Научная статья на тему 'Цели обучения психологов-бакалавров основам психолингвистики'

Цели обучения психологов-бакалавров основам психолингвистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / PSYCHOLINGUISTICS / ЗНАК / SIGN / СИМВОЛ / SYMBOL / ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / PROBLEM-ORIENTED AND PROJECT APPROACH / НАВЫКИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / PSYCHOLINGUISTIC ANALYSIS SKILLS / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / PRACTICAL HABITS / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PSYCHOLINGUISTIC COMPETENCE / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрянцева О.Г.

В статье приводятся аргументы в пользу освоения курса «Основы психолингвистики» психологами-бакалаврами. Актуальность преподавания данного курса все больше становится очевидной. Его изучение способствует лучшему пониманию студентами своих профессиональных задач и компетенций. В данном курсе особое внимание уделяется аспектам профессионального общения, невербальным аспектам коммуникации, психолингвистической компетенции психологов, аспектам межкультурного общения, нейролингвистическому программированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING BACHELORS OF PSYCHOLOGY FUNDAMENTALS OF PSYCHOLINGUISTICS

This article shows the advantages of studying the fundamentals of psycholinguistics by Bachelors of Psychology. The urgency of the course is becoming more and more evident. Its learning contributes to a better understanding of professional tasks and competencies by students. Particular attention is given to the aspects of professional communication, cross-cultural communication, nonverbal communication, psycholinguistic competencies, neurolinguistic programming.

Текст научной работы на тему «Цели обучения психологов-бакалавров основам психолингвистики»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODOLOGY OF TEACHING LANGUAGES

УДК 802.0 УДК 81-243

ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет Канд. филол. наук, доц. кафедры фонетики английского языка и деловой коммуникации

Серебрянцева О.Г.

Россия, г. Москва, тел. +7(903) 504-71-12; e-mail: yaserebr@yandex. ru

Moscow City Teachers Training University The chair English Phonetics and Business Communication, PhD, Associate Professor Serebryantseva O.G.

Russia, Moscow, tel. +7(903) 504-71-12; e-mail: yaserebr@,yandex. ru

О.Г. Серебрянцева

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-БАКАЛАВРОВ ОСНОВАМ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

В статье приводятся аргументы в пользу освоения курса «Основы психолингвистики» психологами-бакалаврами. Актуальность преподавания данного курса все больше становится очевидной. Его изучение способствует лучшему пониманию студентами своих профессиональных задач и компетенций. В данном курсе особое внимание уделяется аспектам профессионального общения, невербальным аспектам коммуникации, психолингвистической компетенции психологов, аспектам межкультурного общения, нейролингвистическому программированию.

Ключевые слова: психолингвистика, знак, символ, проблемно-проектный подход, навыки психолингвистического анализа, практические навыки, психолингвистическая компетенция, межкультурное общение, нейролингвистическое программирование.

O.G. Serebryantseva

TEACHING BACHELORS OF PSYCHOLOGY FUNDAMENTALS OF PSYCHOLINGUISTICS

This article shows the advantages of studying the fundamentals of psycholinguistics by Bachelors of Psychology. The urgency of the course is becoming more and more evident. Its learning contributes to a better understanding of professional tasks and competencies by students. Particular attention is given to the aspects of professional communication, cross-cultural communication, nonverbal communication, psycholinguistic competencies, neurolinguistic programming.

Keywords: psycholinguistics, sign, symbol, problem-oriented and project approach, psycholinguistic analysis skills, practical habits, psycholinguistic competence, cross-cultural communication, neurolinguistic programming.

Среди психологов, философов, лингвистов, культурологов заметен интерес к междисциплинарным областям знаний, освещающим проблемы общих для них куль-

© Серебрянцева О.Г., 2014

турных феноменов знака, значения, символа, смысла, слова, текста, интерпретации, понимания, то есть психолингвистическим явлениям. Поскольку знаки, символы и их системы являются материальными носителями способов жизнедеятельности человека и передачи их из поколения в поколение, изучение психолингвистики становится актуальной задачей современных гуманитарных наук. Понятие знака при изучении психического и личностного развития человека является таким же фундаментальным, как и понятие гена в организме. На данном этапе развития для российской и зарубежной психолингвистики наиболее актуальными являются проблемы межкультурного общения, соотношения феноменов «язык - человек - общество», проблема феномена языковой личности; образа (картины) мира; этнокультурной специфики коммуникации.

В настоящее время межкультурное общение стало объектом исследования не только лингвистики, социолингвистики, когнитивной психологии, когнитивной лингвистики, но и психолингвистики. Так как в настоящее время происходит создание многокультурного общества, предполагающего диалог культур, то в практической деятельности психолог может столкнуться с представителями не только своей, но и чужой культуры и поэтому будет вынужден искать и применять оптимальные формы межкультурного общения. Следовательно, для достижения взаимопонимания психолог должен обладать общностью навыков речевого общения, а также общностью знаний о мире в форме образов сознаний. Несовпадение этих образов будет служить причиной непонимания при межкультурном общении. «Межкультурное общение является не только средством создания общего европейского сознания, но и как средство сохранения и поддержания собственной культуры: оригинальность собственной культуры осознается только в межкультурном общении на рубеже культур, точнее - на границе двух сознаний» [7; с. 63-72].

Актуальность преподавания основ психолингвистики студентам-бакалаврам психологического факультета вуза рассматривается нами с точки зрения необходимости введения данного предмета в программу обучения психолога-бакалавра. Психолингвистика существует и развивается в тесной связи с психологией. При этом психология, кроме других проблем, занимается межличностным общением, одним из основных средств которого является язык. Современный психолог должен не только владеть психологическими знаниями, но и знать, как они связаны с языковым сознанием, языковой картиной мира, речевой деятельностью и поведением, понимать языковую систему и правила построения речи, то есть владеть основами психолингвистики.

Ведение психологической консультации, понимание, интерпретация высказываний, действий, поведения человека, обратившегося за психологической консультацией являются важными моментами консультативной работы психолога. Обучение психолингвистике наряду с психологией помогает психологу-практику вести беседу, находить аргументированные объяснения, доказательства, более точно выражать мысли в словах. Не имея навыка в понимании смыслов, выраженных в словах, в графических образах, в моторных актах, в оформлении внешнего облика и поведения и т.д., психолог фактически теряет возможность учитывать и использовать информацию о клиенте, теряет дополнительную возможность найти средства разрешения возникшей проблемы.

Психолингвистика близка по предмету исследования к лингвистике, а по методам к психологии. Она находится в тесном контакте с нейролингвистикой, когнитивной психологией, информатикой, теорией и практикой искусственного интеллекта, социальной психологией, социолингвистикой, анализом дискурса.

Как отдельная самостоятельная наука психолингвистика оформилась в 1950гг. в результате работы межуниверситетского семинара, организованного Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского совета по социальным наукам при Университете штата Индиана (США, г. Блумингтон). Организаторами этого семинара были

два известных американских психолога - Чарльз Осгуд и Джон Кэрролл и лингвист, этнограф и литературовед Томас Сибеок. Психолингвистика в американской традиции сосредоточена на попытках проверить, в какой мере психологические гипотезы, основанные на идеях Хомского, соответствуют наблюдаемому речевому поведению. С этих позиций рассматривается речь ребенка, роль языка в социальных взаимодействиях, взаимосвязь языка и познавательных процессов.

Французские психолингвисты, как правило, являются последователями швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980). Поэтому преимущественной областью их интересов является процесс формирования речи у ребенка и роль языка в развитии интеллекта и познавательных процессов.

Отечественная психолингвистика (первоначально теория речевой деятельности) ориентируется на психологические и неврологические теории Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, на лингвистическое идеи Л.В. Щербы, Л.П.. Якубинского, М.М. Бахтина (В.Н. Волошинова), С.Д. Кацнельсона, Л.Р. Зиндера. Представителями Московской психолингвистической школы являются А. А. Леонтьев, Т.В. Ахутина-Рябова, И.А. Зимняя, Р.М. Фрумкина, А.М. Шахнарович, Е.Ф. Тарасов, Т.М. Дридзе, А.И. Новиков, Петербург представляют Л.Р. Зиндер, В.Б. Касевич, Л.В. Сахарный, Т.И. Зубкова, А.С. Штерн, в Перми - Л.Н. Мурзин и его ученики, в Саратове - это И.Н. Горелов, в Твери - А. А. Залевская и её ученики.

Психолингвистическими проблемами активно занимаются ученые в Германии, Франции, Польше, США и многих других странах.

Важным фактором представляется возникновение на стыке нейролингвистики, психолингвистики, прагматики, когнитивной науки и психоанализа теории и технологии нейролингвистического программирования. Его целью является применение способов оптимизации через направленное речевое воздействие на функционирование коры головного мозга, отвечающей за сознание и подсознание. Применяется эта технология в целях мобилизации глубинных резервов мозга, необходимых при психотерапевтическом лечении психических расстройств. Она используется, когда нужно изменить в свою сторону поведение человека, когда ведутся ответственные переговоры, где целью является незаметное привлечение оппонента на свою сторону (дипломатия, бизнес, политическая дискуссия), а также во время публичных выступлений, тестирования способностей человека и т. п. Смежной этой дисциплине является психолингвистическая суггестология (И.Ю. Черемисина, А.А. Романов).

Согласно А.А. Леонтьеву, целью психолингвистики «является ... рассмотрение особенностей работы ... механизмов порождения и восприятия речи в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности»; «объектом психолингвистики, как бы его ни понимать, всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций»; «предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой [5].

Цели курса «Основы психолингвистики» можно определить как знакомство с историей возникновения психолингвистики, основными существующими направлениями, а также методами психолингвистического анализа, выработку сформированности у студентов понятийно-терминологического аппарата психолингвистики и теоретических представлений об основных направлениях и содержании современной психолингвистики, на их основе овладение навыками психолингвистического порождения и восприятия речи (текста); обучение интерпретации текстов; выработку сформированности у студентов практических навыков применения психолингвистических знаний в разных видах деятельности психолога.

Предмет психолингвистики очень широк, в центре его внимания сегодня находятся следующие основные направления: механизмы понимания, запоминания и продуцирования речи; процессы порождения и понимания речи; функционирование языка при порождении и восприятии речи; механизмы пользования языком; ментальный словарь; овладение языком (родным, иностранным); онтогенез детской речи, врожденные языковые механизмы, языковое окружение ребенка; феномен билингвизма; речевой механизм человека и особенности его становления и функционирования; языковые (речевые) нарушения; интеллектуальные процессы при коммуникации, то есть изучение речевой деятельности с точки зрения собственно психолингвистики, психологии, философии, лингвистики и других смежных наук.

В задачи курса входят следующие: дать студентам представление о наиболее значимых и интересных направлениях, школах, теориях, работах психолингвистов прошлого и настоящего, оказавших наибольшее влияние на становление психолингвистики; познакомить студентов с актуальными проблемами современной психолингвистики и показать некоторые возможные пути их осмысления и решения; помочь студентам приобрести и закрепить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, применяя проблемно-проектный подход и одновременно обучая студентов стратегиям учения.

Следует заметить, что в программу предмета «Основы психолингвистики» включаются разделы, представляющие интерес для психологов: история возникновения психолингвистики, языковое сознание, знаковые системы, освоение знаковых средств, речь и мышление, язык человека и животных, психолингвистические аспекты грамматики, категории значения и смысла, внутренняя речь, проблемы речевого воздействия, нейролингвистическое программирование, возрастная психолингвистика, модели восприятия речи, модели порождения речи, процесс социализации, феномен языковой личности, межкультурная коммуникация, патопсихо-лингвистика, языки, явления культуры, обычаи и обряды, практический психолог как психолингвист, прикладные аспекты психолингвистики и другие. Некоторые темы можно считать периферийными и изучать их как темы для самостоятельной работы.

В результате освоения дисциплины бакалавры как минимум на удовлетворительном уровне должны знать и использовать полученные знания в профессиональной деятельности; знать этапы развития психолингвистики и её связи с другими лингвистическими дисциплинами; ориентироваться в современных психолингвистических теориях; знать терминологию психолингвистики; владеть основными методами речевого воздействия и основными методиками проведения психолингвистических исследований; уметь разрабатывать и проводить эксперименты с использованием психолингвистических методов; анализировать экспериментальный материал и обрабатывать результаты; уметь применять психолингвистические знания в проблемных областях современной коммуникации.

В развитии вышеупомянутых умений и навыков помогает, по нашему мнению универсальный, проблемно-проектный подход, в основе которого лежит личност-но-деятельностная концепция. Многие методисты ( И.А.Зимняя, Е.С.Полат, В.В.Сафонова и др.) указывали на проблемную природу проектного подхода, поскольку процесс обучения, использующий проектный подход, всегда является процессом разрешения самостоятельно или с помощью преподавателя-фасилитатора личностных проблем.

И.А.Зимняя рассматривает проблемную учебную задачу как информацию о чем-либо не полностью известном. Проектно-проблемный подход рассматривается также в контексте личностно-деятельностного подхода, так как личность фор-

мируется в деятельности и общении. Главной же целью этого подхода является развитие самостоятельного мышления при овладении новыми знаниями, умениями и навыками в процессе решения учебных проблемных заданий.

Таким образом, необходимым условием развития основных компетенций психолога-бакалавра в процессе освоения основ психолингвистики является выполнение проблемно-проектных заданий. Такие задания создают необходимые условия для формирования вышеупомянутых умений и навыков, позволяют студенту научиться выражать свои мысли, позволяют понять, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков.

Надо сказать, что результаты проблемно-проектного подхода обычно появляются к концу изучаемого курса, когда студенты, проработавшие над проектом весь семестр, показывают их в виде презентаций. В процессе предъявления результатов деятельности становится видна способность студентов выбрать и определить необходимость исследуемого ими психолингвистического явления или проблемы; способность определить оптимальную методику экспериментального исследования проблемы; провести психолингвистический эксперимент для достижения исследовательской цели, обработать результаты и сделать выводы. Проекты, которые выполняют студенты, позволяют наглядно показать степень владения навыками проведения психолингвистических экспериментов, навыками обработки результатов психолингвистических экспериментов, навыками обобщения полученных экспериментальных результатов.

Большую роль в обучении студентов-бакалавров играет учебник. Учебник должен быть основой в процессе обучения и помочь современному преподавателю реализовать цель обучения. В учебнике должны содержаться основные темы дисциплины, список основной и дополнительной литературы, практические задания, вопросы к семинарам и экзаменам. В данном случае замечательными представителями учебной литературы могут стать учебники В.П. Белянина «Психолингвистика», А.А. Залевской « Введение в психолингвистику», Р.М. Фрумкиной «Психолингвистика», И.Н. Горелова, К.Ф. Седова «Основы психолингвистики».

В качестве дополнительной литературы можно рекомендовать следующую: Баранов А.Н. «Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие»; Брунер Дж. «Психология познания»; Выготский Л.С. «Мышление и речь»; Гальперин И.Р. «Текст как объект лингвистического исследования» и др.

Текущая аттестация студентов осуществляется на семинарских занятиях, в нее также входит выполнение контрольных работ, решение задач. Итоговая аттестация в семестре проводится в форме зачета.

В связи с вышеизложенным можно сказать, что психолог-бакалавр достигнет более высокой компетентности, если:

1) в программу обучения будет включен предмет «Основы психолингвистики»;

2) организация и методика обучения будут построены на принципах системности; профессионально-практической направленности процесса овладения психолингвистической компетенцией; готовности студентов к изучению психолингвистики; сочетания обучения и самообучения; преемственности в обучении.

Таким образом, формируемые курсом «Основы психолингвистики» компетенции необходимы для успешной адаптации психолога-бакалавра на современном рынке труда, поэтому данный курс относится к специальным профессиональным дисциплинам и является важной составляющей в теоретической и практической подготовке по подготовке психологов-бакалавров.

Библиографический список

1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.

2. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука,

1982.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

4. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М.: ИТДГК «ГНОзис», 2001.

5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. M., Смысл, 1999. 287 с.

6. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10; № 3 С. 3-9.

7. Сапогова Е.Е. Психолингвистика для психологов: в поисках дидактической парадигмы. Известия ТулГУ. Серия «Проблемы языкознания». Выпуск 2. Тула: ТулГУ,

1999. С. 63-72.

8. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С.7-22.

9. Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблема формирования // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. С.59-79.

10. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект

«Стандарт общего образования». М., 2002.

11. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному

образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. Режим доступа: http://www/eidos.ru/2007/0115-2.htm (2.06.2009).

References

1. Karaulov Y.N. The Russian Language and Linguistic Personality. М., 1987

2. Krasnykh V.V. The Basis of Psycholinguistics and Theory of Communication. М.: ITDK «GNOzis», 2001.

3. Khutorskoy A.V. General subject contents of educational standards. Project «General educational standards» М., 2002.

4. Leontiev A.A. Basic Psycholinguistics. M., Smysl, 1999. 287 p.

5. Polat, E.S. Project method in the Foreing language lessons // Foreing languages at school.

2000. № 2. P. 3-10; № 3 P. 3-9.

6. Sapogova E.E. Psycholinguistics for psychologists: in search of didactic paradigm. Izvestia TulGU. Series «Linguistic aspects». Issue 2. Tula: TulGU, 1999. Pp. 63-72.

7. Tarasov E.F. Cross-cultural Communication - New Ontology of Linguistic Mind Analysis.// Ethno-cultural specifics of Linguistic Mind. М., 1996. Pp.7-22.

8. Ufimtseva N.V. Man and his mind: problems of formation.//Language and Mind: paradoxical rationality. М., 1993. Pp.59-79.

9. Yalaov F.G. Activities-competence approach to practical education // Internet-journal «Eidos», 2007. http://www/eidos.ru/2007/0115-2.htm (2.06.2009)

10. Zimniaya I.A. Psychology of Foreign Language Teaching at School. М., 1991.

11. Zolotova G.A. Communicative aspects of Russian Syntax. М.: Nauka, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.