Научная статья на тему 'Ценность профессионального образования в современных условиях'

Ценность профессионального образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
695
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / COMMERCIALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ореховская Наталья Анатольевна

Молодежная безработица ведет к углублению бедности, которая становится устойчивым явлением. Надежной защитой от безработицы является высокий уровень образования, который может стать надежной страховкой от безработицы и способом сокращения ее продолжительности в случае потери работы. Рассмотрены социальные интересы выпускников школ, связанные с их будущей, планируемой жизнью и, прежде всего, со сферой образования и занятости. Затронута проблема коммерциализации образования, его ориентация на расширение платных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE PRESENT CONTEXT

Youth unemployment deepens poverty, which is becoming sustainable. The reliable protection against unemployment is a high level of education, which can become a reliable insurance against unemployment and the way to reduce their duration in the event of job loss. The author investigates social interests of school graduates that are associated with their future, planned life, and above all with education and employment. The author touches upon the problem of commercialization of education, its focus on the expansion of fee-based services.

Текст научной работы на тему «Ценность профессионального образования в современных условиях»

УДК 316.334.22

ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н.А. Ореховская

Аннотация. Молодежная безработица ведет к углублению бедности, которая становится устойчивым явлением. Надежной защитой от безработицы является высокий уровень образования, который может стать надежной страховкой от безработицы и способом сокращения ее продолжительности в случае потери работы. Рассмотрены социальные интересы выпускников школ, связанные с их будущей, планируемой жизнью и, прежде всего, со сферой образования и занятости. Затронута проблема коммерциализации образования, его ориентация на расширение платных услуг.

Ключевые слова: молодежь, безработица, рынок труда, образование, адаптация, мотивация, коммерциализация образования.

THE VALUE OF VOCATIONAL EDUCATION

IN THE PRESENT CONTEXT

N. Orekhovskaya

Abstract. Youth unemployment deepens poverty, which is becoming sustainable. The reliable protection against unemployment is a high level of education, which can become a reliable insurance against unemployment and the way to reduce their duration in the event of job loss. The author investigates social interests of school graduates that are associated with their future, planned life, and above all with education and employment. The author touches upon the problem of commercialization of education, its focus on the expansion of fee-based services.

Keywords: youth, unemployment, labor market, education, adaptation, motivation, commercialization of education.

Необходимость анализа положения молодежи на рынке труда, ценностных ориентаций в области выбора профессиональной деятельности вызвана как минимум двумя, на наш взгляд, противоречивыми обстоятельствами. С одной стороны, молодые люди занимают ключевое место в системе трудовых ресурсов, составляя более трети трудоспособного населения России. Но, с другой стороны, являются и одной из самых незащищенных групп на рынке труда. На наш взгляд, бесспорной является корреляция между перспективой развития страны, ее экономическим и социальным успехом и стартовыми условиями профессиональной активности и деятельности молодежи, степени ее интегрированности во все сферы социально-экономической жизни общества.

В то же время приходится признать, что безработица «ударяет» по молодежи сильнее, чем по другим возрастным группам, в связи с чем социальная маргинализация молодежи является острейшей проблемой для любого общества. В силу специфики социально -психологических характеристик, таких как размытость социально-трудовых ориентиров, недостаточная сформированность

мотивационной сферы, негибкость социального

поведения, неумение распорядиться

имеющимися ресурсами, неадекватный уровень притязаний, неустойчивость жизненных ценностно-ориентационных установок делают положение молодежи на рынке труда тяжелым и болезненным.

По данным Росстата, в июне 2011 г. средний возраст безработных россиян равнялся 34,8 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляла 27%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15 - 19 лет (31%) и 20 - 24 лет (13%). В среднем среди молодежи в возрасте 15 - 24 лет уровень безработицы в указанный период составил 15%, в том числе среди городского населения - 13%, среди сельского - 18%. При этом реальные показатели безработицы оказываются в ряде случаев значительно выше [2, с.393-394].

Вероятность стать безработным у молодых людей более чем в три раза выше, чем у людей среднего возраста. Безработица молодежи ведет к углублению бедности, которая рискует перерасти в устойчивое явление. И если в прежние времена молодежь могла полностью обеспечивать себя и оказывать финансовую поддержку своим близким, то сегодня, столкнувшись с проблемой безработицы, эта

социальная группа стала источником для формирования армии «новых бедных».

Кроме того, необходимо учитывать и селективность молодежной безработицы, которая не затрагивает в равной степени всю социальную группу молодежи, а проявляется внутри отдельных ее сегментов [8]. Например, молодые люди из экономически слабых регионов, выпускники школ со слабой подготовкой или молодежь без профессионального обучения, а также молодые люди из социально неблагополучных семей. Это означает, что во многих случаях безработица среди молодых людей, относящихся к вышеперечисленным группам, помогает сохранять и передавать бедность из одного поколения в другое.

Низкий уровень доходов молодых работников не коррелируется с заоблачными ценами на жилье и дороговизной продуктов, лекарственных препаратов, высокими транспортными расходами. Бедность провоцирует ухудшение состояния здоровья не только молодежи, но и представляет угрозу для здоровья будущих поколений, если, конечно, молодые бедные вообще решатся на рождение ребенка. Весь этот комплекс проблем ведет к дальнейшему ухудшению качества

национального человеческого потенциала. Снижение социальной защищенности и неадекватная оценка труда молодых специалистов способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодежи за рубеж, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию. А ведь именно образование, по нашему мнению, может стать надежной страховкой от безработицы и способом сокращения ее продолжительности в случае потери работы.

Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В 2010 г. уровень занятости среди населения с высшим профессиональным образованием составил 81%, уровень безработицы - 4%; со средним профессиональным образованием - 73% и 6%; начальным профессиональным образованием -72% и 8% соответственно. Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования (в среднем 23% и 17% соответственно) [6].

Всесторонний анализ проблемы молодежной безработицы, подкрепленный данными различных социологических

исследований, позволяет утверждать, что в современных условиях уровень образования во многом способствует возможности молодых людей успешной самореализации в профессиональной деятельности. Более трети респондентов (37%), уже сделавших карьеру, имеют два высших образования. Отсутствие же планов по достижению успеха в сфере профессиональной деятельности характерно для лиц, не имеющих высшего образования и обладающих низким социально-

профессиональным статусом, наибольшая доля их приходится на группы с начальным и неполным средним образованием - 84% и 58% соответственно, против 27% фиксируемых в группе получивших два высших образования [6].

Как отмечает Е. Добрынина, исследования жизненного и профессионального пути молодых людей и выпускников школ показывает, что чем выше у людей уровень образования, тем больше они стремятся его повысить [3]. Другими словами, стремление молодежи к повышению уровня образования, бесспорно, свидетельствует о возрастающей роли образования как ценности.

Социальные интересы выпускников школ связаны с их будущей, планируемой жизнью и, прежде всего, со сферой образования и занятости. Планы на образование у современной молодежи формируются под влиянием страха перед будущим, страха перед возможной нетрудоустроенностью, а не под влиянием мечты, как это было у старшего поколения. У молодежи происходит смена стереотипов социального поведения: от «жить, чтобы работать» к «учиться и работать, чтобы жить». Идет процесс слияния прагматических и ценностных целей труда, смыкание образовательной и трудовой деятельности. В условиях рыночных отношений молодежь раньше включается в трудовую деятельность, реально влияя на содержание труда и на отношение к нему. Естественно, что все эти факторы меняют и список престижных профессий для молодых людей. Если в 1997 г. большинство молодежи (89%) причисляли к наиболее престижным профессиям

специальности в области юриспруденции или финансового сектора, то в 2009 г. таковых оказалось только 30% [7]. Сегодня общественный престиж таких профессий, как юрист и экономист, высок, но острая конкуренция в этих сферах снижает их прибыльность в глазах молодежи. Высоко оценивается прибыльность

предпринимательства, но престижность этого

вида деятельности, оказывается ниже, чем профессии госчиновника, представителей творческих профессий, банковских работников. Низкая престижность отмечается у профессий инженера, ученого, преподавателя, врача, что связано, по мнению респондентов, с низкой оплатой труда. А подавляющее большинство всех поколений хотят, чтобы их труд хорошо оплачивался, - об этом заявляют 85% молодежи и 87% представителей старшего поколения, при этом 63% молодого поколения хотят, чтобы их работа была интересной [2, с.405].

Последние сто лет Россия демонстрировала устойчивую тенденцию, при которой каждое последующее поколение становилось более образованным по сравнению с предыдущим. Естественно, с развитием науки, техники, технологии обучения, хранения и передачи информации образовательный потенциал общества растет. В этой связи растет и уровень требований, предъявляемых к системе образования в целом. Российское общество, как отмечает Ю.Г. Волков, подходит к пониманию образования как сферы социального творчества, для креативного класса в обществе важно обрести в образовании надежного союзника и партнера [1].

Правда, нельзя не отметить тревожную тенденцию, наметившуюся в системе высшего образования. Речь идет о влиянии рыночных механизмов на систему образования, ее ориентацию на расширение платных услуг.

Сегодня мы можем наблюдать парадокс -рост количества учащейся молодежи на фоне падения общекультурного и

общеобразовательного уровня. Некоторые исследователи связывают это с проблемой чтения, т.е. с резким сокращением числа читающих школьников и студентов. Что, в свою очередь, порождает проблему дефицита общекультурных компетенций, необходимых для функционирования студента в образовательной среде высшего учебного заведения и далее в профессиональной деятельности [3]. Мы ведем речь о функциональной неграмотности, которая выражается, в частности, в неспособности студентов конспектировать лекции,

самостоятельно структурировать содержание учебного текста, применять элементарные понятия как общенаучного, так и специального характера. Кроме того, многие преподаватели отмечают очень низкий уровень общей грамотности студентов. Еще десять лет назад абитуриенты с таким знанием русского языка вообще вряд ли могли бы поступить в высшее

учебное заведение. Вопросы функциональной и грамматической неграмотности порождают более сложную проблему - понимание получаемой информации, в том числе и профессиональной. По данным исследования «Влияние СМИ на молодежь», лишь немногим более половины студентов полностью понимают современную лексику (55,6%), в то время как для 37,9% респондентов «какие-то слова остаются непонятными» [7]. Наблюдения показывают, что словарный запас студентов ограничен, речь подавляющего большинства однообразна и изобилует жаргонизмами, а даваемые оценки находятся в «черно-белой» плоскости, это свидетельствует об отсутствии аналитического мышления [5]. Студенты часто не способны обсуждать и высказываться по вопросам современной политики, философским проблемам, пытаясь свести глобальные вопросы к бытовым проблемам. В итоге происходит примитивизация не только учебного материала, но и мировоззрения молодого человека в целом, что не может не сказываться самым негативным образом на способности стратегически мыслить в сфере профессиональной деятельности, а значит и на востребованности и конкурентоспособности на рынке труда [4].

Все это мы склонны объяснить тем, что образование становится обязательной процедурой, в которой главную роль начинает играть платежеспособность студента, а не его знания. «Армия менеджеров» -малоквалифицированных исполнителей, по сути, является результатом попытки перевода профессионального образования на коммерческие рельсы. Вместе с тем российские работодатели говорят о необходимости и нехватке специалистов творческих,

высокообразованных, т.к. только при наличии таких работников можно говорить о модернизации производства, повышении делового имиджа компаний и страны в целом.

Недопустимо превращать

профессиональное образование в коммерческий проект, приносящий доход. Необходимо помнить, что образование - это единая система, которая воспитывает, формирует ценностные ориентации молодых граждан страны. В этой связи важно, чтобы получение профессионального образования не стало непреодолимым препятствием для молодых людей из различных социальных и культурных общественных групп. Образование должно быть доступным способом реализации для большинства молодого населения страны.

1. Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.- 268с.

2. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социолог. диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. - 672с.

3. Добрынина Е. Предпоследний звонок // Российская газета.№104.18 мая 2011.-С.12.

4. Ореховская Н.А. Об общей культуре первокурсника технического вуза Н.А. Ореховская // Высшее образование в России. - 2014. - №3. - С.135-139.

5. Ореховская Н.А. Испытание безработицей / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013. - №11(65). - С.100-104.

6. Тюрина И.О. Двадцать лет реформ: взгляд на занятость / И.О. Тюрина // Служба занятости. - 2011.- №9. - С.50-59.

7. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.

8. Orehovskaya N.A. Problems of youth unemployment in Russia / N.A. Orehovskaya. Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia Papers of Russian Sociologists for the 12 th Conference of the European Sociological Association. Russian Society of Sociologists; Institute of Sociology of the Czech Academy of Sciences (IS CAS); European Sociological Association; Editor-in-Chief V.Mansurov, 2015. - С. 311-315.

Сведения об авторе:

Ореховская Наталья Анатольевна (Москва, Россия), доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социологии, проректор по научно-исследовательской работе Московского государственного гуманитарно-экономического университета, e-mail: orehovskaya@yandex.ru

Data about the author:

N. Orekhovskaya (Moscow, Россия), doctor of education, docent, professor at the Department of Sociology, vice principal for research work of the Moscow State University of Humanities and Economics, , e-mail: orehovskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.