Научная статья на тему 'Ценностные аспекты профессиональной подготовки педагога дошкольного образования'

Ценностные аспекты профессиональной подготовки педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ДЕТСКИХ САДОВ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / PRE-SCHOOL EDUCATION / KINDERGARTEN TEACHER''S PROFESSIONAL TRAINING / METHODOLOGICAL APPROACHES TO PRE-SCHOOL TEACHER''S TRAINING / EDUCATION VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Рутения Робертовна

Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки воспитателей в связи с реализацией в последние годы важных законодательных документов в системе дошкольного образования. Анализируются профессионально важные качества педагогических работников, обосновывается востребованность коммуникативно-рефлексивных способностей будущего воспитателя. Обращается внимание на то, что подготовка специалистов в области дошкольного образования должна осуществляться в вузах с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед системой отечественного образования. Обсуждается вопрос обновления методологических оснований процесса профессиональной подготовки кадров для детских садов на основе субъектного, рефлексивного, деятельностного, феноменологического, герменевтического, экзистенциального и др. подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Рутения Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT: VALUE ASPECTS

The article dwells on the problems of pre-school teacher's training in connection with the implementation of the important legal documents recently enacted in the system of pre-school education. The author analyzes the important professional qualities essential for a teacher, substantiates the demand for communicative and reflexive abilities of future teachers. Special attention is paid to the fact that the specialist training in the field of pre-school education should be carried out taking into account the uniqueness of pre-school age and the challenges facing the national education system.

Текст научной работы на тему «Ценностные аспекты профессиональной подготовки педагога дошкольного образования»

METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF THE PROJECT "METHODICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION"

KALNINSHLyudmila M. - Cand. Sci. (Pedagogy), Prof., Dean of the Department of Industry and Pedagogy, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: laima_k@mail.ru

Abstract. The materials of the article present the methodological fundamentals of the project "Methodical support for the professional development of a bachelor of pedagogical education". The authors outlines the essence of the system of methodological support of a Bachelor of education in his (her) independent professional activity. This new form of teacher skills training uses Internet community and Internet resources and provides a continuing self-regulated process of professional development.

Keywords: system of methodological support, personal and professional development, bachelor of education, tripartite plan of professional development

Cite as: Kalninsh L.M. (2016) [Methodological Fundamentals of the Project "Methodical Support for the Professional Development of the Bachelor of Pedagogical Education"]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 126-130. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Kalninsh, L.M. (2012). [Teacher's Continual Self-Development in Information and Didactic Space].

Outcomes of International Symposium "The achievements of modern science", Vol. 2 - Pedagogy and Training Methods. Odessa: Tchernomorye, pp. 48-62.

2. Kalninsh, L.M. (2011). Informatsionno-didakticheskoe prostranstvo neprery'vnogo samorazvitiya

uchitelya // Proc. 7th Int. Academic and Research Conf. "Dynamics of Scientific Research", Vol. 9 - Pedagogical Sciences. Przemysl: Nauka i studia, pp. 77-83.

3. Kalninsh, L.M. (2010). Informatsionno-didakticheskoe prostranstvo lichnostno-professional'nogo

samorazvitiya uchitelya.Velikiy Novgorod, 287 p.

The paper was submitted 28.10.15.

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕНИСОВА Рутения Робертовна - д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии, Благовещенский государственный педагогический университет. E-mail: ruta-denisova@yandex.ru

Аннотация.. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки воспитателей в связи с реализацией в последние годы важных законодательных документов в системе дошкольного образования. Анализируются профессионально важные качества педагогических работников, обосновывается востребованность коммуникативно-рефлексивных способностей будущего воспитателя. Обращается внимание на то, что подготовка специалистов в области дошкольного образования должна осуществляться в вузах с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед системой отечественного образования.

Обсуждается вопрос обновления методологических оснований процесса профессиональной подготовки кадров для детских садов на основе субъектного, рефлексивного, деятельностного, феноменологического, герменевтического, экзистенциального и др. подходов.

Ключевые слова: профессиональное образование, дошкольное образование, про-

фессиональная подготовка кадров для детских садов, методологические основы подготовки педагогов, ценности образования

Для цитирования: Денисова Р.Р. Ценностные аспекты профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 130-135.

Дошкольное образование в последнее время претерпело существенные изменения, обусловленные выходом в свет и реализацией важных законодательных инициатив, касающихся не только организации, но и содержательного обеспечения развивающей образовательной среды детского сада, направленной на социализацию и индивидуализацию каждого ребенка. Мы имеем в виду Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009 г.), Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (2013 г.), СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (2013 г.), Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (2013 г.) и др.

«Рубежные перемены стадиального характера »(Д.И. Фельдштейн) определяют состояние системы образования в целом и дошкольного в частности. На этом фоне следует констатировать неокончательный характер реализованныхизменений, возможность появления качественно новых позиций и документов, определяющих новое состояние дошкольной практики. Поэтому сегодня востребованы такие профессионалы, которые способны корректировать направление своей деятельности в соответствии с изменяющимися условиями и качественно реализо-вывать современную парадигму развития на этапе дошкольного детства [1].

Внедрение в детские учреждения ФГОС ДО ориентирует высшее образование на выполнение «дежурного поведения». Однако

существующая система профессиональной подготовки кадров не успевает адаптироваться к происходящим в дошкольной сфере преобразованиям, в результате отстает от перспективных направлений развития дошкольного образования и не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям по формированию мобильного, способного к нестандартным трудовым действиям, ответственного и самостоятельного в принятии решений педагога.

За последние годы в высшей школе были предприняты меры (в основном технологического характера), направленные на повышение качества подготовки дошкольных работников. Важнейшим показателем современного профессионального образования остается ориентация на формирование специалистов, готовых к самообразованию, самоопределению, обладающих познавательными, организационными, коммуникативными, креативными и прочими способностями.

В рамках данной статьи считаем важным обратиться к ценностным аспектам подготовки высококвалифицированных специалистов для системы дошкольного образования. Ценностный подход несет огромный воспитательный потенциал, поскольку направлен на формирование базиса личностной культуры, менталитета и профессиональной позиции будущего педагога, которая выражает совокупное отношение специалиста к различным сторонам своей профессиональной деятельности, сформи-рованность гуманистических принципов взаимодействия с другими людьми.

Современные реалии предъявляют высокие требования к личности воспитателя, который в силу своей профессиональной деятельности постоянно общается с широким кругом людей: с детьми, разными по своим индивидуально-психологическим характеристикам; с родителями воспитанников, имеющими различный образовательный и возрастной статус; с коллегами, администрацией детского сада, социальными партнерами и др. Данный аспект деятельности педагога указывает на его повышенную коммуникативную ответственность и необходимость обладания высокоразвитыми коммуникативными способностями и умениями. В ходе реализации интерактивных видов учебных занятий и практик у обучаемых формируются умения учиться, устанавливать контакты, аргументировать свою позицию и т.д. Такой подход отражает процессы модернизации системы профессионального образования, имеющие ярко выраженную коммуникативную направленность, ориентацию на межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания (П.Г. Буева, Б.Л. Вульфсон, Б.Г. Гершунский, В.С. Леднев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Л.В. Хазова и др.). Бесспорно, для будущих воспитателей дошкольных учреждений приобретаемые в высшей школе умения по развитию своего коммуникативного потенциала профессионально значимы и необходимы [2].

Подготовка специалистов в области

дошкольного образования должна осуществляться в вузах с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед системой отечественного образования. Работа воспитателя связана с такими процессами внутреннего бытия ребенка, которые нуждаются скорее в признании, поддержке, понимании и помощи, чем в жестких технологиях. Важным является умение педагога понимать проблему и направленно побуждать воспитанников к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые бы помогали им вступать во взаимодействие друг с другом, открывать новое игровое пространство. По мнению классика отечественной дошкольной педагогики П.Ф. Лесгафта, воспитатель в такой ситуации должен «навести ребенка на размышления, возбудить чувства, умственную и волевую деятельность, приучить его владеть и управлять собой ».

Очевидно, что сегодняшний дошкольник является продуктом «информационной социализации» (А.Г. Асмолов). Современные дети психологически другие: они живут в условиях иного интеллектуального развития, увеличения объёма, сроков обработки и хранения информации, высокой рационализации, стереотипизации и алгоритмизации деятельности, доминирования информационных технологий и виртуальности среды. Ряд ученых (Д.И. Фельд-штейн, А.Г. Гогоберидзе, В.Т. Кудрявцев, Л.В. Трубайчук, О.В. Чиндилова и др.) констатируют, что современные родители «оторваны» от собственных детей, они меньше им читают, мало интересуются их проблемами, предлагают облегчённые и развлекательные занятия. В результате дети воспринимают окружающее через экран телевизора или монитора, нередко в искажённом и переработанном виде. Жизненное пространство современного ребенка заполнили развлекательные передачи, а нередко и реклама; они доминируют и конкурируют с книгой. Все это приводит к нежеланию узнавать дополнительную информацию, к

поверхностности в ее восприятии, низкому уровню читательской компетентности, неспособности концентрировать внимание, самостоятельно осмысливать новое, к преобладанию визуальной формы запоминания материала, стереотипности мыслительных процессов и др. В итоге существенно трансформируется не только структура умственной деятельности детей, но и личностная сфера, что приводит к снижению мотивации достижений, преобладанию эго-центричности, неумению учитывать мнения и интересы других людей и пр. В педагогике и психологии эти явления и процессы называют инфантилизмом, «клиповым сознанием» и «кнопочным мышлением».

В силу указанных обстоятельств, а также учитывая социальную значимость, сложность и неординарность детского развития, нужно сделать акцент на качественном изменении содержания процесса подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), который не должен сводиться лишь к широкому и повсеместному освоению компетенций. Студентам необходимы знания о природе и характере социокультурных трансформаций в структуре самого детства.

Ведущая роль педагога как организатора и модератора образовательного процесса в ДОУ направлена на организацию индивидуализированной развивающей среды, эмоционально комфортной для каждого ребенка и взрослого. В понятие «развивающая среда» мы прежде всего включаем те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. Значение партнерских отношений между воспитателем и ребенком, демократического стиля общения взрослого с ребенком определено в исследованиях Е.А. Аркина, Д.В. Менджериц-кой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, В.А. Петровского, Л.М. Клариной и др.

Ребенок и педагог - субъекты одного образовательного пространства, и позиция, с одной стороны, двойственности и разде-ленности и, с другой - открытости и взаи-

мопроникновения мира воспитателя и ребенка определяются в дошкольном образовании как важнейший путь организации педагогической среды взаимовлияния педагогов и детей. Воспитателей, способных принимать стремление детей к авторству, готовых строить образовательный процесс как взаимодействие равноправных партнеров, к сожалению, немного. На этом фоне повышается значимость субъект-субъектных взаимодействий, благодаря которым ребенок взрослеет, приобретает духовные устремления и ценности, что является необходимым основанием для личностного самостроительства в будущем.

Полноценное развитие личности не происходит само собой, оно предполагает целенаправленно осуществляемое воздействие воспитателя на ребёнка, что не противоречит гуманистической ориентации педагогического процесса и имеет целью выполнение и соблюдение определенных норм и правил. Эта «заданность» нравственно оправданна, так каквоспитанник приобщается к социокультурному опыту, ценностям, традициям и запретам.

Что касается профессионального образования, то, по сути, речь идет о пересмотре методологических оснований процесса подготовки кадров для системы ДОУ, о доминировании в профессиональном образовании субъектного, рефлексивного, де-ятельностного, феноменологического, герменевтического, экзистенциального и др. подходов как ключевых в определении неоднозначных педагогических позиций дошкольной теории и практики. Отметим, что в последнее время в педагогическом образовании наблюдается повышение интереса к рефлексии, рефлексивной психологии, экзистенциальной психологии, феноменологии в изучении профессиональной позиции воспитателя [3]. Однако присутствуют и определенная осторожность в изучении этих областей, и недостаточность использования знаний на практике. В рамках названных нами подходов исходными являются такие категории, как «субъект-

ность», «рефлексия», «саморазвитие», «самоактуализация», «самосознание», «опыт», «ценности», «понимание», «смысл», «переживание», «диалог», «живое знание» и др., которые считаются атрибутивными характеристиками образовательного пространства и обеспечивают целостность исследуемого объекта [4; 5].

Сегодня общепризнанно, что ни одно современное средство и ни одна технология не способны заменить живого участия педагога, который учитывает индивидуальные, возрастные, половые различия детей, уважительно относится к нуждам и потребностям ребенка, формирует ценности здорового образа жизни, развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. Профессиональное образование в информационную эпоху не может основываться только на применении новых технических средств и использовании свежих технологических решений. Новые возможности открывает соответствующая методология, расширяющая цели образования, ориентирующая будущий кадровый потенциал на получение новых знаний в области социального взаимодействия в момент, когда качественно меняются способы и формы общения с родителями, воспитанниками, коллегами, партнерами.

В период стремительного перехода к новым социокультурным отношениям в дошкольной среде необходимы профессионалы высокого уровня, способные адекватно оценивать современные требования к личности ребенка и реализовывать соответствующий образовательный процесс в ДОУ. Поэтому если говорить о высшем профессиональном образовании, то его главные задачи фокусируются не только на приобретении будущими специалистами необходимых знаний (так как сами по себе знания порой не обеспечивают способности эффективно действовать), но и на понимании ими ценностного характера происходящих изменений в той области, где им

предстоит трудиться. А для этого требуется наличие рефлексивной деятельности и практической работы по наполнению конкретных профессиональных навыков "живым содержанием". Понимание отличается от знания более высокой степенью осмысленности, поскольку позволяет вырабатывать отношение к собственным знаниям и производить над ними рефлексию. Понимание основано на диалоге, отражающем как минимум две разные позиции, что задает пространство для рефлексии как собственной деятельности, так и деятельности других людей.

Поэтому общепризнанным девизом системы профессиональной подготовки дошкольных работников должна стать максима «От познания - к пониманию ребенка». Педагогическое образование, максимально соответствующее перспективным потребностям ДОУ, опирается на научные исследования и готовит профессионала, способного предвосхищать социальную ситуацию развития ребенка, его психофизиологического потенциала, прогнозировать, каким будет воспитанник через пять-десять лет.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение требует всестороннего и специально подготовленного педагога. Огромная ответственность ложится на систему высшего педагогического образования, и здесь требуется осуществлять структурирование учебных планов, вносить изменения в содержание учебных дисциплин предметной подготовки на основе методологии «человекоориентиро-ванных» подходов. Смысл профессиональной подготовки видится в обучении студентов взаимодействию с дошкольниками в ходе совместной деятельности, основанной на взаимопонимании и личностном общении, эмоционально-духовном единстве. Это обеспечит опережающий характер профессионального образования, высокое качество подготовки педагогов, готовых гуманистически реализовывать в дошкольных образовательных учреждениях образовательные программы нового поколения.

Литература

1. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-

психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 3-18; Денисова Р.Р. Личностное развитие старших дошкольников: теоретический аспект. М.: Прометей, 2005. 120 с.

2. Серёжникова Р.К. Ценностно-синергети-

ческий подход к организации педагогического процесса в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77-81.

3. Звенигородская Г.П. О феноменологии и

рефлексии в образовании: книга для учителя. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. 2002. 117 с.

4. Волкова С.В. Концепт «смысл» в контек-

сте личностно-ориентированного образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 111-117.

5. Коржуев А.В., Бабаскин В.С., Садыкова А.Р. Педагогическая рефлексия как компонент непрерывного образования преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 77-80. Статья поступила в редакцию 28.10.15.

PRE-SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT: VALUE ASPECTS

DENISOVA Rutheniya R. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Head of Department of special and pre-school pedagogy and psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: ruta-denisova@yandex.ru

Abstract. The article dwells on the problems of pre-school teacher's training in connection with the implementation of the important legal documents recently enacted in the system of pre-school education. The author analyzes the important professional qualities essential for a teacher, substantiates the demand for communicative and reflexive abilities of future teachers. Special attention is paid to the fact that the specialist training in the field of pre-school education should be carried out taking into account the uniqueness of pre-school age and the challenges facing the national education system.

Keywords: professional education, pre-school education, kindergarten teacher's professional training, methodological approaches to pre-school teacher's training, education values

Cite as: Denisova, R.R. (2016). [Pre-school Teacher Professional Development:Value Aspects]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 1 (197), pp. 130135. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Feldshtein, D.I. (1998). Detstvo kak social'no-psihologicheskij fenomen i osoboe sostojanie razvitija

[Childhood as a Social and Psychological Phenomenon and Special State ofDevelopment].Vprosy psihologii [Psychological Issues]. No. 3, pp. 3-18; Denisova, R.R. (2005). Lichnostnoe razvitie starshih doshkol'nikov: teoreticheskij aspect [Personal Development of Elder Preschoolers: Theoretical Aspect]. Moscow, Prometey Publishing, 120 p. (In Russ.)

2. Seryozhnikova, R.K. (2012). [Value-Synergetic Approach to the Pedagogical Process in Higher

School]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp. 77-81. (In Russ.)

3. Zvenigorodskaya, G.P. (2002) O fenomenologii i refleksii v obrazovanii: kniga dlja uchitelja

[About Phenomenology and Reflection in Education: Teacher's Book]. Khabarovsk, Khabarovsk State Pedagogical University Publishing, 117 p. (In Russ.)

4. Volkova, S.V. (2014). [The Concept of Meaning in the Context of the Student-Centered Education].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 111-117. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Korzhuev, A.V., Babaskin, V.S., Sadykova A.R. (2013). [Reflexion as a Strategy in the Process of

Life-Long Pedagogical Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 77-80. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 28.10.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.