Научная статья на тему 'Ценностные представления студентов вуза культуры и искусств о профессиональной деятельности в социально-культурной сфере'

Ценностные представления студентов вуза культуры и искусств о профессиональной деятельности в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SOCIOCULTURAL SPHERE / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ART STUDENTS / VALUE IDEAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Якушкина Галина Владиславовна

Обосновывается актуальность исследования факторов, условий и путей личностно-профессионального развития студентов вузов культуры и искусств как будущих специалистов социально-культурной сферы. В контексте исследуемой проблемы представлены результаты социологического опроса, проведённого среди студентов вуза культуры и искусств в 2001 и 2013 гг. Целью опроса являлось определение ценностного отношения обучающихся к своей будущей профессии, мотивов учебной деятельности, ценностных представлений о личностных и профессиональных качествах специалиста. В выводах предложены пути оптимизации процесса личностного и профессионального развития и саморазвития студентов в условиях получения высшего образования социально-культурного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE IDEAS OF STUDENTS OF INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS ABOUT PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIOCULTURAL SPHERE

This article is devoted to the topical problem of research of factors, conditions and ways ofpersonal and professional development of students of the institute of culture and arts. These students are future specialists of the social and cultural sphere. In the context of the given problem the authors present the results of the social poll, conducted among the students of the Institute of Culture and Arts in 2001 and 2013. The purpose of this poll is to define the attitudes of students towards the future profession, motives to educational activities and value ideas about personal and professional qualities of a specialist. In conclusion, there were specified the ways of improving the process of personal and professional development and self-development of students majoring in sociocultural disciplines.

Текст научной работы на тему «Ценностные представления студентов вуза культуры и искусств о профессиональной деятельности в социально-культурной сфере»

УДК 378.146

ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

П.И. Образцов, Г.В. Якушкина

Обосновывается актуальность исследования факторов, условий и путей личностно-профессионального развития студентов вузов культуры и искусств как будущих специалистов социально-культурной сферы. В контексте исследуемой проблемы представлены результаты социологического опроса, проведённого среди студентов вуза культуры и искусств в 2001 и 2013 гг. Целью опроса являлось определение ценностного отношения обучающихся к своей будущей профессии, мотивов учебной деятельности, ценностных представлений о личностных и профессиональных качествах специалиста. В выводах предложены пути оптимизации процесса личностного и профессионального развития и саморазвития студентов в условиях получения высшего образования социально-культурного профиля.

Ключевые слова: социально-культурная сфера, профессиональная деятельность, вуз культуры и искусств, студенты, ценностные представления.

В сложных социально-экономических и политических реалиях современной России, в состоянии мировоззренческой и духовно-ценностной неопределенности индивидуального и общественного сознания отмечается разрыв преемственности в аксиологической сфере личности и общества с гуманистическими общечеловеческими и национально-культурными идеалами. Данные обстоятельства требуют по-новому взглянуть на роль социально-культурной сферы общества, представленной институтами воспитания, образования и творческого развития граждан. При этом необходимо четко осмыслить актуальные направления деятельности специалистов социально-культурной сферы, функционально призванных участвовать в сбережении и воспроизводстве духовной культуры общества, равно как и в воспитании молодого поколения на основе подлинных национальнокультурных образцов, опосредующих общечеловеческие нормы и заповеди.

Известно, что подготовка кадров в вузах культуры и искусств осуществляется в областях библиотечно-информационной и социальнокультурной деятельности, музееведения и культурологии, методики и организации художественного творчества и др. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что гуманитарный характер данных профессиональных направлений сам по себе автоматически не является гарантом формирования у студентов целостной культуры личности с гуманистических, нравственно-эстетических и ценностно-смысловых позиций. Равно как и развитие в процессе обучения в вузе специальных творческих способностей протекает обособленно от развития социально направленного творче-

ства будущих специалистов в его просветительском, организаторском и воспитательном ключе деятельности культурно-образовательных учреждений.

Культурное формирование и развитие личности студенческой молодёжи находятся в центре внимания современных исследователей. В трудах Бондаревской Е.В., Гершунского Б.С., Кларина М.В., Лихачёва Б.Т., Никандрова Н.Д., Новикова А.М., Сластёнина В.А., Сенько Ю.В., Фельдштейна Д.И., Фроловской М.Н., Шадрикова В.Д. разработаны проблемы повышения качества высшего образования в условиях глобализации и информатизации жизни общества в контексте гуманитарных основ развития личности в образовательной и творческой деятельности.

Проблемам акмеологического развития личности специалиста, реализации его возможностей в выстраивании жизненной стратегии, профессиональной карьере, творческом саморазвитии посвящены исследования Абульхановой-Славской К.А., Громковой М.Т., Деркача А.А., Каравановой Л.Ж., Лотовой И.П., Марковой А.К., Масловой Н.Ф., Огнева С.А. и др.

Методологические и технологические основы компетентностно-ориентированного образования разных уровней разрабатываются Байденко В.И., Зимней И.А., Краевским В.В., Хуторским А.В. и др.

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социокультурной сферы в условиях системной организации основных видов деятельности вузов культуры и искусств проанализированы Баклановой Н.К., Григорьевой Е.И., Жарковым А.Д., Жарковой Л.С., Паршиковым

Н.А., Солодухиным В.И., Стрельцовым Ю.А., Ярошенко Н.Н. и др.

Однако проблема личностно-профессионального развития специалиста социально-культурной сферы нуждается в своём дальнейшем теоретическом изучении и поиске её практических решений, что обусловлено:

- социальной потребностью в сохранении и воспроизводстве в обществе общечеловеческих и национально-культурных духовных ценностей в процессе государственно-политических изменений и движения к рыночной экономике;

- переходом высшей школы социально-культурного профиля на двухуровневую подготовку выпускников (бакалавриат-магистратура) и внедрением новых государственных образовательных стандартов третьего поколения;

- возрастанием и конкретизацией требований работодателей социально-культурной сферы к качеству готовящихся кадров, обладающих определёнными компетенциями, и потребностей самих студентов в получении высшего образования как гаранта своей конкурентоспособности и творческой самореализации в профессии.

Исходя из этого мы определили целью своей работы исследовать феномен личностно-профессионального развития студентов в условиях

модернизации образовательно-воспитательного процесса в вузах культуры и искусств.

В настоящей статье рассмотрены некоторые результаты социологического исследования, проведенного среди студентов Орловского государственного института искусств и культуры в 2001 г. [5] и 2013 г. К участию в социологическом опросе были привлечены студенты, обучающиеся по очной и заочной форме на факультетах социально-культурной деятельности, документных коммуникаций, художественного творчества. Выборка участников опроса в 2001 г. составила 305 человек, в 2013 г. - 260 человек, обучающихся на 1, 2, 3-м курсах. Количество обучающихся по очной форме: 190 человек (2001 г.) и 162 человека (2013 г.), по заочной форме: 115 человек (2001 г.) и 98 человек (2013 г.). Соотношение юношей и девушек составило соответственно 24 % и 76 % (2001 г.), 19 % и 81 % (2013 г.).

Общей целью социологического исследования было определить ценностное отношение студентов разных факультетов к профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы, сопоставив полученные данные с самооценкой обучающимися своего личностнопрофессионального развития в процессе вузовской подготовки. В разработанную для студентов анкету вошли вопросы, сформулированные в виде заданий, которые содержали варианты оценочных суждений по выясняемой позиции. Студентам предлагалось ранжировать данные суждения и оценивать по цифровой шкале исходя из степени согласия-несогласия с ними или степени личной значимости для себя.

Проанализируем полученные результаты по ряду интересующих нас позиций. Прежде всего обратимся к содержанию ценностного ядра личности, сравнив данные 2001 г. и 2013 гг., представленные в табл. 1.

Данные табл. 1 показывают, что состав ценностного ядра у студентов 2001 г. и 2013 г. практически не изменился. Его образуют важнейшие жизненные ценности - здоровья и семейного круга, потребности в любви и материальном комфорте. Наши результаты совпадают с аналогичными исследованиями студенческой молодежи, проведенными в вузах разных регионов [2, 3, 5]. Как отмечается в социально-психологическом исследовании Горбатовой М.М. и Ляховой М.А., преобладание ценностных ориентаций личности на базовые материалистические ценности характерно для современного российского общества в целом (по сравнению с западным обществом). Это отражает и затянувшееся нестабильное состояние экономики страны, и неблагоприятное материальное положение большей части российских граждан как объективную тенденцию нашего времени [2].

Таблица 1

Содержание ценностного ядра личности у студентов вуза культуры и искусств (в % и рангах от общего числа опрошенных в 2001 и 2013 гг.)

Ценности личности Результаты опроса 2001 г. (305 чел.) Результаты опроса 2013 г. (260 чел.)

Ценности индивидуальной жизни % Я % Я

- здоровье 87,54 1 84,23 1

- семья 74,10 2 62,69 3

- любовь 70,82 3 65,00 2

- материальный достаток 69,18 4 51,92 4

Ценности профессиональной деятельности

- желание работать в избранной профессиональной сфере 62,30 5 51,92 5

- добросовестность и компетентность в выполнении профессиональных обязанностей 39,67 8 22,31 9

- профессиональная карьера, достижения и успех 37,70 9 41,54 6

- предприимчивость и умение зарабатывать деньги 29,83 11 13,85 13

- достижение высокого социального статуса 22,62 13 16,92 11

Ценности нравственной культуры

- чувство собственного достоинства, самоуважение 44,26 6 33,08 7

- признание и уважение других людей 40,00 7 26,92 8

- личная ответственность за свои успехи и достижения 33,77 10 20,77 10

- опора на духовные традиции своего народа 27,87 12 16,15 12

- патриотическая жизненная позиция 16,39 14 9,23 14

Пояс ценностного ядра у студентов 2001 и 2013 гг. образуют ценности профессиональной деятельности, социальная ценность (признание и уважение других), индивидуальная ценность (самоуважение и чувство собственного достоинства). Как видно из таблицы, желание работать в профессиональной сфере по-прежнему прочно держится на 5-м месте, причем у студентов 2013 г. данная позиция немного понизилась в процентном отношении (на 10 % по сравнению с 2001 г.). При этом у нынешних обучающихся заметно выросло ценностное отношение к своей профессиональной карьере и успешности (с 9-й ранговой позиции поднялось на 6-ю). Следовательно, можно предположить, что для сегодняшних студентов профессиональная деятельность в социально-культурной сфере взаимосвязана с возможностью материально обеспечить себя и своих близких. Весомым средством при этом в представлениях опрошенных выступает карьерный рост, а также добросовестность и компетентность в выполнении своих обязанностей.

Периферию ценностных предпочтений студентов заняли духовнокультурные и патриотические ценности, потребность в достижении социального статуса, а также ценности индивидуальной ответственности и предприимчивости. При этом нельзя не отметить, что предприимчивость и

умение заработать деньги избирается современными студентами в качестве личной ценности в два раза реже, чем студентами 2000-х гг.

Обращает на себя внимание и то, что только каждый четвертый из опрошенных 2013 г. признает ценность уважения окружающих людей, и лишь каждый пятый считает необходимым нести личную ответственность за свои действия. Последние позиции, занимаемые духовнопатриотическими ценностями, также не могут оставить равнодушными как вузовских преподавателей, так и специалистов социально-культурной сферы. В представлениях современных студентов - будущих работников учреждений культуры - избранная профессиональная деятельность не осмыслена в фундаментально-содержательном плане, а видится лишь в функционально-исполнительском ключе.

Сопоставив полученные данные с гендерной принадлежностью студентов, мы не выявили принципиальных различий в ценностных представлениях юношей и девушек. Состав ценностного ядра и его периферийная зона совпадают в ранговом выборе опрошенных. При этом процентное выражение полученных ответов позволило установить, что у юношей в 2 раза выше, чем у девушек выражены ориентации на предприимчивость и умение зарабатывать деньги, личную ответственность за свои достижения и патриотическую позицию личности. Большинство юношей более нацелены на достижение материального благополучия и повышение своего социального статуса по сравнению с такими же ответами девушек.

Далее представим характеристику ценностных представлений студентов очной и заочной форм обучения о личностных и профессиональных качествах, необходимых специалисту российской социально-культурной сферы (табл. 2).

Среди полученных данных сразу обращает на себя внимание тот факт, что большинство современных студентов из предлагаемого перечня качеств отдали первое место личной ответственности специалиста за свои решения и действия (83 % от общего числа опрошенных в 2013 г.), хотя в личных ценностных приоритетах эти же студенты поставили данную позицию на 10 место из четырнадцати (табл. 1).

Идеальный портрет специалиста социально-культурной сферы изменился, судя по представлениям студентов 2001 и 2013 гг. Если для обучающихся 2000-х годов в числе передовых выступали профессиональная компетентность, творческие и организаторские качества, то для нынешних студентов помимо личной ответственности специалиста предельно важными выступают его профессионализм, творческие способности, а также умения проектировать и планировать деятельность. Студенты-очники 2013 г. также посчитали, что интеллигентность (2-е место в произведенной нами ранговой оценке их ответов) должна являться неотъемлемым качеством современного специалиста социально-культурной сферы. Стоит обратить внимание и на то, что оценка качеств самообразования и нравственного

совершенствования личности заметно возросла у всех групп опрошенных 2013 г. При этом по-прежнему «выпадают» из личностно-

профессионального портрета специалиста качества сохранения и распространения традиций отечественной культуры, оценка которых даже понизилась у нынешних студентов по сравнению с опрошенными в 2001 г.

Таблица 2

Качества личности, необходимые специалисту социально-культурной сферы, в оценке студентов вуза культуры и искусств (в % и рангах от общего числа опрошенных в 2001 и 2013 гг.)

Качества личности Выборка в целом 2001 г. (305 чел.) Выборка в целом 2013 г. (260 чел.) Студенты-очники 2001 г. (190 чел.) Студенты-очники 2013 г. (162 чел.) Студенты-заочники 2001 г. (115 чел.) Студенты-заочники 2013 г. (98 чел.)

% Я % Я % Я % Я % Я % Я

Когнитивные и творческие качества

- профессиональная компетентность 66,56 1 77,31 2 56,84 1 80,86 1 73,91 1 68,37 3

- творческие способности 40,33 2 75,00 3 49,47 2 70,37 3 32,17 3 90,82 1

- аналитико-рефлексивные способности мышления 9,51 11 40,38 9 9,47 11 41,36 7 9,09 12 37,76 6

- умения проектировать и планировать деятельность 14,75 9 75,00 3 10,53 9 70,37 3 18,26 7 90,82 1

Индивидуально-культурные качества

- мировоззренческая культура личности 10,82 10 48,46 8 10,00 10 46,30 10 11,30 9 53,06 5

- интеллигентность 24,26 6 72,31 4 21,05 6 79,01 2 26,96 5 57,14 7

- самостоятельность взглядов, суждений, оценок 26,23 5 64,23 5 25,79 4 61,73 5 26,96 5 68,37 3

- умения самообразования и нравственного самосовершенствования личности 9,51 11 64,23 5 7,89 12 61,73 5 11,30 9 68,37 3

Социально-культурные качества

- организаторские умения и качества 39,34 3 61,54 6 34,74 3 63,58 4 42,61 2 57,14 4

- активность в сохранении и популяризации традиций отечественной культуры 16,07 8 38,08 10 16,84 8 30,86 8 14,78 8 53,06 5

- эмоциональная стабильность в общении 27,87 4 53,08 7 25,79 5 51,23 6 29,57 4 57,14 4

- ответственность за свои решения и действия 21,64 7 83,08 1 17,37 7 80,86 1 24,35 6 87,76 2

Выводы:

1. В исследуемой выборке не было обнаружено принципиальных гендерных различий в ценностных представлениях юношей и девушек о профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы. Возможно, в этом проявляет себя схожесть функциональных обязанностей внутри профессий социально-культурного профиля, их общий гуманитарный характер и социальная направленность. По мнению опрошенных студентов, работающие специалисты имеют в данной сфере равные воз-

можности для профессиональной и творческой самореализации вне зависимости от пола. Это подтверждает практически равный выбор респондентами ценности «желание работать в избранной профессиональной сфере» (53,06 % юношей и 51,18 % девушек), а также ценности «профессиональная карьера, достижения и успех» (44,90 % юношей и 40,76 % девушек).

2. Ценностные представления студентов о профессии специалиста социально-культурной сферы различаются исходя из степени взаимосвязи с профессиональной деятельностью в процессе обучения. Поскольку студенты-заочники уже являются действующими специалистами в разных учреждениях культуры и дополнительного образования, то у них отмечается, с одной стороны, более критичная оценка возможностей жизнеобеспечения, карьерного роста, творческой самореализации и др. для кадров социально-культурной сферы, с другой стороны - более адекватная самооценка своих собственных качеств - профессиональных, организаторских, творческих и др. и возможностей их преобразования.

3. Объективно неблагоприятное состояние социально-культурной сферы (недостаточное финансирование культурно-образовательных учреждений, низкие заработная плата и социальный статус такого специалиста в обществе) отражается в том, что только 28 % опрошенных студентов-заочников связывают свою профессиональную деятельность с возможностью материальной обеспеченности жизни. При этом следует отметить определённый оптимизм, проявляемый данными студентами: так, в их мотивации обучения доминирует мотив получения высшего образования, коррелирующий прежде всего с потребностью творческой самореализации в своей профессии.

4. В динамике ценностных представлений студентов за период с 2001 по 2013 гг. о качествах личности, необходимых специалисту социально-культурной сферы, видна тенденция актуализации качеств персональной ответственности специалиста за свои решения и действия, предпринимаемые на основе способностей самостоятельно планировать и проектировать свою деятельность. При этом возрастание позиции «интеллигентность» взаимосвязывается в представлениях студентов с необходимостью постоянного самообразования и нравственного самосовершенствования личности.

5. В отборе профессиональных и личностных качеств, необходимых специалисту социально-культурной сферы, также прослеживаются различия в зависимости от направления подготовки студентов. Обучающиеся на факультете художественного творчества подчеркивают важность наличия у специалиста творческих способностей и их адекватной самооценки, на факультете социально-культурной деятельности - управленческих качеств, на факультете библиотечно-информационной деятельности - общекультурной компетентности и сформированности мировоззрения личности.

6. В целом «портрет» современного специалиста социально-

культурной сферы, составленный студентами, может выступить тем идеальным образом, на достижение которого обучающиеся могли бы направить свое личностно-профессиональное развитие в процессе вузовского обучения. При этом требует к себе внимания тенденция полного равнодушия студентов как в 2001 г., так и в 2013 г. к задаче специалиста сохранять ценности отечественной культуры посредством своей профессиональной деятельности. Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что в профессиональном сознании студентов разных факультетов не осмыслена собственно содержательная основа деятельности в социально-культурной сфере - поддержка и развитие системы отечественных духовных ценностей, проявляющих себя на национальном и интернациональном, региональном и локальном уровнях.

Таким образом, в числе значимых факторов, влияющих на формирование ценностных представлений студентов в процессе вузовского обучения, выступают: 1) взаимосвязь обучения с содержанием будущей профессиональной деятельностью в учреждениях культуры и дополнительного образования; 2) специфика профессиональной подготовки, обусловленная функционалом профессиональной деятельности специалиста социально-культурного профиля; 3) период обучения в вузе (младшие, средние, старшие курсы); 4) направленность студентов на решение задач своего личностно-профессионального саморазвития как будущих специалистов социально-культурной сферы.

Выявленные тенденции в системе ценностных представлений студентов позволяют наметить пути оптимизации в вузе культуры и искусств кадровой подготовки для социально-культурной сферы. К ним можно отнести следующее.

1. Усиление практико-ориентированного характера обучения путем прояснения в сознании студентов содержания формируемых профессиональных компетенций; использования методов и форм контекстного обучения; создания педагогических условий для ценностно-осмысленного со стороны студентов прохождения разных видов практики, конструктивного взаимодействия студентов в ходе практики со специалистами на местах и консультативной помощи практикантам со стороны преподавателей вуза.

2. Обеспечение формирования в профессиональном сознании студентов разных направлений подготовки (социально-культурная деятельность, народная художественная культура, библиотечно-информационная деятельность, музееведение и др.) целостного образа профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы в контексте ее социальной значимости и богатого репертуара функциональных составляющих по отношению к сохранению и развитию ценностей и традиций отечественной культуры.

3. Расширение возможностей для общекультурного формирования и развития личности обучающихся на основе вовлечения студентов в орга-

низацию внеучебной деятельности (студенческого самоуправления; самореализации в научной работе и художественном творчестве, подготовке культурно-досуговых мероприятий, волонтёрском движении и др.).

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки процесса самоорганизации личностно-профессионального развития студентов как основы их непрерывного самообразования и самовоспитания, творческого самовыражения и удовлетворения, успешности и конкурентоспособности в профессиональной деятельности в социально-культурной сфере.

Список литературы

1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. М.: МГУКИ, 2003. 224 с.

2. Горбатова М.М., Ляхова М.А. Исследование структуры ценностей студентов как особой стратификационной группы // Вестник Кемеровского государственного университета. № 2 (22). Кемерово, 2005 [Электронный ресурс]. URL: http: //hpsy.ru/public/x2462.htm.

3. Караванова Л.Ж. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: автореф. дис. ...д-ра психол. наук. Москва, 2012. 43 с.

4. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Электронный ресурс]. URL: http: //www.follow.ru/article/344

5. Позизейко Г.В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе: дис. . канд. пед. наук. Орёл, 2002. 220 с.

6. Чижкова М.Б. Особенности терминальных ценностей юношей и девушек медицинского вуза на начальном этапе обучения // Образование и общество. 2013. № 3 (80). С. 66-69.

Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., декан, зав. каф., kind@orel.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет.

Якушкина Галина Владиславовна, канд. пед. наук, доц., gala2611@gmail.com, Россия, Орел, Орловский государственный институт искусств и культуры.

VALUE IDEAS OF STUDENTS OF INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS ABOUT PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIOCULTURAL SPHERE

P.I. Obraztsov, G.V. Yakushkina

This article is devoted to the topical problem of research of factors, conditions and ways of personal and professional development of students of the institute of culture and arts. These students are future specialists of the social and cultural sphere. In the context of the given problem the authors present the results of the social poll, conducted among the students

of the Institute of Culture and Arts in 2001 and 2013. The purpose of this poll is to define the attitudes of students towards the future profession, motives to educational activities and value ideas about personal and professional qualities of a specialist. In conclusion, there were specified the ways of improving the process of personal and professional development and self-development of students majoring in sociocultural disciplines.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: sociocultural sphere, professional activities, art students, value ideas

Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogical science, professor, dean, head of department, kind@,orel.ru, Russia, Orel, Orel State University.

Yakushkina Galina Vladislavovna, candidate of pedagogical science, docent, ga-la2611@gmail.com, Russia, Orel, Orel State Institute of Arts and Culture.

УДК 377.6

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Е.В. Овчинникова

Рассматривается специфика освоения классического танца на начальном этапе хореографического образования. Отмечается важность и приоритетность личностного развития будущего артиста балета. Подчеркивается необходимость индивидуального подхода в преподавании классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ.

Ключевые слова: классический танец, личностно-ориентированный подход, образовательно-воспитательный процесс, личностное развитие учащихся.

Личностно-ориентированный подход в обучении ставит в центр процесса обучения личность ребенка. Это является залогом успешного развития личности учащегося, реализации ее возможностей, заложенных самой природой. Таким образом, в данной ситуации личность учащегося выступает в качестве приоритетного субъекта. Например, К. Роджерс считал, что педагогика обязана возвращать ребенку и его физическое здоровье, и психическое, поэтому помощь ребенку в его личностном росте является прямой обязанностью педагога.

Следовательно, личностно-ориентированный подход в обучении ставит перед собой цель творческого и разностороннего развития ребенка, носит гуманистический характер. Это служит основой для обращения педагогических технологий в преподавании классического танца в этом направлении.

Французским физиологом Жоржем Демели во второй половине XIX века была разработана система упражнений, которые применялись в гимнастике. В этих упражнениях особое значение придавалось гармонии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.