. Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили... / С. Г. Кара-Мурза. - М. : Алгоритм, 2005. - 528 с.
3. Петров, М. Н. Механизмы государственных переворотов : ист.-теорет. исслед. / М. Н. Петров. -М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2005. - 400 с.
«COLOR» («VELVET») REVOLUTION AS AN INSTRUMENT DUE TO SUPPORT THE USA’S INTERESTS ON INTERNATIONAL SCENE AT THE END OF 1990TH - AT THE BEGINNING OF 2000
I. V. Shamin
The article is devoted to the features of created American experts technology of the coup d’état named «color» («velvet») revolution. The main feature of coup d’état model is using the conflicting views between the elites of being attacked country.
Key words: international relations, «velvet» revolution, «color» revolution, the USA, the ruling regime, geopolitics, capture the power, coup d’état.