Научная статья на тему 'Ценностной фактор важнейший элемент конкурентоспособности продукции, реализуемой на товарном рынке'

Ценностной фактор важнейший элемент конкурентоспособности продукции, реализуемой на товарном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЫ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНЦИИ / МОНОПОЛИЗМ / ТОВАРНЫЕ РЫНКИ / ЦЕННОСТНОЙ ФАКТОР / КАК ЭЛЕМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОТВЕРТОЧНАЯ СБОРКА ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ЗАВОДАХ В РОССИИ / ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В АКТИВИЗАЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / PRICES AS A FACTOR IN COMPETITION / MONOPOLY / COMMODITY MARKETS / VALUE FACTOR / AS AN ELEMENT OF COMPETITIVENESS / SCREWDRIVER ASSEMBLY OF FOREIGN PARTS AT PLANTS IN RUSSIA / THE IMPORTANCE OF PRODUCTIVITY ENHANCING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одесс Владимир Исаакович

Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является достижение конкурентоспособности реализуемых товаров или оказываемых услуг, т.к. доходность от деятельности этих субъектов и, следовательно, устойчивость и возможность дальнейшего развития напрямую зависит от таких факторов, влияющих на конкурентоспособность, как объёмы, цена, качество и формирующие эти показатели издержки производства, транспортные и реализационные затраты и другие подобные факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable the factor the major element of competitiveness of production realized in the commodity market

The main goal of economic agents in a market economy is to achieve the competitiveness of goods sold or services rendered, as profitability of these entitiesand, consequently, the sustainability and further development depends on such factorsthat affect competitiveness, as the volume, price, quality, and forming the se figures the costof production, transportation and sales costs, and other similar factors.

Текст научной работы на тему «Ценностной фактор важнейший элемент конкурентоспособности продукции, реализуемой на товарном рынке»

Одесс В.И.

ЦЕННОСТНОЙ ФАКТОР КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ

12.2. ЦЕННОСТНОЙ ФАКТОР -ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Одесс Владимир Исаакович, д.э.н., профессор, заслуженный экономист России, академик Академии Экономических Наук и Предпринимательской Деятельности России, главный научный сотрудник института проблем рынка РАН, Институт проблем рынка РАН Контакты автора: vodess@yandex.ru

Аннотация. Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является достижение конкурентоспособности реализуемых товаров или оказываемых услуг, т.к. доходность от деятельности этих субъектов и, следовательно, устойчивость и возможность дальнейшего развития напрямую зависит от таких факторов, влияющих на конкурентоспособность, как объёмы, цена, качество и формирующие эти показатели издержки производства, транспортные и реализационные затраты и другие подобные факторы.

Ключевые слова: цены как фактор конкуренции, монополизм, товарные рынки, Ценностной фактор, как элемент конкурентоспособности, от-верточная сборка зарубежных деталей на заводах в России, значение производительности труда в активизации конкурентоспособности

VALUABLE THE FACTOR - THE MAJOR ELEMENT OF COMPETITIVENESS OF PRODUCTION REALIZED IN THE COMMODITY MARKET

Odess Vladimir, Doctor of economic sciences professor, honored economist in Russia, Academician of the Academy of Economic Sciences and Entrepreneurial activity in Russia, Chief Scientist of the Institute of Market Problems, RAS, Institute (MEI) of the Russian Academy of Sciences Annotation: The main goal of economic agents in a market economy is to achieve the competitiveness of goods sold or services rendered, as profitability of these entitiesand, consequently, the sustainability and further development depends on such factorsthat affect competitiveness, as the volume, price, quality, and forming the se figures the costof production, transportation and sales costs, and other similar factors.

Keywords: prices as a factor in competition, monopoly, commodity markets, value factor, as an element of competitiveness, screwdriver assembly of foreign parts at plants in Russia, the importance of productivity enhancing competitiveness

Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является достижение конкурентоспособности реализуемых товаров или оказываемых услуг, т.к. доходность от деятельности этих субъектов и, следовательно, устойчивость и возможность дальнейшего развития напрямую зависит от таких факторов, влияющих на конкурентоспособность, как объёмы, цена, качество и формирующие эти показатели из-

держки производства, транспортные и реализационные затраты и другие подобные факторы.

Наряду с факторами, влияющими на конкурентоспособность отдельных видов реализуемой на товарных рынках продукции, большое значение имеет наличие на данном товарном рынке конкурентной среды. Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность определённых признаков, в частности, таких как минимальное количество монопольных продавцов, волатильность цен на однородную продукцию, реализуемую различными продавцами, постоянное пополнение ассортимента предлагаемых к продаже изделий, предназначенных для одинакового применения и т.п.

Техническая конкурентоспособность изделий - показатель весьма гибкий и динамичный. Этот показатель достаточно часто изменяется в зависимости от темпов научно-технического прогресса, происходящих как в рамках предприятия - изготовителя изделий реализуемых на товарных рынках, так и в масштабах соответствующих отраслей внутри страны, а также у ведущих производителей зарубежных стран. В связи с этим, хотелось бы обратить внимание читателей на усилившееся в последнее время явление по выпуску продукции одной и той же фирмы на производственных мощностях различных стран (например: легковых автомашин, сотовых телефонов, телевизоров и т.п.). Практически на конкурентной основе продаются импортные изделия или изделия, собранные на отечественных предприятиях из зарубежных комплектующих узлов и деталей. Так в России из импортируемых комплектующих деталей на сборочных заводах зарубежных фирм выпускаются и реализуются на товарных рынках и торговых предприятиях автомашины французской фирмы Renault, немецкой Volkswagen, Южнокорейской Hyndai. При этом упор делается на выпуск машин в простейшей комплектации и по приемлемой в России цене. Массовый компактный и доступный по цене сегмент стал определяющим для выбора моделей зарубежными автопроизводителями, которые имеют производство в России. Такое «международное» производство породило новую форму конкуренции. При этом следует учитывать, что зарубежные фирмы проводят постоянный мониторинг эффективности производства и реализации продукции, выпущенной на приведенных выше условиях. В случае выявления каких-либо недостатков фирмы требуют пересмотра условий, установленных в ранее заключенных договорах. Так Volkswagen направил Правительству России требование об изменении правил промсборки автомашин и, в частности, о снятии ограничений по объёму крупноузловой сборки, а также пересмотра обязательства по организации производства двигателей, мотивируя последнее требование тем, что создание завода по производству двигателей является сомнительным с точки зрения достижения окупаемости затрат. В противном случае компания готова отказаться от работы по новому режиму пром-сборки. В Минпромторге России (Департамент автомобильной промышленности) заявили, что принятие новых условий Volksvagen нецелесообразно и для автомобильной промышленности России не лучший вариант. В направлении развития производства автомашин совместно с зарубежными фирмами настоящий технологический прорыв состоялся на заводе «ИжАв-то», где совместно с южнокорейской фирмой KIA Motors после замены устаревшего оборудования и профессиональной переподготовки кадров начался вы-

Бизнес в законе

3'2011

пуск недорогой популярной легковой автомашины KIA Spectra -одной из лучших российских машин в своем классе по соотношению цена-качество. Технология производства этой автомашины на «ИжАвто» сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта качества транснациональным органом по сертификации Der Norske Veritas (Норвегия). Развитие производства конкурентоспособной продукции по приведенной выше схеме требует поступления в значительных объемах целевых прямых денежных инвестиций от зарубежных партнёров .По данным Росстата, объём иностранных инвестиций в экономику России в 2010 году составил $114,7 млрд., но при этом объём прямых иностранных инвестиций снизился за этот период до$13.8 млрд.(на13.2%). Контрольные цифры по этому показателю были названы В.В.Путиным в объёме$60-70 млрд.ежегодно. С точки зрения аналитиков это предложение малореалистично, в т.ч. из-за падения рейтинга России по уровню конкурентоспособности (с 43 места в 2007г. до 51 места в2010г.) и в рейтинге, характеризующем уровень удобства ведения бизнеса, наша страна опустилась по сравнению с 2009г.на 7 позиций и оказалась на 123 месте из учитываемых 183 мест.

Хотелось бы также обратить внимание читателей на важность для оценки конкурентоспособности реализуемых на рынке изделий показателя производительности труда на преприятиях-изготовителях. Здесь, к сожалению, промышленность России (как и ранее в СССР) значительно отстаёт от показателей развитых зарубежных стран, что несомненно снижает наши позиции при конкуренции аналогичных изделий на товарных рынках. Что касается конкуренции, как таковой, то высказываются такие мнения, что у нас её вообще нет в отличие от Запада, где деньги на новые разработки по созданию передовой конкурентоспособной продукции тратит главным образом бизнеса, что их заставляет идти погоня за прибылью.

У нас нужно создавать условия, которые будут поощрять конкуренцию (Е.пРиМАКОВ - «ИЗВЕСТИЯ от 28.02.2011г.) Если оценивать состояние и условия реализации продукции на товарных рынках России в целом, то академик Е.М. Примаков безусловно прав -основные объёмы и стоимость продаваемых там изделий реализуются фирмами - монополистами или фирмами, вступившими между собой в монопольный сговор.

Рассматривая влияние ценностного фактора на рыночную конкуренцию по отдельным видам реализуемой продукции нельзя не обратить внимание на сталь, как основное сырьё для изделий машиностроения. Цены на металлы по мнению специалистов-аналитиков практически почти полностью ориентированы на мировые тренды, в связи с чем влиять на них путем административного регулирования довольно сложно. Тем не менее, ФАС (антимонопольная государственная служба)включила крупнейшие металлургические предприятия в реестр хозяйствующих субъектов с доминирующим положением на рынке. Действительно, на Российском металлургическом рынке еще летом прошлого года разгорелась настоящая война между металлургами и крупнейшими потребителями металлов в связи с ростом цен на эту продукцию. За прошлый год металл подорожал на 20% (на голстолистовой прокат) и на 35% (на плоский прокат из нержавеющей стали). I [о данным Лондонской биржи металлов цена на сталь на конец марта т.г.составляла $ 9,7 тыс./тонна,а при поставке через 3 месяца -

$9711/тонна при объеме поставок по текущим обязательствам 416.8 тыс. тонн. По оценке Минэкономразвития рост цен на чёрные металлы в этом году может составить 30%. Такой рост цен станет значимым инфляционным фактором и негативно повлияет на экономический рост народного хозяйства в целом.

Правительство РФ пытается, используя административные рычаги (или психологическую угрозу их применения) воздействовать на поставщиков отдельных стратегических видов продукции приостановить рост цен. Пока эти попытки реально подействовали только в отношении отдельных нефтепродуктов. По металлургической продукции В.В.Путин предложил вернуться к практике заключения долгосрочных контрактов с заранее определенной формулой установления цены. Пока реакции на это предложение от поставщиков металлоизделий не последовало, а большинство экспертов считает, что в данном случае повторения ситуации с нефтепродукцией не получится.

В заключение необходимо отметить, что предприятия с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идут на снижение цен на свою продукцию. Т.е. цены могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от сложившей на рынке конъюнктуры и планов самого предприятия, хотя уровень цен является важнейшим фактором, ориентированным на повышение конкурентоспособности товара.

Список литературы:

1. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. «Вопросы экономики». 2001. №6, с.36-46

2. Плонский В., Снижение издержек - фактор конкурентоспособности. «Экономист» № 4 1996г.

3. Одесс В.И., Факторы конкурентности на товарных рынках «Конъюнктура товарных рынков» № 2, 2008г.

4. Петров В. Конкурентноспособность «Риск». 1999 №4, с.4-

11

5. Хейвуд Дж. Брайан Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс». 2002

Reference list:

1. Kurenkov Yu, Popov Competitiveness of Russia in the global economy. Economic Issues. 2001. № 6, p.36-46

2. Plonsk B. Reduced costs - a factor of competitiveness. The Economist »№ 4 1996.

3. Odess V. Factors of competition in product markets "commodity markets»№ 2, 2008.

4. V. Competitive Risk. 1999 № 4, p.4-11

5. Heywood, J. Brian Outsourcing: In search of competitive advantage. Trans. from English. Moscow: Publishing house "Williams. " 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.