Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и досуг студенческой молодёжи'

Ценностные ориентации и досуг студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1115
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЁЖЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СФЕРА / ФОРМИРО-ВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЁЖИ / VALUES (AXIOLOGICAL) SYSTEM / YOUNG PEOPLE / CULTURAL AND LEISURE SPHERE / THE YOUTH'S LEISURE TASTES FORMING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мурзина Е.И.

Представлен авторский анализ ценностного аспекта досуговых практик совре-менной российской учащейся молодёжи. Констатируется кризис конструктивного начала досуго-вой мотивации лиц, относящихся к социально-демографической категории молодёжи (в возрасте от 14 до 35 лет). Приводится обзор наиболее распространённых досуговых интересов молодёжного сегмента аудитории современных структур сферы культуры. Перечислены социальные риски, не-избежно возникающие вследствие увлечения представителей молодого поколения досуговыми занятиями с отчётливой личностно-деструктивной окраской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YOUTH’S AXIOLOGICAL SYSTEM AND LEISURE PRACTICES

The paper analysis the value aspect of today’s Russian student youth’s leisure practices. The author states the crisis of creative basis for the youth’s leisure motivation. The author gives a review of the today’s youth’s most popular leisure tastes served by cultural institutions. Also, the author of the paper names some social risks that become inherent because of the youth’s leaning to leisure activity with distinct destructive effect in relation to a personality.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и досуг студенческой молодёжи»

в глиняном сосуде. Когда медвежонок угощает ёжика чаем с малиновым вареньем, в воздухе витает аромат малины, и всех зрителей обносят чаем и вареньем [3].

В создании обоих выше упомянутых спектаклей участвовали незрячие люди. Московский Государственный театр активно сотрудничает со Всероссийским Обществом слепых и со школой-интернатом № 1 для слепых и слабовидящих детей. Почти на каждую репетицию спектакля режиссёры приглашают небольшие группы слепых (не более 10 человек), состоящих из людей разного возраста. Они советуются с теми, для кого делаются подобного рода спектакли, во всех мелочах для того, чтобы окончательный результат их работы был наиболее успешным.

Оба спектакля для слепых: и «Майская ночь», и «Ёжик в тумане» демонстрируются зрителям уже не один год и не теряют своей популярности. В планах у режиссёров театра ещё несколько подобных спектаклей. К сожалению, остальные театры Москвы и других городов России пока не спешат перенимать этот опыт и спектаклей для инвалидов по зрению не ставят. Но зато волонтёры и работники специализированных школ и детских садов для детей с нарушением зрения активно интересуются данной формой работы с инвалидами по зрению.

Список литературы

1. Махлина, И. М. Язык искусства // Театр. - 2009. - № 4. - С. 80-87.

2. Премьера спектакля для слепых «Майская Ночь» в московском театре кукол [Электронный ресурс] / Super Cool Pics. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2012-2018. - Режим доступа : http://supercoolpics.com/ premera-spektaklya-dlya-slepyh-maj sk/ (дата обращения: 15.01.2018).

3. Московский Государственный театр кукол : офиц. сайт [Электронный ресурс] / Московский гос. театра кукол. - Электрон. дан. - Москва, [б. г.]. - Режим доступа : http://www.mospuppets.ru// (дата обращения: 2.02.2018).

Yulia S. Litvinenko, Postgraduate Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

ulia753728@mail .ru

STAGE PERFORMANCE FOR VISUALLY IMPAIREDS AS A FORM OF SIGHT-DISABLED PERSONS' SOCIAL AND CULTURAL REHAB

Abstract. The author analyses social significance of the theatre, one of the key structure of the social institution of culture; names some peculiarities of its social functions. The paper gives several examples from the history that prove a fact of accessibility of the theatrical art for sight-disable persons. The author reviews several new forms of stage contact with visually impaired persons practiced by Russian and foreign theatres.

Keyword: persons with disabilities, visually impaired, blind persons, sight-disabled persons, social and cultural rehab, social and cultural activity, specially adapt stage performance, a stage performance for visually impaired persons, (sense of) hearing, sense of touch, odor sense, a sound, tactile sense, a moving, smell (odor).

УДК 316.752:379.8-057.875

Е. И. Мурзина, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

murzina310@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДОСУГ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. Представлен авторский анализ ценностного аспекта досуговых практик современной российской учащейся молодёжи. Констатируется кризис конструктивного начала досуго-вой мотивации лиц, относящихся к социально-демографической категории молодёжи (в возрасте от 14 до 35 лет). Приводится обзор наиболее распространённых досуговых интересов молодёжного

сегмента аудитории современных структур сферы культуры. Перечислены социальные риски, неизбежно возникающие вследствие увлечения представителей молодого поколения досуговыми занятиями с отчётливой личностно-деструктивной окраской.

Ключевые слова: ценностные ориентации, молодёжь, культурно-досуговая сфера, формирование досуговых интересов молодёжи.

За последнее время в обществе происходят изменения, накладывающие отпечаток на формирование духовно-нравственных ценностей молодёжи. Наблюдается тенденция, когда молодёжь по тем или иным причинам не может определить свое положение в обществе, утрачивается значение понятия «ценностная ориентация». В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодёжи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска [1, с. 107]. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности, но для этого необходимо определить, что такое ценности.

Ценности - культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Ценности - это то, что важно, к чему стоит стремиться [2, с. 360].

Так, по мнению Семенова В. Е., главными жизненными ценностями молодёжи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера [3, с. 37].

Ценностные ориентации молодёжи могут быть представлены в двух направлениях: первое -это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, человеколюбия; второе - нацелено на приоритет материального над духовным. Молодёжь за последнее время стали волновать проблемы качества и уровня образования, кризиса семьи, но в то же время проблемы культуры остаются на втором месте [4, с. 115]. Молодёжь не озабочена сегодня мировыми проблемами. Ценности в её понятии - это получение профессии и достойная работа, карьера и удовольствия, невзирая на их качество. Наблюдается некоторое снижение социальной активности молодёжи, утрата духовных ценностей, противоречия в сознании. Поэтому главной задачей социально-культурной сферы является формирование воспитания и социализации молодёжи.

Так, по мнению Артюховой Ю. В. ,«Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры её социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей ...» [5]. Из этого следует, что ценностные ориентации играют важную роль в регуляции социального поведения молодого человека, направленного на определенные установки, культуру, смысл жизни.

В современной интерпретации «Ценностные ориентации - это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними... Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни» [6].

За последнее время из-за происходящих изменений в обществе, связанных с социальными проблемами, наблюдается кризис ценностной системы, что ведет к социальной пассивности молодого поколения. Размытое представление о ценностях изменяет отношение к жизни, к семье и труду, ведет к девиантному поведению, социальной пассивности и состоянию аномии. В условиях, когда формирующееся информационно-креативное общество требует от каждого индивида социальной активности и способности проявлять инициативу и самодеятельность во всех сферах жизнедеятельности, существенно актуализируется проблема самоутверждения и самовыражения личности. Решение этой проблемы требует создания определенных условий.

В связи с этим распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р утвержден документ «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в общих положениях которого записано: «глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодёжь» [7]. Стратегическим приоритетом государственной молодёжной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.

Для эффективной реализации данных задач необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на мотивацию молодёжи на позитивные действия, разделяющие общечеловеческие и национальные духовные ценности, не имеющие вредных привычек, работающие над своим личностным и профессиональным ростом, любящие свое Отечество и готовые защищать его интересы.

В связи с этим учреждения культурно-досуговой сферы должны пересмотреть формы организации досуга молодёжи, творческую её составляющую. Имея свои представления об определенных стандартах в потреблении культурных благ, молодёжь стремится к раскрытию своих творческих способностей, к самовыражению. Досуговое время является важным средством процесса социализации личности молодого человека. Оно влияет на многие сферы жизни: образовательную, трудовую, социализирующую. Досуговое время является важным еще и потому, что здесь происходят наиболее интенсивно рекреационные процессы, которые снимают физические и психологические нагрузки. По тому, как используется свободное время молодёжью, можно определить её культурный уровень, круг духовных потребностей, интересы личности и социальной группы [8].

В связи с многочисленными изменениями многих сфер жизни общества в социокультурной ситуации имеется ряд негативных явлений: утрата духовно-нравственных ориентиров, отдаленность молодёжи и людей в целом от культуры и искусства, сокращение организаций и учреждений, ведущих общественную культурно-досуговую деятельность, отсутствие доступных молодёжных культурных центров.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений является организация эффективного досуга молодёжи. Практика показывает, что в большинстве учреждений культуры, имеющих анимационную составляющую, используются в основном устаревшие, неадаптированные, потерявшие свою актуальность формы развлекательного характера. Рыночные отношения диктуют необходимость трансформации досуговой деятельности, с использованием новых технологий и переводом её в интерактивную форму. Для обновления и усовершенствования досуговой сферы необходимы немалые средства, а также возможность использовать новейшие разработки в этой сфере. В современных условиях становится объективной потребностью организация досуга студенческой молодёжи таким образом, чтобы способствовать их максимальной самореализации в сфере досуга.

Досуг студенческой молодёжи можно разделить на образовательный, развлекательный, в зависимости от жизненного и культурного опыта. За последнее время среди студенческой молодёжи получили распространение следующие формы организации досуга.

Большая часть учреждений социально-культурной сферы перестраивают свою работу с учетом интересов молодёжи, внедряя в свою деятельность популярные среди молодых людей формы, такие как конкурсы, фестивали, квесты. На муниципальных уровнях проходят конкурсы «Мисс красавица», «Голос», «Танцы» и др. Большая роль отводится патриотическому воспитанию молодёжи - это проведение фестивалей «К Дню защитника Отечества», «Дню Победы», акция «Бессмертный полк». Интерес у студенческой молодёжи вызывает проведение спортивно-театрализованных представлений, где умело соединены две цели - это формирование здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей через проявление творчества.

Следующая наиболее интересная форма для формирования ценностных ориентиров -молодёжные форумы, где молодёжь является активным участником многих творческих площадок,

а также проявляет себя в качестве волонтёров. Данная форма организации мероприятий позволяет молодым людям приобрести навыки коммуникативного общения, опыт на духовно-нравственном уровне.

Молодёжные лагеря, организация которых происходит круглогодично различными общественными движениями, имеющие экологическую, патриотическую, спортивную и др. направленность. Одной из целей площадок является популяризация нематериального культурного наследия, участие молодёжи в массовых формах: праздники, ярмарки, фестивали, театральные постановки и др. Молодёжи предоставляется выбор программы лагеря, насыщенность форм и видов занятий, организация тренингов, обучающих семинаров, школа наставничества. Цель организации подобных мероприятий - это формирование социально-активной личности.

Большой интерес в последнее время у молодёжи вызывает такая форма организации досуга как молодёжный туризм. Использование новых средств размещения отелей позволило использовать инновационные формы культурно-досуговой деятельности: квесты, деловые игры и многое другое, направленные на креативное сотрудничество и социальное взаимодействие.

Для формирования здорового образа жизни в городской среде открываются Парки спорта, цель которых - привить интерес к занятиям физической культурой и спортом, помочь молодым людям снять определенное напряжение, способствовать умственной и физической работоспособности.

Дизайн-досуг. Среди молодёжи - это способ выражения внутреннего «Я», познание мира, выражение своих внутренних чувств, мотивация к овладению определенных видов художественного творчества.

Один из видов молодёжного досуга - общение в сети Интернет. Использование ресурсов сети ориентировано на межличностное общение, поиск друзей для обмена по интересующим вопросам. Особенно это необходимо для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует расширению горизонтов их мировосприятия. С помощью различных форм общения: электронная почта, социальные сети предполагается развитие коммуникативных навыков, овладение информационной культурой. И здесь стоит упомянуть об онлайн-клубах, цель которых - самоорганизация молодёжи в мобильные группы по определенным любительским интересам вокруг значимой для них проблемы, с созданием веб-страниц, блогов и др. для интерактивного сотрудничества.

Среди инновационных проектов, привлекательных для досуга молодёжи, может стать, например, создание в муниципальных образованиях торгово-развлекательных центров комплексного типа, предлагающих новые формы и технологии культурно-досуговой деятельности. В условиях торгово-развлекательных центров обеспечивается приобщение к процессу глобализации и мировой культуре, происходит формирование космополитической ментальности, информационной осведомленности. Торгово-развлекательные центры комплексного типа в муниципальных образованиях следует рассматривать как инновационные учреждения культуры, способные осуществлять обратную связь и педагогическую поддержку молодёжи.

Практика показывает, что наряду с традиционными формами досуга, такими как музыка, танцы, КВН, ток-шоу, игры возникают новые течения, и увлечения - хендмейд сообщества, интернет-общение, сити-квесты. Однако культурно-досуговые центры не обеспечивают удовлетворение запросов молодёжи и не всегда могут строить свою работу таким образом, чтобы учитывать интересы молодёжи. Поэтому сейчас, на основе мониторинга и изучения молодёжных настроений, организациям нужно уметь оперативно реагировать на запросы, уметь предлагать новые виды и формы досуговых мероприятий. Основная направленность таких центров для молодёжи заключается во «включении» студентов в общество. С распространением и расширением таких центров увеличивается и социализирующее действие на группы.

Таким образом, сейчас можно отметить сочетание традиционных и инновационных форм культурно-досуговой деятельности в молодёжной среде. Они, в свою очередь, способны наполнить её и разумным, и приятным содержанием, влияющим на формирование ценностных качеств личности. Однако досуг, как таковой, не показатель ценностей. Самое важное скрыто в том, как он используется, в его социальном наполнении. Досуг может быть сильным стимулом для развития личности, в этом и заключены его прогрессивные возможности. Однако досуг может

развратить личность, привести к ограничению духовного мира, асоциальности, пьянству и наркомании, деформировать сознание и поведение. Негативные последствия необходимо предотвращать посредством грамотно организованной досуговой инфраструктуры, студенческой молодёжи будет намного проще формировать положительное и уважительное отношение к самому себе, проявить свое неповторимое «Я», обрести смысл жизни, наполнив его ценностными ори-ентациями.

Список литературы

1. Волосков, И. В. Особенности социализации учащейся молодёжи // Социологические исследования. - 2009. - № 6. - С. 107-109.

2. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.

3. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования. -2007. - № 4. - С. 37-43.

4. Вишневский, Ю. Р. Гражданская культура студентов. Тенденции проблемы формирования / Ю. Р. Вишневский, Д. В. Трынов, В. Т. Шапко // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 108117.

5. Артюхова, Ю. В. Ценности и воспитание // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 117-121.

6. Всемирная энциклопедия : Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Москва : АСТ , Минск : Харвест, 2001. - 1312 с. - (Современный литератор).

7. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р. [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. - Электрон. дан. - Москва, [б. г.] - 2018. - Режим доступа : http://static.government.ru/media/iiles/ceFXleNUqOU. pdf (дата обращения: 29.03.2018).

8. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник. - Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2007. - 479 с.

Elena I. Murzina, Senior Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

murzina310@mail.ru

THE YOUTH'S AXIOLOGICAL SYSTEM AND LEISURE PRACTICES

Abstract. The paper analysis the value aspect of today's Russian student youth's leisure practices. The author states the crisis of creative basis for the youth's leisure motivation. The author gives a review of the today's youth's most popular leisure tastes served by cultural institutions. Also, the author of the paper names some social risks that become inherent because of the youth's leaning to leisure activity with distinct destructive effect in relation to a personality.

Keywords: values (axiological) system, the young people, cultural and leisure sphere, the youth's leisure tastes forming.

УДК 379.8:7.091:331.102.24(470+571).000.93

А. С. Попов, аспирант

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

forever_923@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОДЮСИРОВАНИЯ

Аннотация. Представлена ретроспектива процесса становления продюсирования как вида профессиональной деятельности в России. Обзорно охарактеризован исторический контекст возникновения профессии, аргументируется предположение о пионерах организации зрелищного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.