Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые отношения к деньгам. Их виды и характеристики у представителей человековедческих профессий'

Ценностно-смысловые отношения к деньгам. Их виды и характеристики у представителей человековедческих профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
643
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ОЦЕНКИ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНКРЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / СРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / СИТУАТИВНО-ПОТРЕБНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / ЗАРАБАТЫВАНИЕ ДЕНЕГ / НАКОПЛЕНИЕ ДЕНЕГ / ТРАТА ДЕНЕГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махрина Елена Александрова

Психологические отношения к деньгам рассмотрены нами как ценностно-смысловые. Структурными компонентами ценностно-смысловых отношений выступают мотивационно-когнитивный (ведущий), эмоциональный и конативный, а характеристиками ведущая, отражающая целостность этих отношений; специфические, отражающие особенности каждого из их компонентов. Виды ценностно-смысловых отношений различаются по содержанию их ведущего мотивационно-когнитивного компонента. Специфика отдельных характеристик каждого из видов ценностно-смысловых отношений к деньгам различна и обусловлена полом, возрастом, этапом профессионального становления и профессиональной принадлежностью представителей человековедческих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Махрина Елена Александрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые отношения к деньгам. Их виды и характеристики у представителей человековедческих профессий»

Как видно из таблицы, высокий уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности отмечается, по данных всех обследованных выборок, у 37,5 % старшекурсников. Требуемый (достаточный) уровень готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности проявляют 43,3 % старшекурсников. Таким образом, более 80 % старшекурсников демонстрируют готовность к будущему профессиональному труду в совокупности всех ее составляющих.

Критический (недостаточный) уровень готовности к психолого-педагогической деятельности проявляется у 17,3 % из числа всех обследованных студентов, хотя в отдельных видах психолого-педагогической деятельности (лекционно-просветительская, диагностическая) и у них отмечаются заметные успехи. Низкий (недопустимый) уровень готовности к профессиональному труду проявляется у отдельных студентов (1,9 %, 2 человека из 104), изначально (с момента поступления в институт) не проявляющих профессиональной мотивации.

Высокий и достаточный уровни готовности к будущему профессиональному труду отмечаются у студентов, которые не только проявляют добросовестное отношение к учебным занятиям, но также активно участвуют во внеучебной деятельности (работа в научном студенческом обществе, волонтерская деятельность, работа с будущими абитуриентами, старшеклассниками, учащимися колледжей), посещают факультативные курсы (например, курс «Психология индивидуального подхода»), участвуют в организуемых кафедрой парламентских дебатах, работе клуба интеллектуальных игр, центра психологического консультирования.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности применяемых форм и методов учебной и внеучебной работы со студентами в плане обеспечения их готовности к будущей профессиональной деятельности психолога образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акинина, Г. Система оценки и вознаграждения педагогов // Директор школы. - 2000. - № 5. - С. 22-26.

2. Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. - М.: Педагогика, 1990.

3. Маркова, А. К. Диагностика развития школьников в процессе обучения / А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева // Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск, 1992. - С. 4-99.

4. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993.

5. Пуйлова, М. А. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию психологической информации в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Пуйлова. - Елец, 2005.

6. Ситаров, В. А. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. - М.: Международная педагогическая академия, 1997.

7. Сластенин, В. А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя / под ред. А. И. Щербакова. - Л.: Изд-во Ленинград. гос. пед. ин-та имени А. И. Герцена, 1976. - С. 30-46.

УДК 159.9 ББК 88.46

Е. А. Махрина

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ.

ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Аннотация. Психологические отношения к деньгам рассмотрены нами как ценностно-смысловые. Структурными компонентами ценностно-смысловых отношений выступают мотива-ционно-когнитивный (ведущий), эмоциональный и конативный, а характеристиками - ведущая, отражающая целостность этих отношений; специфические, отражающие особенности каждого из их компонентов. Виды ценностно-смысловых отношений различаются по содержанию их ведущего мотивационно-когнитивного компонента. Специфика отдельных характеристик каждого из видов ценностно-смысловых отношений к деньгам различна и обусловлена полом, возрастом, этапом профессионального становления и профессиональной принадлежностью представителей че-ловековедческих профессий.

Ключевые слова: отношения, ценности, смыслы, оценки, иерархия ценностей, ценностно -смысловые отношения, конкретные ценности, ценностное отношение к деньгам, средственное отношение к деньгам, ситуативно-потребностное отношение к деньгам, зарабатывание денег, накопление денег, трата денег.

E. A. Makhrina

AXIOLOGICAL-CONCEPTUAL ATTITUDES TO MONEY.

THEIR TYPES AND CHARACTERISTICS AMONG REPRESENTATIVES OF HUMANOLOGIC PROFESSIONS

Abstract. Psychological attitudes to money are considered as axiological-conceptual by us. The structural components of axiological-conceptual attitudes are conative-cognitive (master), emotional and conative, and the characteristics are master, reflective integrality of these attitudes, specific, reflecting features of every of these components. Axiological-conceptual types are varied in content of their master conative-cognitive component. Specificity of separate characteristics of every type of axiological-conceptual attitudes to money is various, it is determined by sex, age, development plan item and professional belonging of representatives of humanologic professions.

Key words: attitudes, values, meanings, appraisals, value hierarchy, axiological-conceptual attitudes, concrete values, axiological attitude to money, means attitude to money, situational-driving attitude to money, money earning, money accumulation, money spending.

В современной России деньги перестали быть абстрактным средством для регулирования экономических отношений. Они имеют собственную ценность, причем зачастую занимающую ведущее место в системе ценностей человека. Неразработанность данной проблематики в отечественной науке и, соответственно, ее актуальность объясняется теми объективными условиями, в которых всем нам довелось жить в недавнем историческом прошлом: фиксированная, без обсуждения с работником установленная заработная плата, весьма призрачные перспективы должностного роста и, соответственно, роста материального благополучия, отсутствие связи между объемом вклада работника в работу и развитие организации и материальной отдачей, феномен «подпольных миллионеров». Отношение к деньгам для выживания в этих условиях, скорее всего, должно было быть философским. В этом отношении, наверное, бытие определяло монетарное сознание, для развития которого не было никаких предпосылок. Однако именно такое положение дел стало источником формирования многих комплексов в отношении к деньгам и ко всему, что с ними связано, в нынешнем сознании и самосознании россиян. Идолизация денег либо презрение к ним, негативное, а зачастую и агрессивное отношение граждан к богатым, неумение обсуждать вопросы, связанные с размером оплаты труда при найме на работу, неловкость, которую испытывают многие люди в данных ситуациях, - вот реальность сегодняшнего отношения к деньгам в нашем обществе.

Для представителей человековедческих профессий проблема отношения к деньгам приобретает особое значение, поскольку необходимость оплаты их профессиональных услуг вызывает противоречивые реакции как у различных представителей российского населения, так и у самих представителей этих профессиональных групп. Для специалиста в сфере «человек - человек» отношение к вопросу оплаты собственного труда имеет очень большое значение для удовлетворенности процессом труда, повышения своего профессионализма, определения своей нравственной позиции и т.д. Поэтому необходим психологический анализ характеристик и содержания отношения к деньгам у представителей человековедческих профессий.

Особенно значимым для психологии личности является изучение ценностно-смысловых отношений к деньгам, т.к. они играют роль регулятора денежного поведения человека, эмоциональных оценок в адрес денег, репрезентации денег в сознании человека как определённых ценностей и смыслов. Поэтому необходимо целостное изучение видов, содержания, структуры и специфики характеристик ценностно-смысловых отношений субъекта к деньгам.

Ценностно-смысловые отношения к деньгам определяются нами как устойчивые психологические отношения субъекта, в которых деньги презентируются как желательные, должные, совершенные (ценности) для субъекта либо как занимающие место средства в его жизнедеятельности для реализации тех или иных его потребностей и ценностей [6].

Под характеристиками ценностно-смысловых отношений к деньгам понимаются такие признаки этих отношений, которые в своем проявлении могут быть зафиксированы и измерены. Выраженность характеристик того или иного вида ценностно-смысловых отношений к деньгам различна [6].

В большинстве исследований принимается во внимание социально-психологический аспект отношений к деньгам. Поэтому необходимо расширить существующее понимание природы, функций и свойств отношений к деньгам с точки зрения видов, характеристик этих отношений в связи с половой и профессиональной принадлежностью субъектов, находящихся на разных этапах профессионального становления.

Цель исследования состояла в установлении и изучении видов и характеристик ценностно-смысловых отношений к деньгам у студентов и работающих в человековедческих профессиях.

В нашем исследовании мы опирались на ряд методологических положений, главными из которых явились положения о содержании, структуре, видах и характеристиках отношений [7; 2; 5], о соотношении понятий ценности и смыслы [3; 4] о ценностно-смысловых отношениях и критериях их выделения [1]. Это позволило нам определить ценностно-смысловые отношения к деньгам, установить их виды и разработать характеристики этих отношений.

Нами определена следующая структура ценностно-смысловых отношений к деньгам, включающая три компонента:

• мотивационно-когнитивный компонент (является ведущим в структуре отношений к деньгам и включает мотив жизнедеятельности «деньги» и его место среди других мотивов жизнедеятельности, а также терминальные ценности «материально обеспеченная жизнь» и «высокое материальное положение», значимо положительно связанные с мотивом жизнедеятельности «деньги»);

• эмоциональный компонент (включает переживания, оценки, чувства в отношении денег);

• конативный компонент (выражается в действиях и намерениях в адрес денег) [6].

В ходе исследования нами были выделены следующие характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам:

• конкретность / абстрактность (степень выраженности конкретных - терминальных и инструментальных, абстрактных и антиценностей) - в когнитивном компоненте;

• генерализованность / концентрированность (полнота / узость отражения человеком тех или иных сфер жизнедеятельности, где деньги могут быть реализованы для удовлетворения его ценностей и потребностей) - в когнитивном компоненте;

• осознанность (совпадение / несовпадение осознанной и неосознанной оценки человеком ценности денег для него) - в когнитивном компоненте;

• модальность (эмоциональная знаково-качественная насыщенность отношений к деньгам) - в эмоциональном компоненте;

• действенность / интенциональность (выраженность активности человека в овладении деньгами) - в конативном компоненте;

• когерентность (взаимосвязанность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношений к деньгам) [6].

Разработаны следующие критерии для выделения видов ценностно-смысловых отношений к деньгам:

• место (ведущее, рядоположное с другими, последнее) мотива жизнедеятельности «деньги» в сочетании с местом (ведущим, рядоположным с другими, последним) терминальной ценности «высокое материальное положение» и «материально обеспеченная жизнь» в иерархии других мотивов жизнедеятельности и других терминальных ценностей;

• вербальная репрезентация субъектом денег как терминальных, инструментальных ценностей или как посредника в удовлетворении конкретных потребностей[6];

На основе этих критериев были выделены следующие виды ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей человековедческих профессий: ценностные, средственные и ситуативно-потребностные.

Определена специфика характеристик каждого из видов ценностно-смысловых отношений к деньгам:

• при ценностном отношении к деньгам деньги вербально презентируются субъектами преимущественно как конкретные терминальные ценности. Этот вид отношений к деньгам характеризуется конкретностью, умеренной генерализованностью, осознанностью в мотивационно-когнитивном компоненте; доминированием модальности «радость» в эмоциональном компоненте; доминированием действенности, направленной на зарабатывание денег в конативном компоненте; высокой когерентностью [6];

• при средственном отношении к деньгам деньги вербально презентируются субъектами преимущественно как конкретные (терминальные и инструментальные) и абстрактные ценности. Этот вид отношений характеризуется как конкретностью, так и абстрактностью, концентриро-ванностью, осознанностью в мотивационно-когнитивном компоненте; доминированием модальности «радость» в эмоциональном компоненте; доминированием действенности, направленной на зарабатывание и накопление денег в конативном компоненте; умеренной когерентностью [6];

• при ситуативно-потребностном отношении к деньгам имеет место индивидуальная вербальная презентация денег субъектами. Этот вид отношений характеризуются как конкретностью, так и абстрактностью, умеренной генерализованностью, осознанностью в мотивационно-когнитив-ном компоненте; доминированием модальности «радость» в эмоциональном компоненте; доминированием действенности, направленной на трату денег в конативном компоненте; низкой когерентностью [6].

Специфика характеристик ценностного отношения к деньгам обусловлена полом, этапом профессионального становления и профессиональной принадлежностью субъектов:

• половая дифференциация в ценностных отношениях к деньгам у студентов проявляется в специфике таких характеристик отношений, как конкретность / абстрактность, концентрирован-ность / генерализованность (мотивационно-когнитивный компонент); модальность (эмоциональный компонент); действенность (конативный компонент); когерентность;

• половая дифференциация в ценностных отношениях к деньгам у работающих субъектов проявляется в специфике таких характеристик отношений, как конкретность / абстрактность, кон-центрированность / генерализованность (мотивационно-когнитивный компонент);

• профессиональная принадлежность дифференцирует ценностные отношения работающих субъектов по специфике таких характеристик, как концентрированность / генерализованность (мотивационно-когнитивный компонент); модальность (эмоциональный компонент) [6].

Специфика характеристик средственного отношения к деньгам обусловлена полом, этапом профессионального становления и профессиональной принадлежностью субъектов:

половая дифференциация в средственных отношениях к деньгам у студентов проявляется в специфике таких характеристик отношений, как концентрированность / генерализованность (мотивационно-когнитивный компонент); модальность (эмоциональный компонент);

• половая дифференциация в средственных отношениях к деньгам у работающих субъектов проявляется в специфике таких характеристик отношений, как концентрированность / генерализо-ванность (мотивационно-когнитивный компонент); модальность (эмоциональный компонент); действенность (конативный компонент);

• профессиональная принадлежность дифференцирует средственные отношения работающих субъектов по специфике таких характеристик, как концентрированность / генерализованность (мотивационно-когнитивный компонент); модальность (эмоциональный компонент); действенность / интенциональность (конативный компонент) [6].

Специфика характеристик ситуативно-потребностного отношения к деньгам обусловлена полом, этапом профессионального становления и профессиональной принадлежностью субъектов:

• половая дифференциация в ситуативно -потребностных отношениях к деньгам у студентов проявляется в специфике таких характеристик отношений, как действенность / интенциональность (конативный компонент); когерентность;

• половая дифференциация в ситуативно-потребностных отношениях к деньгам у работающих субъектов проявляется в специфике таких характеристик отношений, как концентрированность / генерализованность (мотивационно-когнитивный компонент); модальность (эмоциональный компонент); действенность / интенциональность (конативный компонент); когерентность;

• профессиональная принадлежность дифференцирует ситуативно-потребностные отношения работающих субъектов по специфике такой характеристике, как модальность (эмоциональный компонент) [6].

Результаты нашего исследования расширяют и уточняют область существующих теоретических представлений о содержании и характеристиках ценностно-смысловых отношений к деньгам. Данные, полученные в исследовании, вносят вклад в изучение системы отношений личности.

Нами разработан оригинальный методический инструментарий для изучения ценностно -смысловых отношений к деньгам (анкета для изучения трех компонентов отношения к деньгам и эмпирические показатели характеристик ценностно-смысловых отношений к деньгам).

Полученные результаты исследования расширяют область существующих в психологии личности теоретических представлений о содержании и характеристиках ценностно-смысловых отношений к деньгам. Полученные данные и разработанная процедура исследования содержания и характеристик ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей человековедческих профессий могут быть рекомендованы для использования в психологии половых и гендерных различий, в психологическом консультировании, в практике рекрутинговых и кадровых агентств по подбору персонала, в практике проведения тренингов по осознаванию субъектами отношений к деньгам и их монетарного поведения, в практике психологической работы с представителямиче-ловековедческих профессий по вопросам оптимизации их отношений к деньгам.

Нами предложены основанные на результатах исследования практические рекомендации психологам для работы с представителями человековедческих профессий с тем или иным видом ценностно-смысловых отношений к деньгам с учётом их пола, этапа профессионального становления и профессиональной принадлежности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Джанерьян, С. Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ / С. Т. Джанерьян. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2005. - 480 с.

2. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: Изд-во «ЧеРо», 2000. - С. 472-492.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1978.

- 267 с.

4. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во «Смысл», 2003. - 487 с.

5. Левченко, Е. В. История психологии отношений: дис. ... д-ра психол. наук / Е. В. Левченко. - СПб., 1995.

- 397 с.

6. Махрина, Е. А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий: дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Махрина. - Ростов н/Д., 2006. - 234 с.

7. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во ин-та практической психологии, 1995. - 356 с.

УДК 159.922.5 ББК 15.31.31

Е. Г. Петрова, О. А. Холина

ПРОБЛЕМА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В настоящее время суицид является одной из главных причин смерти молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, в семье и интимно-личностных сферах.

Ключевые слова: суицидальное поведение, суицидология, самоубийство, психологическая дезадаптация, фрустрация, эмоциональные нарушения, осознанное лишение себя жизни.

E. G. Petrova, O. A. Kholina PROBLEM OF SUICIDE BEHAVIOUR IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Abstract. Now the suicide is one of the main causes of death of young people at the age from fifteen till twenty four years. As the reason of suicides the sharp conflicts can serve in study, in a family and intimate and personal spheres.

Key words: suicide behavior, suitsidologiya, suicide, psychological dezadaptatsiya, frustratsiya, the emotional violations, the realized deprivation of lives.

Отношение к суициду в разные эпохи было разным и во многом зависело от религий и морально-этических норм и традиций. В настоящее время на основе разных исследований и научных работ развивается новая отрасль в науке - суицидология, посвященная проблеме самоубийства и его профилактике.

Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Различные аспекты суицидального поведения изучали В. Штерн, В. Франкл, Н. Фабероу, Э. Шнейдерман и другие. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались психиатр В. И. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А. Кочетов (занимался работой с трудными детьми), В. В. Лебединский (исследовал эмоциональные нарушения в детском возрасте). Интерес к этой проблеме не угасает: ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств. Самоубийство превратилось в одну из острейших проблем нашего общества.

Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл, осознанное лишение себя жизни [7, 12].

Суицидальное поведение - понятие более широкое и, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления [23, 17].

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента. Суицидальными попытками считают демонстративно-постановочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни [1, 23].

Самоубийства свидетельствуют о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом. Покушение на самоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.