Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры университетского образования'

Ценностные ориентиры университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕН0 ЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна

В статье представлена аксиологическая парадигма педагогики как стратегический ориентир развития высшего образования. Аксиология образования перспективное научное направление, позволяющее найти ресурс повышения качества образования. Основным ресурсом повышения качества образования, в контексте аксиологии, выступает личностный потенциал студента и пре0 подавателя университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры университетского образования»

Кирьякова А.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена аксиологическая парадигма педагогики как стратегический ориентир развития высшего образования. Аксиология образования - перспективное научное направление, позволяющее найти ресурс повышения качества образования. Основным ресурсом повышения качества образования, в контексте аксиологии, выступает личностный потенциал студента и преподавателя университета.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценностные ориентации, аксиологический потенциал личности

Актуальность проблемы определения ценностных ориентиров университетского образования обусловлена социальной ситуацией развития современного общества. Произошедший цивилизационный сдвиг актуализировал проблемы аксиологии (науки о ценностях) вновь дискутируются: вопросы возникновения и эволюции ценностей, иерархии и доминирования ценностных систем. Меняющееся образование в изменяющемся мире привело к пониманию необходимости выработки новой стратегии университетского образования.

Содержание понятия «ценность» большинство ученых характеризует через выделение характеристик, свойственных так или иначе формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворить определенные потребности общества, человека. С другой стороны - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом. Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект-субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности [2, 5, 8].

В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологического подхода. Он становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития, проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания, изучение феноменологии ценностных систем личности, формирования нового тезауруса и

новой образовательной парадигмы [1, 2, 4, 9].

Образование является основным каналом приобщения будущего специалиста к ценностям культуры, образования и профессии. На каждом этапе развития общества система образования претерпевает определенные изменения в соответствии с его потребностями, идеологией, ценностями. Кардинальные изменения в мировом сообществе обусловили возникновение новых приоритетов в сфере университетского образования [3].

Взаимосвязь аксиологии (традиционно устоявшихся, базисных ценностей российского высшего образования) и инноватики (например, введения бакалавриата и магистратуры) определяет сущностные параметры развития университета (старое в новом). В этом смысле становится понятным особое значение ценностных ориентаций. Есть основание различать, по крайней мере, два органически связанных элемента: те ценности, на которые в близком или отдаленном будущем должна ориентироваться сфера образования, и формирование в самом процессе образования «предметных» и «субъектных» ценностей, ценностей его развития. Таким образом, университетское образование представляет собой фундаментальную научно-практическую основу формирования у молодого поколения реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях жизни и деятельности, выражающих социальные, правовые и нравственные нормы общества.

Аксиологический подход как методологическая база исследования проблем университетского образования позволяет определить состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но определяет его взаимодействие с миром и с

людьми. Благодаря своей ценностно-ориенти-рующей функции, образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности.

Выстрагивая стратегию развития университетского образования в современном мире необходимо обозначить базисные ценности университетского образования в контексте вхождения в Болонский процесс. К диагностическому исследованию в рамках проекта «Реализация аксиологического подхода в университетском образовании» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» были привлечены вузы - партнеры ОГУ. Результаты диагностики позволили определить следующие группы базисных ценностей университетского образования:

- академические ценности - институциональная независимость, фундаментальность, интеллектуальное развитие, академические свободы, академическая солидарность (коллегиальность), содействие росту инноваций, профессиональная компетентность, новые парадигмы преподавания и исследования, академическая ответственность, единство образовательного и исследовательского процесса, академическая мобильность, критическое мышление, наставническая модель взаимоотношений преподаватель-студент (приобщение к научным школам);

- ценности личностного роста и благополучия - самоопределение, самореализация, индивидуальность, субъект-субъектные отношения, непрерывность образования, адекватность человека среде и ситуации, профессиональная мобильность, здоровье, корпоративность, конкурентоспособность выпускника;

- ценности гражданского общества -свобода, демократия, открытость, социальная справедливость, толерантность, этичность, культурное разнообразие, социальная ответственность;

- организационные ценности - принятие решений на основе согласования мнений и интересов, свобода в осуществлении научных исследований, статусная иерархия, основанная на принципе научного авторитета, тех-нологизация образовательной деятельности, стандартизация качества образования (образовательных программ), создание материаль-

ных ценностей и знаний, конкурентоспособность университета, доступность образовательных программ для зарубежных студентов, стратегическое партнерство университета и бизнес - структур.

Принципиально необходимым в этой связи является обращение к понятию аксиоло-гизации - ведущей современной тенденции развития университетского образования в стремительно меняющемся мире. Аксиологи-зация - способ реализации аксиологического подхода в образовании, который оформился как ведущий методологический подход в педагогической науке. В данной научно-исследовательской работе аксиологизация рассматривается в следующих значениях как:

- компонент гуманизации университетского образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, систематизирующим элементом которых выступает человек как главная ценность;

- метод, целью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста;

- процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента. Причем со стороны учебного заведения - это процесс, раскрывающий резерв качества образования, а со стороны личности

- результатом аксиологизации выступает развитие ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим в устойчивые профессионально-значимые и жизненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути;

- система мер инноватизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания;

- совокупность педагогических условий (факторов), способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, формированию академической зрелости студента;

- органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию

ценностей культуры и диалога культур, раскрывает своеобразие каждой культуры с учетом того, что система ценностей есть матрица культуры.

От того, насколько развит аксиологический потенциал студента университета, в значительной мере зависят его профессиональная жизнь и качество его профессиональной деятельности. Развитие аксиологического потенциала личности студента предполагает качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности (формирование целостного и ценностного Образа мира, к самому себе (становление Образа «Я»), к будущей профессиональной деятельности (проектирование Образа будущей деятельности). Это становится реальностью, если осваиваемые студентами ценности придают познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации ценностную ориентацию.

Развитие аксиологического потенциала студентов, обладающих субъективной ценностной системой, может быть достигнуто, если:

- в образовательном процессе университета предусмотрена актуализация ценностного содержания образования;

- в образовательной среде университета обеспечивается ценностное самоопределение будущего специалиста;

- реализована аксиологическая функция производственной практики;

- внедрена пространственно-временная модель, отражающая логику развития аксиологического потенциала на следующих связанных между собой стадиях: адаптация, ориентация и персонализация;

- освоение фундаментальных знаний и современных информационных технологий базируется на интеграции интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений студента.

Стратегия деятельности преподавателя университета по развитию аксиологического потенциала будущего специалиста становится эффективной тогда, когда актуализированное студентом общекультурное и специальное знание, входя в структуру ценности как полюса ценностного отношения, используется им для оценки своей адаптированности к условиям вузовского обучения, своего самоопределения в результате морального выбора ценностей и действий по осуществлению предстоящей профессиональной деятельности, академической зрелости как результата

становления у него ценностных ориентаций, без которых знания остаются нереализованными, а эскиз «потребного будущего» -жизнь, достойная человека - не возникнет.

Аксиологическая парадигма педагогики базируется на новом осмыслении процесса образования как восхождение самой личности к ценностям культуры и науки на основе всеобщего философского диалектического закона возвышения потребностей. Аксиологическая парадигма университетского образования выстраивается на особом тезаурусе (рис. 1)

Особое место в аксиологической парадигме университетского образования занимает проблема ценностного самоопределения студентов.

Ценностное самоопределение как педагогический феномен представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования. Он предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни, благодаря формированию целостного представления личности о мире и осмыслению своего места в нем.

Основа самоопределения личности в процессе собственной жизни - ценностные ориентации. Ориентация подразумевает будущее и необходима для обретения смысла и постановки цели, а так же способов ее достижения. Процесс ориентации предполагает присвоение личностью ценностей, преобразование личности на основе ценностей, прогноз дальнейшего развития личности на основе всеобщего диалектического закона возвышения потребностей.

Движущей силой самоопределения выступает мотивация достижения.

Ценностное самоопределение личности осуществляется в трех личностных подпространствах поиска:

- когнитивное подпространство - пространство знаний, выбора и присвоения ценностей культуры и образования на основе ак-сиологически-акцентированных идей и ценностей образования;

- эмотивное подпространство - пространство ценностных ориентаций, самоактуализации, самообразования и саморазвития личности. Это пространство, где происходит переоценка ценностей, становление личностного отношения к своему месту и роли в мире, формируется образ «Я», сообразно ко-

торому личность прогнозирует, проектирует свое будущее;

- деятельностное подпространство - это широкое пространство выбора жизненных ориентиров, развития прогностических способностей, определения идеалов и моделей будущей жизни и деятельности, в котором личность осознает цели и смыслы будущей жизни, выстраивает и реализует ее проект.

Ценностными механизмами, обеспечивающими весь цикл ориентации личности в мире ценностей, выступают: поискыоценкаы выборы-проекция. Фазы процесса ориентации личности в мире ценностей совпадают с подпространствами самоопределения личности во временной перспективе прошлое - настоящее - будущее.

Критериями и показателями ценностного самоопределения личности в образовании выступают:

- когнитивный (знания о мире, себе, времени, цели и смысле жизни);

- эмотивный (ценностные отношения к будущей жизнедеятельности, ценностные ориентации личности);

- деятельностный (совокупность умений целеполагания, планирования, проектирования, выбора, построения временной перспективы жизнедеятельности, разработки и реализации проектов).

В университете происходит сопряжение-развитие университетского и личностного пространственно-временных континуумов, представляющих собой актуализированную субъектом образовательную среду, целостность, развивающуюся во времени и пространстве, в которой происходит обретение смыслов, присвоение ценностей и определение целей будущей деятельности.

Конкретные характеристики континуума зависят от осознания сущности образования субъектами образовательного процесса и принятого в обществе понимания его ценностноцелевых приоритетов.

ТЕЗАУРУС

ценность

ценностное отношение

ценностные доминанты содержания образования

I ценностные ориентации I

аксиологическим

потенциал

аксиосфера культуры и науки I

Аксиологическая

парадигма

университетского

образования

аксиологизация

университетского

образования

^ аксиологическим императив

ценностное самоопределение 7 / / \ \ аксиологическая матрица образовательных ситуаций

ценностное взаимодеиствие преподавателя и студента

ценностные детерминанты развития личности

аксиологические индикаторы качества университетского образования

ценностный выбор

ориентационно-ценностные технологии университетского образования

Рисунок 1. Тезаурус аксиологической парадигмы университетского образования

Понятие пространственно-временного континуума университетского образования позволяет характеризовать университет не только с содержательно-процессуальной стороны, но и подчеркнуть динамику его развития во времени и пространстве, а так же выявить его образовательные, научные, производственные и социальные связи с миром. Внутренние характеристики континуума определяются корпоративной культурой университета, целями, ценностями и традициями университетской жизни, а так же стилем педагогического мышления, способами взаимодействия преподавателей и студентов.

В университете завершается действие специально организованного пространственновременного образовательного континуума как потока личностно-значимых событий, ориентированных на достижение и выработку у личности собственных способов достижения целей и обретения смыслов; завершается процесс самоопределения личности, стимулируемый внешними факторами, и запускается процесс внутренней детерминации, необходимый в условиях непрерывного образования.

Ценностное самоопределение личности в университетском образовании происходит как за счет освоения содержания образовательных курсов, обращенных к проблемам человека, так и в процессе освоения образовательных технологий, стимулирующих личность на постоянную рефлексию собственной жизни во временной перспективе. Овладение алгоритмом целеполагания в учебной деятельности приводит к переносу логики построения и достижения учебной цели на жизнь личности. Важнейшими принципами построения университетского образования, способствующими ценностному самоопределению личности и студента и преподавателя являются: открытость, непрерывность, свобода и ответственность, созидательность, корпоративность, мобильность, толерантность, акси-ологичность, кросскультурность, амбивалет-ность и фундаментальность.

Сравнительный анализ опыта проектирования и реализации специализированных программ подготовки магистров в европейских вузах - партнерах Оренбургского государственного университета по направлениям: «Педагогика», «Социальная работа», «Экономика» и др. позволил более четко обозначить новые роли преподавателя, определяемые в

контексте работы по реализации идей Болонской декларации. Прежде всего, это:

функции академического консультанта, которые предполагают:

- консультирование по вопросам использования образовательной среды университета в плане профессионального развития и деятельности по самообразованию;

- составление рекомендаций по ориентации образовательной деятельности на индивидуальное развитие студента в условиях дифференциации образовательных программ профессионального образования;

- консультирование по нормативно-рег-ламентирующему обеспечению образовательного процесса.

функции тьютора, обеспечивающие:

- ориентацию студентов в содержании предметной области, выходящим за рамки систематического обучения или стандарта, но включенным в сферу индивидуальных интересов студентов;

- контроль выполнения студентом учебных заданий;

- консультационные работы;

- работу с малыми группами студентов, выполняющими определенные задания;

- подготовку рекомендаций по эффективному обучению с помощью информационно-коммуникативных технологий;

- систематизацию, классификацию информационной базы предметной области и рекомендации студентам по ее использованию.

функции куратора образовательной программы, предполагающие:

- обеспечение преемственности учебных курсов общекультурного, общепрофильного и специального блока дисциплин;

- ориентацию преподавателей и студентов на такую организацию образовательного процесса, чтобы в рамках каждого предмета или способа практической деятельности их освоение «работало» на подготовку курсовой или выпускной квалификационной работы студента, что может быть обеспечено, например, выделением в рамках образовательной программы типов и видов самостоятельной работы студентов.

Обозначенные новые роли преподавателя в контексте реализации Болонского процесса будут приняты в качестве одной из основ при подготовке научно-методических рекоменда-

ций по организации образовательного пространства современного университета, реализующего различные модели подготовки специалистов и разработке и внедрению научно-методического обеспечения процесса аксиологи-зации университетского образования.

Непосредственно в круг исследований аксиологических основ высшего образования входит обоснование корпоративной культуры университета, процессов интеграции традиционных исследовательских и инновационных тенденций, поиск оптимального баланса классического академического этоса и постакадемических ценностей. Этот процесс имеет свои отличия и в практике модернизации отдельного университета, и на уровне каждой национальной системы высшего образования, и макрорегиональных социальноориентированных и рыночно-ориентированных традиций.

В ходе работы выявлен, обоснован и описан аксиологический потенциал корпоративной культуры образовательных сообществ. Было установлено, что культура, интегрируя с корпоративизмом, придает корпоративной культуре аксиологическую составляющую.

Это позволило выделить в структуре корпоративной культуры в качестве системообразующего аксиологический компонент -ценностные ориентации: сообразно ценностям происходит выбор целей деятельности (индивидуальной и коллективной) и средств их достижения. Именно аксиологический подход позволяет рассмотреть корпоративную культуру как «общую индивидуальность», характеризуемую общей приверженностью сотрудников ценностям, этическим принципам, целям и миссии учреждения при условии взаимодействия ценностей (а значит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интересов, позиций, устремлений) отдельной личности и команды (группы, организации, сообщества).

Было установлено, что сущностной характеристикой ценностного ядра корпоративной культуры университета является челове-коориентированность, т.к. культура привносит в корпоративную деятельность гуманистические ценности и смыслы: характеризуя «человеческое измерение» различных объектов, они образуют стержень культуры.

В структуре аксиологического компонента корпоративной культуры университета были выделены следующие группы ценностей:

1. Гуманистические:

- признание Человека и «человеконапол-ненных» категорий: Жизнь, Здоровье, Свобода, среда обитания Человека (Природа, Отечество, Семья, Коллектив) - универсальными и абсолютными ценностями;

- обращенность к личности студента с ее индивидуальными особенностями, интересами, убеждениями и социальным опытом как уникальности;

- восприятие развитие личности обучающегося и создание условий для ее самоактуализации как цели педагогической деятельности;

- понимание развитие субъектов образовательной среды как цели корпоративной деятельности образовательного сообщества;

- видение в родителях стратегических партнеров, субъектов корпоративной образовательной среды.

2. Профессиональные:

- понимание образования, и связанных с ним: познания, истины, мудрости, любознательности, знания - как абсолютных профессиональных ценностей;

- ориентация на постоянное самосовершенствование, самообразование, профессионального рост, развитие профессиональных компетентностей и построение профессиональной карьеры;

- стремление к достижению педагогических акмеологических вершин;

- реализация миссии образовательного сообщества как целенаправленности и смыс-лотворчества профессиональной коллективной деятельности;

- построение профессиональных отношений как средства выработки единых подходов, соотнесения позиций, развития профессионального творчества;

- внедрение современных образовательных технологий;

- обеспечение высокого качества образовательного процесса.

3. Социальные:

- принятие образовательного сообщества как социальной среды, актуализирующей самовыражение и удовлетворения социальных потребностей: в уважении и признании (А.Маслоу), достижении успеха, групповой принадлежности;

- соблюдение корпоративной этики;

- развитие социального партнерства в создании корпоративного пространства;

- укрепление «командного духа» сообщества, доброжелательной психологической атмосферы в учреждении;

- активное участие в развитии позитивного имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения.

И так, меняющееся образование в меняющемся мире ведет к переосмыслению методологических основ развития наук о человеке, к которым относится педагогика. Традиционные представления о закономерностях развития интеллекта, становления творческого потенциала личности обогащаются новыми теориями, концепциями, инновационными технологиями, моделями, вариативными

образовательными программами, требуют усиления внимания к фундаментальным основам развития науки и практики. В настоящее время одним из стратегических ориентиров развития высшего образования является аксиологическая парадигма педагогики. Аксиология образования - перспективное научное направление, отвечающее на многие вопросы, благодаря решению которых можно найти резервы повышения качества образования. Основным резервом повышения качества образования, в контексте аксиологии, выступает личностный потенциал студента и преподавателя университета.

18.01.2011

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996.

3. Ридингс Б. Университет в руинах - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010.

4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1988.

5. Irving J. A. Science and Values. Toronto. 1952.Joshi H.M. (Ed.) Recent Approaches to Axiology. Bharativa - Vidya - Prakashan., 1991.

6. Maslow A. (Ed.) New Knowledge of Human Values. N.-Y., 1959.

7. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. In: Challengesof Humanistic Psychology. N.Y. 1967.

8. Perry R. B. General Theory of Value. Its meaning and basic principles, construed in terms of interest. - Cambridge, Mass., 1950 (1 ed. - 1926).

9. Rogers C. Freedom to learn for 80»s. Columbus-Toronto-London-Sydney Ch. E. Merrill. Publ. Company A Bell & Howell Company 1983.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», ГК №П 640

Сведения об авторе: Кирьякова Аида Васильевна, заведующая кафедрой теории и методологии образования ОГУ, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319, тел. (3532) 372591, е-таіі: [email protected]

UDC 378 Kiryakova A.V.

VALUE REFERENCE POINTS OF UNIVERSITY EDUCATION

The axiological paradigm of pedagogics as a strategic orientation of the development of higher education is presented in the article. The education axiology is the perspective scientific trend, which allows finding a resource of improvement of education quality. The basic resource of improvement of education quality, in the axiology context, is the personal potential of the university student and the teacher.

Keywords: axiological approach, axiological orientations, axiological potential of the person.

Bibliography:

1. Asmolov A.G.Cultural-Historical Psychology and Designing of Leaders. - M, 1996.

2. Vyzhlecov G.P. Aksiology of Culture. - SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 1996.

3. Riddings B. University in Ruins - M: Izdatel’skij dom GU VSHE, 2010.

4. Teyar de Sharden P. Phenomenon of the Person. M, 1988.

5. Irving J. A. Science and Values. Toronto. 1952.Joshi H.M. (Ed.) Recent Approaches to Axiology. Bharativa - Vidya - Prakashan., 1991.

6. Maslow A. (Ed.) New Knowledge of Human Values. N.-Y, 1959.

7. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. In: Challengesof Humanistic Psychology. N.Y 1967.

8. Perry R. B. General Theory of Value. Its meaning and basic principles, construed in terms of interest. - Cambridge, Mass., 1950 (1 ed. - 1926).

9. Rogers C. Freedom to learn for 80»s. Columbus-Toronto-London-Sydney Ch. E. Merrill. Publ. Company A Bell & Howell Company 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.