Научная статья на тему 'Центральный военный округ вооруженных сил российской Федерации как актор реализации совместных проектов стран ШОС и ОДКБ в сфере обороны'

Центральный военный округ вооруженных сил российской Федерации как актор реализации совместных проектов стран ШОС и ОДКБ в сфере обороны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
312
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANISATION / CENTRAL MILITARY DISTRICT / REGIONAL SAFETY / CENTRAL ASIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чиркин Владимир Валентинович

Статья посвящена исследованию специфики геополитического присутствия крупной оборонной структуры России в регионе Центральной Азии в рамках совместных проектов стран ШОС и ОДКБ в сфере обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чиркин Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article stresses the attention of the reader on the geopolitical role of the big Russian military structure in SCO and CSTO defense projects realization the Central Asia.

Текст научной работы на тему «Центральный военный округ вооруженных сил российской Федерации как актор реализации совместных проектов стран ШОС и ОДКБ в сфере обороны»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 21 (236).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 11. С. 58-61.

В. В. Чиркин

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК АКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ СТРАН ШОС И ОДКБ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ

Статья посвящена исследованию специфики геополитического присутствия крупной оборонной структуры России в регионе Центральной Азии в рамках совместных проектов стран ШОС и ОДКБ в сфере обороны.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, Организация Договора о кол-

лективной безопасности, Центральный военный Азия.

В Центрально-азиатском регионе присутствуют различные международные структуры - такие, как Организация объединенных наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Наиболее актуальным сегодня является сотрудничество стран Центральной Азии с Шанхайской организацией сотрудничества, так как именно ШОС выделяется своей активностью в центральноазиатской подсистеме международных отношений в сфере обеспечения безопасности.

В то же время некоторые страны Центральной Азии являются как государствами-членами ШОС, так и государствами-партнерами для НАТО, а отсюда вытекают различные возможности как для самих центральноазиатских стран, так и для межгосударственных организаций в определении приоритетов в сотрудничестве. Данное сотрудничество создает множество благоприятных возможностей, но и выявляет ряд проблемных вопросов, особенно когда речь идет о сотрудничестве с международными структурами безопасности, имеющими различное стратегическое видение и интересы, а также методы и состав участников.

Политика безопасности ШОС в Центральной Азии строится на диалоге, обмене мнениями и сотрудничестве во всех формах с другими государствами и регионами. ШОС верно выбрала линию на поддержание региональной безопасности и стабильности, проводя борьбу с тремя угрозами - терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Одним из главных достижений «шанхайского процесса» за эти годы ста-

округ, региональная безопасность, Центральная

ло ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, включая создание с обеих ее сторон зон глубиной в 100 км, где осуществляются взаимные военные инспекции. Таким образом обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снимать многие сомнения и подозрения.

Россия как страна-член ШОС сотрудничает в рамках данной организации с государствами ШОС по различным направлениям, прежде всего, в упомянутой выше сфере защиты от угроз терроризма (в том числе наркотерроризма) и экстремизма. Большую роль в этом процессе играют оборонительные структуры российского государства, в частности, Центральный военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации, чья зона ответственности - Центральная Азия.

Основными формами участия Центрального военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации в проектах стран ШОС в сфере обороны в регионе Центральной Азии является осуществление военного и военнотехнического сотрудничества с вооруженными силами государств Центральной Азии.

В зоне ответственности Центрального военного округа на территориях государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности дислоцируются соединения, воинские части и организации, подчиненные командующему войсками Центрального военного округа:

в Республике Таджикистан - 201-я военная база;

в Киргизской Республике - 999-я авиационная военная база;

в Республике Казахстан - 7 военных объектов.

В соответствии с межгосударственными договоренностями в формате ОДКБ сформирова-

на и парафирована правовая база, регламентирующая весь комплекс вопросов применения сил и средств системы коллективной безопасности при отражении агрессии против любого из государств, входящих в состав ОДКБ, а также проведении контртеррористических операций.

Для выполнения перечисленных задач Центральным военным округом выделены соединения, воинские части и подразделения в состав сил и средств системы коллективной безопасности. С учетом возложенных на эти воинские контингенты Центральным военным округом задач на регулярной основе проводятся совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил государств-членов ОДКБ. Непосредственными вопросами планирования, подготовки и проведения таких совместных мероприятий занимаются соответствующие должностные лица оперативно-стратегического командования Центрального военного округа: командующий войсками военного округа, начальник штаба военного округа, заместитель начальника штаба военного округа, начальник оперативного управления штаба военного округа и другие.

К основным совместным мероприятиям оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил государств Центрально-азиатского региона с участием органов военного управления и войск Центрального военного округа относятся совместные учения под общим наименованием «Рубеж» в формате ОДКБ, «Мирная миссия» в формате ШОС, ежегодные командно-штабные и тактические учения с Коллективными силами быстрого развертывания Центрально-азиатского региона (КСБР ЦАР) «Взаимодействие».

На регулярной основе с участием представителей Центрального военного округа проводятся штабные переговоры по вопросам совместного планирования применения войск (сил), а также по вопросам военного технического сотрудничества, как на двусторонней, так и многосторонней основе.

С учетом задач Центрального военного округа решением командующего войсками ответственность за взаимодействие с органами военного управления Вооруженных Сил государств-членов ОДКБ Центрально-азиатского региона возложена на заместителя начальника штаба военного округа. При его непосредственном участии разработана и утверждена главами государств-членов ОДКБ нормативная правовая база, регламентирующая вопросы совмест-

ного применения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона коллективной безопасности.

На протяжении последних десяти лет с участием должностных лиц военного округа практически реализуются решения Совета Коллективной безопасности ОДКБ по обеспечению коллективной безопасности в Центрально-азиатском регионе коллективной безопасности.

Военное сотрудничество с Министерством обороны Республики Казахстан.

С момента обретения независимости между силовыми ведомствами России и Казахстана установились партнерские связи, характеризующиеся регулярными рабочими встречами на различных уровнях, выработкой единых подходов к ряду вопросов, представляющих взаимный интерес в сфере безопасности и военного сотрудничества. На уровне министерств и ведомств силового блока регулярно разрабатываются и вносятся дополнения и поправки к уже достигнутым соглашениям.

Знаковым событием военного взаимодействия стало подписание в январе 2004 г. соглашения между Министерством обороны России и Министерством обороны Казахстана по вопросам совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения национальной безопасности двух стран.

С целью отработки алгоритма совместных действий на регулярной основе проводятся учения с привлечением частей и подразделений российской и казахстанской армий, причем как в рамках мероприятий в формате ОДКБ и ШОС, так и на двусторонней основе.

С начала 2008 г. уже состоялось два крупных совместных мероприятия, в которых были задействованы подразделения военных ведомств России и Казахстана. В первой декаде июля в учебном центре сухопутных войск Вооруженных Сил Казахстана в поселке Гвардейский близ Алматы прошли российско-казахстанские учения «Взаимодействие-2008», в которых приняли участие более 2 тысяч российских и казахстанских десантников, свыше 40 единиц самолетов и вертолетов, более 240 единиц боевой техники.

В период с августа по сентябрь 2008 г. в соответствии с планом подготовки Сухопутных войск Российской Федерации проводилось оперативно-стратегические учения с войсками Приволжско-Уральского военного округа «Центр-2008», на отдельных этапах которых

отрабатывались совместные действия подразделений вооруженных сил России и Казахстана, в том числе мероприятия по антитеррори-стической деятельности. В частности, тактические занятия с боевой стрельбой российских и казахстанских подразделений прошли на полигоне Чебаркуль Челябинской области.

Между военными ведомствами России и Казахстана уже достигнуто соглашение: ежегодно в период с 2009 по 2011 г. проводить совместные военные учения с участием вооруженных сил Российской Федерации и Республики Казахстан на территории двух государств попеременно.

Военное сотрудничество с Министерством обороны Кыргызской Республики.

С Киргизией военное и военно-техническое сотрудничество осуществляется на прочной правовой базе и взаимовыгодных условиях.

В академиях и военных учебных заведениях Министерства обороны России обучаются офицеры и курсанты вооруженных сил Киргизской Республики, военные объекты Российской Федерации на территории Киргизии без каких-либо ограничений выполняют свое предназначение.

29 октября 2003 г. в Киргизии на аэродроме «Кант» открыта российская авиационная база. Положением о Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР), компонентом которых является авиабаза «Кант», предусмотрено, что она предназначена для выполнения задач по обеспечению военной безопасности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, а также для участия в отражении внешней агрессии и проведения совместных контртеррористических операций. Кроме того. по взаимной договоренности на российскую авиабазу возлагаются задачи по обеспечению безопасности территории и воздушного пространства Киргизии, что в свою очередь является гарантом стабильности и оплотом борьбы с угрозами и вызовами в регионе.

С 1 декабря 2010 г. база организационно вошла в состав Центрального военного округа.

Военно-техническое сотрудничество с Министерством обороны Республики Таджикистан.

Правовой основой для осуществления Центральным военным округом военно-технического сотрудничества с Министерством обороны Республики Таджикистан является

«Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан» (подписан 16 апреля 1999 г., г. Москва). Ратифицированный Федеральным собранием (Федеральный закон от 24 марта 2001 г. № 29-ФЗ) Договор вступил в силу 16 октября 2004 г.

Настоящий Договор действует в течение 10 лет и автоматически продлевается на последующий пятилетний срок, если ни одна из Сторон не уведомит письменно не менее чем за один год до истечения очередного срока действия Договора другую сторону о своем намерении прекратить его (статья 25).

Договором определен термин «движимое имущество» - находящееся в пользовании российской военной базы имущество, включая все виды вооружения и военной техники, а также другие материальные средства.

Согласно Договору движимое имущество и недвижимое имущество (объекты недвижимости), находившиеся в местах дислокации воинских формирований до 25 мая 1993 г., являются собственностью Республики Таджикистан; движимое имущество российской военной базы, приобретенное после 25 мая 1993 г., является собственностью Российской Стороны; порядок передачи Российской Стороне указанного имущества во временное пользование на безвозмездной основе в соответствии с организационно-штатной структурой российской военной базы - осуществляется по отдельному соглашению.

16 октября 2004 г. в Душанбе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан заключено Соглашение о передаче движимого имущества, находившегося в местах дислокации воинских формирований до 25 мая 1993 г., во временное пользование российской военной базе.

Функционирование российских военных баз Российской Федерации в азиатских государствах ОДКБ.

Присутствие российских военных баз на территории Таджикистана и Киргизии является одним из прочных звеньев в единой системе коллективной безопасности в Центральной Азии.

201-я российская военная база в Республике Таджикистан выполняет поставленные задачи по созданию условий для нейтрализации террористических и экстремистских вылазок в регионе. Присутствие российских войск в

статусе зарубежной базы в Таджикистане, с учетом общественно-политической обстановки в соседних Республиках Кыргызстан и Афганистан, является сдерживающим фактором для третьих сил, ведущих борьбу по дестабилизации обстановки в регионе. Об этом свидетельствуют как заявления лидеров этих стран на официальном уровне, так и мнения известных российских, таджикских, афганских и иранских политологов и экспертов.

Стремление афганских контрабандистов совместно с бывшими боевиками таджикской оппозиции расширить свое влияние на юге Республики Таджикистан, например в Шуробадском направлении, сдерживается присутствием там Кулябского гарнизона и проводимыми в этом районе регулярными учениями.

Совместные действия Российской базы и подразделений Министерства обороны Республики Таджикистан и других силовых структур Таджикистана становятся гарантом мира и стабильности в регионе, препятствием распространению международного терроризма и исламского фундаментализма в Центрально-Азиатском регионе. Это стало играть еще более значимую роль на фоне вытеснения Коалиционными силами НАТО части боевиков на север страны, к южным рубежам Таджикистана.

Нам известно отношение основной части интеллигенции и политических кругов Таджикистана, а также местных жителей к российским военнослужащим и к присутствию самой базы в Республики Таджикистан. В их памяти свежи события недавней гражданской войны, когда в период с 1992-1997 гг., 201-я российская дивизия, выполняя миротворческие функции в условиях внутринационального конфликта, обеспечивала охрану важнейших военных и государственных объектов, участвовала в сохранении общественного порядка, пресечение переходов государственной границы бандформированиями. В 1997-2002 гг. дивизия осуществляла эшелонированное прикрытие таджикско-афганской границы.

Взаимодействие с местными властями, готовность военнослужащих базы прийти в любое время на помощь дружественному народу осуществляется и сегодня. Известны активное участие военных Кулябского гарнизона в спасении людей во время разгула стихии в мае 2010 г., а также действия команды противопожарной защиты и спасательных работ данного военного соединения, которая за последние 10 лет более 150 раз участвовала в тушении раз-

личных пожаров и более 200 раз - в аварийноспасательных работах.

Присутствие российской базы в Таджикистане обусловлено и экономическими выгодами для бюджета республики.

Во-первых, играет роль высокая покупательская способность самой базы и ее военнослужащих. 201-я база приобретает электроэнергию, ГСМ, услуги коммунальные и другие, почти полностью приобретаются на таджикском рынке продовольствие для военнослужащих и промтовары. Оплачивается аренда земли, производятся другие отчисления, предусмотренные согласно межгосударственным соглашениям.

Во-вторых, работающие на базе 1200 человек гражданского персонала получают в среднем зарплату в 13500 р. (2070 сомони) при средней заработной плате в Республики Таджикистан 345 сомони, причем в Хатлоне, где находятся два гарнизона, - 226 сомони. Согласно соглашению, подписанному между командованием базы и местными налоговыми органами, соединение отчисляет все виды предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Таджикистан налогов в местный бюджет.

Присутствие российской базы в Республике Таджикистан приобретает еще большее значение на фоне заявления российского руководства о готовности участвовать в реализации энергетического проекта САЗА-1000 и готовности вложить в этот проект 500 миллионов долларов. По завершении проекта Таджикистан сможет экспортировать электроэнергию в Афганистан, Пакистан и Иран. Участие России в модернизации ГЭС «Наглу» и в создании объектов малой энергетики в горных районах Исламской Республики Афганистан позволит привлечь в качестве специалистов-переводчи-ков и квалифицированной рабочей силы граждан Таджикистана.

В данном случае российская база становится гарантом стабильной работы граждан этих стран и поступления инвестиций России и Таджикистана в экономику Афганистана.

Таким образом, Центральный военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации вносит значительный вклад в обеспечение не только собственно военной, но также экономической и политической безопасности стран Центральной Азии, закрепляя тем самым геополитическое присутствие России в этом стратегически важном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.