Научная статья на тему 'Центральная Азия во внешней политике Китая: историческая ретроспектива'

Центральная Азия во внешней политике Китая: историческая ретроспектива Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
726
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КИТАЙ / ЗАПАДНЫЙ КРАЙ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / CENTRAL ASIA / CHINA / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ануфриев Кирилл Сергеевич

Рассматривается место Центральной Азии во внешней политике Китая в прошлом и настоящем, анализируются подходы китайского правительства к взаимоотношениям с другими государствами в этом регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place Central Asia has been occupying in China"s foreign policy in the past and today is examined, the approaches used by Chinese authorities in their relations with other states in this region are analysed

Текст научной работы на тему «Центральная Азия во внешней политике Китая: историческая ретроспектива»

№ 324

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Июль

2009

ИСТОРИЯ

УДК 327 (510) (09)

К. С. Ануфриев

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ

РЕТРОСПЕКТИВА

Рассматривается место Центральной Азии во внешней политике Китая в прошлом и настоящем, анализируются подходы китайского правительства к взаимоотношениям с другими государствами в этом регионе.

Ключевые слова: Центральная Азия; Китай; Западный край; российско-китайские отношения.

После распада СССР и возникновения на постсоветском пространстве целого ряда новых независимых государств развитие отношений с пятью центральноазиатскими республиками - Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном - стало одним из приоритетных направлений внешней политики КНР.

В связи с этим в последние годы в научной литературе появилось множество исследований, посвященных анализу роли Китая в международных отношениях в Центрально-Азиатском регионе. В подавляющем большинстве работ по этой проблематике за отправной момент для начала анализа взаимоотношений Китая и государств Центральной Азии принимается начало 1990-х гг. Действительно, распад Советского Союза имел колоссальное значение для всей системы международных отношений. Среди прочего это событие привело к возникновению в Центральной Азии «геополитического вакуума» и дало старт новому раунду «большой игры» за влияние в этом важнейшем в стратегическом отношении регионе. Неудивительно, что имеющий с государствами Центральной Азии протяженную границу Китай стал одним из наиболее активных участников этой игры.

Однако активное взаимодействие Китая с государствами Центральной Азии началось гораздо раньше рубежа XX и XXI вв. История отношений Поднебесной с населением Центральной Азии, или, как тогда называли этот регион китайцы, Западного края, насчитывает более двух тысяч лет. Поэтому нам представляется целесообразным последовать совету авторитетнейшего исследователя внешней политики Китая и российско-китайских отношений академика В.С. Мясникова, который в одной из своих статей призывает вспомнить китайскую мудрость, гласящую, что зеркалом, в котором можно увидеть будущее, чаще всего является история [1]. На наш взгляд, обращение к длительной истории взаимодействия Китая с государствами и народами Центральной Азии позволит дать более точную оценку значения этот региона для Пекина в настоящий момент и делать более обоснованные прогнозы относительно возможных изменений в центральноазиатской политике Китая в будущем.

Первые контакты китайского государства с населением Западного края относятся ко 11-1 вв. до н.э. В 138 г. до н.э. император династии Хань У-Ди отправил в Западный край посольство, одной из целей которого являлось привлечение его населения к союзу для совместной борьбы с

гуннами, со стороны которых правители Поднебесной ощущали перманентную угрозу. В результате ведущейся с переменным успехом борьбы на этом направлении к середине I в. до н.э. гунны отступили, и императоры династии Хань послали для управления Западным краем чиновника «духу», что, по мнению китайских историков, означало установление официальной власти династии Хань над этим регионом [2].

В УІ-УІІ вв. в Центральной Азии вновь возникает сила, угрожающая интересам Китая, - тюрки, активную борьбу с которыми за контроль над Западным краем ведут императоры династий Суй и Тан. Соперничество с тюрками завершилось в середине VII в. учреждением китайскими императорами в Западном крае института губернаторства «для успокоения Запада», в управлении которого находилось 8 военных губернаторств, 76 областей, 110 уездов и 126 военных округов в Центральной Азии [2]. С точки зрения китайских императоров, спокойным Западный край становился при условии управления им китайским губернатором.

Однако и после этого Западный край не перестал быть ареной сложных межгосударственных отношений. Танские императоры были вынуждены продолжать борьбу в этом регионе со сменившими тюрок ту-фанями, а впоследствии и с арабами.

Императоры поздних китайских династий также видели в усилении в Центральной Азии того или иного государства непосредственную угрозу безопасности Китая. Так, по мнению китайских ученых, императорам династии Мин угрожало вторжение армии Тимура, а джунгары «готовились отколоться от империи Цин» [2].

Таким образом, даже краткий экскурс в историю позволяет нам сделать вывод, что «большая игра» в Центральной Азии началась для Китая не в 1991 г. и даже не в XIX в., когда активную политику в этом регионе начали проводить Российская и Британская империи. Западный край являлся сферой стратегических интересов Срединного государства на протяжении столетий. За этот период Китай неоднократно терял и вновь приобретал контроль над этим регионом, однако неизменным для китайских императоров оставалось восприятие Западного края в качестве сферы влияния Поднебесной империи, а чрезмерное усиление здесь чьего-либо влияния виделось угрозой национальным интересам Китая и попыткой нарушения его суверенитета.

Последним на данный момент «агрессором», установившим контроль над Центральной Азией и якобы

оккупировавшим часть китайской территории, китайские историки считают царскую Россию. Цинская империя, переживавшая в конце XIX в. период упадка, не смогла предотвратить этого, но в то же время не признала территориальных захватов царской России [2]. Подобная ситуация, когда Китай вынужден уступить свои позиции в регионе более сильному на данный исторический момент государству, не является уникальной для международных отношений в Центральной Азии. Однако история показывает, что каждый раз эта уступка виделась в Китае как временная мера и никогда не означала полного отказа Срединного государства от влияния в данном регионе.

В настоящий момент решение внешнеполитических задач в Центральной Азии подчинено достижению Пекином приоритетной стратегической цели - успешному завершению «дела государственного строительства», которое включает продолжение экономических и политических реформ, дальнейшее развитие промышленности, сельского хозяйства, армии, науки и техники, подъем уровня жизни населения и объединение государства, т.е. возвращение Тайваня под юрисдикцию КНР. Для достижения этих целей Китаю необходима стабильная обстановка как в мире в целом, так и в регионах, непосредственно с ним граничащих.

В связи с этим в настоящий момент первоочередной задачей внешней политики Китая в Центральной Азии, так же как и столетия назад, является поддержание безопасности и стабильности на своих западных рубежах, или то, что сейчас называется борьбой против «трех зол» - международного терроризма, национального сепаратизма и религиозного экстремизма. Однако это не является единственной целью Пекина в регионе. Исторически решение задачи обеспечения безопасности западных рубежей было неизменно тесно сопряжено для Китая с недопущением усиления в Центральной Азии какого-либо государства. В настоящий момент таким нежелательно усиливающимся в данном регионе государством для Пекина являются США.

Здесь нам представляется возможным еще раз обратиться к истории международных отношений Китая в Центральной Азии: в прошлом для вытеснения своего основного соперника из региона китайские стратеги неоднократно прибегали к помощи третьей стороны. Так, например, императоры династии Хань прилагали небезуспешные дипломатические усилия по привлечению к борьбе против гуннов племен юэчжи и усуней [2]. Сейчас в качестве подобного союзника в Центральной Азии Китай может рассматривать Россию, используя мощный военный потенциал и международный авторитет которой, Пекин сможет более легко и успешно решать такие задачи, как борьба против «трех зол» и противостояние росту американского влияния в Центральной Азии. В связи с тем, что решение этих задач отвечает также интересам Российской Федерации, можно прийти к выводу, что в ближайшее время отношения между Россией и КНР в Центральной Азии будут развиваться в русле доверительного партнерства, основанного на общности интересов в данном регионе.

В пользу этого вывода говорит и то, что в своей внешнеполитической риторике Пекин неизменно подчеркивает, что не имеет намерений превращения Цен-

тральной Азии в сферу своего особого влияния, тем самым противопоставляя свою политику в регионе политике Соединенных Штатов и России [3. С. 43]. Особенностью подхода китайских исследователей к анализу текущей международной ситуации в Центральной Азии является некоторое принижение значения Китая в этом регионе. Большинство китайских ученых считают Россию доминирующей силой в Центральной Азии [3. С. 40]. КНР «не соперничает ни с одной страной за сферы влияния в Центральной Азии, ибо не преследует здесь никаких особых интересов» [4. С. 70]. Давая такую оценку политике Китая в регионе, китайские авторы повторяют официальную позицию Пекина в отношении центральноазиатских государств, которая была выражена в 1994 г. премьером Госсовета КНР Ли Пэном во время его визита в эти страны, когда он отмел как беспочвенные все разговоры о попытках Китая претендовать на роль «региональной сверхдержавы» [5. С. 60].

Таким образом, наиболее вероятно, что в среднесрочной перспективе руководство КНР, уделяя пристальное внимание международной обстановке в Центральной Азии, не будет предпринимать на этом направлении своей внешней политики решительных мер, нацеленных на установление единоличного контроля над этим важнейшим в стратегическом отношении регионом.

Оценивая перспективы российско-китайского взаимодействия в Центральной Азии, не следует забывать и о том, что, по мнению китайских исследователей, южная и восточная границы этого региона сформировались в результате «покорения Центральной Азии и постепенного захвата западных территорий Китая царской Россией» [2]. Поэтому не исключено, что после завершения внутренних преобразований, обретения КНР статуса мировой державы и вытеснения из Центральной Азии США (возможно, не без помощи России) прагматичные китайские руководители не откажут себе в моральном историческом праве начать соперничество за единоличное преобладание в регионе со своим бывшим партнером. Тем более что уже сейчас китайские исследователи начинают оценивать Россию как государство, уступающее по совокупной государственной мощи Китаю: «Россия стала одним из тех рядовых государств, которые политически являются державами второго, а экономически и третьего сорта» [6. С. 80].

На наш взгляд, в свете возможности подобного сценария России, чтобы не оказаться в новом раунде «геополитической игры» в Центральной Азии среди проигравших, следует, с одной стороны, далее укреплять добрососедские партнерские отношения с Китаем, в том числе используя потенциал такой организации, как ШОС, в рамках которой Россия и Китай имеют возможность развивать взаимовыгодное сотрудничество в Центральной Азии, а также предотвращать возможные и смягчать существующие между ними противоречия в этом регионе. С другой - по примеру нашего великого соседа, основное внимание уделить решению внутренних проблем, развитию национальной экономики и промышленности, что должно способствовать росту совокупной государственной мощи и полноценному возвращению нашей страны в число ведущих мировых держав. Успешное осуществление Москвой подобной стратегии сможет привести праг-

матичный Пекин к пониманию того, что взаимовыгодное тральной Азии в большей степени соответствует интере-

сотрудничество с мощной Россией на базе уже сущест- сам Китая, нежели приобретение в данном регионе еще

вующего позитивного опыта взаимоотношений в Цен- одного серьезного соперника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мясников В.С. Взаимоотношения России с Китаем: тенденции, динамика, перспективы // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 4.

С. 50-58. Режим доступа: http://www.omsu.omskreg.rU/vestnik/articles/y1998-i4/a050/article.html#begin

2. Краткий очерк пяти государств Центральной Азии / Под ред. Чжао Чанцина; Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии

Академии общественных наук КНР, март 1998. Режим доступа: http://euroasia.cass.cn/Chinese/Production/projects23/001.html

3. Волохова А.А. Положение в Центральной Азии и интересы КНР в регионе: оценки китайских политологов // Проблемы Дальнего Востока.

2003. №3.

4. Китай и государства Центральной Азии (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 10. Китаеведение: РЖ. 2001. № 1.

5. Песков Ю. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая со странами Центральной Азии - членами СНГ // Проблемы Дальнего

Востока. 1997. № 3.

6. Волохова А. А. Изменения во внешнеполитических концепциях КНР (взгляды китайских политологов) // Проблемы Дальнего Востока. 2006.

№ 3.

Статья представлена научной редакцией «История» 26 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.