Научная статья на тему 'Ценностный подход к образу жизни современных студентов'

Ценностный подход к образу жизни современных студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
267
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАЛОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / UNIVERSITY EDUCATION / REFERENCE SOCIAL GROUP / LIFESTYLE / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна

Рассматриваются вопросы формирования образа жизни студентов в условиях университетского образования. Основные показатели, рассматриваемые в качестве основополагающих: карьера, досуг, жизненные цели, перспектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH TO LIFE STYLE OF MODERN STUDENTS

The questions of students` formation of life style in conditions of university education are analyzed. The main indicators considered as fundamental are: career, leisure, life goals, perspective.

Текст научной работы на тему «Ценностный подход к образу жизни современных студентов»

5. Gleeson M. The scientific basis of practical strategies to maintain immunocompe-tence in elite athletes // Exerc. Immunol. Rev. - 2000. - Vol. 6. - P. 75-101.

6. Ibfelt T., Petersen E.W., Bruunsgaard H., Sandmand M., Petersen B.K. Exercise-induced change in type 1 cytokine-producing CD8+ T-cells is related to a decrease in memory T-cells // J.Appl.Physiol. - 2002. - № 93(2). - Р. 645-648.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗУ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Наталья Григорьевна Закревская, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Рассматриваются вопросы формирования образа жизни студентов в условиях университетского образования. Основные показатели, рассматриваемые в качестве основополагающих: карьера, досуг, жизненные цели, перспектива.

Ключевые слова: университетское образование, эталонная социальная группа, образ жизни, ценности.

AXIOLOGICAL APPROACH TO LIFE STYLE OF MODERN STUDENTS

Natalia Grigorevna Zakrevskaja, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The questions of students' formation of life style in conditions of university education are analyzed. The main indicators considered as fundamental are: career, leisure, life goals, perspective.

Keywords: University education, reference social group, lifestyle, values.

Всероссийский опрос молодежи (2003 г. (1465 респондентов) и 2007 г. (1500 респондентов)) дал возможность определить основные параметры социальных установок для формирования образа жизни у студенческой молодежи, а также его соотношения с реальным (адекватным) образом жизни.

Среди респондентов 50% опрошенных студентов представляют гуманитарные специальности и по 25% - технические и естественные. Вместе с тем, необходимо отметить, что среди опрошенных нами гуманитариев присутствуют студенты физкультурных вузов, которые относятся скорее к смешанным специальностям: цикл дисциплин, изучаемых в вузе, включает в себя педагогические, медико-биологические, биомеханические предметы.

Основу содержания жизненных представлений составляют проблемы образа жизни молодых россиян, сформированные по блокам. Наибольший интерес представляют: жизненные цели; уверенность в себе; отношение к будущему; удовлетворенность настоящим.

Таблица 1

Установки студентов на профессиональную карьеру_________________

Цели В % от всех опрошенных

2003 год 2007 год

Достичь должности руководителя 64,2 70,2

Быть в должности подчиненного 5,4 3,4

Затрудняются ответить 30,3 26,4

Из данных таблицы видно, что большинство опрошенных нацелено на руководящие должности. Вероятно, к этому же числу можно отнести и определенное количество из тех, кто еще сомневается. Но, определенно одно: лишь незначительная часть

студентов уверена в своей неспособности занимать должность руководителя. Так, среди студентов, активно занимающихся спортом, хотят в будущем стать руководителями 60,8%, а среди тех, кто не занимается физической культурой и спортом, таких ответов 26,1%.

На вопрос «Стремитесь ли вы достичь высокого положения в обществе?» ответили «да» - 82,5%; «нет» - 7,5%; не смогли ответить, так как «не знают» - 10%. Все это еще раз подтверждает целеустремленность на карьерный рост у современных студентов.

В ходе исследования категории параметров были подразделены на типы: по степени конструктивизации; по характеру связи с элементами содержания; по междисциплинарности. Степень конструктивности характеризовалась некоторыми абстрактными категориями (желания, мечты и т.п.). В нашей модели определяющими показателями для образа жизни современной студенческой молодежи являются следующие параметры: карьера, образование, здоровье, социальный оптимизм, деньги, досуг, будущее.

Так как стандартизация выбранных нами параметров и категорий анализа обеспечивает сравнимость результатов, то основной сложностью явилось эмпиричность значительной части категорий. Это относится к следующим параметрам:

- определение социальной группы студентов и их родителей;

- оценка материального положения;

- отношение к карьере;

- проведение досуга (физическая культура, чтение, свободное время, общественная жизнь и др.).

Таблица 2

Область будущей профессиональной карьеры (2003 год)_______________

Область деятельности От всех опрошенных, п= 610

Политическая 42

Научная 47

Профессионально-прикладная 404

Другое 117

Данные таблицы фиксируют тот факт, что студенты в будущем видят себя в профессионально-прикладной области (404 чел.). Менее 10% опрошенных студентов интересует политическая сфера. Такое же количество респондентов высказывают свой интерес к научной деятельности (47 чел.): этот факт еще раз доказывает, что пристрастием к науке обладают не все и, вероятно, это является нормой. Также, мы выявили и определенное количество студентов, которые не определились с будущей сферой деятельности (117 чел.).

В исследовании 2007 года мы предложили более дробную градацию областей деятельности.

Таблица 3

Области будущей профессиональной карьеры (2007 год)_______________

Область деятельности В % от всех опрошенных

Политическая 9,7

Научная 7,8

Производственная 10,7

Бизнес 39,4

Военная сфера 6,9

Сфера информации, программирования 8,8

Образовательная 5,8

Шоу-бизнес 7

Другое 14,7

Сравнение полученных результатов говорит о том, что по-прежнему менее 10% хотели бы видеть себя как в политике, так и в науке. А вот предложенный вариант «бизнес» заинтересовал почти 40% опрошенных. Интересны показатели проведения свободного времени студентами: чтение; посещение кафе, ресторанов; музеев, театров; бассейнов, спортзалов; пишут музыку, сочиняют стихи; увлечены компьютером.

Эти показатели вполне нас удовлетворяют, так как, например, чтением увлечены почти 90% опрошенных. Музеи и театры посещают почти 70% студентов.

Показатель чтения как фактор интеллектуальности представляет для нас особый интерес. По чтению можно судить о кругозоре, о любительских занятиях, об отношении к серьезной литературе.

Таблица 4

Предпочтения в чтении студенческой молодежи____________________

Вид литературы В % от всех опрошенных

Русская или зарубежная классика 39,8

Современная отечественная или зарубежная проза 19,7

Поэзия 18,5

Исторические романы или рассказы 18,5

Книги о войне 13,0

Фантастика, фэнтези 20,5

Мистика, книги ужасов 9,0

Сатира и юмор 21,3

Любовные романы 18,5

Детективы, приключения, боевики 27,4

Литература по искусству 6,2

Литература, связанная с хобби 24,6

Литература по физической культуре 25,1

Религиозная литература 5,4

Литература по нетрадиционной медицине 5,2

Электронные версии книг, интернет 13,6

Иная литература 8,5

Как видим, в равной степени студенты интересуются русской и зарубежной классикой (39,8%), детективами, приключениями, боевиками (27,4%). Не меньший интерес представляет для студентов литература, связанная с их увлечениями (24,6%), а также литература по физической культуре (25,1%).

Одна из задач нашего исследования было выявить, каково отношение молодежи к различным жизненным ценностям, которые являются, в свою очередь, некими жизненными ориентирами в их будущей жизни.

На вопрос «Хотели бы вы войти в элиту общества, стать УГР-персоной?» ответы распределились равноценно: «да, очень хотел бы» - 30,7%, «мечтать об этом приятно»

- 32%, «не хочу» - 31,2%, «я уже принадлежу к элите» - 6,1%. Нужно заметить, что принадлежность к элите констатируют такое же количество студентов, как и сам социальный слой, который составляет, по данным социологических опросов, ~ 6% от всего населения страны.

Исследования показали тесную связь между сформированностью перспективных целей и многими позитивными качественными характеристиками, но, прежде всего, с ответственностью.

Как видно, жизненные цели отражают профессиональные и карьерные притязания человека, что и должно быть в этом возрасте и в сложившихся обстоятельствах. При этом, уверены в успешной реализации своих жизненных планов 41,8% опрошенных, более или менее уверены 38,9%, не уверены 19,7%, то есть почти каждый пятый. В данном исследовании представляется возможным связать типы молодых людей по специфике их целеполагания с ориентациями на здоровый образ жизни. В итоге мы получили следующую картину: ставят цели на длительный период и стремятся подчи-

нять им всю свою жизнь только 5,5% респондентов; ставят в общем виде - 60,2%, не ставят - 34,4%.

Таблица 5

________________Жизненные цели студентов на ближайшие 5-7 лет____________________

Цели В % от всех опрошенных

Успешно завершить учебу 81,7

Овладеть профессией 55,8

Создать собственную семью 47,9

Стать матерью, отцом 21,9

Найти работу 61,6

Продолжить учебу в другом учебном заведении (получить второе высшее) 28,2

Добиться хорошего материального положения 70,4

Уехать в другую страну 15,5

Решить проблемы с жильем 32

Поправить свое здоровье 17

Стать независимым человеком, обрести свободу 32,4

Другое 5,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хорошо заметно, что среди тех, кто ставит четкие цели на перспективу, неудовлетворенных жизнью в 4 раза больше, чем среди тех, кто не ставит перед собой целей. Также очевидно, что у тех, кто ставит цели на дальнюю перспективу, удовлетворенность своей жизнью несколько ниже, что говорит о том, что неудовлетворенность является хорошим стимулом для выстраивания человеком долгосрочных стратегий, что не может не отразиться на характере и результатах деятельности. Поскольку наши респонденты - студенты, некоторые уже работающие, интересно рассмотреть взаимосвязь систематичности работы (то есть ее качества) и целеполагания. Целеполагание тесно увязано не только с идеальными мотивами, которые формируются в сознании человека, но и с реальными характеристиками его жизнедеятельности, с его активностью, за которыми, как правило, стоят энергия и воля.

Чтобы иметь полное представление о том, насколько адекватны молодые люди в своем понимании основных показателей образа жизни, необходимо проанализировать составляющие эталона образа жизни современного молодого человека. Основными показателями, обусловливающими эталон образа жизни, стали следующие:

- независимость, свобода действий - 85,3%;

- наличие высшего образования - 81,2%;

- наличие собственной квартиры, машины - 81%;

- регулярное укрепление своего физического состояния - 80,3%;

- овладение престижной профессией - 68,8%;

- наличие собственной семьи - 60,9%;

- наличие высоко престижной должности - 53,6%;

- высокое материальное положение - 53,3%;

- наличие детей - 49,3%.

Не имеют значения для студентов показатели:

- наличие второго высшего образования;

- обучение за границей;

- наличие вида на жительство за границей.

То, что данные показатели не имеют значения, позволяет сделать вывод, что молодежь России вовсе не превозносит обучение за границей в ранг обязательных составляющих портрета современного россиянина, и, с долей вероятности, можно предположить, что современное поколение более патриотично, чем население 50-60летнего возраста, мечтающее об обучении своих детей в западных университетах.

ВЫВОДЫ

1. Особенностью исследования явилось то, что часть параметров, разработанных в связи с анализом содержания образа жизни, инвариантна эталону образа жизни студенческой молодежи. Они позволяют зафиксировать ряд элементов действительности, которые непосредственно связаны с деятельностью студентов: выявление эталона и выяснение причины формирования студентами стиля жизни.

2. Проблема эталона образа жизни в современном обществе для молодого поколения, вероятно, обусловлена ценностным подходом, связанным с внешней социальной средой и их отношением к своему здоровью в соответствии с определенными, в их понимании, стандартами (образцами).

Контактная информация: svetlana_kravcov@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ЗОНЫ ОПТИМАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ У МУЖЧИН

Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный мастер спорта,

ГОУ ВПО Ставропольский государственный университет

Аннотация

В статье представлено обоснование границ возрастной зоны оптимальных возможностей в спортивной радиопеленгации у мужчин.

Ключевые слова: спортивная радиопеленгация, возрастные границы, зона оптимальных возможностей.

THE SPECIFYING OF AGE ZONE FOR OPTIMAL CAPABILITIES IN MAN'S RADIO DIRECTION - FINDING SPORT

Konstantin Grigorjevich Zelenskiy, candidate of pedagogical sciences, honored trainer of Russian Federation, honored master of sports,

State Educational Establishment of Higher Professional Education Stavropol State University

Annotation

The article presented the justification of the age zone's limits of optimal capabilities in man radio direction-finding sport.

Keywords: sports radio direction-finding, age limits, the zone of optimal capacity.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что в любом виде спорта наиболее полное раскрытие способностей спортсменов и достижение ими наивысших результатов происходит, как правило, в возрастной зоне оптимальных возможностей [1-3].

Рациональное планирование многолетней подготовки во многом связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные результаты [2].

Поэтому определение границ возрастной зоны достижения оптимальных возможностей в спортивной радиопеленгации является актуальной задачей.

Целью исследования являлось определение и обоснование возрастной зоны оптимальных возможностей в спортивной радиопеленгации (СРП) у мужчин.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Во время проведенного исследования учитывались результаты выступлений сильнейших спортсменов из различных стран, которые смогли завоевать медали на чемпионатах мира.

За всю историю развития спортивной радиопеленгации (Amateur radio direction finding (ARDF)) в период с 1980 по 2008 год было проведено 14 чемпионатов мира и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.