7. Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н. Методологические подходы к организации профильного обучения // Завуч. - 2006. - № 3. - С.105-110.
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ © Алимова O.A.*
Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Героя Советского Союза И.С. Хоменко, г. Комсомольск-на-Амуре
В данной статье раскрывается сущность формирования гражданского образования в учебно-воспитательном процессе.
В долгосрочной перспективе система ценностей и взглядов оказывает на жизнь более глубокое влияние, чем субъективные знания и навыки.
Роджер Остин
Гражданственность представляет собой органический сплав высших родовых свойств человека, проявляющихся в его общественном бытии. Это - творческая активность, сознательность, солидарность, свобода и ответственность и т.д. Гражданская культура молодого поколения, как необходимость формирования его гражданственности должны стать истинно российскими духовными ценностями: служение отечеству, гражданский патриотизм, ответственность, высокое чувство долга.
В связи с этим гражданское образование нужно рассматривать как комплексное направление учебно-воспитательной работы, которое должно включать в себя элементы политологического, правового и нравственного образования, формировать необходимые умения и навыки жизни в демократическом пространстве на основе принципов толерантности, взаимопонимания, культурного релятивизма, бескорыстия, оказания помощи другим. Воздействуя на личность юного гражданина как целенаправленно, посредством специальных приемов обучения и воспитания, так и через спектр знаний, изучаемых различных дисциплин социально-гуманитарного и естественно-научного циклов. Гражданское образование должно способствовать воспитывающему обучению гражданина не только как патриота России, но и как представителя «ассоциированного человеческого сообщества». Главной идеей теории и практики воспитания становится развитие человека как самодостаточной личности в условиях рыночной экономики и демократической политической системы. Поэтому, необходимой и составной частью
* Учитель истории и обществознания.
гражданского образования-воспитания должно быть формирование личной ответственности гражданина за свое материальное и моральное благополучие.
Актуальность концептуального анализа гражданского образования как социокультурной ценности обусловлена его ценностно-целевой и функциональной направленностью по отношению к человеку, обществу, государству. Включенное в социум, гражданское образование оказывает влияние и участвует в формировании не только индивида, но и общества.
Более того, современное гражданское образование должно стать средством решения множества проблем каждого конкретного общества.
Видение в таких аспектах гражданского образования как социокультурного явления позволят выделить его функциональные составляющие:
1. познавательная, (как способ духовно-практического изменения действительности, приобретение знаний о государстве, обществе, праве);
2. нормативизация действий граждан, (выполняет нормативную и ориентационную функцию);
3. социализирующая (создание условий и предпосылок для социальной ориентации человека или социальной группы);
4. партиципативная (гражданское участие);
5. менталеобразующая (общественной памяти);
6. мировоззренчиская (предполагает формирование определенного типа гражданского, политического мировоззрения в соответствии с типом общественного устройства, идеологии, морали, и т.п.;
7. информативная (гражданское образование предполагает воспитание не просто образованных граждан, а хорошо информированных граждан);
8. системообразующая;
9. ценностнообразующая (предполагающая не только ценность накопленных политических, правовых др. знаний и опыта практической деятельности, но и воспитание, привитие и воспроизводство основных общественных ценностей; политических, правовых, гражданских национальных, нравственных и др.) убеждений и установок; определяющихся типом общественного устройства и формирующих соответствующее гражданское поведение личности.
Образование как социокультурный институт выполняет свою социально-значимую функцию в системе общественных отношений и деятельности людей. Ценность образования (в том числе гражданского) связано с различными сферами общества: социально-экономической, политической, духовной и др. Ценность определяется таким уровнем образования, который способствует развитию человека, совершенствованию его «сущностных сил», в создании наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. От того, какие ценности закладываются системой образования, воспитательной практикой в формирование будущих
поколений того или иного общества, зависит «вектор его развития». Более того, именно гражданское в большей степени ответственно за привитие и воспитание ценностей, значимых для общества, ведь ценность того или иного социокультурного явления заключается в том, что в нем (образовании) сосредоточено все то, что происходит в обществе, и как ни в каком другом явлении отражаются и проявляются все стороны общественной жизни, и именно от него в полной мере зависит благосостояние человека, общества и государства в целом.
Гражданское образование как социокультурная ценность:
1. выступает в качестве общего способа и самоиндентификации личности в современном обществе и достижения государственной идентичности в мировом цивилизационном пространстве;
2. является средоточием приоритетных и перспективных направлений обновления мировоззренческих ценностей и ориентиров и методологических принципов «в транзитный период»;
3. формирует духовное и предметно-практическое освоение мира на основе приобретаемых демократических знаний, навыков и умений актуальное для современных российских граждан;
4. реализует комплексный социогуманитарный подход, предполагающий интегративное содержание фундаментальных знаний и прикладные навыки по их применению;
5. выделяет такую предметность мира и социальных отношений, которые могут стать базой и ядром новых социомерных отношений.
Перефразируя, выступление В.В. Путина, на заседании Госсовета, 8.02.08 г, мы вправе сделать следующий вывод: Гражданское образование должно выступать средством социализации личности в современных условиях «транзитного развития общества» и представлять самый эффективный путь перестройки общественного сознания, социальных настроений в обществе, но лишь при условии, что процесс будет осуществляется компетентными участниками и осознание его произойдет на уровне государственного видения.
Школа - модель гражданского общества. Почти впервые в истории педагогики у школы появилась задача попытаться не только передать прошлое в будущее, но и попробовать создать будущее. Стать моделью будущих отношений, завтрашней этики, экономики, политики.
Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам права не только среди педагогов, но и среди широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированное™ гражданской позиции у подрастающего поколения. Всё это определено в конституции РФ, Национальной доктрине образования в РФ, государственной программе «Патриотическое воспитание граж-
дан РФ на 2001-2005 гг.», Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.
Гражданское образование - одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции. Ценностный подход в преподавании истории является условием гражданского воспитания школьников, позволяющим переводить преподавание истории из режима передачи знаний в режим воспитания. Ценностный подход направлен на достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, который ориентирует учащихся на гуманистические установки и активную гражданскую позицию.
Ценностный подход в педагогическом процессе включает:
- эффективное демократическое поле на уроках истории, предполагающее самоорганизацию детей и гуманистическое управление ученическим сообществом во время урока;
- развитие личности учителя, его помощников-учеников, всего классного коллектива в процессе урочной деятельности (развитие взаимоуважения, способность к компромиссу, проявление толерантности, способность принять чужое мнение и т.д.);
- ориентацию образовательного процесса на формирование и развитие гуманистических ценностей, осмысление знаний в ходе урочной и самостоятельной деятельности учащихся, на особенности культуры человеческого сообщества, потребности гражданского общества;
- отбор содержания и технологий в процессе преподавания истории, оказание положительного влияния на свободное сотрудничество при условии содружества педагогов и учеников, педагога с родителями, учащихся друг с другом и т.д. в едином образовательном пространстве урока.
Такой педагогический подход к преподаванию истории основываю на следующих принципах:
- принцип целостности - учебно-воспитательный процесс на уроке предполагает уравновешенное развитие всех сфер ребенка; интеллектуальной, морально-волевой, эмоциональной, ценностей, единение личностных и учебных достижений;
- принцип творчества - в процессе образовательного поля и учитель, и ученик могут предлагать различные варианты своего видения проблемы урока, а учащиеся включается в нее при помощи своей фантазии и детского мировоззрения.
Какие же ценностные основания, заложены в учебном предмете истории, необходимо выделить в качестве опорных в гражданском воспитании учащихся? В этой системе представлены фундаментальные правовые ценности: общественный порядок, обеспечивающий стабильное существова-
ние государства и общества, права как ценности каждого члена общества, законопослушания и стремление к свободе и др. В преподавании истории органично входят политические ценности, стимулирующие и направляющие борьбу между социальными группами, объединяющие и разъединяющие людей, обосновывающие политику как конструктивного, так и деструктивного характера. Перед учащимися «проходят свой исторический путь» интересны различных социальных групп и политических образований, наполняются разными смыслами такие ценности, как сословная гордость, классная солидарность, патриотизм и гражданственность, национальная гордость и национальное достоинство.
Через преподавание истории высказываются идеи приоритета общечеловеческих ценностей, выношенных в духовном опыте человечества, идеи политического диалога и консенсуса. В рамках ООН, прежде всего ЮНЕСКО, эти идеи приобрели даже форму концепции « Культура мира»-«Педагога мира». Ориентир на становление у школьников не только социально-гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного, аксиологического (ценностного) и деятельностного компонентов содержания.
Список литературы:
1. Российская газета. - 23.01.08. - № 12.
2. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. - М., 1993.
3. Каган М.С. О принципах разработки философской теории ценностей // Вестн. СпбГУ Сер. 6. - 1997. - № 13.
4. Проблема ценности в философии. - М.; Л.,1966.
5. Нардин В.Д. Гражданское образование, как социокультурная ценность // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 28 марта 2008 г. - Абакан. - С. 132.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ © Арефьева А.Г.*
Социально-реабилитационный центр «Красносельский», г. Москва
В последние годы специалисты обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Негативные процессы
* Заместитель директора по социально-реабилитационной работе.