Научная статья на тему 'Церемониал коронации при газневидском дворе и описание убранства их дворца'

Церемониал коронации при газневидском дворе и описание убранства их дворца Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
434
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА / ГАЗНЕВИДСКАЯ ДИНАСТИЯ / ЦЕРЕМОНИЯ КОРОНАЦИИ / ХАЛИФАТ / ГРАМОТА НА УПРАВЛЕНИЕ / GAZNEVID'S DYNASTY / HISTORY OF THE TAJIK NATION / CEREMONY OF CORONATION / CALIPHATE / OFFICIAL DOCUMENT FOR GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хусенов Фаррух

В статье на основе анализа средневековых источников, в частности, Бейхаки, Утби, Гардези, анализируется церемония коронации при дворе Газневидов, Отмечается, что церемония коронации газневидских эмиров целиком зависела от политических обстоятельств. Так, когда Газневиды находились под формальной опекой Саманидов, власть принимала законную силу лишь после проведения церемонии присяги войск эмиру. При Махмуде и Масъуде власть эмира получала законное право лишь после того, как халиф официально присылал грамоту, флаг и корону, А после завоевания селъджукидами Хорасана, дипломатические связи с халифатом предавались и важным атрибутом коронации вновь стала церемония присяги войск новому эмиру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ceremonial of Coronation at the Court of the Gaznevids and the Description of their Palace Appointments

Proceeding from the mediaeval sources, Beykhaki, Utbi, Gardezi in particular, the author analyzes the ceremony of coronation of Gaznevid emirs at their court. It is noted that the former depended wholly on political circumstances. When Gaznevids were under a formal tutelage of Samanids power assumed a valid force only after the ceremony of administrating the oath to the emir on the part of the army. Under Makhmud and Masud emir ’s power was entitled to a legitimate right only after the khalif sent official document, flag and crown. After Seldjukids had conquered Khorasan the diplomatic ties with the caliphate were neglected and coronation with oath allegiance was resumed.

Текст научной работы на тему «Церемониал коронации при газневидском дворе и описание убранства их дворца»

Ф. Хусенов

ЦЕРЕМОНИАЛ КОРОНАЦИИ ПРИ ГАЗНЕВИДСКОМ ДВОРЕ И ОПИСАНИЕ УБРАНСТВА ИХ ДВОРЦА

Ключевые слова: история таджикского народа, Газневидская династия, церемония коронации, халифат, грамота на управление

В период многолетнего правления Махмуда (998 - 1030) и его сына Масъуда (1030 - 1041), газневидский двор сильно обогатился за счёт безжалостного ограбления Индии. В Газне строили помпезные дворцы, медресе, а также устраивались пышные приёмы по каждому случаю. Они лаконично описаны придворными историками, в том числе Бейхаки, Утби, Гардези и другими авторами.

Х-Х1 вв. Первоначально у Саманидов, а позже у Газневидов сложилась структура государственного аппарата типа диванов, в котором имело место и ведомство по международным сношениям. По мнению В.В. Бартольда, таким образцом служили «Диван-Амид ал-мулк» и «Дивани инша». Этот диван называли еще «Опора государства». Ходжаи бузург или «Глвный ходжа», носил у газневидского двора двурогую шапку. Он же ведал внешними сношениями (2, 289).

Одним из важных мероприятий, проводимых при дворе упомянутых государств, считалась церемония их коронации. Начиная с Бармакидов, власть эмиров Хорасана и Мавераннахра получала законное право лишь после того, когда халиф Багдада официально признавался и ему посылалась грамота для управления государством, а также флаг и своя корона. Диплом или грамота на управление восточными областями давались наиболее доверенным и стабильным представителям местной аристократии. Из среды местной знати, как известно, первыми выдвинулись представители таджикского рода Бармакидов (7, 121). При Саффаридах (873-903)

— 184 - НОМ АИ д онишгох _

и Саманидах (874 - 999) власть халифа Багдада признавалось лишь условно. Одним из приоритетных условий признания главенствующей роли Багдада считались чтения хутбы на имя халифа во время пятничной молитвы, а также чекан монеты с упоминанием его имени (1. 160-161).

В источниках прямым основателем государства Газневидов признаётся Сабуктегин, который обеспечил самостоятельность Газны от Саманидов и присоединил к ней земли в бассейне реки Кабул (5,107). По свидетельству источников, Сабуктегин был зятем опального военачальника Саманидов - Алп-Тегина, который в 962г. захватил власть в Газне (5, 55-56). По сообщениям Утби (9, 25) а также Ибн аль-Асира(6,12, 5219), Алп-Тегин не имел наследника и после его смерти в 963г. его военачальники, посовещавшись, назначили Сабуктегина наследником престола и в тот же день войска присягнули ему в верности. По сообщению Низам аль-Мулька, после того как военачальники присягнули Сабуктегину, его привели к трону и посадили, и отвесили ему поклон как эмиру, и осыпали его золотыми монетами (8, 96).

После смерти Сабуктегина, по свидетельству Утби (9,120), а также Ибн ал-Асира (6,12,5368), согласно его завещания, войска присягнули Исмаилу. Они ещё сообщают, что после проведения церемонии присяги войск Исмаил щедро одарил придворных и армию. В проведении церемониала коронации эмира Газны произошли изменения с приходом к власти Махмуда (998 - 1030). Теперь власть эмира Газны признавалась после того, как халиф Багдада официально признавал и посылал своего посла с грамотой, а также флагом и короною. Посол халифа непосредственно участвовал в церемонии коронации эмира и вручал ему грамоту, флаг и корону.

Вскоре, согласно сообщениям Гардези, Утби, Ибн аль-Асира и др. авторов, положение Махмуда сильно укрепилось тем, что Багдадский халиф официально признал его законную власть и пожаловал ему почётные титулы (5, 108). По сообщению Низама аль-Мулка, султан Махмуд, после того как завоевал Хорасан, попросил у халифа Багдада аль-Кадыра почётного титула. Аль-Кадыр, не замедлив, дал ему такой титул - «Яминуддавла» (8, 11). Другим политическим штрихом этого времени является то, что до прихода Махмуда к власти хутбу читали не на имя Багдадского халифа, а на имя Саманидских эмиров. Махмуд же, покорив Хора-

сан в 999 г., велел читать хутбу только на имя Багдадского халифа (6,12,5386). Церемониал поднятия на престол Махмуда произошёл весьма помпезно. Придворный историк Утби описал это следующим образом: «Султан, надев халат (посланный халифом), воссел на престол султаната. Правители областей Хорасана и великие люди из ближайших окрестностей присутствовали в его собрании, построившись в ряды перед его престолом и покорно принялись ему служить. Затем, в собрании султан всем без исключения любезно дал высокие чины и большие выгоды и одарил драгоценными халатами и несметными дарами» (9, 137).

Гардези сообщает, что церемониал проходил в городе Балхе. По информации того же Гардези, «когда Махмуд был в Балхе, к нему пришли послы Багдадского халифа ал-Кадыра и привезли Махмуду грамоту на управление Хорасаном, а также флаг, халат и корону. После того как Махмуд получил грамоту, халат, а также флаг, он, надев халат, воссел на престол. Махмуд вознаградил присутствующих ценными подарками» (4,381). Это торжественное вступление Махмуда на престол произошло где-то в октябре -ноябре 999г. (2,332). Как видим из сообщения очевидцев, церемония коронации Махмуда в целом завершилась помпезно.

30 апреля 1030г. скончался Махмуд Газневид (2, 348). Перед смертью Махмуд завещал свой престол своему сыну Мухаммаду (7, 5644). Согласно словам Бейхаки, группа знатных людей во главе с хаджибом Али Карибом, после смерти Махмуда, из Гузганана позвали Мухаммада и посадили его на престол царства (3, 44). Согласно словам Ибн аль-Асир Мухаммада, после 40 дней смерти отца, вошёл в Газну и войска присягнули ему в верности. Вскоре состоялась коронация Мухаммада. Царь осыпал военных деньгами и дарил драгоценные дары придворным и войску (6, 13, 5644). Согласно источникам, многие придворные были недовольны приходом к власти Мухаммада. Вскоре разгорелось придворное междоусобие. Согласно информации Бейхаки, о смерти своего отца и восшествии на престол своего брата Мухаммада Масуд узнал из письма своей тётки, когда он находился в Исфагане. Масъуд решил выступить против брата. Но сначала он исполнил обряд оплакивания (3,52). Бейхаки пишет: «.. .эмирустроил приём, в белом кафтане, белом плаще и белой чалме. Все вельможи, предводители и разного рода воинства явились на поклон, (тоже) одетые в белое.

Было много скорби. Три дня совершался царский обряд оплакивания, как было положено, так что все это одобрили» (3,53).

После некоторой проволочки на газневидский престол вступает старший сын Махмуда - Масъуд. Его вступление на престол было одобрено халифом Багдада. По случаю его коронации халиф прислал своего посла. Посла встретили в Нишабуре с большими почестями. Из сообщения Бейхаки следует, что в день коронации Масуда халифского посла везли на коне, а стяг, посланный халифом, позади посла вез всадник. Вслед за послом везли халифские дары на мулах и конях. Когда посол приблизился к саду Шадьях, где и произошла церемония коронации Масуда, раздались звуки литавр и рогов. Посла и вельмож до престола везли между двух рядов войск и осыпали монетами, писал Бейхаки (3,75-76). Далее он пишет: «Посла опустили (с коня) на добром месте, (затем) привели пред (лицо эмира). Он строго по чину выступил вперёд и поцеловал руку (государю). Эмир посадил его перед престолом. Сев, посол приветствовал (государя) от имени повелителя верующих и присоединил к сему добрые пожелания. Эмир Масъуд царственно отвечал ему. Затем посол встал и положил на престол жалованную грамоту (халифа) и послание. Эмир приложился к ним устами и подал знак Бу Сахлю Завзани, чтобы он взял их и прочитал. Когда тот дочитал до поздравления эмира, эмир встал, облобызал ковёр престола и снова сел. Бу Сахль прочитал жалованную грамоту и послание и пересказал вкратце перевод по-персидски, в немногих словах. Потом раскрыли сундуки и извлекли дары: шитые и вышитые ткани. Посол поднялся; вынули семь дуваджей, один из них чёрный, прочие - багдадские дабики, очень редкостное, царское. Эмир сошёл с престола, развернул молитвенный коврик.... эмир Масъуд надел (пожалованный) халат и исполнил два раката молитвы. Поднесли и венец, ожерелье и верхового коня, меч, перевязь и то, что было в обычае привозить оттуда. Родичи и свита рассыпали перед престолом монеты в несметном множестве. Посла отпустили наилучшим образом. Султан встал, сходил в баню и переоделся. Он приказал раздать нищим двести тысяч дыремов. Потом явились собеседники и сотрапезники, а раньше приготовили очень пышное угощение. Привели посла и посадили его за султанский стол. Покончив с трапезой, на посла надели весьма драгоценный халат и проводили его с большими почестями обратно домой. В тот же день, в час предзакатной молитвы, посольский пристав доставил

лично от него дар: двести тысяч дыремов, лошадь с золотым конским убором, пятьдесят некроенных отрезов тканей добротных и алоэ, мускуса и камфоры несколько кошелей. (Султан) дал позволение на отъезд, и посол пустился (в обратный путь) в последний день месяца шабана»(3, 76). Об этом церемониале сообщает также и Гардези (4,423). Но его сообщение отличается краткостью.

Бейхаки и Гардези сообщают, что по завершении встречи с послом Масъуд из Нишабура отправился в Герат, а оттуда в Балх. В Балхе Масъуд в месяце мухаррама 1030-1031гг. как бы формирует свой кабинет, он назначает везира и других глав диванов государства, затем возвращается в Газну. Как пишет Бейхаки, в четверг, восьмого числа месяца джумада-л-ухра 422г.х (1030-1031), эмир с большой пышностью отправился в Газну. Жители города, мужчины, женщины и дети, волнуясь, вышли на улицы, чтобы встречать его (6,246). По сообщениям Гардези, жители Газни, ликуя, встречали Масъуда и осыпали его золотыми дирхемами и динарами (4,426).

Бейхаки (3,246-247) и Гардези (4,426) сообщают, что на другой день у эмира был приём. Он сидел на державной суффе на престоле отца и деда.. .Начали приходить толпами жители города. Родичи, свита, военные и горожане поднесли дары, сверх всякой меры...Стихотворцы читали множество стихов...Толпление продолжалось до часа пополуденной молитвы, потом эмир встал, вошёл в сарай и (один), без недимов, угостился вином.

Историки Х1в. Бейхаки, Гардези и другие оставили лаконичное описание о необыкновенном дворце, где, по их свидетельству, имелся позолоченный трон и корона свисала с верха на голову эмира на золочёных цепях. Гардези пишет о других достопримечательностях дворца. Среди прочего он отмечает, что: «...в числе сабеъа ва ушраин ва арбаина, в Газне был построен дворец и для него позолоченный трон с драгоценными камнями. Эмир Масъуд, да благословит его Аллах, приказал поставить позолоченный трон в этом дворце, и золотую корону весом семьдесят ман из золота и драгоценных камней повесили над троном на золочёных цепях. Эмир Масъуд воссел на том троне и возложил на голову висящую корону и принял придворную знать и народ» (4, 431^432).

Об этом дворце с необыкновенным троном и висящей короной на его потолке более подробнее повествует Бейхаки. По его сообщениям, дворец с золочёным троном и короною строили дольше

трёх лет. С потолка помещения свисала золочёная цепь и к ней была прикреплена корона. Голове от венца дискомфорта не было, так как цепочки придерживали его, и он приходился над шапкой падишаха (3, 479). Перу Бейхаки принадлежит также подробное описание расположения и одеяния дворцовых гулямов-телохранителей, которые стояли кругом перил, когда Масъуд переехал в этот новый кушк: «Из Баг-и Махмуди, - пишет Бейхаки

- эмир приехал в этот новый кушк и в большой суффе воссел на золотой престол во вторник двадцать первого числа месяца шабана 429г. х (1037-1038).. венец держался у него на шапке, кафтан оннадел на себя из алого шёлка с золотом, так что ткани почти не видно было. Кругом перил стояли гулямы-телохранители в одеждах из скарлатинного сукна, багдадского и исфаганского, в двурогих шапках, золотых поясах с подвесками, в руках золотые булавы. В глубине суффы, по правую и левую руку от престола, стояли десять гулямов в шапках о четырёх перьях, в дорогих поясах, выложенных самоцветами, с мечами на перевязи, (тоже) украшенных; посередине серая были два ряда гулямов, один ряд стоял вдоль стены в четырёхперых шапках, со стрелой в руках, с мечом, колчаном и с лучником; другой ряд поставили посередине серая в двурогих шапках, в дорогих поясах серебряных с подвесками, с серебряными булавами в руках. Все гулямы этих двух рядов были в кафтанах из шуштарского шёлка. Десять лошадей в сбруе, украшенной драгоценными камнями, и двадцать - чистым золотом, и пятьдесят щитов золотых держали дейлемцы. Стояли мертебедары. С внешней стороны сераперде стояло множество дворцовой челяди и хашара, все вооружённые» (3, 479-480).

У Бейхаки мы также находим подробное описание того, как был открыт приём и как надымы осыпали султана Масъуда монетами и как пиршествовали. В частности, он пишет: «Открыли приём. Столпы державы, родичи и свита, предстали перед лицом государя и осыпали его без меры монетами. Служилую знать, владетелей областей и вельмож посадили в той большой суффе. Эмир сидел до позднего утра, покуда не явились недимы. Они поклонились (ему) и осыпали монетами. Затем государь поднялся, сел верхом и отправился в сад; он переменил одежду, снова вернулся верхом и сел за стол в беседке. Вельмож и столпов державы пригласили к столу. Другие скатерти постелили снаружи дома по эту сторону серая, за этот стол усадили

серхенгов, хейльташей и разного рода воинства и приступили к обеду. Заиграли мутрибы, вино пошло в круговую, словно вода в ручье, так что из-за стола разошлись опьяневшие. Эмир встал из-за стола довольный, сел верхом и переехал в сад. Там точно так же устроили весьма пышное собрание, явились недимы и почти до часа предзакатной молитвы пили вино, затем удалились» (3,480).

Как известно, в 1040г. Масъуд Газневид потерпел крупное поражение в войне с сельджукидами. После поражения Масъуд бежал в Газну, а оттуда хотел пойти на Индию, чтобы там собрать сильную армию для борьбы против сельджукидов. (5, 112). Б. Гафуров, ссылаясь на сообщения Бейхаки, пишет: «Масъуд перед своим отъездом в Индию написал письмо Арслан-хану с просьбой о помощи в борьбе против сельджуков. Затем он приказал освободить из заключения своего брата Мухаммада, с которым и предполагал следовать в Индию. Сторонники Мухаммада, сговорившись между собой, напали на Масъуда, арестовали его, объявили Мухаммада султаном, а Масъуда через несколько дней казнили (1041г)» (5, 112).

Сын султана Масъуда - Мавдуд, узнав о казни отца, прибыл в Газну в апреле 1041г. и объявил себя султаном (5, 112). О том, как встречали его газнийцы Мавдуда, сообщает Гардези: «Жители Газны все вышли встречать Мавдуда и выражали ему соболезнование. Он (Мавдуд) провёл обряд оплакивания. После этого к нему (во дворец) пришли газнийцы. Эмир Мавдуд обошёлся с ними ласково» (4, 441).

Мавдуд в битве при Динуре (Фатхабаде) разбил войска Мухаммада, а его самого и почти всех его детей казнил. Мавдуд управлял страною до 1049г. (5, 113).

Из сообщения Бейхаки, Утби, Гардези и др. можно сделать следующие заключения:

1. Церемония коронации газневидских эмиров целиком зависела от политической обстановки Газневидского двора. Например, до воцарения султана Махмуда(998 - 1030), когда газневиды находились под формально опекой Саманидов, власть принимала законное право лишь после проведения церемонии присяги только войск эмиру. При Махмуде и Масъуде власть эмира получала законное право лишь после того, как халиф официально признавался и ему присылали грамоту, а также флаг и корону. Посол халифа участвовал в церемонии коронации эмира. После смерти Масъуда

и завоевания Хорасана сельджуками дипломатические связи с халифатом прервались. В эту эпоху важным атрибутом коронации вновь стала церемония присяги войск новому эмиру. Имели случаи, когда эмира назначали на совещании военачальников, как в своё время назначили Сабуктегина. Например, Фаррухзад в 1053г. был назначен эмиром военачальниками (9, 5827) и т.д.

2. Другим важным аспектом газневидского двора считалась церемония обряда оплакования умершего эмира, который проводился до церемонии коронации нового эмира. Этот обряд в соответствии с канонами ислама проводился в течение трёх дней.

3. По установленной традиции в день коронации эмир дарил присутствующим драгоценности, а отдельным чиновникам двора - высокие государственные должности.

4. Церемонию коронации новых эмиров, как уже отмечалось, иногда проводили не в Газне, а в Балхе и очень редко в Нишабуре. Но вскоре после коронации эмир непременно возвращался в Газну. Население встречало нового эмира превеликим ликованием и рассыпало перед ним монеты.

5. Одним из важных атрибутов коронации и вообще придворных церемоний считался трон. Из рассказа Бейхаки становится очевидным, что самые первые эмиры Газневидов - Сабуктегин (963 - 997), Исмаил (997 - 998), Махмуд (998 - 1030) и Масъуд (1030 - 1042) в Газне восседали на одном и том же престоле. Порядок был нарушен лишь во время правления Масъуда. При нём построили золочёный престол, на котором восседал Масъуд в Газне.

В заключение отметим, что государство Газневидов при Махмуде (998 - 1030) и его сыне Масъуде (1030 - 1041) только формально находилось в подчинении халифов Багдада. Именно при эмире Махмуде и его сыне Масъуде дворцовые церемонии которые были описаны придворными историками Бейхаки, Утби, Ибн аль-Асиром и др., проводились с превеликим великолепием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллоев, Сайдулло. Амир Исмоили Сомони /Сайдулло Абдул-лоев. Худжанд, Рахим Джалил 1998.-399с.

2.Бартольд, В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия: Сочинение в 9-ти томах. Т.1./В.В. Бартольд -М., Издательство восточной литературы, 1963 .-761с.

3.Бейхаки, Абул-фазл. История Масуда.1030-1041: вступительная статья, перевод и примечания А.К. Арендса/ Абулфазл Байхаки. -Ташкент: издательство Академии наук Узбекской ССР, 1962.-748с.

4.Гардези, Абусаид. Зайн-ул-ахбор (Таърихи Гардези): бо тасхеху тахшия ва таълики Абулхаййи Хабиби/ Гардези Абусаид. -Техрон: Дунёи китоб, 1363х.-733с

5.Гафуров, Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история / Б.Г. Гафуров,- 2-я книга - Душанбе: Ирфон, 1989.-480с.

6.Ибн ал-Асир. Таърихи комил: баргардони Хамидризо Осир. Дар 13 чилд. Чилдхои 12-13/ Ибнал-Асир. -Техрон: бидуни соличоп.-5019-5470с.

7.Каримов, О. Холджураев X, Мирбабаев А. История таджикской дипломатии: введение в учебный курс / О. Каримов, X. Холджураев, А. Мирбабаев; под редакцией академика Н.Негматова / - Худжанд, 2008.-348с.

8.Низомулмулк. Сиёсатнома/Низомулмулк. -Душанбе: Адиб,1989,-200с.

9.Чурфодикони, А.Н. Тарчумаи Тарихи Ямини: мукаддима, тахия, тахшия, таъликот, лугот ва фехристи Н.И. Гиёсов/ А. Н. Чурфодикони. - Худжанд: Ношир, 2013,-420с.

Церемониал коронации при дворе Газнееидое и описание убранства их дворца

Ф. Хусенов

Ключевые слова: история таджикского народа, Газневидская династия, церемония коронации, халифат, грамота на управление

В статье на основе анализа средневековых источников, в частности, Бейхаки, Утби, Гардези, анализируется церемония коронации при дворе Газнееидое. Отмечается, что церемония коронации газневидских эмиров целиком зависела от политических обстоятельств. Так, когда Газневиды находились под формальной опекой Саманидов, власть принимала законную силу лишь после проведения церемонии присяги войск эмиру. При Махмуде и Масъуде власть эмира получала законное право лишь после того, как халиф официально присылал грамоту, флаг и корону. А после завоевания сельджукидами Хорасана, дипломатические связи с халифатом предавались и важным атрибутом коронации вновь стала церемония присяги войск новому эмиру.

The Ceremonial of Coronation at the Court of the Gaznevids and the Description of their Palace Appointments

F. Khusenov

Key words: history of the Tajik nation, Gainevid's dynasty, ceremony of coronation, caliphate, official document for governance

Proceeding from the mediaeval sources, Beykhaki, Utbi, Gardezi in particular, the author analyzes the ceremony of coronation of Gciznevid emirs at their court. It is noted that theformer depended wholly on political circumstances. When Gaznevids were under aformed tutelage of Samanids power assumed a valid force only after the ceremony of administrating the oath to the emir on the part of the army. Under Mcikhmud and Masud emir 's power was entitled to a legitimate right only after the khalif sent official document, flag and crown. After Seldjukids had conquered Khorasan the diplomatic ties with the caliphate were neglected and coronation with oath allegiance was resumed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.