Научная статья на тему 'Ценностно-смысловое ядро как основа становления воспитательной системы инновационной школы'

Ценностно-смысловое ядро как основа становления воспитательной системы инновационной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / АВТОРСКАЯ ШКОЛА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / EDUCATIONAL SYSTEM / INNOVATIVE SCHOOL / THE AUTHOR SCHOOL / THE VALUE-SEMANTIC CORE VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козак Инна Васильевна

В статье раскрыта сущность понятия «воспитательная система», освещены различные подходы к её структуре. Охарактеризованы виды инновационных школ. Обосновано понятие «воспитательная система инновационной школы» Определено структуру ценностно-смыслового ядра воспитательной системы школы, которое включает систему ценностей, характерных для субъектов учебно-воспитательного процесса инновационной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE AND MEANING CORE AS A BASIS FOR THE FORMATION OF INNOVATIVE SCHOOLS EDUCATIONAL SYSTEM

The article revealed the essence of the concepts of "educational system", "innovative school educational system" and their constituents are highlighted. The structure of value-semantic core is determined, which includes a system of values for subjects of innovation school educational process.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловое ядро как основа становления воспитательной системы инновационной школы»

Н.Н. Коваль

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ...

INCREASE OF LEVEL OF ANALYTICAL ACTIVITY OF HEADS IN SYSTEM OF POSTDEGREE PEDAGOGICAL EDUCATION

© 2012

N.N. Koval, methodist

Donetsk regional institute of postdegree education, Donetsk (Ukraine)

Annotation: The most important factor of increase of efficiency of administrative activity is its realization on an analytical basis. The pedagogical analysis which can be carried out by means of program option of the Landrail technology of the analysis of results of work of educational system (TARES) is one of perspective means of improvement of educational process.

Keywords: analysis, pedagogical analysis, analytical preparation, analytical activity, technology of the analysis.

УДК 37.013

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ

© 2012

И.В. Козак, преподаватель кафедры воспитательных технологий и педагогического творчества

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье раскрыта сущность понятия «воспитательная система», освещены различные подходы к её структуре. Охарактеризованы виды инновационных школ. Обосновано понятие «воспитательная система инновационной школы» Определено структуру ценностно-смыслового ядра воспитательной системы школы, которое включает систему ценностей, характерных для субъектов учебно-воспитательного процесса инновационной школы.

Ключевые слова: воспитательная система, инновационная школа, авторская школа, ценностно-смысловое ядро, система ценностей.

В современных условиях образования особую актуальность приобретают проблемы формирования творческой личности, воспитание молодого человека как гражданина на основе владения гуманистическими ценностями, нормами демократической культуры [4, с. 71-75; 5, с. 125-128]. В Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке отмечается, что главной целью украинской системы образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина Украины, формирование поколения, способного учиться в течение жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества [6, с. 4-6]. Реализация цели воспитания в современной системе украинского образования возможна при условии создания целостной воспитательной системы, которая призвана интегрировать все воспитательные воздействия на личность.

Воспитательная система возникла в результате внедрения в школьную практику системных инноваций, которые в процессе реализации способствовали обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса как необходимого условия всестороннего и гармоничного развития личности. Введение системных инноваций, исследовательская деятельность педагогов характеризовали учебное заведение как инновационное.

Смысловую характеристику такого понятия как «воспитательная система» раскрывают в своих работах большое количество отечественных и зарубежных исследователей, в частности: Л. Архипенко, Е. Барышников, Е. Бондаревская, В. Караковский, Л. Маркина, Л. Новикова, А. Сидоркин, Н. Селиванова, Е. Соколова, Г. Сорока, Е. Степанов, и др.

В свою очередь проблемы становления и развития инновационных школ нарушают С. Гончаренко, М. Дичковская, В. Докучаева, В. Долматов, Т. Перекрестова, Е. Попова, А. Савченко, А. Саранов, Г. Суровцева, И. Фрумин, А. Хуторской, Б. Чижевский,

A. Шапран, М. Ярмаченко и др.

Инновационную школу как педагогическую (воспитательную) систему рассматривают в своих работах

B. Долматов, Е. Попова, Т. Цырлина, А. Шапран и др.

Целью нашей статьи является характеристика сути

ценностно-смыслового ядра воспитательной системы инновационной школы.

Исследователи Л. Новикова, В. Караковский, Н. Селиванова и другие определяют воспитательную систему как целостный социальный организм, возникаю-

щий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий следующими интеграционными характеристиками, такими как образ жизни коллектива, его психологический климат. Для полноты освещения сути этого педагогического явления они выделяют характерные черты воспитательной системы и отмечают, что она является социальной, педагогической, целостной, ценностно-ориентированной, открытой, целенаправленной, сложной и вероятной, саморазвивающейся [10, с. 21-22].

Существуют различные точки зрения относительно структуры воспитательной системы, это объясняется сложностью и полиструктурностью исследуемого явления. Так Л. Новикова, В. Караковский, Н. Селиванова, Е. Соколова, Т. Шамова, Т. Давыденко, Т. Шибанова и другие считают, что воспитательная система включает следующие компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается), деятельность, которая обеспечивает реализацию; субъект деятельности, который ее реализует и принимает в ней участие; отношения, рождающиеся в деятельности и общении, которые, в свою очередь, интегрируют субъектов в некую общность; среду системы, освоенную субъектом, управление, которое обеспечивает интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы [10, с. 21-22; 17, с. 9].

Исследователи И. Колесникова и Е. Барышников считают, что существенные особенности воспитательной системы могут быть отражены в следующих компонентах:

1. Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы; цели воспитания; принципы воспитания, содержание жизнедеятельности воспитательной системы; методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы.

2. Пространственно-временная структура, состоящая из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся.

3. Координационно-педагогический компонент, включающий в себя совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе; воспитательные функции педагогического коллектива, систему повышения профессиональной компетентности педагогов, систему педагогического образо-

вания родителей и взаимодействия с ними, управление воспитательной системы [1, с. 37].

По мнению Е. Степанова структура воспитательной системы может быть представлена в виде основных компонентов и их составных частей (элементов).

Индивидуально-групповой компонент: администрация, учителя и сотрудники образовательного учреждения, учащиеся, родители учащихся, другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения.

Ценностно-ориентированный компонент: ценности коллектива детей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедеятельности ученического коллектива; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.

Функционально-деятельностный компонент: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление воспитательной системы.

Коммуникативный компонент: отношения в обществе детей и взрослых; внутренние и внешние связи воспитательной системы [10, с. 22].

Создание воспитательной системы школы предусматривает введение системных инноваций, исследовательской деятельности педагогов, что впоследствии может вывести работу школы на новый уровень - в инновационном режиме и характеризовать учебное заведение как инновационное [11-16].

К основным составляющим инновационной школы относят:

- педагогический эксперимент, который успешно реализуется;

- качественно иной характер жизнедеятельности, отличный от массовой школы;

- новая формулировка философии школы;

- роль и значение деятельности директора;

- творческий характер деятельности педагогов;

- благоприятные условия для обучения и развития учащихся;

- верификация (результативность) инноваций;

- тиражированность результатов [8, с. 33].

Инновационные школы характеризуются разнообразием, вызванным развитием демократического общества и за уровнем внедрения инноваций могут быть альтернативными, экспериментальными и авторскими.

Альтернативная школа (от лат. Alter natus - иначе рожденный) возникла как противостояние массовой школе [2, с. 177; 9, с. 150]. К. Селевко определяет альтернативность организации педагогического процесса как радикальный отказ не только от традиционных концептуальных основ воспитательного процесса (социально-философских, психологических), но и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными [10, с. 150].

Второй ряд по степени новизны среди инновационных школ занимают экспериментальные школы (часто используют термин «экспериментальные площадки»), в которых акцент переносится на роль и значение педагогического эксперимента. Экспериментальная школа -это учебно-воспитательное учреждение, ставящее перед собой цель проверить, разработать и обосновать новые для своего времени педагогические идеи, а также практический опыт учителей (например, опыт В. Шаталова, Л. Занкова, Ш. Амонашвили, С. Лысенковой т.д.) [8,с. 34; 18, с. 31].

Особое внимание исследователей концентрируется на авторских школах, так как авторская школа представляет собой единую, выверенную временем воспитательную систему.

Н. Побирченко определяет содержательный аспект

понятия «авторская школа» так: «гуманистическое учебно-воспитательное учреждение, идея создания которого принадлежит педагогу-творцу, который разработал и положил в основу его деятельности собственную концепцию развития школы, основой которой является триада ребенок - учитель - родители, которая обеспечивает эффективное функционирование и стабильные положительные результаты [8, с. 36].

Т. Цырлина выделила ряд характеристик, с помощью которых отображается трактовка понятия авторской школы: наличие автора, лидера педагогического коллектива; сформулированная автором концепция школы; поисковый характер деятельности, осуществление эксперимента; синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий; более творческий по сравнению с массовой школой характер жизнедеятельности учителей и учащихся, включение всех субъектов образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей) в процесс реализации авторской концепции; устойчивость и стабильность результатов [19, с. 34].

Исследовательница отмечает, что перечень данных черт позволяет выделить те, которые отличают авторские школы от просто инновационных или экспериментальных: наличие лидера - автора; устойчивость и стабильность результатов, а главное, - подчеркивает Т. Цырлина, - синтез мировоззренческой концепции с инновационными технологиями. На основе этих утверждений она отмечает, что авторские школы не только по-лисубъектны, поликатегориальны, но и эффективнее инновационных, поскольку обладают двойным воздействием: с одной стороны новизна и значимость реализующейся концепции, а с другой - сила личности самого творца школы [19, с. 34].

Рассматривая соотношение школы инновационной и авторской, исследователи отметили, что главное - в уровне их тиражирования. Результат инновационного исследования тиражируется, как любой эксперимент, хотя имеет своего автора. Авторская школа - нет. Она личностная, а потому неповторимая [19, с. 30].

A. Шапран отмечает, что любая авторская школа является инновационной, однако не любая инновационная школа может быть авторской, альтернативной. Вместе с тем исследовательница отмечает, что любая инновационная школа впоследствии может получить статус авторской, а каждая авторская школа может стать альтернативной, при условии разработки принципиально новой образовательной модели [20, с. 115].

Учитывая сложность, многокомпонентность и характерные особенности воспитательной системы и основные характеристики инновационной школы, современные исследователи В. Долматов, А. Попова, А. Шапран и др. предлагают рассматривать инновационную школу как педагогическую (воспитательную) систему, которая имеет своеобразные структурные элементы, существенно отличающиеся по содержанию или их сочетанием от существующих в массовой практике [3, с. 36; 20, с. 115].

B. Долматов отметил, что воспитательная система инновационной школы - это гуманистическая педагогическая система, являющаяся альтернативой, своеобразным опережением традиционной массовой практики, образцом нового педагогического опыта, в котором воспитание рассматривается как педагогически обусловленный процесс, удовлетворяющий потребности личности в свободном развитии, общества - в морально устойчивых личностях, государства - в достойных гражданах [3, с. 67]. Исследователь акцентирует внимание на гуманистических ценностях, которые являются основой инновационной педагогической деятельности, которая, в свою очередь, способствует всестороннему и гармоничному развитию личности в демократическом обществе.

Если рассматривать структуру воспитательной системы по Е. Барышникову и И. Колесниковой, то одним

из основных компонентов является ценностно-смысловое ядро, состоящее из системы значимых ценностей для субъектов воспитательной системы; целей воспитания; принципов воспитания; содержания жизнедеятельности воспитательной системы; методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы [1, с. 37].

Основой ценностно-смыслового ядра является система ценностей, которые характерны для субъектов учебно-воспитательного процесса. Именно ценности, по мнению исследователей Ю. Пелех, А. Матвийчук, Т. Цырлиной, являются основой формирования концепции воспитательной системы школы, определяют цели воспитания, способствуют определению системообразующих видов деятельности, влияющих на характер субъект-субъектных отношений [7, с. 112-117; 18, с. 227;]. Значимость «ядра ценностей» представляется как совокупность целей и связанных с ними убеждений, направлений деятельности, которые являются характерными для конкретной школы.

Т. Цырлина отметила сходство ряда параметров, одним из которых является структура ценностей, которая независимо от содержания состоит из трех компонентов:

1) глубинные ценности, или «ядро ценностей», часто исследователями это понятие определяется как «миссия» школы. Это стабильный малоподвижный блок, в котором отображается ценностная основа авторской школы, определяется мироощущение педагогов и детей, которое формирует соответствующую культуру школы. Резкое изменение ядра ценностей приводит к изменению авторской концепции и замене ее концепцией высшего уровня или к переходу авторской школы в режим работы традиционной школы. Именно в «ядре» ценностей, по мнению исследовательницы, наиболее полно проявляется авторский замысел, поэтому оно выполняет функцию «ценностной основы» авторской школы;

2) ценностные приоритеты - это убеждения, взгляды автора-творца и педагогов по поводу основного содержания и форм деятельности своей школы, а также видение ее будущего и способы его достижения. Т. Цырлина отмечает, что из трех структурных компонентов ценностные приоритеты зачастую подлежат изменениям, которые происходят по мере изменения социально-политических и внутренних условий школы, не касаясь при этом основного «ядра» ценностей. Способность «ценностных приоритетов» меняться является одним из важнейших факторов, позволяющих создавать авторские модели и направления;

3) профессионально-ценностные ориентации - это система взглядов и убеждений, которые определяют специфическое отношение педагогов авторской школы к детям и своей работе, а также особое отношение к школе и осознание своих профессиональных позиций и обязанностей [19, с. 228-229].

Итак, в основе любой воспитательной системы инновационной школы находится ценностно-смысловое ядро, которое формируется на основе определенной системы ценностей, что является характерным для субъектов учебно-воспитательного процесса конкретной инновационной школы. Система значимых ценностей, определенные на их основе цели и принципы воспитания составляют содержание жизнедеятельности и результативность воспитательной системы инновационной школы.

Проведенное исследование не является исчерпывающим, поскольку воспитательная система инновационной школы обладает своей спецификой. Детального освещения, по нашему мнению, требует проблема проектирования воспитательной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барышников Е., Колесникова И. О воспитании и воспитательных системах / Е. Барышников, И. Колесникова. - СПб : ЦПИ, 1996. - 121 с.

2. Гуслова М. Инновационные педагогические

технологи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / М. Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.

3. Долматов В. Становление инновационной школы как гуманистической воспитательной системы: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Василий Николаевич Долматов. - Волгоград, 2003. - 197 с.

4. Коновальчук И. Модели, структура и факторы продуктивности инновационных процессов в общеобразовательных учебных заведениях // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 71-75.

5. Коростелев А.А. Обеспечение готовности студентов к инновационной деятельности на основе формирования инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 125-128.

6. Нацюнальна доктрина розвитку освгги Украни у ХХ1 столтт (проект) // Педагопчна газета. - 2001. - № 7 (85). - липень. - С. 4-6.

7. Пелех Ю., Матвийчук А. Особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего педагога // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 112-117.

8. Побирченко Н.С. Авторская школа академика Александра Антоновича Захаренко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 235-239.

9. Змютовий аспект поняття «авторська школа» / Н. Побiрченко // Вкн. Житомир. держ. ун-ту iм. I. Франка. - 2007. - № 36. - С. 33-37.

10. Селевко Г. Современные образовательные технологии : уч. пос. / Г. Селевко. - М. : Народное образование, - 1998. - 256 с.

11. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1.

12. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование системы профессиональной подготовки студентов к инновационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 161-166.

13. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

14. Коростелева Е.Ю. Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1.1. С. 102-105.

15. Семикина А.В. Инновационное социальное развитие как условие повышения конкурентоспособности человеческого капитала // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 51-53.

16. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1.

17. Сорока Г. Сучасш виховш системи та технологи / Г. Сорока. - Х. : Ранок Веста, - 2002. - С. 21-22.

18. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / [Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л., Соколова Е. И.]. -М. : Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.

19. Цырлина Т. Гуманистическая авторская школа как социокультурный феномен ХХ века: дис. . доктора пед. наук : 13.00.01 / Татьяна Владимировна Цырлина. -М., 1999. - 365 с.

20. Шапран О. Оргашзащя шновацшного навчання в середшх закладах освгш / О. Шапран // Науковий журнал. - Х. : ХОВНОКУ - ХДАДМ, 2010. - № 8. - С. 115.

VALUE AND MEANING CORE AS A BASIS FOR THE FORMATION OF INNOVATIVE

SCHOOLS EDUCATIONAL SYSTEM

© 2012

I.V. Kozak lecturer in department of educational technology and pedagogical creativity

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The article revealed the essence of the concepts of "educational system", "innovative school educational system" and their constituents are highlighted. The structure of value-semantic core is determined, which includes a system of values for subjects of innovation school educational process.

Keywords: educational system, innovative school, the author school, the value-semantic core value system.

УДК 378.126

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ГСЧС УКРАИНЫ

© 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Н. Король, начальник учебно-методического отдела, подполковник службы гражданской защиты

Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, Черкассы (Украина)

Аннотация: В статье анализируются особенности формирования управленческой компетентности будущих офицеров пожарной безопасности ГСЧС Украины в процессе профессиональной подготовки на основе субъектно-деятельностного и компетентностного подходов, кратко раскрывается содержание каждого компонента.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, профессиональная деятельность специалистов государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, управленческая компетентность будущих офицеров пожарной безопасности ГСЧС Украины, критерии и показатели управленческой компетентности.

Проблема улучшения профессиональной подготовки кационных характеристик профессий работников ГСЧС

будущих офицеров пожарной безопасности к управленческой деятельности является одной из самых актуальных как в теоретическом, так и практическом аспектах, поскольку она имеет чрезвычайную социальную, профессиональную и субъектную значимость. Основным результатом этой подготовки должна быть их готовность и способность к успешной профессиональной деятельности в службе пожарной безопасности ГСЧС Украины. Научно-педагогическое обеспечение формирования управленческой компетентности у будущих офицеров пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки предполагает наличие комплекса специальных организационно-педагогических мероприятий, средств и условий, в состав которых, как правило, входят педагогические системы, модели, условия, технологии, методики и т.п.

Учитывая тот факт, что подразделения ГСЧС Украины действуют, как правило, в экстремальных условиях, следует учитывать различные факторы управления в таких условиях, среди которых главным является субъектный, то есть субъекты управления - офицеры пожарной безопасности. Это обусловливает потребность в современных креативных офицерах, имеющих высокую профессиональную компетентность, интегральной составляющей которой является управленческая. Основным назначением офицеров пожарной безопасности, как показывает анализ Справочника квалификационных характеристик профессий работников ГСЧС Украины, является управление различными процессами в подразделениях ГСЧС Украины, а результатом их управленческой деятельности - обеспечение устойчивого функционирования этих подразделений в повседневных и экстремальных условиях деятельности. В связи с этим, формирование управленческой компетентности у будущих офицеров пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки является актуальной задачей в профессиональной педагогике.

Анализ ОКХ выпускников по направлению 6.170203 «Пожарная безопасность» и специальностям 7.17020301, 8.17020301 «Пожарная безопасность», способностей, необходимой системы умений, отражающих по направлению этой подготовки, а также должностных обязанностей начальников караулов и государственного инспектора по пожарному надзору, инженерного состава органов управления оперативно-спасательной службы гражданской защиты, согласно Справочнику квалифи-

Украины, показывает наличие одного существенного противоречия между насыщенностью этих должностей управленческими обязанностями (например, начальников караулов) и отсутствием управленческих компетенций и способностей в перечне их профессионально важных качеств.

В перечне управленческих обязанностей начальника караула [9] четко прослеживаются основные управленческие функции офицеров пожарной безопасности - аналитическая, оценочная, предписывающе-органи-зационная, координационная, обеспечительная, контрольная. К сожалению, эти способности отсутствуют в списке способностей выпускников вузов и их умений по направлению подготовки 6.170203 «Пожарная безопасность», квалификации 3439 «Специалист по противопожарной безопасности». В тоже время, анализ учебных планов их подготовки показывает, что, во-первых, достаточно учебных дисциплин, обеспечивающих их формирование. Например, такие: «Организация управления деятельностью органов и подразделений пожарной безопасности», «Организация службы и подготовки», «Организация пожарно-профилактической работы», «Организация аварийно-спасательных работ», «Пожарная тактика» и др. Во-вторых, есть соответствующие подразделения - факультеты и кафедры управленческого направления, которые должны непосредственно заниматься их управленческой подготовкой. Еще один существенный аспект управленческого направления -это практики и стажировки, которые проходят курсанты с первого и до выпускного курса.

Итак, учитывая потребности практики и заказчика, следует обеспечивать формирование управленческой компетентности выпускников вузов ГСЧС Украины как интегрального показателя их профессиональной подготовленности к будущей управленческой деятельности. Она должна отражать единство теоретического и практического видов их профессиональной подготовки, наличие профессионально-ориентированных ценностей и мотивации к будущей деятельности в системе ГСЧС Украины, сформированность профессионально-важных качеств, необходимых как руководителям и субъектам экстремального этого вида деятельности. Таким образом, возникает проблема измерения ее сформированно-сти. Для этого используются соответствующие критерии и показатели, которые должны в полном объеме отражать содержание их управленческой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.