Научная статья на тему 'Церковь как социальный институт в региональном измерении'

Церковь как социальный институт в региональном измерении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
612
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / социальный институт / Русская православная церковь / социальные противоречия / religion / social institution / the Russian Orthodox Church / the social contradictions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Ксения Андреевна, Тамицкий Александр Михайлович

В данной статье актуализируется тема участия религиозных организаций в решении социальных проблем. На основе данных социологического исследования указывается важная роль Русской православной церкви как социального института, ожидание его помощи самими жителями Архангельской области в разрешении общественных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The church as a social institution in the regional dimension

Тhis article presents the theme of the participation of religious organizations in solving social problems. On the basis of sociological research indicates the important role of the Russian Orthodox Church as a social institution, waiting for his help by the inhabitants of the Arkhangelsk region in resolving social contradictions.

Текст научной работы на тему «Церковь как социальный институт в региональном измерении»

The church as a social institution in the regional dimension Ponomareva K. , Tamitskiy A. (Russian Federation)

Церковь как социальный институт в региональном измерении1 Пономарева К. А. , Тамицкий А. М. (Российская Федерация)

1 Пономарева Ксения Андреевна /Ponomareva Kseniya - студент, отделение социологии;

2Тамицкий Александр Михайлович / Tamitskiy Alexander - кандидат политических наук, доцент, кафедра регионоведения, международных отношений и политологии,

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в данной статье актуализируется тема участия религиозных организаций в решении социальных проблем. На основе данных социологического исследования указывается важная роль Русской православной церкви как социального института, ожидание его помощи самими жителями Архангельской области в разрешении общественных противоречий.

Abstract: this article presents the theme of the participation of religious organizations in solving social problems. On the basis of sociological research indicates the important role of the Russian Orthodox Church as a social institution, waiting for his help by the inhabitants of the Arkhangelsk region in resolving social contradictions.

Ключевые слова: религия, социальный институт, Русская православная церковь, социальные противоречия. Keywords: religion, social institution, the Russian Orthodox Church, the social contradictions.

Постсоветская Россия переживает достаточно сложные процессы, которые охватывают сферу экономических, социальных, политических и культурных отношений, и вызваны как объективными глобальными тенденциями, так и внутренними угрозами и рисками. В этих условиях поиск и развитие защитных и адаптационных механизмов развития общества и государства становится одной из насущных задач, решение которой может способствовать выходу из кризисных ситуаций. Для этого большую роль будут играть те социальные институты, которые имеют длительное историческое прошлое, обладают мощным потенциалом влияния на духовное сознание и морально-нравственное поведение людей в условиях аномии и распространения отрицательных девиаций.

Социальный институт церкви, являющийся носителем традиционных духовно-нравственных ценностей общества, имеющий многовековой опыт и традиции, сегодня можно рассматривать как значимый элемент социализации индивидов и регулирования общественных отношений. В отношении Церкви проявляется пристальное внимание как со стороны представителей научного сообщества, так и общественников и политических деятелей в связи с имеющимся у нее масштабным функциональным назначением в развитии современного общества.

Заметим, что тематикой функционирования религиозных институтов занимались ученые еще в классический период истории социологии. Общетеоретические проблемы влияния религиозных институтов на социальные процессы были разработаны еще М. Вебером и Э. Дюркгеймом. Помимо них, анализу социальных функций религии посвящали свои работы такие зарубежные и отечественные авторы, как М. М. Акулич, П. Бергер, Ю. А. Гаврилов, Ю. П. Зуева, Дж. М. Йингер, Е. Н. Кофанова, И. С. Мавляутдинов, М. П. Мчедлов, А. А. Нуруллаев, Ф. Г. Овсиенко, А. Р. Редклифф-Браун, Н. А. Трофимчук, С. Хантингтон. В Архангельской области данной проблематикой занимаются такие исследователи, как Г. Е. Гудим-Левкович, Ю. А. Сибирцева, С. О. Шаляпин и др.

Осмысление церкви как социального института требует обращения к теоретическим аспектам указанного понятия, которое ввел в научный оборот английский социолог и философ Г. Спенсер. Под ним ученый понимал способ и форму самоорганизации совместной жизни людей [1, с. 46].

Классическое определение социального института представлено в «Социологической энциклопедии», где указано, что это - «совокупность устойчивых формальных и неформальных норм и правил, регулирующих круг общественных отношений... Совокупность организаций, представляющих конкретную сферу общества» [2, с. 370]. Одной из таких сфер жизни социума является религия. Если рассматривать ее как социальный институт, то она представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих.

Церковь является одной из организационных форм религии и выполняет функции, которые присущи социальному институту. Обращаясь к деятельности Русской православной церкви, отметим, что ею, как социальным институтом, реализуются следующие функции: интеграционная, идентификационная,

адаптационная, нормативная, коммуникативная. Таким образом, Церковь способствует объединению верующих, формированию у прихожан чувства принадлежности к данной религиозной общности, стабилизации общественных отношений и решению целого ряда социальных проблем.

В настоящее время в России существует множество социальных противоречий, которые требуют

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Правительства Архангельской области (конкурс «Молодые ученые Поморья») в рамках научного проекта № 01-2015-01а «Государственно-церковные отношения на региональном уровне: социологическое измерение (на примере Архангельской области)».

деятельного участия различных социальных институтов для их разрешения. По результатам всероссийского опроса ВЦИОМ, проведённого в январе-феврале 2015 г., половина россиян говорит о наличии серьезных социальных проблем в стране. Наиболее острыми являются высокий уровень инфляции, низкие зарплаты, высокие цены на ЖКХ, безработица [3]. Помимо указанных проблем, значимыми, на наш взгляд, являются такие социальные проблемы, как алкоголизм, наркомания, социальное сиротство и целый ряд других, которые имеют значение не только для страны в целом, но и для ее регионов.

Решением существующих социальных проблем всегда в той или иной степени занималась Русская православная церковь. Ее социальная активность проявляется во взаимодействии с другими социальными подсистемами, в процессе которой происходит реализация ее социально значимых функций как социального института. Одним из многочисленных примеров является деятельность Антониево-Сийского монастыря, который осуществляет ряд благотворительных программ в отношении неблагополучных детей, шефствует над детским домом в селе Емецк Холмогорского района Архангельской области. В монастыре постоянно проживают десятки бездомных, которым предоставляются питание и работа [4, с. 145].

Для детального рассмотрения Церкви как социального института было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса в городах Архангельск и Северодвинск, также в Приморском, Котласском, Плесецком и Устьянском муниципальных образованиях Архангельской области в сентябре-октябре 2015 г. Выборка квотная (по полу, возрасту и месту проживания), составила 400 человек. В опросе приняли участие 45 % женщин и 55 % мужчин в возрасте старше 18 лет.

По результатам опроса удельный вес тех, кто считает себя верующими, составил 67,3 %, что меньше доли тех, кто указал свою принадлежность к той или иной вере (94,5 %). Исследователь Г. Гудим-Левкович объясняет такую ситуацию тем, что в сознании части населения самоидентификация себя с православием выступает заместителем этнонациональной идентификации (русский - значит православный) [5, с. 54].

Обращаясь к вопросу основных задач церкви как социального института, по мнению респондентов, Русская православная церковь призвана выполнять существенные функции в таких сферах, как социальная защита (36,5 %), образование (20,5 %), медицина (14 %), армия (12,5 %).

Опрошенные считают, что Церковь должна получить особые права в деле решения некоторых социальных проблем (наркомания, беспризорники, неимущие) - 43,5 %. Также больше половины опрошенных считают, что пользу будет приносить деятельность священников в деле перевоспитания заключенных в местах отбывания наказания (58,3 %).

При оценке уже существующих достижений Русской православной церкви респонденты в первую очередь отмечают строительство новых храмов, часовен, монастырей и т. п. (53,8 %), духовно-нравственное воспитание (36,8 %), поддержка социально незащищенных слоев населения (21,3 %).

Таким образом, Русская православная церковь как социальный институт обладает достаточным потенциалом для воздействия на общество и другие его институты. Благодаря тому, что РПЦ продуцирует идеалы гуманизма, толерантности, уважения к ближнему, у населения сформировалось представление о важности ее при решении социально-значимых проблем. В этом ключе актуальной является роль Церкви в вовлечении молодежи в созидательную деятельность, ее патриотическом и духовном воспитании, поддержке институтов семьи, родительства и детства, оказании социально-психологической помощи людям в местах лишения свободы, домах престарелых, реабилитационных центрах и других социально-значимых учреждениях.

Литература

1. Спенсер Г. Основные начала. СПб.: Издание Л. Ф. Пантелеева, 1897.

2. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. / Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003.

3. Сайт ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2776. Проблемы страны и как их решать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115151 (Дата обращения: 15.11.2015).

4. Филатов С. Б. Особенности исторического развития религии. Архангельская область и Ненецкий автономный округ // Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. 2012.

5. Гудим-Левкович Г. Религиозная ситуация и конфессиональная политика на Русском Севере (на примере Архангельской области) // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей / Под общ. ред. С. Н. Градировского. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.