Научная статья на тему 'Ценностно-деятельностный подход как Методологичекая основа эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения'

Ценностно-деятельностный подход как Методологичекая основа эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODOLOGICAL APPROACH / AXIOLOGICAL AND ACTION-ORIENTED APPROACH / ECOLOGICAL AND ECONOMIC UPBRINGING / ECOLOGICAL AND ECONOMIC VALUES / ACTIVE METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова А. А.

В статье рассматривается эколого-экономическое воспитание в контексте возрастных особенностей учащихся старших классов. Ценностно-деятельный подход как теоретико-методологичекая основа эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения. Активные методы обучения как средство осуществления эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Axiological and Action-Related Approach As a Methodological Basis of Ecological and Economic Upbringing of Senior School Students in the System of Profession-Based Education

The article considers the ecological and economic upbringing in the context of age-related peculiarities of senior school students; the axiological and action-related approach as the theoretical and methodological basis of ecological and economic upbringing of senior school students in the system of profession-based education; the active methods of teaching as a means of providing ecological and economic upbringing of senior school students in the system of profession-based learning.

Текст научной работы на тему «Ценностно-деятельностный подход как Методологичекая основа эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения»

УДК 75.9 ББК 349

Мамонтова Анна Александровна

аспирант кафедра управления Смоленский Г осударственный университет г. Смоленск Mamontova Anna Aleksandrovna Post-graduate,

Chair of Administration Smolensk State University Smolensk

Ценностно-деятельностный подход как методологическая основа эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе

профильного обучения The Axiological and Action-Related Approach As a Methodological Basis of Ecological and Economic Upbringing of Senior School Students in the System

of Profession-Based Education

В статье рассматривается эколого-экономическое воспитание в контексте возрастных особенностей учащихся старших классов. Ценностно-деятельный подход как теоретико-методологичекая основа эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения. Активные методы обучения как средство осуществления эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения.

The article considers the ecological and economic upbringing in the context of age-related peculiarities of senior school students; the axiological and action-related approach as the theoretical and methodological basis of ecological and economic upbringing of senior school students in the system of profession-based education; the active methods of teaching as a means of providing ecological and economic upbringing of senior school students in the system of profession-based learning.

Ключевые слова: методологический подход, ценностно-деятельностый подход, эколого-экономическое воспитание, эколого-экономическая воспитанность, эколого-экономические ценности, активные методы обучения.

Key words: methodological approach; axiological and action-oriented approach; ecological and economic upbringing; ecological and economic values; active methods of education.

Современная практика воспитания подрастающего поколения детерминирована новой парадигмой устойчивого развития природы и общества в рыночной экономике, акцентирующей экзистенциалы человеческого бытия - личностную свободу и личностную ответственность в процессе хозяйственной деятельности. Личностная ответственность невозможна без сформированности у субъектов воспитательного процесса таких ориентиров поведения, когда лич-

ностные, хозяйственные потребности соотносятся с интересами сохранения природы.

В этой связи возникает необходимость определения и обоснования научного подхода к изучению педагогических условий формирования экологоэкономической направленности личности, содержательной стороной которой является ориентация на эколого-экономические ценности.

В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: культурологический, синергетический, социализирующий, аксиологический, деятельностный и др.

Рассматривая сущность и особенности данных подходов, мы выделяем ценностно-деятельностный подход. Этот методологический подход является ключевым в исследовании эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в процессе профильной подготовки.

Учитель, реализующий деятельностный подход, должен видеть всю иерархию целей: от самых общих, модельных-уровня коллектива, до отдельно взятого ученика, отдельно взятой ситуации. В реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная сторона деятельности, но с учётом отдельно взятой личности. Общая структура деятельности характеризуется следующим. В деятельности все звенья взаимосвязаны, поэтому изменение мотива, цели ведёт к определённым изменениям и во всех других звеньях, создавая системный эффект.

Основной единицей деятельности является поступок - форма личной активности, предполагающая отклик другого человека или других людей и коррекцию собственного поведения и деятельности с учётом этого отклика.

В структуре деятельности нет отдельного «знаниевого» блока. Знания важны, но не являются самоцелью [9, 124-126].

В деятельностном подходе важны идеи равнопартнёрского взаимодействия учителя и учащегося и тщательное изучение личности. И такой подход оправдан, когда необходимо работать с конкретной личностью и с целым коллек-

тивом учащихся, потому что личность формируется в деятельности, во взаимодействии с окружающим миром и друг с другом.

Важным является вопрос о том, как возникает ценностный результат. Освоение ценностей идёт через осознание. Степень усвоения ценностей зависит от мотивов социального поведения. Следовательно, необходимо побуждать воспитанников к инициативным поступкам в ситуациях выбора. Результат воспитания связан с ценностным отношением, которое имеет трёхкомпонентную структуру: когнитивный компонент (понятия и представления); эмоциональнооценочный компонент (переживание, оценка явления) и поведенческий компонент (опыт действия, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым действиям).

В этой связи цель эколого-экономического воспитания учащихся старших классов - формирование эколого-экономической воспитанности - интегрального качества личности, проявляющиеся в единстве экологических и экономических знаний, норм, и правил поведения в обществе (как экологических, так и экономических ценностных ориентаций), возможности участия в экономической деятельности и умения объективно оценивать последствия этой деятельности для окружающей среды. Поэтому педагогическую категорию - эко-лого-экономическое воспитание, на наш взгляд, необходимо рассматривать с позиции ценностно-деятельностного подхода. Это обусловлено, прежде всего, особенностями старшего школьного возраста. В этом возрасте ключевым в формировании личности, определяющим через конструирование фундаментальных смыслов собственного психического состояния, является становление индивидуальности. Это период интенсивного и осмысленного освоения социальной среды и необходимости достижения высокой адаптивности к постоянно меняющимся условиям общественного существования, что позволяет формировать реальные представления о будущей социально-экономической жизни.

Воспитание в данном возрастном периоде представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только

тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности - ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание - совесть человека, ответсвенность.

Эколого-экономические ценности представляют собой систему ценностных ориентаций, обеспечивающих гармоничное взаимоотношение с окружающей средой, при котором удовлетворение личных потребностей соотносится с интересами сохранения и развития природы, а это определяет социальноответственное поведение личности в социуме. Эколого-экономическая формация ценностей существует ради того, чтобы научить человека оценивать свою деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. Эколого-экономическое воспитание - это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования, обеспечивающая поддержку развития эколого-экономической ответственности старшеклассника, посредством включения его в решение общественных, экологических, производственных задач.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого воспитательный идеал представлен как высшая педагогическая ценность, определяющая содержание основных направлений эколого-экономического воспитания старших школьников.

Один из основателей деятельностного подхода - А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит

через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. [7]

Применительно к организации пространства эколого-экономического воспитания старшего школьника деятельностный подход имеет свои особенности. Первая заключена в том, что эколого-экономическое воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, хозяйственной, коммуникативной, досуговой и других видах деятельности.

Второй особенностью является процесс усвоения эколого-экономических ценностей. Для принятия эколого-экономических ценностей важна системная организация различных видов деятельности старшего школьника в образовательном учреждении. Деятельностный подход отвергает попытки локализовать эколого-экономическое воспитание в границах отдельных учебных предметов или образовательной области, как «Экология», «Экономика». Экологоэкономическое воспитание осуществляется на всем протяжении обучения учащихся старших классов не зависимо от выбранного профиля подготовки.

Так же применение деятельностного подхода обусловлено утратой семьей и школой монополии на воспитание ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, общественные организации, молодежные сообщества. Деятельностный подход учитывает это и предусматривает, что воздействие различных факторов экологоэкономического воспитания при ведущей роли общеобразовательной школы, должно быть согласовано.

В свою очередь деятельностный подход выступает практикоориентированной основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой эколого-экономическое воспитание в Вестник ЧГПУ82012 98

методическом плане. По нашему мнению, это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности, а метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен старшеклассник посредством усвоения идеалов эколого-экономического поведения. При этом поведение опосредованно формированием эколого-экономических ценностных ориентаций личности самого старшеклассника. Таким образом, достигается согласование аксиологического и деятельностного подходов к организации пространства эколого-экономического воспитания учащихся старших классов.

Процесс эколого-экономического воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения старшеклассника. В сознательном принятии определенной эколого-экономической ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер эколого-экономического воспитания.

Для достижения развивающего эффекта эколого-экономической ценности они должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации). Развивающий характер эколого-экономического воспитания достигается, когда эко-лого-экономические ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной, хозяйственной жизни, к самому себе.

Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, хозяйственной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде данной задачи - ценности. Эко-лого-экономические ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизы-

вают все учебно-воспитательное содержание, всю многоплановую деятельность старшеклассника как человека, личность, гражданина.

Система эколого-экономических ценностей создает смысловую основу пространства эколого-экономического развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Поэтому данный интегрированный подход определяют концептуальную основу эколого-экономического воспитания. Сам по себе этот подход формален. Придать ему социальную силу способен педагог. Именно педагог своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления старшеклассников об эколого-экономической норме, что во многом определяет эффективность эколого-экономического воспитания.

В содержании эколого-экономического воспитания должны быть широко представлены примеры ответственного поведения в хозяйственной жизни. Большое значение имеет общение школьников со специалистами в области экологии, экономики, руководителями общественных организаций для практического рассмотрения эколого-экономической проблематики.

Несомненно, к таким сложноорганизованным системам, как экологоэкономическое воспитание нельзя применять традиционные средства обучения. Внутри данной системы необходимо создавать активность, что будет способствовать саморазвитию и самоорганизации процесса эколого-экономического воспитания. Данная позиция опирается на педагогический факт - результативности воспитания напрямую зависит от активности воспитательной деятельности.

В этой связи, в рамках организационного блока эколого-экономического воспитания мы предлагаем использовать активные методы обучения. Специфика методов активного обучения состоит в том, они заставляют учащихся действовать, общаться друг с другом, играть роли, мысленно и практически моделировать эколого-экономические проблемы и пути их решения. Методы активного обучения увеличивают долю творческой деятельности учащихся.

Данная группа средств организации процесса образования и воспитания легла в основу разработки учебно-методических рекомендаций программы эко-лого-экономического элективного курса. Так в рамках формирующего этапа педагогического эксперимента нами в школьную практику введен экологоэкономический элективный курс «Мой дом, мой край - моя Смоленщина». Данный курс является элективным курсом для учащихся старших классов и призван обеспечить осознание учащимися целостного характера экологоэкономических знаний, развитие у них умений, необходимых для осуществления гармоничного взаимодействия с природой в повседневной жизни, развитие интереса к изучению взаимосвязи человеческого и природного начала и формирования убеждений, основанных на эколого-экономических ценностных ориентациях личности. Курс состоит из четырех разделов комбинированных занятий, сочетающих в себе активные методы обучения. Программа курса представляет собой последовательное чередование учебных занятий, на которых учащиеся активно вовлекаются в процесс обсуждения и разработки индивидуальных (групповых) заданий, связанных с моделированием и решением эколого-экономических проблем.

В процессе реализации курса существенный акцент сделан на рассмотрение региональных аспектов эколого-экономической проблематики, в частности, г. Смоленска и Смоленской области. В построении содержания курса использовались активные методы обучения, представленные такими их формами как проблемные лекции: «Основные принципы экологического права», «Общество - часть природы», «Оборот ресурсов, проблемы исчерпаемости»; поисковые беседы: «Социальная адаптация человека к окружающей среде», «Деятельность человека как антропогенный фактор, влияющий на биоту» и др. Ролевые, деловые и имитационные игры. Экологоэкономическая игра «Город», адаптированная под региональный аспект элективного курса. Целью данной игры является формирование и развитие чувства ответственности за сохранение естественного природного окружения, за свое здоровье и здоровье других людей в контексте взаимодействия

общества и природы. Деловая игра: «Промышленно-бытовые отходы» - идейная нагрузка данной игры заключается в том, чтобы показать учащимся возможности бережного отношения к окружающей среде в процессе производственной и хозяйственно-бытовой деятельности, развитие экологоэкономических знаний, умений и навыков. Имитационная игра: «Доходное производство» - цель игры познакомить учащихся на условном примере с процессом производства, развить аналитическое мышление, подготовить к участию в эколого-экономических отношениях.

Так же в содержании курса использовались индивидуальные групповые задания: «Рациональное поведение», «Эколого-экономический кодекс

человека», направленные на то, чтобы способствовать осознанию учащимся необходимости бережного отношения к природе, а так же формирование эколого-экономической направленности личности старшеклассника.

Программа элективного курса включает проведение круглого стола: «Международные эколого-экономические проблемы». Целью данного мероприятия является формирование эколого- экономического мировоззрения к решению проблем окружающей среды в современном мире.

По нашему мнению вышеперечисленные методы активного обучения способствуют формированию и развитию у учащихся старших классов таких эколого-экономических ценностей как здоровье, труд, ответственность, красота природы, бережливость, стабильность природы и общества, самоограничение, единение с природой, экологическая и экономическая безопасность.

Таким образом, ценностно-деятельностный подход выступает методологической основой, определяющей содержание данного курса в процессе осуществления эколого-экономического воспитания учащихся старших классов. К тому же с точки зрения данного подхода определен процесс экологоэкономического воспитания по формированию эколого-экономической воспитанности учащихся старших классов в его структурно- методическом плане. В этой связи, данный процесс представляет не определенный вид деятельности, а метадеятельность, которая педагогически интегрирует различные виды дея-

тельности учащихся. Результатом такой деятельности является становление

эколого-экономической направленности личности, опосредованной формированием эколого-экономических ценностей.

Библиографический список

1. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников [Текст] /А.Ф. Аменд. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2004. - с. 71-73.

2. Артамонова, Е.И. Болонский процесс и аксиологические ориентиры образовательной политики [Текст] / Е.И. Артамонова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы VI Международной научной конференции / отв. ред. В.А. Сластенин. - М.: МАНПО, 2009. - С. 5-9.

3. Баранов, С.П., Болотина, Л.Р., Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин - М.: Просвещение, 2009. - 602 с.

4. Боровикова, Т.В. Экономическая культура как компонент системы общей культуры [Текст] / Т.В. Боровикова // Актуальные проблемы философии, культуры// - М.: Армагеддон. - 1999. - №2. - С. 109-116.

5. Коган, Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура [Текст] / Л.Н Коган. - Москва: Знание, 1981. - 63 с.

6. Коган, Л.Н. Проблемы исследования целостности культуры [Текст] / Л.Н. Коган // Общие проблемы культуры и культурного строительства. - Москва: 1982. - Вып. 2. - 16 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / А.Н. Леонтьев. // - учеб. пособие для студ.вузов. - Москва: Смысл: Academia, 2004. - 345 с.

8. Любан, Т.Н., Зеньковский, В.В.О смысле и целях воспитания [Текст] / Т.Н. Любан - Педагогика. - 2008. - № 2. - с. 90-97.

9. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности [Текст] / А.А. Реан -Ижевск: 2008 - 349 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург: 2003. - 512 с.

Bibliography

1. Amend, A.F. Condition and Development of the Theory and Practice of Economic Education of School Students [Text] / A.F.Amend. - Chelyabinsk: ChGPI Publishing House, 2004. - P. 71-73.

2. Artamonov, E.I. Bologna Process and Axiological Reference Points of Educational Policy [Text] / E.I.Artamonov // Europe and Modern Russia. Integration Function of Pedagogical Science in Uniform Educational Space: Materials VI of the International Scientific Conference / V.A.Slastenin's Edition. - M.: MANPO, 2009. - P. 5-9.

3. Baranov, S.P., Bolotin, L.R., Slastenin, V.A. Pedagogics [Text] / S.P.Baranov, L.R.Bolotina, V.A.Slastenin. - M.: Education, 2009. - 602 p.

4. Borovikova, T.V. Economic Culture As a Component of System of the General Culture [Text] / T.V. Borovikova // Actual Problems of Philosophy, Culture. -M.: Armageddon. - 1999. - No. 2. - P. 109-116.

5. Kogan, L.N. Full Development of Personality and Culture [Text] / L.N Kogan. -Moscow: Knowledge, 1981. - 63 p.

6. Kogan, L.N. Problem of Culture Integrity Research [Text] / L.N. Kogan // Common Problems of Culture and Cultural Construction. - Moscow, 1982. - No. 2. -16 p.

7. Leontyev, A.N. Activity. Consciousness. Personality [Text]: The Manual for Higher Education Institutions Student / A.N. Leontyev. - Moscow: Sense: Academia, 2004. - 345 p.

8. Lyuban, T.N., Zenkovsky, B.B. About Sense and Objective Education [Text] / T.N. Lyuban. - Pedagogics. - 2008. - No. 2. - P. 90-97.

9. Rean, A.A. Psychology of Pedagogical Activity [Text] / A.A. Rean - Izhevsk, 2008. - 349 p.

10. Rubenstein, S.L. Existence and Consciousness. Human and World [Text] / L. Rubenstein. - Sankt-Petersburg, 2003. - 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.