Научная статья на тему 'Церковь и государство у С. Н. Булгакова'

Церковь и государство у С. Н. Булгакова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1732
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Н. БУЛГАКОВ / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / SERGEI BULGAKOV / CHURCH / STATE / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / PUBLIC IDEAL / RUSSIAN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизова Наталия Евгеньевна

В статье рассматриваются историко-философские взгляды С.Н. Булгакова представителя русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков. Анализируется совокупность религиозно-философских, публицистических работ по проблеме отношений церкви и государства, затрагиваются вопросы о роли церкви и государства в жизни человека и общества, прослеживаются этапы развития этих взаимоотношений на протяжении русской истории, включенных в оригинальную философскую систему С.Н. Булгакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The church and the state according to Sergei Bulgakov

This article discusses the historical and philosophical views of Sergei Bulgakov a representative of Russian religious philosophy at the turn of the 19th century the beginning of the 20th century. This article analyzes the whole set of religious and philosophical, journalistic works about the problem of relations between the church and the state, and touches upon the issues of the role of church and state in human life and society; the stages of development of these relationships throughout Russian history, included in the original philosophical system of Sergei Bulgakov, are monitored.

Текст научной работы на тему «Церковь и государство у С. Н. Булгакова»

УДК 1(091)(470)

Сизова Наталья Евгеньевна

Костромской государственный технологический университет

nsizova917@yandex.ru

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО У С.Н. БУЛГАКОВА

В статье рассматриваются историко-философские взгляды С.Н. Булгакова - представителя русской религиозной философии рубежа Х1Х-ХХ веков. Анализируется совокупность религиозно-философских, публицистических работ по проблеме отношений церкви и государства, затрагиваются вопросы о роли церкви и государства в жизни человека и общества, прослеживаются этапы развития этих взаимоотношений на протяжении русской истории, включенных в оригинальную философскую систему С.Н. Булгакова.

Ключевые слова: С.Н. Булгаков, церковь, государство, христианство, православие, общественный идеал, русская философия.

Ключ к решению проблемы общественного идеала С.Н. Булгаков искал на пути анализа особенностей взаимоотношений церкви и государства. В своих трудах философ рассматривает, как складывались отношения между церковью и государством. Нравственные искания и интеллектуальные переживания у философа в проблеме общественного идеала протекали в общих рамках христианской культуры, основные ценностно-значимые мотивы и вытекающие из них выводы были заданы Булгакову православной линией христианской религии. Г.В. Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» отметил, что «в духовном развитии Булгакова решающим было влияние В. Соловьева, и от него основная тема всей его системы. С В. Соловьевым связана вся его проблематика религиозной церковной культуры, истории христианства, очень характерная для С. Булгакова» [8, с. 190]. Н.А. Бердяев в «Русской идее» также указывал, что «центральной темой философских взглядов С. Булгакова стала тема об отношении церкви к культуре и общественной жизни» [1, с. 222].

Булгакова интересует история христианства, церкви, государства, взаимоотношения религии и общества. Однако эти взаимоотношения рассматриваются через призму следующих проблем: с одной стороны - «религия и мораль», с другой -«церковность и общественность». В сущности, философ рассматривает механизмы объединяющего воздействия церкви на общество и государство. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что в человеческой жизни обязательно присутствуют элементы, раскрывающие характерные особенности взаимоотношений общества и государства, церкви и государства. В сборнике статей «Два града», опубликованном в 1911 году, Булгаков анализирует взаимоотношения церкви и государства. Возвращаясь к истокам христианства, религии, он анализирует «мир первохристианства, который представляет собой организованное государство. Такое государство есть организация порядка, экономической жизни, культуры, религии, которое сознало и провозгласило себя высшим в мире началом, божеством» [2, с. 154]. Философ указывал и на то, что у первохристиан государство это толь-

ко лишь порядок жизни, некая обязанность для возможного существования. С появлением перво-христианства прослеживаются исторические пути развития государства. Как писал Булгаков, перво-христианство имеет для всего христианского мира «значение образца, примера, нормы, и вместе с тем оно и есть то зерно, из которого развивается историческое растение» [2, с. 144]. Весь, окружающий первохристиан «мир» философ характеризует как «организованное государство, стальным кольцом охватывавшее всю тогдашнюю вселенную. ...На религиозной, но не политической почве столкнулось христианство с римским государством и обрело "вериги государственности"» [2, с. 154]. На данном этапе истории христианство не могло признать и не признало государство «высшим началом, организующим жизнь, устраняющим ее до конца и разрешающим все вопросы» [2, с. 154].

Анализируя основные черты первохристиан-ства, Булгаков рассматривает естественные условия, политические, культурные, экономические, облегчавшие распространение христианства. Пер-вохристианство является тем зерном, из которого появляется древо исторического христианства. В своих рассуждениях Булгаков приходит к выводу о том, что первохристианство было, по преобладающему своему составу, народным движением. Первохристиане платили подати, подчинялись законам и установленным порядкам, признавали свои права и обязанности, но своё предпочтение они отдавали слову Божьему. Поэтому в государственной жизни христиане были пассивны, так как им была свойственна покорность Промыслу Божьему, неверие в продолжительность существования мира сего и ожидание всеобщего конца. Философ писал: «Государство было для античного человека всем: домом, родиной, храмом, у христиан же оно из центра переместилось в периферию, ибо новое жилище нашёл он, и не только за пределами этого мира, но и на земле - церковь, община. Родилась новая идея, новая заповедь, новый высший идеал общения людей, не в земном человекобожеском государстве, а в союзе божественном, теократическом, церковном» [2, с. 157]. Именно отсюда, по мнению Булгакова, началась борьба и складывались непростые отношения между церковью и государством.

© Сизова Н.Е., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

115

ФИЛОСОФИЯ

В процессе реконструкции проблемы общественного идеала, Булгаков анализирует вопросы культурно-исторического развития христианства и государства как формы власти общества. Он рассматривает государство как экономический союз, а в церкви он видит религиозно-мистический союз веры и любви, наделённый творческой силой. Он считает, что только церковь, а не государство, способна разрешить задачу организации и объединения человечества на основе «благодатных даров, данных Спасителем, на основе любви к Нему личной и общей» [4, с. 72].

Следует отметить, что философ пытается подчеркнуть важность религии как составляющую часть в концепции общественного идеала и показать свои позиции в вопросах сущности христианства, особенности анализа такого религиозного феномена, как Богочеловечество, а также пытается дать трактовку церкви. Как богочеловеческое единство, церковь подлежит историческому развитию, имеет свою историю, которая есть не только внешнее пребывание в мире, но и внутренний процесс. Исходя из вышеизложенных рассуждений, Булгаков пытается ответить на вопрос: может ли иметь церковь историческое, догматическое развитие? С одной стороны, вопрос этот разрешается самим фактом возникновения догматов в истории, следовательно, Церковь имеет догматическое развитие. Исходя из религиозно-догматической точки зрения Булгакова, религия и церковь должны быть всем для верующего человека. Христианство противостоит насилию и ненависти в обществе, проповедует любовь, свободу и равенство, призывает к прогрессу, к очищению общества, к личному и общественному покаянию. Это означает, по мнению философа, что именно церковь направляет историю в верное русло, являясь важнейшей сферой общества.

Анализируя понятие церкви, Булгаков обращается к первоисточникам христианского вероучения и на основе данных Святого Писания подчёркивает многозначность данного понятия. Он останавливается на четырёх значениях понятия церкви. Во-первых, церковь - есть собрание верующих, религиозное общество христиан. Во-вторых, церковь определяется и как территориальное единство, связывающее людей религиозной верой. В-третьих, церковь рассматривается как небольшое единство, небольшая социальная единица или социальная организация. Примерами тому могут послужить церкви-приюты, церкви-школы, родовые или семейные церкви. В-четвертых, церковь - есть совокупность «всех верующих, связанных единством даров и благодатной жизни. Это Церковь мистическая и вселенская» [3, с. 432]. Исходя из выше рассмотренных определений, ни одно из них не раскрывает сути церкви. Булгаков считает, что изучать это понятие следует в абсолютном смысле, как Царство

Божие - Царство Небесное, в котором заключается благодатная жизнь, религиозная природа, сама история и её развитие, и Царство Грядущее.

Булгаков видит необходимость донести до общества именно расширенное понятие церкви. В церкви, как и в религии, важно усматривать не только связь человека с Богом, но и человека с человеческим обществом. Религия, по мнению Булгакова, есть первичная основа социального общества, где экономические, правовые, политические взаимоотношения имеют вторичную природу своего происхождения. Поэтому и созидание мира, по мнению Булгакова, должно осуществляться на религиозной основе, то есть на связи человека с Богом и человека с человечеством, через церковь.

Анализируя связи церкви и государства, сложившиеся на разных этапах исторического процесса, Булгаков указывает на то, что средневековая церковь является противницей государства, стремится подорвать его принципы, отрицает светскую безбожную культуру, стремится к восстановлению общества по образу идеального царства Божия. Так возникает вопрос об отделении церкви от государства. Средневековая церковь стремилась принизить функции государства, укрепить за собой власть над ним и отводила государству лишь задачи внутренней и внешней защиты мира. Булгаков писал: «Вся средневековая церковь есть порыв лететь вверх, превратив камень и свинец в лёгкие крылья, но их тяжесть давит к земле и противится гордому замыслу. И в этом трагедия, серьёзная, глубокая, непоправимая, кладущая печать на эту эпоху. Теократическому идеалу, принудительной церковности противопоставлен был идеал свободной личности и свободной религиозной совести» [2, с. 104].

Следующий этап исторических отношений церкви и государства у Булгакова - это период реформации, который привнёс свои изменения. Реформация отделила церковь от государства и признала её наряду с семьей, политикой и хозяйством одной из сторон человеческой жизни. Булгаков считает главным недостатком русской церкви подчинение политическим интересам, в этом случае она становится главной опорой самодержавия и теряет свое истинное предназначение.

Как и многие русские религиозные философы -от славянофилов и В. Соловьева до С. Франка, Г. Флоровского, - Булгаков был глубоко убежден в том, что фундаментом человеческого общества является начало духовное. Он считает, что церковь является мощным источником духовного воздействия, способным изменить общество. Поэтому он считал ошибочным ограничивать область влияния церкви какой-то одной узкой сферой. Причину исторической слабости церкви Нового времени он видел в ошибочном понимании самого понятия церкви как храма, а не как человечества, общественности и культуры.

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

В.В. Зеньковский, характеризуя философское творчество Булгакова, отметил, что именно у него «впервые была продумана тема о религиозной центральности проблемы хозяйственной активности» [7, с. 230]. В своих трудах по исследованию проблемы общественного идеала Булгаков глубоко затрагивает вопрос о роли и судьбе церкви в истории и в судьбе человека. Церковь у него -это и культура, и общественность, и человечество. Церковь как единый организм должна принимать участие в жизни общества, но делать это на основе свободы как общественного идеала.

Задачу всего христианства Булгаков видел в стремлении к усовершенствованию общественного строя. Именно поэтому вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стал одним из основных направлений его работ. Булгаков был убеждён в том, что отношения Церкви и государства должны быть основаны на внутреннем их сближении, через внутреннее влияние сферы церковной на сферу государственную, не мерами внешнего принуждения, а на основе духовной свободы. Философско-религиозное мышление должно осознать, по его мнению, Церковь как духовный центр всей культуры и государственности, скрепляющий их воедино. Совершенно очевидно, что Булгаков отдаёт предпочтение божественному началу общественного строя как высшей нравственной истине. Философ занимает теократическую позицию и остается ей глубоко и преданно верен. Никакое государство, по его мнению, не может заменить высшей духовной власти.

Церковь, в представлениях Булгакова, призвана быть духовным началом государства и общества, внутренней святыней, которой живет человечество. Философ считал, что только в Церкви может существовать внутреннее единство общества, его соборность, так как Церковь есть процесс исторического развития, призванный воздействовать духовно на общество и государство в целом. Философско-религиозное мышление начала XX века считало Церковь способной привести в движение силой своего духовного организма всю систему государственной общественности. В эпоху сложных исторических реалий Булгаков рассматривал Церковь как один из высших социальных институтов общественного идеала, способного изменить и усовершенствовать жизнь человеческого

общества. В его трудах прослеживается убеждение в том, что православие обладает глубокой верой в возможность и необходимость духовного преображения человеческого общества через его христианизацию. Поэтому православие способно легко подстраиваться к той или иной политической форме государственного строя и принимать все формы политической жизни. Православная церковь у Булгакова является сферой свободной истины, соборного единства и предания. Государство также есть единство, но не церковного мира: оно черпает основы своей идеологии от Церкви и осуществляет и распространяет эти основы на общественную сферу. В суждениях о Церкви и государстве заключается диалектическое преимущество религиозно-философских подходов С.Н. Булгакова к проблеме общественного идеала.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Русская идея // Самопознание. Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С.11-248.

2. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.

3. Булгаков С.Н. Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, по-свящённая 130-летию со дня рождения, 5-7 марта 2001 г. / сост. М.А. Васильева, А.П. Козырев; ред. О.Б. Василевская, М.А. Васильева. - М.: Русский путь - 2003 - 520 с.

4. Булгаков С.Н. Христианский социализм. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350 с.

5. Булгаков Сергий, протоиерей. Православие и государство. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.textfighter.org/teology/ortodox/ Article/bulgakov_s_pravoslavie_i_gosudarstvo.php (дата обращения: 25.05.2014).

6. С.Н. Булгаков: Pro et Contra / сост. И.И. Ев-лампиев; ред. Д.К. Бурлака. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 2003 - 1000 с. - (Русский путь).

7. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 2005. - 368 с.

8. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Ч. 2. - Электронная библиотека Православного гуманитарного университета, 2003 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pstbionline. orthodoxy.ru (дата обращения: 17.06. 2014).

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.