Научная статья на тему 'Централизация финансового управления, как инструмент достижения положительных предпринимательских эффектов в крупном холдинге (на примере холдинга «РЖД»)'

Централизация финансового управления, как инструмент достижения положительных предпринимательских эффектов в крупном холдинге (на примере холдинга «РЖД») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ЭФФЕКТЫ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ВНУТРИХОЛДИНГОВЫЙ РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР / ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПОЛИТИКА ЗАИМСТВОВАНИЙ / BUSINESS EFFECTS / THE FINANCIAL MANAGEMENT SYSTEM / INTERCOMPANY BILLING CENTER / AND MUTUAL OBLIGATIONS / THE POLICY OF BORROWING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конотопов М. Н., Савин М. Г.

Рассмотрена текущая модель финансового управления в крупном транспортном холдинге, определены основные причины снижения предпринимательских эффектов, представлены предложения по модификации действующей модели финансового управления путем создания внутрихолдингового расчетного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRALISATION FINANCIAL MANAGEMENT AS A TOOL FOR ACHIEVING POSITIVE EFFECTS OF ENTERPRISE IN A LARGE HOLDING (for example, the holding company «Russian Railways»)

We consider the current model of financial management in a large vehicle holding, identified the main reasonsfor the decline of business effects, presented proposals to modify the existing model of financial management through the creation of the intercompany billing center.

Текст научной работы на тему «Централизация финансового управления, как инструмент достижения положительных предпринимательских эффектов в крупном холдинге (на примере холдинга «РЖД»)»

Сдерживающими факторами развития информатизационной инфраструктуры экономики и бизнеса в регионах являются: ограниченность доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам из-за требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования бизнеса, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы. Важно учитывать и такие проблемы, как: административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов бизнеса, что является причиной недостаточного уровня развития предпринимательства. В сфере транспортной инфраструктуры он вообще не соответствует современным требованиям, из-за этого существенно ухудшаются практика использования концепции маркетинга, показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства. Поэтому в современных условиях функционирования рынка очень важными для развития предпринимательства являются: производственно-техноло ги ческая кооперация субъектов бизнеса с крупным производством; малое инновационное предпринимательство; создание условий для их качественного функционирования.

Длительное варемя создание технологических резервов в социальной сфере региона считалось неэффективным, поскольку ухудшалось использование имеющихся производственных фондов, снижалась фондоотдача инфраструктуры связи. Это привело к тому, что недостаточно выделялось капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, а прирост отрасли осваивался за счет имевшихся резервов, которые были в основном исчерпаны, в резуль-

тате чего, а также вследствие неудовлетворительного использования технических средств инфраструктуры ухудшилось качество инфор-матизационного обслуживания отраслей экономики региона.

В условиях формирования гражданского общества информатизация представляет огромную ценность, так как на ее основе принимаются оптимальные управленческие решения. Для того чтобы собрать информацию, аналитически обработать и выработать предложения по организации функционирования, предприятия и организации используют информатизационные технологии. Создание и внедрение современной системы обработки и передачи информации в сфере маркетинга для обслуживания рыночной экономики дагестанских связистов - единственный путь перехода к экономическим методам управления.

Для перспективного и устойчивого развития отрасли и формирование единого рынка услуг желательно прежде всего - разработать программу комплексного развития всех новых видов производственно-информатизационной инфраструктуры в условиях рыночного регулирования экономики Дагестана, Северо-Кавказского федерального округа. Следует обеспечить развитие инфраструктуры связи в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян в регионе (решить проблему создания сельской системы инфраструктуры). Ввести льготные тарифы на агропромышленном комплексе, создать новую систему управления инфраструктуры связи в АПК с учетом государственной поддержки развития её составляющих. Таким образом, взаимосвязанное и комплексное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более устойчивое функционирование и модернизация производственно-информатизационную систему инфраструктуры в развитии экономики региона.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭФФЕКТОВ В КРУПНОМ ХОЛДИНГЕ (на примере холдинга «РЖД»)

Конотопов М.Н., д.т.н., профессор, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Савин М.Г., аспирант Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), savinmiron@gmail.

com

Рассмотрена текущая модель финансового управления в крупном транспортном холдинге, определены основные причины снижения предпринимательских эффектов, представлены предложения по модификации действующей модели финансового управления путем создания внутрихолдингового расчетного центра.

Ключевые слова: предпринимательские эффекты, финансовая система управления, внутрихолдинговый расчетный центр, взаимные обязательства, политика заимствований.

CENTRALISATION FINANCIAL MANAGEMENT AS A TOOL FOR ACHIEVING

POSITIVE EFFECTS OF ENTERPRISE IN A LARGE HOLDING (for example, the

holding company «Russian Railways»)

Konotopov M., Doctor of Engineering Science, Professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Savin M., the post-graduate student, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI),

savinmiron@gmail.com

We consider the current model of financial management in a large vehicle holding, identified the main reasons for the decline of business effects, presented proposals to modify the existing model of financial management through the creation of the intercompany billing center

Keywords: business effects, the financial management system, intercompany billing center, and mutual obligations, the policy of borrowing.

В настоящее время холдинг «Российские железные дороги» находится на этапе формирования новой модели рынка железнодорожных перевозок, характерными особенностями которой являются: диверсификация деятельности ОАО «РЖД», вхождение на новые рынки и разработка новых продуктов, рост количества международных и трансевразийских проектов.

В конце 2012 года завершился процесс организационного обособления участников рынка железнодорожных перевозок. В несколько раз увеличилось количество независимых участников рынка, выросла конкуренция в ключевых видах бизнеса холдинга «РЖД». Из крупных сегментов бизнесаОАО «РЖД» были сформированы самостоятельные дочерние общества в области операторской и логистической деятельности, перевозок пассажиров, ремонтов и обслуживания подвижного состава.

Произошедшие события потребовали пересмотра действующей модели управления и перехода от управления только компанией к управлению холдингом в целом как набором бизнес-единиц, что при определенных условиях позволяет получить дополнительные предпринимательские эффекты за счет создания централизованной системы управления денежными потоками.

Взаимоотношения между предприятиями внутри холдинга «РЖД» и его внешними контрагентами очень разветвлены. Денежные средства должны пройти через десятки счетов, чтобы завершился полный цикл расчетов. Обслуживание такой цепочки занимает много дней, и все это время финансовые средства находятся не в производственной, а в банковской сфере. Это приводит к ощутимым издержкам при осуществлении финансовых операций и снижению предпринимательской эффективности всего холдинга.

В час tit повышенны эффективности Еорпорггвввого управления финансами холдинга:

высвобождения средств холдинга из банковской сферы в производственную.

эффективного предварительного и текущего контроля исполнения бюджетов Холдинга по центрам финансовой ответственности {ЦФО).

прозрачности финансового состояния, эффективное управление ликвидностью Холдинга с учётом её организационного, территориального и проектного состава;

автоматизации и интеграции ЕИР-систем с системами бухгалтерского учёта и банковского обслуживания.

повышения уровня контроля и централизация управления денежными потоками;

Рис.1. Предпосылки создания внутрихолдингового расчетного цента

Ввиду отсутствия действительной централизации операционных финансоввозникают следующие негативные предпринимательские последствия: дочерние (региональные) подразделения самостоятельно выбирают на местах обслуживающие банки, самостоятельно договариваются о ставках по краткосрочным кредитам и депозитам, самостоятельно принимают решения по управлению остатками на банковских счетах, самостоятельно управляют денежными потоками с точки зрения авторизации платежей и их маршрутизации, и, наконец, самостоятельно управляют своей дебиторской и кредиторской задолженностью как по отношению к внешним, так и по отношению к «внутренним» контрагентам.

Подобные финансовые переплетения в несколько раз увеличивают время прохождения платежей и ведут к увеличению задолженностей дочерних компаний холдинга «РЖД».

Используемые механизмы внутрикорпоративных расчетов существенно ограничивают уровень ликвидности предприятий холдинга «РЖД», становясь определяющими факторами возникновения цепочки неплатежей.

В настоящее время, из-за ряда причин, происходит необоснованный рост объемов взаимной задолженности в филиалах головной компании (ОАО «РЖД») и дочерних обществах с ростом документооборота и непризнания счетов, вследствие чего возникают спорные решения по размерам взаимных обязательств (табл. 1).

Другой причиной снижения предпринимательской эффективности является отсутствие системы централизованного контроля политики заимствований дочерних обществ. Различные дочерние компании холдинга «РЖД» ассоциируются для банков с различным уровнем кредитного риска, поскольку российский риск-менеджмент, строго говоря, оперирует понятием «группа компаний» только тогда, когда речь идет о соблюдении нормативов на одного заемщика. Если же речь идет о финансировании конкретной компании с не самыми блестящими финансовыми показателями, то в лучшем случае может потребоваться поручительство головной компании.

И еще - работа с большим количеством различных банков требует определенного времени и затрат на подготовку различного типа

документации, прохождение процедур, установленных банками для проведения той или иной операции. На практике такое сотрудничество требует содержания большого количества персонала в компании для улаживания множества различных ежедневных ситуаций, юридических вопросов, возникающих в работе с разнообразными банками по всей стране. Такое многообразие, очевидно, приводит к затратным и ресурсоемким процессам.

Различия установленных банками процедур, их подходы к оценкам риска, лимитам на одного заемщика, возможности фондирования крупных сделок - все это отрицательно сказывается на процессе принятия финансовых решений в группе компаний. Если посмотреть несколько глубже, то выясняется, что трудозатраты увеличиваются, например, даже от использования различных банковских систем доставки информации, поскольку возникает необходимость совмещения различных банковских форматов с форматом корпоративной БИР-системы.

Таким образом, для увеличения предпринимательских эффектов от деятельности холдинга предлагается создание внутрихолдингово-го расчетного центра, как комплекса механизмов и процедур по обеспечению оптимизации финансовых потоков и управления ими.

Внутрихолдинговыйрасчетныйцентр будет состоять из четырех взаимосвязанных компонентов (рис.2), направленных на повышение качества финансового управления, оперативности принятия управленческих решений, организации единых подходов по финансовым инструментам и аутсорсингу финансового управления в холдинге.

При рассмотрении целей и задач функционирования ВРЦ определим основные бизнес-процессы, образующие систему управления финансовыми ресурсами холдинга «РЖД» (рисунке 3).

Данные бизнес-процессы включают в себя:

1. В части текущего финансового планирования (бюджетирование),: сбор первичных данных и формирование операционных бюджетов, формирование плана (бюджета) прибылей и убытков, составление и оптимизация платежного баланса (плана или бюджета движения денежных средств), определение источников получения недостающих финансовых ресурсов, формирование прогнозного

Таблица 1.

I. длительный и неэффективный документооборот расчетно-платежных документов;

2. рост непризнания счегов к оплате;

3. отсутствие регулярной практики но проведению сверки взаимных расчетов головной компании (ОАО «РЖД») с дочерних обществ;

4, наличие существенных объемов встречных задолженностей на центральном аппарате и филиалах головкой компании (ОАО «РЖД») в СВЯЗИ с продажей дочерних Обществ оборотных и внеоборотных активов при ликвидации соответствующих филиалов и структурных подразделений головной компании (ОАО «РЖД») и необходимостью постоянного мониторинга данной задолженности;

5. отсутствие корпоративного стандарта по управлению расчетами между дочерними обществами;

6. отвлечение дочерними обществами своих денежных средств в дебиторскую задолженность;

7. отсутствие необходимого штата финансовых работников головной компании для оперативного управления расчетами дочерними обществ;

8. отсутствие необходимой информации в бухгалтерском учете для принятия управленческого решения;

9. отсутствие казначейского контроля за платежами на ряде дочерних обществ.

Рис.2. Компоненты внутрихолдингового расчетного центра (ВРЦ)

Рис.З.Бизнес-процессы системы управления финансовыми ресурсами в холдинге

Цели создания внутрихолдингового расчетного центра:

рост капитализации предприятий холдинга РЖД:

оптнчи ¡а имя (ускорение) расчетов предприятий холдинга РЖД между собой и с внешними контрагентами, оперативное управление оборотным катапалом:

повышение прозрачности финансового управления п централизация отдельных управленческих финансовых решений:

рост ликвидности и ускорение денежного оборота предприятий холдинга РЖД. в том числе за счет эффективного управления остатками временно свободных денежных средств;

сниженне стоимости обслуживании кредитных ресурсов предприятий холдинга РЖД:

рост стоимости размещения временно свободных денежных средств предприятий холл!ига РЖД;

формирование центра финансового обслуживания на основе концентратш в Департаменте корпоративных финансов ОАО «РЖД» ключевых компетенций но управлению финансами предприятий холдинга ОАО «РЖД»

Рис. 4. Цели создания внутрихолдингового расчетного центра

баланса, утверждение и доведение утвержденных показателей и согласование с ними исходных показателей планирования;

2. В части управления дебиторской и кредиторской задолженностью (обязательствами) компании: учет остатков дебиторской-кредиторской задолженности, установление лимитов её возникновения и погашения, оперативный учет движения задолженности, контроль соблюдения её лимитов в разрезе расчетов с конкретными контрагентами;

3. В части оперативного планирования и управление платежами: сбор и консолидацию заявок на платежи, формирование и оптимизацию платежного календаря, оперативный учет движения денежных средств, перепланирование календаря платежей по результатам его фактического исполнения, формирование распоряжений на оплату, обеспечение требуемого уровня платежеспособности предприятия;

4. В части анализа выполнения финансового плана, финансовый анализ: сбор и обобщение фактических данных, формирование отчетности об исполнении финансовых планов, анализ отклонений фактических показателей.

Для оптимального функционирования перечисленных бизнес-процессов необходимо, чтобы внутрихолдинговый расчетный центр выполнял цели, представленные на рисунки 4.

Таким образом, внутрихолдинговый расчетный центр должен стать эффективным инструментом достижения положительных предпринимательских эффектов за счетпостроения централизо-ванногоуправления и контроля надкорпоративными финансами и финансовым документооборотом в холдинге «РЖД».

Литература:

1. Авдашева С.Б. Российские холдинги: проблемы управления (свидетельства выборочного обследования предприятий) // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №8.

2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 27.12.2004 г. № 4185р «Об утверждении Положения о порядке проведения операций по банковским счетам открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

3. Якунин В.И. Основные направления совершенствования корпоративного управления// Мир транспорта - 2004. - № 2.

ПОСТРОЕНИЕ ИМИТАЦИОННОМ НЕЙРОННОЙ СЕТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ БАНКОВСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ОСНОВАНИИ РЯДА ДЕМОГРАФО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДАННЫХ МЕСТНОСТИ

Контос (Жукова) Е.Г., аспирант МИЭПП

В рамках данного исследования были подобраны наборы демографо-экономических и банковских показателей для которых удалось создать алгоритм автоматического построения оптимальных нейронных сетей имитирующих выбранные показатели банковских результатов на основании заданных демографо-экономических индикаторов местности. Этот алгоритм был апробирован на пакете МATLAB для 12-и стран Европейского содружества. В результате чего были отобраны 12 лучших нейронных сетей с погрешностью полной симуляции от 1.2% (для Австрии и Швеции) до 4.5% (для Ирландии) что является допустимым уровнем достоверности математических моделей. В процессе работы были также выявлены общие черты таких специализированных нейронных сетей и способы подготовки наборов данных для их успешного обучения и работы.

Ключевые слова; имитационная модель, банковские модели, нейросетевое моделирование (banking models, neural network modeling).

BUILDING A SIMULATION OF A NEURAL NETWORK TO ESTIMATE THE EXPECTED RESULTS OF BANKING BASED ON A SERIES DEMOGRAPHIC-ECONOMIC DATA

LOCALITY

Kontos (Zhukova) E., the post-graduate student, MIEPP

As a part of the study, a few demographic, economic and banking indicators were collected and combined in incoming and outgoing datasets for 12 European Union countries. An algorithm for automatic construction of simulating neural networks was created and tested on MATLAB tool for available datasets. As the result a top 12 neural networks were selected with a mean squared error of a full simulation of 1.2% (for Austria and Sweden) to 4.5% (for Ireland), which is an acceptable level of reliability of mathematical models. During the process, a few common features of such specialized neural networks were identified (together with a few rules of dataset' preparation) for successful network learning, adaptation and further operating.

Keywords: simulation model, banking model, neural network modeling (banking models, neural network modeling).

1. Сокращения

GDP - GrossDomesticProduct

ВНП - Валовый Национальный Продукт

ЕС - ЕвропейскоеСодружество

OECD - Organization for Economic Co-operation and Development

МВФ - Международный Валютный Фонд

BE - Бельгиа DE - Германия AT - Австрия FR - Франция IT - Италия ES - Испания SE - Швеция DK - Даниа LU - Люксембург NL - Нидерланды IR - Ирландия FI - Финляндия

2. Введение

В рамках исследования по-поводу «Моделирование результатов банковской деятельности на основании демографо-экономических показателей страны или региона» были выделены следующие подзадачи:

1) Подбор подходящей и однородной (из года в год) статистической информации включающей демографо-экономические и банковские показатели.

2) Построение имитационной нейронной сети для оценки ожидаемых банковских показателей, натренированной на реальных данных конкретной местности(в нашем случае, страны)за десятилетний период:

■ демографо-экономических данных использованных в качестве составляющих входного потока

■ банковских показателей, характеризующих тенденции развития банковского сектора в конкретных условиях, использованных в качестве составляющих входного потока

■ финансовых показателей банковских результатов использованных в качестве выходного потока

3) Определение наиболее эффективных функций и методов построения и тренировки нейронной сети для имитации отдельных банковских показателей на наборе демографо-экономических данных определённого типа.

3. К вопросу о подборе и классификации данных

В настоящем исследовании для подбора данных мы руководствовались двумя основными критериями. Во-первых, данные должны быть однотипными в разные промежутки времени и на разных объектах исследования. Во-вторых, все они должны быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.