Научная статья на тему 'Цвет и его значение в описании пейзажа'

Цвет и его значение в описании пейзажа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1671
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / ЦВЕТ / COLOR / ОТТЕНКИ ЦВЕТА / COLOR TONES / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / STYLISTIC DEVICES / ЭПИТЕТ / EPITHET / МЕТАФОРА / METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергеевна Маякова Екатерина

В статье рассматриваются роль и значение употребления цвета в пейзажных описаниях романа «Волхв» английского писателя Джона Фаулза. Пейзажное описание рассматривается как один из важнейших компонентов любого художественного произведения, который участвует в организации композиции произведения и обеспечивает целостное восприятие художественной действительности. Без описания пейзажа невозможно полностью ощутить всю атмосферу произведения. Цвет в пейзажных описаниях романа «Волхв» играет немаловажную роль: он настраивает читателя на определённый лад и создаёт особую атмосферу, которая помогает ему наиболее полно прочувствовать происходящее в романе. Цвет и его оттенки влияют на весь настрой романа. Каждый цвет несёт определённую смысловую нагрузку, вызывая у читателя свои ассоциации. В данном романе автор использует цвет в описании моря, гор, острова, неба и интерьеров зданий острова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цвет и его значение в описании пейзажа»

^ филологические исследования 1

^^Црет и ЕГО значение в описании ПЕЙЗАЖА

УДК 801.73

Е. С. Маякова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье рассматриваются роль и значение употребления цвета в пейзажных описаниях романа «Волхв» английского писателя Джона Фаулза. Пейзажное описание рассматривается как один из важнейших компонентов любого художественного произведения, который участвует в организации композиции произведения и обеспечивает целостное восприятие художественной действительности. Без описания пейзажа невозможно полностью ощутить всю атмосферу произведения. Цвет в пейзажных описаниях романа «Волхв» играет немаловажную роль: он настраивает читателя на определённый лад и создаёт особую атмосферу, которая помогает ему наиболее полно прочувствовать происходящее в романе. Цвет и его оттенки влияют на весь настрой романа. Каждый цвет несёт определённую смысловую нагрузку, вызывая у читателя свои ассоциации. В данном романе автор использует цвет в описании моря, гор, острова, неба и интерьеров зданий острова. Ключевые слова: пейзаж, цвет, оттенки цвета, стилистические средства, эпитет, метафора.

E. S. Maiakova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

THE COLOR AND ITS MEANING IN A LANDSCAPE DESCRIPTION

The article deals with the role and the meaning of using color in landscape descriptions in the novel «The Magus» by the English writer John Fowles. The landscape description is considered as one of the most important components of a fictional work, which takes part in contexture organization and provides the unity of fictional reality perception. Without a landscape description, readers cannot perceive the complete atmosphere of the fictional work. The color plays an essential role in landscape descriptions of «The Magus», sensitizing a reader in a special way and providing a specific atmosphere which helps to feel the fictional story to the fullest extent possible. The color with its tones influences the whole sense of the novel. Every color has its own meaning and elicits different associations in different readers. In the said novel, the author uses the color in sea, mountains, island, sky and interior descriptions. Keywords: landscape, color, color tones, stylistic devices, epithet, metaphor.

Пейзаж играет важную роль в художественном произведении, будучи его неотъемлемым элементом. Пейзажные описания всегда являются средством создания какой-либо атмосферы в произведении. Без пейзажа сложно было бы оценить и ощутить всю полноту авторского замысла.

Пейзаж может выполнять самые разно-

образные функции. Он необходим при психологическом анализе состояния героев. С его помощью создаются образные картины различных событий, яркая характеристика обстановки, в которой развёртывается то или иное действие. Пейзажные описания служат выражению мыслей автора или его переживаний и чувств, выполняют идей-

МАЯКОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА — преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

MAIAKOVA EKATERINA SERGEEVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

© Маякова Е. С., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

но-композиционную роль, то есть помогают раскрыть идею произведения. Созданный писателем тот или иной пейзаж позволяет судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о её роли в жизни человека и общества.

В романе Дж.Фаулза «Волхв» пейзажные описания играют важную роль: они помогают читателю увидеть красоту греческого острова, передать чувства и переживания главного героя. Именно они создают мистическую атмосферу этого произведения.

В пейзажных описаниях романа используются различные стилистические средства, наиболее часто употребляемым из которых является эпитет. Непосредственно к пейзажу относятся такие эпитеты, которые обозначают цвета. Обычно это характерная черта любого описания, но, проведя анализ всех примеров, мы обнаружили, что автор редко использует цвета в описании окружающего мира. Как известно, сам цвет и его оттенки могут влиять на весь настрой в романе. Так, тёмные, глубокие цвета могут выражать тайну, грусть, печаль, тревогу. Наоборот лее, светлые, яркие краски привносят радость, счастье и ощущение тепла. Из всех 150 примеров цвет упоминается 55 раз.

Из всех примеров, рассмотренных нами, чаще всего встречается цвет в описание моря (14 примеров, 25,5%), на втором месте идёт описание гор, острова и растительности (13 примеров, 23,6%), затем следует описание неба (12 примеров, 21,8%) и на последнем месте — цвет в описании домов и интерьеров (8 примеров, 14,5%). Оставшиеся 8 примеров не вошли ни в одну из перечисленных групп. Они были связанны либо с описанием цвета рыб, например: "Bosch-like fish that peered foully out of crevices; minute poised fish of electric blue, fluttering red-and-black fish, slinking azure-and-green fish", либо с описанием каких-то предметов на острове, как например: "He had built a miniature jetty, and a small green and rose-pink boat, an open island boat with an engine fitted, was tied up alongside".

В основном Фаулз давал описание цвета моря. Из всех примеров цвет моря упоминался 14 раз.

Например: "Its bow wave made a dark miraging ripple on the creamy blue surface of the sea, and that was all that remembered of civilization".

Здесь автор прибегает к необычному эпитету «кремово-синяя поверхность моря», давая понять, что море не совсем спокойно и молено заметить «барашков» на поверхности воды.

"Phraxos lay 8 hours in a small steamer to the south of Athens; to the south the soft blue desert of the Aegean stretching away to Crete".

Интересная метафора использована писателем — «мягкая синяя пустыня». Море как бы сравнивается с бескрайней, песчаной, тихой пустыней. А пустыня всегда ассоциируется с необитаемым, суровым краем, что и добавляет мистики в данное описание. Атмосфера спокойствия, одиночества, но в то лее время тревоги присуща данному описанию моря.

Как и ожидалось, почти во всех примерах море «синее» или какого-то оттенка синего («цвета морской волны», «зеленоватое»). Только однажды море предстаёт перед нами цвета аметиста (фиолетовое). А фиолетовый цвет, как известно, является цветом тайн, загадок и добавляет морю мистики. Несмотря на всю сложность структуры романа и его представления, удивляет простота и лаконичность красок, употребляемых в пейзаже.

Наряду с описанием моря, можно часто встретить цвет в упоминании неба. Он встречается в 12 случаях.

"The sky was a pale night blue and one or two first faint northerly stars blinked over the trees".

Здесь небо глубокого «ночного синего» цвета, что непосредственно указывает на загадочность ситуации, ведь упоминание в текстах такого эпитета всегда имеет целью создание напряжённости и таинственности ситуации.

^ филологические исследования

В общем, небо в данном романе описано довольно красочно и ярко. Оно меняется от привычного синего до желтеющего и розовеющего на закате. В каждом отдельном примере цвет играет свою определённую роль, настраивая читателя на определённый лад и создавая необыкновенную, неповторимую атмосферу.

Цвет гор, самого острова и его растительности тоже играет немаловажную роль в описании пейзажа. Всего встретилось 13 упоминаний цвета.

Например: "... pumice-colored islands, and beyond them the severe mountains of the Peloponnesus stood over the horizon".

В данном случае цвет синего моря контрастирует с бежеватым цветом островов на горизонте. Привычный цвет для описания острова.

"... magnificent white shoulders out of Hokusai stood west and north across the angry water".

Метафора «белые плечи» использована, чтобы описать заснеженные горы материка.

"... the green froth of the pine tops rolled southwards".

«Зелень» сосен добавляет красок коричневатому острову. Лес всегда ассоциируется с чем-то пугающим, таинственным, а зелёный цвет только усиливает этот эффект.

"... the far mountains ash-blue in the windless heat".

Нехарактерные «пепельно-синие» горы увлекают собой и завораживают. Опять лее использование нового цвета в описании горного пейзажа заставляет читателя обратить внимание на атмосферу романа.

"The mountains were just visible, dusky and black".

На этот раз горы «чёрные». Так же как и весь пейзаж вокруг, они показывают атмосферу в данной ситуации и весь настрой.

Можно отметить, что, по сравнению с морем, которое описано в довольно спокойных тонах, присущих ему, описание самого острова, растений и города выполнено в более ярком стиле и контрастирует с синем

Средиземным морем. Они добавляют краски, живости описанию, а также во многих случаях мистики, являясь нехарактерными и необычными для различных ситуаций. Здесь молено заметить разнообразие ярких цветов: и красный, и жёлтый, и фиолетовый и т.д. Все они призваны создавать особую атмосферу в романе, и неслучайный подбор их в той или иной ситуации способствует лучшему пониманию и осмыслению происходящего в романе.

Наряду с описанием цветов моря и неба молено заметить и описание домов, 8 случаев употребления.

"On the wall a black cross—not the Christian cross; to the left was a deep red rose, the only patch of color in the black-and-white room. At the far end was painted in black a huge left hand cut off at the wrist".

Данное описание комнаты пугает своей таинственностью, описанием деталей и выбором красок. Необычный, странной формы «чёрный крест», слева «тёмно-красная роза». Она была единственным ярким пятном в той «чёрно-белой комнате». Повторение чёрного цвета в описании контрастирует с тёмно-красной розой, которая в данном случае может ассоциироваться далее с кровью.

"I walked up the small flight of steps to the red-tiled side-colonnade".

Для архитектуры Греции характерны колонны из черепицы «красного» цвета.

"... a table covered in a blue and white folk-weave cloth".

Скатерть «голубого и белого» цветов добавляет свежести окружению. Ведь для греческих островов характерен белый и голубой цвета, они используются в фасадах домов, в архитектуре, в предметах мебели и интерьера.

"Dinsford House lay some way out of the village; a five-bay period house brick-red and white".

Опять «кирпично-красный и белый» цвета встречаются в описании дома.

Итак, можно сделать вывод, что цвет

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

в описании пейзажа играет немаловажную ба и помещений всегда создают образ зага-

роль. Он помогает усилить образ таинст- дочности и таинственности. Мистичность

венности и загадочности в той или иной си- ситуаций подкрепляется контрастностью

туации. Цвет наталкивает на определённый ярких и тёмных цветов в описании пейзажа.

лад и создаёт особую атмосферу, которая Употребления различного цвета в той или

помогает читателю наиболее полно прочув- иной ситуации с одним и тем же предметом

ствовать происходящее в романе. Так как (например, морем) создаёт различную атмо-

каждый цвет несёт с собой определённую сферу, от спокойствия до тревоги. Всё это

смысловую нагрузку, то ассоциации, кото- в совокупности с неоднозначным, запутан-

рые сопровождают каждое описание, за- ным и сложным сюжетом романа наделяет

висят от самого читателя. Но такие тёмные его мистической атмосферой, которая дела-

цвета, как фиолетовый, тёмно-синий, тём- ет этот роман неповторимым и запоминаю-

но-зелёный и чёрный, в описании моря, не- щимся читателю.

Примечания

1. Бабенко А. г., казарин Ю. в. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : учебник; практикум. Москва : флинта; Наука, 2005.

2. Жолниренко Т. С. Экспрессивные средства изображения природы в романах Т. Харди // Экспрессивные средства английского языка. Ленинград : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.

3. Маякова Е. С. Пейзаж как средство создания мистической атмосферы в романе Джона Фаулза «Волхв». LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.

4. Маякова Е. С. Роль пейзажа в создании мистической атмосферы в романе Д. Фаулза «Волхв» // Тезисы студенческой научно-практической конференции «Молодёжь в науке». Ростов-на-Дону : ИПО ПИ ЮФУ, 2012. Ч. I. 331 с.

5. Fowles J. The Magus. Dell Publishing; Rev Rei edition, 1985.

References

1. Babenko L. G., Kazarin Iu. V. Lingvisticheskii analiz khudozhestvennogo teksta. Teoriia i praktika [Linguistic analysis of the art text. Theory and practice]. Moscow, Flinta Publ. [Flint Publ.]; Nauka Publ. [Science Publ.], 2005.

2. Zholnirenko T. S. Ekspressivnye sredstva izobrazheniia prirody v romanakh T. Khardi [Expressional means of the image of the nature in T. Hardy's novels]. Ekspressivnye sredstva angliiskogo iazyka [Expressional means of English]. Leningrad, 1975.

3. Maiakova E. S. Peizazh kak sredstvo sozdaniia misticheskoi atmosfery v romane Dzhona Faulza «Volkhv» [Landscape as a tool for the mystical atmosphere in John Fowles's novel «Magician»]. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.

4. Maiakova E. S. Rol' peizazha v sozdanii misticheskoi atmosfery v romane D. Faulza «Volkhv» [Landscape role in creation of the mystical atmosphere in D. Fowles's novel «Magician»]. Tezisy studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Molodezfr v nauke», chast 1 [Theses of student's scientifically practical conference «Youth in Science», part 1]. Rostov-on-Don, 2012. 331 p.

5. Fowles J. The Magus. Dell Publishing; Rev Rei edition, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.