Научная статья на тему 'Церковь и общество в Швеции: современный шведский либерализм и консерватизм'

Церковь и общество в Швеции: современный шведский либерализм и консерватизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1508
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ ШВЕЦИИ / ШВЕДСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО / ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО / ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛИБЕРАЛЬНОЕ И КОНСЕРВАТИВНОЕ ХРИСТИАНСТВО / СЕКУЛЯРИЗМ / ИСЛАМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

В статье описывается роль Лютеранской церкви Швеции в обществе, её место среди религиозных объединений. По мнению автора, либеральное церковное мировоззрение Церкви Швеции сформировалось под воздействием светской власти в эпоху так называемого шведского социализма. В статье подчёркивается, что Швеция за последние 20 лет стала одним из центров развития консервативного в смысле соблюдения библейских ценностей протестантизма, а именно пятидесятничества, представленного крупнейшей в стране церковью Слово Жизни (по-шведски Livets Ord). На место старых религиозных споров приходят новые библейская вера входит в конфликт с новым либеральным движением и нормами, которые предлагаются атеистическим обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковь и общество в Швеции: современный шведский либерализм и консерватизм»

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

Роман ЛУНКИН

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО В ШВЕЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ШВЕДСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ

Привилегированный статус той или иной исторической христианской церкви - Лютеранской и Католической в Германии, Католической в Италии и Польше, Лютеранской церкви в Скандинавских странах и т.д. - нередко ставится в пример сторонниками поддержки исключительно "традиционных" религий как признак продуманной и патриотичной религиозной политики власти. Однако на практике польза от такого статуса в современном обществе оказывается сомнительной и весьма иллюзорной. Например, в России Русская православная церковь резонно видит массу опасностей в тесной связи с государством - по крайней мере такую позицию декларировали почивший патриарх Алексий II и нынешний патриарх Кирилл. И даже отделение церкви от государства, как, в частности, не так давно произошло в Швеции, не освобождает её автоматически от его влияния. Более того, нынешнее либеральное мировоззрение Церкви Швеции (именно так сокращенно называют Евангелическо-Лютеранскую Церковь Швеции) сформировалось под воздействием светской власти в эпоху так называемого "шведского социализма".

Потеря церковью своего привилегированного статуса также не означает того, что она автоматически утратит силу своего влияния на общество. Даже наоборот, утрата Лютеранской Церковью "государственного статуса" в Скандинавии, произошедшая к концу ХХ века, лишь оздоровила церкви, изменила отношение к ним граждан в лучшую сторону, заставила их заниматься социальной работой. Церковь Швеции является ярким примером церкви как живого участника гражданского общества - во время всеобщего равнодушия к вере лютеранство, как и другие христианские церкви, остаётся в центре общественного внимания, сохраняя в условиях критики свой самобытный шведский характер.

© Лункин Роман Николаевич - кандидат философских наук, старший научный

сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. E-mail: romanlunkin@gmail.com

Ключевые слова: Церковь Швеции, лютеранство, пятидесятничество, либеральное и консервативное христианство, секуляризм, исламизация.

Сегодняшние религиозные реальности

Лютеранство - это национальная религия шведов. К Церкви Швеции по её собственным данным принадлежит 83% из 9 млн жителей страны1. Самоопределение церкви основано на достаточно широкой и экуменичной концепции евангельского католицизма, суть которой выразил один из самых почитаемых архиепископов Натан Сёдерблом (1866-1931). По его словам, Реформация не создавала двух церквей (Лютеранской церковь Швеции была формально признана Собором в Упсале в 1593 году). В Швеции нет двух церквей - Католической и Евангелической, поскольку все христиане принадлежат к одной церкви, которая под руководством Святого Духа, основываясь на разных образах жизни, в разные времена была и будет находиться в обновлении, реформации и в духовном пробуждении. Таким образом, Сёдерблом выразил и закрепил в Церкви Швеции экуменическую

традицию, которая в настоящее время стала основанием диалога шведских

2

иерархов не только со всеми христианскими церквями , но и с представителями других религий, что вызывает критику со стороны консерваторов.

Переломным моментом, положившим начало экуменическому движению в Церкви Швеции, стало проведение ассамблеи Всемирного совета церквей в Упсале в 1968 году. После этого начали регулярно проводиться шведские экуменические ассамблеи, и в них участвовали все христиане, от католиков до пятидесятников, которые уже в 1970-1980-е годы стали играть заметную роль в религиозной жизни (сейчас это крупная пятидесятническая церковь "Слово жизни"). По мнению профессора Упсальского университета, богослова и священника Лютеранской церкви Свена Эрика Брода, на Церковь Швеции чрезвычайно сильное влияние оказали решения Второго Ватиканского собора о необходимости диалога между религиями, католическое влияние ощущается и в богослужении3. Подтверждением редкой для протестантской церкви широты в восприятии форм христианского служения является существование в Церкви Швеции монашеских орденов и монастырей. Их создание было официально разрешено в 1951 году.

Общие статистические данные о Церкви Швеции, информация о её структурных подразделениях содержится на официальном сайте Церкви Швеции: http://www. svenskakyrkan.se/.

При активном участии Церкви Швеции действует Христианский Совет Швеции. В Бюро Христианского совета входят Андерс Вейрид, архиепископ Церкви Швеции, Карин Виборн, председатель Христианского совета Швеции и директор миссии шведской баптистской церкви, Андерс Арборелиус, епископ католической епархии Стокгольма, а также архимандрит Тихон (Лундел), представитель Сербской Православной Церкви. Официальный сайт Христианского совета Швеции: http://www. skr. org/.

Автор брал интервью об особенностях развития Церкви Швеции, о роли религии в обществе и религиозной жизни страны в целом у профессора Свена Эрика Брода и целого ряда других христианских деятелей в Упсале в августе 2010 года.

2

Учитывая сравнительно небольшое население страны, Церковь Швеции можно назвать вполне многочисленной, например, по сравнению с Россией, где духовенства и церковных служителей чрезвычайно мало в пропорции ко всему населению. Церковь Швеции - это 5 тысяч священников и 3 тысячи служителей в приходах. Помимо этого, в Церкви работает около 25 тысяч человек. Одной из особенностей лютеранских приходов является большое внимание к музыке и хоровому пению: 2,5 тысячи человек трудятся в общинах в качестве музыкантов или руководителей хоров, а около 100 тысяч человек в той или иной степени участвуют в пении. Около 2 тысяч человек заняты организацией приходской жизни, в основном образования и различных программ для детей и подростков. Все эти люди, постоянно работающие в приходах и получающие там зарплату, как правило, состоят в профсоюзах, в том числе в специализированном - в Ассоциации работников Церкви Швеции. Кроме этого, особая Ассоциация приходов Церкви Швеции представляет интересы приходов и пасторов перед церковным руководством (такого рода демократию сложно себе представить в рамках Русской православной церкви). Молодое поколение представлено в организации "Молодёжь Церкви Швеции", которая имеет свою структуру и свой Совет представителей. Более взрослое - организует дискуссии, обучение и различные мероприятия в рамках Движения мирян Церкви Швеции.

Свой государственный статус Церковь Швеции потеряла в 2000 году. По существу особый статус национальной исторической веры у лютеранства остался, но был сделан принципиальный шаг - все внутрицерковные вопросы иерархи стали решать независимо от власти. Подобные процессы также происходили примерно в то же самое время в других скандинавских странах и во многом были аналогичны шведскому образцу.

В Норвегии Лютеранская церковь была отделена от государства в 2006 году, а в Финляндии отделение Церкви от государства завершилось в 1995 году, когда Церковная палата перестала быть частью государственного аппарата. Однако отделение Церкви от государства не было резким и неожиданным, это был плавный переход к полной независимости. К примеру, в Финляндии Лютеранская церковь фактически перестала быть государственной в 1919 году, когда в Конституции был провозглашен принцип свободы совести. Все административные решения стали приниматься без участия чиновников и парламента. В 1995 году был сделан лишь последний шаг - Церковная палата перестала быть частью государственного аппарата и перешла в подчинение Церкви, то есть вопросы о выделении пенсий и зарплат священнослужителей стали решаться внутри Церкви. Кроме того, епископы стали избираться духовенством и мирянами, тогда как ранее они формально утверждались президентом Финляндии. Евангелическо-Лютеранская Церковь (ЕЛЦ) Швеции перестала быть государственной немного позже финской Церкви, но, как и в Финляндии, сам процесс отделения церковных структур от властных повысил общественную активность лютеран и оздоровил Церковь. Как отмечает известный специалист по Швеции доктор исторических наук, сотрудник

Института всеобщей истории РАН Ольга Чернышёва, принципиальное решение

0 необходимости отделения Церкви от государства было принято в 1995 году, но фактически ЕЛЦ Швеции стала независимой с 1 января 2000 года. К тому времени среди тех, кто считал себя лютеранином, исходя из истории и традиции, 10% были атеистами, 23% - агностиками, 33% изредка посещали церковь и 10% постоянно посещали богослужения. Шведское лютеранство демонстрировало общую картину для всех традиционных Церквей - храмы регулярно посещало незначительное число верующих, несмотря на то, что 68 % шведов крестят в лютеранскую веру детей, 55% венчаются в церквях, 38% молодёжи проходят конфирмацию. Даже в выборах духовенства в Швеции участвовало в 1990-е годы только 14% от всех верующих, имеющих право голоса. После 1995 года из 2200 приходов ЕЛЦ осталось около 1800, а официальная численность лютеран уменьшилась на 300-400 тысяч человек. После 2000 года был отменён и церковный налог - теперь лютеране платят только взнос по крещению1.

В Швеции, как и в других Скандинавских странах, отделение Церкви от государства не лишило её совсем поддержки власти. Государство поддерживает служение капелланов в армии и в других учреждениях. Церковь вовлечена в политическую жизнь, и часть политиков в своей деятельности и во время выборов опирается на авторитет Церкви. Согласно законодательству, лютеранские приходы имеют право регистрировать рождение детей прихожан, отпевать их, заключать браки, но приходы также отвечают за порядок на кладбищах, где могут быть похоронены верующие разных деноминаций.

Отсутствие давления Церкви на властные структуры и наоборот привело к тому, что была безболезненно решена проблема преподавания религиозных предметов в школе. По Закону каждый гражданин имеет право на получение разнообразного религиозного образования, и Лютеранская церковь сама становится гарантом свободы выбора учащимися религиозного или нерелигиозного предмета в школе, то есть по существу защищает свободу совести.

Сам процесс отделения церковных структур от властных повысил общественную активность лютеран и оздоровил церковь. Стали развиваться социальные проекты, выросло число участников музыкальных занятий в приходах, увеличилось количество студентов, которые учатся на теологических факультетах. Стали бурно развиваться экуменические контакты между ЕЛЦ и

1 Доклад О.В. Чернышевой во время конференции "Религиозная ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии // "Государственные Церкви - есть ли они на самом деле? В Санкт-Петербурге прошла III конференция "Религиозная ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии".13-14 марта 2006 г., http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=470; См. также: О. В. Чернышева. Церковь и демократия. Опыт Швеции. М., "Наука", 1994; О.В. Чернышева. Добрые самаритяне. Церковь Швеции считает опеку над иммигрантами своим христианским долгом // "НГ-Религии", от 07.02.2007.

баптистами, а также со Шведской церковью Миссии (которая в прошлом отделилась от ЕЛЦ). В ходе свободного церковного обсуждения решены острые проблемы - женского священства и гомосексуальных браков. Женское священство было введено в ЕЛЦ Швеции в 1958 году, и это решение было утверждено не только церковью, но и государственными органами. С 1988 по 1996 год существовало право, согласно которому пастор мог отказаться служить с женщиной. Однако затем к рукоположению стали допускаться только те, кто заявлял о своей готовности служить с женщиной-пастором. Внутри ЕЛЦ возникло целое течение, выступающее против женского священства, но это не раскололо Церковь. В отношении гомосексуальных пар в 2005 году было принято решение о том, что Церковь не вправе отказывать в благословении тем людям, которые к ним приходят, а поэтому над однополыми парами будет производиться обряд благословения, но не обряд венчания. В 20042005 годах ЕЛЦ Швеции возглавила движение за изменение миграционного законодательства, чтобы из страны автоматически не высылались больные дети и их родители. Лютеране стали активно оказывать помощь семьям иммигрантов, посылать помощь бедным в другие страны мира.

Однако открытость Церкви Швеции, её стремление служить обществу и идти навстречу ему привели не только к тому, что лютеранские приходы стали социальными и образовательными центрами, но и к ещё большей либерализации взглядов церковной иерархии. В частности, один из экспертов по религии, с которым автору удалось побеседовать в Упсале, журналист, работавший на протяжении 30 лет на шведском телевидении и главный редактор межконфессиональной газеты в Упсале "Мир сегодня" Сиверт Ёхольм отмечает, что тесная связь лютеранской иерархии с политической элитой, с партиями (умеренной партией и христианскими демократами) после 2000 года сохранилась. А в мировоззрении Церкви Швеции приоритет был отдан общечеловеческим ценностям и гуманитарным вопросам, в частности, проблемам экологии и зашиты природы. Как заметил Ёхольм, иногда не знаешь - ты на богослужении находишься или на собрании "Гринписа".

Наряду с этим, по мнению Сиверта Ёхольма, христиане, в особенности принадлежащие к Лютеранской церкви, слишком боязливы, чтобы открыто заявлять о своей христианской вере публично. И это особенно трагично на фоне процесса отхода или просто равнодушия людей к церковной жизни, несмотря на то, что они декларативно называют себя лютеранами (похожая ситуация складывается и в России). Симптомами радикального снижения влияния христианства в Швеции являются на первый взгляд небольшие детали повседневной жизни шведов. Например, в школах до сих пор есть традиция - в последний день учебного года приводить учащихся в церковь или в церкви, кто к какой принадлежит. Но сейчас раздаётся всё больше голосов за отмену этой традиции в светской школе, поскольку она якобы противоречит Закону о свободе религии. В стране по-прежнему венчают и хоронят в лютеранских храмах, но пастора иногда предупреждают, чтобы он не говорил слишком много в своей

проповеди. Более того, на похоронах многие заказывают исполнение вполне мирских песен.

Казалось бы, шведское лютеранство просто идёт на поводу у секулярных общественных настроений, а с точки зрения церковных консерваторов - такого рода политика высшей иерархии является вообще пагубным и абсурдным отступлением от веры. Между тем, как это ни странно, Церковь Швеции руководствуется отнюдь не примитивным желанием адаптировать Евангелие к современности. В основе уникальной среди скандинавских лютеран открытости Церкви Швеции лежит её "социалистическое воспитание".

В 1950-1960-е годы в шведском лютеранстве получило большое развитие либеральное движение, а либеральные теологи заняли ключевые места в социал-демократической руководящей партии. Либерализм воспитывался социалистами как в общеобразовательных школах, так и в Церкви Швеции. Если лютеранский служитель хотел стать епископом, то он должен был быть лояльным по отношению к социалистической партии. Огромную роль в воспитании либерального епископата сыграл известный всем советским гражданам в 1980-е годы зарубежный политик - Улоф Пальме, убитый в 1986 году. Он был идеологом "шведской модели" социализма, противником насилия и войн. До того как в 1982 году он стал премьер-министром, Пальме был министром церковных дел, то есть по существу непосредственно руководил Церковью Швеции и принимал участие в назначении епископов.

В глазах большинства шведов, в том числе и представителей Лютеранской церкви, Улоф Пальме был "святым" человеком, его портреты висели везде (лютеране считают Пальме своего рода идеалистом и человеком высоких нравственных устоев). Он стал одним из выразителей идей уникальности шведского образа жизни, который рассматривался в качестве самого правильного, и как образец для всего мира. Мировоззрение общественного единства охватывало все сферы жизни - от церкви до государственных больниц, школ, телевидения, государственного бюро похорон и т.д. Коллективное начало было выше личных интересов и нужд. В эпоху социализма в церковной среде и в обществе в целом культивировалась идея общественной солидарности, основой которой была и Церковь Швеции. В 1980-е годы государство стало постепенно отходить от социалистической модели, а общество и церковь подвергались секуляризации. Однако либеральная теология в церкви осталась - она была подкреплена идеей солидарности шведского гражданского общества, церкви как источника общественного мира, нравственности, толерантности, экуменических идей, своеобразного " шведского церковного социализма".

Обращение церкви к современной тематике лишний раз подчеркнуло её роль как национального символа и активного участника общественных дискуссий. Церковь Швеции ставит те же вопросы, которые волнуют граждан, -это вопросы экологии, однополых браков, искусственного оплодотворения, равенства полов и т.д. Либеральная иерархия даёт свои ответы на них, но это не привлекает людей в храмы.

Как подчёркивала в интервью автору вице-мэр Упсалы, курирующая социальную сферу, Сесилия Форш, у большинства шведов сейчас нет обычая ходить в церкви. Все считают, что вполне достаточно личной веры. Многие люди просто выезжают на природу, ходят в леса ("they go to woods"), верят в природу, пытаются постичь духовность самостоятельно. Наряду с этим, более современным считается посещение свободных евангельских церквей, а не Церкви Швеции. По мнению Сесилии Форш, "Если швед посещает другую церковь, это значит, что у него есть реальные религиозные убеждения, а в кирхи ходят послушать музыку, совершить конфирмацию или провести похоронный обряд".

Движение "Слово Жизни ": пятидесятники и лютеранская традиция

Швеция за последние 20 лет стала одним из центров развития консервативного в смысле соблюдения библейских ценностей протестантизма, а именно пятидесятничества харизматического направления, представленного крупнейшей в стране церковью "Слово Жизни" (по-шведски - Livets Ord)1. На место старых религиозных споров приходят новые - "библейская вера" входит в конфликт с новым либеральным движением и нормами, которые предлагаются атеистическим обществом.

Либерализация Церкви Швеции и секуляризация общества происходили параллельно с ростом в стране пятидесятничества - протестантского движения, которое зародилось на рубеже XIX и XX веков в США, а затем распространилось по всему миру. Его отличительными чертами являются утверждение святости Библии, восприятие общехристианской теологии и практики (вера в Святую Троицу, спасение и Второе пришествие Христа, наличие таинств крещения и причастия и т.д.), но от других христиан протестантов (лютеран или баптистов) отличает акцент на роли Святого Духа в жизни человека и тех духовных дарах, которые каждый верующий может получить. К примеру, так же как апостолы, христианин может, как верят пятидесятники, по велению Духа Святого заговорить на иных языках (глоссолалия).

В 1960-1970-е годы пятидесятничество стало основой для развития более свободного и открытого харизматического движения, захватившего католические и православные церкви. Церковь "Слово Жизни" Швеции относится к этому харизматическому направлению пятидесятничества. В 1979 году основатель шведской церкви "Слово Жизни" Ульф Экман2 принял сан священнослужителя Шведской лютеранской церкви и после этого был капелланом Упсальского университета. Затем он провёл целый год в США, обучаясь в Библейском учебном центре "Рема". В 1983 году Ульф Экман вышел из лютеранской церкви и основал евангельскую церковь и Библейскую школу "Слово Жизни" в Упсале (в настоящее время бывшая столица Швеции Упсала является резиденцией архиепископа Лютеранской церкви и центром пятидесятнической церкви "Слово жизни"). В 1970-1980-е годы, как отмечает

1 См. официальный сайт Церкви "Слово Жизни": http://www.livetsord.se

2 См. официальный сайт Ульфа Экмана: http://ulfekman.org

журналист Сиверт Ёхольм, в обществе было осознание того, что Лютеранская церковь чрезвычайно сильно вовлечена в политику и слабо связана с реальной верой. Именно тогда в сознании людей складывалось разное понимание религии и веры. В то время появилась и церковь "Слово Жизни". Она призывала к возвращению к Библии, к тому, чтобы заново переосмыслить, что значит быть верующим. Основатели и проповедники церкви "Слово жизни" стали вестниками нового движения, в глазах широкой общественности они сделали что-то ранее невиданное, из ряда вон выходящее, совершили своеобразный прорыв.

Как и во многих странах мира, в том числе и в России, к этому типу протестантского движения Нового времени общество относилось несерьёзно и подозрительно. Лютеране считали пятидесятников своего рода "духовными экстремистами" за их эмоциональные богослужения и проявления "даров Духа" (такой же критике православные подвергают пятидесятников в России), за проповедь возможности для верующего процветания и богатства. Однако постепенно церковь "Слово жизни" заняла прочное место в религиозной и общественной жизни шведского общества, а критике со стороны пятидесятников и других консервативных христианских общин стала подвергаться сама Церковь Швеции.

Либерализму, господствующему в Лютеранской церкви, в нынешней Швеции противостоят католики, православные (прежде всего это Сирийская и Сербская православные церкви, а также приходы Московского патриархата) и пятидесятники. Они вместе выступают против пересмотра норм библейской морали, против благословения однополых браков, а также против широкого экуменического мировоззрения Церкви Швеции. К примеру, в христианской среде вызвали возмущение слова архиепископа Лютеранской церкви Андерса Харальда Вейрида, который во время встречи с Далай Ламой сказал, что он — архиепископ — сам является в душе "маленьким буддистом". Помимо этого, в главном соборе Лютеранской церкви в Стокгольме проводятся совместные молитвы лютеран с буддистами, индуистами, шаманами и экстрасенсами. Естественно, что католики, православные и пятидесятники, выступающие единым духовным фронтом защитников традиционных ценностей, отказываются участвовать в этих молениях. С середины 2000-х годов традиционные (выступающие против либерализации библейского богословия) христианские церкви стали проводить в центре Стокгольма марши Иисуса (такие же марши в российских городах власти разрешали проводить ещё в 1990-х годах). Марши стали массовой демонстрацией силы христиан -Католической церкви, православных церквей, пятидесятников из "Слова Жизни" и других евангельских церквей. В 2010 году марш Иисуса собрал около 25 тысяч человек, но телевидение, газеты и журналы всё равно писали больше о гей-параде, чем о христианском марше.

Безусловно, внутри Церкви Швеции существует движение консервативных лютеран, выступающих против ревизии традиционной теологии и против либерализма, который больше верит в природу, чем в Бога. В силу своей социальной и миссионерской активности, к примеру, церковь "Слово жизни" играет ведущую роль в сотрудничестве с лютеранами-консерваторами. И в целом

евангелисты разных направлений - от баптистов до пятидесятников - заняли значительное место в религиозной жизни Швеции. По оценкам шведских экспертов, около 1 млн человек так или иначе связаны с евангельскими церквями, которые, как правило, очень консервативны. И также около 1 млн шведов являются активными членами Церкви Швеции.

Религиозной политики, в том числе специально по отношению к "нетрадиционным" церквям, как таковой у властей нет, поскольку все религиозные организации так или иначе участвуют в социальной и культурной работе, которая по своей сути не является религиозной. Церкви помогают неимущим, занимаются, к примеру, мигрантами и цыганами, устраивают молодежные центры и летние лагеря. У чиновников нет никакого избирательного отношения к религиозным объединениям - организации выбираются не потому, что они религиозные, а потому что они делают хорошую работу. В Упсале наиболее активны в сфере социального служения Лютеранская церковь и церковь "Слово Жизни", с которыми мэрия постоянно ведёт диалог. По мнению вице-мэра, на фоне падения посещаемости церквей в целом, более современным считается членство не в Церкви Швеции, а в какой-либо другой церкви, например, в "Слово жизни".

Проблема дехристианизации школьного образования затрагивает церковь "Слово жизни" не меньше, чем католиков и лютеран в других странах Европы. В Швеции в 2011 году предполагается ещё более либерализовать школьное законодательство. С одной стороны, предполагается ввести более строгую систему преподавания обязательной части программы. С другой - в рамках религиозной программы, к примеру, в христианской школе, сохранятся уроки по истории религии и по изучению Библии, но они должны быть исключительно внеконфессиональными (объективными). По существу такое требование к любым урокам по религии существует и теперь, но парламент собирается принять закон, согласно которому все дополнительные к обязательному расписанию уроки по религии не могут быть обязательными для учащихся.

Как отмечает директор общеобразовательной христианской школы церкви "Слово жизни" Майя Кристина Сведлунд, в христианской школе все предметы о вере должны быть обязательными. В настоящее время школа получает 100% средств от государства. При этом существует требование, чтобы молитвы и служения (с утра молитва для учащихся, днём посещение часовни) не должны быть обязательными для детей. Родители выбрали эту школу именно потому, что она является христианской. Тем не менее государство настаивает на том, что дети имеют определённые права в школе и могут сами всё решать. В рамках законодательства о школьном образовании отмечается, что если ребёнок находится в классе во время религиозного урока, то это не означает, что он участвует во всём происходящем. Это означает только то, что он присутствует. Нельзя, например, требовать, чтобы ребёнок встал и молился. По закону получается, что дети многое могут решать независимо, а учителя должны уважать право ребёнка: если не хочет идти в часовню на молитву, то может и не ходить. То есть религия необязательна в христианской школе. По словам Майи Кристины Сведлунд, таков принципиальный подход и философия

Министерства образования Швеции. Примерно с 12 лет решения ребёнка не обсуждаются, и он может отказаться от уроков по религии и не молиться. В школе "Слово жизни" дети, как правило, не отказываются молиться в часовне или на уроке, так как в христианской школе это является основой жизни и воспитания.

Христианство в обычной общеобразовательной школе преподает светский учитель, специалист по общественным наукам (social science), у которого в квалификации указана религиозная история и история христианской церкви.

Отличительной чертой современной церкви "Слово жизни" является определённый баланс в вероучении, стремление избежать крайностей, чтобы верующие не были радикальными фанатиками. С этой целью церковь уделяет достаточно большое внимание пасторскому образованию и организации библейских школ. К примеру, шведская проповедь харизматического преуспевания - это прежде всего честный труд и помощь окружающим, всем нуждающимся. Поэтому бизнесмены, в частности из церкви "Слово жизни" в Упсале, считают своим долгом кормить бомжей на улицах городах. Церковь работает с социальными службами, помогает нуждающимся, молодым людям, кормит голодных, верующие же просто общаются с людьми.

У церкви есть специальный проект, направленный на работу с мигрантами. Их семьям и детям помогают со школой и работой, оказывают содействие в преодолении языкового барьера и общении на шведском языке. Они пока мало интегрированы в шведское общество, и церковь помогает им в этом. Большинство мигрантов (около 90%) являются мусульманами, но, по словам служителей, для церкви помогать нехристианам также важно.

В 2000-е годы пятидесятники и другие христиане-консерваторы активно включились в борьбу против легализации однополых браков, как в рамках Церкви Швеции, так и на уровне законодательства. В 2003 году самые разные церкви даже обращались с открытым письмом к Лютеранской церкви с просьбой отказаться от благословения однополых союзов.

Против закона, который разрешил регистрацию однополых браков, выступали самые различные церкви, которые отстаивают традиционные библейские ценности. Это католики, православные, пятидесятники, некоторые другие протестантские течения и часть консервативных лютеран. Пасторы "Слова жизни" также являются членами специально созданного по этой проблеме комитета в рамках Шведского Евангельского альянса - объединения консервативных церквей. На общественность и на церкви оказывалось большое политическое давление с тем, чтобы был принят закон о приемлемости однополых браков. Помимо этого, альянс выступает также против легализации эвтаназии и против абортов. Иногда церкви собираются вместе на ежегодную молитвенную встречу в кафедральном лютеранском соборе в Упсале, где присутствуют лютеране, католики, пятидесятники, православные, методисты и баптисты. Как отмечает пастор Роберт Экк1, "христианские церкви несут евангельский свет обществу. Они берут на себя ответственность за общество, помогают людям и призваны стоять за истину".

1 Интервью с автором статьи в августе 2010 года в Упсале.

У церкви также есть лицензия на регистрацию браков, выданная государством. Таким образом, браки, благословлённые в церкви, считаются официально зарегистрированными. В настоящее время проблем с регистрацией браков не возникает, община может выбирать, регистрировать ей какой-то брак или нет. Однако в парламенте Швеции многие депутаты выступают за то, чтобы те организации, которые получили от государства лицензию, в обязательном порядке регистрировали бы все браки, в том числе и однополые. Естественно, что церковь "Слово жизни" выступает резко против такого требования.

Отношение к традициям исторических церквей

Одной из отличительных особенностей церкви "Слово жизни" является уважительное отношение к католикам и православным, к традициям исторических церквей, в том числе и к лютеранской, за исключением её отступлений от норм библейской нравственности. Как отмечает пастор Роберт Экк, в церкви "Слово жизни", безусловно, важны таинства: "Мы проповедуем о таинстве Евхаристии - самом важном элементе церковной жизни. Это то, что объединяет церковь. Говоря о таинствах, мы никоим образом не возвращаемся к лютеранской традиции, но, скорее, расширяем перспективы богословия и понимания церковной жизни. Я сам на протяжении трех лет являлся священником Церкви Швеции, пастором кафедрального лютеранского собора в Упсале с 1980 по 1983 год. После этого мы с пастором Ульфом Экманом, который также был священником Церкви Швеции, основали движение "Слово жизни". И мы прекрасно понимаем, что нельзя говорить о том, что традиционные церкви духовно мертвы, как говорят многие евангельские служители. Потому что существует то, что нас объединяет, делает едиными во Христе - это Евхаристия". Наряду с этим шведские пятидесятники критически, по крайней мере, сейчас, относятся к радикальной харизматической идеологии, призывающей к процветанию, и выступают против конфессиональной закрытости своего движения.

Естественным шагом для шведских харизматов стало стремление наладить диалог с Католической церковью. В 2008 году Ватикан посетила целая делегация служителей "Слова жизни", которые встретились с представителями харизматического движения в рамках Католической церкви (харизматы стали появляться в католических приходах с 1970-х годов) и Папского совета по межрелигиозному диалогу. Для "Слова жизни", как оказалось, большое значение имеет то, что католики и лютеране подписали совместный документ "Об оправдании верой", в котором были найдены принципиальные точки соприкосновения католичества и лютеранства. Для шведской церкви, основанной бывшими лютеранами, это своего рода мост к традиции, с которой они порвали почти 30 лет назад.

Старший пастор Библейского центра "Слово жизни" в Москве1 норвежец по происхождению Исхоел Маттс-Ола вообще осуждает некоторых российских протестантов за то, что они считают православие "сухим обрядом и пустой

1 См. официальный сайт Церкви "Слово Жизни" в России: http://www.wolrus.org

традицией". Маттс-Ола отмечает, что "когда мы приближаемся к Католической церкви и её практике, как и к практике Православной церкви, мы видим, как Господь изменяет людей через богослужение. Литургия - это встреча с Богом. Мы понимаем, что со своей стороны должны разбираться и преодолевать свои предрассудки. Для нас огромное значение имеет то, что у православных и католиков есть лидеры, которые достойно представляют христианскую веру в мире. Кроме того, нам необходимо единство ради сохранения нравственных норм, которые являются выражением универсальных нравственных правил человека - многих сейчас тревожит ситуация с распространением либеральных ценностей в Европе". Примечательно, что в Библейском центре "Слово жизни" в Москве лекции о православии уже давно читают православные священнослужители.

Безусловно, уровень межконфессионального диалога в России не столь высок, как в Швеции. Представители разных протестантских направлений взаимодействуют в рамках Совета глав протестантских церквей России. Харизматы и пятидесятники вместе с католиками и лютеранами принимают активное участие в работе Христианского межконфессионального консультативного комитета, созданного под эгидой Московской патриархии. Но большинство контактов носит неформальный характер.

Кроме России, современное движение "Слово жизни" распространено по всему миру. Его церкви есть в Украине и других европейских странах, во Вьетнаме и Бразилии, в республиках Средней Азии и в Китае, который становится всё более открытым. Всего у "Слова жизни" более 1 тысячи церквей в мире, из них 200 в России, 300 в Украине и 400 в Армении. Самая большая община находится в Украине - это более 25 тысяч человек. Для сравнения самая большая церковь в Упсале насчитывает 3 тысячи человек, а по всей Швеции последователей движения "Слово жизни" - около 10 тысяч человек. Однако, как отмечал в интервью автору директор миссии "Слова жизни" Кристиан Акерхельм, церковь не ставит целью создавать свои общины по всему миру. Основная задача заключается в том, чтобы укреплять и давать образование верующим и пасторам в рамках её Библейской школы. В разных странах действует 14 библейских школ. В упсальской школе обучается около 10 тысяч студентов. Церковное издательство выпускает книги на 50 языках и сотрудничает с христианами из самых разных протестантских деноминаций. В то же время проповедники церкви сталкиваются с разными трудностями - их притесняют власти и радикальные фундаменталисты, как, к примеру, в Индии. В Европе существует вызов либерализма и секуляризации, хотя уже сейчас у людей ощущается религиозный голод. Распространение ислама также становится одной из проблем и поводов для споров.

Наиболее тёплый приём пятидесятники из Швеции нашли на постсоветском пространстве. Во многом миссионерский успех этой церкви основан на открытом мировоззрении и богословии движения. Оно показало свою способность меняться - от радикального восприятия и проповеди теологии процветания для всех верующих до нынешнего сбалансированного богословия,

учитывающего опыт лютеранской традиции, уважительно относящегося к

таинствам и духовному опыту других христианских церквей.

* * *

Секуляризация шведского общества является в какой-то мере отражением общих процессов, происходящих в европейских странах. По словам профессора Упсальского университета Свена Эрика Брода, Швеция, возможно, является самой секуляризованной страной мира, где церковь впитала в себя окружающую культуру политкорректности, стала отвечать на запросы общества и в какой-то степени потеряла своё собственное лицо. Поэтому на фоне жёсткой секуляризации особенно заметны консервативные евангельские церкви, такие как харизматы-пятидесятники из церкви "Слово жизни", которые напоминают о том, что забыто в других церквях, радикально ставят вопрос о защите христианских библейских ценностей, несмотря на протесты атеистов.

Хотя религия вроде бы вытесняется из публичного поля, но основные политические партии по-прежнему активно учитывают религиозный фактор в соответствии с меняющейся в обществе ситуацией. Самой религиозной партией остаётся христианско-демократическая, её члены называют себя христианами, но лидеры партии часто стесняются во всеуслышание заявить о необходимости защиты прав христиан. Правая умеренная партия выступает за сохранение особой роли Церкви Швеции, но не считает, что надо возвращаться к государственному статусу лютеранства. Либеральная "Народная партия" больше поддерживает свободные евангельские церкви. Вопрос об угрозе исламизации страны поднимают представители ультраправой националистической партии "Шведские демократы", которые в сентябре 2010 года впервые попали в парламент.

Лицо общества меняется, но религия никуда не уходит, её роль и место в жизни людей лишь трансформируются. Судя по шведским СМИ, по отзывам учёных и экспертов, у шведов есть нужда в том, чтобы обсуждать религиозные проблемы. Наряду с этим, Швецию называют достаточно материалистической страной, где всё активнее выступают атеисты, чаще всего затрагивая религиозную тематику. Политика плюрализма и политкорректности приводит к тому, что в информационной сфере явные преимущества существуют также у ислама - о мусульманских праздниках и о жизни мусульман говорят немало, а о Пасхе и других христианских праздниках многие телеканалы вообще молчат. Сегодня выходцы из других стран, преимущественно мусульманских, составляют 14% населения Швеции. Подростки больше знают об исламе, а не о христианской жизни, так как основам христианской веры в школах обучают всё реже. На шведском телевидении делаются программы о мусульманах, особенно во время Рамадана, но если всплывает вопрос о прямой проповеди Евангелия с экрана или о проповедях на иных языках в пятидесятнических церквях, то это вызывает неадекватную истерическую реакцию.

Традиционные церкви не остаются безучастными к вызовам современности, что обуславливает чрезвычайно интересные процессы в религиозной жизни

Швеции, которую, как и многие другие европейские страны, обвиняют в массовом отходе от веры отцов. Своеобразие и уникальность мировоззрения Церкви Швеции лучшее доказательство этому. Лютеранство остаётся гарантом шведской солидарности, даже несмотря на отсутствие у номинальных лютеран желания исполнять какие-либо обряды. В обществе периодически обсуждаются самые острые религиозные вопросы - обойтись без этого оно не может. Наконец, христианство привлекает людей в самых разных формах: наиболее успешны в миссионерском смысле консервативные движения (пятидесятничество и другие евангельские церкви), обращение в такие церкви является уже идущей в обществе реакцией на секуляризм и политкорректность. Однако и либеральные приходы Церкви Швеции трудно обвинить в кризисе и в упадке, когда видишь в притворе старинной кирхи фотографии и рисунки детей из воскресной школы, взрослых, устраивающих концерты классической музыки, студентов, собирающихся в приходе, а в руководстве этой общиной трёх женщин-пасторов и одного мужчину - администратора прихода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.