Научная статья на тему 'Цензура в СССР в условиях разрядки международной напряженности (1970-е годы)'

Цензура в СССР в условиях разрядки международной напряженности (1970-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2671
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЗУРА / РАЗРЯДКА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАЙН В ПЕЧАТИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / CENSORSHIP / DETENTE / FORMATION OF PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ложков Дмитрий Владимирович

Целью данной статьи является анализ состояния цензурного дела в СССР в 1970-е гг. и его влияния на формирование общественного мнения в стране в условиях разрядки международной напряженности. В статье показано, что основной функцией цензурной политики советского государства была защита социалистического мировоззрения. В условиях разрядки международной напряженности усилилось информационное противостояние СССР и США, что активизировало работу цензурных органов в стране. Формирование общественного мнения стало одной из главных задач идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем в 1970-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Censorship in the Soviet Union in conditions of detente (1970s)

The purpose of this article is to review the state of censorship in the USSR in the 1970s and how it affected the development of public opinion in the country in terms of international detente. The author comes to the conclusion that the main function of censorship policy of the Soviet state was the defense of the socialist ideology in society. In the conditions of detente will strengthen the resistance of the USSR and the U.S., which increased the work of censorship in the country. Formation of public opinion has been one of the main tasks of the ideological struggle between the socialist and capitalist systems in the 1970s.

Текст научной работы на тему «Цензура в СССР в условиях разрядки международной напряженности (1970-е годы)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1

Д.В. Ложков

ЦЕНЗУРА В СССР В УСЛОВИЯХ РАЗРЯДКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ (1970-е гг.)

Целью данной статьи является анализ состояния цензурного дела в СССР в 1970-е гг. и его влияния на формирование общественного мнения в стране в условиях разрядки международной напряженности. В статье показано, что основной функцией цензурной политики советского государства была защита социалистического мировоззрения. В условиях разрядки международной напряженности усилилось информационное противостояние СССР и США, что активизировало работу цензурных органов в стране. Формирование общественного мнения стало одной из главных задач идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем в 1970-е гг.

Ключевые слова. Цензура, разрядка международной напряженности, Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР, формирование общественного мнения.

The purpose of this article is to review the state of censorship in the USSR in the 1970s and how it affected the development of public opinion in the country in terms of international detente. The author comes to the conclusion that the main function of censorship policy of the Soviet state was the defense of the socialist ideology in society. In the conditions of detente will strengthen the resistance of the USSR and the U.S., which increased the work of censorship in the country. Formation of public opinion has been one of the main tasks of the ideological struggle between the socialist and capitalist systems in the 1970s.

Key words. Censorship, detente, General directorate for the protection of state secrets in the press Council of ministers of the USSR, formation of public opinion.

1970-е гг. — время разрядки международной напряженности в мире в условиях холодной войны, в том числе и в информационном обмене, который в силу идеологического противоборства был одним из рычагов влияния на людей. Вопросы идеологической борьбы советское государство связывало с задачами коммунистического воспитания при построении социалистического общества.

Ложков Дмитрий Владимирович — аспирант кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: dmit.22@mail.ru

В переговорах СССР с западными странами во главе с США в 1970-е гг. преобладали военно-стратегические и политические вопросы. Острые противоречия выявились также по вопросу обеспечения прав человека. Советский Союз стремился интерпретировать права человека прежде всего как социально-экономические, как право на труд, отдых, бесплатные образование и медицинскую помощь, на пособия по болезни, беременности, уходу за детьми. В этой сфере в Советском Союзе были созданы эффективные структуры. Не имея возможности игнорировать эти достижения, западные капиталистические страны отмечали отсутствие у советских граждан свободного политического выбора в условиях однопартийной системы, нереализованность прав на свободный доступ к информации, выражение мнения, передвижения1. Хотя эти явления присутствовали в Советском Союзе, в сфере обмена информацией, в культурном обмене СССР опережал страны Запада. В стране выходило зарубежной литературы и фильмов гораздо больше, чем советской литературы и фильмов в западных странах.

В Советском Союзе в 1970-е гг. активизировалось «правозащитное движение» и в первую очередь — среди молодежи творческих союзов. «Правозащитники» настаивали на «определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества», на утверждении, что только в стране без ограничений политической свободы граждане могут эффективно защищать и свои материальные интересы2. «Правозащитное движение» использовало буржуазные трактовки определения прав человека. «Правозащитное движение» в Советском Союзе стремилось формировать общественное мнение среди интеллигенции и поддерживалось определенными кругами западных стран, использовавших его для создания «болевыгх точек» внутри советской страны. Борьба «правозащитников» за права человека в Советском Союзе привели к поддержке их движения не только западной общественностью, но и правительствами западных капиталистических стран. При этом требование свободы информации служило общеполитическим целям той или иной страны, поскольку в условиях холодной войны контроль над информацией в стране являлся составной частью идеологической борьбы.

Государства «золотого миллиарда» не скрышали своих надежд на то, что в 1970-е гг. в условиях разрядки международной напряженности и расширения сотрудничества возможно ослабление

1 Богатуров А.Г., Аверков В.В. История международных отношений 1945—2008. М., 2010. С. 212.

2 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1984. С. 163.

социалистической идеологии, усиление идеологического влияния Запада в странах социалистического блока3. Подписание Хель-синского соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, в том числе и в гуманитарной сфере, привело к необходимости усиления идеологического контроля со стороны советского государства, инструментом которого стала цензура.

Цензура долгое время не являлась предметом исследования в советской историографии. В советском тоталитарном обществе любые попытки изучения даже дореволюционной истории цензурных органов рассматривались как вероятность возникновения нежелательных аллюзий. Изучение истории деятельности цензуры в советское время началось только в 1990-е гг.

Среди первых работ по истории советской цензуры следует отметить фундаментальный труд доктора филологических наук А.В. Блюма, трехтомная монография которого раскрывает механизмы, методологию, принципы управления цензурным контролем в СССР4. Автор использует в своем исследовании многочисленные архивные материалы. А.В. Блюм рассматривает цензурный контроль в Советском Союзе в 1970-е гг. на примере работы цензурный органов Ленинграда. Сам автор объяснил выбор территории тем, что фонды Главного управления по охране государ-ственныгх тайн в печати при СМ СССР (Главлита), хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), страдают большими пробелами. Архив Мосгорлита практически был полностью уничтожен, региональные архивы тоже существенно пострадали в период распада советского государства. Документы ленинградских архивов позволяют реконструировать в определенной степени деятельность и самого Главлита, регулярно направлявшего в Ленгорлит распоряжения, циркуляры, перечни закры-тык сведений и другие документы, имеющие отношение не только к его деятельности, но и советской политике вообще. Большое внимание в исследовании А.В. Блюма уделено цензурным преследованиям органами Главлита и КГБ в СССР книг писателей «русского зарубежья», а также литературы ленинградских инакомыслящих. При этом он не рассматривает проблему цензурной политики как политики защиты социалистических ценностей и сохранения советской государственности.

3 Идеологические диверсии империализма и повышение бдительности советских людей // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 64. Д. 92. Л. 104.

4 См.: Блюм A.B. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры. 1917—1929. СПб., 1994; Блюм A.B. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. СПб., 2000; Блюм A.B. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953—1991 гг. СПб., 2005.

Т.М. Горяева в монографии «Политическая цензура в СССР. 1917—1991 гг.» показывает многообразие форм и методов идеологического и политического контроля, который осуществлялся партийно-государственными органами и институтами цензуры в советский период5. Наряду с запретительными функциями цензуры прямого воздействия (решения о запретах, цензорские вмешательства, отклоненные рукописи и др.), применялся широкий арсенал идеологического контроля и средств административного управления (кадровая, издательская, гонорарная политика). Предметом рассмотрения автора является литература, театр, кино, советская журналистика и радиожурналистика. Опираясь на значительное количество источников, Т.М. Горяева разрушает бытующий миф об интеллигенции как жертве режима, считая, что все делалось с ее молчаливого согласия и при ее участии. В монографии большая часть материала посвящена взаимоотношениям власти и работников культуры.

Характерной тенденцией историографии в 1990-е гг. явилась дифференциация исследований. Если говорить об общем характере новых отечественных исследований по истории цензуры, то их объединяет попытка объективного анализа рассекреченных и ранее недоступных архивных материалов, раскрывающих структуру, механизм, формы и методы регулирования в различных сферах политики, культуры и информации общественной жизни страны.

Перспективным направлением в изучении советской цензуры в 1970-е гг. является проблема цензурного контроля в условиях разрядки международной напряженности, проблема влияния ослабления военного и политического противостояния сверхдержав и подписания Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. на цензурную политику Советского Союза. Для работы над статьей использовались материалы фондов государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ).

Наибольшую ценность представляет фонд в ГАРФ Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР (Главлит). В нем хранятся такие документы, как «Единые правила печатания несекретных изданий» от 3 мая 1976 г., «Инструкция о порядке вывоза заграницу несекретных материалов и осуществления международного книгообмена» и другие, которые являлись определяющими в цензурной политике СССР. Следует отметить фонд материалов Телеграфного

5 Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917—1991 гг. М., 2009.

Агентства Советского Союза при Совете министров СССР (ТАСС), в котором представлены протоколы и решения заседаний коллегии ТАСС и информационные письма корреспондентов. На основе материалов ТАСС составлялись газетные и журнальные статьи, и радиопередачи и телевизионные программы. Информационные письма зарубежных корреспондентов отражали направления и содержание антисоветской пропаганды.

В РГАНИ был использован фонд аппарата ЦК КПСС (Ф. 5), содержащий документы отделов, секторов и других структурных подразделений аппарата ЦК КПСС, которые готовили материалы для Политбюро, Секретариата, Комиссий и Бюро ЦК, осуществляли контроль за исполнением партийных решений. Особый интерес представляют письма читателей, поступающие в редакции центральных газет, которые отражают политическое мировоззрение населения Советского Союза и отношение к политике советского государства. По информационно-аналитическим справкам о содержании вопросов в письмах советских граждан можно судить о волновавших советское общество проблемах.

Среди опубликованных источников, используемых в статье, представлены материалы по диссидентскому движению в Советском Союзе. К ним относятся: «Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе в 1954—1982 гг. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР»6; «Власть и диссиденты: документы КГБ и ЦК КПСС»7; архивные материалы, представленные на личном сайте Владимира Буковского, одного из основателей диссидентского движения в СССР8. Данные материалы отражают политику властей по отношению к инакомыслящим, мнения простых советских людей о власти и социальных реалиях — от случайных разговоров до распространения листовок. Интервью В.А. Солодина, работника Главлита с 1961 по 1991 гг., прошедшего путь от цензора до начальника управления, раскрывает различные стороны деятельности главного цензурного органа страны от профессиональной пригодности его сотрудников до функций и задач их работы.

В изучении практики ведения цензуры в Советском Союзе имеются определенные трудности. Цензурные официальные органы систематически старались уничтожать следы своей деятельности. В конце 1970-х гг. Ленинградское управление Главлита

6 Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе в 1954—1982 г. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР. М., 2005.

7 Власть и диссиденты: документы КГБ и ЦК КПСС / Архив национальной безопасности при Университете Джорджа Вашингтона (США), Московская Хельсинская группа. М., 2006.

8 Советский архив: URL: http://bukovsky-archives.net/buk-rus.html

в о твет на проект «Примерной номенклатуры дел управлений Главлита» просило «рассмотреть о предоставлении права ряду Управлений уничтожать «цензорские выиерки» после получения от Главлита СССР заключения на сводку вычерков»9. Вычер-ки — это сокращения, изъятия, сделанные в тексте по требованию цензоров. Подобный материал представляет, безусловно, не просто интерес, а ценность по изучению работы цензора, так как вычерки содержат сведения, позволяющие воссоздать механизм практики работы цензурных органов.

Цензурная практика в Советском Союзе, в форме Главного управления по охране государственных тайн в печати при советском правительстве, имела широкий диапазон применения в прессе, на радио и телевидении.

В самом широком смысле цензура в современном ее понимании является одним из способов ограничения информированности общества, и в этом качестве она представляет необходимый элемент власти. Цезура контролирует и регламентирует информационный процесс с помощью различного рода инструкций и нормативов. Любая власть наделяет цензуру или ее заменяющие органы охранительной функцией, чтобы обеспечить сохранение военной и государственной тайны. Государство фиксирует и закрепляет моральные и идеологические нормы в области искусства, художественного творчества, научных направлений. Цензура обеспечивает стабильность государства, предупреждая включение в информационное поле сведений, подрывающих престиж и авторитет власти. Следовательно, цензура участвует в формировании общественного мнения страны посредством контроля информации, поступающей и находящейся в информационном пространстве общества. В то же время цензурная практика советского государства порождала недоверие населения к официальным органам информирования, что служило источником для возникновения домыслов, мифов, обращения к другим источникам информации, и в конечном итоге отражалось на формировании общественного мнения. Идеологическая политика советского государства строго направляла и контролировала свои средства массовой информации, что порождало ряд особенностей советской системы информации: умалчивание о тех или иных событиях и явлениях, отсутствие негативной информации (катастрофы, аварии), низкая экспрессивность новостей в средствах информации, запаздывание публикации актуальный материалов.

9 Замечания на разосланный проект «Примерная номенклатура для управления дел управления Главлита» // Цензура в Советском Союзе. 1917—1991. Документы / Сост. А.В. Блюм. М., 2004. С. 508.

Официальной структурой, осуществляющей цензурный контроль в СССР в 1970-е гг., являлось Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР (Главлит). Основу Главлита составляло несколько отделов10. Иностранный отдел просматривал все отправления за рубеж и поступления из-за рубежа. Отдел политической цензуры просматривал всю общественно-политическую и художественную литературу, выходившую в издательствах, а также телевизионную информацию, кроме оперативной. Через отдел технической цензуры проходило громадное количество технической литературы. Отдел по работе с территориями руководил работой местных и республиканских отделений, которые Главлит имел во всех областях и республиках Советского Союза. В работе цензора всегда стояли две главные задачи: охрана государственных тайн и политическая цензура11.

В 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором указывалось, что Главлит чрезмерно увлекся политредактирова-нием, хотя это обязанность соответствующих отделов ЦК КПСС. За Главлитом осталась функция охраны государственных, военных и экономических тайн. Но помимо этого существовал и ряд негласных запретов, нигде в документах не зафиксированных, но которые определяли политику цензоров, а также редакторов на местах. При этом ответственность за содержание сдаваемых в печать материалов несли издательства, редакции газет и журналов, а также организации, представляющие эти материалы на тиражирование, которые обязаны были провести тщательную их проверку, до сдачи в набор или на размножение на множительных аппаратах удалить из текста сведения, не подлежащие открытому опубликованию.

Примечательным в этом смысле являлось Постановление ЦК КПСС от 7 января 1969 г. «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара», определяющее персональную ответственность авторского и редакторского состава за содержание публикуемых произведений12. Упущения при предварительной цензуре исправлялись при последующей

10 Убежден, что работал на стабильность государства... Интервью В.А. Со-лодина // Исключить всякие упоминания... Очерки истории советской цензуры. Минск, 1995. С. 317.

11 Там же. С 315.

12 Культура и цензура: мифы и реальность, или История борьбы против правды // История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997. С. 11.

проверке выходящих произведений. Главлит должен был осуществлять выборочный контроль за произведениями печати (после выхода их в свет), освобожденными от предварительного контроля и выпускаемыми под ответственность издательств, редакций газет и журналов, а также за наиболее сложными с точки зрения охраны государственных тайн в печати изданиями, прошедшими предварительный контроль. Функции цензурного контроля в книжной торговле лежала на отраслевых специалистах, на директорах книготоргов и букинистах. В постановлении было два закрытых пункта, где говорилось, что все переговоры Главлита с издательствами являются секретными, а в споре между издательствами и Главлитом арбитром выступают отделы пропаганды! и культуры ЦК партии13.

Главлит непосредственно подчинялся отделу пропаганды ЦК КПСС. Сектор печати в отделе пропаганды долгое время возглавлял Владимир Николаевич Севрук. Большая часть указаний шла через него. Главлит также отчасти руководствовался указаниями отдела культуры ЦК КПСС, где занимались непосредственной работой с писателями. Цензура и пропаганда в реализации своих целей были взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. У Липпман, американский журналист, автор оригинальной концепции общественного мнения, писал: «Без цензуры — в той или иной форме — пропаганда, в строгом смысле этого слова, невозможна. Для ведения пропаганды необходимо установить барьер между обществом и событием»14. Пропаганду можно рассматривать как идеологическую форму просвещения народа. Без запретов и ограничений в форме цензуры невозможно было эффективно посредством пропаганды и агитации сформировать у народа необходимые представления и понятия о коммунистических идеалах и моральных нормах.

С внешней стороны цензура в СССР представляла сложную многоуровневую (всеохватную) систему контроля над распространением информации. Характеристику этой особенности цензуры в Советском Союзе дает А.В. Блюм. Он выделял в ней пять уровней15. Первый уровень — самоцензура, сознательное самоограничение автора. Второй — редакторская цензура. На этом уровне особое внимание обращалось на поиски и интерпретацию подтекста, намека, намеренной или ненамеренной много-

13 Убежден, что работал на стабильность государства... Интервью В.А. Со-лодина. Указ. соч. С. 321.

14 Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С. 61.

15 Блюм A.B. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. СПб., 2000.

значности текста. Третий уровень — Главлит. Им завершалась так называемая предварительная цензура, и текст или получал разрешение на публикацию или нет. Четвертый — карательная цензура, что означало внесудебную расправу и всепроникающее тайное наблюдение над всем ходом литературного процесса, включая вышедшие произведения. Пятый уровень — идеологическая цензура, осуществляемая партийным руководством, которое рас-сыиало «установки», неукоснительно выполнявшиеся Главлитом. Говоря о пяти уровнях, Блюм не сводит весь процесс к чисто механическому, строго иерархическому прохождению текста от автора и выше. На практике деятельность указанных учреждений и инстанций причудливым образом переплеталась, порождая сложную систему взаимодействий. Помимо того активное участие в процессе принимали «добровольцы», сигнализировавшие в особые инстанции об идеологических «огрехах», допущенных не только авторами и редакторами, но и самими цензорами. Всегда несколько «впереди прогресса» шли литературные критики, статьи которых и по стилистике и по содержанию мало чем отличались от собственно цензурных донесений16. Нужно иметь в виду, что в распоряжении советского государства находились не только запретительные, но и другие эффективные средства целенаправленного ограничения культурного простран-ства17. С течением времени все большую роль начинают играть не столько цензоры, сколько сами редакторы издательств и журналов, руководители «творческих союзов» и другие чиновники, приставленные к художественным организациям.

Большое внимание уделялось координации деятельности министерств, ведомств и организаций по вопросам охраны государственных тайн в печати, привлечению их, а также органов печати к активному участию в этом важном государственном деле. Многие нормативные документы Главного управления по охране государственных тайн в печати и, прежде всего, «Перечень сведений, запрещенный к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению» разрабатывались с участием союзных и союзно-республиканских министерств и ведомств. Главлит разрабатывав и издавал в установленном порядке с учетом предложений министерств, ведомств и других организаций перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати в передачах по радио и телевидению и «Единые правила печатания несекретных изданий».

16 Там же. С. 25.

17 Блюм A.B. Как это делалось в Ленинграде. С. 12.

На местном уровне цензорский контроль осуществлялся в форме общесоюзных инструкций и постановлений ЦК КПСС. Так, например, редакторы Курского управления по охране государственных тайн в печати осуществляли предварительный цензорский контроль над областными и многотиражными газетами, передачами радио и телевидения, проверяли исполнение типографиями «Единых правил печатания несекретных изданий»18. В контроль включалась проверка фондов библиотек и соблюдение приказов Главлита.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. требования органов цензуры часто нарушались, что находило отражение в документах. Так, Белозерова Т.Б. отмечает в своей статье, что «при проверке деятельности типографий Курским управлением по охране государственных тайн в печати было обнаружено, что на участке № 1 Курской городской типографии в нарушение правил материалы с грифом «для служебного пользования» печатались без разрешения режимно-секретного органа»19. Ленинградское управление Главлита проверкой установило, что в результате отсутствия приказов Главлита, «политические дефектные книги, которые подлежали немедленному изъятию, находились в библиотечных фондах и выдавались читателям»20.

Основное внимание Главлит уделял усилению охраны государственных тайн в печати. В этих целях велась постоянная работа по пересмотру, обновлению и совершенствованию всех нормативных документов цензуры. Выполняя решения XXV съезда КПСС (1976 г.), Главным управлением по охране государственных тайн в печати при СМ СССР было решено переиздать:

— перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению, базирующийся на требованиях «Правительственного перечня», согласованный с КГБ СССР;

— перечень сведений, запрещенных к опубликованию в районных, городских, многотиражных газетах, передачах по радио и телевидению;

— единые правила печатания несекретных изданий, определяющие единый для всех министерств, ведомств и организаций страны порядок размножения несекретных изданий и обеспечивающие охрану государственных тайн в печати;

18 Белозерова Т.Б. Трансформация взаимоотношений прессы и власти в Курской области в 1970—1990-х гг. // Правда истории. Курск, 2005. С. 156.

19 Там же.

20 О контроле библиотек от 28.02.1978 г. // Цензура в Советском Союзе. 1917—1991. Документы / Сост. А.В. Блюм. М., 2004. С. 487.

— инструкцию о порядке вывоза за границу несекретных материалов и осуществления международного книгообмена21.

Названные нормативные акты определяли важнейшие функции Главлита в 1970-е гг., которые находили свое отражение в принятых постановлениях, приказах и инструкциях. Основными задачами, сформулированными в Положении Совета министров СССР о Главлите от 19 ноября 1974 г., были названы: а) охрана государственных тайн в печати, телевидении, радиовещании, кинофильмах, репертуаре зрелищных предприятий, экспозициях в музеях и выставках и материалах, предназначенных для вывоза за границу; б) предотвращение распространения в стране поступающих по открытым каналам иностранных изданий, содержащих антисоветские и антикоммунистические материалы. Определялся также порядок рассмотрения представляемых министерствами и ведомствами на согласование проектов, ведомственных перечней сведений, не подлежащих опубликованию; информирование руководителей министерств, ведомств, издательств, органов печати о наиболее серьезных замечаниях в области охраны государственных тайн в печати. Был подтвержден статус Главлита как союзно-республиканского органа, пользующегося по своему положению правами государственного комитета. Предписывалось, что приказы, инструкции и указания Главлита СССР являются обязательными для всех министерств, ведомств, органов печати и других организаций22.

Основным общесоюзным, межведомственным документом, которым должны были руководствоваться полиграфические предприятия, учреждения и организации, имеющие множительные аппараты всех типов, при изготовлении несекретных изданий являлись «Единые правила печатания несекретный изданий»23. Единые правила 1976 г. издания содержали значительно расширенный перечень материалов, которые могли печататься без представления на предварительный контроль в органы Главного управления по охране государственных тайн в печати. Однако запрещалось принимать заказы на изготовление каких-либо изданий от частных лиц. Отдельные заказы частных лиц (пригласительные билеты на семейные торжества, визитные карточки, личные карточки радиолюбителей, экслибрисы и тому подобные

21 План основных мероприятий Главного управления по охране государст-венныгх тайн в печати при Совете Министров СССР по выполнению решений XXV съезда КПСС // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 69. Д. 451. Л. 3.

22 ГАРФ. Ф. Р 9425. Оп. 1в (б). № 453. С. 14. Цит.: Горяева Т.Н. Политическая цензура в СССР. 1917—1991 гг. М., 2009. С. 359.

23 О введении в действие «Единых правил печатания несекретных изданий 1976 года» // ГАРФ. Ф. Р 9425. Оп. 2. Д. 712. Л. 23.

материалы) могли приниматься к печатанию лишь по ходатайству организаций или учреждений и при наличии разрешения Главлита24. Органы цензуры советского государства таким образом пытались контролировать малейшие возможности дискредитации власти.

В целях дальнейшего упорядочения издания ведомственной литературы, усиления контроля над ее содержанием, сокращения числа организаций, наделенных правами самостоятельной издательской деятельности, был издан приказ Государственным комитетом СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли РСФСР «О дальнейшем упорядочении издательской деятельности министерств, комитетов и ведомств и организаций РСФСР» от 6 февраля 1976 г.25, утверждавший перечень учебных заведений и организаций, которым был разрешен выпуск печатной продукции, минуя издательства. Приказом запрещался выпуск учебников и учебных пособий по истории КПСС, политической экономии, научному коммунизму, марксистско-ленинской философии для высших и средних специальных учебных заведений и системы партийного просвещения всем организациям, имеющим право издательской деятельности, в связи с тем, что издание этих учебников и учебных пособий занималось издательство политической литературы при ЦК КПСС. Литература непосредственно затрагивала идеологические основы советского государства и коммунистической партии и формировала социалистическое мировоззрение, находилась под строгим контролем Главлита. Воспитание политически бдительных советских граждан являлось первоочередной задачей в области формирования общественного сознания.

Цензурная политика советского государства противодействовала буржуазной пропаганде, подрывавшей веру советских людей в марксистско-ленинскую идеологию. Цензура совместно с контрпропагандой в условиях идеологического противостояния с капиталистическим миром защищала устои советской действительности от действий западных органов информации, которые искажали принципы научного социализма и советскую действительность. При этом Главное управление по охране государственных тайн в печати при СМ СССР, наряду с другими функциями, осуществляло контроль иностранной литературы, поступающей в советскую страну из-за рубежа с целью предотвращения распространения иностранных изданий, содержащих антисоветские и антисоциалистические материалы, а также обес-

24 Единые правила печатания несекретных изданий от 3 мая 1976 г. // ГАРФ. Ф. Р 9425. Оп. 2. Д. 716. Л. 4.

25 ГАРФ. Ф. Р 9425. Оп. 2. Д. 714. Л. 50.

печивало контроль за соблюдением установленного порядка выписки, хранения и использования иностранной литературы закрытого характера советскими учреждениями и организациями26.

Главлит осуществлял также предварительный (до продажи) контроль 35 из 59 органов печати компартий капиталистических стран и прогрессивных изданий, поступающих для розничной продажи в Советский Союз через «Союзпечать». Издания некоторых компартий, прежде всего Австралии, Италии, Великобритании неоднократно публиковали нежелательные с точки зрения советской цензуры материалы для распространения в Советском Союзе, которые в ряде случаев носили антисоветский характер27.

В вопросе формирования общественного мнения в Советском Союзе особое влияние оказывал внешнеполитический фактор, связанный с разделением мира на два противоборствующих лагеря с разными социально-экономическими и политическими системами. Это противостояние являлось также формой идеологической борьбы, историческим спором об их достоинствах. В этой борьбе советским государством использовались как различные формы пропаганды, чтобы довести необходимую информацию до населения, так и контрпропаганда и цензура, чтобы защитить своих граждан от враждебных и неприемлемых точек зрения на происходящие события в мире.

В 1970-е гг. в Советском Союзе сложилась практика представ -лять для всенародного обсуждения проекты государственных планов социально-экономического развития, а также важнейшие законодательные акты, включая вопросы борьбы за мир и разоружение. Принцип «постоянный учет общественного мнения» стал конституционным28. Указанный принцип воспроизводился в Регламенте Верховного Совета СССР, в ст. 2 которого записано: «Деятельность Верховного Совета СССР основывается на ... постоянном учете общественного мнения». Государственное строительство в рассматриваемый период все больше стало зависимым от общественного мнения граждан страны. Советский народ регулярно получал информацию о важнейших государственных и партийных решениях, событиях международной и внутренней жизни. В печати, в беседах, письмах советского населения к должностным лицам, обсуждались различные нормативные акты, высказывались конструктивные предложения. Поэтому требовалось оградить сознание советского народа от фальсифика-

26 Отчет по итогам контроля иностранной литературы в 1971 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 63. Д. 98. Л. 44.

27 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 63. Д. 98. Л. 5.

28 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 07.10.1977. URL: http://www.consultant.ru/popular/conscccr/62_1.html#p69

ций, антисоветской пропаганды и других негативных влияний на общественные интересы и настроения граждан страны.

Буржуазная пропаганда вела интенсивные нападки на коммунистическую идеологию, на политику КПСС и советского государства. В 1971 г. Главлит провел проверки соблюдения порядка выписки, хранения и использования иностранной литературы более чем в тридцати учреждениях и организациях. В ходе этих проверок были отмечены нарушения установленного порядка пользования зарубежной литературой в некоторых учреждениях АН СССР, а также ряда отраслевых министерств и ведомств и средств информации29. Антисоветская пропаганда западных капиталистических стран была направлена против решений принятых на XXIV съезде КПСС в 1971 г. При этом ставилась задача ослабить международный резонанс, который вызвали активная внешнеполитическая деятельность советского правительства и принятая партийным съездом «Программа мира».

XXIV съезд КПСС разработал широкую программу борьбы за мир и международное сотрудничество. В ней в качестве первоочередных были поставлены следующие задачи:

1. Отказаться от применения силы и угрозы ее применения для решения спорных вопросов, что должно стать законом международной жизни.

2. Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате Второй мировой войны 1939—1945 гг., осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, сделать все для обеспечения коллективной безопасности в Европе.

3. Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое и бактериологическое оружие, добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные, содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира.

4. Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. СССР высказывается за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всем их объеме, за ликвидацию иностранных военных баз, за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего, в Центральной Европе30.

29 Отчет по итогам контроля иностранной литературы в 1971 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 63. Д. 98. Л. 44.

30 XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза 30 марта — 9 апреля 1971 г. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1971. С. 53—54.

«Программа мира» поставила задачу разработки мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и их перерастания в международные кризисы, в войну31. Крупными вехами в этом отношении являлись подписанные на высшем уровне советско-американские документы — Основы взаимоотношений между СССР и США (май 1972 г.) и Соглашение о предотвращении ядерной войны (июнь 1973 г.). В первом документе обе стороны обязуются строить свои взаимоотношения на принципах мирного сосуществования, не предпринимать попыток получения односторонних преимуществ за счет другой стороны, признают интересы безопасности сторон, отказываются от применения силы или угрозы ее применения. Во втором — предусматривались обязательства сторон в предотвращении возникновения опасных ситуаций, военных конфронтаций. Эти крупные международно-правовые акты, по существу, установили нормы, которыми должны были руководствоваться две крупнейшие державы мира как в своих взаимоотношениях, так и в международных делах вообще32. Но с другой стороны исходили из факта, что нормализация отношений между США и СССР не изменяет их социально-экономических и политических систем33. Не менее важным документом, содействовавшим смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, был договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. Договор ограничивал возможности сторон в области создания противоракетной обороны, следовательно исключал возможность безнаказанного ядерного удара. Таким образом, данный договор служил гарантией для Советского Союза и Соединенные Штатов Америки в предотвращении ядерной войны.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев на пленуме ЦК партии 23 ноября 1971 г. отметил «могучее воздействие миролюбивой ленинской внешней политики нашей страны на сознание многомиллионных народных масс во всех странах»34. В редакции центральных периодических изданий СССР поступали тысячи писем от граждан Советского Союза в поддержку

31 Светлов А.А. Проблема разоружения и разрядка международной напряженности. М., 1975. С. 16.

32 Там же.

33 Ракита Н, Жигелев И., Павленко И. За высокий идейно-теоритический уровень лекционной пропаганды вопросов внешней политики.. М., 1974. С. 48.

34Доклад Брежнева Л.И. на Пленуме ЦК КПСС (22—23 ноября 1971 г.) О международной деятельности ЦК КПСС после XXIV съезда партии // РГАНИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 245. Л. 95—96.

внешнеполитической линии советского государства и коммунистической партии. Бригадир слесарей завода «Ленинская кузница» в Киеве П. Молодченко писал в газету «Правда» в 1972 г.: «В каждой нашей семье слово "мир" произносится как самое дорогое, заветное слово. Мы искренне заинтересованы в сохранении добрососедских отношений со всеми народами. И поэтому каждый из нас, советских людей, горячо поддерживает активную внешнеполитическую деятельность партии и государства по осуществлению программы мира, принятой XXIV съездом»35.

В 1975 г. министр иностранных дел СССР А.А. Громыко на апрельском пленуме ЦК КПСС говорил о попытках подорвать внутренние порядки в СССР западными странами, для чего они придумывали разного рода проблемы, проблему «свободы информации», «гуманитарные» вопросы36. Данные вопросы в отношении Советского Союза поднимались на протяжении 1970-х гг., особенно после состоявшегося совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа в 1975 г.

Заключительный акт 33 европейских государств, а также США и Канады совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки закрепил политические и территориальные итоги второй мировой войны и утвердил десять принципов взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств. В декларации подчеркивалось, что все эти принципы имеют первостепенную важность, ими государства будут руководствоваться в своих отношениях.

Большой раздел Заключительного акта, назван «Сотрудничество в гуманитарных и других областях». Это так называемая «третья корзина», то есть вопросы, относящиеся к третьему пункту повестки дня совещания. В документе фиксируется согласованность взглядов по вопросам улучшения распространения, доступа и обмена информацией, включая устную, печатную, кино-, радио- и телевизионную информацию, сотрудничество между органами массовой информации, между журналистскими организациями, говорится о поощрении обмена технической информацией, об улучшении условий работы журналистов. Раздел

35 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 64. Д. 71. Л. 195.

36 РГАНИ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 351. Л. 11.

о сотрудничестве в гуманитарных и других областях включает договоренности по таким вопросам, как контакты между отдельными людьми, поездки из страны в страну по личным или профессиональным причинам, культурный обмен.

Комплекс вопросов, вошедших в третий пункт повестки дня общеевропейского совещания в Хельсинки, вызвал наиболее острые столкновения взглядов на всем протяжении его подготовки и проведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если страны социалистического блока исходили из целостности Заключительного акта, считая, что даже его компромиссные положения отвечают интересам всех государств, то страны капиталистического Запада пытались представить этот акт как оформление «уступки» в области прав человека, которую социалистические страны должны сделать за признание европейских границ, установленных Потсдамским соглашением 1945 г., и за другие политические договоренности.

Первыш заместитель министра иностранных дел СССР А.Г. Ковалев в своем интервью Ф.М. Бурлацкому, сопредседателю экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России, говорил, что СССР и Запад стремились к несовпадающим целям. Советский Союз стремился закрепить границы в Европе, начать ограничение гонки вооружений, а капиталистические страны, кроме безопасности, были озабочены вопросами либерализации в СССР и решением проблем прав человека, свободного передвижения товаров, людей и идей между Востоком и Западом37. По его словам, Л.И. Брежнев был одержим идеей проведения общеевропейского совещания и считал подписание Заключительного акта «почти что главным итогом своей жизни»38.

Вопросы подготовки и проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии США и Канады достаточно полно освещались в СМИ Советского Союза. О проходящих на встречах дискуссиях, в том числе и по правам человека, советские граждане были осведомлены не только советской стороной, но и мощной системой вещания зарубежных радиостанций на русском языке («Голос Америки», «Би-би-си», «Свобода», «Свободная Европа», «Немецкая волна»). В СССР «правозащитниками» для пропаганды положений «третьей корзины», были созданы «хельсинские группы», в задачи которых входил сбор фактов и материалов о нарушении положений Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству

37 Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России (1970—80-е и начало 90-х гг). М., 1999. С. 42.

38 Там же. С. 43.

в Европе39. Соответствующие государственные органы Советского Союза запрещали деятельность этих групп, если их действия выходили за рамки советского законодательства, что вызывало критику в буржуазных средствах массовой информации. Советские средства массовой информации трактовали эти действия как попытки вмешательства во внутренние дела, преследующие цели отказа СССР от своих суверенных прав.

Кампания вокруг нарушений прав человека в СССР, которая велась в США, преследовала прагматические цели. В первую очередь очернить в глазах американцев советскую действительность. Параллельно представить администрацию Белого дома во главе с президентом Дж. Картером приверженцем высоких моральных принципов, способным объединить страну, разочаровавшуюся в действиях своего правительства в результате «Уотер-гейта», в борьбе за высокогуманные идеалы40.

В Соединенных Штатах к политике разрядки относились неоднозначно. Признавая на словах, что идея разрядки — одна из самых популярных в мире, американская сторона не верила в решимость Советского Союза делать все для углубления и закрепления разрядки, для того, чтобы положить конец гонке вооружений и угрозе ядерной войны в мире. В работе Т. Стэнли «Разрядка: продолжение напряженности другими средствами» утверждалось, что камнем преткновения в развитии отношений между Востоком и Западом являлась «претензия» СССР на ведущую роль в мировом общественном развитии41.

В то же время, несмотря на неоднозначные оценки разрядки международной напряженности, в 1970-е гг. под влиянием мирового общественного мнения в центре внимания стояли вопросы укрепления мира и взаимопонимания. Общественное мнение советского общества поддерживало миролюбивую внешнюю политику своего государства. Особое внимание советского народа привлекали результаты советско-американских переговоров и перспективы развития отношений между СССР и США. В центральные газеты Советского Союза поступало множество положительных откликов на советско-американские переговоры и на их итоги. В 1972 г. чабан К. Мукашева писала в газету «Правда»: «Итоги советско-американских переговоров радуют каждого простого человека и, думаю, не только в нашей стране, но и за рубежом. Это огромный успех политики мирного сосу-

39 Богатуров А.Г., Аверков В.В. История международных отношений 1945—2008. М., 2010. С. 215.

40 Провокационная кампания под предлогом «защиты прав человека // ГАРФ. Ф. Р 4459. Оп. 45. Д. 12. Л. 466—467.

41 Дебаты вокруг разрядки в США // ГАРФ. Ф. Р 4459. Оп. 45. Д. 12. Л. 199.

ществования, проводимой родной Коммунистической партией, успех сил, стремящихся не допустить страшного пожара ракетно-ядерной войны»42. Также высказывались сомнения в отношении искренности американских руководителей и прочности заключенный с американцами соглашений. В одном из характерных вопросов, поступившим лекторам отдела пропаганды ЦК КПСС в 1972 г. спрашивалось: «Можно ли верить американским империалистам и их представителю — президенту Никсону? Полвека США вели ожесточенную борьбу против Советского Союза, разорвали все обязательства и соглашения, достигнутые в Потсдаме, и вдруг подписали новые соглашения с нами. Какова их цена? Не превратятся ли они в клочки бумаг?»43. Недоверие и опасения по поводу советско-американских соглашений к 1970-м гг. четко оформились в сознании советского народа. Американская политика характеризовалась резко негативными чертами — агрессивность и милитаризм.

Проведенное исследование показытает, что цензурный контроль в Советском Союзе имел всеохватывающий характер, начиная от личной ответственности издателей до государственных нормативных документов, контролирующих деятельность издательств, учебный заведений, библиотек, средств массовой информации и других творческих организаций СССР. В 1970-е гг. редакторы издательств и журналов, руководители «творческих союзов» и другие чиновники, приставленные к литературе и искусству стали играть определяющую роль в цензурной практике, поскольку редакторы не знали всех тонкостей научных проблем и литературные дискурсов, к тому же у них не существовало никаких точных однозначных указаний, что считать «тенденциозной трактовкой»44. В результате к концу 70-х гг. проверками органов Главлита выявлялось все больше ошибок и недочетов при работе с антисоветскими материалами. Не последнюю роль здесь сыграли события в Чехословакии в 1968 г., которые приобрели широкий международный резонанс. Под давлением мировой общественности советское руководство, приняло решение «смягчить» цензурный контроль, но фактически цензоры продолжили свою практику.

Цензурная политика с точки зрения государственного управ -ления защищала население от влияния «чуждых социализму»

42 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 64. Д. 71. Л. 195.

43 Перечень характерным вопросов, поступившим лекторам Отдела пропаганды ЦК КПСС в мае—июне 1972 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 64. Д. 92. Л. 134.

44 Посадков А.Л. Провинциальная цензура от «застоя» к «перестройке» по материалам Сибири и Дальнего востока. 1970—1980 гг. // Грани книжной культуры. М., 2007. С. 193.

идей, которые искажали основы идеологии советского государства, а также его внешнюю политику. В условиях усиления идеологической борьбы между миром социализма и миром капитализма обострились влияние и масштабы деятельности буржуазной пропаганды. Средства информации западных стран во главе с США пытались навязать свое видение на многие реалии внешней политики и международных отношений, начиная от понятия разрядки до интерпретации прав человека. Они использовали многообразные методы идеологической борьбы, такие как фальсификация, искажение, умалчивание. Цензура в Советском Союзе старалась пресекать эти попытки манипуляции общественным мнением. Формирование общественного мнения в Советском Союзе было целенаправленной деятельностью советского государства и коммунистической партии, в задачу которых входило воспитание социалистического мировоззрения в сознании советского народа. Особенно актуально эта проблема встала после совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., когда были сделаны советской стороной уступки в области контроля информации в силу международных договоренностей. В результате помимо влияния государственных органов на общественное мнение усилилось влияние «правозащитников» в Советском Союзе, которые пропагандировали идеи буржуазного либерального мира.

Цензура как составная часть идеологической работы советского государства и коммунистической партии стремилась воспитывать советских граждан в духе социалистических ценностей и идеалов, формируя общественное мнение советского народа в духе социалистического мировоззрения, гуманизма и морали.

Неопубликованные источники

ГАРФ. Р 4459. Фонд Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР (Главлит).

ГАРФ. Р 4459. Телеграфное Агентство Советского Союза при Совете министров СССР (ТАСС).

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62—76. Документы отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС.

Опубликованные источники

Власть и диссиденты: из док. КГБ и ЦК КПСС / Архив национальной безопасности при Университете Джорджа Вашингтона (США), Московская Хельсинская группа. М., 2006.

Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе в 1954—1982 гг. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР. М., 2005.

Советский архив URL: http://bukovsky-archives.net/buk-rus.html

Убежден, что работал на стабильность государства... Интервью В.А. Солодина // Исключить всякие упоминания... Очерки истории советской цензуры. Минск, 1995.

Цензура в Советском Союзе. 1917—1991. Документы/ Сост. А.В. Блюм. М., 2004.

Список литературы

Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1984.

Белозерова Т.Б. Трансформация взаимоотношений прессы и власти в Курской области в 1970—1990-х гг. // Правда истории. Курск, 2005.

Блюм А.В. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры. 1917—1929. СПб., 1994.

Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. СПб., 2000.

Блюм А.В. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953—1991 гг. СПб., 2005.

Богатуров А.Г., Аверков В.В. История международных отношений 1945—2008. М., 2010.

Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России (1970—80-е и начало 90-х гг.). М., 1999.

Горяева Т.Н. Политическая цензура в СССР. 1917—1991 гг. М.,

2009.

Дмитриева Е.Е. Игровое поле советской цензуры (1970—1980 гг.) // Языки рукописей. Спб., 2000.

Культура и цензура: мифы и реальность, или История борьбы против правды // История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997.

Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

Ракита Н, Жигелев И., Павленко И. За высокий идейно-теорити-ческий уровень лекционной пропаганды вопросов внешней политики. М., 1974.

Посадков А.Л. Провинциальная цензура от «застоя» к «перестройке» по материалам Сибири и Дальнего востока. 1970—1980 гг. // Грани книжной культуры. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.