ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 105-107.
УДК 101.1 Г.В. Баранов
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Предлагается гипотеза группировки функций философии по критерию разработки проблем совершенствования цивилизации Новейшего времени; характеризуются десять цивилизационных функций философии в системе культуры современного человечества; утверждается приоритетность идеационной функции философии.
Ключевые слова: функции философии, культура, идеал, цивилизация.
В контексте проблематики статьи понятие цивилизации означает целостное (холистическое) состояние совершенства человечества в период с ХХ в. по 10-е гг. ХХ1 в. Целостность объекта характеризуется показателями всеобщности его внутренних свойств и внешним функционированием под действием факторов среды. Философия как часть культуры человечества по необходимости исследует всеобщее в бытии человечества, поэтому рассуждения о содержании функций философии актуальны в условиях противоречий глобализирующегося общества ХХ - начала ХХ1 в.
Функции философии - система исполнения философией инструментального воздействия на решение общественных и личностных проблем функционирования и эволюции акторов общества. Акторами общества по критерию единичного, особенного и всеобщего являются индивид, социальная группа (социум) и человечество. Философия в составе культуры человечества принадлежит к классу информационной (духовной, идеаци-онной) культуры и выполняет множество функций. Имеются авторские описания и объяснения функций философии с использованием неточных понятий, например: «назначение философии», «роль философии», «задачи философии», «миссия философии» и иные. Эти понятия являются синонимами понятия «функция философии» и используются для популяризации достижений философских наук.
Оптимальная форма реализации цивилизационных функций философии как части культуры ХХ1 в. возможна при условии разработки гипотезы о сущности человеческой деятельности в состоянии антихаосного осуществления бытия, но не в состоянии активности человека [1, с. 128129]. Фактор активности в деятельности абсолютизирует идеал свободы в значении внутреннего свободного выбора индивида. В условиях конкурентных социальных взаимодействий, как свидетельствует цивилизационный опыт, абсолют свободы предметно выражается антигуманными критериями (принципами), например: «человек человеку волк», «война всех против всех», «побеждает сильнейший». Реализация антихаосной стратегии и тактики поведения человека обязывает (вынуждает) учитывать автономию объекта взаимодействия, обеспечивать режимы деятельности по критериям коэволюции, синергии, мира и взаимного полезного сотрудничества.
По нашему мнению, в современном глобализирующемся человечестве философия демонстрирует не менее десяти цивилизационных общечеловеческих функций: идеационную, гуманистическую, критическую, мировоззренческую, методологическую, практическую (праксеологическую), сотериологическую, культуротворческую, социально-идеологическую, эвристическую [2, с. 8-11].
Идеационная функция философии - обоснование и утверждение в общественном мнении парадигмы фундаментальности и первичности идеалов. Идеал - высшее состояние бытия и высшая цель деятельности людей, к которым стремится человек для превращения хаоса бытия в со-
© Г.В. Баранов, 2015
106
Г. В. Баранов
держание оптимальности собственной автономной жизни. Существенные формы проявления интенций человека к идеалам представлены попытками управления природным эгоизмом и преодоления животной ограниченности личной жизни. Состояние идеала никогда не достигается по разным причинам, в том числе в силу ограниченности вещественных, энергетических, психических, экономических, политических и иных возможностей (способностей) акторов человечества. Философами предложены потребителям универсальные идеалы антропного и общественного классов бытия, «главные из которых - добро, истина, красота, свобода, справедливость, гармония, рациональность, гуманность, совершенство, идеал Бога как высшего совершенства» [3, с. 7].
Состояние идеала относится к универсальным целям человечества. По причине ограниченности исторического бытия людей в каждом их этносов, государств и социальных групп (социумов) формируется множество локальных ценностей различных классов (видов). Например, патриотизм, национализм, соборность, коммунизм, добродетельность, законопослушность, «истинная
вера» и иное.
Цивилизационные идеалы и ценности современного человечества выражены в документах ООН, основные из которых -Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека. В частности, по критериям Декларации абстрактные идеалы гуманности, добра, справедливости, совершенства и иные формулируются в 30 статьях как нормы оптимальности человеческой деятельности [4]. Факты нарушения идеалов цивилизации в формах гражданских войн и вооружённых конфликтов в государствах Европы, Азии и Африки в ХХ1 в. являются показателями регресса человечества и одновременно объектами прогресса, так как стимулируют акторов общества к осуществлению антихаосных трансформаций для обеспечения оптимальности.
Гуманистическая функция философии -обоснование и утверждение в общественном мнении гипотезы о высшей ценности человека в сравнении с иными объектами бытия. В среде обитания (бытия) человека функционируют организмы живой природы и объекты неорганической природы, множество общественных объектов - экономические, социальные, информационные, политические и др., в том числе трансцендентные состояния. По критерию идеала гуманности ценность данных объектов вторична в сравнении с ценностью бытия человека. Гуманистическая функция философии актуальна в периоды нестабильной стадии эволюции государства, в частности, в период формирования ценностей под дей-
ствием факторов селективной рыночной конкуренции.
Критическая функция философии - выявление противоречий между идеалами и фактами бытия по различным критериям и для различных целей предметной деятельности. По мнению некоторых специалистов, в абстрактном значении сущностью критической функции философии является осмысление достижений культуры, анализ ошибок и иллюзий. Частично критическая функция философии выражается в декартовском девизе «подвергай всё сомнению». Абсолютизация критической функции философии и культуры в целом характерна для современной информационной цивилизации, так как бесконечность информационного пространства потенциально воспроизводит новые варианты описаний и объяснений фактов по различным критериям и методам.
Мировоззренческая функция философии - создание информационных моделей объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по определённым критериям для использования в общественной и индивидуальной деятельности с целями достижения успешных вещественных результатов. Классификационные единицы мировоззрения характеризуются специалистами с использованием различных терминов, в том числе «тип», «вариант», «вид», «класс мировоззрения». По мнению некоторых специалистов, мировоззренческая функция философии демонстрирует сущность философии в культуре.
Методологическая функция - разработка гипотез, концепций и эффективных методов познания, а также систематизация достижений человечества в понятиях и логически обоснованных суждениях.
Практическая (праксеологическая) функция философии - объяснение сущности человеческой деятельности и разработка эффективных методов достижения её оптимальных материальных результатов. Философия - это теоретическое знание, которое обеспечивает потребности человека в истинных знаниях для оптимизации вещественно-энергетического бытия человека.
Сотериологическая функция философии - объяснение сущности духовности и разработка эффективных методов её формирования у людей. Данная функция актуальна по причинам интенции человека к трансцендентному бытию - бытию за пределами жизненного опыта индивида. Трансцендентное бытие для человека имеет статус совершенного объекта бытия, установление связи с которым даёт возможность оптимизировать вещественное бытие и достичь «вечное» идеальное совершенство.
Культуротворческая функция философии - создание новой общезначимой текстовой информации об объектах бытия и
Цивилизационные функции философии
107
разнообразной деятельности личности, социума и человечества с целью сохранения, преобразования и передачи в поколениях достижений цивилизации. Именно в культуротворческой функции достигается состояние плюрализма знаний и информации, оценок и мнений в их систематизированных и доступных формах множественности.
Социально-идеологическая функция
философии - теоретическое обоснование систем идеологии и их пропаганда в общественном мнении.
Эвристическая функция философии -содействие совершенствованию личности человека и его творческих познавательных способностей в формах памяти, внимания, логического мышления, интеллектуальной интуиции, воображения. Иное объяснение эвристической функции: функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.
Специалистами философских наук выделяются иные виды функций - аксиологическая, воспитательная, интегративная, координирующая, прогностическая, критическая, социальная, социально-аксиологическая - и их группировки. Например, утверждается, что к мировоззренческим функци-
ям философии относятся социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, гуманистическая функции; основными функциями философии являются воспитательная, координирующая, утешительная, познавательная, ценностная и иные. Исследования сущности и специфики философии в культуре современной цивилизации демонстрируют приоритетность философии в системе современных наук и иных классов культуры. Причина доминирования философии в культуре человечества - обоснование и пропаганда идеалов, последовательная реализация идеационной цивилизационной функции.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Баранов Г. В. Понятия политологической культуры : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГТУ,
2012. 300 с.
[2] Баранов Г. В. Философия в культуре : монография. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. 2б0 с.
[3] Баранов Г. В. Философский практикум : учеб. пособие. 2-е изд. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 528 с.
[4] Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declar ations/dec/hr.shtml.