Научная статья на тему 'Централизация отечественной консульской службы в советский период: организационно-правовые основы'

Централизация отечественной консульской службы в советский период: организационно-правовые основы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА / СОВЕТСКИЙ КОНСУЛ / КОНСУЛЬСКИЙ ОТДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / CONSULAR SERVICE / SOVIET CONSUL / CONSULAR DEPARTMENT / MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS / THE CENTRALIZATION / THE SOVIET PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаврищева Ольга Анатольевна

В статье рассматривается процесс становления и развития центрального аппарата отечественной консульской службы в структуре внешнеполитического ведомства СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The centralization of the national consular service of the soviet period: the organizational and legal basis

This article discusses the process of formation and development of the central apparatus of the national consular service in the structure of the Foreign Ministry of the USSR

Текст научной работы на тему «Централизация отечественной консульской службы в советский период: организационно-правовые основы»

10.7. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Лаврищева Ольга Анатольевна, соискатель кафедры теории и истории государства и права. Место учебы: Елецкий государственный университет им. И.А.

Бунина. E-mail: Lavrischeva-Olga@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается процесс становления и развития центрального аппарата отечественной консульской службы в структуре внешнеполитического ведомства СССР.

Ключевые слова: консульская служба, советский консул, консульский отдел, министерство иностранных дел, централизация, советский период.

THE CENTRALIZATION OF THE NATIONAL CONSULAR SERVICE OF THE SOVIET PERIOD: THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS

Lavrishcheva Olga Anatolievna, competitor at Theory and History of State and Law chair. Place of study: Yelets State University named after I.A.Bunin. E-mail: Lavrischeva-Olga@mail.ru

Annotation: This article discusses the process of formation and development of the central apparatus of the national consular service in the structure of the Foreign Ministry of the USSR.

Keywords: consular service, soviet consul, consular department, ministry of foreign affairs, the centralization, the soviet period.

В 2009 году Министерство иностранных дел РФ отметило юбилейную дату - 200 лет со времени создания центрального аппарата российской консульской службы. Отправной точкой сотрудники Министерства взяли Указ «Об учреждении экспедиции консульских дел», подписанный императором Александром I 13 мая 1809 года. В приветственном адресе министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова отмечалось, что именно данный документ положил начало деятельности подразделения, «занимающегося консульскими вопросами в рамках российского внешнеполитического ведомства»1.

Однако данное событие вряд ли можно считать исходной значимой датой в процессе формирования центрального аппарата российской консульской службы. Созданная в 1809 году экспедиция просуществовала не долго и вскоре была упразднена. Весь дореволюционный период стояла задача создания центрального ведомства, курировавшего консульские вопросы, но она так и не была разрешена. В имперской России управление консульской службой сосредотачивалось в разных департаментах и отделах Министерства иностранных дел. Даже одинаковые вопросы консульских отношений со странами Запада и Востока решались различными центральными учреждениями МИД.

1 Лавров С.В. Сотрудникам Консульского департамента МИД России и консульских учреждений за рубежом 3 мая 2009 г. // К 200-летию консульской службы МИД России. М., 2009. С. 2.

Решение проблемы создания самостоятельной консульской службы в системе внешнеполитического ведомства пришлось только на советский период. В 1929 году в соответствии с приказом по НКИД СССР № 87 «Об организации и задачах работы Консульского отдела»2 от 31 августа 1929 года в структуре НКИД появился самостоятельный Консульский отдел. Необходимость его создания объяснялась тем, что не существовало единого органа, на который можно было бы возложить исполнение всей консульской работы и руководство консульской деятельностью на местах, а происходил разброс функций в сфере руководства работой консульств в разных отделах НКИд, что только затрудняло их исполнение. Кроме того, в связи с расширением консульских отношений значительно увеличилось и количество консульских учреждений за границей, что требовало создания общего организационного руководства ими.

В связи с образованием самостоятельного Консульского отдела произошла реорганизация центрального аппарата НКИД СССР, были ликвидированы следующие отделы и подотделы: отдел виз, входящий в структуру управления делами, а также юрисконсуль-ский подотдел и консульский подотдел экономическо-правового отдела. Таким образом, широкий перечень функций был изъят из сферы деятельности экономи-ческо-правового отдела НКИД СССР и передан Консульскому отделу, а именно: он стал заниматься вопросами гражданства, выезда, розыска документов и лиц; вопросами призыва в Красную армию и учёта военнослужащих; составлял акты гражданского состояния; в его компетенцию стали входить алиментные дела, опека и попечительство, социальное обеспечение, социальное страхование, нотариат, переписка с консульствами по таможенным вопросам пассажирского характера, в части имущественных дел граждан СССР за границей. Кроме того, Консульскому отделу была передана переписка по делам отдельных граждан, но при этом в экономическо-правовом отделе НКИД СССР остались общие вопросы защиты интересов граждан за границей, а также дела, которые переходили в плоскость дипломатической переписки3.

Однако, несмотря на то, что данный отдел стал самостоятельным структурным подразделением в аппарате НКИД, реализуемые им функции во многом находились в зависимости от иных отделов внешнеполитического ведомства. Например, Консульский отдел обязан был предварительного согласовывать с политическими отделами вопросы въезда, если они касались въезда политических и государственных деятелей, делегатов или лиц, занимающих видное положение. Что касается вопросов о личном составе и штатах консульских учреждений, то они решались управлением делами НКИД СССР с учётом мнения Консульского отдела4.

Централизация руководящего аппарата консульской службы потребовала специальной правовой регламентации, определяющей функции Консульского отдела НКИД СССР. Для решения данной задачи 24 мая

2 ГАРФ. Ф. 5283. О. 1. Д. 114 (2). Л. 100-104 (Приказ № 87 по НКИД «Об организации и задачах работы Консульского отдела» от 31 августа 1929 г.).

3 ГАРФ. Ф. 5283. О. 1. Д. 114 (2). Л. 100 (Приказ № 87 по НКИД «Об организации и задачах работы Консульского отдела» от 31 августа 1929 г.).

4 ГАРФ. Ф. 5283. О. 1. Д. 114 (2). Л. 101-104 (Приказ № 87 по

НКИД «Об организации и задачах работы Консульского отдела»

от 31 августа 1929 г.).

1'2012

Пробелы в российском законодательстве

1941 году было утверждено «Положение о Консульском отделе Народного комиссариата иностранных дел»5. В соответствии с данным Положением функции отдела были расширены. В его ведение входило руководство работой консульств и консульских отделов посольств и миссий СССР за границей, а также деятельностью дипломатических уполномоченных и дипломатических агентов НКИД на территории СССР. Консульский отдел должен был: подготавливать инструкции и приказы народного комиссара по консульской работе; инспектировать состояние консульской работы на местах; а также получать регулярные отчёты консульств, консульских отделов и миссий СССР за границей и давать по ним указания (п.1).

В Положении нашла своё отражение и структура Консульского отдела. Так, он включал в себя территориальные референтуры (например, референтура по Германии; референтура по странам Японии, Маньчжурии, Китая; референтура по странам Сербии, Норвегии, Дании; референтура по странам Англии, США, Южной и Центральной Америки и т.д.) и группы (въезда, выезда, нотариата, легализации и розыска граждан и документов), а также секретариат и картотеку6.

Таким образом, анализ «Положения о Консульском отделе НКИД СССР» показывает, что оно стало первым актом, который на законодательном уровне чётко и достаточно полно регламентировал функции Консульского отдела НКИД СССР как в отношении консульств и консульских отделов посольств СССР за границей, так и в отношении дипломатических уполномоченных и дипломатических агентов НКИД на территории Советского Союза.

Коренное изменение международных отношений, произошедшее после Второй мировой войны, значительное упрочение позиций СССР, появление мировой системы социализма привели к увеличению числа советских консульств и породили необходимость реформирования консульской службы.

В результате этой реорганизации 25 июля 1946 году приказом № 460 по Министерству иностранных дел СССР7 была объявлена новая структура и штаты центрального аппарата МИД СССР. В соответствии с данным нормативно-правовым актом в МИДе вместо ранее существовавшего Консульского отдела было образовано Консульское управление. В него вошли: управление, секретариат, паспортно-визовый отдел, отдел Дальнего Востока, отдел Среднего и Ближнего Востока, отдел Западной и Центральной Европы, отдел Балканских стран, отдел Америки, группа республиканских МИДов и дипломатических агентств МИД СССР, группа легализации документов и розыска лиц, картотека.

Впоследствии структура Консульского управления неоднократно видоизменялась, некоторые отделы управления были исключены (например, группа республиканских МИДов и дипломатических агентств МИД СССР), другие были объединены в один большой от-

5 Положение о Консульском отделе Народного комиссариата иностранных дел от 24 мая 1941 г. // Сборник законодательного, инструктивного и справочного материала по консульским вопросам. Том I. М., 1950. С. 49-53.

6 Положение о Консульском отделе Народного комиссариата иностранных дел от 24 мая 1941 г. // Сборник законодательного, инструктивного и справочного материала по консульским вопросам. Том I. М., 1950. С. 52-53.

7 Справка к вопросу о преобразовании Консульского отдела МИД СССР в Консульское управление МИД СССР, 1946 г. // Сборник законодательного, инструктивного и справочного материала по консульским вопросам. Т. I. М., 1950. С. 56.

дел (например, вместо отделов Дальнего, Среднего и Ближнего Востока был образован отдел Востока)8.

Новое видоизменение структуры Консульского управления было установлено приказом по МИД СССР от 12 ноября 1954 года9, в соответствии с которым Консульское управление возглавлялось начальником управления и находилось в подчинении министра иностранных дел или его заместителя. В его структуру вошли следующие отделы и группы: паспортновизовый отдел, отдел стран Западной Европы и Америки, отдел стран Восточной Европы, отдел Востока, группа легализации документов, юридическая группа и картотека.

К 80-м годам XX в. Консульское управление являлось одним из важнейших подразделений МИДа СССР и выполняло большой объём консульской работы. Это объяснялось постоянным расширением политических, экономических, научно-технических и культурных связей Советского Союза с иностранными государствами, развитием туризма, увеличением количества советских граждан за границей, а также расширением числа советских консульских учреждений. Так, на 1 января 1986 года в иностранных государствах функционировало 185 консульских учреждений, из них 117 консульских отделов посольств, 59 генеральных консульств, 8 консульств и 1 консульское агентство СССР10. Всё это внесло качественные изменения и в содержание консульской службы. Так, в начале 80-х годов, в связи с необходимостью обеспечить дифференцированное руководство советскими консульскими учреждениями за границей было создано пять территориальных отделов (социалистических стран, стран Америки, стран Африки, стран Азии и стран Западной Европы) и три функциональных (паспортный отдел, визовый отдел и консульско-правовой отдел)11. Выделение в структуре Консульского управления пяти территориальных отделов позволило лучше учитывать все особенности деятельности советских консульских учреждений в социалистических странах, государствах Европы и Америки и в развивающихся государствах Африки и Азии.

Функции, возлагаемые на Консульское управление МИДа СССР, по-прежнему регламентировались «Положением о Консульском отделе НКИД СССР» 1941 года. Данный документ в связи с изменившимися условиями в значительной степени устарел, однако новый так и не был принят. Поэтому Консульское управление МИД СССР, как и ранее, выполняло функции по оформлению патентов советским консулам за границей и выдаче экзекватуры иностранным консулам на территории Союза ССР; по удостоверению, легализации и истребованию документов; выдаче заграничных паспортов и виз; а также рассматривало вопросы, связанные с гражданством СССР, и многое другое. Свою практическую деятельность Консульское управление осуществляло в сотрудничестве с другими отделами и управлениями Министерства иностранных дел СССР,

8 Справка к вопросу об изменении структуры Консульского управления Министерства иностранных дел СССР, 1949 г. // Сборник законодательного, инструктивного и справочного материала по консульским вопросам. Т. I. М., 1950. С. 56.

9 Советская дипломатическая и консульская служба. Т. II / Под ред. И.Н. Земского, А.Г. Кулаженкова, Н.Г. Резниченко. М., 1974. С. 91.

10 Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко и др. Т. II. М., 1985. С. 83.

11 Советская дипломатическая и консульская служба. Т. II. Издание 2-ое, переработанное и дополненное / Под ред. И.Н. Земского, Н.М. Пегова, В.И. Попова. М., 1979. С. 89.

а также с соответствующими советскими министерствами и ведомствами.

Консульское управление просуществовало до образования в 1992 г. Департамента консульской службы МИД России, который с 2004 года носит название Консульский департамент МИД России.

Таким образом, советская консульская служба формировалась и развивалась в качестве составного элемента дипломатической службы. Это было связано с тем, что советская доктрина и практика исходили из принципа единства дипломатической и консульской служб. Так же как и дипломатия, она гибко реагировала на вызовы времени, изменения внутренней и внешнеполитической обстановки страны. Со времени создания НКИДа СССР аппарат консульской службы неоднократно претерпевал значительные изменения. Знаковым событием в организации консульской службы в советский период стала её централизация. Немало других положительных моментов, которые, несомненно, следует учитывать в современных условиях, было в организации центрального аппарата советской консульской службы. Так, структура Консульского управления МИДа СССР, являлась наиболее оптимальной и компактной для решения задач, поставленных перед консульской службой, в отличие от настоящего времени, когда структура Консульского управления «раздута» и многие отделы и группы выполняют взаимозаменяемые функции. Кроме того, согласно «Положению о Консульском отделе НКИД» 1941 г. Консульский отдел занимался и экономическо-правовыми вопросами. На современном этапе данные вопросы находятся в компетенции МИД РФ. Мы считаем, что необходимо создать в структуре Консульского департамента самостоятельный экономический отдел, который бы решал экономические проблемы консульской службы РФ, устранив тем самым экономическую зависимость от МИДа России.

Список литературы:

1. ГАРФ. Ф. 5283. О. 1. Д. 114 (2). Л. 100-104 (Приказ № 87 по НКИД «Об организации и задачах работы Консульского отдела» от 31 августа 1929 г.).

2. Дипломатический словарь. Т. II / Под ред. А. А. Г ромыко и др. Издание 4-ое, переработанное и дополненное. М.: Наука, 1985. 499 с.

3. К 200-летию консульской службы МИД России. М.: Консульский департамент МИД РФ, 2009. 22 с.

4. Сборник законодательного, инструктивного и справочного материала по консульским вопросам. Том I / Составил Г.А. Золотухин. М.: УД МИД СССР, 1950. 355 с.

5. Советская дипломатическая и консульская служба: Учебник. Т. II. / Под ред. И.Н. Земского, А.Г. Кулаженкова, Н.Г. Резниченко и др. М.: Дипломатическая академия МИД СССР, 1974. 315 с.

6. Советская дипломатическая и консульская служба: Учебник. Т. II. Издание 2-ое, переработанное и дополненное / Под ред. И.Н. Земского, Н.М. Пегова, В.И. Попова. М.: Дипломатическая академия МИД СССР, 1979. 304 с.

References:

1. SARF. F. 5283. O. 1. J. 114 (2). L. 100-104 (Order number 87 on the PCFA "On the organization and tasks of the Consular Section," dated August 31, 1929)

2. Diplomatic vocabulary. T. II / Ed. AA Gromyko, etc. 4th edition, revised and enlarged. Moscow: Nauka, 1985. 499.

3. On the 200th anniversary of the Consular Service of the Russian Foreign Ministry. Moscow: Russian Foreign Ministry Consular Department, 2009. 22.

4. Collection of the legislative, guidance and reference material for Consular Affairs. Volume I / Compiled by GA

Zolotukhin. Moscow: USSR Ministry of Foreign Affairs UD, 1950. 355.

5. Soviet diplomatic and consular service: A Textbook. T. II. / Ed. IN Zemsky, AG Kulazhenkova, NG Reznichenko and other Moscow Diplomatic Academy Ministry of Foreign Affairs of the USSR, 1974. 315.

6.Soviet diplomatic and consular service: A Textbook. T. II. Second edition, revised and enlarged / Ed. IN Zemsky, NM Pegova, V. Popov. Moscow: USSR Ministry of Foreign Affairs Diplomatic Academy, 1979. 304.

Рецензия

на статью Лаврищевой Ольги Анатольевны «Централизация отечественной консульской службы в советский период: организационно-правовые основы»

В последнее время наблюдается тенденция умаления значимости советского периода отечественной истории. Эволюция и особенности советского государственного аппарата в целом и государственной службы в частности не привлекают внимания современных исследователей. Хотя в советский период было немало позитивного опыта, требующего детального исследования. В этот период кардинальной перестройке подверглись организационно-

правовые основы консульской службы. Практическую реализацию получила идея централизации руководящего аппарата консульской службы в структуре внешнеполитического ведомства. В статье О.А. Лаврищевой поставлена задача - исследовать организационно-правовые основы отечественной консульской службы в советский период.

Положительным моментом является то, что автору удалось на основе архивных материалов и научной литературы исследовать развитие внутригосударственной организации отечественной консульской службы в структуре внешнеполитического ведомства и прийти к выводу, что главным достижением советского периода в организации консульской службы следует признать практическую реализацию идеи централизации её руководящего аппарата. На основе проведенного исследования автору удалось установить точную дату создания единого органа в аппарате внешнеполитического ведомства, курировавшего все консульские вопросы.

В отечественной историографии существует ряд публикаций по отдельным вопросам советского консульского права, однако, на наш взгляд, в этой области нет специальных и достаточно подробных исследований теоретического характера посвящённых изучению структуры руководящего аппарата советской консульской службы.

К числу работ, в определенной мере восполняющих этот пробел можно отнести рецензируемую статью Лаврищевой О.А.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что затрагиваемая автором проблема обладает необходимым уровнем научной новизны и значимости, а появление новых научных работ, имеющих целью проведение комплексного анализа отношений в рассматриваемой сфере, является оправданным событием.

На наш взгляд, представленная статья может быть рекомендована к открытой печати в изданиях, рекомендованных ВАК.

Доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ЕГУ им. И.А. Бунина Е.В. Сафронова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.