Научная статья на тему 'Цели и тематика первой афро-американской газеты Freedom’s Journal'

Цели и тематика первой афро-американской газеты Freedom’s Journal Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
190
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FREEDOM'S JOURNAL / АМЕРИКАНСКОЕ КОЛОНИЗАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕРВАЯ АФРО-АМЕРИКАНСКАЯ ГАЗЕТА XIX ВЕКА / АФРО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРЕССА / FREEDOM'S JOURNAL MAGAZINE / AMERICAN COLONIZATION SOCIETY / THE FIRST AFRICAN-AMERICAN NEWSPAPER / AFRICAN-AMERICAN PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильинская А.А.

Статья раскрывает реализацию целей и задач по средствам печати первой афро-американской газетой начала XIX века Freedom’s Journal (1827-1829 гг.). Печатный орган поднимал самые актуальные и острые социально-политические, культурно-социальные вопросы. Впервые в истории США на полосах газеты звучали голоса чернокожих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSE AND SCOPE OF THE FIRST AFRICAN AMERICAN NEWSPAPER FREEDOM’S JOURNAL

The article is dedicated to the realization of the purpose and objectives of the first African American newspaper Freedom's Journal (1827-1829). The printed body raised the most urgent and hot-burning socio-political, cultural and social issues. For the first time in the US history the voices of the black appeared on the pages of a newspaper.

Текст научной работы на тему «Цели и тематика первой афро-американской газеты Freedom’s Journal»

УДК: 316.77

ББК: 76.0

Ильинская А.А.

ЦЕЛИ И ТЕМАТИКА ПЕРВОЙ АФРО-АМЕРИКАНСКОЙ ГАЗЕТЫ

FREEDOM'S JOURNAL

Ilinskaya A.A.

THE PURPOSE AND SCOPE OF THE FIRST AFRICAN AMERICAN NEWSPAPER

FREEDOM'S JOURNAL

Ключевые слова: Freedom's Journal, Американское колонизационное общество, первая афро-американская газета XIXвека, афро -американская пресса.

Keywords: Freedom's Journal, Freedom's Journal Magazine, American Colonization Soci ety, the first African-American newspaper, African-American press.

Аннотация: статья раскрывает реализацию целей и задач по средствам печати первой афро-американской газетой начала XIX века Freedom's Journal (1827-1829 гг.). Печатный орган поднимал самые актуальные и острые социально-политические, культурно-социальные вопросы Впервые в истории США на полосах газеты звучали голоса чернокожих.

Abstract: the article is dedicated to the realization of the purpose and objectives of the first African American newspaper Freedom's Journal (1827-1829). The printed body raised the most urgent and hot-burning socio-political, cultural and social issues. For the first time in the US history the voices of the black appeared on the pages of a newspaper.

Р. Пуртц называет газету «дневником эпохи», в который эпоха посредством ежедневных записей заносит свою текущую историю, критикуя и оценивая ее. Можно сказать, что газета является своеобразным монологом эпохи о самой себе, в связи с чем в ней можно отыскать глубинные нервы времени»1.

16 марта 1827 года, в Мекке американской журналистики, городе Нью-Йорке, вышел первый номер афро-американского еженедельного издания Freedom's Journal. Редакторами стали активисты афро-американской общины города -Самуэль Корниш и Джон Браун Рассвум. Первый печатный орган афро-американцев стремился стать опорой своего народа: «Мы несовершенны, но в своем несовершенстве мы и равны. Мы будем говорить о том, что дорого и близко нам, что тревожит нас»2.

История начала XIX века поставила перед газетой конкретные цели и определенные задачи. Основными целями стали: во-первых, борьба за отмену рабства, защита интересов и доброго имени афроамериканцев, и, во-вторых, создание инфраструктуры афро-американского сообщества. Издание стремилось стать связую-

1 Purtz R. Modem Journalism [Electronic resource]. - URL: http://www.americanjournalism.org/ history/ hs_es_press.htm (дата обращения: 17.06.2016).

2 Freedom's Journal [Electronic resource]: 18271829. - URL: www.Wisconsinhstory.org/ libraryar-chives/aa/freed/ volumel.asp (дата обращения: 10.06.2016).].

щим звеном между афро-американцами, сплотить общины разных городов, чтобы в конечном итоге получить гражданские права и свободы3.

Бороться газета начала самим фактом своего существования. Ее название символично: с английского Freedom's Journal переводится как «дневник свободы» (freedom - «свобода», journal - «книга или журнал для регистрации, дневник»)4. Эпиграфом газеты стала цитата из «Книги Притчей Соломоновых»: Rightneousness exalteth a nation («Праведность - возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народа»)5. Программой издания стало написание дневника свободы своего народа.

Газета Freedom's Journal появилась в период становления США как независимого государства. В начале XIX века страна разрасталась на Юго-Запад, шел процесс урбанизации, рынок демократизировался, школьное образование постепенно становилось общедоступным. Пресса также переживала настоящий бум, становясь экономически независимой за счет предоставления печатной площади под платные объявления и рекламу. По мере консолидации страны

3 Токвиль, А. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1994. - С. 117 .

4 Кэмбриджский словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://dictionary.cambridge.org/ ги/словарь/англо-русский/freedom (дата обращения: 10.06.2016).].

5 Притчи 14:34 // Библия. Священное Писание Ветхого Завета. - М., 2005. - С. 157.

уходила в прошлое эпоха революционных газет, пресса стала интересоваться своим читателем, акцент смещался в сторону новостей, интересных среднестатистическому гражданину1.

Но на положение афроамериканцев прогресс начала века практически не повлиял. Юг процветал за счет рабовладения. Север же постепенно запрещал рабство и отпускал невольников, которым некуда было идти: историческая родина была далеко, а «законодательно изменение статуса афроамериканца не было прописано, официально гражданином он не стал. Ему не причиталось какое-либо имущество или «социальная ниша»2.

Первая афро-американская газета, аболиционистская по своей направленности, распространяла информацию об ужасах рабства, призывала к его отмене, обличала несправедливые судебные процессы над афроамериканцами и случаи линчевания чернокожих, выступала против программы Американского колонизационного общества, пропагандировавшего идею возвращения всех освобожденных невольников обратно в Африку3. Кроме того, она ставила своей целью побуждение к образованию и самообразованию, просвещению чернокожих, трезвому образу жизни и умеренности во всем. На ее страницах освещались такие темы, как гражданские права и свободы, экономика, политика, астрономия, инновации, литература, зарубежные и местные новости, начиная от городских и заканчивая федеральными, публиковалась информация о прибытии и отплытии судов. Газета писала о религии и вере; публиковались проповеди и комментарии к Библии, рассказывалось о таинствах брака, исповеди, крещения; печаталась информация о работе афро-американских организаций и общин, давались адреса и имена свободных чернокожих разных профессий, к которым можно было обратиться за помощью (врачей, парикмахеров, пекарей), примеры наиболее успешных и уважаемых обществом афроамериканцев; публиковала статьи о здоровье, кулинарии, этикете, браке, семье, воспитании детей. Из разнообразия тем можно выделить несколько ведущих, в соответствии с

1 Slavery and the Making of America [Electronic resource]. - URL: http:// www.pbs.org/wnet/slavery/ experience /living/indexhtml (дата обращения: 10.06.2016).

2 Boles D. Black Southerners : 1619-1869. -Kentucky: The University Press of Kentucky, 1984. р.114.

3 Freedom's Journal [Electronic resource]: 1827-

1829. - URL: www.Wisconsinhstory.org/ libraryar-chives/aa/ freed/volume1.asp (дата обращения: 10.06.2016).

теоретическим подходом исследователей Беспаловой и Корнилова4:

Социально-политическая, постоянными темами которой были: мировая история рабства, рабствладение в США; образ афро-американца в американском обществе; Гаитянская Революция как пример осмысленной самоорганизации освобожденного народа; правосудие и образование.

Этнически-общинная, включавшая в себя рассуждения о моральном облике, ценностях и идеалах афроамериканцев, религиозном и духовном воспитании, равенстве людей любого возраста, цвета кожи и пола; традициях и обрядах африканских народов, этнической идентичности американцев африканского происхождения. Публиковались новости общины, биографии выдающихся афроамериканцев, письма читателей, оповещения об открытии новых библиотек, пекарен, школ, церквей и т. д. для чернокожих с указанием адреса и имен владельцев.

Информационно-развлекательная тематика включала в себя не только новости, но и литературу: как этническую, так и мировую; заметки о новейших научно-технических достижениях, занимательных фактах из истории, науки, техники, медицины и искусств.

Тематика определяла рубрики газеты. Социально- политической соответствовали рубрики: «Чернокожие» (People of colour), «Африка» (Africa) (и всего, что касалось ее колонизации), «Правосудие» (Justice). Этнически-общинная находила отображение в таких рубриках, как: «Корреспонденция» (Original communication), «О нравственности» (Moral), «Наши стремления» (Ambition), «Бракосочетания» (Married), «Разное» (Varieties). Информационно-развлекательная тематика была представлена в: «Альманахе» (Almanac), «Поэзии» (Poetry), «Местных новостях» (Domestic news), «Зарубежных новостях» (Foreign news), «Нью-Йорк сегодня» (New York дата), «Итогах» (Summery), «Последней полосе». Рубрики иногда менялись местами или перемежались информационными заметками.

«Чернокожие» - колонка редактора, флагман газеты. В ней обсуждались самые острые проблемы афро американцев. Редакторы писали о каждой искренне, но максимально корректно: обсуждались перспективы выхода из рабства, возможные пути вхождения афро-американцев в гражданское общество, его культурного наследия, шла идеологическая борьба с

4 Беспалова, А.Г., Корнилов Е.А., Корочин-ский А.П., Станько А.И. История мировой журналистики. - М.-Ростов-н/Д., 2003. - С.427.

предрассудками на счет афро-американцев, привитые обществу, и теми, кто всячески эти предрассудки поддерживал.

На протяжении четырех номеров 1827 г. приводились цифры и факты о рабстве: количество привезенных рабов за разные периоды времени; об основных рабовладельческих штатах; об условиях перевозки рабов (до нескольких тысяч человек, прикованных цепями за руки, ноги и шею во все время путешествия); об условиях их содержания до перевозки в США и уже непосредственно во власти хозяина (изначально выходцы из Африки содержались наравне с наемными рабочими, но с увеличением их числа, социальный статус стремительно падал, а вместе с ним и условия жизни невольников); о рабовладельческих законах и их практике; о восстаниях рабов (порой жестоких и страшных) и роли афро-американцев в Войне за независимость США1.

Весь материал выстраивался в единую концепцию, сквозной мыслью которой была необходимость придания бывшим невольникам гражданского статуса для их возвращения к нормальной жизни. Например, в статье от 6-го апреля 1827 г., в номере 4.

Ever attempt at a thorough discussion of this subject has always been met with a cry of danger. 'You will excite the slaves to insurrection," say they... Until a slave it is all safe. But I ask if there is now no danger? Fear to weak up surrounded by your own peasants?... And I am quite sure - as sure as it is possible for any man in the house or any man in the country to be - that there is a peril at the present moment; and that that peril will increase unless our system is to be alerted. For I know wherever there is oppression there is danger. The question is how it to be avoided? I answer, that it is to be avoided by that spirit of humanity - by doing justice to those whom we oppress - by giving liberty for s lavery, happiness for misery as it is in Spanish states where all become free citizens. and there is no use for us to declaim about the danger of avoiding the discussion.

Любая попытка поговорить начистоту о вопросе цвета заканчивается криком ужаса «вы спровоцируете бунт!...держать их в рабстве безопасней. Но я спрошу, так ли это? Если да, то почему под вашими подушками оружие? Нет ли страха проснуться, окруженным собственными крестьянами? Я, как любой горожанин или селянин, уверен, что угроза есть. И будет только рас-

1 Freedom's Journal [Electronic resource]: 18271829. - URL: www.Wisconsinhstory.org/ libraryar-chives/aa/ freed/volume1.asp (дата обращения: 10.06.2016).

ти, пока не взорвет существующую систему. Ибо я знаю наверняка: где угнетение, там опасность... Вопрос в том, как избежать трагедии. Избежать ее можно гуманностью по отношению к угнетаемым, дарованием свободы рабам, счастья - горюющим, как это произошло в испанских колониях, где всем невольникам было дано гражданство. бессмысленно отказываться от этого разговора.

Статья получила огромный отклик. Общины разных штатов присылали восхищенные письма с обещаниями материальной и моральной поддержки газеты и всех ее начинаний и инициатив, но большая часть американского (белого) общества была возмущена позицией редакции.

В ответ американскими газетами была опубликована статья, обосновывавшая непоколебимость института рабства и ошибочность его отмены на Севере. Freedom's Journal тут же парировала статьей «Проклятье Ханаана» (the Curse of Canaan), где редакторы поэтапно оспаривали аргументы законности рабства с точки зрения религии и пришли к выводу, что «все равны перед Богом и обязаны любить ближнего своего, как самого себя»2 Аргументация чередовалась выдержками из писем читателей, где говорилось о важности человечного отношения друг к другу. Спор по данной теме то затихал, то разгорался вновь, но позиция редакторов оставалась неизменной: если дать невольникам все необходимое, то они смогут доказать свою человеческую и гражданскую состоятельность. Свою точку зрения редакция подкрепляла многочисленными материалами о Гаитянской революции в течение всего 1827 г. Материалы строились хронологически: сначала шли биографии Пола Макаффи и Туссена-Лувертюра (главных действующих лиц)3, затем рассказывалось о ходе революции, победе чернокожих и признании Гаити автономией. Будучи членом Гаитянского миграционного общества, один из издателей - Джон Рассвум - подробно рассказывал об укладе жизни в республике: становившихся законодательстве, общественных организациях и движениях, экономической нестабильности, малограмотности и общей нехватке культурно-цивилизационного опыта и научно-технической базы. Издание смотрело на феномен Гаитянской революции восхищенным глазами, как на событие, вселяющее надежду и оптимизм при отходе

2 Cornish S. On Faith [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1828. - April 4. - URL: http: //www. wisconsin history.org/libraryarchives/aanp/ free-dom/docs/v1n01.pdf (дата обращения: 17.06.2016).

3 Russwurm, J. People of Colour [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1828. - March 7. - URL: http ://www.wisconsinhistory.org/libraryarchives/aanp/fr eedom/ docs/v1n17.pdf (дата обращения: 17.06.2016).

государства от рабовладельческого строя. События на Гаити воспринимались как прецедент мирового значения, в котором виделось доказательство величия столь долго угнетаемого народа, его способности к организованной, автономной жизни, самореализации и самоидентификации. Freedom's Journal не призывала к восстанию в США по «сценарию Гаити», но на примере республики говорила о важности общественного компромисса.

Актуализировав проблему рабства через цикл статьей об истории рабства в разных культурах: «Извинения перед Фараоном» (An Apology for Pharaoh), «Европейские колонии в Америке» (European Colonies in America), «История рабства» (History of Slavery), «Цена твоего сахара» (What Does Your Sugar Cost?) и рассмотрев возможные «сценарии» развития событий на примере Гаити, редакция подняла вопрос перспектив адаптации бывших невольников в американском обществе. Готового решения у газеты не было. Редакция стала размышлять вместе со своей аудиторией, помня о ее специфике.

Будучи этнической, газета предназначалась цветному населению Америки: как афро американцам Юга и Севера (уже неравноправным), так и другим этносам континента, о чем свидетельствует сотрудничество с «первой индейской этнической газетой «Чероки феникс» (Cherokee Phoenix), издаваемой индейцами на английском и языке чероки»1. Кроме того, как уже говорилось выше, газету читали белые американцы, которые также являлись целевой аудиторией.

Учитывая столь широкий и неоднородный круг читателей и всю работу, проделанную к тому моменту, редакция решила раскрыть образ аф-роамериканца в ином свете, начав с самых корней этноса, тем самым развенчивая укоренившиеся в обществе стереотипы2. Так, с 12 номера от 1-го июня 1827 г. рубрика «Чернокожие» получает подзаголовок - «Африка», в которой читателям рассказывалось о континенте: египетской цивилизации, культурном наследии, природном богатстве. В серию публикаций входили «письма и эссе будущих афро-американских публицистов». Концепцию продолжили публикации об истории США и роли африканца в ней

Спустя некоторое время Freedom's Journal публикует без комментариев распоряжение администрации города Нью-Йорка о запрете демонст-

1 Cherokee Phoenix [Electronic resource]: 18071890. - URL: http://www.ch erokee phoenixorg/ (дата обращения: 18.06.2016).

2 Elliott N. Emigration vs. Assimilation: The De-

bate in the African American Press, 1827—1861 [Electronic resource]. - URL: http://www.lan-opc.org.uk/ burials.html (дата обращения: 12.06.2016).

раций афро-американцев против рабства в южных штатах, сопровождая его многочисленной корреспонденцией читателей, выражавших подчас абсолютно полярные мнения. После чего «маятник рассуждений» качнулся в противоположную сторону: печатается проспект Американского колонизационного общества, излагавший программу миграции темнокожего населения в Африку в свободную колонию Либерию. Изначальная позиция газеты была резко отрицательной, как и всей ее цветной аудитории. Большинство афроамериканцев не хотело уезжать, поскольку ранее многие пытались уехать на Гаити или в Африку сразу после отмены рабства на Севере, но тем, кому удалось, вернулись ни с чем. Большинство считало Америку своей страной, поскольку ее благополучие было заработано их тяжким трудом, плоды которого отдавать бывшим надсмотрщикам никто не хотел. Однако нападки белой прессы на саму газету, условия дискриминации Севера и рабства на Юге постепенно склоняли редакцию к отказу от идеи интеграции.

Консенсуса по вопросу адаптации афроамериканцев в американское общество найдено не было.

«Правосудие» - рубрика, посвященная судебной практике Америки, в частности процессам над афро американцами В основном, это были статьи о линчеваниях и вопиющих случаях предвзятости со стороны судей Наиболее поразительные случаи описаны в № 23 от 17 августа 1827 года и в № 24 от 24 августа 1827 года. В № 24 в деталях рассказывалось о зверской расправе в Мемфисе (штат Теннеси) над двумя беглыми рабами3. Линчеватели к какому-либо виду ответственности привлечены не были. В конце материала приводились сухие цифры, без комментариев, противопоставлявшие огромное количество судебных процессов над невольниками с практическим отсутствием судебных процессов над линчевателями.

«Корреспонденция» с подзаголовком «Редакции» (For the Freedom's Journal), как правило, начиналась с выдержки из письма, обозначенного кавычками, с анонимной подписью «гражданин» (CIVIS) или «подписчик» (SUBSCRIBER). Судя по тематике, за нарицательным именем «гражданин» стоял американец любой национальности, а за «подписчиком» — афро американец, поскольку последние чаще всего выражали искреннюю благодарность и писали свои пожелания редактору: «Не могли бы вы рассказать более подробно о

3 Russwurm J. Justice [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1828. - April 4. - URL: http: //www.wisconsin history.org/libraryarchives/aanp/ free-dom/docs/v1n01.pdf (дата обращения: 18.06.2016).

Гаити», задавали вопросы: «Подскажите, где можно учиться на фельдшера?», «А чем отличается баптизм от пресвитерианства?», «Кто может в этом городе лечить язву?» «Граждане» же писали длинные материалы на более абстрактные темы: военные академии, миграция, благодарственные письма и т.д.

Часто материалы были объемными и носили реферативный характер. С № 43 от 31 августа 1827 г. впервые стали печататься литературные произведения афро-американцев, отобранные редакцией из корреспонденции.

Один из читателей прислал рукопись, под литерой S, «Тереза. Гаитянская повесть» (Theresa, Haytine Tale) - приключенческий роман о гаитянской революции. В нем повествовалось о приключениях молодой гаитянки, пытавшейся вместе с сестрой и матерью сбежать из деревни, к которой приближались французские войска. Роман печатался на протяжении четырех номеров (с января по февраль 1829 г.). В нем подробно описывался ход войны, быт гаитян, судьбы афро-американцев, но все же ключевым моментом стала судьба женщины во время революции.

Образ женщины и ее судьба волновали редакцию наравнз со всеми остальными проблемами. Разветвленные семейства рабов чаще всего селили в одном доме, которые сплачивались вокруг сильной, авторитетной женщины. Рабовладельцы поощряли подобные семейные связи, рассчитывая на то, что угрозой разлучить семью им удастся пресечь любое неповиновение. С другой стороны, женщина была намного уязвимей мужчины-раба: физической слабостью, семейным положением, здоровьем. В издании публиковались многочисленные эссе, статьи и проповеди, посвященные месту женщины в семье, обществе и даже рабовладельческом строе.

Афро-американские поэтессы и писательницы печатались наравне с мужчинами как в рубрике «Корреспонденция», так и в разделе «Поэзия». Часто на страницах газеты появлялись стихи об увядающей в рабстве женской красоте или гибели молодой красивой девушки от рук жестокого хозяина. Часто среди авторов подобных литературных произведений были поэтессы, подписывавшихся как «Роза» (Rosa).

Рассуждения редакторов о роли женщины -сестры, матери, жены - положительно воспринимались аудиторией В ноябре 1827 г. было опубликовано письмо от одного из читателей, горячо поддерживавшего позицию редакции. По логике вещей, негативное отношение к подобному восхищению женщиной должно было иметь место, но ни одного письма подобного содержания не было опубликовано за все время существования газеты.

В рубрике «О нравственности» также часто говорилось о достоинствах слабого пола, его незащищенности и беззаветной преданности мужу и детям, в связи с чем редакторы призывали по-джентельменски относиться к прекрасному полу. В проповедях женщина выступала в образе сестры или матери, хранительницы семьи и традиций. В № 42 от 11 января 1828 г. в проповеди, посвященной воскресению Христа, особое внимание уделялось Марии как верной и достойной и потому одной из первых узнавшей о его воскресении. Издание призывало беречь женщину от насилия как домашнего, так и хозяйского, поскольку «женщина изначально неравна мужчине в физической силе, но во многом превосходит его в выносливости, житейской мудрости, силе духа и самодисциплине»1 .

В то же время преступления, совершенные афро-американками, жестко критиковались газетой. Весной 1828 года редакция напечатала историю афро-американки-алкоголички, жительницы Нью-Йорка, скрывавшей убийство двух своих маленьких детей. Джон Рассвум писал: Mother - is the name of God on the lips and minds of every child. There is no evil more cruel and diabolic then the one is given by a mother to her child within her hand obliged to give life and love instead of wicked insult a newborn cannot avenge.

Мать - имя Бога на устах и в сердце каждого ребенка. Нет большего зла, чем причиняемое материнской рукой, от которой ребенок ждет только любовь и защиту, а не жестокое издевательство, которому дитя не имеет противления.

Freedom's Journal делала все, чтобы голоса афро-американцев звучали на полосах издания, потому много внимания уделялось поэзии, прозе и публицистике, отправленной пишущими афро-американцами. В февральских и мартовских номерах 1828 г. перепечатывались «Письма цветного» (Letters of a Man of Colour) Дж. Фортена. Подобными примерами редакция стремилась подвигнуть соотечественников к образованию и духовному росту, пониманию того, что каждый по-отдельности создает образ всего афро-американского сообщества.

Рубрика «О нравственном» стала публицистическим выражением этих призывов. В ней публиковались рассуждения о справедливости и милосердии, о душе с религиозной точки зрения, о том, как должен вести себя примерный христианин, как с точки зрения редакции, так и с точки зрения читателей. Основные положе-

1 Cornish, S. Lines on Sympathy [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1827. -August 24. -URL: http ://www. wisconsinhistory .orgglibrary archives/ ap/freedom (дата обращения: 23.06.2016).

ния, публикуемые в этой рубрике, сводились к тому, что «чернокожий, будучи не защищенным обществом, защищен Богом, всевидящим и всепрощающим. Все мы должны собраться вместе, стать единым духом... путь насилия для нас неприемлем. Мы должны победить силой своих знаний, праведности, взаимовыручки и праведного облика.»1. Все примеры и стихи, цитируемые из Библии, работали на это положение.

Весной - осенью 1827 г. была опубликована серия проповедей, посвященных деяниям апостолов, где проводилась аналогия терпения и усердия в служении Богу с необходимостью работать над собой и последующей победой духа над обстоятельствами жизни. Здесь же публиковались библейские притчи назидательного характера: о глупцах и о гвоздях, после которых автор пространно рассуждал об их применимости к афро-американцам; о Соломоновом решении как символе мудрости и внутренней силе. Притча о зеркале легла в основу проповеди, призывавшей отвернуться от внешних символов благополучия и обратиться к сокровищнице собственной души, чтобы найти в ней хоть что-нибудь. Накануне Пасхи была опубликована притча о смоковнице, мораль заключалась в осознании каждым своей пользы миру.

Просвещение аудитории не ограничив а-лось лишь религиозными вопросами. Газета публиковала многочисленные статьи об образовании: его важности как социального лифта, ключа к свободе и панацеи от стереотипов; возможностях получения образования афро-американцами; необходимости иметь элементарные знания для независимого существования. В каждом номере обязательно находилось место для объявления об открытии новой школы или преподавательских услугах, обзорной статьи о системе образования в разных странах, необходимости его получения. Полагалось, что просвещение сможет воспитать душу и сформировать волю к изменениям внутри сообщества, а следовательно, и к изменению статуса чернокожих. Редакция прекрасно понимала, что одними призывами ничего не добьешься, и потому взяла инициативу в свои руки с первого же номера. В каждом номере рассказывалось о правилах этикета, свадебных традициях разных народов мира, правилах поведения в разных общественных местах, укладе афро-американской семьи, правилах воспитания детей, астрономии, литерату-

1 Cornish, S. People of Colour [Electronic resource] / S. Cornish, J. Russwurm // Freedo m's Journal. - 1827. - March 23. - URL: http://www. wisconsinhis-tory.org/ libraryarchives/aanp/freedom/docs/ v1n01.pdf (дата обращения: 10.06.2016).

ре, даже о философской проблематике в самых общих чертах (№ 49 от 29 февраля 1828 г.), исторических личностях.

Рубрика «Наши стремления» содержала серию развернутых статей, посвященных биографиям выдающихся личностей в истории: Сикст V, Данмор, Абрахам Уиплом, Самуэль и Джон Адамс, Христофор Колумб, генерал Корнуоллис, адмирал де Грасс, Горацио Гейтс, Чарлз Ли, Даниэль Керолл, Пола Ревир, Генри Нокс; истории жизни успешных афро американцев: пекаря Ричарда Монмери, военнослужащего Ричарда Томаса, священника Бена Смита, врача Джона Джейн-ни, учителя Истена Хьюза, главными добродетелями которых стали храбрость и трудолюбие. Иногда несколько номеров газеты рассказывали об одном человеке. С марта по апрель 1827 г. печаталась подробная биография капитана Пола Каффи, афро-американца, получившего образовании в Англии, предприимчивого молодого человека, сподвижника Гаитянской революции2. Публикации историй жизни и успеха служили образцом для подражания и мотивацией афро американцев. Более того, она давала понять белой аудитории, что чернокожие не только знакомы с историей, но способны выбирать в кумиры достойных. Те, из них, те кто получил свободу, могли быть самостоятельными и успешными.

Успех в изменении сложившегося статуса редакции виделся также и во взаимопомощи, так афро-американцев информировали о датах собрания афро-американских сообществ, публиковались протоколы некоторых собраний. В номере 46 от 8 февраля 1828 г. в Minutes & C была приведена стенограмма собрания общины Вашингтона с целью составления петиции об отмене рабства в округе Колумбия.

Раздел «Разное» включал в себя всевозможные объявления, направленные на нужды афроамериканцев разных штатов: о новых булочных, мастерских, школах, распродажах, колледжах для афро американцев; советы, как надо чистить одежду и обувь, где можно остановиться на ночлег; где, когда и за какую цену можно брать уроки по разным академическим предметам; предложения о работе, земли на продажу и в аренду. В объявлениях давался не только сам текст, но также комментарии и рекомендации как редакции, так и читателей, уже пользовавшихся рекламируемыми товарами или услугами.

К этнически-общинной тематике также относились списки сочетавшихся браком и некроло-

2 Barton, F. Haiti Backstage [Electronic resource] / F. Barton. - URL: http:// www.lanopc.org.uk/ Bar-ton/stlawrence/ burials_1850- 1946.html (дата обращения: 17.06.2016).

ги, благодаря которым сегодня многие афро-американские семьи могут восстанавливать родственное древо. Рубрика «Бракосочетания» давала информацию о тех, кто вступил в брак, и тех, кто развелся. Некрологи приводили перечни умерших, по возможности с указанием причин смерти, посвящались некрологи: например, лидеру общины Мериленда - Дж. Гауту, умершему весной 1828 г.

Новости часто пзрепечатывались из других изданий: «Чироки феникс», «Херальд» (Herald) и др. «Местные новости» освещали различные события из всех сфер жизни. Рубрика работала в двух главных направлениях - новости для ньюйоркцев и новости для афро-американцев страны. Первыми шли новости Нью-Йорка: мальчик, которого чудом спас сосед-врач от анафилактического шока; нападение на улице на чернокожего; праздничный митинг в честь отмены рабства в Нью-Йорке, выставка картин, программа празднование Дня Благодарения и т.д. Затем шли новости штатов: сплав по реке пяти чернокожих мальчиков в Вермонте чуть не обернулся трагедией; похищения афро-американцев на Севере продолжаются, исчезновения людей на дорогах остаются без внимания местных властей; извещения о разработке законопроектов об отмене рабства, и праздновании Дня Независимости Баптистской церковью в Олбани; приближение урагана к югу страны и проблемах в сельском хозяйстве как на уровне штатов, так и отдельных областей.

«Зарубежные новости» опиралась или полностью перепечатывались из зарубежных изданий: «Ливерпуль меркури» (Liverpool Mercury), «Эдвокет» (Advocate) и некоторые другие. В материалах рассказывалось о событиях в мире (новых политических течениях после революций в Европе), о взаимоотношениях стран (России и Европы после войны 1812 г.), государственном устройстве европейских стран (Франции, Испании), новых открытиях в области науки (запуске паровых судов в массовое производство) и производства (упрощения ручного труда ткачей), культуры и искусства (картинные выставки во Флоренции). В летних номерах 1827 г. вопрос работорговли в мире подвергся мониторингу: с 18 номера по 25 отслеживались сообщения о перевозке рабов в Ливерпуль и штат Алабама из Сьерра-Леоне.

Украшала газету рубрика «Поэзия», внося лирическую ноту, обращаясь к чувству прекрасного. Некоторые стихи перепечатывались из английских изданий, таких как «Инглиш пейпер» (English Paper) или «Арион» (Arion). Авторы многих других стихов остались неизвестными, некоторые озаглавливались как «Фридомс джорнал к.» (Freedom's Journal to) или «Фридомс джор-

нал о.» (Freedom's Journal on), в связи с чем можно предположить, что авторство принадлежит читателям или редакции. Как уже говорилось ранее, среди них были и поэтессы (Rosa, Frere)

Но были и выдающиеся афро-американские поэты. Например, Джордж М. Хортон, писавший на самые разные темы: религия, рабство, любовь, война и др. В номере от 14 марта 1828 г. был опубликован цикл стихов «Рабство» (Slavery) и «Свобода и Рабство» (Liberty and Slavery). Через два месяца газета начинает кампанию по сбору средств в целях выкупить свободу Дж М. Хортона. Газета собрала необходимую сумму. Согласно исследователю Диксону, творчество молодого поэта заинтересовало не только Freedom's Journal, но и местные газеты штата Сев. Каролина, многих белых американцев, в том числе фермеров, и даже Колонизационное общество, все они включились в кампанию по сбору средств, но хозяин Хортона не пожелал отпускать его1. Собранные деньги были потрачены на издание первого сборника поэта - «В надежде на свободу» (In the Hope of Liberty), весной 1829 г. выдержки из сборника появились в первой афро-американской газете.

«Последняя полоса» содержала выходные данные и другие сведения о газете: еженедельное издание, день издания - пятница. Условия оплаты подписки - годовая, составляет 3 доллара, при оплате вперед. - 2.50 доллара. Редакционная коллегия - С. Корниш, Дж. Рассвум, Нью-Йорк; Р. Роби, Портлэнд, Мэн; Д. Уокер, Бостон, Массачусетс; Дж. Реймонд, Салем, Массачусетс; Дж. Виллинс, Провиденс, Род-Айленд; И. Роджерс, Нью-Лондон, Коннектикут; М. Кооли и Ч. Хакер, Балтимор, Мэриленд; Дж. Пронт, Вашингтон, округ Колумбия.

Каждую полосу Freedom's Journal наполняла голосами чернокожих, вдохновляя собратьев самим говорить за себя, каждая рубрика полифонична и открыта для обсуждения и модификации. Так газета подняла и ответила на фундаментальный вопрос - кто должен выражать интересы афро-американского сообщества на территории Америки. Вопрос задается до сих пор, но все же, желаемым ответом остается позиция газеты: голос афро-американского сообщества должен принадлежать афро-американцам, они сами должны рассказывать о себе, ибо «слишком долго другие говорили за нас»2.

1 Dikson B. The Origins of African American Literature 1680-1865 [Electronic resource]. - URL: http:// www.slaveryinamerica.org/history/hs_ es_press.htm (дата обращения: 25.06. 2016).

20 Freedom's Journal [Electronic resource]:1827-1829. - URL: www.Wisconsinhstory.org/libraryarchives

аа/&ееё/уо1ите 1 ^р (дата обращения: 10.06.2016).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беспалова, А.Г., Корнилов Е.А., Корочинский А.П., Станько А.И. История мировой журналистики. - М.-Ростов-н/Д.: МарТ, 2003. - С. 427.

2. Кэмбриджский словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://dictionary. cambridge.org/ru/словарь/англо-русский/freedom (дата обращения: 10.06.2016).

3. Притчи 14:34 // Библия. Священное Писание Ветхого Завета. - М., 2005. - С. 157.

4. Токвиль, А. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1994. - С. 117 .

5. Barton, F. Haiti Backstage [Electronic resource] / F. Barton. - URL: http:// www.lanopc.org.uk/Barton/stlawrence/ burials_1850-1946.html (дата обращения: 17.06.2016).

6. Boles D. Black Southerners : 1619-1869. - Kentucky: The University Press of Kentucky, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р.114.

7. Cherokee Phoenix [Electronic resource]: 1807-1890. - URL: http://www.cherokee phoenix.org/ (дата обращения: 18.06.2016).

8. Cornish, S. Lines on Sympathy [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1827. -August 24. -URL: http://www.wisconsin history.orgglibraryarchives/ap/freedom (дата обращения: 23.06.2016).

9. Cornish S. On Faith [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1828. - April 4. - URL: http://www.wisconsin history.org/libraryarchives/aanp/freedom/docs/v1n01.pdf (дата обращения: 18.06.2016).

10. Cornish, S. People of Colour [Electronic resource] / S. Cornish, J. Russwurm // Freedom's Journal. - 1827. - March 23. - URL: http://www.wisconsin history.org/libraryarchives/aanp/freedom/docs/v1n01.pdf (дата обращения: 10.06.2016).

11. Dikson B. The Origins of African American Literature 1680-1865 [Electronic resource]. - URL: http:// www.slaveryinamerica.org/history/hs_ es_press.htm (дата обращения: 25.04. 2016).

12. Elliott N. Emigration vs. Assimilation: The Debate in the African American Press, 1827—1861 [Electronic resource]. - URL: http://www.lan-opc.org.uk/ burials.html (дата обращения: 12.06. 2016).

13. Freedom's Journal [Electronic resource] : 1827- 1829. - URL: www.Wisconsinhistory. org/libraryarchives/aa/freed/ volume1.asp (дата обращения: 10.06.2016).

14. Purtz R. Modern Journalism [Electronic resource]. - URL: http://www.ame ricanjournal-ism.org/history/hs_es_press.htm (дата обращения: 17.03.2016).

15. Russwurm J. Justice [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1828. - April 4. -URL:http ://www. wisconsinhistory. org/libraryarchives/aanp/freedom/docs/v1n01.pdf (дата обращения: 03.10.2016).

16. Russwurm, J. People of Colour [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1828. - March 7. -URL: http://www.wisconsinhistory.org/libraryarchives/aanp/freedom/ docs/v1n17.pdf (дата обращения: 17.06.2016).

17. Slavery and the Making of America [Electronic resource]. - URL: http://www.pbs.org/wnet/slavery/experience/ living/index.html (дата обращения: 10.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.