Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая сфера личности и синдром эмоционального выгорания сотрудников спасательного отряда МЧС'

Ценностно-смысловая сфера личности и синдром эмоционального выгорания сотрудников спасательного отряда МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1036
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каширский Дмитрий Валерьевич, Овчинникова Анна Николаевна, Сабельникова Наталья Викторовна

В статье раскрываются особенности ценностно-смысловой сферы личности работников спасательного отряда МЧС с различной степенью эмоционального выгорания. Обосновывается предположение о связи эмоционального выгорания с содержанием системы ценностей спасателей, уровнем самореализации в жизненных сферах, степенью удовлетворенности самореализацией, особенностями смысложизненных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каширский Дмитрий Валерьевич, Овчинникова Анна Николаевна, Сабельникова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rescue team employees value-meaning sphere and burnout

The article deals with the peculiarities of valuemeaning sphere of the employees of rescue team with various extent of emotional burnout. The assumption that there exists an interrelation between the extent of emotional burnout and the contents of value system of rescuers, self-realization in vital spheres, satisfaction with self-realization and peculiarities of life-meaning orientations is proved.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая сфера личности и синдром эмоционального выгорания сотрудников спасательного отряда МЧС»

ностей, к которым должен стремиться студент. Если значения параметров окажутся недостаточными, то необходимо вести подготовку по их развитию и росту значений. Таким образом, по построенной модели выявляются параметры инженера и их значения, которые позволяют определить эффективность результатов его труда [2, с. 5-21].

Каждый студент должен стремиться достичь наивысшего, близкого к идеальному уровню способностей, используя уже имеющиеся способности. Таким образом, чем выше показатели этих параметров, тем успешнее будет решать сложные проблемы будущий инженер.

В связи с этим перед преподавателями стоит проблема формирования у студентов умения учиться самостоятельно, а также развития таких способностей как стремление к самопознанию, самоконтролю, самовоспитанию, самоопределению [3, с. 388-396].

В связи с бурным развитием информационных технологий количество и роль виртуальных каби-

нетов в деятельности учебного заведения возрастает, так как от содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит качество образовательного процесса внутри учебного заведения.

Библиографический список

1. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Гурьянова (Пашукова) Е.В. Проектирование дидактических систем нового поколения для подготовки способных к инноватике инженеров // Образовательные технологии и общество. - 2009. - № 4.

2. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Гурьянова (Пашукова) Е.В. Вычислительная математика в задачах химии и химической технологии. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - С. 5-21.

3. Гурьянова (Пашукова) Е.В. Организация обучения по дисциплине «Вычислительная математика» в дидактических системах нового поколения // Образовательные технологии и общество. - 2010. -№ 4. - С. 388-396.

УДК 159.923.33

Каширский Дмитрий Валерьевич

кандидат психологических наук, доцент Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул

psymath@mail.ru

Овчинникова Анна Николаевна

магистр психологии, г. Барнаул o. anuta@gmail. com

Сабельникова Наталья Викторовна

кандидат психологических наук, доцент Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул

nsabelni@mail.ru

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА МЧС

В статье раскрываются особенности ценностно-смысловой сферы личности работников спасательного отряда МЧС с различной степенью эмоционального выгорания. Обосновывается предположение о связи эмоционального выгорания с содержанием системы ценностей спасателей, уровнем самореализации в жизненных сферах, степенью удовлетворенности самореализацией, особенностями смысложизненных ориентаций.

Ключевые слова: спасатели МЧС, синдром эмоционального выгорания, ценностно-смысловая сфера личности, самореализация, жизненная удовлетворенность.

Профессия спасателя является одной из самых стрессогенных, а синдром эмоционального выгорания среди представителей этой профессии встречается довольно часто. Вместе с тем, в настоящее время недостает исследований феномена эмоционального выгорания у сотрудников спасательных отрядов МЧС, отсутствуют детальные исследования взаимосвязи феномена выгорания и ценностно-смысловой сферы личности данной категории работников. Целью нашего исследования стало изучение особенностей ценностно-смысловой сферы спасателей МЧС, переживающих разную степень эмоционального выгорания. Исследование было направлено на решение следующих задач: выявить уровень эмоци-

онального выгорания спасателей и определить место эмоционального выгорания в структуре других защитных механизмов Эго; изучить субъективные ценности и смысложизненные ориентации спасателей и их связь с уровнем и отдельными проявлениями эмоционального выгорания. Выборку составили 54 спасателя МЧС в возрасте 24-50 лет (средний возраст - 37,7 лет).

Методы исследования. Для выявления уровня эмоционального выгорания спасателей использовался опросник МВ1 К. Маслак и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Особенности ценностно-смысловой сферы спасателей изучались с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева и методики изучения сис-

© Каширский Д.В., Овчинникова А.Н., Сабельникова Н.В., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ N° 3, 2012

131

темы ценностей (KVS-3) Д.В. Каширского. Для определения защитных механизмов применялась методика «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте в адаптации Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова), а для исследования личностных особенностей спасателей - 16-факторный опросник Р. Кеттелла. В качестве математикостатистических методов анализа данных использовался ^критерий Стьюдента для независимых выборок.

Проведенное исследование позволило выявить ряд статически значимых закономерностей и сформулировать следующие выводы:

1. Синдром эмоционального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и развивается особенно часто у представителей «помогающих профессий», в том числе у сотрудников спасательного отряда МЧС. Синдром эмоционального выгорания является следствием профессионального (связанного с профессией, родом деятельности), рабочего (вызванного условиями труда, местом работы и пр.) или организационного (негативное влияние на работника конкретной организации) стресса. Эмоциональному выгоранию в большей степени подвержены те сотрудники организации, индивидуально-психологические особенности которых, не соответствуют требованиям профессии. Механизм выгорания представляет собой используемый личностью механизм психологической защиты, срабатывающий в тот момент, когда резервы человека исчерпаны.

2. Проведенное эмпирическое исследование показало, что наиболее значимыми ценностями для спасателей являются: семья, работа, здоровье, любовь, дружба и ответственность за себя и свои поступки, наименее значимы - религиозные ценности, высокий социальный статус и активность для достижения позитивных изменений в обществе. К сферам наиболее полной самореализации могут быть отнесены: общение, работа и отношения с друзьями, а наименее низкий уровень самореализации характерен для таких сфер, как религия, активность в обществе, материальная сфера и творчество. В большей степени работники спасательного отряда МЧС удовлетворены самореализацией в таких областях, как любовь, работа, отношения с друзьями, и в меньшей степени довольны своим здоровьем, социальным статусом и творческой самореализацией.

3. Ценности спасателей, связанные с любовью, работой и друзьями в целом в их жизни удовлетворяются. В то время как здоровье и сфера семейных отношений, входя в число высоко приоритетных ценностей спасателей, представляют собой наиболее вероятные источники внутреннего конфликта. Сферами наиболее вероятных источников внутренних конфликтов в системе ценностей работников МЧС являются также «высокое материальное бла-

госостояние» и «полная самореализация». Однако обе этих сферы не входят в число определяющих («осевых») ценностей спасателей. В отношении, возможно, испытываемого респондентами внутреннего конфликта в сфере самореализации, можно сказать также и то, что переживания подобного рода являются для личности очень важными. Неслучайно, А. Маслоу различал уровни жалоб, касающихся, соответственно, неудовлетворения Д- или Б-по-требностей и указывал, что последние, или метажалобы, являются хорошим показателем того, что в психике все обстоит вполне благополучно.

4. Большая часть представителей спасательного отряда МЧС имеют высокую толерантность к эмоциональному выгоранию в целом, так и к его отдельным проявлениям - эмоциональному истощению, деперсонализации, редукции личных достижений. Установлено влияние семейного статуса, возраста и стажа работы на выраженность эмоционального выгорания у сотрудников МЧС: спасатели, не состоящие в браке, испытывают меньшее эмоциональное истощений и меньше подвержены деперсонализации (цинизму), а редукция личных достижений выше у женатых работников спасательного отряда МЧС; с возрастом у спасателей повышается деперсонализация, а стаж работы в МЧС в целом негативно влияет на психологическое здоровье сотрудников, повышая эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижая уверенность в собственной компетентности (редукция личных достижений).

5. Определено место эмоционального выгорания в структуре других механизмов психологической защиты. Установлено, что к эмоциональному выгоранию и деперсонализации в большей степени склонны спасатели, использующие регрессивные механизмы защиты, а к редукции личных достижений - использующие замещение и гиперкомпенсацию (реактивные образования). При этом более толерантны к эмоциональному истощению и деперсонализации, использующие механизм замещения. В большей степени механизмы психологической защиты (в частности, замещение и реактивные образования) свойственны работникам МЧС с выраженной редукцией личных достижений.

6. Установлены связи между личностными особенностями спасателей и их склонностью к эмоциональному выгоранию. Так, у сотрудников спасательного отряда МЧС с высоким уровнем эмоционального выгорания в большей степени выражена способность к анализу и обобщению материала (фактор В+), склонность к пересмотру существующих принципов, стремление к нововведениям и больший радикализм (фактор Q1+) по сравнению с их коллегами с низким уровнем эмоционального выгорания. Сотрудники МЧС с невыраженным эмоциональным выгоранием продемонстрировали

132

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012

более высокий уровень самооценки и удовлетворенность собой (фактор MD+). Спасатели с высокой толерантностью к эмоциональному истощению более активны, предприимчивы, склонны к риску, экстравертированы (фактор Н+). Спасатели с выраженной деперсонализацией более выдержаны, решительны, обязательны, ответственны и отличаются выраженным Супер-Эго (фактор G+), предприимчивы, склонны к риску, общительны (фактор Н+), независимы во взглядах и стремятся к принятию самостоятельных решений (фактор Q+).

7. Более устойчивы к эмоциональному выгоранию спасатели, ориентированные на ценность здорового образа жизни. Для личности с высоким уровнем эмоционального выгорания характерно более выраженное стремление к гармоничной жизни, семейным ценностям и творческой самореализации. Возможно, что ориентация на данные ценности выполняет, отчасти, психотерапевтическую (компенсаторную) функцию для личности, испытывающей профессиональный или рабочий стресс.

8. Между уровнем эмоционального выгорания спасателей и степенью их самореализации существует обратная зависимость: чем выше уровень эмоционального выгорания (эмоционального истощения, деперсонализации) работников МЧС, тем ниже степень их самореализации в разнообразных областях жизни. Спасатели без выраженных проявлений эмоционального выгорания намного выше оценивают уровень своего материального благосостояния, чувствуют себя более свободно и гармонично, их степень самореализации выше в сфере образования, религии и любви, они ответственны за себя и свои жизненные выборы и др. Более толерантные к эмоциональному выгоранию спасатели, чувствуют большую удовлетворенность самореализацией, в том числе в тех сферах жизни, которые являются для них главными жизненными ценностями - в любви и в работе. Заметим, что именно способность любить и работать назывались

З. Фрейдом в качестве основных критериев здоровой (продуктивной, зрелой) личности.

9. Существует зависимость, проявляющаяся в большей выраженности внутреннего конфликта в системе ценностей у спасателей, характеризующихся отсутствием выраженных признаков эмоционального выгорания. По-видимому, противоречия в системе ценностей сотрудников спасательного отряда МЧС, создавая в их психике некоторое напряжение, не достигают высокой (патологической, болезненной) выраженности, а выступают в качестве условия (психологического средства) саморазвития личности. В структуре ценностей спасателей с высоким уровнем эмоционального выгорания диссонансы и противоречия выражены намного слабее, что затрудняет, по-видимому, процесс саморазвития личности и коррекцию синдрома эмоционального выгорания.

10. Уровень эмоционального выгорания сотрудников спасательного отряда МЧС связан с показателями осмысленности жизни. Работники спасательного отряда МЧС, устойчивые к выгоранию, рассматривают свою жизнь как более эмоционально наполненную и ориентированную в будущее, чем их коллеги с высоким уровнями эмоционального выгорания.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания. Полученный результат позволяет сделать вывод о том, что деформация личности, проявляющаяся в эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции личных достижений, связана с определенными изменениями в системе ценностно-смысловых образований. Таким образом, в основе низкой толерантности к выгоранию может лежать не только несоответствие стрессовой ситуации и индивидуальнопсихологических особенностей личности, но и неразрешенные конфликты в системе ценностей человека. Внутренние противоречия и конфликты в системе ценностей - обязательный элемент здоровой, зрелой психики. Процесс развития личности представляет собой разрешение внутренних противоречий, и мы обнаружили их существование в системе ценностей сотрудников спасательного отряда МЧС с высокой толерантностью к эмоциональному выгоранию. В группе спасателей с высоким уровнем выгорания внутренние противоречия менее выражены, что с одной стороны говорит о большей гармоничности и согласованности систем ценностей респондентов. Однако эта «сглаженность» и согласованность, проявляющаяся в сходстве иерархий жизненных сфер «по значимости» и «степени самореализации», характерная для данной категории людей, выступает, очевидно, в качестве ограничения их личностного роста. Возможно, в данном случае проявляется один из механизмов психологической защиты, используемый личностью с высоким уровнем выгорания, когда происходит подавление внутренних дисбалансов, которые, однако, необходимы и имеют место в здоровой психике, так как несут конструктивную функцию. Как отмечали А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др., личностный рост происходит не вследствие гомеостаза, «восстановления равновесия» или «редукции напряжения», а в результате выхода личности на новые уровни функционирования, благодаря гетеростазу, повышению напряжения, посредством работы субъекта по разрешения внутренних конфликтов и противоречий.

Анализ полученных результатов позволяет выделить такую особенность ценностных выборов спасателей, демонстрирующих признаки эмоционального выгорания, как ориентация (в типологии Г. Олпорта) на социальные («семья»), эстетичес-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

133

кие («гармоничная жизнь») и экономические («реализация творческих замыслов») ценности. Можно предположить, что стремление к внутренней согласованности, сбалансированности жизни, семейным ценностям и творчеству, являются гармонизирующими устремлениями личности с высоким уровнем эмоционального выгорания. Таким образом, выбор

определенных ценностей может иметь для «выгорающей» личности компенсаторный характер.

Материалы исследования могут быть полезными для профессионального отбора спасателей и организации психологического сопровождения сотрудников МЧС с целью профилактики (коррекции) синдрома эмоционального выгорания.

УДК 519.1

Нурлигареев Хайдар Джамилевич

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

haidar_nur@yahoo.com

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ ДИСКРЕТНОЙ ГЕОМЕТРИИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКОЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛАХ

Настоящая статья посвящена избранным вопросам дискретной геометрии, излагаемым на факультативных занятиях в математических классах. Рассматриваются окружности и правильные и полуправильные многоугольники на клетчатой бумаге, классифицируются правильные паркеты и полуправильные многоугольники на них. Теоретическая часть сопровождается предлагаемыми школьникам задачами.

Ключевые слова: Клетчатая бумага, полуправильный многоугольник, правильный паркет.

Эта статья основана на курсе из двух лекций, прочитанных автором в ходе работы летней школы «Современная Математика» для школьников старших классов и студентов младших курсов в июле 2010 года в Дубне. Она включает в себя как темы, традиционно излагаемые на факультативных занятиях в школе имени А.Н. Колмогорова СУНЦ МГУ, так и темы, которые обычно остаются за рамками специального курса.

Первую лекцию мы начали с исследования возможности расположения на клетчатой бумаге окружностей [2], а также правильных и полуправиль-ных многоугольников [1; 3]. Далее проводилась классификация правильных паркетов [4; 5], после чего стало возможным рассмотреть некоторые обобщения вопросов первой части лекции с клетчатой бумаги на паркеты. Именно, в ходе занятий обсуждалось, какие правильные и полуправильные многоугольники можно расположить на каждом из правильных паркетов [6]. Все эти темы нашли своё отражение в данной статье.

На второй лекции мы перешли от паркетов к мозаикам. Были рассмотрены примеры периодических и непериодических мозаик, а также предложены различные способы «конструирования» непериодических мозаик на плоскости. В частности, обсуждались знаменитые мозаики Пенроуза и гипотеза Конвея. В завершение мы познакомились с наиболее современными результатами, в данной области: теоремой Вире и теоремой Долбилина (без доказательства). Материалы второй лекции в статью не вошли.

Задачи на клетчатой бумаге

Клетчатая бумага, под которой здесь и далее мы будем подразумевать множество всех точек плос-

кости, обе координаты которых являются целочисленными, представляет собой своеобразный мост с интенсивным двусторонним движением. Этот мост даёт возможность при решении чисто геометрических задач воспользоваться методами алгебры, теории чисел и математического анализа, и наоборот, задачи аналитического характера позволяет переводить на геометрический язык. Кроме того, клетчатая бумага является объектом, привычным и понятным любому школьнику. Поэтому она играет столь важную роль в наших изысканиях с методической точки зрения.

Сперва мы рассмотрели следующие два вопроса.

Вопрос 1. Верно ли, что для любого числа п е N найдётся круг на плоскости, содержащий внутри себя ровно п узлов клетчатой бумаги?

Вопрос 2. Верно ли, что для любого числа п е N на плоскости найдётся окружность, проходящая ровно через п узлов клетчатой бумаги?

Первый вопрос представляет собой несложное упражнение; ответ на него положительный. Рассмотрение второго вопроса полезно предварить следующей леммой из области делимости целых чисел.

Лемма 1. Для каждого целого неотрицательного k уравнение x2+y2=5k имеет ровно 4(к+1) различных целочисленных решений.

Для доказательства леммы 1 индукцией мы убеждаемся, что уравнение x2+y2=5k имеет ровно восемь таких решений ^,у), что x и у не делятся на 5. Они дают нужное количество решений вместе с теми 4^-1) корнями, которые имеют вид (5а,5b), где a2+b2=5k'2.

Из леммы сразу вытекает ответ на второй вопрос для натурального п, кратного четырём. Она же используется, чтобы показать, что для чётных п

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

© урлигареев Х.Д., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.