Научная статья на тему 'Ценообразование в системе управленческого учета федеральных бюджетных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования'

Ценообразование в системе управленческого учета федеральных бюджетных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / МЕТОД ЗАТРАТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ПЛАНОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СВЕРХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ / ПЛАНОВАЯ ПРИБЫЛЬ / СРЕДНЕГОДОВАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА / MANAGEMENT ACCOUNTING / A METHOD OF PRICING-COST / PLANNED COST OF EDUCATIONAL SERVICES IN EXCESS OF STATE JOB / PLANNED INCOME / THE AVERAGE COMPLEXITY OF THE PREPARATION OF STUDENTS CALLED THE ONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева О. В.

Оказание платных образовательных услуг сверх государственного задания требует от федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального образования обоснованности и прозрачности процесса формирования платы за эти услуги. Предлагается два варианта формирования цен: методом затратного ценообразования для долгосрочных программ и путем формирования плановой калькуляции расходов на обучение для краткосрочных программ.Providing educational services in excess of state jobs require the federal budget institutions of higher education the validity and transparency of the process of formation of fees for these services. There

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценообразование в системе управленческого учета федеральных бюджетных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования»

Ковалева О. В.

к.э.н., профессор кафедры «Аудит» РГЭУ (РИНХ)

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оказание платных образователь- ныхуслуг сверх государственного зада- ния требует от федеральных бюд- жетных учреждений высшего профес- сионального образования обоснованно- сти и прозрачности процесса формиро- вания платы за эти услуги. Предлага- ется два варианта формирования цен: методом затратного ценообразования для долгосрочных программ и путем формирования плановой калькуляции расходов на обучение для краткосроч- ных программ.

Ключевые слова: управленческий учет, метод затратного ценообразова- ния, плановая себестоимость платных образовательных услуг сверх государ- ственного задания, плановая прибыль, среднегодовая трудоемкость подго- товки студента.

Существенное влияние на систему управления вузами оказало изменение их статуса с 1 января 2012 года в ре- зультате перехода из бюджетных учре- ждений в некоммерческие организации. Это проявляется в расширении полно- мочий по использованию финансовых ресурсов и повышении ответственности за их неэффективное использование. Действующее законодательство [1, 2, 3] особое внимание уделяет образователь- ным услугам сверх установленного го- сударственного задания. Порядок опре- деления платы за образовательные ус- луги сверх государственного задания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Феде- рации № 1898 от 20 декабря 2010 года, устанавливает, что размер платы опре- деляется на основе расчета экономиче- ски обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих плат- ных услуг, с учетом требований к каче- ству оказания платных услуг и конъ- юнктуры рынка. В то же время кон- кретных методик, определяющих поря- док размера платы на образовательные услуги сверх государственного задания, не установлено. Поэтому обоснованно обратиться к международному и рос- сийскому опыту в области ценообразо- вания.

Ал. Апчерч, обсуждая роль управ- ленческого учета в ценообразовании, приводит характеристику базового под- хода «затраты плюс» и делает вывод, что важно опираться на себестоимость, но и не только на нее. В качестве одного из способов учета незатратных факто- ров в ценообразовании можно, по его мнению, предложить гибкий подход к установлению процента прибыли, до- бавляемой к себестоимости в виде на- ценки [4, с. 334-336, 353].

Анализ литературы по управленческому учету российских авторов [5,

6, 7 и др.] позволил установить, что для расчета цены на продукцию или услуги используются методы рыночного и за- тратного ценообразования. Метод ры- ночного ценообразования предполагает установление верхней границы цены и цен, стимулирующих спрос на конкрет- ную продукцию, на основании влияния конкурентных факторов внешней сре- ды. Метод затратного ценообразования

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 18 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

направлен на расчет цены продажи как суммы себестоимости продукции и над- бавки.

При этом в качестве себестоимо- сти могут рассматриваться переменные затраты, полная себестоимость. Надбав- ка может устанавливаться в абсолютной сумме или в процентах к себестоимости.

Оценка организации учебного процесса при оказании платных образо- вательных услуг сверх государственно- го задания и учетной практики феде- ральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования позво- лила уточнить ряд важных моментов, связанных с ценообразованием на такие услуги. Прежде всего цена устанавлива- ется на учебный год, который для большинства курсов и специальностей начинается 1 сентября текущего года и заканчивается 31 августа следующего. Исключение составляют выпускные курсы, для которых нормативный срок обучения определяется в соответствии с графиком учебного процесса. Установ- ление цены на следующий учебный год осуществляется в тот период, когда еще не сформирована фактическая себе- стоимость подготовки в текущем учеб- ном году. Поэтому полную плановую себестоимость образовательных услуг, оказываемых сверх государственного задания, необходимо определять на ос- нове фактической себестоимости обра- зовательного процесса с учетом необхо- димых корректировок, отражающих: изменение расходов на содержание и обслуживание зданий, рост коммуналь- ных платежей, повышение арендной платы, увеличение расходов на оплату труда и отчисления в государственные внебюджетные фонды. Кроме того, цена формируется на образовательные услу- ги, предоставляемые студенту по кон- кретной специальности определенного курса очной или заочной формы обуче- ния. Поэтому для распределения пря- мых, накладных и общехозяйственных расходов обоснованно использовать

универсальный показатель - трудоем- кость подготовки обучаемых (студен- тов, бакалавров, магистрантов) в часах.

Расчет трудоемкости подготовки студента должен осуществляться исходя из видов проводимых занятий, то есть нагрузки преподавателей: индивидуаль- ные занятия (проверка курсовых работ, консультирование по подготовке выпу- скной работы, экзамены); групповые занятия (проведение практических, се- минарских занятий, лекции); поточные занятия (лекции). Расчет среднегодовой трудоемкости может осуществляться в разрезе специальностей, по курсам и формам обучения. Для расчета средне- годовой трудоемкости подготовки сту- дентов на основании данных расписа- ния занятий суммируются все виды на- грузки, и полученный показатель делит- ся на количество обучаемых студентов. Расчет среднегодовой трудоемкости подготовки одного студента может быть представлен в виде табл. 1 (см. ниже). Этот процесс легко формализу- ется, и для снижения его трудоемкости можно использовать таблицы Excel. За- тем данные по курсам и факультетам объединяются в общую таблицу, по данным которой можно установить наи- более трудоемкие специальности и курсы.

Как правило, более трудоемкими являются выпускные курсы, а также специальности, по которым формиру- ются малочисленные группы. Увеличе- ние поточной и групповой нагрузки без ущерба для качества образовательного процесса будет снижать среднегодовую трудоемкость подготовки студентов.

Расчет среднегодовой трудоемко- сти целесообразно осуществлять в на- чале учебного года (планируемая сред- негодовая трудоемкость) и в конце учебного года (фактическая среднего- довая трудоемкость) для проведения анализа и выявления резервов снижения

трудоемкости образовательного процес- са.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 19 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Таблица 1. Расчет среднегодовой трудоемкости подготовки одного студента

курса факультета

Показа- тели Количе- ство студен- тов, чел. Индивидуальная нагрузка на 1 студента, час Всего на- грузка, час В том числе нагрузка по видам: Среднегодовая трудоемкость подготовки одного студента, час

Показа- тели Количе- ство студен- тов, чел. Индивидуальная нагрузка на 1 студента, час Всего на- грузка, час индивиду- альная нагрузка, час групповая нагрузка, час. поточная нагрузка, час. Среднегодовая трудоемкость подготовки одного студента, час

1 группа 25 16 994 400 308 286 Х

2 группа 27 18 1020 486 246 288 Х

3 группа 29 20 1166 580 292 294 Х

4 группа 26 22 1246 638 306 302 Х

Итого: 107 X 4426 2104 1152 1170 41,3645

Источник: составлена автором

Для того чтобы показатели сред- негодовой стоимости подготовки сту- дентов различных форм обучения были сопоставимы, в процессе расчета трудо- емкости заочной формы обучения необ- ходимо применять показатель приве- денного контингента.

Метод затратного ценообразова- ния для образовательных услуг сверх государственного задания может быть реализован в несколько этапов. Перво- начально определяется учебный год, который будет выступать базовым для расчета плановой себестоимости. Цена на образовательные услуги устанавли- вается на будущий учебный год в теку- щем году, который еще не закончился и по нему нет точных и полных данных. Поэтому для расчета плановой себе- стоимости следует использовать данные предыдущего учебного года, по которо- му сформирована фактическая трудоем- кость и определены фактические затра- ты.

Следующий этап расчета посвя- щен анализу и корректировке прямых, накладных и общехозяйственных рас- ходов. Состав указанных расходов оп- ределяется учетной политикой вуза. Как

правило, в состав прямых расходов включаются расходы на оплату труда профессорско-

преподавательского со- става (ППС), сотрудников кафедр и де- канатов; платежи в государственные внебюджетные фонды по этой заработ- ной плате, командировочные расходы ППС, связанные с организацией учеб- ного процесса; услуги связи (в том чис- ле расходы на Интернет); амортизация основных средств, используемых непо- средственно в учебном процессе; расхо- ды материалов в учебном процессе и другие расходы, непосредственно свя- занные с образовательным процессом. В составе накладных расходов учиты- ваются затраты, которые связаны с со- держанием отделов и служб, участвую- щих в обеспечении образовательного процесса: (библиотека, управления (отделы) компьютеризации учебного про- цесса, учебно-методические управления (отделы), службы качества, внешнеэко- номических связей). К накладным рас- ходам относятся расходы по оплате труда сотрудников этих структурных подразделений, платежи в государст- венные внебюджетные фонды по ука- занной заработной плате, командиро-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 20 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

вочные расходы, услуги связи, расходы на приобретение библиотечного фонда, материалов, амортизация основных средств. В состав общехозяйственных расходов включаются расходы на со- держание имущества общехозяйствен- ного назначения, затраты на содержание отдела кадров, бухгалтерии, планового отдела, хозяйственного отдела. При этом анализируется та часть общехозяй- ственных расходов, которая относится в результате распределения к образова- тельному процессу.

В процессе корректировки учитывается планируемый рост или снижение

расходов на оплату труда и платежи в государственные внебюджетные фонды, изменение коммунальных платежей, расходов на ремонтные работы, увели- чение библиотечного фонда практиче- ски на два учебных года. Каждая такая корректировка представляется аналити- ческими таблицами, обосновывающими снижение или рост таких расходов и содержащими перечень мероприятий, ко- торые приведут к такому изменению. Сводная таблица корректировки может быть оформлена соответствующим об- разом (см. табл. 2).

Таблица 2. Расчет плановой себестоимости образовательных услуг (руб.)

Виды расходов Фактическая себестоимость Увеличение расходов Уменьшение расходов Плановая себестоимость

Прямые расходы, итого: 88 081 812 +35 851 250 -3 500 000 120 433 062

в том числе: - расходы на оплату труда ППС, сотрудников кафедр, деканатов 58 791 962 +26 921 083 - 85 713 050

- платежи в государственные внебюджетные фонды 15 755 174 +8 130 167 - 23 885 341

- командировочные расходы ППС 2 536 844 +800 000 - 3 336 844

- услуги связи (в том числе расходы на Интернет) 1 896 325 - -300 000 1 596 325

- амортизация основных средств 2 100 340 - -850 000 1 250 340

- расходы материалов 2 200 450 - -700 000 1 500 450

- прочие расходы 4 800 712 - -1 650 000 3 150 712

Накладные расходы, итого: 63 493 621 26 547 849 -1 150 400 88 891 070

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 21 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Продолжение таблицы 2

в том числе: - расходы на оплату труда сотрудников, обеспечивающих образовательный процесс 32 381 742 17 750 271 - -

- платежи в государственные внебюджетные фонды 9 390 707 +5 147 578 - -

- командировочные расходы 2 230 500 +150 000 - 2 380 500

- услуги связи (в том числе расходы на Интернет) 2 200 300 +500 000 - 2 700 300

- амортизация основных средств 4 189 867 - -950 000 3 239 867

- расходы на приобретение библиотечного фонда 7 800 000 +3 000 000 - 10 800 000

Виды расходов Фактическая себестоимость Увеличение рас- ходов Уменьшение расходов Плановая себестоимость

- расходы на материалы 2 100 400 - -200 400 1 900 000

- прочие расходы 3 200 100 - - 3 200 100

Общехозяйственные расходы, итого: 64 172 954 +15 748 300 -2 500 000 77 421 254

в том числе: - расходы на оплату труда общехозяйственного пер-сонала 28 877 829 +12 160 849 - 41 038 678

- платежи в государственные внебюджетные фонды 8 547 837 +3 587 451 - 12 135 288

- командировочные рас- 1 756 471 - - 1 756 471

ходы общехозяйственного персонала

- услуги связи (в том числе расходы на Интернет) 1 746 000 - -500 000 1 246 000

- расходы на содержание общехозяйственного имущества 23 244 812 - -2 000 000 21 244 817

Всего расходов: 215 748 387 +78 147 399 -7 150 400 286 745 386

Источник: составлена автором

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 22 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

В рамках следующего этапа опре- деляется размер планируемой прибыли на следующий учебный год. Ее величи- на определяется инвестиционными по- требностями, обеспечивающими вы- полнение программ развития вуза и осуществление комплекса мероприятий по социальной защите сотрудников об- разовательного учреждения. Расчет размера плановой прибыли может осу- ществляться в виде табл. 3.

Если вуз не использует льготу по налогу на прибыль (то есть применяется нулевая ставка налога), то сумма плано- вой прибыли будет больше на сумму налога на прибыль. В приведенном примере налог на прибыль по ставке 20% составит 3 200 тыс. руб., и соответственно плановая прибыль должна быть 19 200 тыс. руб.

Таблица З.Расчетразмера плановой прибыли на 20учебный год

№ п/п Период реализации мероприятия Наименование мероприятий Сумма, тыс. руб.

1 Февраль 201 Приобретение основных средств стоимостью свыше 40 тыс. руб. за единицу 3 500

2 Апрель 201 Строительство первой очереди базы отдыха для студентов и сотрудников 8 500

3 Июнь 201 Частичное возмещение расходов на оплату санаторно-курортного лечения сотрудникам университета 500

4 Октябрь 201 Разработка рабочего проекта строительства здания библиотеки 3 500

Итого расходов: 16 000

В процессе следующего этапа оп- ределяется трудоемкость подготовки планируемого набора студентов, бака- лавров и магистрантов. При этом обос- нованно допустить, что фактическая среднегодовая трудоемкость подготовки студентов существенно не отличается от плановой среднегодовой трудоемко- сти в том учебном году, который выбран в качестве базового. И поэтому она может быть использована для расчета среднегодовой трудоемкости всех сту- дентов, обучающихся в вузе. Такой рас- чет может быть произведен в виде табл.

4.

Следующий этап посвящен опре- делению плановой себестоимости обу- чения одного студента в разрезе специальностей и форм обучения. Сначала определяется величина плановой себе- стоимости оказания одного часа плат- ных образовательных услуг. При исчис- лении этого показателя плановая себе- стоимость всего обучаемого континген- та (286 745 386 руб.) делится на плани- руемую трудоемкость подготовки всех обучаемых в учебном году (318 026,6296 час.). Для определения плано- вой себестоимости подготовки одного студента в разрезе специальностей и форм обучения следует плановую себе- стоимость одного часа оказания плат- ных образовательных услуг умножить на планируемую трудоемкость подго- товки отдельной специальности, приве- денную в табл. 4.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 23 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Таблица 4.Расчет планируемой среднегодовой трудоемкости студентов,

обучаемых в 201 учебном году

Планируемый Планируемая Планируемая

Форма обучения Код специально -сти Курс приведенный контингент обучаемых, количество, чел. трудоемкость подготовки обучаемых в расчете на единицу при- веденного контингента, час трудоемкость подготовки всех обучаемых в учебном году, час.

Очная 080103 1 75 47, 7895 3 584,2125

Очная 080104 2 68 45,9534 3 124,8312

Очная 080108 3 95 50, 6543 4 812,1585

Очная 080109 4 67 49,3456 3 306,1552

Очная 080111 5 61 65,3637 3 987,1857

Заочная 080103 1 15,1 175,536 2 650,5936

Заочная 080104 2 25,2 177,652 4 476,8304

Заочная 080108 3 17,5 323,763 5 665,8525

Итого: х х X Х 318 026,6296

Например, плановая себестои- мость подготовки одного студента оч- ной формы обучения специальности

080103 «Национальная экономика» равна 43 088,90 руб. (901, 63954 руб./час. х

47,7895 час.). При расчете плановой се- бестоимости подготовки одного студен- та заочной формы обучения следует учитывать, что в табл. 4 отражается тру- доемкость приведенного контингента.

Вопрос определения планируемой прибыли на одного студента по каждой специальности может решаться не- сколькими вариантами:

- одинаковым уровнем прибыли в процентах от планируемой себестоимо- сти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличением уровня прибыли по наиболее востребованным специально- стям и снижением уровня прибыли по наименее востребованным специально- стям.

При этом расчет планируемой прибыли по специальностям производится таким образом, чтобы сумма пла- нируемой прибыли в целом была не ме- нее инвестиционных потребностей вуза.

В рамках заключительного этапа определяются величины цен по предло- женным вариантам, исходя из плановой себестоимости, рассчитанной по дан- ным табл. 4. Расчет стоимости платных образовательных услуг приведен в табл.

5 (см. ниже).

Стоимость обучения одного студента разных специальностей и форм обучения определяется по формуле:

СОст = ПСПст х (1 + УП) , где

СОст - стоимость обучения одного студента;

ПСПст - плановая себестоимость обучения одного студента;

УП - уровень прибыльности обучения студентов, рассчитанный исходя из инвестиционной программы вуза. Он определяется как отношение планируемой прибыли к плановой себестоимости подготовки всего кон- тингента.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 24 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Таблица 5. Расчет стоимости платных образовательных услуг (руб.)

№ п/п Код специальности Плановая себестои- мость подготовки одного студента Стоимость подготовки 1 студента

№ п/п Код специальности Плановая себестои- мость подготовки одного студента одинаковый уровень прибыли увеличение уровня прибыли по наиболее востребованным и уменьшение по наименее вос- требованным специальностям

1 080103 43 088-90 45 974-05 45 974-05

2 080104 41433-40 44 207-70 41 990-93

3 080108 45 671-92 48 730-02 49 163-81

4 080109 44 491-94 47 771-03 47 604-52

5 080111 58934-50 62 880-64 63 493-20

6 080103 15 827-02 16 886-77 16 886-77

7 080104 16 017-81 17 090-33 16 233-35

8 080108 29 191-75 31 146-37 31 423-63

Источник: составлена автором

В рассматриваемом примере уро- вень прибыльности составил 0,066958 (19 200 000 руб.: 286 745 386 руб.). Для определения специальностей, по кото- рым уровень прибыльности будет уве- личиваться или уменьшаться, проводит- ся анализ результатов набора ряда предыдущих лет, исследуется состояние внешней среды и прогнозируемый спрос на трудовые ресурсы в отдельных отраслях экономики. В условном при- мере по второму варианту установлены следующие уровни прибыльности в раз- резе конкретных специальностей: спе- циальность 080103 - 0,066958, специ- альность 080104 - 0,013456, специаль- ность 080108 - 0,076456, специальность 080109 - 0,069958 и специальность 080111 - 0,077352.

Предложенная методика форми- рования цен на платные образователь- ные услуги может использоваться для долгосрочных программ высшего обра- зования (специалитет, бакалавриат, ма- гистратура и аспирантура). Для кратко- срочных программ (повышение квалификации, довузовская подготовка) предлагается осуществлять расчет цен на основании плановой калькуляции минимальной группы слушателей. Для этого на основе анализа фактических калькуляций за ряд лет необходимо ус- тановить соотношения расходов по за- работной плате ППС и основных рас- ходов: платежей в государственные внебюджетные фонды, услуг связи, расхо- дов на пополнение библиотечного фон- да, амортизации основных средств, рас- ходов материалов, прочих расходов. При этом для определения расходов на оплату труда профессорско- преподавательского состава применя- ются действующие в вузе ставки поча- совой оплаты. Для формирования других статей используются установленные соотношения в процентах от расходов на оплату труда ППС. Расчет плановой калькуляции расходов на обучение по 75-часовой программе группы слушате- лей в количестве 15 человек приведен в табл. 6.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 25 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Таблица б.Расчет плановой калькуляции расходов на обучение группы слушателей

№ п/п Наименование статей калькуляции % затрат от расходов на оплату труда ППС Сумма расходов, руб.

1 Расходы на заработную плату ППС (75 ч. х 350 руб.) х 26 250-00

2 Платежи в государственные внебюджетные фонды 30,4 7 980-00

3 Услуги связи (Интернета) 2,0 525-00

4 Расходы на пополнение библиотечного фонда 5,0 1 312-50

5 Амортизация основных средств 5,0 1 312-50

6 Расходы материалов 5,0 1 312-50

7 Прочие расходы 25,0 6 562-50

Итого: х 45 255-00

Если плановую себестоимость увеличить на сумму плановой прибыли 4 523-50 руб. (10% от плановой себе- стоимости), то стоимость подготовки всей группы составит 49 780-50 руб. Та- ким образом, стоимость подготовки од- ного слушателя будет равна 3 318-70 руб. (49 780-50 руб.: 15 чел.).

Применение в практике образова- тельных учреждений предлагаемых ва- риантов расчета цен на платные образо- вательные услуги сверх государствен- ного задания повысит их обоснован- ность и прозрачность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Федеральный закон № 7-ФЗ от

12.01.1996 г. «О некоммерческих орга- низациях» (с изменениями на 16.11.2011 г.) (редакция, действующая с 01.01.2012 г.). [Электронный ресурс]. - Электрон- но-правовая система «Консультант Плюс».

2.Федеральный закон № 125-ФЗ от

22.08.1996 г. «О высшем и послевузов- ском профессиональном образовании» (с изменениями на 03.12.2011 г.) (ре- дакция, действующая с 01.02.2012 г.). [Электронный ресурс]. - Электронно- правовая система «Консультант Плюс».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1898 от 20.12.2010 г. «Об утверждении Порядка определения пла- ты для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к ос- новным видам деятельности федераль- ных бюджетных учреждений, находя- щихся в ведении Министерства образо- вания и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» (Зарегист- рировано в Минюсте РФ 30.12.2010 го- да № 19465) . [Электронный ресурс]. - Электронно-правовая система «Кон- сультант Плюс».

4.Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер. с англ./ Под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 952 с.

5.Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управ- ленческий учет: учебник. - 2-е изд., пе- рераб. и доп. - М.: Магистр, 2008. - 574 с.

6.Управленческий учет: учеб. пособие (Бакалавриат) / под ред. проф. Я.В. Со- колова. -М.: Магистр, 2009. - 428 с.

7.Управленческий учет: учебник / под ред. проф. Я.В. Соколова . - М. Ма- гистр: ИНФРА-М, 2011. - 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.