Т. В. Осипова
ЦИКЛИЧНО-ЭТАПНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА
В статье рассматривается сущность творческого потенциала, циклы и этапы его формирования; место и роль готовности в подготовке руководителя хореографического коллектива; роль установки в формировании готовности руководителя хореографического коллектива.
Ключевые слова: готовность, деятельность, потенциал, творчество, установка, хореограф, этапы, циклы.
The article considers creative potential essence, cycles and landmarks of its formation; the place and the role of willingness in dancing group leader training; the role of a directive in forming willingness of a dancing group leader.
Key words: willingness, activity, potential, creative activity, a directive, a choreograph, landmarks, cycles.
Развитие творческого потенциала личности является одним из наиболее важных и сложных вопросов не только в педагогике, но и в психологии.
Значимость данной проблемы заключается в том, что решение ее позволит личности реализовать себя исходя из своих способностей, занять достойное место в жизни, тем самым расширить ценностное пространство социума. Творческие способности внешне проявляются достаточно четко, однако, трудно определить всю глубину творческого потенциала и разработать необходимую программу, выбрать средства и методы развития творческих данных каждой личности.
Ряд ученых, в частности известный педагог В. Г. Рындак [4], считает, что реализацию творческого потенциала следует осуществлять на основе я-концепции, разработанной Э. Берном [3].
Теоретические исследования и эмпирический опыт показывают, что развитие творческого потенциала студента носит не просто цикличный, но и этапный характер. Цикл выступает как совокупность явлений, элементов, процессов, составляющих относительную целостность.
Отметим, что со стороны управления педагогическим процессом развития творческого потенциала студентов-хореографов выделяют следующие циклы:
1) ориентировочный, или цикл первоначального развития творческого потенциала личности студента;
2) основной, или цикл активного развития творческого потенциала личности студента;
3) коррекционно-развивающий цикл творческого потенциала студентов;
4) результативно-оценочный цикл развития творческого потенциала студентов.
Цикличность отражает поступательное развитие творческого потенциала личности студента; носит диалектический характер, процесс повторяется, но
только на более высоком уровне развития творческого потенциала личности. Каждый цикл включает в себя систему этапов (этап - это часть пути, отрезок времени, изменение, стадия процесса, составная часть цикла). В содержательном плане к каждому из них, кроме специфики, следует отнести задачи, содержание, методы, диагностику, прогнозирование развития творческого потенциала студента.
Первый цикл - организация и первоначальное развитие творческого потенциала - включает в себя следующие этапы:
- выяснение творческих задатков личности в области хореографической деятельности;
- определение задач развития творческого потенциала каждого студента;
- формирование установки на развитие творческого потенциала личности студента, исходя из «зоны ближайшего развития»;
- проектирование и моделирование развития творческого потенциала личности студента;
- выделение хореографических ценностей и их функций в развитии творческого потенциала личности;
- ориентирование студентов на ценности развития творческого потенциала специалиста-хореографа.
Второй цикл (основной) - активное развитие творческого потенциала личности - содержит такие стадии, как:
- актуализация установки на готовность студента к развитию творческого потенциала;
- системное развития творческого потенциала студентов-хореографов;
- активное формирование когнитивного компонента готовности к хореографической деятельности;
- этап рефлексирования развития творческого потенциала студентов;
- этап анализа информации, получаемой по каналам обратной связи о состоянии развития творческого потенциала личности;
109
- этап прогнозирования дальнейшего развития творческого потенциала личности студента.
Третий цикл творческого потенциала студентов - коррекционно-развивающий (трансформирующий) - включает в себя:
- нормативный этап, отражающий инновационные формы развития творческого потенциала в деятельности;
- этап адаптации содержания и способов деятельности к развитию творческого потенциала личности;
- этап коррекции условий ценностных ориентаций на развитие творческого потенциала студентов-хореографов;
- этап расширения и обогащения информационного пространства развития творческого потенциала;
- этап включения студентов в активную творческую хореографическую деятельность;
- этап создания продуктов творческой хореографической деятельности.
Четвертый цикл развития творческого потенциала студентов - результативно-оценочный - включает следующие этапы:
- осмысление результатов развития творческого потенциала;
- оценка результатов реализации установки и модели развития творческого потенциала;
- оформление результатов развития творческого потенциала студентов-хореографов;
- обобщение, формулирование теоретических выводов, практических рекомендаций.
Этапы развития творческого потенциала студента ограничиваются периодом развития новых, свойственных конкретному этапу качеств, называемых личностными новообразованиями. Новообразования процесса развития творческого потенциала студента - это представление о себе, изменяющемся образе я и собственной я-концепции как целостной и смыслообразующей модели я, которые находятся в определенной взаимосвязи.
Развитие творческого потенциала на основе циклично-этапного подхода выступает фактором формирования готовности руководителя хореографического коллектива.
Готовность к деятельности - явление неоднозначное. Д. Н. Узнадзе, А. Г. Асмолов и др. рассматривают готовность как установку к действию, саму установку как пусковой механизм начала деятельности.
Основой включения в модель готовности в нашем исследовании явилась я-концепция, разработан-
ная Э. Берном [3] и др. Концепция отражает осознание человеком собственного я. Для формирования профессиональной готовности важно, чтобы я-концепция носила позитивный характер. Такая концепция позволяет студенту вскрыть свои сильные стороны и имеющиеся потенциальные возможности, которые помогут ему самоактуализироваться и создать условия, стимулирующие процесс творческого саморазвития. Уважение к себе позволяет студенту увидеть и развить как собственную личность, так и личность другого. Сформированная я-концепция обеспечивает направленность, относительное постоянство и устойчивость внутреннего состояния личности студента, общей линии его поведения, складывающейся на основе непрерывной саморегуляции, самооценки и самоконтроля своей жизнедеятельности, которая и предопределяет установку на постоянное самосовершенствование. Без сформировавшейся я-концепции будущий руководитель хореографического коллектива не может выступать как субъект творческой преобразующей деятельности.. Позитивная я-концепция выступает как фактор, организующий и направляющий деятельность личности на формирование готовности к профессиональной деятельности руководителя хореографического коллектива.
Готовность студента, будущего руководителя творческого коллектива, выступает как сложное личностное образование, характеризующееся длительностью формирования, устойчивостью компонентного состава, динамичностью проявлений в совокупности с факторами, обусловливающими эффективность педагогической деятельности, стимулирующими саморазвитие творческих сил личности.
Структура готовности, как правило, рассматривается как по компонентам, так и по выполняемым функциям. Исследователи, рассматривающие структуру готовности к деятельности в рамках компонентного подхода, включают:
- постановку целей на основе потребностей и мотивов;
- осознание личностью поставленной перед ней задачи;
- разработку плана реализации готовности;
- установку на реализацию плана и готовности;
- разработку модели, схемы предстоящих действий;
- воплощение появившейся готовности в предметных действиях, применение определенных средств и способов деятельности;
- сравнение хода выполняемой работы и промежуточных результатов с намеченной целью;
110
- внесение корректив в педагогический процесс.
Анализ педагогического процесса, возникших
ситуаций, решение задач, развитие замысла, эмоциональное проявление и изменение готовности определяется доминирующим мотивом, обеспечивающим направленность активности личности
В свете компонентного подхода мы выделили следующие компоненты, связанные с формированием готовности будущего руководителя хореографического коллектива:
- ценностно-личностный компонент, связанный с осознанием себя с точки зрения социокультурной ценности;
- содержательно-информационный компонент, включающий развитие когнитивных способностей;
- процессуально-деятельностный компонент, связанный с включением личности в творческую деятельность. Такой подход позволяет выйти на педагогические условия формирования готовности на основе установки на развитие творческого потенциала личности студента.
Готовность выступает в двух аспектах: как готовность к созидательному, творческому труду и как готовность к развитию своих творческих способностей и других людей. В этом смысле мы солидарны с З. С. Левчук, рассматривающей педагогическое творчество как интегративное качество, определяющее высокий уровень профессионального мастерства и обусловливающее потребность постоянно совершенствовать и изменять как условия учебной деятельности, так и методы и средства педагогического воздействия, в зависимости от изменяющихся ситуаций образовательного процесса. Результатом процесса формирования данного вида готовности является профессионально-ориентированное творчество, в котором соединяется потребность и способность реализовывать силы и возможности в интересах воспитания творческой личности, самореализации личности педагога.
И. Е. Брякова, разделяя взгляды З. С. Левчук, сосредотачивает внимание на развитии у обучающихся музыкальных, художественных, литературных творческих способностей. Саму готовность студентов к развитию творческих способностей ученый связывает с системой взаимосвязанных условий, к которым относит:
- культуру субъект-субъектных взаимоотношений между преподавателем и студентом;
- ориентацию студентов на собственное творчество и развитие способностей;
- владение специальной системой теоретических знаний и практических умений, связанных с творческой деятельностью;
- формирование собственного опыта решения творческих задач, имеющих профессиональную ценность;
- включение студентов в творческую профессионально-педагогическую учебную деятельность;
- стимулирование развития педагогической рефлексии.
Система формирования готовности и развития творческих способностей рассматривается на основе личностно-ориентированного, деятельностного, рефлексивного подхода.
Исследуя формирование профессиональной готовности будущего руководителя хореографического коллектива, важно выделить структурные компоненты этой готовности. Исходя из анализа эмпирических данных и опыта смежных исследований прогностически к структурным элементам готовности мы отнесли:
- ценностно-личностный компонент, поскольку необходимым условием формирования исследуемого нами личностного образования (готовности) становится развитие соответствующих ценностных ориентаций у руководителя хореографического коллектива;
- систему педагогических ценностей, ориентированных на развитие творческого потенциала будущего специалиста;
- наличие установки на готовность к собственному творческому саморазвитию у будущего руководителя творческого коллектива;
- овладение необходимыми, субъективно значимыми знаниями о сущности процесса развития творческого потенциала личности;
- освоение будущим руководителем хореографического коллектива технологических умений;
- формирование индивидуального стиля деятельности как руководителя творческого коллектива, на основе установки на развитие творческого потенциала.
Приведенное выше составляет основу запуска механизмов творческого саморазвития личности и формирования готовности студента как будущего руководителя хореографического коллектива.
Следовательно, готовность занимает ведущее место в модели педагогического процесса, которую мы рассматриваем как проекцию подготовки компетентного специалиста, основанной на развитии творческого потенциала личности будущего руководителя хореографического коллектива.
111
Вместе с тем подготовка специалиста является процессуальной системой, ведущий элемент которой
- деятельность, точнее, взаимодействие субъекта с социокультурной средой, со средствами образования, выступающими как инструметально-
познавательные ценности.
Сама деятельность студента обусловливается потребностями, ценностными ориентациями, установкой. Потребности являются движущей силой в организации и свершении деятельности; ценностные ориентации связаны с удовлетворением потребностей на основе выбора (ориентации) ценностей; установка выступает как пусковой механизм, как готовность для совершения деятельности.
Весь этот комплекс направленности субъекта (потребности, установка и деятельность) органически связан с условиями, средой, в которой совершается деятельность по удовлетворению потребностей личности. При этом установка вызывается потребностью (определенной ситуацией, вызванной необходимостью) и предшествует деятельности.
Установка, исходя из исследований Д. Н. Узнадзе, характеризуется внутренним состоянием человека, отражает его готовность к активной конкретной деятельности. «При наличии потребности, которая должна быть удовлетворена, и соответствующей ситуации, живой организм обращается к определенной целенаправленной деятельности... Эта деятельность, в первую очередь, зарождается в форме установки, которая в дальнейшем раскрывается в виде доступных наблюдателю внутренних и внешних актов поведения» [5, с. 199]. Следует заметить, что Д.
Н. Узнадзе рассматривает установку как готовность к действию, поведению, включающую в себя направление, в котором на деле задача должна быть
решена. Эту особенность необходимо учитывать в исследовании.
Формирование готовности к творческой деятельности будущего руководителя хореографического коллектива связано с уровневым подходом к формированию установки. Так, А. Г. Асмолов выделяет:
- уровень смысловых установок, выполняющих функцию интеграции, укрепления направленности, связи отдельных действий;
- уровень действия, где функционируют целевые установки, т. е. цели действий;
- более низкий уровень деятельности, где проявляется операционная установка, под которой понимается готовность к осуществлению особого способа действий, возникающая в ситуации решения задач [2, с. 61-62].
Выделение уровневого характера установок представляет собой теоретическую основу организации педагогического процесса по развитию творческого потенциала и на этой основе формирование готовности к овладению компетенциями руководителя хореографического коллектива.
Функциональное значение установок заключается в том, что они стабилизируют направленность деятельности личности. При этом активность выступает как момент становления, развития, видоизменения деятельности.
Итак, установка выступает как готовность к деятельности, следовательно, может выражать готовность к творческой деятельности, к формированию компетенций руководителя хореографического коллектива. Готовность к руководству хореографическим коллективом является результатом развития творческого потенциала на основе этапно-цикличного, деятельностного и ценностного подходов.
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: ИКГУ, 1996.
2. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. - Воронеж: МО-ДЭК, 1996.
3. Берн, Э. Трансактный анализ и психотерапия / Э. Берн. - СПб.: Братство, 1992.
4. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. - М., 1997.
5. Узнадзе, Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. - М.; Воронеж: МОДЭК, 1997.
112