Научная статья на тему 'Ценностные ориентации молодежи в современных условиях: роль религиозных и этнокультурных ценностей'

Ценностные ориентации молодежи в современных условиях: роль религиозных и этнокультурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1315
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИЯ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / YOUTH / RELIGIOUS VALUES / RАБУЛИ АХБОР / RELIGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллина Юлдуз Ракибовна, Соловьев Михаил Михайлович

В статье на основе вторичного анализа ряда социологических исследований показывается, что религиозные и этнокультурные ценности и ценностные ориентации занимают одно из значимых мест в жизнедеятельности молодежи. Также в статье отмечаются ценности, которые формирует православие. Утверждается, что в целях снижения негативных явлений в молодежной среде необходимо усилить формирование религиозных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF THE YOUTH UNDER MODERN CONDITIONS: THE ROLE OF RELIGIOUS AND ETHNOCULTURAL VALUES

Study of value orientations of modern youth is undoubtedly relevant, because in many ways spiritual and material culture of our society depends on world view and values of the youth. The spiritual culture, however, as much as the material one, is determined by ethno-cultural and religious values, the analysis of which is undertaken in this article. The paper, based on the secondary analysis of a number of sociological studies conducted in different regions of the Russian Federation, shows that religious and ethno-cultural values and value orientations occupy one of the most important places in the life of young people. The greater place in the attitudes of individual's preferences is targeted on ethnicity and ethno-national values, the more the depth of its spiritual and moral beliefs. Religion forms the ethnic identity, and its role has been significantly increased. Ethnic communities also form the religious values, although their role has weakened recently. The article also states the need of various social institutions to strongly contribute to the formation of religious values in young people.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации молодежи в современных условиях: роль религиозных и этнокультурных ценностей»

Социология

ХАЙРУЛЛИНА Юлдуз Ракибовна — д.соц.н., заслуженный деятель науки Республики Татарстан; главный научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, профессор кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета (420066, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, 51; cpei@mail.ru)

СОЛОВЬЕВ Михаил Михайлович — аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, социолог Республиканского информационно-методического центра в сфере социального обслуживания (420049, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пр. Ямашева 37; Solovyevmichail@gmail.com; cpei@mail.ru)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. В статье на основе вторичного анализа ряда социологических исследований показывается, что религиозные и этнокультурные ценности и ценностные ориентации занимают одно из значимых мест в жизнедеятельности молодежи. Также в статье отмечаются ценности, которые формирует православие. Утверждается, что в целях снижения негативных явлений в молодежной среде необходимо усилить формирование религиозных ценностей.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, религиозные ценности, этнокультурные ценности, религия

Исследование ценностных ориентаций современной молодежи является, несомненно, актуальным, потому что во многом именно от мировоззрения молодежи, ее ценностей зависит настоящее и будущее материальной и духовной культуры нашего общества. Духовная же культура, как, впрочем, и материальная, в свою очередь определяется этнокультурными и религиозными ценностями, анализ которых мы и предпримем в данной статье. Но вначале целесообразно охарактеризовать в общих чертах понятия «ценность» и «ценностные ориентации». М. Вебер определяет ценность как норму, значимую для социального субъекта. Из всех ценностей, которые играют определенную роль в развитии общества, М. Вебер особенно выделял этические и религиозные ценности [Вебер 1990: 628, 629]. С точки зрения Э. Дюркгейма, ценности — это система общественных интересов и норм, которую индивид включил в свой внутренний мир. Все ценности для человека являются внешними и обладают свойством морального принуждения. Ценности подвержены изменениям в той мере, в какой подвержены изменениям сами социальные группы [Дюркгейм 1995]. Т. Парсонс в своих работах пишет, что ценности служат фундаментом, на которых основывается согласие в различных общественных группах и обеспечивается социальный порядок в целом [Парсонс 1997]. Согласно П. Сорокину, ценность — это главная мотивационная сила общества, которая побуждает человека к определенным социальным действиям. Ценность служит фундаментом всякой культуры. В свою очередь, культурные ценности — сущность и основа культуры общества и личности [Сорокин 1992: 429]. Изучая ценности индивидов и групп, можно выявить причины их социальных действий.

Под ценностными ориентациями понимаются определенные устремления, желания, потребности членов общества, которые являются для них важнейшими личными ценностями и целями жизнедеятельности [Липатова 2012: 12]. Ценностные ориентации — это «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение совокупности людей... к определенным ценностям, имеющим для них актуальное значение» [Липатова 2010: 143].

Итак, перейдем к рассмотрению религиозных и этнокультурных ценностей молодежи в современных условиях российского общества. По данной тематике нами

был предпринят вторичный анализ ряда социологических исследований. Следует отметить, что просмотренные нами исследования разнятся по регионам, в которых они были проведены, по объекту исследования (сельская молодежь, студенческая молодежь и т.д.), используемой методике (например, по списку ценностей в анкете и др.), поэтому невозможно сделать подробные сопоставления и сравнительный анализ полученных результатов, но мы с уверенностью можем говорить об общих характеристиках и тенденциях ценностей молодежи.

Определенно можно утверждать, что у молодежи значительно усилились ориентации в сфере религиозных ценностей [Хайруллина 2003: 116]. Также довольно сильна ориентация молодежи и в сфере этнокультурных ценностей. Например, по данным социологического опроса, проведенного Т.Н. Бояк в Бурятии и Читинской обл., 68% сельской молодежи придерживаются моральных правил, положительное отношение к религии и традициям народа присуще 55,9% опрошенных. Причем у сельской молодежи в большей степени, чем у городской, наблюдается ориентация на этнонациональные и духовно-нравственные ценности [Бояк 2009: 120]. Также Т.Н. Бояк пишет: «В крайне сложных социально-экономических условиях жизнедеятельности сельского населения духовно-нравственные ценности в ориентациях молодежи преобладают над утилитарными, материалистическими, прагматическими». Важное место в духовной культуре сельской молодежи занимают и этно-национальные ценности, которые связаны с духовно-нравственными. Отмечается, что «чем большее место в системе ориентации индивида занимают установки на этничность, этнонациональные ценности, тем более глубоки его духовно-нравственные убеждения». При этом взаимодействие, общение людей различных национальностей не способствуют возникновению национальных противоречий, а наоборот, строятся на взаимопонимании, дружелюбии и уважении к культурам других народов [Бояк 2009: 120-122].

Интересны результаты исследования студенческой молодежи, проведенные Ю.А. Гончаровой в г. Ставрополе. У студенческой молодежи такая ценность, как «вера в Бога», в структуре прочих ценностей занимает одну из лидирующих позиций. Среди 26 ценностей, предложенных респондентам, «вера в Бога» занимает 8-е место, опережая, например, такие ценности, как «жизнь», «свобода», «общение» [Гончарова 2008: 76-77]. При разделении ценностей на терминальные и инструментальные в ряду инструментальных ценностей «вера в Бога» занимает 3-е место, уступая «образованию», «профессионализму» и «целеустремленности» [Гончарова 2008: 78]. Ю.А. Гончарова также отмечает, что студенты стали в большей мере надеяться на Бога, чем ранее, т.е. религиозная ценность становится все более значимой для студенческой молодежи [Гончарова 2008: 88]. Л.Х. Газгиреева, изучавшая ценности студентов г. Пятигорска, пишет, что молодежь привлекают консервативные ценности отечественной культуры и истории (дом, семья, любовь близких, добротворчество и созидательная деятельность, сохранение национальных традиций, родного языка и национальной религиозной культуры) [Газгиреева 2010: 25].

О религиозных и этнокультурных ценностях молодежи говорит ее самоидентификация. Приведем данные по Республике Татарстан. Результаты исследования, проведенного Р.И. Зинуровой, А.Р. Тузиковым, С.А. Алексеевым, показывают, что в РТ значительное число молодых людей относят себя к верующим, хотя и не соблюдают строго религиозные обряды и обычаи. Таковых среди русских — 48,9%, татар — 61,6%. Обычаи и обряды соблюдают 12,5% русских и 15,2% татар. Среди православных христиан отмечают значимость своей религии для себя 62,5%, среди мусульман — 74,6%. Национальная принадлежность также играет значительную роль для молодежи. Так, 17,5% респондентов заявляют, что национальность «очень значима» для них, а 38% респондентов считают, что национальная принадлежность для них «скорее значима, чем нет» [Зинурова, Тузиков, Алексеев 2013: 250-251]. Схожая тенденция наблюдается и в одном из новейших исследований учащейся молодежи Нижегородской обл.: 74% респондентов относят себя к верующим, из них 39,1% об этом заявляют уверенно, а 34,9% — менее уверенно. В религиозных обрядах каждую неделю участвуют 3,5% опрошенных, 1 раз в месяц — 5,3%, несколько раз в год — 17,9%, 1 раз в год и реже — 18,3% [Савруцкая, Устинкин, Федорова 2014: 47-49].

158

ВЛАСТЬ

2 015'11

0 важности ценности религии в структуре ценностей молодежи свидетельствуют также данные об уровне доверия религиозным институтам. В этом смысле интересны результаты исследования студенческой молодежи г. Казани, проведенные Г.Ф. Габдрахмановой. Из 17 социальных институтов, предложенных респондентам, наибольшим доверием пользуются образовательные и религиозные учреждения, президент РФ и президент РТ, причем православные и мусульманские учреждения по уровню доверия занимают 2-е место. Менее всего студенты доверяют прессе, политическим партиям, армии, полиции, профсоюзам [Габдрахманова 2010: 151, 152].

В ходе исследований выявлено, что религия молодежи увязана с ее этничностью. Еще Г. Гегель отмечал, что «на Востоке... религия целиком связана с национальностью» [Гегель 1977: 113]. Русская идентичность и культура тесно связаны с православной церковью и строятся на ней. То же самое можно сказать и о татарской идентичности и культуре: они связаны с исламом и основываются на нем [Дробижева, Габдрахманова и др. 2012: 111, 112, 115, 119, 123]. Характерно, что по данным исследования Т.Н. Липатовой в РТ 90,9% опрошенных, относящих себя к той или иной религии, придерживаются традиций и обычаев своего народа [Липатова 2010: 146]. Вообще наблюдается взаимное влияние между этничностью и религиозностью. Религия формирует этническую идентичность, причем эта ее роль в последнее время значительно усилилась. И этнические общности формируют религиозные ценности, хотя эта их роль в последнее время ослабла [Хайруллина, Хайруллин 2014б: 63].

Религиозные и этнокультурные ценности играют значимую роль в развитии нашего общества. Идеология традиционных религий — это основа благополучного, толерантного развития социально-экономических отношений [Гильманов, Соловьев 2014; Соловьев 2014а; 2014б; 2014в]. По результатам исследований, проведенных под руководством д.соц.н., профессора Ю.Р. Хайруллиной, для большинства населения Республики Татарстан (86%) религия является источником духовных ценностей, норм добра и взаимоуважения [Хайруллина, Хайруллин 2014а: 80].

Важно сказать, что религия является фактором социализации личности. К примеру, православие формирует у человека ряд созидательных ценностей. Перечислим некоторые из них.

1. Крепкая благополучная семья. «Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу», — пишет апостол Павел (1 Кор.7: 3)1.

2. Любовь к себе. «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм

- вы» (1 Кор. 3: 16-17).

3. Любовь к ближнему. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга», — говорит Иисус Христос (Ин. 13: 34).

4. Доброта. Апостол Петр наставляет: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1 Петр. 3: 11).

5. Честность, в т.ч. честность в сфере рыночных отношений. «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» и «Неверные весы

— мерзость пред Господом, но праведный вес угоден Ему», — поучает израильский царь Соломон (Притч. 12: 22; Притч. 11: 1).

6. Патриотизм. Патриотизм христианина состоит в проявлении любви к своей нации (этнической общности) и к своему государству. В документе «Основы социальной концепции Русской Православной церкви» прописано, что православный христианин призван любить и защищать свое отечество, «любить своих братьев по крови, живущих по всему миру», а также обязан трудиться на благо и процветание своей родины2.

7. Трудолюбие. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», — читаем во втором послании апостола Павла к фессалоникийцам (2 Фес. 3: 10).

1 Цитаты из Библии здесь и далее даются в синодальном переводе. См.: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Б.г., Б.и. 925 с., 292 с.

2 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. Доступ: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422. html (проверено 22.01.2015).

Негативные тенденции в среде некоторой части молодежи (алкоголизм, самоубийства, преступность и др.) объясняются тем, что в воспитании молодежи недостаточное место уделялось духовно-нравственным, религиозным принципам. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно усилить влияние традиционных религий на молодое поколение, а различным социальным институтам необходимо всячески способствовать формированию религиозных ценностей у молодежи.

Список литературы

Бояк Т.Н. 2009. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области). — Социс. № 4. С. 117-122.

Вебер М. 1990. Основные социологические понятия. — Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 602-643.

Габдрахманова Г.Ф. 2010. Этнические особенности межличностного и институционального доверия студенческой молодежи Казани. — Вестник экономики, права и социологии. № 4. С. 150-153.

Газгиреева Л.Х. 2010. Модель духовно-нравственных ориентаций современной молодежи: «идолопоклонство» или «духовная реальность»? — Аспирантский вестник Поволжья. № 1-2. С. 22-25.

Гегель Г.В.Ф. 1977. Философия религии. М.: Мысль. Т. 2. 573 с.

Гильманов А.З., Соловьев М.М. 2014. Православие как фактор развития рыночных отношений в современной России. — Вестник экономики, права и социологии. № 3. С. 191-194.

Гончарова Ю.А. 2008. Ценностный мир современной российской студенческой молодежи: дис. ... к.соц.н. Ставрополь. 167 с.

Дюркгейм Э. 1995. Ценностные и «реальные» суждения. — Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон. С. 286-304.

Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А. 2013. Этническая и конфессиональная принадлежность молодежи: современные особенности в Республике Татарстан. — Вестник Казанского технологического университета. Т. 16. № 14. С. 250-252.

Дробижева Л.М., Габдрахманова Г.Ф. и др. Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане. 2012. М.: Институт социологии РАН. 149 с. Доступ: http://www.isras.ru/files/File/INAB/INAB_6_2012.pdf (проверено 25.06.2015).

Липатова Т.Н. 2010. Механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона. — Вестник экономики, права и социологии. № 3. С. 143-147.

Липатова Т.Н. 2012. Ценностные предпочтения и духовный потенциал населения в контексте этнокультурного развития региона (на материалах Республики Татарстан: автореф. дис. ... к.соц.н. Казань. 22 с.

Парсонс Т. 1997. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс. 270 с.

Савруцкая Е.П., Устинкин С.В., Федорова М.В. 2014. Отношение молодежи к религии. — Власть. № 12. С. 47-53.

Соловьев М.М. 2014а. Православие как фактор профилактики суицидального поведения. — Методическая и научно-практическая работа специалистов учреждений социальной защиты по оказанию помощи нуждающимся семьям и детям в Республике Татарстан: сборник методических, научно-практических материалов и тезисов выступлений. Казань: Отечество. Ч. II. С. 74-81.

Соловьев М.М. 2014б. Религия как структурная составляющая функционирования современного общества. — Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. № 3. С. 32-34.

Соловьев М.М. 2014в. Толерантность в православии как фактор стабилизации социальных отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе. — Вестник экономики, права и социологии. № 3. С. 235-238.

Сорокин П.А. 1992. Социокультурная динамика. — Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. С. 425-504.

160

ВЛАСТЬ

2015'11

Хайруллина Ю.Р. 2003. Социализация личности: теоретико-методологические подходы. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т. 356 с.

Хайруллина Ю.Р., Хайруллин Р.Р. 2014а. Идентификационный портрет и ценностные ориентации населения Республики Татарстан: роль общностей и институтов в их формировании. — Электронный экономический вестник. № 2. С. 76-81.

Хайруллина Ю.Р., Хайруллин Р.Р. 20146. Идентификационный портрет населения Республики Татарстан (на материалах КСИ 90-х—2010 гг.). — Электронный экономический вестник. № 3. С. 60-66.

KHAIRULLINA Yulduz Rakibovna, Dr.Sci.(Soc.), Honored Scientist of the Republic of Tatarstan, Chief Researcher at the Center of Advanced Economic Studies, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan; Professor of the Chair of Sociology, Political Science and Law, Kazan State Power Engineering University (51, Krasnosel'skaya St, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420066; cpei@mail.ru)

SOLOV'EV Mikhail Mikhailovich, postgraduate student of the Center for Advanced Economic Studies, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, sociologist at the Republican Information and Methodical Center in the Field of Social Services (37, Yamasheva St, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia 420049: Solovyevmichail@gmail.com; cpei@mail.ru)

VALUE ORIENTATIONS OF THE YOUTH UNDER MODERN CONDITIONS: THE ROLE OF RELIGIOUS AND ETHNOCULTURAL VALUES

Abstract. Study of value orientations of modern youth is undoubtedly relevant, because in many ways spiritual and material culture of our society depends on world view and values of the youth. The spiritual culture, however, as much as the material one, is determined by ethno-cultural and religious values, the analysis of which is undertaken in this article. The paper, based on the secondary analysis of a number of sociological studies conducted in different regions of the Russian Federation, shows that religious and ethno-cultural values and value orientations occupy one of the most important places in the life of young people. The greater place in the attitudes of individual's preferences is targeted on ethnicity and ethno-national values, the more the depth of its spiritual and moral beliefs. Religion forms the ethnic identity, and its role has been significantly increased. Ethnic communities also form the religious values, although their role has weakened recently.

The article also states the need for various social institutions to strongly contribute to the formation of religious values in young people.

Keywords: values, value orientations, youth, religious values, ethno-cultural values, religion

МАСЛАНОВ Дмитрий Валерьевич — консультант отдела по разработке и координации специальных программ и проектов аппарата Правительства Нижегородской области, аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Н. Новгород, пр-кт Гагарина, 23; maslanov.dmitry@yandex.ru)

ПОДСЕВАТКИН Илья Сергеевич — член координационного совета ВОО «Молодая Гвардия Единой России», аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Н. Новгород, пр-кт Гагарина, 23;podsevatkin.ilya@mail.ru)

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ О ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД И СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются несколько оригинальных зарубежных исследований общественного мнения постсоветской России, в которых на базе опросов организации Pew Research Center исследуется отношение населения к политическому развитию страны. На основе этого выделяются ключевые для зарубежных авторов элементы российского общественно-политического дискурса относительно демократии и политического развития, которые анализируются с позиций актуального российского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.