Научная статья на тему 'Церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы в Никосии'

Церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы в Никосии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
699
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА КИПРА / ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА / ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА / НИКОСИЯ / ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Победимская Светлана

В статье рассмотрена архитектура и храмовые росписи церкви Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы в Никосии на Кипре. Автор показывает историю формирования этого памятника культовой архитектуры, описывает основные сюжеты росписи. Статья продолжает ряд предшествующих публикаций по данной теме. © Победимская С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы в Никосии»

УДК 72.03 ПОБЕДИМСКАЯ С.

Церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы в Никосии

В статье рассмотрена архитектура и храмовые росписи церкви Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы в Никосии на Кипре. Автор показывает историю формирования этого памятника культовой архитектуры, описывает основные сюжеты росписи. Статья продолжает ряд предшествующих публикаций по данной теме.

Ключевые слова: архитектура Кипра, православная архитектура, византийская архитектура, Никосия, церковь Пресвятой Богородицы.

POBEDIMSKAY S.

ST. MARY CHURCH IN NICOSIA HRISOLINIOTISSY

The article describes the architecture and the temple of the Holy Virgin church murals Hrisoliniotissy in Nicosia, Cyprus. The author shows the history of the creation of this monument of religious architecture, describes the main themes of painting. The article continues a series of previous publications on the topic.

Keywords: Cyprus, orthodox architecture, Byzantine architecture, Nicosia, Church of the Blessed Virgin.

Светлана Победимская

Главный редактор издательства «Yianel» Никосия, Кипр

e-mail: afroland@spidernet. com.cy

Православная архитектура Кипра относительно мало исследована. Целью данной статьи является анализ архитектуры и интерьер-ных росписей одной из церквей Никосии, история появления и существования которой рассматривается нами в соответствующем социокультурном контексте.

Внутри венецианских стен, окружающих старую Никосию, сохранилась самая древняя византийская церковь. Как полагают ученые, построили ее в V в. С течением времени в ходе частых арабских набегов храм был полностью разрушен. Среди оставшихся живописных руин, утопавших в золотистых полях льна, местные жители в XI в. обнаружили икону Пресвятой Богоматери с Младенцем, которую нарекли Хрисолиниотиссой. Этот символический эпитет соотносился с названием местности, где был найден почитаемый образ.

Вскоре на месте чудесного обретения возвели величественный храм во имя Пресвятой Богородицы, положивший начало зарождению святой обители.

Пролетали столетия, менялись правители, рождались новые архитектурные направления и художественные стили, естественно, сказавшиеся на внешнем облике древней церкви. Сегодня ее архитектурный ансамбль представляет собой сложную композицию, вобравшую в себя три разновременных храма. Традиция дополнять старые культовые сооружения новыми деталями и частями сложилась

в византийском зодчестве в начале второго тысячелетия, что не всегда объяснялось только экономическими трудностями, но и эстетической потребностью в создании живописных комплексов со сложными хитросплетениями их интерьеров.

Строительные преобразования, начавшиеся в монастырской церкви Богородицы Хрисолиниотиссы в 1450 г., были связаны с правлением на острове Лузиньянского короля Иоанна II, женой которого была гречанка Елена Палеолог, сделавшая много полезного для улучшения положения ортодоксальной Церкви Кипра в сложные для нее времена.

Сегодня внутреннее пространство храма состоит из нескольких как бы отдельных помещений. Северный сводчатый неф с грузными арками и глубокими нишами напоминает латинскую часовню, приближая ее к образцам готической архитектуры. Центральный неф, бывший когда-то самостоятельным храмом, венчают два купола на высоких барабанах, знаменующие два естества Спасителя — Божественное и Человеческое. Попасть в него можно через главный портал, напротив которого расположены Царские врата. Сохранившиеся на южной стене нефа немногочисленные фрагменты росписей говорят о том, что ранее все внутреннее пространство церкви было украшено фресками. Неотъемлемой частью центрального нефа служит высокий амвон, что в переводе с греческого означает «восхождение». Он знаменует не только те возвышен-

Иллюстрация 1. Церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы в Никосии

ные места, с которых проповедовал Иисус, но и Его восхождение на вершину подвига во имя спасения человечества. На вызолоченном амвоне, напоминающем изящный кубок, традиционно присутствуют образы четырех евангелистов и фигурка орла с распахнутыми крыльями — символ духовной силы, божественного вдохновения и Воскресения.

Южная часть храма представляет собой три сводчатых помещения, вытянутых в ширину и соединенных друг с другом массивными арочными проемами. Такое расположение боковых приделов определяет движение верующих не навстречу к святилищу, как в основном нефе, а вдоль алтарной преграды. По всей ширине четырех храмовых приделов возведен деревянный иконостас, покрытый рельефной резьбой, золочением и разноцветьем объемных фигурок ангелов, птиц и животных, каждая из которых имеет в религиозном искусстве свое смысловое значение. Здесь и олень, олицетворяющий отшельничество, и лев — бдительный страж света и символ Воскресения, и крылатые драконы, держащие мерцающие лампады, как признание победы христианства над язычеством. Иконостас, обрамленный кружевным плетением карнизов и панелей, с фоновыми вставками синего, зеленого, красного и фиолетового цветов, наполнен аллегорическими мотивами лирических описаний райского сада. В нем растут прекрасные пальмы — знаменующие победу и триумф Спасителя, виноградная лоза, олицетворяющая Иисуса, и величественные кедры — символ благородства и долголетия.

В местном ряду двухъярусного иконостаса центрального нефа покоится храмовая икона Богородицы Хрисолиниотиссы. Долгое время

она оставалась закрытой серебряным с позолотой окладом, и лишь в конце XX столетия паломники получили уникальную возможность лицезреть Святую Деву и ее Божественного Сына. Образ Богородицы Хрисолиниотиссы относится к иконографическому типу, именуемому Елеусой, что означает «Милостивая» или «Сострадающая». Его появление церковная традиция связывает с именем апостола Луки, создавшего лирический образ Богородицы с Младенцем, ставший олицетворением материнства как жертвенности и бесконечно любящей матери, всегда сострадающей своему ребенку. В нижней части иконы, как бы подтверждая сохранившееся в анналах человеческой памяти предание, рука неизвестного мастера запечатлела апостола Луку, пишущего на кипарисовой доске, принесенной архангелом Гавриилом, священные образы Богоматери с Младенцем и Иоанна Богослова, которому Христос завещал заботиться о Деве Марии.

Иллюстрация 2. Храмовая икона Богородицы Хрисолиниотиссы. XI в.

На полях иконы выписаны великие ветхозаветные пророки, предрекавшие миру рождение Той, с Которой начнется тернистый путь спасения человечества, осуществляемого через земную Церковь, символом которой служит Пресвятая Богородица.

В праздничном ряду разместились иконы, отражающие основные вехи евангельской истории. Однако среди традиционных сюжетов двунадесятых праздников присутствуют редкие композиции Торжества православия, изображение двенадцати апостолов и сорока Севастийских мучеников, которые символизируют в религиозном изобразительном искусстве стойкость и непоколебимость веры во Христа. Знаменательно, что в храме Богородицы Хрисо-линиотиссы сберегаются кусочки нетленных чудотворных мощей этих великих мучеников. Помещенные в серебряный кивот, выполненный по подобию книги, они выставлены для поклонения в самом центре основного нефа.

Иллюстрация 3. Икона и мощи сорока Севастийских мучеников

Иллюстрация 4. Интерьер храма

Двурядный деревянный иконостас южного придела украшают в основном образы кипрских святых. По сторонам диаконских врат присутствуют изображения первого епископа Тамасоса Ираклидиса, призванного в христианство апостолами Павлом и Варнавой еще в 45 г., и епископа Магнезийского Хара-лампия. В верхнем ярусе расположились образы известных всему христианскому миру святых. Среди них кипрский святитель Спиридон, доказавший Единство Святой Троицы на первом Вселенском соборе в Никее (325 г.), кипрский святой Мнасон, преемник епископа Ираклидиса, один из семидесяти апостолов, о которых упоминается в Новом Завете, и преподобный Антоний Великий — создатель отшельнического монашества. Здесь и библейский пророк Илия, взятый на небеса живым, и, как считают толкователи Священного Писания, истинный ревнитель благочестия и свидетель Преображения Господня на горе Фавор. По преданию, Илия должен вновь вернуться на землю перед вторым пришествием Спасителя.

Четвертая резная алтарная преграда, состоящая только из местного ряда, богато украшена виноградной лозой и растительным орнаментом, который эффектно обрамляет чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Это единственная на Кипре икона, где в одном поле созданы два зеркальных изображения Пресвятой Богородицы с Младенцем. Под каждым святым ликом присутствует надпись: слева — Ергоэпикос, спра-

Иллюстрация 5. Иконостас центрального нефа

Иллюстрация 6. Чудотворная икона Богородицы Елеусы с зеркальным изображением

ва — Плирофоруса, что в переводе означает «Быстро слышащая» и «Быстро отвечающая».

Архитектурный ансамбль храма органично дополняет высокая колокольня. Протяжные звуки ее колокола уже несколько столетий подряд созывают прихожан на молитву. И древняя церковь открывает вновь и вновь взорам людей, их сердцам, ищущим защиты и помощи, дивный лик Той, в Которой они обретают нежную мать и теплую «Заступницу мира холодного».

Заключение

Знакомясь с древними византийскими церквями острова Кипр, можно еще раз убедиться в том, какую значимую роль играл он в истории становления христианства и зарождения религиозного искусства и зодчества. На примере бесчисленных храмов, сохранившихся на Кипре, сегодня можно проследить эволюцию культовой архитектуры от скромных и тесных кровельных базилик и миниатюрных крестовокупольных церквей до величественных многокупольных храмов. И хотя остров в течение многих столетий находился под управлением латинских династий, возводивших мощные соборы в стиле пламенеющей готики, основными типами храмового строительства на острове оставались традиции кровельной и купольной архитектуры и приверженность всех поколений зодчих к наследию Византии.

Список использованной литературы

1 Колпакова Г. Искусство Византии. СПб., 2004.

2 Соловьев Н. К. Очерки по истории интерьера. М., 2001.

3 Cyprus The Holy Island, Icons Through the Centuries, 10th — 20th, Centuries. Nicosia, 2000.

4 Papageorghiou A. Icons of Cyprus. Nicosia, 1997.

5 Rhodes Anthony. Art Treasures of Eastern Europe. England, 1972.

6 Sophocleous S. Icons of Cyprus, 7th — 20th century. Nicosia, 1994.

7 World Heritage Sites in Cyprus. Lefkosia, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.