Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые аспекты подготовки личности к профессиональной деятельности'

Ценностно-смысловые аспекты подготовки личности к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛОГОАНАЛИЗ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / VALUESEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY / PROFESSIONAL BECOMING / SELFDESIGN OF THE PERSONALITY / LOGICAL ANALYSIS / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буравлева Наталья Анатольевна, Грицкевич Наталья Константиновна

Развитие ценностно-смысловой сферы студентов вуза в ходе образовательного процесса способствует более успешной подготовке их к профессиональной деятельности, достижению зрелости. Актуальность этого вопроса вызвана изменениями в обществе, качественной перестройкой системы образования страны. Большой потенциал развития ценностно-смысловой сферы личности заложен в самом образовательном процессе. Необходимо учитывать организационные и содержательные факторы психолого-педагогического сопровождения личностного становления студентов вуза. Эффективным средством развития ценностей и смыслов обучающихся является логоанализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буравлева Наталья Анатольевна, Грицкевич Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE- SEMANTIC ASPECTS OF TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

The evolution of the valuesemantic sphere of students of higher education institution during educational process promotes more successful training for professional activity and achievement of maturity. Relevance of the question is caused by changes in society, high-quality reorganization of an education system of the country. The federal educational standard forms inquiry to the university graduate, to his vocational training and personal qualities. In the priority are the development of subjectivity, tolerance, communicative competence, the value-semantic sphere of the individual. Modern competence-based approach in education relies on the process of an interiorization, it means that the student must not only acquire knowledge, but also grow personally. High potential of development of the value-semantic sphere of the personality is put in the educational process. It is necessary to consider organizational and important factors of psychology and pedagogical maintenance of personal formation of students of higher education institution. Organizational factors have to include specially developed technologies focused on independent work of students, dialogue style of communication between participants of educational process, expansion of a range of methodological approaches to the training material and oriented exercises for practice. Substantial factors should be aimed at understanding by students of their desires and opportunities, ideas about themselves in the future profession. It is very important that personal and professional values and meanings do not contradict each other and created harmonious structure.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые аспекты подготовки личности к профессиональной деятельности»

УДК 159 . 99

РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-96-101

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. А. Буравлева, Н. К. Грицкевич

Томский государственный педагогический университет, Томск

Развитие ценностно-смысловой сферы студентов вуза в ходе образовательного процесса способствует более успешной подготовке их к профессиональной деятельности, достижению зрелости. Актуальность этого вопроса вызвана изменениями в обществе, качественной перестройкой системы образования страны. Большой потенциал развития ценностно-смысловой сферы личности заложен в самом образовательном процессе. Необходимо учитывать организационные и содержательные факторы психолого-педагогического сопровождения личностного становления студентов вуза. Эффективным средством развития ценностей и смыслов обучающихся является логоанализ.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, профессиональное становление, самопроектирование личности, логоанализ, компетентностный подход.

Стремительные трансформации, происходящие сегодня в обществе, ставят человека перед необходимостью постоянного саморазвития, самопроектирования. В этих условиях образовательные учреждения как важнейшие институты социализации должны отвечать требованиям общества, перспективам его совершенствования. В настоящее время мы наблюдаем качественные изменения современной системы образования, переход к компетент-ностному оцениванию результатов образовательного процесса. Эти перемены отразились на всех уровнях обучения, в том числе и в высшей школе.

На данный момент федеральный образовательный стандарт (ФГОС) формирует достаточно высокие запросы к выпускнику вуза, к его профессиональной подготовке и личностным качествам. При этом приоритетность имеет развитие субъектности, толерантности, коммуникативной компетентности, ценностно-смысловой сферы личности. Акцент на личностных качествах обучающихся делается в различных сферах подготовки специалистов, но в образовательном процессе будущих педагогов-психологов он принципиально значим.

В программе направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» обозначена необходимость формирования у обучающихся таких компетенций, как готовность к саморазвитию, самореализации, умение организовывать межличностные контакты, осуществлять исследовательскую деятельность, обладать лидерскими качествами, творчески подходить к решению различных вопросов. Будущая профессиональная деятельность невозможна без осознания ответственности за результат своего труда, готовности к ежедневной работе по совершенствованию себя как личности и как профессионала.

Компетентностный подход в своей основе опирается на процесс интериоризации, т. е. не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности. Учитывая принципы системности, единства сознания и деятельности, современный образовательный процесс рассматривает личность как целостность, которая развивается при единстве двух процессов: внешнего - социального и внутреннего - личностного. В связи с этим процесс обучения должен быть организован по принципу жизнетворческих мастерских, где идет переработка жизненного опыта, и широко применять интерактивные, практико-ориентиро-

ванные методы обучения: мастер-классы, тренинги, практикумы, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и т. п. [1].

Сегодня профессиональное становление невозможно рассматривать без процесса самопроектирования личности, самоосуществления, самореализации. Соответственно, на первый план выступают такие критерии, как ценности человека, смысл деятельности, иерархия мотивов, становление профессионального мировоззрения. В этих условиях одним из факторов личностной подготовки к профессиональной деятельности является процесс становления ценностных, смысловых ориентаций студентов, так как они во многом определяют поведение, отношение человека к другим людям, к миру, самому себе [2].

Исследование ценностно-смысловой сферы личности отражено в последние годы в работах таких исследователей, как Д. А. Леонтьев, В. Э. Чудновский, Д. И. Фельдштейн, А. В. Серый, М. С. Яницкий, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков, К. В. Карпинский, В. И. Панов и др. Так, например, А. Г. Асмолов считает, что понятие «смысл» является основным в современной психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [3]. М. С. Яницкий делает акцент на том, что ценности задают вектор развития человека, способствуют его личностному росту [4]. А. В. Серый подчеркивает, что смысловая сфера личности является центральным элементом ее сложной структуры, определяет спектр взаимоотношений человека с окружающими [5]. А. Н. Леонтьев говорит о существовании своеобразных «узлов», соединяющих различные виды деятельности в целостные личностные структуры, отождествляет эти «узлы» с ценностными образованиями, формирующими основу личности [6]. В качестве механизма, который детерминирует поведение человека, становление его как личности, трактует ценностно-смысловую сферу личности В. Э. Чудновский [7]. В. Франкл в своих работах пишет, что в случае отсутствия смысловых ориен-таций у человека наступает состояние фрустрации, или экзистенциального вакуума [8].

Развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся в условиях высшей школы имеет свою специфику, так как этот период связан с переходом из одной социальной ситуации развития в другую, изменением многих стереотипов, установок, статуса, идентификацией себя с субъектом будущей профессиональной деятельности, формированием личностной зрелости. С точки зрения профессионального и личностного становления молодых людей, период обучения в вузе является сензитивным, определяющим во многом их последующую жизнь, поэтому очень важно, чтобы процесс обучения был неразрывно связан не только с определенным кругом предметных знаний, но и с воспитанием, развитием личности, трансформацией ценностно-смысловой сферы [9].

На взгляд авторов, необходим комплекс организационных и содержательных факторов психолого-педагогического сопровождения личностного становления студентов вуза. В качестве организационных факторов он должен включать в себя специально разработанные технологии, ориентирован на увеличение доли самостоятельной работы студентов, диалоговый стиль общения между участниками образовательного процесса, расширение спектра методологических подходов к изучаемому материалу, практико-ориентированный характер занятий.

Содержательно процесс подготовки во многом должен быть направлен на осознание студентами того, что они хотят, своих возможностей, как они представляют себя в будущей профессии, насколько соответствуют друг другу требования общества и их желания. Кроме этого, для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности и личностного развития очень важно, чтобы личные и профессиональные ценности и смыслы не находились в противоречии с друг с другом, а складывались в гармоничную структуру, позволяющую человеку осмысленно строить свою жизнь и деятельность. Содержательная часть подготовки будущих специалистов должна способствовать пересмотру их роли в социуме,

осознанному отношению к предстоящей работе, развитию рефлексии, стремлению к саморазвитию.

Одним из методов развития личности обучающихся, их ценностно-смысловой сферы является экзистенциальный анализ, или логоанализ. В качестве особенностей этого метода можно выделить требование к ответственности участников, способности к рефлексии. Предпосылками логоанализа являются идеи о том, что ответы на многие вопросы заключены в самом человеке, а главным способом открытий для человека является погружение и анализ собственной жизни, расширение поля сознания. Участникам предлагается осуществить анализ смысла и ценностей своей жизни, осознать ценности творчества, переживания, установок. При этом выделяются наиболее значимые цели жизни студентов, обсуждаются возможности их реализации, а также то, что принесет их достижение [10].

В настоящее время области применения метода логоанализа расширяются. Если раньше его использовали для помощи человеку преимущественно в кризисные моменты жизни, то сейчас развивается особое направление - логоанализ профессиональной жизни. Эта разновидность экзистенциального анализа направлена на помощь людям в осознании значения своей профессиональной деятельности, осуществления смысла своей жизни через профессию. Учитывая возможности экзистенциальной психологии применительно к структуре ценностей, смыслов, характера предстоящей профессиональной деятельности студентов-психологов, экзистенциальный анализ представляется особенно эффективным методом по развитию их ценностно-смысловой сферы.

Осуществление логоанализа может происходить как в индивидуальной, так и в групповой формах. В связи с возрастными особенностями студентов зачастую выбирается второй вариант как более целесообразный, так как в студенческом возрасте роль влияния группового взаимодействия на развитие и формирование ценностей и осознания смыслов имеет достаточно большое значение.

Большая часть работы группы отведена анализу устремлений участников, осмыслению ими своих возможностей и ограничений, нахождению способов разрешения имеющихся трудностей. Кроме этого, ведется проработка основных данностей человеческого существования: тревоги, свободы и ответственности, одиночества, времени и конечности бытия.

Как правило, эти занятия способствуют раскрытию участниками собственных смыслов, значимых ценностей, обсуждению индивидуальных результатов, внутренних открытий участников психологической группы, обмену суждениями, впечатлениями. Они помогают студенту понять самого себя, осознать свою уникальность.

Профессиональное самоопределение и развитие ценностно-смысловой сферы личности неразрывно связаны, поскольку студенты пытаются найти не столько профессию, сколько призвание, нечто исключительно свое, особенное. Одна из центральных идей в работе со студентами заключается в том, что никто другой не сможет дать человеку смысл извне, только осознание, собственные усилия и работа помогают молодым людям постичь очень важные экзистенции.

Развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся является показателем их личностной зрелости, т. е. человека, ответственно подходящего к выбору жизненного пути, выстраиванию своих взаимоотношений с окружающими, в том числе и с самим собой. Становление зрелости - это длительный процесс, но период студенчества во многом может помочь приблизиться или достичь человеку своих вершин в жизни - акме, выйти за пределы я, относиться к профессии как служению другим людям, выполнению миссии.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности во многом зависит от ценностей и смыслов социальных групп различных общностей, с которыми человек соприкасается, вза-

имодействует, и с этой точки зрения важным фактором развития ценностно-смысловой сферы личности является образовательная среда, трансляция в ней мировоззренческих ориентиров. Огромный потенциал заложен в содержании различных дисциплин психолого-педагогического направления обучения: «Психология семьи и семейного воспитания», «Психология развития», «Основы персонологии». При освоении этих и других дисциплин преподаватель должен не только донести содержание программного материала, но и его аксиологическую составляющую.

Необходимо отметить, что при формировании ценностей и смыслов в ходе образовательного процесса важна личность самого преподавателя, через которого происходит трансляция не только знаний, но и глубинных смыслов. Уровень развития педагога может служить своего рода катализатором механизмов порождения личностных смыслов студентов. Для активизации этих механизмов необходим уровень общения между обучающимися и преподавателями на уровне «субъект - субъект», выстраивание диалога между ними. Общение на уровне диалога может способствовать порождению личностных новообразований, активизации творческого потенциала студента, изменениям на эмоциональном и поведенческом уровне.

Как показывает опыт, актуализация личностных смыслов и ценностей обучающихся в ходе образовательного процесса способствует интернализации знаний, развитию таких качеств студентов, как ответственность, готовность ориентироваться на другого человека, развитию коммуникативной компетентности, аутентичности. При развитии ценностно-смысловой сферы молодых людей происходит более успешно их идентификация как субъектов будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Буравлева Н . А . , Грицкевич Н . К Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 1 (142) . С . 21-26 .

2 . Буравлева Н . А . Ценностные ориентации студентов // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 6

(108) . С . 124-129 .

3 . Асмолов А. Г . Психология личности: принципы общепсихологического анализа . М . : Смысл, 2001. 416 с .

4 . Яницкий М . С . , Серый А . В . , Пелех Ю . В . Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогиче-

ской психологии // Философия образования (Philosophy of Education) . 2013 . Вып . 1, № 46 . С . 175-186.

5 . Серый А. В . Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консуль-

тирования // Вестн . КРАУНЦ . Гуманитар . науки (Journal collection of scientific works of KRAUNC section «The Humanities») . 2011. Вып . 2, № 18 . С .132-142.

6 . Леонтьев Д . А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности . М . : Смысл, 2007 . 487 с .

7 . Чудновский В . Э . Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Пси-

хологический журнал (Psychological Journal) . 1995. Т . 16 . С . 15-26 .

8 . Франкл В . Человек в поисках смысла . М . : Прогресс, 1990 . 368 с .

9 . Фельдштейн Д . И . Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т . М . : МПСИ; Воронеж: Модек,

2005 454 с

10 . Франкл В . Основы логотерапии . СПб. : Речь, 2000 . 286 c .

Буравлева Наталья Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: buravljova-nata-bn@rambler.ru

Грицкевич Наталья Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 23.12.2016

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-96-101

VALUE- SEMANTIC ASPECTS OF TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

N. A. Buravleva, N. K. Gritskevich

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The evolution of the value- semantic sphere of students of higher education institution during educational process promotes more successful training for professional activity and achievement of maturity. Relevance of the question is caused by changes in society, high-quality reorganization of an education system of the country. The federal educational standard forms inquiry to the university graduate, to his vocational training and personal qualities. In the priority are the development of subjectivity, tolerance, communicative competence, the value-semantic sphere of the individual. Modern competence-based approach in education relies on the process of an interiorization, it means that the student must not only acquire knowledge, but also grow personally. High potential of development of the value-semantic sphere of the personality is put in the educational process. It is necessary to consider organizational and important factors of psychology and pedagogical maintenance of personal formation of students of higher education institution. Organizational factors have to include specially developed technologies focused on independent work of students, dialogue style of communication between participants of educational process, expansion of a range of methodological approaches to the training material and oriented exercises for practice. Substantial factors should be aimed at understanding by students of their desires and opportunities, ideas about themselves in the future profession. It is very important that personal and professional values and meanings do not contradict each other and created harmonious structure.

Key words: value- semantic sphere of the personality, professional becoming, selfdesign of the personality, logical analysis, competence approach.

References

1. Buravleva N . A . , Gritskevich N . K . Lichnostnoye razvitiye shkol'nikov v usloviyakh realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta novogo pokoleniya [Personality development of pupils in the implementation of the federal state educational standard of the new generation] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol . 1 (142), pp . 21-26 (in Russian) .

2 . Buravleva N . A. Tsennostnyye oriyentatsii studentov [Valued orientations of students] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol . 6 (108), pp . 124-129 (in Russian) .

3 . Asmolov A . G . Psikhologiya lichnosti: printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Psychology of personality: principles of

general psychological analysis] . Moscow, Smysl Publ . , 2001. 416 p . (in Russian) . 4. Yanitskiy M . S . , Seryy A. V. , Pelekh Yu . V. Tsennostno-smyslovaya paradigma kak osnova post-neklassicheskoy pedagogicheskoy psikhologii [The value-and-meaning paradigm as a basis of the post-nonclassical pedagogical psychology] . Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education, 2013, no . 1 (46), pp . 175-186 (in Russian) .

5 . Seryy A. V. Tsennostno-smyslovaya paradigma kak osnova postroyeniya obobshchënnoy teorii psikhologicheskogo

konsul'tirovaniya [Value-semantic paradigm as the ground for the foundation of the generalized theory of psychological consultancy] . Vestnik KRAUNTs. Gumanitarnyye nauki - Journal collection of scientific works of KRAUNC section "The Humanities", 2011, no . 2 (18), pp . 132-142 (in Russian) .

6 . Leont'ev D . A. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology of meaning: nature,

structure and dynamics of the semantic reality] . Moscow, Smysl Publ . , 2007 . 487 p . (in Russian) .

7 . Chudnovskiy V E . Smysl zhizni: problema otnositel'noy emansipirovannosti ot "vneshnego" i "vnutrennego" [The meaning of

life: the problem of relative emancipation from "external" and "internal"] . Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 1995, no . 16, pp . 15-26 (in Russian) .

8 . Frankl V Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning] . Moscow, Progress Publ . , 1990 . 368 p . (in Russian) .

9 . Fel'dshteyn D . I . Psikhologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti: izbrannyye trudy: v 21. [Psychology of human development as

an individual: selected works: in 2 vol . ] . Moscow, MPSU Publ . ; Voronezh, Modek Publ . , 2005. 454 p . (in Russian) .

10 . Frankl V Osnovy logoterapii [Basics of logotherapy] . Saint Petersburg, Rech' Publ . , 2000 . 286 p . (in Russian) .

Buravleva N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: buravljova-nata-bn@rambler.ru

Gritskevich N. K., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.