Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студенческой молодежи и интернет-коммуникации'

Ценностные ориентации студенческой молодежи и интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2130
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / YOUTH / SOCIALIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY / SOCIAL COMMUNICATION / THE INTERNET / VALUES / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трескинский Александр Сергеевич

В данной статье рассмотрены компоненты, влияющие на становление молодого поколения под воздействием новейших информационных технологий. Приведена классификация молодежной группы по уровню владения информационными технологиями и по соответствующему образу жизни. Выяснена степень популярности информационных технологий как фактора социализации. Определена роль информационных технологий в трансформации процессов социализации. Раскрыты отрицательные и положительные аспекты влияния информационных технологий на процесс социализации молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Orientations of the College Youth and Internet Communication

This article describes the components that affect the formation of young people under the influence of new information technologies. The classification of a youth group in terms of ownership of information technology and the appropriate way of life. Clarified the popularity of information technology as a factor of socialization. Defines the role of information technology in the transformation process of socialization. Revealed the negative and positive aspects of the impact of information technology on the process of socialization of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студенческой молодежи и интернет-коммуникации»

А. С. Трескинский

ценностные ориентации студенческой молодежи и интернет-коммуникации

Интернет как новое средство социальной коммуникации объективно меняет образ жизни многих людей, вносит все больший вклад не только в расширение знаний об окружающем мире, но и в процесс трансляции и воспроизводства определенных социальных норм и ценностей, моделей социального поведения и правил взаимодействия.

Меняющаяся среда жизнедеятельности человека оказывает сильное влияние на формирование новых параметров воспитания и образования личности. В системе факторов, оказывающих влияние на формирование личности в процессе социализации, сегодня активно формируется инновационный вид — информационные технологии. Эра информационных технологий неумолимо набирает обороты. Поэтому представляет научный интерес рассмотрение основных компонентов, влияющих на становление молодого поколения под воздействием новейших информационных технологий, выяснение степени популярности информационных технологий как фактора социализации и определение роли информационных технологий в трансформации процессов социализации.

Важно отметить, что в условиях трансформации общества вопросы социализации молодежи выходят на первые позиции во всех сферах жизни общества. Необходимо проанализировать новые формы социализации молодежи, показать действительное влияние информационных технологий на формирование процесса социализации молодого поколения и обратить внимание широких кругов общества на разнообразие форм передачи ценностей и использования достижений информационного пространства в комплексных программах формирования нового человека.

Социализация молодежи и информационные технологии

Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 г., с детства приобщаются к инновационным технологиям и владеют совсем иным подходом к информации. Информационные технологии способствовали появлению новых форм становления молодого человека. Существует даже особая классификация молодежной группы по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему

258

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 4

образу жизни. Согласно такой классификации, все молодые люди делятся на: «продвинутых», «умников», «реальных пацанов», «новых бедных» и «массу»1. Две группы нового поколения, в сумме составляющие чуть больше четверти молодежи (29%), можно отнести к самой передовой ее части.

«Умники» — группа, обладающая большим объемом ресурсов, как реальных, так и потенциальных. Они явно руководствуются современными модернистскими ценностями. Группа состоит преимущественно из взрослеющей молодежи. Во многом именно из-за возраста представители этой группы наиболее ресурсоемки. Группа активно осваивает новые технологии, отличается обильным потреблением, которое носит обдуманный, рациональный характер.

Сегмент, называющийся «продвинутые», объединяет в себе более юную молодежь, определенно относящуюся к цифровому поколению. Это «поколение Интернета», социальных сетей пока еще не обладает большим объемом ресурсов, но с большой долей вероятности с течением времени будет вносить в информационное пространство новые элементы, ценности, тренды. Это те, у кого еще есть время побыть молодыми и беззаботными. Отличается очень активным культурным потреблением, спонтанными покупками. Тем не менее пока еще контролируются родителями.

Примерно один из десяти представителей нового поколения относится к группе «реальных пацанов», в которой объединены молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое. В вышеупомянутые традиционные ценности вливаются современные тренды и новые веяния.

Самый большой сегмент — «масса», включает около 40% молодежи и состоит из самой обычной молодежи. Это инертное большинство, характеризующееся отсутствием четких ценностных позиций. Это группа тех, кто не имеет устоявшегося мнения, но активно стремится быть «как кто-то». Последователи модных веяний и трендов, уже освоенных более передовыми группами. В зависимости от обстоятельств, представители этой группы вполне могут переходить в остальные типы.

Последний выделенный сегмент — представители социальных низов — названы «новыми бедными». К этой группе относится каждый пятый представитель молодого поколения. Они направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется Интернетом.

Данная классификация опубликована Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и подтверждает то, что происходит трансформация массового сознания под воздействием достижений научно-технического прогресса.

Важно проанализировать положительные и отрицательные параметры взаимодействия молодого человека и информационного окружения, чтобы понять, как влияют информационные технологии на процесс социализации молодежи.

Положительные параметры влияния информационных технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи

В условиях реформирования системы среднего и высшего образования в России достаточно активно практикуется использование электронных учебников и аудиокниг. Тысячи обучающих курсов по разнообразным темам существуют в режиме

1 иЯЬ: ideafor.info/?p=892 (дата обращения — 18.09.2012).

онлайн, позволяя человеку получить дополнительное образование не выходя из дома. На данный момент самые популярные из таких курсов специализируются на обучении иностранным языкам. Очень популярны интерактивные формы проведения занятий и тренингов, позволяющие обмениваться знаниями преподавателям и студентам, даже если они находятся на разных континентах. Кроме всего прочего, новые технологии позволяют молодому поколению оперативно получать самую новую информацию о том, что происходит в мире.

Когда мы говорим о теме «Информационные технологии и общение», первое, что приходит в голову — это Интернет и социальные сети. Конечно, социальные сети оказывают спорное воздействие на молодое поколение. Однако трудно спорить со статистикой. Опрос пользователей социальной сети Му8расе в возрасте от 14 лет до 21 года показал, что 36% из них легче говорить о своих проблемах онлайн2. Поэтому интернет-друзья знают о них больше, чем офлайновые знакомые. Значит ли это, что молодое поколение стало менее доверительно относиться к своему реальному окружению и испытывать затруднения при личном общении? Об этом стоит задуматься. Однако факт остается фактом, социальные сети позволяют найти молодым людям единомышленников, сторонников, разделяющих их интересы, и общаться с ними вне зависимости от местоположения.

Сейчас, чтобы полюбоваться достопримечательностями других стран, не обязательно покупать билеты на самолет, а можно увидеть все это и многое другое, не выходя из дома. Кроме традиционных сайтов с фотографиями существуют сайты с постоянным онлайн-видео в режиме реального времени. Видео передают камеры, установленные в разных уголках планеты.

Интернет способствовал появлению десятка новых профессий и тысяч новых рабочих мест, что, некоторым образом, помогает решать проблему безработицы. Сегодняшним школьникам и студентам Интернет дает возможность дополнительного заработка. Два наиболее распространенных занятия в сети для молодежи — это копирайт и рерайт, то есть работа с написанием статей и обработкой текста. А информационные технологии дали путевку в жизнь миллионам выпускников вузов.

Кроме вышеупомянутых социальных сетей, в Интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет-магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео.

Сейчас становится модно делать покупки в интернет-магазинах. Существует даже возможность заказывать брендовые вещи из-за границы по приемлемым ценам, так как покупки осуществляются напрямую у поставщиков и изготовителей. К тому же очень удобно делать покупки в спокойной обстановке, не выходя из дома.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное, способной воспринимать большое количество информации, одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно — это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенно иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

2 иЯЬ: ruformator.ru/news/article05889/default.asp (дата обращения — 26.09.2012).

отрицательные параметры влияния информационных технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи

Рассмотрев положительную сторону влияния социальных сетей на процесс социализации молодежи, нельзя не принимать во внимание и отрицательную сторону этого явления. Действительно, социальные сети занимают важную часть в жизни современной молодежи, так как общение в сети является для не наиболее важным и именно на это она тратит все свое свободное время. Можно сказать, что социальные сети нужны молодым людям только для развлечения, так как основной целью их посещения является — просмотр видео, скачивание музыки и другое. В сети молодые люди обсуждают достаточно редко серьезные социально-политические, экономические или нравственно-этические проблемы, просто болтают с друзьями, знакомыми. В этих переписках сплетни, бытовые проблемы, а порою и просто пустые разговоры. И общение это довольно примитивное. В связи с этим речь идет о простой коммуникации, и теряется ценность самого духовного общения.

Интернет и телевидение в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации. Антигуманная и криминальная информация, навязчивая реклама — все это насаждает в обществе культ насилия, жестокости, искажая моральные устои и порождая ситуацию вседозволенности. Проблема информационной среды имеет взаимосвязь с нарушениями установленных норм русского языка и использованием в этих информационных сферах, таких как быт и литература, ненормативной лексики, сленга, жаргонных выражений, иноязычных заимствований. Все это дезориентирует молодежь. Поэтому молодежи, как наиболее подверженной влиянию разнообразной информации, следует научиться с осторожностью относиться к ней.

Все больше подростков начинают заниматься компьютерным мошенничеством, предупреждают специалисты по сетевой безопасности. Как показывает практика, основной целью незаконной деятельности молодых людей в сети является не жажда обогащения за чужой счет, а потребность в признании своих «заслуг». Основные преступления в сети: обмен номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ. Основная проблема данного явления в том, что среди молодых людей не проводится какой-либо особой профилактики, чтобы предотвратить возможные преступления.

Почти все специалисты призывают пользователей с осторожностью относиться к Интернету и компьютеру, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для здоровья. Педиатры не устают повторять, что длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку. Психологи сообщают, что дети и подростки, проводящие много времени за компьютером, чрезмерно возбудимы, у них развивается агрессия, фобии, выйдя из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире3. Таким образом, чрезмерное увлечение новыми технологиями уже с детства грозит нездоровым и не вполне адекватным состоянием нового поколения.

Несомненно, новые технологии делают нашу жизнь проще. Однако относительно молодого поколения в этом может заключаться и опасность. Большинство молодых людей, избалованных достижениями научно-технического прогресса, уже не в со-

3 иЯЬ: www.krokha.ru/rebenok-ot-trekh-do-pyati/kak-vliyayut-kompyuternye-detskie-igry-na-doshkolnikov (дата обращения — 21.09.2012).

стоянии самостоятельно мыслить и принимать решения. Обработку информации

и формирование аналитических выводов молодежь оставляет за поисковыми системами. Потребляя огромное количество информации, они зачастую не думают о ее содержании.

Пожалуй, самый большой минус информационных технологий — это зависимость. Современный человек уже не представляет свою жизнь без техники, делающей его жизнь в сотни раз проще. Что же касается молодежи, самая большая их зависимость — это Интернет. Сегодня интернет-зависимостью страдает каждый второй посетитель Сети. Психологи считают ее психическим заболеванием не менее опасным, чем алкоголизм и наркомания. Однако специалистов, помогающих от него избавиться, мало, а число «интернет-больных» с неумолимой скоростью растет. Уже сейчас, по самым скромным подсчетам социологов, число больных исчисляется миллионами4.

Отрицательные и положительные аспекты влияния информационных технологий на процесс социализации молодого поколения можно проследить на примере проведенного автором социологического опроса среди студентов Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета: «Выявление степени популярности информационных технологий в молодежной среде. Определение адекватности восприятия ценностей, передаваемых посредством ИТ».

На вопрос «Сколько времени в среднем в день Вы тратите на разговоры по телефону, Интернет, телевизор, чтение книг?» респонденты ответили следующее:

— 65% опрошенных считают Интернет самым популярным и проводят в нем в среднем в день более двух часов, а некоторые указали — более 9-ти часов. К тому же более 50% опрошенных при пользовании Интернетом посещают более пяти сайтов;

— 24% опрошенных смотрят телевизор более двух часов в сутки. Можно сделать вывод: онлайн-телевидение в Интернете постепенно заменяет молодежи сам просмотр телевизора;

— 12% разговаривают по телефону более двух часов в сутки;

— лишь 9% опрошенных уделяют чтению книг более двух часов в день. Еще 10 лет назад книга была основным источником знаний. К сожалению, сейчас всего 10 человек из 100 опрошенных отводят чтению книг достаточное время.

На вопрос о целях использования информационных технологий респонденты ответили следующим образом: 69% от общего числа опрошенных используют ИТ для помощи в образовании, 67% — для общения, 20% — для работы, 11% привлекает сервис (например покупки через Интернет) и лишь 4% используют ИТ для повышения своего статуса в глазах окружающих. Самыми популярными социальными сетями, по мнению респондентов, являются Vk.com — 71% и Одноклассники — 29% от общего числа опрошенных.

Чтобы провести сравнительный анализ, был взят за основу для одного из вопросов американский опрос на тему: «Интернет делает жизнь лучше». Опрос был проведен на территории США компанией Harris Interactive по заказу Intel с 18 по 20 ноября 2011 г. среди молодых в возрасте от 18 лет5. Более 90% американцев считают, что Интернет действительно делает жизнь лучше. Опрос, проведенный среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга, дал такие же результаты.

4 URL: www.xakep.ru/post/46490/default.asp (дата обращения — 27.09.2012).

5 URL: eterra.info/news/3580 (дата обращения — 21.09.2012).

Однако имеются и существенные различия во мнениях. Многие американцы заявили, что в пользу Интернета могли бы отказаться от просмотра телевизора, ограничили бы себя в таких возможностях, как ужины в ресторане, покупка одежды, посещение спортзала. Когда респондентов попросили оценить некоторые возможности по шкале от 1 (откажусь безо всяких проблем) до 5 (не могу жить без этого), доступ к Интернету занял первое место — 65% американцев ответили, что не могут жить без него. После Интернета по важности идут следующие возможности: кабельное телевидение — 39%, ужины в ресторанах — 20%, покупка одежды — 18%, посещение тренажерного зала — 10%.

Что касается российской молодежи, то 50% опрошенных ставят на первое место проведение времени с родными, 38% — со второй «половинкой». В остальные 12% входят друзья, Интернет и телевидение. Причем среди ИТ в данном опросе снова лидирует Интернет. Можно сделать вывод, что информационные технологии занимают значимое место в жизни молодежи. Однако российская молодежь, по сравнению с американской, все еще сохраняет традиционные ценности, что свидетельствует о ее переходном состоянии.

Вторая часть анкеты определяет адекватность восприятия ценностей, передаваемых посредством ИТ. На вопрос «Как часто Вы меняете друзей в интернет-пространстве?» 69% опрошенных ответили, что практически не меняют, и лишь 2% от числа всех опрошенных меняют друзей постоянно, расстаются с ними с легкостью.

На вопрос «Каким образом посредством ИТ осуществляется усвоение культурных и нравственных норм и ценностей российского народа» 52% опрошенных ответили, что происходит замена ценностей. Ответы — ценности усваиваются и приумножаются и ценности только разрушаются — занимают равное количество голосов — по 24%. Исходя из того, что 52% выбрали вариант «Замена ценностей», следует — современная молодежь осознает, что ценности, передаваемые посредством ИТ, заменяют традиционные и частично искажают их, но не придает этому должного значения.

Лишь 29% опрошенных молодых людей признают, что они интернет-зависимы. Остальные же — 71% — считают, что они могут спокойно жить без Интернета. Однако это не значит, что так есть на самом деле.

Мы вступаем в новое время тотальной информатизации, когда на человека «сваливается» огромное количество информации. И молодым людям приходится ускорять темпы потребления и менять образ мышления в соответствии с новыми запросами постиндустриального общества. Сейчас молодежь усваивает всю необходимую информацию, формирующую ее мировоззрение, через СМИ и Интернет. Усвоение ценностей из данных источников приводит к их искажению и частичной замене. Таким образом, информационные технологии трансформируют процесс социализации молодежи, постепенно меняя идеалы, ценности, потребности, отношение к окружающей среде и модели поведения.

Информационные технологии — это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. ИТ усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее. Сегодня общество стремится целенаправленно повлиять на становление молодежи посредством ИТ, внедряя новые технологии в сферу образования. Проведенный в городе Санкт-Петербурге опрос показал, что ИТ стремительно вливаются в жизнь молодежи. Несомненно, положительным аспектом

можно назвать использование молодыми людьми Интернета и других информационных технологий как помощи в образовательном процессе. Данный опрос также свидетельствует о переходном состоянии современной молодежи, то есть о трансформации традиционных ценностей под воздействием необходимости подстраиваться под новый век информационных технологий.

иСточники

ЦЖ: е1егга.іпіЬ/пеш8/3580 (дата обращения — 21.09.2012).

ЦЖ: ideafor.info/?p=892 (дата обращения — 18.09.2012).

ЦИЬ: ruformator.ru/news/article05889/default.asp (дата обращения — 26.09.2012).

ЦКЬ: www.krokha.ru/rebenok-ot-trekh-do-pyati/kak-vliyayut-kompyuternye-detskie-igry-na-doshkolnikov (дата обращения — 21.09.2012).

ЦИЬ: www.xakep.ru/post/46490/default.asp (дата обращения — 27.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.