Ценностные ориентации студентов VALUED ORIENTATIONS OF STUDENTS Текст научной статьи по специальности «Психология»

Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов' по специальности 'Психология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 15.41.21 — Социальная психология личности. Личность и общество. Психология жизненной сферы
  • ВАК РФ: 19.00.05
  • УДK: 316.37
  • Указанные автором: УДК: 316.37

Статистика по статье
  • 7186
    читатели
  • 1079
    скачивания
  • 7
    в избранном
  • 1
    соц.сети

Ключевые слова
  • ЦЕННОСТИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ
  • ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
  • VALUES
  • VALUED ORIENTATIONS OF STUDENTS
  • YOUTH AGE

Аннотация
научной статьи
по психологии, автор научной работы — Буравлева Наталья Анатольевна

Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностей. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов в контексте теории ценностей Ш. Шварца.

Abstract 2011 year, VAK speciality — 19.00.05, author — Buravleva Natalya Anatolievna, Tomsk State Pedagogical University Bulletin

The author analysed modern theoretical and methodological approaches to the study of values. S. Schwarz presents the results of research of the valued orientations of students in the context of theory of values.

Научная статья по специальности "Социальная психология личности. Личность и общество. Психология жизненной сферы" из научного журнала "Вестник Томского государственного педагогического университета", Буравлева Наталья Анатольевна

 
close Похожие темы научных работ
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по психологии , автор научной работы — Буравлева Наталья Анатольевна

Текст
научной работы
на тему "Ценностные ориентации студентов". Научная статья по специальности "Социальная психология личности. Личность и общество. Психология жизненной сферы"

УДК 316.37
Н. А. Буравлева ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностей. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов в контексте теории ценностей Ш. Шварца.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации студентов, юношеский возраст.
Одна из тенденций, характеризующих в настоящее время развитие психологической науки, - возрастающий интерес к исследованию содержательных особенностей индивидуального сознания личности как интегрированного и многомерного отражения реальности. Все шире обсуждается вопрос о необходимости исследования индивидуальной специфики внутренней жизни, реконструкции субъективной картины мира личности. В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу новых социокультурных тенденций вопросы формирования структур индивидуального сознания приобретают особую важность [1].
Молодежь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе внимания исследований психологов, социологов, поскольку именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Вместе с тем неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы [2]. Многие исследователи отмечают, что генерация нынешних студентов, известная как поколение Next, отличается специфическими ценностями, характерными для эпохи постмодерна.
Мы знаем, что новообразования юношества тесно связаны с протекающими социальными изменениями, определяющими всю динамику процесса социализации. По мнению ряда зарубежных и отечественных исследователей, ситуация социальных изменений требует одновременного проявления двух противоположных по своей функции индивидуально-психологических особенностей -социальной лабильности, гибкости, обеспечивающей постоянную адаптацию человека к меняющемуся социальному миру, и развитой социальной идентичности, создающей тот внутренний «стержень», который служит отправной точкой процесса самоопределения, как личностного, так и социального. Динамичность процесса социального конструирования реальности требует от человека постоянного выбора социальной позиции, способа действия, средства достижения своих целей, самих этих целей среди множества существующих [3].
В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для формирования ценностностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т. е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей, выбору своего пути в жизни [4].
По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности. Умение определить цели, найти свое место - важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Отсутствие осмысленной цели в жизни создатель логотерапии считает одной из причин так называемого ноогенного невроза, проявляющегося прежде всего в скуке и апатии, во внутренней пустоте. В. Франкл отмечает, что феномен экзистенциального вакуума, отсутствие содержания в жизни в последнее время одновременно усиливается и распространяется. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни каждого, когда она становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности [5].
С. Л. Рубинштейн утверждал, что в юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека; складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности; формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, позволяющее выйти на проблему смысла человеческой жизни [6].
Категория «ценности» - одна из самых сложных в философии, социологии и психологии. Литературный анализ выявляет неоднозначность в определении терминов «ценности» и «ценностные ориентации».
С точки зрения Г. М. Андреевой, ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминиру-
ют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, т. е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира. Восприятие и познание человеком социальной действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысловым [3].
Кроме этого ценности выступают как образования мотивационно-потребностной сферы и регулируют социальное поведение людей. Они представляют собой некоторые конечные (идеальные) цели, к которым стремится индивид, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека. В этой ипостаси ценности реализуются в ценностных ориентациях и определяют элемент диспозиционной структуры личности. Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека, определяют отличия и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют особенности ее поведения. Или иначе говоря, ценностные ориентации осуществляют психическую регуляцию социальной деятельности и поведения субъекта в социальной среде [7].
Итак, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойственное» положение объясняется их смысловой природой. Именно смысл является основанием для познания мира и именно он задает направление и активизирует деятельность человека. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность [7].
А. Н. Леонтьев говорит о существовании своеобразных «узлов», соединяющих различные виды деятельности в целостные личностные структуры, отождествляет их с ценностными образованиями, задающими основу личности [8].
Целый ряд авторов независимо друг от друга предложили различать два класса ценностей: ценности - цели жизнедеятельности или терминальные ценности, с одной стороны, и ценности -
принципы жизнедеятельности или инструментальные ценности, с другой стороны [9].
По мнению М. С. Яницкого, система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и становится психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели [10].
По словам Ф. Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [11]. Он отмечает в этой связи, что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развитии, т. е., ценностные ориентации, являясь психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.
Таким образом, личностные ценности - генетически производные от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуются его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности [12].
Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей ценностной сферы студентов. Мы предположили, что социально-экономические преобразования и фундаментальное реформирование современного российского общества, составляющие объективный компонент социальной ситуации развития личности, найдут отражение в изменении структуры ценностной сферы юношей, наиболее чутких к происходящим в обществе социальным изменениям.
Вместе с тем решение задач развития, отвечающих логике формирования возрастных психологических новообразований, по нашему мнению, определяет особенности структуры ценностей в юношеском возрасте. При этом существуют структурные и динамические особенности иерархии ценностных ориентаций в этом возрасте, соответствующие развитию автономии личности.
Исследование проводилось в 2010 г. В нем приняли участие 94 испытуемого в возрасте от 18 до 23 лет, составившие юношескую группу, - студенты факультета психологии, связей с общественно-
стью, рекламы Томского государственного педагогического университета.
Был использован опросник ценностей Ш. Шварца, который направлен на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде [13]. Он активно используется в последние годы в разных странах. В целом ценности в этой концепции рассматриваются как некоторые критерии выбора и оценки человеком своих действий, других людей и событий. Они выступают как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоотноше-ние). При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей: 1) потребностей индивидов как биологических организмов; 2) потребностей координированного социального взаимодействия; 3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп. Все эти потребности удовлетворяются в той или иной мере при реализации 10 различных мотивационных типов, которые образуются определенными ценностями личности. Они и определяют направленность конкретных действий индивида и более широко всю его жизнедеятельность. Таким образом, основываясь на большом литературном материале, Ш. Шварц выводит из трех универсальных человеческих потребностей основные мотивационные типы. В свою очередь, каждому мотивационному типу соответствует определенная мотивационная цель:
1. Саморегуляция (самостоятельность). Мотивационная цель - независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потребностью индивида быть автономным и независимым.
2. Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотивационная цель - новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.
3. Гедонизм. Мотивационная цель - удовольствие, чувственное наслаждение, упоение жизнью. Этот мотивационный тип выведен из необходимости удовлетворения биологических потребностей и испытываемого при этом удовольствия, что подчеркивается учеными самых разных областей знания.
4. Достижение. Мотивационная цель - достижение личного успеха посредством проявления компетентности исходя из признанных культурных стандартов, тем самым получение социального одобрения. Необходимость удовлетворения потребности в достижении личного успеха подчеркивается во многих работах.
5. Власть. Мотивационная цель - приобретение социального статуса, престижа и господства над людьми. Данный мотивационный тип отличается от
предыдущего тем, что относится к достижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии. Такая потребность в господстве и власти рассматривалась аналитиками социальных мотивов и ценностей.
6. Безопасность. Мотивационная цель - стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытекает из основных индивидуальных и групповых потребностей.
7. Конформность. Мотивационная цель - ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы; выводится из потребностей групп к самовыживанию и необходимости личности взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности. Ценности конформности подчеркивают самоограничение личности в каждодневном ее взаимодействии с другими индивидами.
8. Традиция. Мотивационная цель - уважение и соблюдение обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами выживания.
9. Благосклонность (доброта). Мотивационная цель - поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения. Она определяется из потребности позитивного взаимодействия для того, чтобы способствовать благополучию группы, а также из биологических потребностей в аффилиации.
10. Универсализм. Мотивационная цель - понимание, признательность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из трех указанных универсальных человеческих потребностей, а был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Можно сказать, что реализация мотивационной цели этого блока обеспечивает возможность удовлетворения всех универсальных потребностей.
Тест Шварца состоит из двух частей:
1. «Обзор ценностей» - изучает нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.
2. «Профиль личности» - исследует ценности на уровне поведения, т. е. индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.
Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемых. Ранг от 8 до 10 свиде-
тельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.
На уровне выборки нами была выявлена следующая иерархия ценностных ориентаций студентов (таблица).
Ценности на уровне Рейтинг Ценности на уровне индивидуальных приоритетов
нормативных идеалов ценностей
Самостоятельность 1 Самостоятельность
Безопасность 2 Стимуляция
Благосклонность 3 Благосклонность
Достижение 4 Гедонизм
Конформность 5 Достижение
Гедонизм 6 Универсализм
Универсализм 7 Безопасность
Власть 8 Конформность
Стимуляция 9 Власть
Традиции 10 Традиции
На уровне нормативных идеалов, убеждений и поведения самая главная для студентов ценность -самостоятельность, которая определяет стремление свободно мыслить и действовать в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организмиче-ской потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономии и независимости.
На втором месте на уровне нормативных идеалов у студентов оказался такой показатель, как безопасность. Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений, социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье.
Интересная картина была выявлена в нашем исследовании в отношении ценности «стимуляция», которая заняла второе место среди индивидуальных приоритетов и предпоследнее, 9 место, среди ценностей на уровне нормативных идеалов. В данном случае ярко просматривается противоречивость студентов на уровне идеалов и поведения. Стимуляция является производной от потребности в разнообразии и глубоких переживаниях, заключается в стремлении к новизне для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности.
На третьем месте среди ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов - благосклонность (в некоторых версиях теста Ш. Шварца она названа добротой). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе до-
брожелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Данный тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, аф-филиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).
На последнем месте среди ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у студентов - традиции. Как известно, любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности - уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (почитание традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность), и следование им.
Среди ценностей, наименее важных для молодых людей, оказалась власть. Студенты поставили ее на 8-е место в нормативных идеалах и на 9-е - в индивидуальных приоритетах. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценность власти фокусируется на социальном уважении, подчеркивает достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.
Непопулярной ценностью у молодых людей является конформность (8-е место среди ценностей на уровне индивидуальных приоритетов). Определяющая мотивационная цель этого типа - сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность производ-на от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия.
Как видно из результатов исследования, возрастные особенности ценностной сферы в юношеском возрасте связаны с решением важнейшей задачи развития - преодолением зависимости и формированием автономии личности. Возрастание значимости ценности саморегуляции, мотивации изменения и саморазвития составляет характерную тенденцию развития ценностной сферы в
юношеском возрасте. Другая тенденция - усиление ценностных противоречий, при которых индивидуалистическая направленность на личные достижения вступает в противоречие с коллективистской заботой о социальном благополучии. Разрешение указанного противоречия связано с развитием форм кооперации и сотрудничества человека с другими людьми в значимых видах деятельности.
Анализ ценностей студентов показывает, что некоторые ценности находятся по отношению друг к другу в динамических отношениях как противопоставления. Так, например, самостоятельность, стимуляция - на одном полюсе среди ценностей, наиболее часто проявляющихся в социальном поведении личности, а традиции, власть, конформность - на другом. Самостоятельность и стимуляция противоречат конформности, традициям и безопасности, поскольку существует некоторая оппозиция между сохранением собственных независимых взглядов и действий индивида и сохранением традиций, защитой стабильности и неизменности общества. Универсальные ценности и благосклонность противоречат власти и достижению, так как принятие других людей как равных и благожелательное отношение к их благосостоянию плохо сочетаются с преследованием собственных целей и доминированием. Как видно из таблицы, среди ценностей, проявляющихся на уровне поведения молодых людей, гедонизм противоречит конформности и традициям, выражая конфликт между потворствованием себе и сдерживанием собственных потребностей и принятием социальных ограничений. На уровне идеалов мы не наблюдаем этого противоречия у студентов.
Нами было выявлено, что непротиворечивые отношения среди ценностных ориентаций обучающихся имеют следующие пары:
- достижения и гедонизм - связаны с получением удовольствия, потаканием самому себе (оба касаются потворства своим желаниям);
- гедонизм и стимулирование - объединены с желанием аффективно-приятного возбуждения (вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию);
- стимулирование (полнота жизненных ощущений) и самостоятельность включают внутреннюю мотивацию творчества и стремление к изменению личности.
Таким образом, структура ценностных ориентаций современных студентов отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости благосклонности (забота о благополучии других людей и общества). Изменение структуры ценностей отражает сдвиг социальных приоритетов в пользу собственного благополучия и индивидуализма против социального интере-
са и коллективизма. Это расходится с моделью универсальной структуры ценностей, предложенной Ш. Шварцем. Так, исследования, проведенные в 53 странах, включая Россию, обнаружили феномен консенсуса ценностей, подтверждающий панкультурный универсальный характер развития ценностных ориентаций у разных народов. Согласно результатам работы Ш. Шварца, иерархия ценностей выглядит следующим образом: благосклонность; самостоятельность (саморегуляция); универсализм; достижения; безопасность; конформность; гедонизм; стимулирование; традиции; власть [13]. В этом списке на первом месте - благосклонность, а не как в нашем исследовании - самостоятельность.
Кроме этого мы сопоставили наши результаты с итогами исследований других авторов, проведенных в последние годы. Так, в труде Н. М. Лебедевой отмечается сильная тенденция сохранения таких базальных ценностей русской культуры, как коллективизм и феминность, наряду с возникновением и развитием у молодых поколений россиян ценностей индивидуализма и маскулинности (амбициозность, мотивация достижения) [14].
Л. Г. Почебут в своей работе подчеркивает значимость коллективизма, справедливости, ориентации на лучшее будущее, нацеливания на быстрое решение жизненно важных проблем [15]. Обзор исследований ценностей россиян и их трансформация в последнее десятилетие показывают, что наряду с сохраняющимися базовыми ценностями русской культуры в сознании жителей России происходит изменение ценностей по оси «индивидуализм - коллективизм» в сторону большего индивидуализма.
Изучение влияния современных социально-экономических условий в нашей стране на изменение ценностных ориентаций людей в разных социальных группах свидетельствует о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические ценности, такие как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность и богатство. Так и в нашем исследовании томских студентов было выявлено, что их ценностные ориентации отличаются прежде всего усилением направленности на себя, опорой на собственные силы (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно и решительно) и снижением роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми (чуткость, уважение к человеку, умение выслушать и понять другого и т. п.). В результате установлено, что социально-экономические изменения хорошо согласуются с переменами в социально-психологической феноменологии, что позволяет рассматривать последние в качестве их индикаторов.
Мы показали, что для студентов более значимы ценности индивидуалистической направленности, служащие личностному росту и развитию. Трудно сказать, являются ли выявленные различия в ценностных приоритетах следствием внутренней трансформации ценностей культуры или результатом влияния возрастных различий. Но итоги работы свидетельствуют, что в ряду ценностей юношества наблюдается появление специфических особенностей, затрагивающих ключевые основы русского национального характера. Молодые россияне отверга-
ют ценности коллективизма: уважение традиций, умеренность, равенство. Это означает, что для студентов поколения Next значимыми мотивами поведения являются: стремление к достижению личного успеха, выбор собственных целей, независимость, благосостояние и установка на социальное неравенство. По выражению Н. М. Лебедевой, в целом это напоминает процесс аккультурации этнических меньшинств в доминирующем обществе, когда группам дается совет расстаться с теми культурными чертами, которые ценны, но не адаптивны [14].
Список литературы
1. Верейкина Л. В., Морогин В. Г. Общественная и субъективная система ценностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 2.
С. 67-68.
2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 363 с.
4. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
5. Франкл В. Психотерапия на практике. М.: Аспект Пресс, 2004. 84 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 424 с.
7. Тихомандрицкая О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты) // Мир психологии. 1999. Т. 3. С. 80-90.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
9. Rokeach M. Understanding Human Values: Individual and Societal. New York: The Free Press, 1979. 322 p.
10. Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. 92 с.
11. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Смысл, 2006. 200 с.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. С. 223-232.
13. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
14. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 3. С. 73-87.
15. Почебут Л. Г. Психология и ценностные ориентации русского народа // Этническая психология и общество. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1997.
С. 115-119.
Буравлева Н. А., кандидат психологических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: buravljova-nata-bn@rambler.ru
Материал поступил в редакцию 27.12.2010.
N. A. Buravlyova VALUED ORIENTATIONS OF STUDENTS
The author analysed modem theoretical and methodological approaches to the study of values. S. Schwarz presents the results of research of the valued orientations of students in the context of theory of values.
Key words: values, valued orientations of students, youth age.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: buravljova-nata-bn@rambler.ru

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх