Научная статья на тему 'Ценности профессиональной деятельности государственных служащих'

Ценности профессиональной деятельности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4217
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
АКСИОСФЕРА / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / СЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / AXIOSPHERE / VALUE / VALUE SYSTEM / COMPETENCE / SERVICE-PROFESSIONAL CULTURE / PERSONALITY / CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролов О. В.

В статье изложена авторская позиция в отношении ценностей профессиональной деятельности современных государственных служащих. Выявлен статус ценности как аксиологической формы культуры профессиональной деятельности. Автор рассматривает духовное и культурное становление личности государственного служащего как процесс усвоения, осознания, принятия, закрепления и реализации ценностных ориентаций в деятельности и профессиональном поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фролов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article outlines the position on the values of public servants’ professional activity and determines the status of a value as an axiological form of the culture of professional activity. The author considers the process of spiritual and cultural formation of the public servant’s personality as the process of acquisition, awareness, adoption, consolidation and realization of value system in activity and professional behavior.

Текст научной работы на тему «Ценности профессиональной деятельности государственных служащих»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

О. В. Фролов

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

Oleg V. Frolov, Doctor of Education, professor, Orenburg State University

E-mail: [email protected]

УДК 304

Ценности профессиональной деятельности государственных служащих

В статье изложена авторская позиция в отношении ценностей профессиональной деятельности современных государственных служащих. Выявлен статус ценности как аксиологической формы культуры профессиональной деятельности. Автор рассматривает духовное и культурное становление личности государственного служащего как процесс усвоения, осознания, принятия, закрепления и реализации ценностных ориентаций в деятельности и профессиональном поведении.

Ключевые слова: аксиосфера, ценность, ценностные ориентации, компетентность, культура, служебно-профессиональная культура, личность, культурный потенциал.

Социально-философской стороной государственной службы является наличие сформированного ценностного содержания, имеющего общечеловеческую, гуманитарную направленность и детерминирующего ценностную структуру деятельности государственных служащих.

Культурологический анализ категории «ценность» позволяет выявить ее статус как аксиологической формы культуры, в которой «получает отражение центрация индивида в деятельности, а вместе с ней и его рефлексия на себя» [18].

Понятие «ценность», являясь центральным в аксиологии, используется в философии, социологии, педагогике и психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, абстрактных

Как цитировать статью: Фролов О.В. Ценности профессиональной деятельности государственных служащих // Ценности и смыслы. 2017. № 1(47). С. 134-143.

идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

Различные взгляды на содержание и сущность ценностей были высказаны рядом российских и зарубежных ученых: личностный смысл, категория «значимости» (С. АИрог!); то, что поддерживает жизнь (Э. Фромм); осознанные смыслы жизни (Б. С. Братусь) смысл вещей и явлений, окружающих человека (В. Вичев); моральная значимость деяния (М. А. Кирьязева); устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта (В. Н. Сагатовский); смыслы моральных понятий (В. А. Титов).

Анализ научных исследований позволил нам сделать вывод о том, что содержание понятия «ценность» большинством исследователей характеризуется через выделение характеристик, свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность^, 15, 17].

Возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворения социальных и индивидуальных потребностей, а с другой - с характером суждений, оценкой существующего явления человеком и обществом.

Ценность - это то, что определяет содержание жизни человека, ориентируя личность либо на созидательную, либо на разрушительную деятельность. Будучи частью духовной жизни, ценности формируют «особый мир общественного, культурного, духовного укладов с единым смысловым фундаментальным идентификационным основанием» [9].

Что касается классификации ценностей, то она в нашем понимании принципиально не расходится с имеющимися, декларируемыми в отечественной и зарубежной аксиологии.

Исследователи разделяют ценности на:

- предметные (объективные) - естественные благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; моральное добро и зло, проявляющееся в поступках, поведении и деятельности людей. Объективные ценности выступают как предметы аксиологического отношения человека к миру и внешне выражают деятельную потребность человека;

- ценности сознания (субъективные) - общественные установки, оценки, идеи, нормы, потребности, интересы, цели и проекты, импе-

ративы и табу, концепции и теории, выражающиеся в форме мыслей, чувств, понятий, представлений, суждений и служащие нормативной формой ориентации человека в социальном поле и в мире объективных ценностей;

- абсолютные (высшие) ценности - жизнь, здоровье, знания, прогресс, справедливость, гуманность, духовное совершенство человека.

В то же время мы убеждены, что в любом обществе, независимо от социальной структуры, политической и экономической системы, существует уникальная система фундаментальных ценностей и смыслов, обладающих регулятивно-целевым значением, выступающих в качестве норм и идеалов реально действующих общественных связей, и образующая его культурную основу, определяющую характер социальной деятельности.

Ценности не статичны. Как отмечает А. В. Кирьякова, в разных обществах на различных этапах их развития в эволюционном режиме идет непрерывная смена ценностей, но на переломных этапах происходит тотальная по масштабу и по содержанию смена ценностных систем другими, качественно новыми. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве высокого уровня социальной регуляции [11].

Обращение к анализу системы ценностей профессиональной деятельности государственных служащих не случайно. Ядро любого общества составляет структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь населения. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и специфицированные нормы и правила, значимость и легитимность которым придает соотнесенность с культурой. Нормативный порядок задает критерии принадлежности людей к конкретному обществу. Поскольку носителями нормативного порядка являются государственные служащие, ценности, которыми они располагают, вольно или невольно становятся ценностями людей, проживающих в государстве, что способствует созданию единого культурного пространства, рассматриваемого его членами в качестве основы их социальной идентичности.

Специфика профессии государственного служащего обуславливает как профессиональную ценность личности работника, так и ценности профессиональной деятельности, которые обнаруживаются в принадлежащих государственному служащему властных полномочиях, во

власти как ценности и средстве осуществлять свою волю по отношению к другим социальным группам.

Ценности профессиональной деятельности оказывают сильное воздействие на индивидуальное профессиональное поведение личности как формы актуализации общекультурного содержания компетентности государственного служащего, которая в контексте данной статьи рассматривается нами как совокупность значимых для общества духовно-нравственных качеств личности государственного служащего, позволяющих ей обогащать общественную практику высокими духовными и материальными достижениями.

Основным признаком сформированной компетентности, определяющей индивидуальное профессиональное поведение личности, является профессиональная культура, которая выражается в представленности ценностей государственного управления: внимание к проблемам конкретного человека (человек как ценность), эмоциональная стабильность и объективность (общение как ценность), беспристрастность и отсутствие предубеждений (социальная справедливость как ценность), способность вызывать доверие у людей (доверие как ценность), уважение прав и ценностей других людей (права человека как ценность), осознание профессионального долга, желание решать общественно полезные профессиональные задачи (труд как ценность), готовность обновлять профессиональные знания (знания как ценность).

В социологической науке все больше ученых обращают внимание на то, что регулятором аксиологически центрированного профессионального поведения государственного служащего является система фиксированных ценностей профессиональной деятельности, ценностная ориентация, определяющие специфику профессиональной сферы государственного управления, оказывающие существенное влияние на иерархическую структуру и содержание ценностей государственного служащего, определяющие мотивацию поступков человека, из которых складывается его служебно-профессиональное поведение.

Соблюдение норм служебно-профессионального поведения является важнейшим показателем профессиональной культуры государственного служащего, в которой ценности профессиональной деятельности являются консолидирующей основой и выступают как специфический культурный регулятор отношения личности к окружающей действительности, социуму, к собственным поступкам.

Посредническая функция, выполняемая государственными служащими во взаимоотношениях личности и государства, общества и государства, требует обращения к понятию «ценностные ориентации», которое соотносится с категориями норм и ценностей, ценностных систем и социального действия, управления деятельностью людей, механизма поведения человека, воспитания и ориентации личности на социально значимые общественные ценности [11].

Сложившиеся в государственном управлении устойчивые ценностные ориентации государственных служащих как мера их причастности к обществу, его настоящему и прошлому, диапазону его общественных интересов, богатству и разнообразию связей и взаимоотношений с обществом, проявляются в типе профессиональной деятельности и поведения, обеспечивая направленность потребностей и интересов, и поэтому становятся причиной мотивации поведения.

Устойчивые ценностные ориентации регулируют профессиональную деятельность и служебно-профессиональное поведение государственного служащего через разрешение противоречий между профессиональным долгом и желанием, нравственными и утилитарными побуждениями, выполняя в структуре личности роль стратегической линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека.

Ценностные ориентации государственных служащих зависят от уровня самоактуализации, в основе которой лежит рефлексивное осознание ими индивидуального своеобразия, проявляемого в сензи-тивности к себе, самоуважении, компетентности и уверенности в способности управлять своей жизнью, креативности, наличии целей жизни, представлении о природе человека, уверенности в ценности «Я», гибкости поведения.

Государственные служащие являются многочисленной социально-профессиональной группой, обеспечивающей исполнение полномочий государственных органов власти. Их ценностные взгляды активно сказываются на проводимых преобразованиях, влияют на интересы и мотивы поведения людей. Позиция государственного служащего носит двоякий характер: он одновременно выступает субъектом и объектом проводимых преобразований. С одной стороны, государственный служащий сам является представителем власти и непосредственно участвует в проведении реформ, а с другой, будучи включен-

ным в общественную жизнь, испытывает на себе последствия этих реформ, что неизбежно меняет его ценностные ориентации [2, 4, 8].

В процессе развития служебно-профессиональной культуры и компетентности государственного служащего именно ценностные ориентации являются «консолидирующей основой» и выступают как своеобразный психологический регулятор отношения к окружающей действительности, собственной деятельности и другим членам общества [11].

Ценностные ориентации определяют способность личности государственного служащего к реализации всех аспектов самости в ее целостном развитии: самовыражение, самореализация, саморегуляция, самосовершенствование, самоутверждение. Направленность на достижение поставленных целей предполагает стремление личности к их реализации, умение оптимально планировать профессиональную деятельность, выбирать средства, методики, наиболее адекватные решению проблем получателей государственных услуг.

Духовное и культурное становление личности государственного служащего рассматривается нами как процесс усвоения, осознания, принятия, закрепления и реализации ценностей профессиональной деятельности и поведения, содержание которых составляют социальные и профессиональные ценности, специальные знания, характер отношений с людьми, т. е. то, что позволяет личности реализовать себя в социуме и мире профессии.

Учитывая специфику профессиональной деятельности в сфере государственного управления как сугубо персонифицированной, ценности профессиональной деятельности государственной службы рассматриваются нами как понимание государственным служащим Отечества как ценности, соотносимой с целями и задачами конкретного человека.

Ценности профессиональной деятельности, являясь инструментом выстраивания жизненной стратегии государственного служащего, с которой связана направленность личности, конституирующая программные отношения к обществу, профессиональной деятельности, самому себе, мировоззрению, нравственным убеждениям, мотивам, интересам, ценностным ориентациям, позволяют ему самостоятельно выбирать и планировать ответственное поведение, принимать решения, совершать действия, которые получают (могут получить) позитивную оценку и самооценку, адекватную требованиям социума, при-

нимать ответственность за последствия совершенных действий.

Проблема ценностей профессиональной деятельности требует обращения к мотивам профессиональной деятельности, позволяющим обнаружить психологически и социально притягательную сферу приложения сущностных сил личности - сферу, которая ставит личность в позицию необходимости овладения ценностями избранной профессии на уровне высших достижений.

Мотивы профессиональной деятельности - главная движущая сила поведения государственного служащего. Изучение мотивов профессиональной деятельности, их динамики, выявление факторов, влияющих на изменение мотивов, дает возможность их корректировать и влиять на ценности профессиональной деятельности личности государственного служащего.

Современное российское чиновничество традиционно мотивировано не на служение обществу, а на получение привилегий и удовлетворение личных интересов за счет общественных. Именно поэтому важная роль в становлении нового типа российской государственной службы принадлежит мотивационному ресурсу государственных служащих, определяемому нами как включение в структуру ценностных ориентаций таких нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию прогрессивных этических ценностных ориентаций и высокой нравственности, адекватных потребностям социальной практики и традициям служения Отечеству.

Ценностную основу новой модели государственной службы составляет динамично развивающаяся совокупность общечеловеческих ценностей, нормативных ценностей, ценностей российской ментальности и корпоративных ценностей, ориентированных на цели и стратегии демократического и правового государства.

Общечеловеческие ценности - духовно-нравственные ценности; совокупность жизненно важных ценностей и значений, связывающих человека с обществом и создающих единство человека и мира, чему человек в ходе практической деятельности придает ценностное содержание и наделяет значением.

Нормативные ценности - совокупность императивов (нравственных, правовых, гуманистических, моральных, эстетических, индивидуально-мировоззренческих, профессиональных), определяющих

индивидуальное поведение человека в реализуемой им деятельности.

В современном обществе нормативные ценности становятся идео-лого-информационным элементом в механизме социального регулирования, в котором регулятивно-константные онтологические основания (свобода, гуманизм, разумность) подменяются качествами императивности, манипулятивности и демонстративности [14].

Ценности российской ментальности - ценности духовного единства российской нации; ценностно-смысловая совокупность политических, экономических, педагогических, иных воззрений, обусловленная доминированием религиозной, этнической, социальной системы российского общества.

Корпоративные ценности - основа корпоративной культуры государственной службы; это социально-профессиональные значимые ценности, направленные на удовлетворение потребностей членов бюрократической организации в самосохранении, в самовоспроизводстве внутренних интересов и структуры, являющихся стратегическими детерминантами поведения личности.

Корпоративные ценности как элемент корпоративной культуры государственных служащих обеспечивают функционирование государственной службы как социально-профессиональной корпорации, влияют на процесс интеграции, адаптации и идентификации государственных служащих, определяя их нормативно-поведенческие, ценностные императивы.

Корпоративные ценности определяют содержание и характер отношений между государственными служащими, влияют на мотивацию соблюдения норм, принципов жизни и деятельности государственной службы, задают ориентиры нравственного поведения.

В современном российском обществе правовые, политические и другие регуляторы общественных отношений во многом утрачивают свою значимость и практически единственным регулятором, определяющим конкретное поведение личности, становится ее моральная направленность. К сожалению, моральным личностным качествам государственного служащего в системе российской государственной службы не придается пока должного значения. Основное внимание уделяется формированию профессионально-деловых ценностей (организованности, исполнительности, деловитости и т. д.), ориентированных на успешное функционирование органа власти. Роль нравственных

ценностей, в том числе следование человеческим ценностям и государственным интересам, в настоящее время явно недооценивается.

Динамика ценностей власти, демократии / авторитаризма в среде государственных служащих формирует национальную специфику управления в России, которая характеризуется тем, что ценности профессиональной деятельности государственных служащих определяются не идеологией «служения народу», не нормативными требованиями положений и инструкций, регулирующих государственную службу, а совокупностью установлений социально-профессиональной группы государственных служащих, скорректированного корпоративной культурой социально-профессионального сообщества носителей властных полномочий. Такая ситуация приводит к тому, что ценности профессиональной деятельности государственных служащих замещаются второстепенными, и эффективность деятельности органа государственного управления снижается [6, 19].

Исследователи выделяют основные факторы, влияющие на состояние и динамику ценностей профессиональной деятельности государственных служащих в условиях социально-экономических перемен:

- национальная культура как исторически складывающаяся система норм, ценностей, значений;

- корпоративная культура как совокупность форм и способов социального соединения (корпорации) людей в ценностно-содержательном и организационно-формальном аспектах;

- индивидуальная культура руководителя как системное личност-но-профессиональное образование, структура которого представлена взаимосвязанными аксиологическим, социально-когнитивным и регулятивным компонентами, в совокупности определяющими характер, особенности и успешность его управленческой деятельности;

- субкультура формальных и неформальных профессиональных групп, включающая представления, ценности, нормы корпоративной культуры, групповые представления, ценности и нормы в их специфическом сочетании, основанном на особенностях деятельности [7, 10, 16, 17].

В настоящее время ценности профессиональной деятельности государственных служащих находятся в состоянии глубокой трансформации, связанной с сущностью властных отношений, когда критерием действий был и остается не реальный позитивный социально-

экономический результат, а политический, демонстративный эффект.

Для современной педагогики профессионального образования формирование в образовательном процессе аксиологически центрированного профессионального поведения как совокупности принятых в обществе и профессиональном сообществе моральных и правовых норм, регулирующих направленность профессиональных действий и трансформирующих ценности профессиональной деятельности, выступает важнейшей составляющей становления личности потенциального государственного служащего.

Литература

1. Атаманчук Г.В. Управление - социальная ценность и эффективность // М. : РАГС, 2005. 145 с.

2. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность//учебное пособие для вузов. М. : Культура, 2006. 543 с.

3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика // монография. М. : РАГС, 2008. 312 с.

4. Биктимирова Н.А. Особенности содержания и структуры ценностных ориентаций государственных служащих : дис. ...канд. психолог. наук. М., 2006. 169 с.

5. Бойков В.Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета // Социологические исследования. 1997. № 6. С. 99-109

6. Базаров Т.Ю. Технологии оценки и отбора государственных служащих // Вестник государственной службы. 2013. № 1. С. 42-45

7. Гасилин В.Н. Философия власти: основные понятия, аспекты исследования, проблемы// Философия и социология власти. Саратов: издательство поволжского филиала Российского учебного центра, 2011. 240 с.

8. Гусева Г.А. Формирование ценностных ориентаций государственных служащих : дис. ... канд. психолог. наук. М., 1999. 187 с.

9. Гуцалов А.А. Русский цивилизационный код - идентичность, ценности, культура // Культурологический журнал. 2016. № 4 (26). С. 26-32.

10. Зинченко Г.П., Капитонов А.Э., Капитонов Э.А. Управление общественными отношениями. М. : Академ Центр, Дашков и Ко, 2009. 368 с.

11. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей// монография. М. : Дом педагогики, 2009. 318 с.

12. Конев В.А. Курс «Философия образования» // Культуроантропологический аспект. Вып. 6. Самара, 1996. 92 с.

13. Ленд П. Менеджмент - искусство управлять: пер. с англ. М. : ИНФРА, 2015. 185 с.

14. Маринычев Д.А. Нормативные ценности в современном обществе и их социальная трансформация: дис. .канд. философ. наук. Н. Новгород, 2009. 182 с.

15. Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм // Государство и право. 1993. № 12. С. 88-98.

16. Рёдель А.И. Духовность в структуре российского менталитета: к вопросу о социокультурной трансформации российского общества : дис. .канд. философ. наук. М., 2003. 173 с.

17. Сулемов В.А. Управление профессиональным развитием персонала // Управление персоналом государственной службы: уч.-метод. пособие. М. : РАГС, 2007. 250 с.

18. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М. : РОССПЭН, 1997. 440 с.

19. Шевалье Ж. Государственная служба. М. : Композит, 2016. 335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.