Научная статья на тему 'Ценности как элемент стратегического кадрового менеджмента на государственной гражданской службе'

Ценности как элемент стратегического кадрового менеджмента на государственной гражданской службе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО / VALUES PUBLIC SERVICE EMPLOYEE MOTIVATION OF CIVIL SERVANTS / МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЯМИ / VALUES MANAGEMENT / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панарина Е.А.

В статье обосновывается значимость ценностей государственных гражданских служащих, их связь с мотивационным механизмом, а также необходимость учета ценностей при формировании стратегического кадрового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES AS PART OF STRATEGIC HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE CIVIL SERVANTS

The article explains the importance of such values as a civil servants, their relationship with the motivational mechanism and the importance of values when forming strategic human resource management.

Текст научной работы на тему «Ценности как элемент стратегического кадрового менеджмента на государственной гражданской службе»

ЦЕННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

VALUES AS PART OF STRATEGIC HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE CIVIL SERVANTS

Панарина Е.А.

аспирантка 2 года обучения кафедры социологии

ЮРИУ РАНХ и ГС при Президенте РФ

Panarina E.A.

graduate student second year of study in the Department of sociology URIU RANEPA on the President of the Russian Federation

В статье обосновывается значимость ценностей государственных гражданских служащих, их связь с мотивационным механизмом, а также необходимость учета ценностей при формировании стратегического кадрового менеджмента.

Ключевые слова: ценности, ценности государственного гражданского служащего, мотивация государственных гражданских служащих, управление ценностями, стратегический кадровый менеджмент.

The article explains the importance of such values as a civil servants, their relationship with the motivational mechanism and the importance of values when forming strategic human resource management.

Key words: values, values public service employee motivation of civil servants, values management, strategic human resource management.

Ценности существуют там и тогда, где и когда существует человек.[1] Причем, человек - это самоценность, абсолютная ценность. Человек выступает субъектом ценностей и ценностных отношений, и постановка вопроса о ценностях вне человека лишается всякого смысла. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике личности и общества.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, можно сказать, что ценности выражают и предопределяют способ существования личности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. [2]

Государственный гражданских служащий - это личность, следовательно, вышесказанные аксиомы применимы для государственной гражданской службы и проблема ценностей госслужащих актуальна при рассмотрении государственных служащих как объекта стратегического кадрового менеджмента.

Управление ценностями как элемент стратегического кадрового

менеджмента включает в себя стадии: выявления, формирования и

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 - 4 (июль - декабрь) 2015

культивирования ценностей, которые, с одной стороны, соответствуют ценностям института государственной службы, с другой стороны, разделяются теми, кто представляет собой человеческий ресурс данного института. Управление ценностями государственных служащих ориентировано как на внешнюю среду, так и на внутреннюю среду.

Ценность - это то, что обладает особой важностью для госслужащего, и то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Свои личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей есть уникальные, характерные только для данного индивида, и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Отсутствие общих ценностей или противоречие ценностей разделяет людей по разным «лагерям», превращает их в соперников, оппонентов и противников. Поэтому современная теория и практика стратегического кадрового менеджмента должна уделять серьезное внимание вопросам управления ценностями.

Цель стратегического кадрового менеджмента института госслужбы - определить оптимальное пересечение ценностей государственного служащего как личности с ценностями того органа государственной власти, в котором он выполняет свою профессиональную служебную деятельность. Степень ясности и непротиворечивости индивидуальных ценностей государственного служащего ценностям организации проявляется в силе жизненной позиции личности, ее активности, инициативности и внутренней мотивации к достижениям.

Понятие «ценности» тесно связано с мотивацией государственных служащих, поскольку ценности могут выступать в качестве движущей силы мотивационного механизма. Результаты социологического исследования «Система мотивации государственных гражданских служащих Ростовской области и результативность их профессиональной

служебной деятельности» (сентябрь-октябрь 2014 года) раскрывают факторы, которые оказывают наибольшее влияние на государственных служащих при прохождении госслужбы: стабильность государственной службы, гарантия постоянной работы (74,26%); возможность реализации своих профессиональных способностей (48,52 %); возможность личного роста, самосовершенствования (37,87 %); возможность принести пользу обществу (32,84%); престиж государственной службы, высокий социальный статус госслужащего (15,38%); высокий уровень денежного содержания (10,36%); возможность приобрести широкие связи с людьми, которые могут быть полезны в жизни (2,66%); возраст не позволяет найти высокооплачиваемую работу в иной сфере (2,37%). [3]

Регулирование деятельности служащих на уровне ценностей и этики - одна из важнейших предпосылок социальной эффективности государства, одно из главных направлений его реформирования. [4]

Кадровым службам при разработке стратегической кадровой политики необходимо исходить из потребностей и ценностей государственных служащих.

Задачами стратегического кадрового менеджмента на государственной гражданской службе по управлению ценностями должны быть:

1. Выделение стратегически значимых ценностей структурных подразделений и отдельных служащих с последующей интеграцией этих ценностей в культуру всего государственного органа.

2. Культивирование ценностей, соответствующих целям органа, посредством планомерной политики управления человеческими ресурсами.

3. Корректировка ценностей, которые служат барьером эффективной деятельности института государственной службы.

К основным принципам определения общих ценностей государственных гражданских служащих можно отнести:

• конкретность и измеримость;

• связь с целью государственного органа;

• здравый смысл и достаточность.

Поддержание ценностей государственной службы осуществляется посредством действия правил, норм и традиций. Эффективное управление ценностями предполагает отсутствие противоречий между декларируемыми и действующими ценностями, а также между ценностями, с одной стороны, и правилами и нормами - с другой. Эффективное управление ценностями включает внимательное и уважительное отношение стратегического кадрового менеджмента к ценностям работников.

Однако, несмотря на релятивный характер ценностей, имеется самая высшая и абсолютная ценность - это сам человек и его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал И. Кант.

Список литературы

1. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. Издательство "Академия Естествознания", 2010 год // http://www.rae.ru/monographs/97

2. Унарова Л.Д. Поведение человека: социально-философское осмысление. Издательство "Академия Естествознания", 2012 год // http://www.monographies.ru/172-5412

3. Овчаренко Р.К., Герасименко Д.А., Куликова Д.Н. Влияние мотивации государственных гражданских служащих ростовской области на результативность их профессиональной служебной деятельности.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014 год, Выпуск № 4 (октябрь - декабрь)// http: //rsei.ru/doc/ezurnal/2014/4 .pdf

4. Оболонский А. В. Этика и ответственность в публичной службе. // Вопросы государственного и муниципального управления, 2015, №1.- с. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.