Научная статья на тему 'Цифровая экономика: особенности и тенденции развития'

Цифровая экономика: особенности и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27901
3456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ДИВИДЕНДЫ / НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РИСКИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паньшин Борис

Выделены особенности и предпосылки развития цифровой экономики. Определены факторы ее значимости для экономического роста, рассмотрены риски отдачи инвестиций в формирование цифровой экономики и мероприятия по их снижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital economy: features and development trend

The article considers the development features and background of the digital economy. The author defines the relevance factors for the economic growth and analyses the investment to the digital economy return risks and measures to reduce them.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика: особенности и тенденции развития»

Цифровая экономика:

особенности и тенденции развития

Резюме. Выделены особенности и предпосылки развития цифровой экономики. Определены факторы ее значимости для экономического роста, рассмотрены риски отдачи инвестиций в формирование цифровой экономики и мероприятия по их снижению. Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, цифровые дивиденды, новые экономические технологии, риски цифровой экономики.

Электронное правительство и цифровая экономика определены в качестве приоритетов стратегии информатизации на 2016-2022 гг. В этот период будет реализовываться программа развития цифровой экономики и информационного общества. В первую очередь речь идет об использовании систем электронного документооборота и методики обучения технологиям электронного правительства руководителей органов госуправления. Предполагается реализация плана мероприятий в разных отраслях: от социальной сферы до банковского сектора. В частности, в медицине за указанный период документооборот должен быть полностью переведен в электронный вид, в госструктурах -на 95%, в сфере услуг госорганов -не менее чем на 75%. Все это будет осуществляться на основе развития телекоммуникационной инфраструктуры (внедрение 4С-се-тей) и data-центров.

Борис Паньшин,

профессор кафедры

экономический

информатики

экономического

факультета БГУ,

доктор

технических наук, профессор

Преимущества е-экономики

Тема цифрового сегмента экономики стала актуальной в силу произошедших качественных изменений в экономике и обществе. Новые технологии и платформы позволяют менеджменту предприятий и физическим лицам сокращать трансакционные издержки взаимодействия во все больших масштабах и осуществлять более тесный контакт с хозяйствующими объектами и государственными структурами. В результате формируется экономика, основанная на сетевых сервисах, то есть цифровая, или электронная [1]. Само понятие «цифро-визация» свидетельствует о новой стадии совершенствования управления производством товаров и услуг и самого производства на основе «сквозного» применения современных ИТ, начиная от Интернета вещей и заканчивая технологиями электронного правительства.

Базовой причиной расширения цифрового сегмента экономики является рост трансакци-онного сектора, который в развитых странах составляет свыше 70% национального ВВП. К этому сектору относят: государственное управление, консалтинг и информационное

обслуживание, финансы, оптовую и розничную торговлю, а также предоставление различных коммунальных, персональных и социальных услуг. Чем больше степень диверсификации и динамики экономики, тем больший объем уникальных данных циркулирует внутри страны и вне ее и, соответственно, тем больше информационного трафика порождается внутри национальных экономик. Поэтому цифровая экономика наиболее эффективно функционирует на рынках с большим количеством участников и высоким уровнем проникновения ИКТ-ус-луг. В первую очередь это касается «интернет-зависимых» отраслей (транспорт, торговля, логистика и т.д.), в которых доля е-сегмента составляет ориентировочно около 10% ВВП, свыше 4% занятости, и эти показатели имеют явную тенденцию к росту.

В технологичном аспекте цифровую экономику определяют четыре тренда: мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальные медиа; в глобальном плане - социальные сети, такие как Facebook, YouTube, Twitter, LinkedIn, Instagram и пр. Это означает, что при формировании национального сегмента важно использовать их возможности.

В то же время для эффективной отдачи инвестиций в национальную цифровую экономику и получения от нее дивидендов необходимо развивать не только ИКТ-инфраструктуру в контексте глобальных сетей, но и «аналоговые дополнения»: благоприятный деловой климат, весомый человеческий капитал, надлежащее управление. Последние являются фундаментом экономического роста, поэтому их конкретизация в плане определения приоритетов и комплекса мероприятий, оценки требуемых инвестиций и рисков их максимальной отдачи представляет сложную и актуальную проблему для специалистов и государственных чиновников, ответственных за формирование цифрового сегмента экономики Беларуси.

Основные предпосылки цифровой экономики

Как прогнозируют в IDC, к 2018 г. треть компаний, входящих сейчас в двадцатку лидеров в большинстве отраслей, начнет испытывать серьезную конкуренцию со стороны новых претендентов и перестроившихся «старых» компаний, пользующихся е-платформами для создания новых сервисов и бизнес-моделей.

Предполагается, что в 20182020 гг. закончится индустриальная фаза роста мировой экономики, и ее дальнейшее развитие будет осуществляться под все большим воздействием когнитивных факторов и производств, основанных на принципах «lean production», аддитивных, нано- и биотехнологиях. Соответственно возрастут объемы информации, требуемой для выработки и принятия управленческих решений; переформатируется структура управления производствами по выпуску товаров и услуг; произойдут изменения

в системе взаимодеиствия населения и бизнеса с государственными органами.

Основными факторами для фазового перехода на позитивную траекторию социального и экономического развития являются следующие:

■ реализация концепции электронного правительства;

■ воплощение идеи «цифрового города», что обусловлено ком-плекснои информатизациеи транспорта, ЖКХ и др.;

■ массовое появление на рынке товаров нового технологического поколения (например, выпуск беспилотных автомобилей и т.д.);

■ повышенное применение 3Б-принтеров;

■ воплощение идеи строительства «умного» и предельно экологичного дома, что потребует большого объема новых отделочных и строительных материалов;

■ рост спроса на инновационные фармпрепараты, связанные с омоложением организма, лечением;

■ распространение разного рода альтернативных и свободных форм занятости, в том числе аутсорсинга (бухгалтерские услуги, программирование, творческая деятельность и др.);

■ создание многочисленных профессиональных сетей, где потенциальный работодатель размещает заказы.

Перечисленные факторы связаны с сокращением издержек в производстве и управлении путем применения платформ цифровой экономики, которые можно рассматривать как совокупность товара и электронной услуги. В первую очередь речь идет о таких платформах, как заказ услуг, совместное использование ресурсов, подбор контрагентов, е-тор-говля, платежи и т.д.

Технологически цифровая экономика представляет собой среду, в которой юридические

и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности. Благодаря ИТ современному производству все более становятся присущи высокие скорости и разнообразие оказания услуг и выпуска товаров. Для последних характерны быстрая разработка и появление новых продуктов и все более короткий срок их жизни [2]. В части услуг цифровые технологии способны сделать решение типовых задач с большим объемом операций намного более дешевым, быстрым, удобным и без посредников, примером чего являются такие технологии, как заказ такси Uber (в лексикон вошло слово «уберизация» бизнеса), электронная торговля, интернет-банкинг и др. То есть для увеличения доходности во многих областях экономики посредников можно заменить автоматическими сетевыми сервисами (достаточно хорошо работающим сайтом или мобильным приложением). Такая организация бизнеса позволяет не только существенно снизить стоимость услуги, но и ведет к новой структуре экономики, в которой превалирующую роль могут играть разные формы индивидуального производства и неполной занятости. Технологии крауд-фандинга и краудсорсинга также можно рассматривать как новые экономические технологии.

Тренд, связанный с устранением посредников, развитие Интернета и «умных» автоматизированных сервисов - также иллюстрация перехода от экономики, базирующейся на извлечении прибавочной стоимости, к экономике, основанной на сотрудничестве и обмене благами («ше-ринг-экономика»). Поэтому конкуренция все более будет уступать место взаимовыгодной кооперации и взаимодействию и основываться в большей степени не на вертикальных связях, а на равных взаимоотношениях, предоставлении друг другу

взаимодополняющих услуг. Отсюда следует рост количества сервисов и увеличение объемов электронной торговли услугами.

Экономическая значимость цифровой экономики

По различным оценкам, цифровая экономика несет в себе огромные изменения для более чем 50% разных отраслей. Это вызвано тем, что информационные технологии и платформы кардинально меняют бизнес-модели, повышая их эффективность за счет устранения посредников и оптимизации. Как выяснили специалисты Всемирного банка, увеличение числа пользователей высокоскоростного Интернета на 10% может повысить ежегодный прирост ВВП от 0,4 до 1,4% [2].

Признанием значимости роли е-экономики является ежегодное увеличение ее доли в ВВП государств почти на 20%, в развитых странах эта цифра в среднем составляет 7%. В 2010 г. компания Boston Consulting Group оценила размер цифровизации в 2,3 трлн долл. для группы 20 стран, или около 4,1% их ВВП. При сохраняющихся темпах роста через 10-15 лет доля такой экономики в мировом ВВП достигнет, по различным прогнозам, 30-40%.

В развивающихся странах на сектор ИКТ приходится около 1% работающих, непосредственно в нем создается сравнительно небольшое количество рабочих мест, однако возрастет число занятых в других секторах, развитию которых способствуют высокие технологии (4,9 рабочих места на 1 в сфере ИКТ) [3].

В цифровой экономике быстро расширяются и новые возможности для предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости. Во многих случаях инвестиции в развитие информационных технологий позволили получить дивиденды

в виде экономического роста, создания новых рабочих мест, появления новых видов услуг для населения и бизнеса, сокращение издержек на госуправление в рамках проектов электронного правительства.

Однако в ряде стран совокупный эффект от их использования оказался слабее ожидаемого и распределяется неравномерно. Чтобы получить максимум цифровых дивидендов, необходимо глубже понять характер взаимодействия технологий с другими важными для развития факторами, которые называются в Докладе группы Всемирного банка «аналоговыми дополнениями» [3]. К ним относятся следующие составляющие:

■ нормативно-правовая база, создающая динамичную деловую среду и позволяющая предприятиям и домохозяйствам в полной мере использовать цифровые технологии для конкуренции и инноваций, снижения различных издержек, повышения комфортности среды обитания;

■ навыки, позволяющие бизнесу и государственным служащим использовать возможности ИТ;

■ институты (государственные агентства и частные компании), помогающие использовать информационные технологии.

Однако оценить экономический эффект цифровой экономики проблематично из-за трудностей, связанных с подсчетом тех связей, которые становятся возможными для экономических объектов посредством электронных сервисов и доступа к метаданным. Вследствие этого непросто обосновать целесообразность инвестиций в различные проекты информатизации, особенно на государственном уровне. Очевидно, что не всегда возможно подсчитать стоимость созданного гигабайта данных в той или иной сфере деятельности. Оценки могут быть самые различные.

Цифровизация как фактор формирования новых экономических технологий

Новые социальные модели взаимодействия на основе объединения современных информационных платформ приводят к практическому воплощению новых экономических технологий (НЭТ). Под ними, по нашему мнению, понимается совокупность «встраиваемых» в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, объединяемых в целостные технологические платформы для целенаправленного создания, передачи, хранения и отображения информационного продукта (данных, идей, знаний) и обеспечивающих максимальное снижение трансакционных издержек на взаимодействие экономических агентов.

Основные принципы НЭТ состоят в следующем:

■ разработка принципиально новых бизнес-моделей;

■ оптимальное объединение различных информационных технологий и методов их использования в организационно-технологических процессах реального сектора экономики;

■ минимизация трансакцион-ных издержек и применяемых в производстве материальных ресурсов.

НЭТ развиваются на основе современных информационных технологий и в соответствии с реальными экономическими условиями. Если раньше последовательно развивались производственные, торговые, финансовые технологии, то к настоящему времени появились НЭТ, которые являются основой современной информационной экономики, базирующейся на преимущественно горизонтальных взаимодействиях (самоорганизации и сингулярности), инновационном

предпринимательстве (саморазвитии), информационном инжиниринге (самосовершенствовании) и автоформализации (автоструктурировании) экономических процессов [1].

Материальную основу НЭТ представляют data-центры и современные ИТ-платформы для систематизации и аналитической обработки информации. Актуально развитие «провайдинга» услуг по управленческому консалтингу и бизнес-аналитике. Организационной основой совершенствования деловой среды выступают новые институты - информационно-консалтинговые службы и государственные агентства развития.

Мероприятия

по снижению рисков

цифровизации

Основным и наиболее эффективным драйвером цифровой экономики является государство - главный заказчик и потребитель ее продуктов. К примеру, Китай тратит на эти цели около 9 млрд долл. Подтверждением эффективности инвестиций служит мощный интернет-ресурс Alibaba с капитализацией больше 210 млрд долл.

Чтобы максимизировать выгоды от цифровизации, государство должно сформировать и поддерживать рынок соответствующих высокотехнологичных продуктов, сохраняя контроль за основными платформами электронной экономики, делая упор на создание собственных приложений для государственного управления, базовых отраслей и предприятий. Можно отметить, что Япония потеряла инновационное лидерство во многом в результате того, что, существуя за счет покупки технологий, не смогла создать их собственное производство и постоянно поддерживать высокий уровень технических разработок. Напротив, Южная Корея,

тратя на электронное правительство и электронное посредничество (для работы е-коммерции и проведения государственных тендерных закупок) в среднем 1% от национального бюджета, генерирует от 10 до 15 млрд долл. ежегодно, что приносит экономике страны доходы, в 30-40 раз превышающие издержки. В организационном плане этот эффект достигается обустройством государственных и частных са11-центров, разработкой мобильных приложений и реинжинирингом государственных интернет-платформ.

Важнейшим направлением в этой сфере представляется подготовка кадров для эксплуатации информационных систем в государственном управлении. Здесь можно учесть опыт Бельгии, где в 70-х гг. прошлого века были созданы специальные мобильные группы специалистов (в том числе из преподавателей и студентов профильных вузов), которые проводили обучение сотрудников госорганов и настройку систем непосредственно на рабочих местах, находясь там столько времени, сколько требовалось.

Риски цифровизации состоят также в необходимости строгого инжиниринга разработки и эксплуатации сложных цифровых систем, так как программирование (как вид деятельности) недостаточно технологично в принципе. Многое программист подразумевает по умолчанию, а принципиальные решения не отмечаются в комментарии исходного текста как само собой разумеющееся. Кроме того, часто документация к программам составлена небрежно. Поэтому в ходе эксплуатации теряется контроль над программным продуктом. Эти риски усиливаются тем, что в проектах информатизации, как правило, не предусматриваются затраты на обслуживание, которые могут оказаться значительными.

Учитывая, что цифровая экономика глобальна, все государственные проекты информатизации (от электронного правительства до услуг ЖКХ) и цифровизации необходимо рассматривать комплексно и на основе целостной системы кодирования и идентификации экономической и управленческой информации.

Принципиальным условием успешности и наиболее сложным этапом развития «цифрового» сегмента экономики является упрощение деловой среды и максимальное снижение издержек на взаимодействие населения и бизнеса с государством. Дальнейшие перспективы цифровиза-ции связаны с реализацией модели межорганизационного (муль-тиагентного) взаимодействия двух сторон в рамках государственно-частного партнерства. Фундаментальная основа этого процесса - платформы цифровой экономики, посредством которых осуществляется переход от парадигмы взаимодействия «один-одному» и «один-многим» к парадигме «многие-многим». В свою очередь изменение организации и технологии взаимоотношений хозяйствующих субъектов в комплексе с создаваемыми при содействии государства консалтинговыми и техническими бизнес-центрами, специализирующимися на поддержке малого и среднего бизнеса, автоматически приводит к структурным преобразованиям в реальном секторе экономики (структурным реформам) и созданию условий для формирования инновационной экономики. СИ

Литература

1. Электронная экономика.Википедия.Электронный ресурс: https://ru.wikipedia .org/wiki/Электронная_экономика.

2. The Economics of Modern Manufacturing: Technology, Strategy, and Organization, Paul Milgrom and John Roberts, The American Economic Review, June 1990.

3. Цифровые дивиденды. World Bank. Обзор и оглавление Доклада о мировом развитии «Цифровые дивиденды». Электронный ресурс: www-wds.worldbank.org/. „/World 0developm0l0dividends0overview.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.