Научная статья на тему 'Ценовой фактор роста конкурентоспособности потребительских товаров и его роль в экономическом развитии Азербайджана'

Ценовой фактор роста конкурентоспособности потребительских товаров и его роль в экономическом развитии Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦіНОВА КОНКУРЕНЦіЯ / НЕЦіНОВА КОНКУРЕНЦіЯ / СПОЖИВЧИЙ РИНОК / ТОРГіВЛЯ / КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ / РЕСУРСИ / РИНОК / ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕСУРСЫ / РЫНОК / PRICE COMPETITION / NON-PRICE COMPETITION / CONSUMER MARKET / TRADE / COMPETITIVENESS / RESOURCES / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов Ш. М.

В статье исследовано значение ценового фактора роста конкурентоспособности на потребительском рынке Азербайджана, охарактеризован механизм его влияния на производство продукции, а также представлены результаты влияния ценового и неценового факторов на рынке страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Price factor of competitiveness in consumer market and its role in economic development

The article price factor of competitiveness in consumer market and its role in economic development are considered.

Текст научной работы на тему «Ценовой фактор роста конкурентоспособности потребительских товаров и его роль в экономическом развитии Азербайджана»

УДК 330.123.4:338.5(479.24)

Ш. М. Ибрагимов

г. Баку, Азербайджан

ЦЕНОВОЙ ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Введение. Увеличение конкурентоспособности экономики Азербайджана напрямую связано с развитием ненефтяного сектора. И успешные экономические реформы, осуществляемые в этом направлении дают определенные результаты: 1) в достижении долгосрочного и устойчивого развития; 2) на базе нефтегазовых доходов, создания конкурентоспособной экономики (которая не будет в дальнейшем зависеть от этих доходов). В результате интенсификации социально-экономических процессов, устойчивого развития ненефтяного сектора в 2012 г., в ненефтяной индустрии страны был достигнут 7,8%-ый годовой рост.

Однако процесс дальнейшего развития перерабатывающей промышленности в стране в значительной степени зависит от повышения уровня ценовой конкурентоспособности на внутреннем рынке. В статье рассматриваются некоторые аспекты данной проблемы.

Роль цены в регуляции производства и продажи. В условиях усиления процессов глобализации в мировой экономике резко ухудшаются ценовые параметры конкурентоспособности на рынке развивающихся стран. Решение проблемы, в таком случае, требует увеличения конкурентоспособности этих областей, которая зависит от совершенствования взаимоотношений между производителями и потребителями, координации объема производства и политики продаж, техническо-технологического уровня областей и т. д.

Изучение и оценка влияния ценовых и неценовых факторов конкурентоспособности на экономическую деятельность отраслей легкой промышленности нашей республики является одним из важных аспектов реализуемой экономической политики. Основные параметры, влияющие на выявление областей развития отраслей легкой промышленности (ткачество, вязание, шитьё, обувь и т.д.) - это формирование эффективной сбытовой политики, напрямую служащей увеличению объёма производства путём повышения конкурентоспособности производимой продукции в соответствии с требованиями отечественного и внешнего рынка.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность каждой сферы напрямую связана с основными элементами экономической стратегии, которую она осуществляет, в особенности с ценовой и неценовой политикой. Правильная реализация ценовой политики обеспечивает непрерывное и дина-

мичное развитие разных экономических сфер. Помимо того, правильное установление ценовой политики, поддерживая баланс между объемом производства и продаж, выступает в качестве одного из факторов, обеспечивающих его конкурентоспособность и превращается в один из элементов сбытовой политики. В условиях рыночной экономики каждая сфера промышленности и каждый хозяйствующий субъект (фирма, компания) формирует свою сбытовую политику и старается обеспечить эффективную продажу. К инструментам сбытовой политики в основном относятся:

1) ценовая и неценовая политика;

2) реклама в различных формах;

3) привлекательные формы кредитования продаж;

4) создание условий предложения по низкой цене.

Получение большого дохода и процветание каждого объекта, фирмы, компании, а также страны, в первую очередь, зависит от продажи товаров другим. Адам Смит в своей книге «Богатство народов» отметил, что «богатство каждой страны в количестве денег, которые она имеет». Революционным взглядом Смита было то, что «Богатство не измеряется количеством золота и серебра в казне нации. Богатство нации измеряется реальным потоком товаров и услуг, созданных ею». Цель здесь состоит в принципе такой работы, в которой можно вернуть больше денег, а также закупать меньше товаров у других, для предотвращения значительного потока средств и наличных денег за границу [1].

В процессе осуществления продаж каждое учреждение старается реализовать свою продукцию, используя различные комбинации из инструментов сбытовой политики. А. Смит отмечал, что потребление является единственным результатом и целью всего производственного процесса. Интерес производителя должен быть направлен на то, насколько потребитель заинтересован в его продукции. Такие комбинации часто называются маркетинговыми комплексами, что чаще всего используется в современной практике. В условиях рыночной экономики установление правильных связей между производством и системой продаж играет важную роль, причем эти связи регулируют активность производственной деятельности. Установление того, на каком уровне производство приносит прибыль или убыток, является основным фактором, обеспечивающим его непрерывность. Расходы, связанные с

производством и реализацией продукции определяют ее себестоимость. Таким образом, главной задачей каждого производственного процесса является снижение производственных затрат. Расходы группируются следующим образом:

- Расходы на материалы;

— Топливо и энергия;

- Расходы на зарплату;

— Социальное страхование;

—Затраты, связанные с ведением производства;

—общие затраты фабрики (завода);

- коммерческие расходы.

Все затраты в процессе производства выступают в двух формах:

1) постоянные (стабильные) производственные затраты;

2) переменные производственные затраты.

К постоянным производственным затратам относятся те расходы, которые должны быть оплачены, даже если предприятие не работает (например амортизация основных фондов и нематериальных активов, арендная плата, заработная плата сотрудников администрации и т.д.). А к переменным затратам относятся сырьё, материалы, энергия, затраты на трудовые ресурсы, транспортные расходы и т.д. Во всех сферах промышленности основной целью является правильное использование переменных расходов и их снижение до минимума в процессе производства продукции, так как снижение этих затрат играет главную роль в формировании себестоимости товара и определяет его цену [2]. Таким образом, эффективное ведение ценовой политики осуществляется путём управления издержками производства, что, в свою очередь, ускоряет процесс продаж, создает почву для повышения конкурентоспособности учреждения, а также способствует повышению конкурентоспособности области. С этой целью автором были исследованы производство и продажа носков в учреждениях легкой промышленности, а также механизм влияния на формирование цены. Обратим внимание на анализ результатов проведенных исследований - объем производства продукции и влияние взаимной связи между его производственными затратами на образование цены.

Как видно из табл. 1, увеличение переменных издержек непосредственно влияет на рост общей стоимости продукта. Однако, несмотря на то, что до определенного уровня цена продукции соответствует пределу прибыльности, после достижения определенного уровня это вовсе не так. Это более чётко видно в нижеприведенном примере.

Как видно из табл. 2, в случае стабильности цен изменение переменных затрат в связи с увеличением объема производства продукции способствует изменению прибыльности. Из табл. 2 видно, что

Таблица 1

Влияние роста переменных издержек

на общий доход_

Объём реа- Регуляр- Переменные Общий до-

лизации в ные рас- издержки в ход (вало-

тыс. манат ходы в тыс. тыс. манат вой) в тыс.

манат манат

0 0,8 0 0,8

10 0,8 2,0 2,8

20 0,8 3,6 4,4

30 0,8 4,9 5,7

40 0,8 6,1 6,9

50 0,8 7,6 8,4

60 0,8 9,6 10,4

70 0,8 12,2 13

80 0,8 15,5 16,3

90 0,8 19,8 20,6

100 0,8 25,6 26,4

Таблица 2

Максимальный уровень прибыли от продажи _продукта_

Объём реали- Цена в Общий Объем При-

зации продук- манатах доход в общей быль

ции в тысячах тыс. ма- стоимо- в тыс.

пар носков нат сти манат

в тыс.

манат

0 0 0 0,8 -0,8

10 0,3 3 2,8 0,2

20 0,3 6 4,4 1,6

30 0,3 9 5,7 3,3

40 0,3 12 6,9 5,1

50 0,3 15 8,4 6,6

60 0,3 18 10,4 7,6

70 0,3 21 13 8

80 0,3 24 16,3 7,7

90 0,3 27 20,6 6,4

100 0,3 30 26,4 3,6

прибыль, полученная от продажи 70 тыс. пар носков, составляет 8 тыс. манат и это является максимальным пределом роста прибыли. После этого увеличение объёма продаж приводит к снижению прибыли. Так, как видно, в случае продажи 100 тыс. пар носков предприятие может получить прибыль на сумму всего лишь 3,6 тыс. манат. Владелец не остается удовлетворенным при таком уровне производства и объёмом продаж. Все это заставляет владельца искать новые пути. Чрезмерное пополнение рынка товарами народного потребления, в конечном счете ведет к снижению цен. Снижение цен уменьшает объём продаж, ухудшает динамический ритм производства и в результате вынуждает владельца (менеджера) модернизировать производство. При-

чем, чтобы обеспечить непрерывную деятельность производства, владельцу приходится увеличивать объем инвестиций в производство. Привлечение дополнительных инвестиций в производство обеспечивает применение новой техники и технологий, подготовку кадров и создает условия для производства на новом уровне, соответствующем требованиям рынка в более качественной, конкурентоспособной (с точки зрения ценового и неценового фактора) продукции. Таким образом, обеспечивается непрерывная деятельность производства на предприятиях.

Конкурентоспособность национальной экономики в современных экономических условиях зависит от уровня техники и технологии, применяемых в основном в промышленной области и в сфере высокотехнологичных инноваций. В условиях глобализированного мира производство и продажа продукции напрямую определяют конкурентоспособность промышленных областей. Высокий уровень конкурентоспособности в различных областях обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики. Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики во многом зависит от способности конкуренции разных предприятий, фирм, компаний, формирования благоприятной бизнес-среды и других факторов.

Известный экономист М. Портер, долгие годы занимавшийся исследованием этих проблем, пришел к выводу, что и в настоящее время нужно решить, в первую очередь, вопрос конкурентоспособности товаров (работ и услуг), производимых разными предприятиями (фирмами, компаниями) [3].

Одним из факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности национальной экономики, являются учреждения (фирмы, компании), преуспевающие в производстве и продаже конкурентоспособных товаров (работ, услуг). С другой стороны, в нынешних условиях мирового рынка достижение несколькими предприятиями успеха в повышении конкурентоспособности обеспечивает рост конкурентоспособности экономики Азербайджана. Для этого необходимо обеспечить конкурентоспособность основных областей национальной экономики.

Проблема конкурентоспособности была рассмотрена разными авторами, которые пришли к выводу, что вопрос конкурентоспособности является важнейшей социально-экономической проблемой, постоянно находящейся под государственным контролем. Международная торговля и инвестиции являются основными факторами конкурентоспособности, что было доказано такими выдающимися учёными, как М. Портер, В. Смит, Ч. Киндлебергер и С. Тобина.

Отсюда можно прийти к такому выводу, что формирование ценовых и неценовых факторов, иг-

рающих важную роль в обеспечении конкурентоспособности, в основном может быть достигнуто путём использования с максимальной эффективностью ресурсов, использующихся там. Ценовые и неценовые факторы играют важное значение в повышении конкурентоспособности национальной экономики. Таким образом, снижение затрат на производство товаров (работ, услуг) в этих сферах, более эффективное использование ресурсов, увеличивают конкурентоспособность выпускаемых товаров. В современных условиях, ценовой фактор, влияющий на правильное установление связей между рынком и производством, создаёт условия для непрерывной деятельности производства, повышения конкурентоспособности производимых товаров, способствует увеличению покупательной способности. А это может привести к росту различных промышленных учреждений, играющих исключительную роль в динамическом развитии ненефтяного сектора.

Занятие каждой страной достойного места в мировой экономике зависит от ее конкурентоспособности. Эффективное использование нефтяных доходов в Азербайджане, диверсификация экономики, развитие ненефтяного сектора, сбалансированное развитие регионов, развитие свободного предпринимательства, основные меры в виде государственной поддержки предпринимательству обуславливают стабильный темп роста азербайджанской экономики [4]. Международные финансовые институты и ведущие стратегические научно-исследовательские центры характеризуют Азербайджан в числе самых динамично и устойчиво развивающихся экономических систем.

В соответствии с «Мировым отчётом о конкурентоспособности» Мирового Экономического Форума за 2013-2014 гг. Азербайджан по индексу мировой конкурентоспособности за один год поднялся на 7 ступеней - по рейтингу конкурентоспособности она занимает 39-е место среди 148 государств. Следует отметить, что в то время, когда мировая экономика находится в кризисе и характеризуется высокой конкурентной средой, продвижение Азербайджана на 7 шагов и его включение в список 50 самых конкурентоспособных экономик мира характеризует весьма высокую эффективность азербайджанской экономики.

Литература

1. Макконнел К. Р. Экономика / К. Р. Маккон-нел, С. А. Брю. - Баку, 1992. - 456 с. 2. Широконов Д. Факторы повышения конкурентоспособности экономики / Д. Широконов, В. Медведев. - Москва, 2006. - 348 с. 3. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. - М.: Эконом. наука, 2005. - 486 с. 4. Надиров А. Вопросы развития экономики независимого Азербайджана / А. Надиров. - Баку: Наука, 2001. - 312 с.

1брагимов Ш. М. Цшовий чинник зростання конкурентоспроможностi споживчих товарiв i його роль в економiчному розвитку Азербайджану

У статп досл1джено значения щнового чинника зростання конкурентоспроможносп на споживчому ринку Азербайджану, охарактеризовано мехашзм його впливу на виробництво продукцп, а також представлено результати впливу щнового 1 нецшо-вого чиннишв на ринку краши.

Ключовi слова: щнова конкуренщя, нецшова конкуренщя, споживчий ринок, торпвля, конкурен-тоспроможнють, ресурси, ринок.

Ибрагимов Ш. М. Ценовой фактор роста конкурентоспособности потребительских товаров и его роль в экономическом развитии Азербайджана

В статье исследовано значение ценового фактора роста конкурентоспособности на потребитель-

ском рынке Азербайджана, охарактеризован механизм его влияния на производство продукции, а также представлены результаты влияния ценового и неценового факторов на рынке страны.

Ключевые слова: ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, потребительский рынок, торговля, конкурентоспособность, ресурсы, рынок.

Ibrahimov Sh. M. Price factor of competitiveness in consumer market and its role in economic development

The article price factor of competitiveness in consumer market and its role in economic development are considered.

Keywords: price competition, non-price competition, consumer market, trade, competitiveness, resources, market.

Стаття надшшла до редакцл 09.01.2015

Прийнято до друку 09.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.