Научная статья на тему 'Центрально-Азиатская геостратегия России в начале XX В. '

Центрально-Азиатская геостратегия России в начале XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центральная Азия / геостратегия / геполитический субъект / тувинское государство / национальная безопасность / национальная элита / the centre of Asia / geostrategy / the geopolitical subject / the state of Tyva / the national security / the national high society

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саая Саида Владимировна

В первой половине XX века Россия активизировала свое присутствие в центрально-азиатском регионе, в результате чего Тува вошла в геостратегическое поле своего северного соседа. Со своей стороны, тувинская элита определялась с дальнейшими ориентирами. За период чуть более четверть века Тува прошла путь от провинции Цинской империи, протектората Российской империи, суверенного государства до автономной области РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the first middle of twentieth century Russia made more active its presence in the central-Asian region thereupon Tyva was included into its northern neighbour's geostrategic field. For a period just more quarter of the century Tuva has passed a way from a province of Tsinsky empire, the protectorate of the Russian empire, the sovereign state вЪ“ to autonomous region RSFSR.

Текст научной работы на тему «Центрально-Азиатская геостратегия России в начале XX В. »

4. Национальный архив Республики Хакасия. Ф. 2. Оп. 15. Д. 126. Лл. 1-2. (далее НАРХ)

5. Время ставит новые задачи. XXVII областная отчетно-выборная партийная конференция. // Советская Хакасия. - 21 декабря 1985.-С.1-4.

6. НАРХ Ф. 2. Оп. 15. Д. 126. Л. 21.

7. НАРХ Ф. 2. Оп. 15. Д. 126. Л. 26.

8. НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 307. Лл. 16-18.

9. Пронская Т. Как посмотреть, да посравнить...// Советская Хакасия. - 29 января 1986. - С. 2.

10.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 183. Лл. 2-6.

11.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 183. Лл. 7-9.

12.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 228. Л. 26.

13.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 162. Л. 44.

14.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 307. Лл. 6-8.

15.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 162. Л. 53.

16. Откровенно о наболевшем. // Советская Хакасия. - 5 апреля 1987. - С. 3.

17. Когда «просыпается» слушатель. // Советская Хакасия. - 10 апреля 1987. - С. 3.

18.Плотников В. Слова на Алом. // Советская Хакасия. - 22 января 1988. - С. 2.

19.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 311. Лл. 23-28.

20.НАРХ. Ф.2. Оп. 19. Д. 3007. Л. 44.

21.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 317. Лл. 43-44.

22.Казьмин Г.П. Отчет о работе областного комитета КПСС за период с декабря 1985 по декабрь 1988 года. // Советская Хакасия. - 4 декабря 1988. - С. 1-3.

23.НАРХ Ф. 2. Оп. 19. Д. 269. Л. 177.

24.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 568. Лл. 35-38.

25.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 147. Лл. 23-29.

26.Тохтобина А Поработать над собой. // Советская Хакасия. - 26 сентября 1989. - С. 3.

27.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 568. Лл. 30-31.

28.НАРХ. Ф. 12. Оп. 60. Д. 149. Лл. 19-22.

29. Важно отметить, что данное утверждение относится к 1989 г.

30.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 570. Лл. 4-12.

31.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 570. Лл. 42-43.

32.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 749. Лл. 1-11.

33.НАРХ. Ф. 2. Оп. 19. Д. 655. Лл. 13, 23.

34.Расенко А Вокруг политической учебы. // Советская Хакасия. - 20 марта 1990. - С. 2.

35.Табакурина НВ. А надо ли агитировать за перестройку. // Советская Хакасия. - 11 октября 1989. - С. 2.

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ГЕОСТРАТЕГИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.

Саая С. В.

Тывиснкий государственный университет, Кызыл

В первой половине XX века Россия активизировала свое присутствие в центрально-азиатском регионе, в результате чего Тува вошла в геостратегическое поле своего северного соседа. Со своей стороны, тувинская элита определялась с дальнейшими ориентирами. За период чуть более четверть века Тува прошла путь - от провинции Цинской империи, протектората Российской империи, суверенного государства - до автономной области РСФСР.

In the first middle of twentieth century Russia made more active its presence in the central-Asian region thereupon Tyva was included into its northern neighbour's geostrategic field. For a period just more quarter of the century Tuva has passed a way - from a province of Tsinsky empire, the protectorate of the Russian empire, the sovereign state вЪ" to autonomous region RSFSR.

Ключевые слова: центральная Азия, геостратегия, геполитический субъект, тувинское государство, национальная безопасность, национальная элита.

Keywords: the centre of Asia, geostrategy, the geopolitical subject, the state of Tyva, the national security, the national high society.

В начале XX в. геостратегия России как географической оси истории претерпела эволюцию, в том числе в центрально-азиатском направлении. Падение авторитета Российской империи в мире связано с нарушением ею европейского равновесия, постоянным стремлением к территориальному росту. В эту историческую эпоху основная парадигма движения Российской империи, как

субъекта геополитики, была обусловлена ее евразийской спецификой,

определившей пределы, методы и формы экономического и политического влияния России в центрально-азиатском и в других сопредельных регионах. Адамов Е. А. отмечал, что «... при отсутствии фактической границы русские свободно проникали на китайскую территорию, и уже с 1838 г. начали, как у себя дома,

устраивать в Урянхае золотые прииски»[1]. Совсем другие сведения дает один из миссионеров: «Знаменитый Саянский хребет .... Составляет разделение двух государств - Российского и Китайского и двух губерний - Томской и Енисейской. Два высоких кургана. В один из них новый столб поставлен и выкрашен только в 1911 г. русскими землемерами. Надписи обращены каждая на свою сторону: «Русская империя», «Китайская Империя», «Томская империя», «Енисейская губерния»[2].

Другим фактором, определяющим климат в регионе, бесспорно, является Китай. Характер взаимодействия этих двух государств во многом определяется на региональном уровне. При этом важно учесть роль и значение приграничных территорий, таких как Тува и Монголия, чтобы объективно оценить исторический опыт взаимодействия двух государств, и на этой основе наметить перспективные направления сотрудничества. К началу XX в. Китай является не только крупной в военно-политическом отношении

державой, но и основным экономическим партнером России в регионе. Однако, это не исключало возникновения

противоречий и столкновений интересов двух держав в центральной Азии.

Так, Е.А. Адамов приводит доказательства столкновению интересов двух государств в Урянхае: «При отсутствии фактической границы русские свободно проникали на китайскую территорию, и уже в 1838 г. начали, как у себя дома устраивать в Урянхае золотые прииски. (Золото добыто в 1838 г. по 1881 г. на сумму приблизительно в 9 Уг миллионов рублей, - 464 пуда 21 фунт). В 70-х годах русские золотопромышленники распространили приисковые дела с реки Систикем на другие притоки верхнего Енисея. Начались протесты урянхов и китайской администрации (1879 г.), но протесты эти ликвидированы были канцелярской перепиской между русской миссией а Пекине и китайским министерством иностранных дел»[3]. Далее Е.А. Адамов пишет: «... начавшиеся в 1889 г. протесты китайских

и урянхайских чиновников против захватов русскими урянхайских земель продолжались. После каждого протеста начинались бесконечная переписка: сначала между Усинским пограничным начальником и Амбань-нойоном или каким-либо Ухеридой, затем между Енисейским губернатором и Иркутским генерал-губернатором, доходя до посланника в Пекине и министров внутренних дел и иностранных дел»[4]. В декабре 1899 г. иркутский генерал-губернатор указал министру внутренних дел Д.С. Сипягину на то, что самовольные, нарушающие договоры, разрешавшие русским селиться и строиться только в городах, где имелись русские консульства, заселения Урянхая -без дипломатического урегулирования колонизации может вызвать в конце концов не только словесные протесты, но и серьезные конфликты, как это было в 1860 - 70 гг. Министр внутренних дел ответил генерал-губернатору письмом от 30 января 1900 г., что «к отношениям с азиатскими государствами не вполне приемлемы общие начала международного права»[5], а потому он полагал бы не выдворять из Урянхайской земли русских колонистов, а обязывать их приобретать от Усинского пограничного начальника «билеты» на пребывание в Урянхайской земле [6].

В свою очередь, географическое положение Тувы между двумя империями - Россией и Китаем, влечет за собой поиск оптимальных ориентиров с ними в политической, экономической и культурной областях. При анализе особенностей и общих закономерностей китайской политики в отношении Тувы, Монголии и России, анализировалась система традиционных китайских внешнеполитических принципов. По определению B.C. Мясникова, китайская стратагема - это «нацеленные на решение крупной внешнеполитической задачи планы, рассчитанные на длительный период и отвечающие национальным и государственным интересам»[7]. Однако в начале XX в. Е.А. Адамов отмечает, что «интерв енция в Китае окрылила

урянхайские аппетиты местных русских капиталистов, колонизаторов и конкистадоров. Русские золотопромышленники углубились в поисках золота далеко за подлинную и «оптимальную» границу...»[8], в Урянхайской земле «... русские колонисты и торговцы чувствовали себя полными хозяевами... полное падение престижа и общее состояние китайских властей заставляло их воздержаться от каких либо признаков своего существования в отношении этой отдельной замкнутой территории, то мысль об окончании китайского господства здесь получила самое широкое распространение. Однако, русское правительство направило всю энергию в Маньчжурию.. .»[9]. Церерин А.П. по данному поводу писал: «К сожалению, мы не воспользовались благоприятными для нас моментом для возбуждения этого вопроса в период времени с 1900 до 1904 г. и вместо того, чтобы присоединить к владениям России Урянхайскую землю, населенную уже самым здоровым и трудолюбивым русским элементом и где наша промышленность, без всякого покровительства и поощрения со стороны правительства, сама по себе, достигла значительных размеров, устремились в чужую нам Маньчжурию, искусственно и с затратой громадных казенных средств, создавая в ней призрачные русские интересы» [10].

Целенаправленным лоббированием центрально-азиатского направления во внешней России стали русские купцы. Один из них минусинский купец Г.П. Сафьянов, имевший золотые прииски по р. Тапсе, отправился в 1903 г. в Петербург убеждать российское правительство в необходимости пересмотра линии границ. Летом 1905 г., когда горные отводчики приступили к отводу площадей Кононову и Хаирову, урянхи со своим начальством, не позволили им распоряжаться их территорией и убедительно просили их удалиться с Кемчика восвояси. Летом же 1906 г., когда отводчики вновь явились туда же... уже в присутствии высокого начальства, Усинского пограничного начальника А.Х. Чакирова и Окружного

горного инженера, - урянхи не только не позволили им приступить к этому делу, но «позорно изгнали со своей территорию территории всю партию. ..»[11].

Геополитические последствия

Синьхайской революции 1911 г. для Урянхая были неоднозначными. С одной стороны, зависимость отпала, с другой усилились претензии со стороны Монголии в форме панмонголизма. Национальная элита в поисках места Урянхая на международной арене исходила из принципа наименьшего зла. Со своей стороны Россия активизировалась в центральной Азии: «Китайская революция окончательно решила в глазах русских экспансионистов вопрос. Иркутский генерал-губернатор признал настоятельно необходимым скорейшее командирование в пограничное с. Усинское сильного воинского отряда, и в справке канцелярии Совета Министров по поводу этого письма прямо ставился вопрос: может ли Урянхайский край считаться принадлежащим России?». Созванное иркутским генерал-

губернатором 18 февраля 1911 г. совещание выяснило меры к укреплению русского «влияния» в Урянхайском крае ...[12] Однако Министерство иностранных дел пыталось еще летом 1911 г. оттянуть решительный

момент»[13]. Заинтересованные стороны попытались дать выгодное толкование существовавших российско-китайских договоренностей, и все же Министерство иностранных дел настороженно относилось к таким сомнительным аргументам. Адамов Е.А. подробно проанализировав «урянхайский вопрос» сделал вывод, что «... с точки зрения договоров принадлежность Китаю Урянхая с 1864 до 1912 г. бесспорна». Только тогда, когда Россия удостоверилась в невозможности выправки ситуации в Китае после Синьхайской революции, согласилась объявить протекторат России над Урянхайским краем[ 14]. В условиях распада Циньской империи установление протектората обеспечивало безопасность для жителей Тувы: тувинцам - от

монголизации, русским - отрыва от метрополии при прочих условиях. В рамках имперской внешней политики российского правительства это вполне адекватный шаг.

Протекторат (от лат. protector защитник, покровитель), одна из форм колониальной зависимости, при которой одно государство по специальному международному договору передаёт другому государству ведение своих внешних сношений. Одновременно протежируемое государство принимает советника или руководителя (резидента) по внутренним делам, сохраняя лишь некоторую самостоятельность. В истории международных отношений нередко устанавливается односторонним актом. Так, Великобритания в том же 1914 г. путём односторонней декларации установила протекторат над Египтом, который фактически был оккупирован ею с 1882 г.

Соответственно, по воле случая интересы Российской империи в центральной Азии стали явными, приобретя реальные очертания. Именно в этот период Тува окончательно вошла в поле геостратегии России. Так, процесс определения места Урянхайского края в геополитике России длился достаточно долго, вплоть до апреля 1914 г. [15]. Одним из первых шагов к закреплению российских позиций явилось основание города Белоцарск (г. Кызыл -современная столица Республики Тыва), назначение Комиссара по делам Урянхайского края. Однако через три года в результате кризиса под влиянием первой мировой войны распалась и Российская империя. В феврале 1917 г. в России произошла революция. 29 марта образован временный Урянхайский краевой комитет, так Временное правительство не посчитало необходимым отказаться от протектората. И все же российские позиции в центре Азии неуклонно ослабевали. И царское и Временное правительство России прекрасно осознавали разницу между российским протекторатом над Тувой и присоединением Тувы к России, т. е.

принятием тувинцев в российское подданство, и не стремились форсировать процесс российско-тувинского

сближения.

С октября 1917 г. начинается новая геополитическая эпоха в истории России -эпоха Советской России - восстановление политических, экономических и военно-стратегических позиций российского государства в форме СССР и попытка экспансии, теперь уже под флагом новых идей коммунизма и мировой революции на Востоке, теория «некапиталистического развития».

В период с 1917 по 1921 гг. Тува столкнулась с новыми геополитическими реальностями: оставаясь самостоятельным субъектом геополитики, она не имела правовых форм, что давало повод для появления далеко идущих планов различных политических сил;

провозглашение принципа самоопределения народов в Советской России и отказ от протектората; Монголия отстаивала свою независимость от Китая, которая рассматривала Туву как часть Внешней Монголии[16]; русская диаспора в Туве, исходя из своих экономических интересов (в условиях всеобщей национализации в Советской России) и экзистенциальных потребностей (сохранения старообрядческих традиций) поддерживала идеи суверенизации Тувы; определенная часть национальной элиты с определенной робостью, но вынужденная смириться с объективным ходом событий, подходила к идее самоопределения. 16 июня 1918 г. был подписан «Договор между представителями русского населения края и представителями хошунов Танну-Тува о независимости тувинского народа и объявлении самостоятельности страны», где закреплялось: «... урянхайский народ объявляет, что отныне он освобождается от русского покровительства, будет управляться совершенно самостоятельно и считает себя свободным, ни от кого не зависимым народом» [17]. В результате аккумулирования международных и субъективных факторов Тува выступила в новом геополитическом статусе.

Так, создание Тувинской Народной Республики в 1921 г. является одним из важнейших этапов реализации

национальных интересов тувинского народа. Международные отношения основаны на принципе национального суверенитета, а суверенные государства руководствуются своими национальными интересами. История доказала, что провозглашение тувинского суверенного государства являлось весьма

своевременным консенсусом. Стало ли тувинское государство полноценным субъектом международных отношений -вопрос может быть дискуссионным. Но, бесспорно то, что ТНР - новый геополитический фактор в Центральной Азии.

Признание нового международного статуса ТНР достигнуто только благодаря Советской России. В условиях панмонгольских притязаний со стороны Монголии советское правительство использовало дипломатические,

партийные, Коминтернов ский каналы ради сохранения только что провозглашенного суверенитета ТНР[18].

Другой аспект советской стратегии в Туве на начальном этапе существования ТНР - создание Русской самоуправляемой трудовой колонии. Можно ли назвать РСТК антисистемой[19] в ТНР? Ответ -скорее всего - нет, чем - да. Вопросы вызывает правовой статус РСТК. Данную правовую форму с принципом экстерриториальности можно объяснить как исключение из правил, т.к. существование ни одного государства не может допускать таких широких полномочий не связанных с

территориальными параметрами.

Соответственно, существование РСТК в Туве это компромисс, и то временный.

Способно ли было правительство ТНР обеспечить и гарантировать безопасность государства, т. е защищенность конституционного строя, государственных институтов и государства в целом от внутренних и внешних угроз? Можно ли охарактеризовать

внутриполитический курс правительства ТНР на начальных этапах как политику

автаркии? Автаркия - политика обособления, направленная на создание замкнутого регионального или

национального хозяйства, обособленного от других регионов страны или от других стран, т. е. возможность независимого устойчивого существования всех сфер, систем государства только за счет внутренних ресурсов. В рамках

натурального хозяйства и на определенном историческом этапе такая политика вполне может себя оправдать, но в процессе дальнейшего развития суверенного государства ближе к середине XX в., скорее всего, наступил бы кризис [20].

Насколько было реальным

существование ТНР в качестве самостоятельного субъекта геополитики и международных отношений? На данный вопрос можно ответить, дав объемную характеристику социально-

экономического и культурного развития тувинского государства до 1944 г.[21]. Здесь добавим, что Карл Хаусхофер, немецкий геополитик, ввел понятие «жизненное пространство», т.е. минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений. В упрощенном виде оно сводится к нахождению некоего оптимального соотношения между числом жителей и территорией с учетом наличия природных ресурсов, климата. Вместе с тем подчеркнем, что геополитика рассматривает не только физические характеристики пространства. Именно человеческий элемент одушевляет пространство, превращает его в политическую среду. При характеристике пространства важны количественный и качественный состав населения, уровень рождаемости. Важными характеристиками являются также уровень развития промышленности и сельского хозяйства.

Новая политическая элита Тувы во главе с С. Тока - идеократия или агенты геополитического влияния[22] Советского Союза на Туву. Обычно во главе государственной безопасности должны стоять жизненно важные интересы

народа, в данном случае, тувинского народа. Соответствовало ли внешнеполитический курс нового правительства национальной безопасности ТНР. Насколько внутриполитический и внешнеполитический курс правительства ТНР гарантировало общенациональную безопасность?[23] До второй мировой войны - да, но в условиях мировой войны - только во взаимной связи с вопросом о победе СССР.

Тува в условиях геополитических сдвигов в период второй мировой войны более тесно входит в поле влияния советского государства. Международная обстановка в условиях второй мировой войны однозначно способствовала преобладанию интеграционных

процессов, в том числе в центрально-азиатском регионе. Так, проекты послевоенного устройства мира стали выдвигаться в ходе международных конференций союзников. Однако, не преувеличивая значение «монгольского вопроса», частью которой являлся вопрос о статусе тувинского государства, можно определить степень заинтересованности советской стороны.

На последних этапах второй мировой войны к СССР были присоединены территории Западной Украины и Западной Белоруссии, часть Карельского перешейка (1940 г.), Тувинская Народная Республика (1944 г.), южная часть Сахалина и Курильские острова (1945 г.).

Постановка вопроса о вхождении ТНР в состав СССР, по имеющимся данным, по линии партии датируется довоенным периодом. Так, Председатель президиума ЦК АРП Тувы С.К. Тока в своем письме в Восточный секретариат ИКК от 10 сентября 11934 г. прямо ставил вопрос: «Почему Тува и Монголия являются самостоятельными Республиками, а не входят в состав Советского Союза?»[24]. В политическом и организационном отчете ЦК ТНРП XI съезду партии он же говорил: «Важнейшей задачей тувинского народа является всемерное сближение с СССР и в конечном итоге полное присоединение...»[25]. В письме членов ЦК ТНРП в Секретарю ЦК ВКП (б) т.

И.В. Сталину, под грифом «совершено секретно», от 26 апреля 1941 г. пишут: «... единственным и искренним желанием трудящихся масс Тувинской Народной Республики является - вхождение в состав СССР, ... мы, члены ЦК обращаемся к Вам, товарищ Сталин, с просьбой о присоединении нашей Тувинской Народной Республики к Великому Союзу Совестких

Социалистических Республик» [26]. В архиве сохранились еще два письма подобного содержания и уровня секретности, авторы те же - секретарь и члены ЦК ТНРП от 13 августа 1941 г. и 3 апреля 1944 г. [27] Однако реальные шаги все таки предприняты только в августе 1944 г. В Постановлении Политбюро ЦК ТНРП «О вхождении Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик и Тувинской Народно-Революционной партий в состав Всесоюзной Коммунистической партии в состав Всесоюзной Коммунистической партии большевиков» от 7 августа 1944 г. «Жизнь показала, что дальнейшее успешное развитие Тувинской Народной

Республики возможно только в составе Союза Советских Социалистических Республик. ... Для рассмотрения вхождения Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик ... 15-го августа 1944гг. созвать пленум ЦК ТНПР. ... 17 августа сего года созвать внеочередную Сессию Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики для

законодательного оформления этого исторического акта.. .»[28]. Президиум Малого Хурала трудящихся ТНР на заседании от 8 августа 1944 г. постановил: «Просить Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик принять Тувинскую Народную Республику в состав Союза Советских Социалистических Республик на правах Автономной области Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [29]. 17 августа Чрезвычайный VII Сессия Малого хурала трудящихся ТНР приняла декларацию «О

вхождении Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик»[30]. В письме Секретарю ЦК ВКП (б) Маленкову Г.М. от 21 августа секретарь ЦК ТНРП С. Тока докладывал обо всех обстоятельствах прохождения

Чрезвычайной VII Сессия Малого хурала трудящихся ТНР, что там присутствовала делегация от Правительства СССР во главе с товарищем Власовым, участвовавшая на праздновании 23 годовщины ТНР. Далее С. Тока осведомлялся: «Полномочная делегация тувиснкого народа... предпологает прибыть в Москву 15-го сентября 1944 г. ...насколько будет удобным прибытие делегации в указанный срок» [31]. 31 августа 1944 г. Президиум Малого Хурала трудящихся сформировал состав полномочной делегации ТНР в СССР[32] Соответственно, Президиум Верховного Совета СССР 11 октября издал Указ о принятии ТНР в состав СССР, а Президиум Верховного Совета РСФС 13 октября издал Указ о принятии ТНР в состав РСФСР на правах автономной области [33], с непосредственным подчинением республиканским

органам [34]. А разъяснительная работа по данному факту проводилась позже (после 31 октября в ходе проведения митингов и собраний трудящихся хошунов и сумонов Тувобласти, посвященные принятию Тувы в состав СССР)[35].

Так, в результате форсирования событий (за два месяца) усилиями тувинского правительства вхождение ТНР в состав СССР состоялось в октябре 1944 г. В итоге данной геополитической операции[36] ТНР перестала

существовать как суверенное государство. Акт провозглашения тувинской государственности в статусе автономной области РСФСР означал ликвидацию статуса Тувы как субъекта геополитики (хотя, интеграция Тувы в состав советского государства продолжалось вплоть до 1962 г.). Тува стала частью Восточной Сибири, а роль Сибири как азиатского геопространства важна для России не только по территориальному

расположению, но и по экономической, природно-ресурсной значимости

бесспорна[37].

В конце XX в. значительно ухудшилось геополитическое положение России, и прежде всего в плане территориальном. Россия оказалась оттеснена в северную и северо-восточную часть Евразии. В связи с этим возрастает роль континента Евразии и территорий Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока. В. Серебрянников отмечает: «Аксиомой является то, что геополитика начинается с внутреннего политического пространства. Под политическим содержанием этого пространства я имею ввиду идеи, институты и организации, политические отношения, политические процессы и действия. В принципе геополитическое пространство России следует

рассматривать в единстве его внутреннего и внешнего компонентов, через его внутренние и внешние интересы»[38]. Только позитивные сдвиги в экономической, политической, социальной сферах развития позволят России решить геополитические проблемы на рубеже XXI в. В стратегии развития России, безусловно, важное место должны занять пространства Урала, Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока как важных составных частей единой России. Эти пространства, по мнению А. Трейвиша, являются уникальным транзитным коридором через Евразию и необходимо использовать выгоды от этого положения[39].

В конце подчеркнем, что в начале XXI в. центр геополитических интересов России перемещается в восточном направлении. Россия как самое крупное евразийское государство является гарантом сохранения стабильности в мире, в том числе и в центрально-азиатском регионе.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Адамов Е.А. Урянхайский вопрос при царском и временном правительствах. -Кызыл, ТГИ, 2007. - С. 7.

2.Штыгашева И.М. Поездка Матурского священника в Урянхайский край в 1913 году. -Абакан, 2006.-С. 68.

3.Адамов Е.А. Урянхайский вопрос при царском и временном правительствах. -Кызыл, ТГИ, 2007. - С. 7.

4. Там же. - С. 9.

5.Там же. - С. 11.

6.Там же. - С. 5.

7.Мясников В. С. Традиционная китайская дипломатия в реализация Цинской империей стратегических планов в отношении русского государства в 18 веке. - М.: Наука, 1977.

8.Адамов Е.А. Урянхайский вопрос при царском и временном правительствах. -Кызыл, ТГИ, 2007.-С. 11.

9.Там же. - С. 13.

10. Там же.-С. 18.

11. Там же.-С. 14.

12. Там же. - С. 20.

13. Там же.

14. Установление покровительства России над Тувой в 1914 г. Архивные документы. К 8 0-лети. Объявления протектората (покровительства). /Сост. В.А Дубровский. -Кызыл, 1994. - С. 35.

15. Там же.-С. 21-28.

16. Применение статогемного подхода дает возможность понять внутреннюю логику китайского руководства при подписании Кяхтинского тройственного соглашения 1915 г., советско-китайского соглашения от 31 мая 1924 г. Данный метод позволяет более четко выделить два уровня в китайской политике в отношении Тувы и Монголии: явный (текущий) и скрытый (долговременны), основывающийся на известном постулате «Тува и Монголия - составная часть Китая».

17. Установление покровительства России над Тувой в 1914 г. Архивные документы. К 8 0-лети. Объявления протектората (покровительства). /Сост. В.А Дубровский. -Кызыл, 1994. - С. 30.

18. См.: Саая C.B. Россия - Тува -Монголия: «центрально-азиатский треугольник» в 1921 - 1944 гг. - Абакан, Стрежень: издательские услуги, 2003. - С. 199.

19. Антисистеме - социальная или этническая системная целостность людей с негативным мироощущением по отношению к стране проживания (термин Л.Н. Гумилева).

20. См.: Саая C.B. Развитие внешнеэкономических связей между Тувой и Советским Союзом в 1920-1930 гг. //Этносоциальные процессы в Сибири: тематический сборник. /Под ред. Ю. В. Попкова. - Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2000.-Выпуск 3.-С. 123 - 126.

21. Саая C.B. Внешнеполитическая позиция Советской России в вопросе о международном статусе Тувинской Народной республики (1921 - 1944 гг. //Вестник Тывинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. - Кызыл, ТывГУ, 2009. - С. 54-60.

22. Идеократия - «власть идей, идеалов», противопоставляется «рыночной, торговой системе» (термин евразийцев - Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого). Это такой политический строй в государстве, когда правящий класс или правящая группа руководствуются при формировании государственных институтов и управлении обществом не имущественными или иными мотивами, а реальным или воображаемым идеалом, идеологической доктриной). Агенты влияния геополитические - физические или юридические лица, занимающиеся лоббированием политики иностранного государства: разновидность подрывной деятельности или шпионажа. //Марченко A.B. геополитика: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2009.-С. 415.

23. Безопасность национальная -защищенность важнейших интересов народа, нации, государства, национальных ценностей, государсвтообразующего этноса; безопасность наций, народов, народностей, этнических групп в стране, а также отношений между ними и их национальными элитами; готовность наций и народов защищать свои жизненно важные интересы.

24. Россия и Тува - вместе 60 лет: Сборник архивных документов. /Сост. Бондаренко Т.А., Оюн Д.Д. - Кызыл, 2004. -С.

25. Там же. С. 7.

26. Там же. - С. 11.

27. Там же. - С. 12 - 14.

28. Там же. - С. 15.

29. Там же. - С. 17.

30. Там же.-С. 18-19.

31. Там же. - С. 23.

32. Там же.

33. Там же. - С. 33.

34. Там же.-С. 34.

35. Там же. - С. 35.

36. Опреация геостратегическая -деятельность, осуществляемая в Больших пространствах с целью изменения геополитической ситуации в интересах определенных субъектов геополитики.

37. Бейдина Т.Е. Возможности геополитики в изучении малых региональных

величин// Россия в геополитическом пространстве. - М., 1994. - С.40.

38. Серебрянников В. Геополитические интересы новой России и пути их

реализации // Россия в геополитическом пространстве. - М., 1994. - С.43-48.

39. Трейвиш А. Российская геополитика от Гостомысла до наших дней // Знание -сила. - 1995.-№ 8.-С. 16.

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1911 - 1912 гг. В ТУВЕ

Самдан А. А.

Тывинский государственный университет, Кызыл

В статье рассматриваются отдельные моменты национально-освободительного движения в Туве, где столкнулись интересы правителей тувинских хошунов. Изгнание китайских торговцев превратилось во внутренние вооруженные столкновения отдельных правителей.

This article summarizes some moments of the national liberation movement in Tuva, where the interests of the Tuvan khoshuns' rulers clashed. An expulsion of the Chinese traders turned to be the internal clashes of the individual rulers.

Ключевые слова: синхайская революция, амбын-нойон Комбу-Доржу, Буян-Бадыргы, вооруженное столкновение, изгнание китайцев

Keywords: Sinhai revolution, ambyn-noyon Kombu-Dorju, Buyan-Badyrqy, armed conflict, proscription chins.

Национально-освободительное движение 1911 - 1912 гг. - одно из ярких событий в истории тувинского народа, которое определило его дальнейшую судьбу. Это движение можно условно разделить на два этапа: первый этап, который происходил на территории Тувы, имел незавершенный характер из-за противостояния тувинских правителей и второй - участие тувинцев в освобождении Кобдоской крепости.

Исследованием рассматриваемой нами проблемы занимались такие

исследователи как C.B. Шостакович[1], Л.Р. Кабо[2], Х.М. Сейфулин[3], A.B. Бурдуков [4], Е.А. Белов [5], тувинские историки - Ю.Л. Аранчын[6], М.Х. Маннай-оол[7], монгольские авторы - Г. Мягмарсамбуу[8], Д. Шурхуу[9] и др.

К началу XX в. Тува входила в состав Цинской империи и была одним из ее периферийных районов. Маньчжуры ввели новое административно-территориальное деление, основанное на военной организации. Было образовано 4 хошуна (полки), которые в свою очередь делился на сумоны (эскадроны), а последние - на арбаны (роты). Позже цинская власть продолжила раздробление Тувы, увеличивая число хошунов и сумонов, тем самым разрушая принятое

родо-племенное деление. Уже к началу XX в. число тувинских хошунов достигло шести, а сумонов - 50. «В основу административно-территориальной реформы маньчжуров - писал Ю.Л. Аранчын, - была положена идея прикрепления непосредственного

производителя к земле того или иного хошуна для образования своеобразных военных поселений и групп хозяйств, обязанных поставлять военную силу в случае надобности и служить главным источником доходов»[10].

Тувинскими хошунами правил амбын-нойон, который напрямую подчинялся улясутайскому цзянь-цзюню (генерал-губернатору). Таким образом, единственным представителем маньчжурской администрации в Туве был амбын-нойон. В его компетенцию входил сборы пушного албана (налога), свершение правосудия и в случае необходимости он созывал съезд (чыыш) тувинских хошунов.

В начале XX в., после более чем столетнего существования, институт амбын-нойонства значительно ослабевает. В 1878 г. маньчжуры разрешили правителю Хубсугульского хошуна взять управление в свои руки и стать самостоятельным хошуном, подчиняю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.