Научная статья на тему 'Ценностно-мотивационные аспекты творческой деятельности'

Ценностно-мотивационные аспекты творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ACTIVITY / CREATIVITY / VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS MOTIVATION / ART CULTURE / THE FINE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплева Н. А., Данилова О. Н.

В статье авторы осуществляют анализ ценностно-мотивационных аспектов творческой деятельности, прослеживают их культурные основания, анализируют особенности взаимодействия творчества и культуры, теоретически анализируют влияние инкультурации на становление субъекта творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATIVE AND MOTIVATIONAL ASPECTS OF THE CREATIVE ACTIVITY

In the article the authors carry out the analysis of evaluative and motivational aspects of creative activity, find their cultural foundation, analyze the peculiarities of interrelation of art and culture and theoretically dwell on the analysis of enculture influence on becoming the subject of creative activity.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мотивационные аспекты творческой деятельности»

УДК 008.009

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Н. А. Коноплева*, О. Н. Данилова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия, 690014 г. Владивосток, ул. Гоголя, 41.

Тел/Факс: +7 (4232) 40 41 54.

E-mail: nina. konopleva @ vvsu. ru

В статье авторы осуществляют анализ ценностно-мотивационных аспектов творческой деятельности, прослеживают их культурные основания, анализируют особенности взаимодействия творчества и культуры, теоретически анализируют влияние инкультурации на становление субъекта творческой деятельности.

Ключевые слова: деятельность, творчество, ценности, мотивация, художественная деятельность, инкультурация.

В ситуации культурной и экономической трансформации российского общества усиливается интерес ученых к проблемам творческой деятельности, что обусловлено, с одной стороны, ростом значения в культуре «человеческого фактора», а с другой - возрастанием индивидуализма, дифференциации в сфере труда. Все организующие принципы современности, несомненно, оказывают значительное влияние на жизнедеятельность человека и его творческий потенциал. И хотя современная российская культура востребует творческую личность, тем не менее, по-прежнему в культуре сохраняются прежние подходы к оценке ее деятельности, что нередко приводит к использованию во взаимодействии с субъектом творчества факторов, тормозящих и ограничивающих его творческий потенциал.

Вместе с тем творчество - это особый вид деятельности на жизненном пути личности, формирующий как художественно-проектную культуру, так и индивидуальность человека. Это созидательное, социально опосредованное, свободное поведение, в ходе которого совершается становление социальной предметности и творческих способностей и формируются средства дальнейшего саморазвития общества и культуры [1-3, с. 26-42]. Творческая деятельность представляет собой квинтэссенцию всего того, что характеризует практическое и духовное мироотноше-ние человека и способ его бытия в заданных природных и социокультурных координатах.

Творчество следует рассматривать как единство продуктивных и репродуктивных начал, как выражение его предметно-деятельностной природы в форме внутреннего противоречия воспроизведения и изменения, преемственности и новообразования, устойчивости и обновления. Причем вектор творческой активности личности направлен не только в будущее, к внесению в мир новаций, но и в прошлое, на погружение в недра культуры, восстановление утраченного и бесконечное саморазвитие субъекта творческой деятельности [4, с. 42-58].

Именно художественная духовно-практи-

ческая деятельность, способствующая приобщению личности к культурным ценностям, предваряет другие самостоятельные виды деятельности человека, обеспечивает формирование культуры общества и личности в нем. При этом культуру в широ-

ком смысле мы понимаем как общественно -исторический процесс созидания человеческого мира. В узком значении культура - это совокупность результатов этого созидания, система материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. Культура есть смыслообразующая сторона образа жизни общества, закрепляющая смысложизненные человеческие ценности в культурных нормах данного общества и, тем самым, конструирующая общество как культуру [5, с. 141].

Вместе с тем культура и творчество неотделимы друг от друга: с одной стороны, именно человек является творцом культуры, а с другой - именно творящий человек - человек культурный. Культура детерминирует процесс духовной деятельности человека, а творческая деятельность совершенствует культуру. Импульс творчества возникает тогда, когда субъект обнаруживает максимальную активность в своих контактах с культурой, а культура, в свою очередь, является «силовым полем», в котором возможно творческое отношение к миру. Единство культуры и творчества - это тот принципиальный факт, с которым столкнулись современные культурологические и антропологические исследования [1].

Причем выработанные культурой схемы деятельности не могут быть неизменными, новые условия и новые задачи открывают возможности для переосмысления существующих принципов деятельности.

В связи с этим в современной культуре актуализируется проблематика, связанная с исследованием мотивов, средств и методов художественно-проектной деятельности субъекта, специфики его миропонимания, ценностного мироощущения [2, с. 24, 35, 46, 266].

С данной проблематикой тесно связано понятие «направленность» личности, предполагающее совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и рассматриваемое по-разному в ряде концепций: как «динамическая тенденция (С. Л. Рубинштейн) [6], «доминирующее отношение (В. Н. Мясищев) [7], «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев) [8], «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев) [9]. Общие мировоззренческие ориентиры человека и стратегические цели проявляются в таких смысловых

* автор, ответственный за переписку

образованиях, как ценностные ориентации. При этом субъект творческой деятельности владеет инструментом воздействия на образ мира другого человека, его установки, ценности, чувства и мысли за счет транслирования своих представлений о мире, приоритетных мотивационных побуждений, своей субъективной реальности посредством художественного образа. В связи с этим мотивационная составляющая творчества приобретает особый смысл (С. Л. Выготский, А. Я. Пономарев, Д. А. Леонтьев и др.) [10-12].

Предмет нашего исследования: специфика

ценностных ориентаций и мотивации деятельности у лиц творческих профессий.

Диапазон ценностно-мотивационных аспектов художественно-проектной деятельности может варьироваться в широких пределах - от социального заказа, который понимается как «... общественное требование, принятое и осознанное художником как личная потребность и необходимость, как призыв времени, им услышанный» [1, с. 25], до материальной заинтересованности в результатах своего труда [2, с. 21, 2з, 34].

Научные подходы к пониманию мотивации творческой деятельности отличаются разнообразием. Рассматривая мотивационные аспекты творчества, следует, прежде всего, обратиться к психоаналитической теории творчества, которая связывала творчество с Эросом и сублимацией сексуальной энергии.

К. Роджерс, А. Маслоу считают, что важнейший мотивационный фактор творческого человека - это стремление к самоактуализации, его они рассматривают как главный побудительный мотив творчества, видя под этим мотивом стремление к развитию, расширению, совершенствованию, проявлению всех способностей «Я» [13-14]. В. В. Замай считает, что главным мотивом является стремление художника к самовыражению: к раскрытию в произведении своих мыслей и чувств, своих наблюдений о мире и человеке, своего видения волнующих человечество проблем и способов их решения [15].

В качестве единицы исследования творческих потенций Д. Б. Богоявленская предложила рассматривать интеллектуальную активность, которая соединяет в себе умственные способности и личностные характеристики, в первую очередь мотивационные [16].

Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская установили связь мыслительной гибкости с уровнем образования, отмечая, что образование повышает гибкость и подвижность мышления, мотивируя творчество [15].

Е. Л. Солдатова отмечает необходимость для творческой личности не только чувствительности к противоречиям и внутренней мотивации к деятельности, но и владение большим объемом информации и способности переносить освоенное на новый материал, использование альтернативных путей поиска информации [17]. Об этом же писал И. Кон, но отмечал также важность для творчества наличия у личности навыков планирования и организации деятельности [18].

Большое влияние на процесс творчества оказывает уровень психической энергии личности. При низком уровне индивид недостаточно приспособлен к среде, которая подчиняет слабую психику. Средний тип - индивид находит место в среде, соответствующее его эндопсихике, хорошо к ней приспосабливается. Высший тип - индивид отличается стремлением переделать среду, согласно своим влечениям и потребностям. Этот тип психической энергии А. Ф. Лазурский связывал с преобразующей деятельностью человека и считал ее источником этой деятельности. Е. Даффи, Н. С. Лейтес, Ч. Спирмен, В. Штерн, как и А. Ф. Лазурский, связывают творчество с наличием избыточной энергии, порождающей потребность в умственном напряжении [19]. В. Д. Небылицын разделял понятия психическая и личностная активность и для характеристики личностной использовал три стороны:

1) результативную (реальные достижения);

2) содержательную (комплекс нравственных, интеллектуальных побуждений, установок, интересов, мотивов, определяющих цели и причины совершения действий);

3) динамическую (формальные характеристики деятельности - темп, интенсивность, распределение по времени и т.д.) [20].

Х. Ю. Айзенк считал источником креативности высокий уровень психотизма [21]. В. Дружинин пришел к такому же выводу в процессе осуществленных им исследований [22-23].

М. Волах, Н. Коган установили, что мотивация достижения, соревновательная мотивация, блокирует самоактуализацию личности и затрудняет проявление творческих способностей. Д. Б. Богоявленская подтверждает эти данные и отмечает, что способствует творчеству мотив доминирования познавательной самодеятельности, заинтересованность в деле, а не в успехе. Согласно ее исследованиям, социальный мотив (мотив достижения успеха) является препятствием для творческой лично -сти. Кроме того, она отмечает, что престижная мотивация может побуждать успешное решение уже поставленной проблемы, т.е. продуктивность деятельности, но эта же мотивация становится серьезным препятствием на пути к творчеству, понимаемому как выход за пределы заданного, как постановка новых проблем [16].

Побудительные мотивы творчества различны, это может быть стремление творца к духовной свободе, выражению своего воображения, пониманию себя, преобразованию окружающей действительности с учетом собственных представлений о ней, самовыражению. Кроме того, с помощью творчества художник может создавать в воображении то, что недоступно в реальности, выдавать желаемое за действительность, воплощать свои мечты. С. Кьеркегор видел истоки творчества в реализации возможностей воображения личности, в понимании себя, проникновении в свой внутренний мир, само-постижении [24]. Часто творческие личности имеют неукротимое желание довести до совершенства

окружающую действительность. Также побудительным мотивом творчества могут быть поиски новых выразительных средств формообразования.

Причем психические возможности творческий человек использует не только для творчества, но и для адаптации к окружающей среде, формирования большого количества стандартных навыков, базирующихся на опыте человечества.

Формирование мотивационной сферы личности находится в тесном взаимодействии с ценностными ориентациями как стратегическими жизненными целями и общими мировоззренческими ориентирами, сложившимися в процессе воздействия культурных факторов на субъект творчества. Вопрос формирования ценностного миропонимания творческой личности тесно связан с социальными функциями культуры.

При этом к наиболее важным социальным функциям культуры следует отнести - «консервацию», трансляцию и инкультурацию. В связи с этим культура понимается как тип социальной памяти общности - народа или этноса (функция консервации), включающая в себя места хранения социальной информации, унаследованные схемы поведения, коммуникативные сети (К. Г. Юнг, Ю. М. Лотман и Б. Успенский, Т. И. Заславская и Р. В. Рыбкина, П. Ю. Черносвитов и др.) [19, 25-26]. Кроме того, культура может пониматься как форма трансляции социального опыта. К такому мнению склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация», «комплекс образцов поведения»... Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Так, например, культура трактуется как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У. Г. Самнер, А. Г. Келлер) [27]; культура охватывает формы привычного поведения, общения для данной группы или общества (К. Янг) [27]; является программой социального наследования (Н. Дубинин) [28].

При этом художественно-проектная деятельность занимает особое место среди всех видов деятельности, способствуя духовно-творческой стороне развития субъекта и трансляции культурного наследия, необходимого для воспроизводства субъектного потенциала системы «человек - мир», аккумуляции жизненного опыта человека.

Кроме того, культура обеспечивает социализацию людей (Т. Парсонс) [24], выступает совокупностью значений, ценностей, норм, которыми овладевает личность в процессе своего развития и становления (П. А. Сорокин) [29]. Культура устанавливает ценностные, нормативные и символические рамки или пределы родовой жизни человека. Следовательно, ее назначение состоит в обеспечении участников и субъектов социальной жизни средствами социокультурной регуляции [30, с. 191-193].

Процесс освоения человеком присущего конкретной культуре миропонимания, согласно терминологии, введенной М. Херсковицем, назван ин-

культурацией [24]. В процессе инкультурации формируются когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство индивида с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре - в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако М. Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества.

При этом социализация ведет к формированию нормативного поведения, моральных ценностей, поведенческих стандартов, принятых в конкретном обществе. Инкультурация способствует освоению личностью традиций, обычаев, принятию духовно-нравственных идей, выработке ценностных ориентиров, обеспечивающих эмоционально приемлемое поведение.

Проблема вхождения человека в культуру была предметом глубокого интереса социальных и гуманитарных наук. К ней обращались мыслители прошлого и настоящего. Философы пытались определить ее значение в становлении «корневого человека» (П. А. Флоренский) [31], то есть человека «укорененного» в национальной истории и культуре (Т. Г. Грушевицкая, Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.) [32-34, 24]. Таким образом, выявление детерминационных основ процесса инкульту-рации и становление в этих условиях личности связывается с историческим и социокультурным контекстом общества.

В отечественной научной литературе наблюдается многообразие подходов к определению понятия «инкультурация». Можно выделить следующие операционные характеристики этого процесса: придание личности культурной компетентности, включающей освоение, прежде всего, системы ценностных ориентаций и предпочтений, этикетных норм поведения, общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, определенные познания в области национальных и сословных традиций (А. Я. Флиер) [34], процесс усвоения отдельным человеком культурных норм и ценностей, а также обычаев и традиций, языка (В. А. Соколов) [24], приобщение личности ко всему культурному наследию человечества, формирование ценностного отношения к труду (А. П. Садо-хин, Т. Г. Грушевицкая) [32-33], усвоение традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры, процесс, продолжающийся всю жизнь и процесс передачи культуры от одного поколения к другим (Э. В. Соколов) [24] и др.

В широком смысле это процесс одновременного усвоения традиций, обычаев и ценностей родной культуры, а также приобщения личности ко всему культурному наследию человечества, процесс придания личности культурной компетентности. В узком смысле инкультурация понимается как процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек и паттернов поведения, свойственных этнокультуре.

Инкультурация проявляется, во-первых, как форма позитивного усвоения субъектом культурных ценностей, во-вторых, как качественная характеристика объединения субъектом разных форм и уровней культуры; в-третьих, как взаимодействие культурных миров в личности, приводящее к формированию интеркультурного мира с общими нормами, ценностями. В результате процесс вхождения личности в культуру обозначается не только термином инкультурация, но и энкультурация, культурализа-ция, аккультурация, культурная адаптация. Разнообразие приведенных терминов обусловлено не столько разными подходами, сколько многогранностью содержания самого процесса инкультурации личности и актуализацией его различных аспектов.

Инкультурация может рассматриваться как практически тотальный процесс воспитания и обучения, который целиком определяет те признаки, которыми будет обладать личность. Инкультурация индивида в этом понимании формирует его в качестве специфического «продукта» культуры данного сообщества, закладывает в его сознание, память оценочные и поведенческие стереотипы и навыки, традиционные культурные образцы в уже готовом к «употреблению» виде, а также воспитывает в нем «потребителя» культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сообщества, т.е., по существу, формирует личность, социально адекватную актуальным потребностям этого сообщества. Эта точка зрения отражается и в психоаналитических теориях, утверждающих, что в детстве закладываются схемы (паттерны) взаимодействия, которые будут определять все дальнейшие взаимодействия в жизни человека.

Таким образом, формирование ценностномотивационных аспектов жизнедеятельности субъекта творчества имеет многогранный характер и тесно связано с проблемами социализации, инкультурации и адаптации личности в обществе. В связи с этим культурные и социальные трансформации будут оказывать непосредственное влияние на структуру творческой художественно-проектной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Громов Е. С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. 120 с.

2. Г лазычев В. Л. Дизайн как он есть. М.: Европа, 2006. 320 с.

3. Яценко Л. В. Порождающие факторы творчества / Диалектика творческой деятельности. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1999. 141 с.

4. Батищев Г. С. Диалектика и смысл творчества (к критике антропоцентризма) // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/Д, 1983.

5. Мазепа В. И., Михалев В. П., Азархин А. В. Культура художника. К.: Мистецтво, 1988. 335 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.

7. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред.

А. А. Бодалева. М.: изд-во Московского психолого-

социального института; Воронеж: изд-во НПО МОДЭК, 2003. 400 с.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 230 с.

9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

10. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов -н/Д, 1997.

11. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

12. Леонтьев Д. А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. М.: Наука. Смысл, 2000. 549 с.

13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

14. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2005. 351 с.

15. Замай В. В. Возможность самореализации художника в условиях социокультурных изменений современной России: дис. канд. культурологии. М., 2005. 268 с.

16. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: изд-во Ростовского унта, 1983. 173 с.

17. Солдатова Е. Л. Разработка программы развития креативности у подростков // Опыт и проблемы воспитания предприимчивости учащейся молодежи. Челябинск, 1996.

18. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

19. Коноплева Н. А., Гаранина Е. Ю. Творческая личность в современном обществе. Гендерный и кросс-культурный аспекты: монография. Владивосток: Дальнаука, 2007. 360 с.

20. Небылицын В. Д. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: изд-во МГУ, 1982.

21. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. №4. С. 123-133.

22. Дружинин В. Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Основные современные концепции творчества и одаренности / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997.

23. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

24. Культурология. ХХ век: Словарь. СПб: Университетская книга, 1997. 640 с. (Культурология - ХХ век).

25. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи. Исследования. Заметки (19681992) СПб.: Искусство, 2001. 704 с.

26. Черносвитов П. Ю. Закон сохранения информации и его проявления в культуре. М.: Книжный дом. ЛИБРОКОМ, 2009. 296 с.

27. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с. (Культурология - ХХ век).

28. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.

29. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 430 с.

30. Ромм М. В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа: автореф. дис. д-ра философ. наук: (09.00.11). Томск, 2003. 50 с.

31. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

32. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. М., 1987.

33. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы меж-культурной коммуникации. М.: Юнити- Дана, 2003. 352 с.

34. Флиер А. Я. Культурогенез. М., 1995. 128 с.

Поступила в редакцию 08.04.2011 г. После доработки -19.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.