Научная статья на тему 'Центр открытого образования'

Центр открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛАССЫ ДИСТАНЦИОННОГО ДОСТУПА / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANT EDUCATION SYSTEM / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / REMOTE ACCESS CLASSES / DISTANCE LEARNING / CONTINUING EDUCATION / PRE-UNIVERSITY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталия Александровна

В публикации излагаются актуальные направления деятельности Центра открытого образования СГУ. Особое внимание уделено внедрению дистанционных образовательных технологий через классы дистанционного доступа, установленные в 13 населенных пунктах Саратовской и Волгоградской областей. В статье дается обстоятельный анализ функциональных возможностей и преимуществ системы дистанционного образования СГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open educational centre

The current trends of the Open Educational Centre activities are described. Particular attention at Saratov State University is given to the application of distant educational technologies through the remote access stations installed in 13 towns of Saratov and Volgograd regions. The article gives a detailed analysis of functional capabilities and advantages of Saratov State Universitys distance education system.

Текст научной работы на тему «Центр открытого образования»

Н.А. ИВАНОВА, начальник » »

управления дистанционного Центр °тКрЫт°г°

образования Центра образования

открытого образования

В публикации излагаются актуальные направления деятельности Центра открытого образования СГУ. Особое внимание уделено внедрению дистанционных образовательных технологий через классы дистанционного доступа, установленные в 13 населенных пунктах Саратовской и Волгоградской областей. В статье дается обстоятельный анализ функциональных возможностей и преимуществ системы дистанционного образования СГУ.

Ключевые слова: система дистанционного образования, инновационные образовательные технологии, классы дистанционного доступа, открытое образование, заочное обучение, непрерывное образование, довузовская подготовка.

Центр открытого образования был образован в 2006 г. с целью координации деятельности по вопросам довузовского образования, организационно-методического обеспечения очнозаочной и заочной форм обучения, а также развития открытого образования.

Центр открытого образования курирует работу 13-ти факультетов, 4-х институтов, 2-х колледжей, осуществляющих очно-заочное и заочное обучение по более чем 40 специальностям и направлениям подготовки специалистов высшего и среднего специального образования. В соответствии с учебными планами, утвержденными ректором, ведется учет и контроль прохождения промежуточных аттестаций, выпуска студентов, подготовка различных сведений о результатах сессий и сдачи государственных экзаменов, защиты дипломных работ и т.п. - словом, работа по всему спектру вопросов образовательной деятельности.

В структуру Центра открытого образования наравне с управлением дистанционного образования, отделом качества знаний, редакционно-издательским отделом вошли подготовительное отделение и подготовительные курсы. Центр курирует комплекс вопросов, связанных с организационно-

методическим обеспечением очно-заочной и заочной форм обучения в университете, предоставлением услуг по дополнительным образовательным программам в системе довузовского образования, но приоритетным направлением сегодня является становление и внедрение системы дистанционного образования в Саратовском регионе.

Инновационная образовательная программа СГУ послужила мощным импульсом для перехода на новый уровень модернизации образовательного процесса и организационной структуры университета за счёт обновления

материально-технической базы, внедрения дистанционных образовательных технологий в масштабах Саратовского региона. По согласованию с органами местного самоуправления в рамках реализуемой сГу в 2007-2008 гг. Инновационной образовательной программы в 12 населенных пунктах Саратовской области, в г. Камышине Волгоградской области и в Саратовском государственном университете был проведен комплекс мероприятий по оснащению выделенных помещений под классы дистанционного доступа. Было закуплено и установлено 140 рабочих компьютеризированных станций с лицензионным программным обеспечением, приобретены необходимые комплекты офисной мебели. В классах установлено оборудование для проведения видеоконференций (проекторы, интерактивные доски, веб-камеры). Каждый класс объединен в локальную сеть с общим доступом к информационно-образовательным ресурсам университетского, регионального и федерального уровней с высокоскоростным подключением к сети Интернет.

Для аппаратной поддержки дистанционных образовательных технологий произведена закупка и установка серверного оборудования (две серверные платформы для сервера баз данных и файл-сервер), а также сформирован информационно-коммуникационный узел дистанционного обучения СГУ.

Наряду с работами по материальнотехническому и учебно-методическому обеспечению системы дистанционного образования (ДО) формировался проект продвижения инновационных образовательных технологий через классы дистанционного доступа в муниципальных районах области с учетом таких факторов региональной специфики, как территориальная удаленность от головного вуза классов

дистанционного доступа, слабые и/ или чаще вообще отсутствующие каналы связи, отсутствие выхода в Интернет, социальное и информационное неравенство населения и т.д.

В итоге проект продвижения инновационных образовательных технологий через классы дистанционного доступа в муниципальных районах с учетом региональной специфики реализовался посредством создания информационно-образовательной системы Ipsilon 2.0, состоящей из комплекса прикладных программ. В основу ее функционирования положены следующие основные положения:

• образовательный портал, предназначенный для широкого класса пользователей (школьников, студентов и слушателей, желающих получить образование разного уровня), обеспечивает доступ к учебно-информационным материалам;

• социально-образовательная сеть, которая является основой системы и предоставляет возможность организации дистанционного обучения в университете, работы с учебно-методическими материалами, позволяет обмениваться сообщениями между преподавателями и студентами, обсуждать различные темы на образовательном форуме (кроме того, функционирует система подсчета рейтинга студентов, система уведомлений и событий для преподавателя, система отчетов по всем действиям студента и преподавателя на портале);

• возможность работы с учебнометодическими материалами в режиме off-line, когда доступ в сеть Интернет затруднен или невозможен (это является преимуществом системы дистанционного образования СГУ);

• автоматизация образовательного процесса: студент всегда имеет доступ к учебным материалам, возможность получения консультаций через

систему сообщений, чат, форум, даже когда преподавателя нет в сети;

• реализация модели группового обучения (для этого используются специально оборудованные помещения -классы дистанционного доступа, установленные в 13 населенных пунктах Саратовской и Волгоградской областей);

• сопряжение системы ДО с уже функционирующими базами данных с целью развития единого информационного пространства университета, например, конвертация учебных планов, подготовленных в формате комплекса программ Р1апу (г. Шахты), использование БД «Электронный контингент студентов» и т.п.;

• возможность интеграции ранее созданных электронных материалов в электронную библиотеку;

• использование при групповом обучении системы видеоконференций (лекции, семинары, консультации, сдача зачетов и экзаменов по дисциплинам специальностей, проведение тестирования и т.п. в режиме реального времени) - эффективного инструмента, позволяющего организовать непосредственный контакт преподавателей со студентами и существенно приблизить ДО к привычному порядку обучения;

• возможность общения между студентами и преподавателями на образовательном форуме, в системе сообщений.

Система дистанционного образования 1р8Поп 2.0 (ядро социально-образовательной сети) состоит из комплекса независимых прикладных программ/информационных систем: 1р8Поп-иМК (для управления и хранения учебно-методических материалов), 1р8Поп^еап (для работы с учебными планами), 1р8Поп-Еёког (для создания и редактирования учебно-методических материалов), 1р8Поп^еаёег (для локальной работы с учебно-мето-

дическими материалами на персональном компьютере), ^Поп-^еЬ (для работы с курсами и организации работы преподавателей и студентов), 1р8Йоп-у1ёео (для проведения видеоконференций).

Из 58 специальностей заочной формы обучения, лицензированных в университетском комплексе, 7 задействованы в системе дистанционного образования СГУ («Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в юриспруденции», «Социология», «Психология», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации»).

С начала реализации проекта внедрения системы ДО более тысячи студентов перешли на заочную форму обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Занятия со студентами проводятся в интерактивном режиме. В локальном доступе размещено свыше 300 электронных учебников, включающих лекции, контрольные и практические задания, тестовые материалы. В режиме реального времени проведено свыше 1200 видеоконференций.

Будучи центрами поддержки образовательного процесса, классы дистанционного доступа выполняют также функции локальных методических центров. Они используются как при обучении специалистов, так и для занятий со школьниками по дополнительным образовательным программам. Система ДО активно охватывает довузовскую подготовку. Университет целенаправленно развивает данное направление, вовлекая учеников 2—11-х классов районных школ Саратовского региона, учителей и родителей в современные образовательные проекты, которые способствуют формированию портфолио учащихся. При этом университет выступает в качестве регио-

нального организатора и координатора ряда реализуемых в настоящее время программ.

1. Заочная физико-математическая школа (ЗФМШ). Образовательный процесс в ней строится с использованием технологий модульного обучения. (Каждому обучающемуся предоставляется учебно-методический материал (модуль) по соответствующему предмету, в который наряду с тематическим наполнением включены контрольные задания. За один год обучения предусматривается работа с пятью модулями. Для непосредственного контакта проводятся выездные тематические консультации с участием преподавателей СГУ). Занятия в ЗФМШ позволяют учащимся уже в раннем школьном возрасте (с 5-го класса) научиться рационально распределять время и учебную нагрузку, самостоятельно управлять своим учебным процессом. На сегодняшний день университетом подготовлено более 30 учебно-методических материалов для работы ЗФМШ.

2. Конкурсы по различным направлениям, способствующие развитию познавательной активности учащихся, интереса к знаниям, самоопределению и готовности к продолжению обучения: международный игра-конкурс по математике для школьников 210-х классов «Кенгуру

- математика для всех», игра-конкурс по русскому языку и языкознанию для учеников 2-11-х классов «Русский медвежонок

- языкознание для всех», игра-конкурс по английскому языку для учащихся 5-11-х классов «British Bulldog», игра-кон-

курс по мировой художественной культуре для школьников 5—11-х классов «Золотое Руно», игра-конкурс по информатике для учащихся 5—11-х классов «КИТ — компьютеры, информатика, технологии».

3. Международные олимпиады: «Турнир Городов» (по математике) и «Турнир Городов» (по литературе).

4. Проведение школьных научнопрактических конференций. Целями и задачами таких мероприятий являются:

• развитие интереса школьников к различным предметам;

• активизация внеклассной и внешкольной работы;

• развитие информационной культуры учащихся;

• мотивация школьников к самообразованию и повышению своего уровня образования;

• выявление и поощрение детей, одаренных в различных предметных областях;

• профориентационная работа — подготовка школьников к поступлению в университет и вузы региона.

Количество школьников — участников конкурсов и олимпиад на территории Саратовского региона выросло от

3,6 тыс. в 2005—2006 гг. до 77,5 тыс. в 2008—2009 гг.

В настоящее время активно ведется работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в довузовское образование, что значительно расширит возможности участия детей во внешкольных образовательных мероприятиях. Планируется дальнейшее развитие информационной среды обучения за счет создания компьютерных инструментов и инновационных учебно-методических комплексов. Это конкретные шаги по реализации концепции непрерывного образования.

В перспективе система дистанцион-

ного образования позволит создать единое образовательное пространство региона. Благодаря функционированию классов дистанционного доступа университет окажет динамичное стимулирующее воздействие на оперативное продвижение современных информационно-коммуникационных технологий во все районы области. На основе классов дистанционного доступа открывается возможность непрерывного совершенствования знаний, переквалификации или переподготовки, реализации процесса массового непрерывного обучения независимо от территориальных ограничений.

IVANOVA N. OPEN EDUCATIONAL CENTRE

The current trends of the Open Educational Centre activities are described. Particular attention at Saratov State University is given to the application of distant educational technologies through the remote access stations installed in 13 towns of Saratov and Volgograd regions. The article gives a detailed analysis of functional capabilities and advantages of Saratov State University’s distance education system.

Keywords: distant education system, innovative educational technologies, remote access classes, distance learning, continuing education, pre-university training.

В.А. МАСЛЕННИКОВ, начальник управления организации воспитательной работы со студентами

Организация воспитательной работы

В статье представлены основные формы организации воспитательного процесса в СГУ, выработанные на основе системного подхода. Доказывается необходимость развития студенческого самоуправления как эффективной модели воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, организация воспитательного процесса, направления воспитательной работы.

На современном этапе социальноэкономического развития страны воспитание признается приоритетным аспектом образовательного процесса. Концепция модернизации образования в Российской Федерации ориентирует на воспитание молодых людей как граждан правового демократического государства, способных к созидатель-

ному решению личных и общественных проблем.

В Саратовском государственном университете сложилась такая структура организации воспитательной работы, которая позволяет управлять подразделениями, связанными с организацией воспитательного процесса, и обеспечивать их взаимодействие, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.