Научная статья на тему 'Церкви Кольского Севера в конце XX - начале XXI веков'

Церкви Кольского Севера в конце XX - начале XXI веков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
631
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ХРАМОСТРОЕНИЕ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Давыдова А.С.

При привлечении широкого круга источников и литературы в статье описывается история появления отдельных церквей в Мурманской области в конце XX начале XXI веков. Активное храмостроение в регионе началось после появления Мурманской и Мончегорской епархии в 1995 году. Очевидный факт увеличения количества храмов не обязательно свидетельствует о росте религиозности населения. Социально-антропологические исследования помогают прояснить эту проблему, которая включает как понимание религиозности, так и вопрос о ее показателях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCHES ON THE KOLA PENINSULA IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY

On the basis many sources and literary publication the article is describing the history of a revival some churches during late XX XXI centuries in Murmansk region. In the region the active building of churches had been begun after the appearance of Murmansk and Monchegorsk eparchy in 1995. The evident fact of increasing the number of temples is not necessarily proving the increase of a religiosity a population. Social-anthropological studies were helping to show up this problem, which includes both an understanding of a religiosity and the question of its markers

Текст научной работы на тему «Церкви Кольского Севера в конце XX - начале XXI веков»

УДК 726.54(470.21) А. С. Давыдова

ЦЕРКВИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ Аннотация

При привлечении широкого круга источников и литературы в статье описывается история появления отдельных церквей в Мурманской области в конце XX - начале XXI веков. Активное храмостроение в регионе началось после появления Мурманской и Мончегорской епархии в 1995 году. Очевидный факт увеличения количества храмов не обязательно свидетельствует о росте религиозности населения. Социально-антропологические исследования помогают прояснить эту проблему, которая включает как понимание религиозности, так и вопрос о ее показателях.

Ключевые слова:

православие, храмостроение, Мурманская область.

A. S. Davydova

CHURCHES ON THE KOLA PENINSULA IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY

Abstract

On the basis many sources and literary publication the article is describing the history of a revival some churches during late Xx - XXI centuries in Murmansk region. In the region the active building of churches had been begun after the appearance of Murmansk and Monchegorsk eparchy in 1995. The evident fact of increasing the number of temples is not necessarily proving the increase of a religiosity a population. Social-anthropological studies were helping to show up this problem, which includes both an understanding of a religiosity and the question of its markers.

Key words:

orthodoxy, church building, Murmansk Region.

Минувший век стал непростым периодом для различных религиозных течений. Масштабная деятельность государства по устранению религиозных убеждений в значительной мере была направлена на Русскую православную церковь. В каждом регионе страны осуществление государственной политики в отношении религии имело свои особенности.

Православная культура Кольского Севера всегда обладала закономерной исторической спецификой. Христианство утвердилось на Кольском Севере в XV веке, когда Терский берег был уже заселен русскими, и Москва осуществляла мероприятия, направленные на присоединение территории к русскому государству. Тогда же начался процесс храмостроения, стали появляться первые монастыри, приходы. До XV века саамы были единственным народом, постоянно проживавшем на Кольском Севере. В первой половине XVI века московские власти начинают курс на приобщение коренного населения к православной вере, что должно было закрепить территорию их проживания за Русским государством [Федоров, 2009: 63]. В 1526 году Великий князь московский Василий III поручил Новгородскому архиепископу Макарию отправить на Крайний Север священнослужителей для совершения обряда православного крещения саамов. Процесс православной пропаганды начался

с деятельности миссионеров. Наиболее известные из них Трифон Печенгский, Феогност и Феодорит Кольский. Для проповедников православия открывалось широкое поле деятельности в пределах Кольского полуострова, так как саамы, жившие в Финнмарке, в свое время уже подвергались влиянию католичества [Федоров, 2004: 148].

К концу XIX - началу XX столетий отличительные религиозные черты Кольского Севера стали, по мнению Г. Ф. Гебеля, наиболее заметны [Гебель, 1905: 99]. Достаточно интенсивное церковное строительство в Кольском крае велось в конце XIX - начале XX веков в основном за счет прихожан и крупных рыбопромышленников. Назвать масштабной проповедническую деятельность православной церкви было бы неправильно [Бардилева, 2008: 187]. Такое положение было связано с удаленностью от метрополии, образом жизни населения полуострова, суровыми климатическими условиями, бездорожьем. Такой вывод можно сделать на основании работ Ю. П. Бардилевой, в которых на обширном архивном материале выстраивается история государственно -церковных отношений и религиозной жизни Кольского полуострова в начале XX века. Ю. П. Бардилева указывает на факты, свидетельствующие о строительстве храмов «"тщанием прихожан" либо "на средства рыбопромышленников", крестьян, колонистов, а то и отдельных жертвователей (что особенно характерно для конца XIX - начала XX вв.)» [Бардилева, 2015: 32]. Ситуация подтверждается исследованиями О. В. Грашевской [Грашевская, 2005], которые посвящены политике Советского государства в отношении Русской православной церкви в 1940-1980-х годах. Согласно материалам О. В. Грашевской религиозные настроения в регионе способствовали открытию в Мурманской области в послевоенный период сразу четырех православных храмов. Строительство двух новых церквей и восстановление старых шло под руководством священнослужителей В. Жохова, В. Обнорского, И. Кутузова, С. Кузнецова и других [Грашевская, 2005: 178].

Открытые в послевоенные годы четыре церкви действовали вплоть до начала 1960-х годов. В итоге хрущевской антирелигиозной кампании было закрыто две церкви: в Коле [ГАМО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 873. Л. 13] и Ковде [ГАМО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 1674. Л. 147]. По официальной версии это произошло по многочисленным просьбам трудящихся.

Публикации областной газеты «Полярная правда» имели жесткий антирелигиозный характер и сообщали о том, что в Мурманске церковь пустует и не пользуется популярностью среди мурманчан [Это предложили сами жители, 1960: 24]. Однако, по мнению церковного историка В. Вольского, в реальности жители Мурманска проявили активность и не дали закрыть храм [Вольский, 2001: 4-5]. В течение года община и прихожане боролись за церковь, и в результате она осталась функционирующей. Похожая ситуация сложилась и в Кировске: при попытке закрыть церковь органы управления столкнулись с мощным сопротивлением со стороны населения. Подобные случаи были весьма редкими для тех лет. Таким образом, в начале 1960-х годов в области сохранились две действующие церкви - Свято-Никольская в Мурманске и Казанская в Кировске.

В середине 1980-х годов в Мурманске было решено возобновить строительство Свято-Никольского кафедрального собора. Вокруг существовавшего с 1946 года Свято-Никольского храма были построены новые стены.

В 1982 году община написала письмо в горисполком с просьбой разрешить строительство нового каменного храма, поскольку старое здание было переоборудовано из дощато-засыпного домика еще довоенной постройки и к 1980-м годам стало довольно ветхим. В 1983 году настоятель Георгий Козак и церковный совет заказали разработку проектно-сметной документации Свято-Никольского храма инженеру-строителю Леониду Леонидовичу Егорову [Вольский, 2001: 1]. В 1984 году документы были готовы и переданы в управление главного архитектора города Мурманска на согласование и утверждение. После этого церковь начала подготовительные работы по строительству храма. Всем причастным к строительству пришлось столкнуться с рядом трудностей. Проектировщика Л. Л. Егорова сняли с работы и привлекли к уголовной ответственности, местные власти угрожали закрыть храм, если подготовительные работы не будут прекращены. Тогда три тысячи мурманчан в апреле 1985 года обратились с письмом к Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву в Верховный Совет СССР, а также в совет по делам религий при Совете Министров СССР. Разрешение на постройку новой церкви в Мурманске было получено [ГАМО. Ф. 405. Оп. 8. Д. 2128. Л. 178]. Можно предположить, что на быстрое положительное решение повлияли политические изменения в стране.

Руководил строительством настоятель Георгий, которому неоднократно помогал секретарь горисполкома Е. Ф. Климентюк [Петров, 2006: 5]. 19 октября 1986 года Свято-Никольский храм из белого камня был открыт [ГАМО. Ф. 142. Оп. 2. Д. 3380. Л. 5]. В комплекс входят Свято-Никольский собор и храм преподобного Трифона Печенгского. Собор был освящен 19 октября 1986 года. Впоследствии Свято-Никольский храм стал резиденцией митрополита и первым кафедральным собором в области.

В июле 1988 года в Кировске торжественно праздновалось 1000-летие крещения Руси [Гдешинская, 1988: 3]. К концу 1988 года в области насчитывалось уже четыре православных храма. Помимо Мурманска и Кировска церкви появились в Кандалакше [ГАМО. Ф. 1199. Оп. 1. Д. 9. Л. 58] и Мончегорске [ГАМО. Ф. 1199. Оп. 1. Д. 37. Л. 7].

Постоянно действующей на протяжении длительного времени в области была только одна церковь - Свято-Казанская в городе Кировске, 1946 года постройки. Просуществовала она до 1985 года. Когда здание окончательно обветшало, его сожгли. Ранее, в 1984 году, горисполком Кировска выделил место для церкви в поселке Юкспорр (на 23-м км) [ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 2169. Л. 25]. На месте старого храма предполагалось строительство жилого дома. 20 июля 1985 года храм Казанской иконы Божией Матери был освящен Епископом Архангельским и Мурманским Исидором [Сахарова, 2011: 210]. 20 апреля 2005 года решением Священного Синода церковь в честь иконы Казанской Божией Матери была преобразована в Хибиногорский женский монастырь [Журналы заседания священного Синода Русской православной церкви от 20 апреля 2005, ЭР].

Новая церковь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа в Кировске появилась в 2004 году. Земельный участок для строительства церкви на улице Солнечной был отведен в сентябре 2001 года [ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-432. Оп. 1. Д. 322. Л. 27]. Освящение места под строительство церкви состоялось в 2003 году [Шишкина, 2003: 2]. Генподрядчиком строительных

работ был ОАО «Апатитстрой». Возводилась церковь при активной поддержке руководства компании ФосАгро и акционерного общества «Апатит», деятельное участие принимали также предприниматели города, работники ЖКУ и др. [Кириллова, 2004: 4]. Открытие храма Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа в городе Кировске состоялось в ноябре 2004 года [Кабыш, 2004: 3].

В 1988 году по многочисленным просьбам жителей поселка Монча (в настоящее время это Южный микрорайон города Мончегорск) небольшое деревянное здание на Красноармейской улице было приспособлено под церковь. Мончегорцы обустраивали ее своими силами: красили ограду, работали над отделкой фасада, нашли мастеров по кровле, собирали деньги на дополнительные работы, в частности, на создание купола, приносили из дома иконы [Белунина, 1999: 49]. 10 сентября 1989 года церковь прп. Трифона Печенгского была освящена и стала действующей.

К середине 1990-х годов в Мурманской области было зарегистрировано 34 православных прихода [Православная жизнь Русского Севера, 1997: 4]. Особенно знаменательным в истории церкви на Кольском полуострове стал 1995 год: в декабре решением Священного Синода была создана самостоятельная Мурманская и Мончегорская епархия путем выделения приходов из состава Архангельской епархии. Руководить епархией был назначен Преосвященный Симон [Определения Священного Синода, 1996: 14]. В тот момент на Кольском полуострове действовала 21 церковь, клир епархии насчитывал 33 священнослужителя [Мурман православный, 2004: 38].

В 1997 году Государственная Дума приняла закон «О свободе совести и религиозных объединениях» [Федеральный закон от 26. 09. 1997 № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях», ЭР]. По всей стране начался процесс возрождения православной Церкви, возвращения церковного имущества, восстановления разрушенных и строительства новых храмов, монастырей и церковных подворий. В Мурманской области данный процесс также значительно активизировался.

В 1996 году появляется первая церковь в г. Полярные Зори, самом молодом городе области. Появление первого полярнозоринского храма связано с историей православной общины, которая была зарегистрирована в отделе юстиции Мурманской области и получила официальный статус 2 августа 1994 года [Православная община, 1996: 2]. Местная православная община была организована в марте 1994 года под председательством настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви города Кандалакши иерея Иоанна Баюра. Указом епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона священнослужителем был назначен иерей Георгий Мигалко, приехавший из города Котласа [Отец Георгий - местный батюшка, 1994: 3]. До этого времени население города посещало молитвенные дома в соседних городах, чаще всего в близлежащей Кандалакше.

В июле 1995 года семья полярнозоринцев Барминых предложила общине принять в дар недостроенный коттедж для переустройства его под церковь [Иванова, 1996: 4]. В феврале 1996 года община принялась за переоборудование коттеджа, и в том же году храм начал действовать.

Место первого храма считалось неудобным, поскольку находилось вне черты города, и путь к нему перегораживали железнодорожные составы [Храм, 1998: 3]. В 1998 году начались переговоры общины с руководством КАЭС

(Кольской атомной электростанции), а также с руководством города о строительстве новой церкви [Назрела необходимость строительства Храма Божьего, 2000: 4]. Специалисты ОКС КАЭС предложили в качестве основы проекта вариант деревянной церкви, построенной в городе Сокол Вологодской области, который был усовершенствован (добавлена колокольня и цокольный этаж). Окончательный вариант проекта принадлежит специалистам института «Апатитыгражданпроект». Заливку железобетонного основания нового храма и строительство первого кирпичного этажа церкви было возложено на строителей ООО «Севертрансстрой» из города Кандалакша [История нашего Свято-Троицкого храма, ЭР]. Строительство церкви Троицы Живоначальной было начато 3 июня 2001 года. После Божественной Литургии был отслужен водосвятный молебен и освящен крест, вкопанный на месте будущего строительства [Кусочек неба на земле, 2001: 2]. Весной 2002 года завершился первый этап строительства: был возведен цокольный этаж здания храма. Новая церковь строилась при помощи градообразующего предприятия КАЭС и других организаций города [Белоцерковская, 2002: 2]. Верхняя, деревянная церковь -в честь Пресвятой Троицы - была освящена 17 декабря 2002 года и сразу же начала свою работу [В основу положены труды и молитвы, 2002: 17]. В 2003 году была достроена нижняя, каменная часть - в честь иконы Божией Матери Всецарицы.

С появлением Мурманской и Мончегорской епархии в разных городах Мурманской области стали появляться церкви. Они были, как правило, реконструированы из других зданий. Так, православный приход в городе Заполярном был создан в 1995 году. Разместилась община в здании бывшего детского сада. Новую церковь начали строить только спустя 25 лет. 6 июля 2014 года был заложен и освящен камень будущей Троицкой церкви [В Заполярном появится новый храм, ЭР]. Церковь продолжает строиться в настоящее время.

В середине 1990-х годов у православных общин Мурманской области было много трудностей, связанных не только с реконструкцией разных помещений под нужды церкви. Также ощущалась нехватка священнослужителей. К примеру, в Оленегорске свой настоятель в церкви прп. Димитрия Прилуцкого появился не сразу, несмотря на то что в городе уже было переоборудованное из жилого дома здание храма [История прихода, ЭР].

В городе Апатиты православная община была зарегистрирована в 1991 г. [Возрождение начнется с храма, 1998: 12]. Священнослужитель появился в Апатитах в 1993 году [Отец Василий (апатитский) начал отправлять обряды, 1995: 1]. Первая церковь Успения Пресвятой Богородицы, расположенная на месте частично сгоревшего магазина по улице Лесной, появилась 31 марта 1996 года [ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-434. Оп. 1. Д. 59. Л. 124].

Второй церковью в городе стал храм Святых Новых Мучеников и Исповедников Российских. О необходимости его строительства в Апатитах речь шла неоднократно в конце 1990-х годов [Возрождение начнется с храма, 1998: 12]. Освящение закладного камня на месте будущей церкви состоялось в 2001 г. Впоследствии место строительства было перенесено из-за невозможности построить какое-либо сооружение на данном участке. Освящение нового закладного камня (установленного неподалеку от предыдущего) на месте церкви Святых Новых Мучеников и Исповедников Российских состоялось в 2005 году

[Кабыш, 2005: 3]. 21 декабря 2007 года состоялось освящение самой церкви [Кабыш, 2007: 3]. Значительный вклад в строительство внесли градообразующее предприятие Кировска, различные городские структуры и пр.

В 2010 году было решено построить еще одну церковь в Апатитах [Бизнес помогает церкви, 2010: 4]. В июне 2012 года освящено основание будущей церкви в честь иконы Иверской Божией Матери на улице Кирова [Котляренко, 2012: 1-2.]. Храм продолжает строиться в настоящее время.

Второй в области кафедральный собор - Свято-Вознесенский -находится в Мончегорске. Он располагается недалеко от храма, построенного в 1988 году. В настоящий момент церковь прп. Трифона Печенгского приписана к Свято-Вознесенскому собору. Инициатором строительства собора был В. М. Худяков, директор комбината «Североникель» [Тимофеева, 2001: 5-6]. Его идею поддержали общественность и председатель горисполкома В. П. Южаков. Проект храма выполнил главный архитектор Мончегорского филиала комбината «Североникель» М.Т. Горелик. Строительство началось весной 1992 года и продолжалось почти пять лет [Тимофеева, 2006: 14].

Серьезные изменения с системой церковного управления в Мурманской области произошли в 2013 году. Мурманская и Мончегорская епархия превратилась в митрополию, на территории которой действуют сразу две епархии [Журналы заседания Священного Синода от 2 октября 2013, ЭР]. Новой епархии Североморской и Умбской, с центром в Североморске, подчиняется священство Печенгского, Терского районов и ряда ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) - Александровска, Видяево, Островного, Заозерска и Североморска. Епископом был выбран игумен Митрофан (Баданин), клирик Мурманской епархии [Слово архимандрита Митрофана (Баданина), ЭР].

Мурманская область, по мнению историков [Бардилева, Грашеская, 2014: 244], в настоящее время имеет статус региона, жители которого отличаются низкой степенью религиозности. Данное утверждение позволяет сделать вывод о том, что очевидный факт увеличения количества храмов не обязательно свидетельствует о росте религиозности населения. Социально-антропологические исследования [Давыдова, 2014, 2015 и др.] способны прояснить эту проблему, которая включает как понимание религиозности, так и вопрос о ее показателях.

Отношение к установке культовых сооружений на территории Кольского Севера (как, очевидно, и в других местах) зависит не только от религиозной идентификации информантов, но также от мест расположения этих объектов, их внешнего облика и некоторых других свойств. Церковь в городе осознается как часть городской культуры, особенно той частью населения, которая не связана с религиозной общиной, то есть большинством. В то же время постройка храма и других культовых сооружений в удалении от города вызывает отрицательное отношение. Городские жители, вне зависимости от приверженности к вере, имеют представление о том, как должен выглядеть храм, где располагаться, какими качествами должны обладать церковные люди. Увеличение количества храмовых сооружений может оцениваться негативно, если оно воспринимается как религиозная пропаганда. Церковная экспансия, как и распространение любой другой конфессии, отпугивает невоцерковленных горожан. Члены православных общин и прихрамовые люди сходятся во мнении о том, что

благополучия и порядка можно достичь «в наше нестабильное время» посредством популяризации православия. И свою задачу православные верующие видят, прежде всего, в строительстве церквей. Большое количество церквей, появившихся после создания Мурманской и Мончегорской епархии в 1995 году, многими верующими рассматривается как возрождение не только православных традиций, но и самих городов. Многие жители Мурманской области и сейчас воспринимают строительство церквей как знак того, что у их городов «есть будущее», несмотря на социально-экономическую ситуацию в регионе. Ритуальное начало строительства будущей церкви Святой Великомученицы Варвары, покровительницы горняков, на промышленной площадке АО «Апатит» 19 августа 2016 года было расценено собравшимися как «символ светлого будущего». Присутствие на освящении закладного камня Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла усилило значимость события [Патриарх Кирилл - в Кировске, 2016: ЭР].

Независимо от количества верующих в том или ином городе процесс храмостроения является частью городской жизни. Он способствует более или менее оптимистическому взгляду на перспективы развития городской среды, особенно в условиях, когда альтернативные формы культурного строительства ослаблены или отсутствуют.

Архивные материалы

Государственный архив Мурманской области

ГАМО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 873. Л. 13. Кольский райисполком.

ГАМО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 1674. Л. 147. Исполком Мурманского областного Совета депутатов трудящихся.

ГАМО. Ф. 405. Оп. 8. Д. 2128. Л. 178. Исполком Мурманского областного Совета депутатов трудящихся.

ГАМО. Ф. 142. Оп. 2. Д. 3380. Л. 5. Мурманский горисполком.

ГАМО. Ф. 1199. Оп. 1. Д. 9. Л. 58. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной (с 1965 г. по делам религий) церкви при Совете Министров СССР.

ГАМО. Ф. 1199. Оп. 1. Д. 37. Л. 7. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной (с 1965 г. по делам религий) церкви при Совете Министров СССР.

Государственный архив Мурманской области в г. Кировске

ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 2169. Л. 25. Кировский городской Совет народных депутатов.

ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-432. Оп. 1. Д. 322. Л. 27. Кировский городской Совет народных депутатов.

ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-434. Оп. 1. Д. 59. Л. 124. Администрация города Кировска.

Опубликованные источники

Журналы заседания Священного Синода Русской православной церкви от 20 апреля 2005 года (п. 12 журнала 29). URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=122.

Журналы заседания Священного Синода от 2 октября 2013. Журнал № 111. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3275888.html.

Слово архимандрита Митрофана (Баданина) при наречении во епископа Североморского и Умбского // Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3338821.html.

Определения Священного Синода (1995.12.27: епископом Мурманским и Мончегорским назначить епископа Тихвинского Симона, викария Санкт-Петербургской епархии) // Журнал Московской Патриархии. М., 1996. № 1. С. 14.

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26 сентября 1997 г.) // Российская газета. 1 октября 1997. URL:

http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102077397&backlink=1&n d=102049359&rdk=3.

Периодическая печать и интернет-ресурсы

Белоцерковская Ю. Святой дух храма // Энергия плюс. 20 декабря 2002.

С. 2.

Бизнес помогает церкви (в Апатитах появится новый храм) // Кировский рабочий. 2010. 2 декабря. С. 4.

В Заполярном появится новый храм // Сайт Информационного агентства СеверПост.т. URL: http://severpost.ru/read/8738//.

Возрождение начнется с храма: (беседа с настоятелем Святоуспенской церкви в г. Апатиты Василием) // Кировский рабочий. 1998. 28 августа. С. 12.

Вольский В. Протоиерей Сергий кузнецов // Православная газета. 2001. Октябрь. № 10. С. 4-5.

Вольский В. (Иерей) «Так освятили храм господу...» // Православная газета. 2001. Октябрь. № 10. С. 1.

В основу положены труды и молитвы // Городское время. 2002. 19 декабря. С. 17.

Гдешинская В. Общий праздник - общие задачи (о праздновании 1000-летия крещения Руси в Кировской церкви) // Кировский рабочий. 1988. 28 июля. С. 3.

Кабыш З. Воздвигли всем миром: об освящении храма Новомученников и Исповедников Российских в Апатитах // Мурманский вестник. 2007. 22 декабря. С. 3.

Кабыш З. Начало больших трудов: 10 июля в Апатитах состоялось освящение закладного камня в основании будущего храма Новомученников и исповедников Российских // Кировский рабочий. 2005. 14 июля. С. 3.

Кабыш З. У церкви появился ангел // Кировский рабочий. 2004. 18 ноября. С. 3.

Кириллова Е. Храм построили всем миром // Хибинский вестник. 2004. 16 ноября. С. 4.

Котляренко Н. Ясли спасения: в Апатитах освятили основание новой церкви в районе Старые Апатиты // Хибинский вестник. 2012. 12 июля. С. 1-2. Кусочек неба на земле // Городское время. 2001. 7 июля. С. 2. Иванова Н. Отец Олег - местный батюшка // Энергия. 1996. 20 сентября.

История нашего Свято-Троицкого храма // Социальная сеть «Вконтакте». Православие. Свято-Троицкий храм, Полярные Зори. URL: http://vk.com/topic-78721653_30898494.

История прихода. // Официальный сайт прп. Дмитрия Прилуцкого в г. Оленегорске. URL: http://olenegorsk.prihod.ru/istoriya-prixoda/.

Отец Василий (апатитский) начал отправлять обряды // Дважды два. 1995. 9 июня. С. 1.

Отец Георгий - местный батюшка // Энергия. 1994. 8 апреля. С. 3. Назрела необходимость строительства Храма Божьего // Городское время. 2000. 8 июня. С. 3.

Петров В. Как строили церковь на Зеленой // Полярная правда. 2006. № 155. С. 5.

Патриарх Кирилл - в Кировске // Дважды два. 2016. 18 августа. URL: http://gazeta2x2.ru/?p=71238.

Православная община // Энергия. 1994. 12 апреля. С. 2. Православная жизнь Русского Севера // Вестник Мурманской епархии. Мурманск. 1997. № 2. С. 4.

Тимофеева О. Первый Мончегорский храм - подвиг подвижников // Мончегорский рабочий. 2006. 29 июля. С. 14.

Храм // Городское время. 1998. 19 февраля. С. 3.

Шишкина Т. Новый храм - всем миром // Хибинский вестник. 2003. 25 июня. С. 2.

Это предложили сами жители // Полярная правда. 1960. 24 августа. С. 24.

Список литературы

Бардилева Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера на рубеже XX-XXI вв. // Живущие на Севере: опыт и прогнозы: сб. статей / науч. ред. П. В. Федоров. Мурманск: МГПУ, 2008. С. 180-188.

Бардилева Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине XX века. Мурманск: МГГУ, 2015. 253 с.

Бардилева Ю. П., Грашевская О. В. Религиозная ситуация на Кольском Севере: вызовы и ответы в истории и современности // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / отв. ред. Г.В. Жигунова, А.М. Сергеев. Мурманск: Изд-во МГГУ, 2014. С. 237-246.

Белунина Р. В. О строительстве Свято-вознесенкого Кафедрального Собора в г. Мончегорске // Наука и бизнес на Мурмане (Храмы Кольского Севера). 1999. № 14. С. 48-56.

Гебель Г. Ф. Наша северо-западная окраина - Лапландия // Русское судоходство. 1905. № 1. С. 99-119.

Грашевская О. В. Политика Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1940-1980-х гг.: центр и местные власти (на материалах Мурманской области): дисс. ... канд. ист. наук. Мурманск, 2005. 198 с.

Давыдова А. С. Представления жителей городов Кольского Севера о «жизни» православных храмов // Вестник МГТУ. 2014. № 4. Т. 17. С. 669-674.

Давыдова А. С. Храм «под звездами» или «на перекрестке»? Церковь как часть культурного пространства в городе «атомщиков» // Труды Кольского

научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Апатиты: КНЦ РАН, 2014. Вып. 6. С. 158-170.

Мурман православный. Мурманск: Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии, 2004. 238 с.

Сахарова А. Н. Храм // Записки музейщиков (экскурс в XX век). Кировск: Управление культуры города Кировска, 2011. 148 с.

Тимофеева О. Обретение храма: Очерки о Свято-Вознесенском кафедральном соборе в г. Мончегорске. Мончегорск: Полиграфист, 2001. 54 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федоров П. В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова). Мурманск: МГПУ, 2004. 241 с.

Федоров П. В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. Мурманск: МГПУ, 2009. 388 с.

Сведения об авторе

Давыдова Алена Сергеевна,

младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН Davydova Alyona Sergeyvna,

Junior Research Fellow of Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre, RAS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.