Научная статья на тему 'Ценности высшего образования как основа формирования архитектурной среды университета (на примере Оренбургского государственного университета)'

Ценности высшего образования как основа формирования архитектурной среды университета (на примере Оренбургского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКИЙ ПРОЕКТ / EXTRACURRICULAR STUDENTS' ACTIVITIES / VALUES OF EDUCATION / ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аюкасова Лариса Камиловна, Южанинова Екатерина Рафаэлевна

Рассмотрены ценности высшего образования, воплощенныево внеучебной деятельности студентов на примере модернизации, реконструкции и освоения резервных территорий Оренбургского государственного университета. Разработан архитектурно-дизайнерский проект создания оптимальной среды для реализации активной студенческой внеучебной деятельности, учитывающий ценности высшего образования активность, творчество, толерантность, гуманизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of the higher education as a basis for the formation of the architectural university environment (an example of the Orenburg State University )

Leading values of higher education should be implemented not only in training but also in extracurricular activities of students. This paper examines for an OSU example how modernization, reconstruction and development of reserve land contributes to the creation of an optimal architectural environment for implementation of an active student extracurricular activities. The article lists the architectural-environmental conditions necessary for the realization of the leading values of higher education-activity, creativity, tolerance and humanization.

Текст научной работы на тему «Ценности высшего образования как основа формирования архитектурной среды университета (на примере Оренбургского государственного университета)»

Аюкасова Л.К., Южанинова Е.Р.

Оренбургский государственный университет

ЦЕННОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА (на примере Оренбургского государственного университета)

Рассмотрены ценности высшего образования, воплощенныево внеучебной деятельности студентов на примере модернизации, реконструкции и освоения резервных территорий Оренбургского государственного университета. Разработан архитектурно-дизайнерский проект создания оптимальной среды для реализации активной студенческой внеучебной деятельности, учитывающий ценности высшего образования - активность, творчество, толерантность, гуманизм.

Ключевые слова: архитектурная среда университета, ценности образования, внеучебная деятельность студентов, архитектурно-дизайнерский проект.

Сегодняшнее студенчество определяет завтрашний научно-технический прогресс, развитие культуры, будущее своей страны, её место на мировой арене. Поэтому вопросы и проблемы образования, в том числе высшего, являются приоритетными для всех стран мира.

Развитие высшего образования в России детерминируется, с одной стороны, переходом на ФГОС, в соответствии с которыми акцент делается не на содержании образования, а на его результатах, выражающихся в формировании компетенций. Поскольку в профессиональной деятельности все большую роль играет информационный и творческий фактор; ценится «нестандартизированный» характер рабочей силы; нарастает динамика и глобализация про-фессий[1], постольку делается акцент на формировании компетенций, отвечающих этим требованиям.Не все из перечисленных качеств могут формироваться только в процессе учебной деятельности, большинство из них может развиваться во внеучебной деятельности.

Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образовани-я.В связи с переходом на ФГОС и в устремлении к повышению качества образовательных услуг на уровне государственной политики и в конкретных образовательных учреждениях мы наблюдаем процесс совершенствования форм, методов, средств обучения, внедрение новых дидактических систем. К сожалению, внеучеб-ной деятельности традиционно внимания уделяется намного меньше.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы» отмечено, что«миссией образования является реализация каждым гражданином сво-

его позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге -социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека (...) Стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны» [2, с.27]. Но эффективная самореализация и развитие потенциала невозможны только в рамках учебной деятельности, у студенчества должна быть насыщенная, разносторонняя внеучебная деятельность.

При этом необходимо помнить, что образование также призвано транслировать и создавать новые культурные ценности. «Проблема образования общества связана не только с развитием экономики, повышением её эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных, социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества -систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толе-

рантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма»[3, с. 22.].

Ведущие ценности современного образования - активность, творчество, гуманизация, толерантность, свобода, динамизм, профессионализм, конкурентоспособность - должны воплощаться не только в содержании и процессе учебной деятельности, но и во внеучебной деятельности студентов также активно, поскольку большая часть времени молодого человека посвящена общению, досугу, спорту, развлечениям. Педагогическое сопровождение трансляции этих ценностей в студенческую среду активно развивается^; 5]. А архитектурное сопровождение данных процессов, к сожалению, не соответствует целям и ценностям высшего образования ХХ1века, поскольку большинство российских вузов были спроектированы и построены в 60-70-х гг. ХХ века. Это позволяет говорить об актуальности специальной организации архитектурной среды вуза для внеучебной студенческой деятельности.

В данной статье предпринята попытка вы-явлениянеобходимых архитектурно-средовых условий для воплощения ведущих ценностей высшего образования - активности, творчества, толерантности, гуманизации.

Для определения черт архитектурной среды для внеучебной деятельности студентов необходимо установить ведущие потребности во внеучебной студенческой деятельности и их качественные характеристики. Для студенчества актуальны: потребность в качественном отдыхе от интенсивной умственной деятельности, потребность в социальной поддержке, потребность в системе, координирующей внеучебную деятельность.

Потребность качественного отдыха предполагает следующие виды деятельности: духовный отдых в сфере творческой активности; участие в массовых мероприятиях; занятие спортом. Потребность в социальной поддержке обеспечивается включением выпускников в социальные, экономические, культурные процессы, оказание психологической поддержки, консультативная юридическая и правовая помощь, помощь в трудоустройстве. Координирующая внеучебную деятельность система должна предполагать грамотную управленческую и кадровую политику, а также привлечение самих студентов к принятию решений и ответственности[6].

В современных вузах существуют апробированные модели внеучебной деятельности, которые сводятся к следующим видам: информационная деятельность, самодеятельность, деятельность общественных организаций, массовые мероприятия, деятельность спортивных секций. В российской практике есть ряд примеров успешной реализации этих форм деятельности. В частности, в Оренбургском государственном университете существуют разнообразные программы и материально-техническая база для реализации базовых форм студенческой внеучебной деятельности.Учитывая разнообразие форм внеучебной деятельности студентов, основанных на разных видах общения как превалирующей деятельности, возникает необходимость в организации пространств на основе их трансформации, а также возможности их многофункционального использования. «Учитывая склонность молодых людей подчеркивать принадлежность к своему клубу, к обособлению своего статуса, студенчеству необходима своя организованная среда для общения, т. е. наличие своего обособленного объекта»[7, с. 10].

Архитектурная среда для внеучебной деятельности, как следует из вышесказанного, должна иметь некое обособленное место в виде самостоятельного объекта или группы объектов. Качества обособления реализуются при обеспечении требования размещения объекта отдельно от учебной зоны, т. к. с психологической точки зрения необходимо создание ощущения, что это место восстановления сил, смены видов деятельности, место отдыха[8].

Выявленные виды внеучебной деятельности определяют основные функциональные компоненты архитектурной среды объекта, обеспечивающие научное и досуговое творчество, информационную составляющую, различные виды зрелищ, развлечений, спорта. Среда должна отличаться мобильностью, гибкостью, трансфор-мацией[9].Заявленные качества архитектурной среды были рассмотрены на примере Оренбургского государственного университета в работе «Реконструкция среды университетского комплекса ОГУ с выявлением центров досуговой активности студентов» под руководством доцента кафедры архитектуры Аюкасовой Л. К.

Основной целью проекта была реконструкция среды университетского комплекса Оренбургского государственного университета с ак-

центом на обеспечениеактивной досуговой деятельности студенческой молодежи, а также создание качественной среды для внеучебной дея-тельности.Проектом предусмотрена реконструкция только части территории на которой компактно размещены студенческие общежити-я,физкультурно-оздоровительный зал, спортивные площадки, открытые площадки для отдыха и общения. Концепция данного проекта предполагает дальнейшее развитие спортивной зоны перед общежитиями №1 и №3, размещение студенческого досугового центра на территории гаражного кооператива №280.

Задачами реконструкции университетского комплекса являются:

- создание комфортной, удобной и логически сформированной планировочной структуры территории;

- расширение общей площади университетского комплекса;

- проектирование центра досуговой активности студентов;

- реконструкция существующей спортивной зоны;

- организация пешеходных связей и благоустройства территории.

Тщательный анализ существующей территории университетского комплекса выявил ряд проблем, без решения которых невозможно выявить смысл преобразований отдельно взятой функциональной зоны.

В рамках проекта была решена корректировка планировочной структуры всего университетского комплекса с выявлением новых композиционных осей - связей, позволяющих внести в сложившуюся планировочную структуру большую ясность и связанность. В частности, было предложено организовать главную пешеходную ось университетского комплекса, связывающую проспект Победы с улицей Терешковой - двумя крупными городскими артериями города Оренбурга. В проекте учитывалось дальнейшее развитие структуры транспортных городских связей в соответствии с решением генерального плана развития города Оренбурга - расширение улицы Степана Разина и изменение ее статуса, постепенно она должна статьмагистралью общегородского значения непрерывного движения.

Другой проблемой, ограничивающей нормальное функционирование университетского

комплекса, является отсутствие достаточного количества парковочных мест для временного хранения автомобилей - проблема, которая является актуальной для города в целом. Парковки занимают достаточно большие по площади участки земли, лишая тем самым возможности активного использования территорий для размещения других жизненно важных функций. Решение этой проблемы в проекте базировалось на опыте как отечественных, так и зарубежных проектных решений. Активное освоение подземных пространств уже давно является общепризнанной практикой в решении проблем организации паркинга. К территории ОГУ примыкает гаражный кооператив №280, при переносе которого в подземное пространство, освобождаются резервные территории, на которых возможно разместить студенческий центр досуговой активности. Подземная автостоянка рассчитана на 400 машиномест, имеет 2 въезда (прямолинейные однопутные рампы), 6 выходов на поверхность, помещениевенткамеры и 2 пункта охраны. Кровля автостоянки решается как эксплуатируемая плоская, инверсионная с озеленением.

Расширение спортивной зоны, расположенной между общежитиями №1 и №3, как компонента развития досуговой активности студентов, планируется проводить за счет реконструкции существующего физкультурно-оздоровительного зала с введением дополнительных функций настольного тенниса, баскетбола, турников, мини-футбола, а также развитием рекреационной зоны на примыкающей территории (рис. 1). За счет создания многоуровневой конструкции, удастся провести введение дополнительных функций в существующих границах.

С северной стороны к существующему физкультурно-оздоровительному залу возможно пристроить зал для настольного тенниса, который может вместить три стола и использоваться всесезонно. Стеклянный фасад придаст залу воздушность и легкость, светопроницаемая конструкция сделает помещение просматриваемым со всех сторон. Входная группа в зал может быть организована со стороны общежития №3. Кровля эксплуатируемая, на ней могут располагаться перголы с вертикальным озеленением и ограждением из цветного поликарбоната. Озеле-нениебудет даватьне только тень, но и способствовать созданию психологически комфортной атмосферы.

Баскетбольный зал (28мх17м) должен быть размещён на отметке минус 3.000мми может использоваться всесезонно. Размер игровой площадки 26мх14м. Вход в зал предусмотрен со стороны общежития. Надземная часть зала может быть выполненав виде остекленного объема, обеспечивающего прекрасноеос-вещение. Предполагается, что эксплуатируе-

мая кровля баскетбольного зала будет озеленена газонами (рис. 2).

Центр досуговой активности студентов (рис. 3) в проекте предлагается расположить на месте существующего гаражного кооператива, который возможно перенести в подземное пространство. Двухэтажное здание центра включает в себя следующие основные зоны:

1 - зона отдыха и общения, 2 - зона настольного тенниса, 3 - зона баскетбола, 4 - зона турников, 5 - зона мини-футбола, 6 - физкультурно-оздоровительный зал, 7 - рекреационная зона на эксплуатируемой кровле.

Рисунок 1. Схема функционального зонирования спортивного комплекса

Рисунок 2. Проектное решение спортивного комплекса

Рисунок 3. Центр досуговой активности студентов

входная зона, зимний сад, фотостудия, зона активных игр (бильярд, дартс, аэрохоккей), зона кафе, главное пространство для общения, медиатека, библиотека, выставочная галерея.

Вестибюль (холл) - основной коммуникационный узел,распределяющий посетителей между различными зонами досугового клуба. Главное пространство (открытый зрительный зал) предполагает разностороннее использование: проведение лекций, презентаций, бесед, вечеров, концертов, спектаклей, выставок, показ фильмов, а в обычные дни служит лестницей на второй этаж. Динамичность и полифункциональность данного пространства будет наглядно воплощать ценности активности, творчества и свободы.

Принцип «свободного перетекания пространств» дает возможность сформировать бес-преградную среду, создающую атмосферу общности и единения. Данное пространство будет способствовать как развитию толерантности, поскольку будет объединять разных людей (студентов, преподавателей, кураторов, абитуриентов), вовлечённых в разные виды деятельности, так и ощущение свободы, отсутствия границ.

Под главным пространством должна быть расположена зона активных игр и развлечений. Это зона отдыха от учебы. Здесьмогут быть размещены бильярдный стол, гигантский дартс,

аэрохоккей. Кафе на 66 посадочных мест, расположенное на первом этаже, уютный уголок с мягкими креслами и столиками может стать излюбленным местом встреч и общения для студентов.

Концепция проекта предполагает, что центр досуговой активности студентов на территории университетского комплекса станет естественной частью жизни студенческой молодежи. Будет создана среда, позволяющая студентам и преподавателям общаться друг с другом посредством целого комплекса точек пересечения, открывая, таким образом, возможности для постоянного взаимодействия и обмена знаниями в неформальной обстановке.

Таким образом, в разработанном архитектурно-дизайнерском проектеучтены необходимые условия создания архитектурной среды: многофункциональность, гибкость и трансформация пространства, взаимодействие с природой, экологичность. Такая среда будет обеспечивать приобщение студентов к ценностямвысше-го образования - активности, творчеству, динамизму, свободе, толерантности, гуманизации, а также стимулировать межличностное общение студенческой молодежи через совместный досуг. Подобные условиясреды возможно создавать на сложившейся территории университетского комплекса за счет модернизации, реконструкции и частичного нового строительства.

22.03.2014

Список литературы:

1. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С.В. Коршунова. - М. : МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 212 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». - 296 с.

3. Образовательная политика России на современном этапе. Из доклада Государственному совету Российской Федерации // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 20-30.

4. Кирьякова, А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 7. - С. 4-11.

5. Кирьякова, А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании / А.В. Кирьякова // Высшее образование в России. - 2007. - № 12. - С. 59-63.

6. Валиахметова, Л. З. Архитектурная среда для внеучебной студенческой деятельности: дис. канд. арх.:18.00.01 / Л.З. Валиахметова. - Екатеринбург, 2004. - 204с.

7. Захарова, О. В. Теоретические основы и методика подготовки проектировщиков в условиях гуманизации предметнопространственной среды: дис. канд. арх.:18.00.01 / О.В. Захарова. - Новосибирск, 2005. - 225с.

8. Шимко, В. Т. Архитектурное формирование городской среды: Учеб. пособие для архитектур. вузов / В. Т. Шимко. - М. : Высшая школа, 1990. - 223с.

9. Coulson, J. University planning and Architecture: The search for perfection / J. Coulson, P. Roberts, I. Taylor. Abingdon: Routlenge, 2011. - 264 р.

Сведения об авторах:

Аюкасова Лариса Камиловна, доцент кафедры архитектуры Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 17810, тел. (3532) 372521, е-таіі: archi-orenburg@yandex.ru Южанинова Екатерина Рафаэлевна, доцент кафедры философии Оренбургского государственного университета, кандидат философских наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20806, тел. (3532) 372583, е-таіі: yuterina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.