УДК 1(091)(470)
Сизова Наталья Евгеньевна
Костромской государственный технологический университет
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО У С.Н. БУЛГАКОВА
В статье рассматриваются историко-философские взгляды С.Н. Булгакова - представителя русской религиозной философии рубежа Х1Х-ХХ веков. Анализируется совокупность религиозно-философских, публицистических работ по проблеме отношений церкви и государства, затрагиваются вопросы о роли церкви и государства в жизни человека и общества, прослеживаются этапы развития этих взаимоотношений на протяжении русской истории, включенных в оригинальную философскую систему С.Н. Булгакова.
Ключевые слова: С.Н. Булгаков, церковь, государство, христианство, православие, общественный идеал, русская философия.
Ключ к решению проблемы общественного идеала С.Н. Булгаков искал на пути анализа особенностей взаимоотношений церкви и государства. В своих трудах философ рассматривает, как складывались отношения между церковью и государством. Нравственные искания и интеллектуальные переживания у философа в проблеме общественного идеала протекали в общих рамках христианской культуры, основные ценностно-значимые мотивы и вытекающие из них выводы были заданы Булгакову православной линией христианской религии. Г.В. Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» отметил, что «в духовном развитии Булгакова решающим было влияние В. Соловьева, и от него основная тема всей его системы. С В. Соловьевым связана вся его проблематика религиозной церковной культуры, истории христианства, очень характерная для С. Булгакова» [8, с. 190]. Н.А. Бердяев в «Русской идее» также указывал, что «центральной темой философских взглядов С. Булгакова стала тема об отношении церкви к культуре и общественной жизни» [1, с. 222].
Булгакова интересует история христианства, церкви, государства, взаимоотношения религии и общества. Однако эти взаимоотношения рассматриваются через призму следующих проблем: с одной стороны - «религия и мораль», с другой -«церковность и общественность». В сущности, философ рассматривает механизмы объединяющего воздействия церкви на общество и государство. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что в человеческой жизни обязательно присутствуют элементы, раскрывающие характерные особенности взаимоотношений общества и государства, церкви и государства. В сборнике статей «Два града», опубликованном в 1911 году, Булгаков анализирует взаимоотношения церкви и государства. Возвращаясь к истокам христианства, религии, он анализирует «мир первохристианства, который представляет собой организованное государство. Такое государство есть организация порядка, экономической жизни, культуры, религии, которое сознало и провозгласило себя высшим в мире началом, божеством» [2, с. 154]. Философ указывал и на то, что у первохристиан государство это толь-
ко лишь порядок жизни, некая обязанность для возможного существования. С появлением перво-христианства прослеживаются исторические пути развития государства. Как писал Булгаков, перво-христианство имеет для всего христианского мира «значение образца, примера, нормы, и вместе с тем оно и есть то зерно, из которого развивается историческое растение» [2, с. 144]. Весь, окружающий первохристиан «мир» философ характеризует как «организованное государство, стальным кольцом охватывавшее всю тогдашнюю вселенную. ...На религиозной, но не политической почве столкнулось христианство с римским государством и обрело "вериги государственности"» [2, с. 154]. На данном этапе истории христианство не могло признать и не признало государство «высшим началом, организующим жизнь, устраняющим ее до конца и разрешающим все вопросы» [2, с. 154].
Анализируя основные черты первохристиан-ства, Булгаков рассматривает естественные условия, политические, культурные, экономические, облегчавшие распространение христианства. Пер-вохристианство является тем зерном, из которого появляется древо исторического христианства. В своих рассуждениях Булгаков приходит к выводу о том, что первохристианство было, по преобладающему своему составу, народным движением. Первохристиане платили подати, подчинялись законам и установленным порядкам, признавали свои права и обязанности, но своё предпочтение они отдавали слову Божьему. Поэтому в государственной жизни христиане были пассивны, так как им была свойственна покорность Промыслу Божьему, неверие в продолжительность существования мира сего и ожидание всеобщего конца. Философ писал: «Государство было для античного человека всем: домом, родиной, храмом, у христиан же оно из центра переместилось в периферию, ибо новое жилище нашёл он, и не только за пределами этого мира, но и на земле - церковь, община. Родилась новая идея, новая заповедь, новый высший идеал общения людей, не в земном человекобожеском государстве, а в союзе божественном, теократическом, церковном» [2, с. 157]. Именно отсюда, по мнению Булгакова, началась борьба и складывались непростые отношения между церковью и государством.
© Сизова Н.Е., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
115
ФИЛОСОФИЯ
В процессе реконструкции проблемы общественного идеала, Булгаков анализирует вопросы культурно-исторического развития христианства и государства как формы власти общества. Он рассматривает государство как экономический союз, а в церкви он видит религиозно-мистический союз веры и любви, наделённый творческой силой. Он считает, что только церковь, а не государство, способна разрешить задачу организации и объединения человечества на основе «благодатных даров, данных Спасителем, на основе любви к Нему личной и общей» [4, с. 72].
Следует отметить, что философ пытается подчеркнуть важность религии как составляющую часть в концепции общественного идеала и показать свои позиции в вопросах сущности христианства, особенности анализа такого религиозного феномена, как Богочеловечество, а также пытается дать трактовку церкви. Как богочеловеческое единство, церковь подлежит историческому развитию, имеет свою историю, которая есть не только внешнее пребывание в мире, но и внутренний процесс. Исходя из вышеизложенных рассуждений, Булгаков пытается ответить на вопрос: может ли иметь церковь историческое, догматическое развитие? С одной стороны, вопрос этот разрешается самим фактом возникновения догматов в истории, следовательно, Церковь имеет догматическое развитие. Исходя из религиозно-догматической точки зрения Булгакова, религия и церковь должны быть всем для верующего человека. Христианство противостоит насилию и ненависти в обществе, проповедует любовь, свободу и равенство, призывает к прогрессу, к очищению общества, к личному и общественному покаянию. Это означает, по мнению философа, что именно церковь направляет историю в верное русло, являясь важнейшей сферой общества.
Анализируя понятие церкви, Булгаков обращается к первоисточникам христианского вероучения и на основе данных Святого Писания подчёркивает многозначность данного понятия. Он останавливается на четырёх значениях понятия церкви. Во-первых, церковь - есть собрание верующих, религиозное общество христиан. Во-вторых, церковь определяется и как территориальное единство, связывающее людей религиозной верой. В-третьих, церковь рассматривается как небольшое единство, небольшая социальная единица или социальная организация. Примерами тому могут послужить церкви-приюты, церкви-школы, родовые или семейные церкви. В-четвертых, церковь - есть совокупность «всех верующих, связанных единством даров и благодатной жизни. Это Церковь мистическая и вселенская» [3, с. 432]. Исходя из выше рассмотренных определений, ни одно из них не раскрывает сути церкви. Булгаков считает, что изучать это понятие следует в абсолютном смысле, как Царство
Божие - Царство Небесное, в котором заключается благодатная жизнь, религиозная природа, сама история и её развитие, и Царство Грядущее.
Булгаков видит необходимость донести до общества именно расширенное понятие церкви. В церкви, как и в религии, важно усматривать не только связь человека с Богом, но и человека с человеческим обществом. Религия, по мнению Булгакова, есть первичная основа социального общества, где экономические, правовые, политические взаимоотношения имеют вторичную природу своего происхождения. Поэтому и созидание мира, по мнению Булгакова, должно осуществляться на религиозной основе, то есть на связи человека с Богом и человека с человечеством, через церковь.
Анализируя связи церкви и государства, сложившиеся на разных этапах исторического процесса, Булгаков указывает на то, что средневековая церковь является противницей государства, стремится подорвать его принципы, отрицает светскую безбожную культуру, стремится к восстановлению общества по образу идеального царства Божия. Так возникает вопрос об отделении церкви от государства. Средневековая церковь стремилась принизить функции государства, укрепить за собой власть над ним и отводила государству лишь задачи внутренней и внешней защиты мира. Булгаков писал: «Вся средневековая церковь есть порыв лететь вверх, превратив камень и свинец в лёгкие крылья, но их тяжесть давит к земле и противится гордому замыслу. И в этом трагедия, серьёзная, глубокая, непоправимая, кладущая печать на эту эпоху. Теократическому идеалу, принудительной церковности противопоставлен был идеал свободной личности и свободной религиозной совести» [2, с. 104].
Следующий этап исторических отношений церкви и государства у Булгакова - это период реформации, который привнёс свои изменения. Реформация отделила церковь от государства и признала её наряду с семьей, политикой и хозяйством одной из сторон человеческой жизни. Булгаков считает главным недостатком русской церкви подчинение политическим интересам, в этом случае она становится главной опорой самодержавия и теряет свое истинное предназначение.
Как и многие русские религиозные философы -от славянофилов и В. Соловьева до С. Франка, Г. Флоровского, - Булгаков был глубоко убежден в том, что фундаментом человеческого общества является начало духовное. Он считает, что церковь является мощным источником духовного воздействия, способным изменить общество. Поэтому он считал ошибочным ограничивать область влияния церкви какой-то одной узкой сферой. Причину исторической слабости церкви Нового времени он видел в ошибочном понимании самого понятия церкви как храма, а не как человечества, общественности и культуры.
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
В.В. Зеньковский, характеризуя философское творчество Булгакова, отметил, что именно у него «впервые была продумана тема о религиозной центральности проблемы хозяйственной активности» [7, с. 230]. В своих трудах по исследованию проблемы общественного идеала Булгаков глубоко затрагивает вопрос о роли и судьбе церкви в истории и в судьбе человека. Церковь у него -это и культура, и общественность, и человечество. Церковь как единый организм должна принимать участие в жизни общества, но делать это на основе свободы как общественного идеала.
Задачу всего христианства Булгаков видел в стремлении к усовершенствованию общественного строя. Именно поэтому вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стал одним из основных направлений его работ. Булгаков был убеждён в том, что отношения Церкви и государства должны быть основаны на внутреннем их сближении, через внутреннее влияние сферы церковной на сферу государственную, не мерами внешнего принуждения, а на основе духовной свободы. Философско-религиозное мышление должно осознать, по его мнению, Церковь как духовный центр всей культуры и государственности, скрепляющий их воедино. Совершенно очевидно, что Булгаков отдаёт предпочтение божественному началу общественного строя как высшей нравственной истине. Философ занимает теократическую позицию и остается ей глубоко и преданно верен. Никакое государство, по его мнению, не может заменить высшей духовной власти.
Церковь, в представлениях Булгакова, призвана быть духовным началом государства и общества, внутренней святыней, которой живет человечество. Философ считал, что только в Церкви может существовать внутреннее единство общества, его соборность, так как Церковь есть процесс исторического развития, призванный воздействовать духовно на общество и государство в целом. Философско-религиозное мышление начала XX века считало Церковь способной привести в движение силой своего духовного организма всю систему государственной общественности. В эпоху сложных исторических реалий Булгаков рассматривал Церковь как один из высших социальных институтов общественного идеала, способного изменить и усовершенствовать жизнь человеческого
общества. В его трудах прослеживается убеждение в том, что православие обладает глубокой верой в возможность и необходимость духовного преображения человеческого общества через его христианизацию. Поэтому православие способно легко подстраиваться к той или иной политической форме государственного строя и принимать все формы политической жизни. Православная церковь у Булгакова является сферой свободной истины, соборного единства и предания. Государство также есть единство, но не церковного мира: оно черпает основы своей идеологии от Церкви и осуществляет и распространяет эти основы на общественную сферу. В суждениях о Церкви и государстве заключается диалектическое преимущество религиозно-философских подходов С.Н. Булгакова к проблеме общественного идеала.
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Русская идея // Самопознание. Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С.11-248.
2. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.
3. Булгаков С.Н. Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, по-свящённая 130-летию со дня рождения, 5-7 марта 2001 г. / сост. М.А. Васильева, А.П. Козырев; ред. О.Б. Василевская, М.А. Васильева. - М.: Русский путь - 2003 - 520 с.
4. Булгаков С.Н. Христианский социализм. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350 с.
5. Булгаков Сергий, протоиерей. Православие и государство. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.textfighter.org/teology/ortodox/ Article/bulgakov_s_pravoslavie_i_gosudarstvo.php (дата обращения: 25.05.2014).
6. С.Н. Булгаков: Pro et Contra / сост. И.И. Ев-лампиев; ред. Д.К. Бурлака. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 2003 - 1000 с. - (Русский путь).
7. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 2005. - 368 с.
8. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Ч. 2. - Электронная библиотека Православного гуманитарного университета, 2003 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pstbionline. orthodoxy.ru (дата обращения: 17.06. 2014).
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014
117