Научная статья на тему 'Ценностные основания гражданского воспитания школьников на уроках истории'

Ценностные основания гражданского воспитания школьников на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова О. А.

В данной статье раскрывается сущность формирования гражданского образования в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания гражданского воспитания школьников на уроках истории»

7. Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н. Методологические подходы к организации профильного обучения // Завуч. - 2006. - № 3. - С.105-110.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ © Алимова O.A.*

Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Героя Советского Союза И.С. Хоменко, г. Комсомольск-на-Амуре

В данной статье раскрывается сущность формирования гражданского образования в учебно-воспитательном процессе.

В долгосрочной перспективе система ценностей и взглядов оказывает на жизнь более глубокое влияние, чем субъективные знания и навыки.

Роджер Остин

Гражданственность представляет собой органический сплав высших родовых свойств человека, проявляющихся в его общественном бытии. Это - творческая активность, сознательность, солидарность, свобода и ответственность и т.д. Гражданская культура молодого поколения, как необходимость формирования его гражданственности должны стать истинно российскими духовными ценностями: служение отечеству, гражданский патриотизм, ответственность, высокое чувство долга.

В связи с этим гражданское образование нужно рассматривать как комплексное направление учебно-воспитательной работы, которое должно включать в себя элементы политологического, правового и нравственного образования, формировать необходимые умения и навыки жизни в демократическом пространстве на основе принципов толерантности, взаимопонимания, культурного релятивизма, бескорыстия, оказания помощи другим. Воздействуя на личность юного гражданина как целенаправленно, посредством специальных приемов обучения и воспитания, так и через спектр знаний, изучаемых различных дисциплин социально-гуманитарного и естественно-научного циклов. Гражданское образование должно способствовать воспитывающему обучению гражданина не только как патриота России, но и как представителя «ассоциированного человеческого сообщества». Главной идеей теории и практики воспитания становится развитие человека как самодостаточной личности в условиях рыночной экономики и демократической политической системы. Поэтому, необходимой и составной частью

* Учитель истории и обществознания.

гражданского образования-воспитания должно быть формирование личной ответственности гражданина за свое материальное и моральное благополучие.

Актуальность концептуального анализа гражданского образования как социокультурной ценности обусловлена его ценностно-целевой и функциональной направленностью по отношению к человеку, обществу, государству. Включенное в социум, гражданское образование оказывает влияние и участвует в формировании не только индивида, но и общества.

Более того, современное гражданское образование должно стать средством решения множества проблем каждого конкретного общества.

Видение в таких аспектах гражданского образования как социокультурного явления позволят выделить его функциональные составляющие:

1. познавательная, (как способ духовно-практического изменения действительности, приобретение знаний о государстве, обществе, праве);

2. нормативизация действий граждан, (выполняет нормативную и ориентационную функцию);

3. социализирующая (создание условий и предпосылок для социальной ориентации человека или социальной группы);

4. партиципативная (гражданское участие);

5. менталеобразующая (общественной памяти);

6. мировоззренчиская (предполагает формирование определенного типа гражданского, политического мировоззрения в соответствии с типом общественного устройства, идеологии, морали, и т.п.;

7. информативная (гражданское образование предполагает воспитание не просто образованных граждан, а хорошо информированных граждан);

8. системообразующая;

9. ценностнообразующая (предполагающая не только ценность накопленных политических, правовых др. знаний и опыта практической деятельности, но и воспитание, привитие и воспроизводство основных общественных ценностей; политических, правовых, гражданских национальных, нравственных и др.) убеждений и установок; определяющихся типом общественного устройства и формирующих соответствующее гражданское поведение личности.

Образование как социокультурный институт выполняет свою социально-значимую функцию в системе общественных отношений и деятельности людей. Ценность образования (в том числе гражданского) связано с различными сферами общества: социально-экономической, политической, духовной и др. Ценность определяется таким уровнем образования, который способствует развитию человека, совершенствованию его «сущностных сил», в создании наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. От того, какие ценности закладываются системой образования, воспитательной практикой в формирование будущих

поколений того или иного общества, зависит «вектор его развития». Более того, именно гражданское в большей степени ответственно за привитие и воспитание ценностей, значимых для общества, ведь ценность того или иного социокультурного явления заключается в том, что в нем (образовании) сосредоточено все то, что происходит в обществе, и как ни в каком другом явлении отражаются и проявляются все стороны общественной жизни, и именно от него в полной мере зависит благосостояние человека, общества и государства в целом.

Гражданское образование как социокультурная ценность:

1. выступает в качестве общего способа и самоиндентификации личности в современном обществе и достижения государственной идентичности в мировом цивилизационном пространстве;

2. является средоточием приоритетных и перспективных направлений обновления мировоззренческих ценностей и ориентиров и методологических принципов «в транзитный период»;

3. формирует духовное и предметно-практическое освоение мира на основе приобретаемых демократических знаний, навыков и умений актуальное для современных российских граждан;

4. реализует комплексный социогуманитарный подход, предполагающий интегративное содержание фундаментальных знаний и прикладные навыки по их применению;

5. выделяет такую предметность мира и социальных отношений, которые могут стать базой и ядром новых социомерных отношений.

Перефразируя, выступление В.В. Путина, на заседании Госсовета, 8.02.08 г, мы вправе сделать следующий вывод: Гражданское образование должно выступать средством социализации личности в современных условиях «транзитного развития общества» и представлять самый эффективный путь перестройки общественного сознания, социальных настроений в обществе, но лишь при условии, что процесс будет осуществляется компетентными участниками и осознание его произойдет на уровне государственного видения.

Школа - модель гражданского общества. Почти впервые в истории педагогики у школы появилась задача попытаться не только передать прошлое в будущее, но и попробовать создать будущее. Стать моделью будущих отношений, завтрашней этики, экономики, политики.

Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам права не только среди педагогов, но и среди широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированное™ гражданской позиции у подрастающего поколения. Всё это определено в конституции РФ, Национальной доктрине образования в РФ, государственной программе «Патриотическое воспитание граж-

дан РФ на 2001-2005 гг.», Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.

Гражданское образование - одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции. Ценностный подход в преподавании истории является условием гражданского воспитания школьников, позволяющим переводить преподавание истории из режима передачи знаний в режим воспитания. Ценностный подход направлен на достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, который ориентирует учащихся на гуманистические установки и активную гражданскую позицию.

Ценностный подход в педагогическом процессе включает:

- эффективное демократическое поле на уроках истории, предполагающее самоорганизацию детей и гуманистическое управление ученическим сообществом во время урока;

- развитие личности учителя, его помощников-учеников, всего классного коллектива в процессе урочной деятельности (развитие взаимоуважения, способность к компромиссу, проявление толерантности, способность принять чужое мнение и т.д.);

- ориентацию образовательного процесса на формирование и развитие гуманистических ценностей, осмысление знаний в ходе урочной и самостоятельной деятельности учащихся, на особенности культуры человеческого сообщества, потребности гражданского общества;

- отбор содержания и технологий в процессе преподавания истории, оказание положительного влияния на свободное сотрудничество при условии содружества педагогов и учеников, педагога с родителями, учащихся друг с другом и т.д. в едином образовательном пространстве урока.

Такой педагогический подход к преподаванию истории основываю на следующих принципах:

- принцип целостности - учебно-воспитательный процесс на уроке предполагает уравновешенное развитие всех сфер ребенка; интеллектуальной, морально-волевой, эмоциональной, ценностей, единение личностных и учебных достижений;

- принцип творчества - в процессе образовательного поля и учитель, и ученик могут предлагать различные варианты своего видения проблемы урока, а учащиеся включается в нее при помощи своей фантазии и детского мировоззрения.

Какие же ценностные основания, заложены в учебном предмете истории, необходимо выделить в качестве опорных в гражданском воспитании учащихся? В этой системе представлены фундаментальные правовые ценности: общественный порядок, обеспечивающий стабильное существова-

ние государства и общества, права как ценности каждого члена общества, законопослушания и стремление к свободе и др. В преподавании истории органично входят политические ценности, стимулирующие и направляющие борьбу между социальными группами, объединяющие и разъединяющие людей, обосновывающие политику как конструктивного, так и деструктивного характера. Перед учащимися «проходят свой исторический путь» интересны различных социальных групп и политических образований, наполняются разными смыслами такие ценности, как сословная гордость, классная солидарность, патриотизм и гражданственность, национальная гордость и национальное достоинство.

Через преподавание истории высказываются идеи приоритета общечеловеческих ценностей, выношенных в духовном опыте человечества, идеи политического диалога и консенсуса. В рамках ООН, прежде всего ЮНЕСКО, эти идеи приобрели даже форму концепции « Культура мира»-«Педагога мира». Ориентир на становление у школьников не только социально-гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного, аксиологического (ценностного) и деятельностного компонентов содержания.

Список литературы:

1. Российская газета. - 23.01.08. - № 12.

2. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. - М., 1993.

3. Каган М.С. О принципах разработки философской теории ценностей // Вестн. СпбГУ Сер. 6. - 1997. - № 13.

4. Проблема ценности в философии. - М.; Л.,1966.

5. Нардин В.Д. Гражданское образование, как социокультурная ценность // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 28 марта 2008 г. - Абакан. - С. 132.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ © Арефьева А.Г.*

Социально-реабилитационный центр «Красносельский», г. Москва

В последние годы специалисты обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Негативные процессы

* Заместитель директора по социально-реабилитационной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.