Научная статья на тему 'Центральная Азия во внешней политике сша'

Центральная Азия во внешней политике сша Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
641
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / США / АФГАНИСТАН / РОССИЯ / КИТАЙ / U.S / CENTRAL ASIA / AFGHANISTAN / RUSSIA / CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чебанова Эвелина Юрьевна

В статье раскрывается роль Центральной Азии во внешней политике США. Дается краткая характеристика сотрудничества США с каждым из государств региона. Приводятся возможные сценарии развития их отношений после вывода коалиционных войск из Афганистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRAL ASIA IN U.S. FOREIGN POLICY

This article deals with the role of Central Asia in U.S. foreign policy. It presents a brief description of U.S. cooperation with each country in the region. Possible scenarios for the development of their relationship after the withdrawal of coalition troops from Afghanistan are given in the article.

Текст научной работы на тему «Центральная Азия во внешней политике сша»

Э.Ю. Чебанова

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США CENTRAL ASIA IN U.S. FOREIGN POLICY

В статье раскрывается роль Центральной Азии во внешней политике США. Дается краткая характеристика сотрудничества США с каждым из государств региона. Приводятся возможные сценарии развития их отношений после вывода коалиционных войск из Афганистана.

Ключевые слова: Центральная Азия, США, Афганистан, Россия, Китай.

This article deals with the role of Central Asia in U.S. foreign policy. It presents a brief description of U.S. cooperation with each country in the region. Possible scenarios for the development of their relationship after the withdrawal of coalition troops from Afghanistan are given in the article.

Key words: Central Asia, U.S., Afghanistan, Russia, China.

Центральноазиатский вектор внешнеполитической стратегии США сегодня привлекает внимание многих исследователей. Связано это, в первую очередь, с намеченным на 2014 г. выводом коалиционных войск из Афганистана. Какой же характер в этой связи принимает американская внешняя политика в регионе, имеющем большой вес в геополитической системе координат?

Истоки заинтересованности Америки в Центральной Азии (ЦА) восходят к концу 1970-х гг., когда Советский Союз ввел войска в Афганистан, и Штаты опасались, «что СССР создает плацдарм для рывка к нефтегазовым ресурсам Персидского Залива» [1]. Афганистан стал одним из полей разногласий и противоборства в рамках «холодной войны». Тем не менее, приоритетным направлением Центральноазиатский регион назвать было нельзя вплоть до 2002 г. Именно тогда Стратегия национальной безопасности США поставила Центральную Азию в один ряд с Ближним Востоком. Включение ЦА в ранг «приоритетных» объяснялось наличием в регионе «вызовов и возможностей» для Америки. Вызовы - наркотрафик, транснациональный терроризм и экстремизм. Возможности - добыча неразведанных углеводородов и ограничение влияния КНР [3].

Безусловно, теракт 11 сентября 2001 г. стал одной из главных причин (или поводом) вмешательства в Афганистан и, соответственно, активизации политики в отношении бывших советских центральноазиатских государств. Так США фактически легализовали, например, строительство военных баз на их территориях.

США неоднократно предпринимали попытки вступления в ШОС, что вызывало нескрываемое беспокойство Пекина и прикрытое недоумение Москвы. Статус партнера по диалогу, которого добивались США, мог открыть путь к документам организации (через предварительное обращение к одному из ее членов, наиболее вероятным из которых был бы Узбекистан) и, как следствие, обеспечить доступ к принятию решений внутри организации.

Американская дипломатическая машина активно работает и стремится сотрудничать со всеми странами региона. Наиболее показательный пример -отношения с Узбекистаном. На его территории располагается военный аэродром Карши-Ханабад, использовавшийся с 2001 по 2005 гг. ВВС США. После событий в Андижане, их осуждения рядом стран ЕС и США и введения санкций в отношении Узбекистана, страна потребовала от вчерашних союзников покинуть военную базу. После возвращения Узбекистана в ОДКБ базу могли эксплуатировать Россия и другие страны-участницы этой организации. Но после заявления Узбекистана о приостановлении членства в ОДКБ в июне 2012 г. доступ стран ОДКБ к военной базе фактически прекратился. Что касается приостановления членства Узбекистана в ОДКБ, то данный шаг не оказался «громом среди ясного неба». Большинство исследователей сходятся во мнении, что окончательное решение было принято в октябре 2011 г. в ходе визита в Ташкент госсекретаря США Хиллари Клинтон. Тогда были организованы переговоры с Исламом Каримовым, и не исключено, что «именно в ходе этих переговоров была достигнута договоренность о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ» [3]. Этот шаг, безусловно, способствует сближению с Америкой.

Налаживается диалог с Таджикистаном. Делегация во главе с президентом Эмомали Рахмоном в июле 2012 г. на встрече с представителями Конгресса США заявляет «о намерении усилить взаимодействие» [3]. Тем не менее сотрудничество с Россией для Таджикистана имеет превалирующее значение и будет оставаться таковым, пока половину ВВП государства составляют денежные переводы таджиков, работающих в России.

В Туркменистане США поддерживают газовый проект ТАПИ, нацеленный на транспортировку туркменского газа в Афганистан, Пакистан и Индию. ТАПИ имеет затяжную историю, и лишь в мае 2012 г. наконец-то был сделан серьезный шаг вперед: «Индия и Пакистан подписали Соглашения о купле и продаже газа с Туркменистаном. Афганистан подписал Меморандум о взаимопонимании и долгосрочном сотрудничестве с Туркменистаном» [1]. Также стоит отметить, что за последний финансовый год США потратили в Центральной Азии на поставки своим войскам в Афганистане порядка 1,3 млрд долларов, в том числе 820 млн долларов только в Туркменистане [2].

Кыргызстан занимает важное место в центральноазиатской стратегии США, здесь они имеют военную авиабазу «Манас». Кроме того, в мае 2012 г. Киргизия и НАТО заключили соглашение, по которому стал возможен транзит натовских грузов в Афганистан через кыргызскую территорию наземным маршрутом.

Казахстан - негласный лидер среди постсоветских государств Цен-тральноазиатского региона - большей частью ориентирован на союзничество с Россией, состоит в Таможенном Союзе, является наиболее вероятным членом Евразийского Союза. Однако даже здесь США имеют разрешение на использование в транзитных целях казахстанских аэропортов.

В силу уже не раз упомянутого решения по выводу войск из Афганистана, представляется логичным взаимодействие всех государств ЦА, России и США для недопущения дестабилизации обстановки в регионе. Вывод войск, скорее всего, будет происходить через Таджикистан и Узбекистан. И Россия в связи с этим подчеркивает возрастающую роль ОДКБ как главного гаранта безопасности в ЦА. Но существует проблема непризнания этой организации как со стороны США, так и НАТО. И для начала необходимо изменить эту ситуацию. Не стоит забывать, что Россия всегда с опаской относилась к присутствию США в регионе. Оправдывая наличие военных баз в ряде стран, они заявляют об основных целях - пресечение наркотрафика, ограничение влияния экстремистов, предотвращение распространения радикальных исламистов в странах, граничащих с Афганистаном. Цели, безусловно, благие, но России не стоит забывать о печальном опыте цветных революций, произошедших не без помощи США. Грузия, которая после избрания на пост президента Михаила Саакашвили вышла из СНГ и проводит прозападную политику. Кыргызстан, переживший две цветные революции 2005 и 2010 гг., на территории которого США намерены открыть в дополнение к «Манас» военную базу в Токмаке. Узбекистан, «прощенный» за Андижан и усиливающий военное сотрудничество с США. Эти примеры - запоздалый звонок для России.

Центральная Азия представляет собой регион, в котором имеют интересы, как минимум, три влиятельных актора - США, Россия и Китай. США он привлекает удобным расположением по отношению к «центру мирового терроризма». И на протяжении последнего десятилетия они активно продвигались в этом регионе. Следует отметить, что на саммите ОДКБ в декабре 2011 г. было принято решение о запрете размещения иностранных военных баз на территории стран-участниц договора без согласия всех его членов. Данное решение является безусловным успехом российской дипломатии и затруднит дальнейшее военно-политическое сотрудничество США с центральноазиат-скими государствами, состоящими в оДКб.

Россия, в силу унаследованных от СССР и сохраняющихся до сих пор связей с постсоветскими государствами, также влияет на ЦА. Но ее серьезным упущением стала прозападная ориентация Узбекистана и его выход из ОДКБ. Кроме того, всё большее влияние на регион оказывает восточный партнер - Китай. КНР как страна, нуждающаяся в ресурсах, интересуется регионом, в первую очередь, для удовлетворения растущих потребностей в сырье, т.е. ее интересы имеют экономическую подоплеку.

В начале 2013 г. был обнародован новый доклад Центра стратегических и международных исследований «Соединенные Штаты и Центральная Азия после 2014 года». В документе подчеркивается, что Соединенным Штатам необходимо доказывать, что их интересы в Центральной Азии являются прочными и сохранятся после вывода войск. Важность региона обусловливается еще и тем, что его окружают пять ядерных держав - Китай, Индия, Пакистан, Россия и, со временем, Иран. «Потенциальный конфликт в этом регионе должен стать предметом очень большого нашего беспокойства» [4].

По мнению экспертов, отношения ЦА и США могут развиваться следующим образом:

- уход из Афганистана означает уход из ЦА;

- вывод коалиционных войск из Афганистана не будет означать уход США из региона, там они продолжат борьбу за демократию [5].

Исследователи, придерживающиеся первого варианта, в своей аргументации делают акцент на бесполезную растрату баснословных сумм на регион, неудачу трубопровода Баку-Джейхан. «Стоит оставить Центральную Азию на "съедение" России и Китаю». В борьбе за этот трудный регион ни одна из стран не сможет добиться гегемонии, но сильно подорвет свои силы. Приверженцы второй точки зрения указывают на китайско-российское соперничество, но отмечают, что оно не будет играть такой уравновешивающей роли, как присутствие США. Кроме того, США рациональнее иметь «... союзников в регионе, чем оставлять их своим потенциальным соперникам». Есть и третья точка зрения, согласно которой разумнее выбрать золотую середину и остаться в регионе, уменьшив расходуемые на него средства [5].

Таким образом, можно предположить, что США как государство, имеющее интересы во всех уголках мира, не откажутся и от Центральноазиатского региона, хотя бы для того, чтобы не допустить окончательного закрепления там Поднебесной. Однако, как отмечает А. Фененко, необходимо учитывать, что Соединенные Штаты претендуют на роль «критического балансира» по отношению к растущему влиянию не только Китая, но и России [3].

Литература

1. Ли Д. ТАПИ и другие международные проекты Туркменистана // Хроника Туркменистана. - 26.03.2013. - Режим доступа: http://www.chrono-tm.org/2013/03/tapi-i-drugie-mezhdunarodnyie-proektyi-turkmenistana/

2. Почему США наращивают присутствие в Узбекистане и Туркмении? // Информационное агентство REGNUM. - 05.12.2012. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1600968.html

3. Фененко А. Центральноазиатская стратегия Обамы // Российский совет по международным делам. - 14.08.2012. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=697

4. Центральная Азия перестанет быть приоритетом для США после ухода из Афганистана // ASIA-Plus. - 08.02.2013. - Режим доступа: http://news.tj/ru/news/eksperty-tsentralnaya-aziya-perestanet-byt-prioritetom-dlya-ssha-posle-ukhoda-iz-afganistana

5. Центральная Азия: что ищет и хочет защищать США в регионе? // Биржевой Лидер. - 31.01.2011. - Режим доступа: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-sng/uzbekistan/entry1008064491.html

Коротко об авторе

Чебанова Эвелина Юрьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: ewelina.ch@mail.ru

Briefly about author

Chebanova Evelina Yuryevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: ew-elina.ch@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.