Научная статья на тему 'Ценностное отношение студентов к образованию как педагогическое понятие'

Ценностное отношение студентов к образованию как педагогическое понятие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2465
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ / EDUCATIONAL OBJECTIVES / VALUE / AXIOLOGICAL ORIENTATIONS / ATTITUDE / AXIOLOGICAL ATTITUDE / AXIOLOGICAL ATTITUDE TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарёва Елена Павловна

Раскрывается содержание понятий ценность», «ценностные ориентации», «отношение», «ценностное отношение», «ценностное отношение к образованию», рассматривается классификация ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' AXIOLOGICAL ATTITUDE TO EDUCATION AS A PEDAGOGICAL NOTION

The content of the notions «value», «axiological orientations», «attitude», «axiological attitude», «axiological attitude to education» are revealed, the classification of values is observed.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение студентов к образованию как педагогическое понятие»

УДК 378.017 ББК 4481.2

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Е.П. Пономарёва

Южно-Уральский государственный университет

STUDENTS’ AXIOLOGICAL ATTITUDE ТО EDUCATION AS A PEDAGOGICAL NOTION

E. Ponomareva South Ural State University

Раскрывается содержание понятий ценность», «ценностные ориентации», «отношение», «ценностное отношение», «ценностное отношение к образованию», рассматривается классификация ценностей.

Ключевые слова: цели образования, ценность, ценностные ориентации, отношение, ценностное отношение, ценностное отношение к образованию.

The content of the notions «value», «axiological orientations», «attitude», «axiological attitude», «axiological attitude to education» are revealed, the classification of values is observed.

Keywords: educational objectives, value, axiological orientations, attitude, axiological attitude, axiological attitude to education.

В традиционной педагогике основной целью образования является передача общественного опыта (знаний, умений, навыков) личности для её всестороннего и гармоничного развития. Такой точки зрения придерживаются многие отечественные педагоги [10, 12], так как учащимся необходимо овладеть системой знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и эстетических идей, поскольку это ему позволит адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры.

Такая цель образования, как считают учёные традиционной педагогики, утверждает отношения к знаниям, умениям и навыкам как превалирующим средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной и волевой сторон личности. Это обеспечит удовлетворение образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, а также гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации [12].

Знания, умения и навыки, конечно, важные социальные ценности, но, нацеливая об-

разование на данные ценности, мы, как педагоги, заслоняем ими самого человека. В настоящее время многие учёные считают, что параметрами, характеризующими образовательный процесс с точки зрения его результативности, являются образованность студентов, состояние их здоровья и сложившиеся у них ценностные отношения к социальным явлениям [1, 10, 13, 15].

Прежде всего, по мнению учёных, пора отказаться от приоритета знаний, умений, навыков учащихся. Их все равно недостаточно в жизни человека. Этот отказ не означает, однако, игнорирования роли знаний, умений и навыков в жизни и жизнедеятельности человека. Речь идет лишь о необходимости смены соответствующего приоритета образования. Знания, умения и навыки могут способствовать становлению других, вновь провозглашаемых, приоритетов образования, а именно образованности, состояния здоровья и ценностного отношения к явлениям действительности [15].

Так, в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «...образование - общественно значимое благо, под которым понимается це-

ленаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности». А в Законе Российской Федерации «Об образовании», в гл. I, ст. 2, подчёркивается, что одним из принципов образования является «... гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье...» [11].

Пропаганда ценностного отношения студентов к образованию, разработка программ, содействующих развитию данного отношения -задачи образования, поставленные как в документах федерального уровня («Национальная доктрина образования в РФ»), так и в документах регионального уровня («Региональная программа развития образования в Челябинской области»), так как общество требует от системы образования развитие образованной личности, способной интегрироваться в окружающей социальной обстановке.

В своём исследовании мы рассматриваем ценностное отношение студентов к образованию основным его (образования) приоритетом. Следовательно, основной целью данного исследования является развитие ценностного отношения студентов к образованию. Но, прежде чем говорить о развитии данного отношения, нам необходимо теоретически изучить состояние проблемы.

Содержание термина «ценностное отношение студентов к образованию» опирается на такие понятия, как «ценность», «ценностные ориентации», «отношение» и «ценностное отношение». Таким образом, чтобы определить, что же является ценностным отношением, мы должны изучить и проанализировать содержание вышеперечисленных терминов.

В целом, проблема изучения ценностей в настоящее время приобретает комплексный характер. Научный статус проблемы не ограничивается одной наукой, она носит многосторонний характер. Понятие «ценность» является предметом изучения многих человеко-ведческих наук: философии, социологии,

культурологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и др.

Н.Г. Багдасарьян, П.И. Пидкасистый и В.П. Тугаринов определяют ценности как предметы, явления, их свойства, которые нужны людям определённого общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов [3, 12, 16]. При этом Н.Г. Багдасарьян добавляет, что ценности - это отношение между субъектами и объектами; норма, задающая образцы и стандарты поведения личности [3].

Позже О.Г. Дробницкий и С.Л. Рубинштейн говорят о ценностях как о нечто значимом для человека [14]. Ценности представляют положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для человека и общества (предметные ценности), а также нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности) [5].

Но, надо заметить, В.П. Тугаринов полагает, что неправомерно определять «ценность» через понятие «значимость», поскольку значимость имеет «вредность» (войны, преступления, болезни), то есть объём этих понятий шире, чем понятие «ценность», причём последнее связано лишь с положительным значением [16].

Рассматривая ценности и как нечто значимое для человека, и как средство удовлетворения потребности человека, В.А. Сластё-нин определяет ценности личности следующим образом: «...ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения её потребностей» [10].

Г.А. Андреева, А.Г. Здравомыслов и Д.А. Леонтьев определяют ценности как продукт жизнедеятельности [2], как социальные образования [8], воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества [3] и как нормы поведения человека [6], которые, по мнению М. Рокича, помогают судить, «...что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования...» [7, с. 19]. То есть, как пишут Г.Н. Сериков и О.А. Хан-жина, ценности - это «...идеалы, обобщённые представления, которые необходимы для оценки и ориентации человека в социальной действительности» [13, с. 46].

Н.Л. Худякова определяет ценности как «... мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно опосредованной формы его отношений с действительностью, которая предстаёт, для него как значимая сама по себе, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создаёт для него сферу должного (проект будущего). Значимой выступает та форма отношений человека с миром и с самим собой (форма его поведения, деятельности), которая переживается человеком как необходимая, поскольку направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий» [1, с. 40].

В данном определении учитываются позиции вышеупомянутых учёных, т. е. Н.Л. Худякова наряду с такими признаками ценностей, как значимость, средство удовлетворения потребностей и интересов, социальность, норма поведения и продукт жизнедеятельности, считает, что ценности также характеризуются как средство разрешения или предотвращения противоречий, направленность деятельности человека, стремление человека к осуществлению деятельности, проект будущего и как форма отношений человека с действительностью. Последнее представляется значимым для нашего исследования, так как мы будем говорить об отношении человека с такой действительностью, как образование.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что существуют различные попытки классификации ценностей.

Э. Фромм делит их на две категории: официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности; действительные, бессознательные (порождённые социальной системой) ценности [7].

В.П. Тугаринов, исходя из субъект-объект-ной концепции, распределил ценности на два вида: ценности жизни (жизнь, здоровье, общение с людьми) и ценности культуры (материальные - техника, жилище и т. д.; духовные -образование, наука, искусство; социально-политические - общественный порядок, мир, безопасность и т. д.) [16].

Также примечательна классификация М. Рокича, который выделяет две основные группы ценностей: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности), каждая из которых обладает своими характеристиками.

Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности -убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях [7].

Наряду с ценностями-целями («то, к чему стремлюсь») и ценностями-средствами («то, как достигаю») В.А. Ядов выделяет ценности-идеалы («я хочу») и ценности-нормы («я должен») [19].

Но, надо отметить, что представленная классификация имеет ряд недостатков. Да, ценностное отношение к образованию - это осознаваемая и в то же время бессознательная форма отношений с действительностью, это ценность жи зни и цель, к которой должен стремиться каждый человек, а именно, стремиться быть образованным. Но данные классификации не отражают показатели качества ценностного отношения к образованию, которые выражены через такие уровни, как низкий, средний и высокий. Соответственно, ценностное отношение к образованию может быть отрицательным, нейтральным и положительным. Поэтому, для нашего исследования предпочтительнее классификация, данная

А. Маслоу и Р.Б. Перри.

Р.Б. Перри классифицирует ценности по модальностям интересов на позитивные и негативные, прогрессивные и регрессивные, актуальные и потенциальные [7]. Такой же классификации придерживается А. Маслоу, который называет позитивные или прогрессивные ценности высшими ценностями, так как они присуще самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, самодостаточность). В свою очередь негативные или регрессивные ценности -низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена [8].

Надо также отметить, что ценностное отношение к образованию отражает общественный (мы будем рассматривать образование как общественную ценность) и личный (образованность как личную ценность) аспект отношения с действительностью. Следовательно, нам представляется приемлемой ещё одна классификация, данная современными педагогами Г.Н. Сериковым, Н.Л. Худяковой и др.

Они разделяют ценности на общественные или социальные ценности (ценности, которые удовлетворяют потребности общества, группы) и личные ценности (ценности, которые удовлетворяют потребности и интересы самой личности) [13].

Непосредственно с понятием «ценность» связано понятие «ценностные ориентации», которые отражают индивидуальные или групповые представления о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности людей.

Проблема ценностных ориентаций человека, как и любая другая проблема, является полинаучной и рассматривается с позиции философии, социологии, психологии, педагогики и др.

Руководствуясь выделенными признаками ценностей, а также представленными классификациями, мы считаем необходимым дать определение термина «ценностные ориентации», учитывая данные признаки.

Ценностные ориентации - это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающиеся в их сознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее [18]. В результате этого отношения проявляется свободный, оценочный выбор социально значимых предметов [2]. В.Н. Мяси-щев добавляет, что ценностные ориентации -это связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях [9].

В педагогической науке ценностными ориентациями называют социальные ценности, усвоенные и принятые человеком. Ими он руководствуется в жизни. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость человека, преемственность определённого типа поведения и деятельности [13].

В психологической науке ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [2]. При этом А.В. Кирьякова и

С.Л. Рубинштейн также трактуют ценностные ориентации как нечто значимое для человека, но это значимое предстаёт в форме потребно-

стей и ценностей [14], которые им осознаются и переживаются [7].

Данную точку зрения разделяет в своих работах В.И. Сластёнин. Учёный утверждает, что ценностные ориентации отражают содержательную сторону направленности личности, характер её отношения к действительности и могут рассматриваться как основания оценок субъектом окружающей действительности в соответствии с общественными ценностями, имеющими личностную значимость для субъекта [10].

Таким образом, мы можем сказать, что ценностные ориентации, с одной стороны, определяются как процесс ориентирования в ценностях, с другой стороны, это результат деятельности ориентирования, закреплённый в виде ценностных установок.

Ценности человека нас интересуют, прежде всего, потому, что они каким-то образом определяют направленность активности человека, проявляющейся в его отношениях с действительностью. Поэтому сначала нам необходимо выяснить, что же представляют собой эти отношения.

В целом термин «отношение» относится к философской категории. Таким образом, рассмотрим содержание данного понятия с точки зрения философии.

В философии ценностное отношение понимается как момент взаимосвязи всех явлений, как отражение единства нужды или потребности субъекта и свойств объекта. Оно характеризует связь внешнего и внутреннего, объективного и субъективного и фиксирует направленность человека на объекты ценности. С их помощью личность реализует свои ценностные отношения, объективирует свои потребности [18].

В психологии также проводились исследования, посвящённые изучению термина «отношение».

Анализ текстов В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. показывает, что термин «отношение» использовался ими в двух смыслах. Через него обозначалась взаимосвязь человека с миром. В то же время через отношение описывались явления, связанные с направленностью активности человека [9, 14]. При этом В.Н. Мясищев выделяет такие признаки отношения, как избирательность, иерархичность, осознанность и субъект-объектность [9].

Таким образом, изучив термины «ценности», «ценностные ориентации» и «отношение», нам видится целесообразным рассмот-

реть, ЧТО же представляет собой ценностное отношение к образованию. Ниже представлены определения, отражающие те признаки, о которых мы говорили выше.

О.В. Лешер трактует ценностное отношение как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений.

Ценностное отношение, по мнению

О.В. Лешер, тесно связано как с познавательной стороной деятельности субъекта, так и с его преобразующей деятельностью и составляет их стержень [19].

В педагогической науке также существует ряд определений ценностному отношению.

Г.Н. Сериков и О.А. Ханжина считают, что целесообразно рассматривать ценностное отношение как «...аспект сложившихся ценностных ориентаций, так как в них выражается отношение человека к различного рода социальным аспектам жизнедеятельности» [13, с. 47]. А А.В. Кирьякова замечает, что данное отношение эмоционально окрашено личностным принятием или неприятием [7], в зависимости от значимости для личности.

Н.Л. Худякова добавляет, что ценностное отношение — «...это вид ... опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение является аспектом любого ... опосредованного отношения человека с действительностью» [1, с. 44]. Н.Л. Худякова также связывает ценностное отношение с такими процессами, как «согласование» и «оценивание», так как «в ценностном отношении происходит согласование информации о чувственно воспринимаемой человеком действительности, которое осуществляется через взаимное оценивание относящимися сторонами переживаемого им отношения. В результате такого оценивания возникает образ оптимальной или гармоничной формы фактически переживаемого человеком ... опосредованного отношения, стремление к которому и фиксируется сознанием человека как личностная ценность» [1, с. 44-45]. При этом Е.С. Бородина и Ю.В. Тягунова подчёркивают, что ценностное отношение — это не просто вид отношения человека, а это связь человека с социальной действительностью [4, 17].

Так как ценностное отношение выражает связь человека с какими-либо социальными явлениями, то таким образом в науке рассматривается ценностное отношение к культуре [6], к здоровью [15], к образованию [4, 13], к семье [17] и к другим социальным явлениям.

В своём исследовании мы рассматриваем ценностное отношение студентов к образованию, поэтому нас интересует содержание данного понятия.

Прежде всего, на основе указанных признаков ценностей и ценностного отношения, мы выделяем такие признаки ценностного отношения к образованию, как:

- значимость образования для человека;

- средство удовлетворения потребностей и интересов человека;

- связь человека с образованием;

- образованность;

-профессиональная направленность образовательной деятельности человека;

- стремление человека к осуществлению образовательной деятельности;

- результативность образовательной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что ценностное отношение к образованию -это связь человека с образованием, проявляющаяся в стремлении человека к осуществлению и продолжению образовательной деятельности и рассматривающаяся как нечто значимое для его жизнедеятельности, благоприятствующая результативности образовательной деятельности.

Литература

1. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие: в 2 ч. / под ред. Н.Л. Худяковой. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т: Юж.-Урал. науч.-образ. центр Рос. акад. образования, 2002.-Ч 1. - 146 с.

2. Андреева, Г.А. Социальная психология / Г.А. Андреева. - М.: МГУ, 1988. - 432 с.

3. Багдасаръян, Н.Г. Культурология / Н.Г. Багдасаръян. - М.: Высш. шк., 2005. -709 с.

4. Бородина, Е.С. Воспитание ценностного отношения младших школьников к образованию: теоретические предпосылки и реализация в практике образовательных учреждений: учеб.-метод. пособие / Е.С. Бородина. -Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2007. -48 с.

5. Дробницкий, О.Г. Ценность / О.Г Дроб-нщкий // Философская энциклопедия. — М., 1970. - Г. 5. - С 462-463.

6. Здравомыслов, А.Г Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Педагогика, 1986. - 223 с.

7. Карпугмина, Л. В. Психология ценностей российской молодёжи: моногр. / Л.В. Карпу-шина, А.В. Капцов. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009.-252 с.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

9. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: ИПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

10. Общая педагогика: в 2 ч. / под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -41.- 288 с.

11. Официальный сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации. -М., 2009. - http://mon.gov.ru

12. Педагогика / под ред. П.И. Пидкаси-стого. - М.: Высш. образование, 2008. - 430 с.

13. Показатели оценки качества резуль-

татов образовательного процесса /И.О. Кот-лярова, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, О.А. Хан-жина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». -2008. - Вып. 17.-М 29 (129). - С 31-51.

14. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 328 с.

15. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.

16. Тугаринов, В.П. Проблема ценностей в философии / В.И Тугаринов. - М.; Л.: ЛГУ, 1965. - С. 15-16.

17. Тягунова, Ю.В. Развитие готовности учителя к воспитанию у подростков ценностного отношения к семье: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Тягунова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 24 с.

18. Философский энциклопедический словарь /сост. Е.Ф. Губский и др. — М.: ИНФРА-М, 1999.-574 с.

19. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы /

В.А. Ядов. - Самара: Самарский ун-т, 1995. -331 с.

Поступила в редакцию 25 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.