Научная статья на тему 'Цели и мотивы поступления в вузы'

Цели и мотивы поступления в вузы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7280
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крутий Ирина Андреевна, Фурсов Константин Сергеевич

Irina A. Krutiy, Konstantin S. Fursov in their article "Goals and Motivation for Entering the Universities" study the major motivation for taking up higher education and choosing the educational options, as well as formulate the key criteria applied by the school graduates in the process of selection of the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goals and Motivation for Entering the Universitie

Irina A. Krutiy, Konstantin S. Fursov in their article "Goals and Motivation for Entering the Universities" study the major motivation for taking up higher education and choosing the educational options, as well as formulate the key criteria applied by the school graduates in the process of selection of the university.

Текст научной работы на тему «Цели и мотивы поступления в вузы»

ЗАМЕТКИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

И. А. Крутий, К. С. Фурсов ЦЕЛИ И МОТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗЫ

В ноябре-декабре 2004 г. ИКСИ СГА провел социологическое исследование, посвященное определению целей поступления в вузы; выявлению основных мотивов, которыми руководствуется школьник (абитуриент), принимая решение о получении высшего образования; а также оценке основных параметров вуза, которые учитываются школьниками при выборе вуза.

Объектом исследования явились учащиеся 10-11 классов школ Москвы и ближайшего Подмосковья (всего 590 человек). Опрос проводился на 20-й Международной выставке "Образование и карьера". Большинство старшеклассников (66%) — москвичи, чуть более четверти (26%) представители ближайшего Подмосковья, остальные — школьники из других городов.

Судя по полученным данным, высшее образование ценится российскими старшеклассниками чрезвычайно высоко. Подавляющее большинство (79,2%) полагают, что сегодня "безусловно нужно" иметь высшее образование; 14,3% — что оно "скорее нужно", 0,9% опрошенных заявили о том, что высшее образование "скорее не нужно", и 0,3% — что оно "совершенно не нужно". Около 5% респондентов не готовы выразить ту или иную позицию. Подобный "расклад" не зависит от пола, возраста, соци-

ально-демографических характеристик семьи и разделяемых ценностей опрошенных.

Школьникам предлагалось ответить на открытый вопрос о целях получения высшего образования. Назывались не более трех целей, которые впоследствии были разбиты на основные категории.

При анализе использовались два типа оценок:

1. Относительный уровень, отражающий цели получения высшего образования с учетом их важности для респондента: рассматриваются цели, наиболее важные для старшеклассников (названные в первую очередь);

2. Кумулятивный (общий) уровень, позволяющий получить накопительную оценку: учитывается общее количество упоминаний той или иной цели, вне зависимости от ее значимости для старшеклассника.

При рассмотрении кумулятивной оценки целесообразно оценивать не долю ответивших, а положение ответов друг относительно друга, как в рейтинге. В этом случае можно предположить, что кумулятивный рейтинг

КРУТИЙ Ирина Андреевна — кандидат социологических наук, директор Института комплексных социальных исследований Современной гуманитарной академии.

ФУРСОВ Константин Сергеевич — бакалавр социологии Государственного университета Высшей школы экономики.

отражает реальную структуру целей старшеклассников.

Судя по таблице 1, основной целью поступления в высшее учебное заведение у большей части школьников является перспектива дальнейшего трудоустройства. При этом более чем для трети опрошенных (33%) важными являются такие характеристики будущей профессиональной деятельности, как ее высокая рыночная стоимость и престиж. Для 14,6% респондентов важен лишь факт выхода на рынок труда (устройство на работу), а не его конкретные перспективы. В то же время около 5% школьников предполагают с помощью образования сформировать основу для продвижения по карьерной лестнице, и только 2,8% хотели бы стать профессионалами своего дела.

Почти каждый пятый опрошенный (17,7%) поставил на первое место

желание получить интересную или перспективную профессию (специальность). Согласно логике ответов, мотивирующим фактором в данном случае является качество получаемого образования: его содержательная составляющая, имеющая значение для будущей профессии.

В меньшей степени старшеклассники видят своей главной целью возможность повысить материальный (9%) или интеллектуальный (7%) уровень.

Кумулятивный рейтинг значимости основных целей (первые пять наиболее значимых позиций) получения высшего образования выглядит следующим образом:

1. Получить хорошую, престижную, высокооплачиваемую работу

2. Повысить уровень своих знаний, расширить кругозор, быть образованным

Таблица 1

Цели получения высшего образования у школьников 10-11 классов

Относительный рейтинг Кумулятивный рейтинг

Цели

г м.

Получить хорошую, престижную, высокооплачиваемую 1 163 33 225 20,6 1

работу

Получить хорошее образование, профессию, специальность 2 87 17,7 125 11,5 4

Устроиться на работу (по факту) 3 72 14,6 104 9,5 5

Иметь достойный уровень жизни, заработать деньги 4 45 9 141 12,9 3

Повысить уровень своих знаний, расширить кругозор, быть 5 34 7 162 14,9 2

образованным

Сделать карьеру (продвинуться по служебной лестнице) 6 24 5 50 4,6 7

Реализовать себя 7 16 3,3 112 10,3 6

Стать хорошим специалистом, профессионалом 8 14 2,8 32 2,9 9

Получить диплом 9 12 2,4 24 2,2 11

Обрести престиж 10 10 2,0 36 3,3 8

Угодить родителям 11 4 0,8 10 0,9 14

Не служить в армии 12 3 0,6 12 1,1 13

Добиться положения в обществе (повысить свой 13 3 0,6 13 1,2 12

социальный статус)

Жениться 14 2 0,4 3 0,3 17

Расширить круг знакомств 15 2 0,4 25 2,3 10

Получить звание в армии 16 1 0,2 7 0,6 16

Приносить пользу государству, своей семье, нести истину 17 0 0 9 0,8 15

Всего - 492 100 1090 100 -

3. Зарабатывать деньги, иметь достойный уровень жизни

4. Получить хорошее образование, профессию, специальность

5. Устроиться на работу + реализовать себя.

Ценностная структура целей определяет профессию как деятельность, не только приносящую доход, но и обеспечивающую возможность самореализации. Идеальный вариант того, что должно обеспечить высшее образование в целом и вуз в частности — получение обязательных базовых знаний в сочетании с формированием отдельных навыков, которые были бы востребованы на рынке. Другим важным требованием к образованию, а следовательно и вузу как его агенту выступают перспективы дальнейшего трудоустройства. Иначе говоря, высшее образование является, по мнению старшеклассников, одним из эффективных каналов вертикальной мобильности.

Вуз или специальность?

Что касается целенаправленности поступления абитуриента в вуз, то здесь можно выделить ориентацию на выбранный вуз и выбор в пользу привлекательной специальности. В первом случае речь идет только о структуре выбора вуза как агента высшего образования (основные варианты ситуаций поступления), во

втором — о приоритетах в выборе между вузом и специальностью.

Целенаправленность поступления старшеклассника в вуз определяется с помощью оценки его поведения в проективной ситуации. Последняя предполагает различные варианты действия в случае неудачного поступления, учитывающие выбор между поступлением в один или несколько вузов, с учетом выбора между бюджетной или коммерческой основой обучения.

Согласно полученным данным (табл. 2), большая часть старшеклассников (75%) на этапе принятия решения о получении высшего образования отдает предпочтение конкретному вузу. Только 10% опрошенных, в случае неудачного поступления готовы пойти на коммерческое отделение. Чуть большая доля школьников (14%) планирует поступать в выбранный вуз на следующий год. Более половины респондентов (51%) будут поступать в другой вуз, но в следующем году попытаются вновь поступить в выбранный вуз.

Каждый четвертый школьник (25%) не отдает особых предпочтений какому-либо вузу, 24% старшеклассников в случае неудачи будут поступать в другой вуз и откажутся от повторного поступления в следующем году.

Школьникам также предлагалось оценить иную перспективу, осущест-

Таблица 2

Варианты действий старшеклассников в случае неудачного поступления в вуз

Если бы Вы не поступили в выбранный вуз по конкурсу, то что бы Вы сделали? Число ответивших (чел.) Доля ответивших (%)

Целенаправленное Поступил бы в другой вуз, а на следующий год 290 51

поступление в выбранный вуз снова попробовал поступать в выбранный вуз Поступил бы в выбранный вуз на коммерческую 59 10

форму обучения Поступал бы в выбранный вуз на следующий год 80 14

Неопределенная Поступал бы в другой вуз и не пытался бы 137 24

позиция поступать на следующий год Никуда не стал бы поступать 3 1

Всего 569 100

вив выбор между вузом и специальностью (табл. 3).

В ситуации выбора между специальностью и вузом очевидна более сильная установка на получение определенной специальности (79%), причем 47% ориентируются на нее вне зависимости от места обучения. 32% респондентов хотели бы оптимально сочетать выбор специальности и вуза. Менее пятой части поступающих (17%) будут бороться за место только в выбранном вузе. Очевидно, что в этом случае статус вуза рассматривается старшеклассником как неоспоримо высокий. Только 4% не имеют более-менее определенной позиции. Данная группа, скорее всего, выберет первый подходящий вариант.

Приоритеты в области специальности формируются в сознании старшеклассника под воздействием представлений о рынке труда, в то время как представления о качестве подго-

товки по этой специальности и ее соответствии рыночным требованиям определяются имиджем вуза. Другими словами, сначала старшеклассник выбирает специальность, и лишь затем осуществляет выбор подходящего вуза.

Выбор направления будущей карьеры

В ходе опроса школьникам предлагалось выбрать наиболее интересное для них направление деятельности: академическая (научная), бизнес (собственное дело), служебно-деловая (работа по полученной специальности) и политика. Предпочтения школьников представлены на рисунке 1.

Как видим, большинство старшеклассников (41%) хотели бы в будущем стать владельцами собственных предприятий, компаний, фирм. Для них основным приоритетом является желание открыть свой бизнес. На

Таблица 3

Целенаправленность поступления на выбранную специальность (число ответивших)

Если бы Вы не поступили на выбранную Вами специальность, Число ответивших Доля ответивших что бы Вы сделали? (человек) (%)

Поступил бы на выбранную специальность в другом вузе 271 47

Все равно поступил бы на данную специальность в данном вузе 185 32

Поступил бы в выбранный вуз, но на другую специальность 97 17

Поступил бы на другую специальность в другом вузе 21 4

Всего: 574 100

Рисунок 1

Распределение ответов старшеклассников на вопрос: "В каком направлении Вы хотели бы работать в будущем?", %

Затрудняюсь

ответить

Служебно-деловая карьера 5 (по полученной специальности)

38

Академическая (научная) карьера 11

Бизнес карьера 41

Политическая карьера

втором месте — служебно-деловая карьера по полученной специальности (38%). Менее популярны сегодня научный и политический виды деятельности: наукой хотели бы заниматься 11% опрошенных, а в политику стремятся лишь 5%. Заметим, что данные виды деятельности никогда не были массовыми. Совсем небольшое число респондентов (5%) не выбрали для себя приоритетного направления.

Предпочтения старшеклассников в области будущей специальности

Старшеклассникам было предложено выбрать не более трех специальностей, на которые они хотели бы поступать. На основании этого выбора было построено два рейтинга:

1. Место специальности в абсолютном (кумулятивном) рейтинге определялось по общему числу упоминаний в ходе опроса, вне зависимости от того, в первую или во вторую очередь она была названа: чем боль-

ше упоминаний, тем более популярна специальность. Данная оценка является наиболее полной, но не учитывает структуру личных приоритетов.

2. Место специальности в относительном рейтинге фиксировалось с учетом предпочтений старшеклассника: более значимой (имеющей больший вес в итоговом рейтинге) считалась та специальность, которая была выбрана первой. Данная оценка является наиболее точной, поскольку она учитывает приоритеты старшеклассников в области будущих специальностей.

Если респондент не находил своей специальности в списке, ему предлагался свой вариант, которому также нужно было присвоить место (первое или второе). Рейтинги популярности основных специальностей представлены в таблице 4.

N = 590. Сумма ответов в относительном рейтинге не составляет 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа (не более трех)

Таблица 4

Рейтинг популярности основных специальностей (относительный / абсолютный)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Относительный рейтинг Абсолютный (кумулятивный) рейтинг

Специальность Доля упоминаний (%) Специальность Доля упоминаний (%)

Экономика 44,1 Экономика 13,9

Иностранные языки 31,4 Менеджмент 9,8

Менеджмент 31,2 Иностранные языки 9,3

Юриспруденция 26,1 Информатика и 7,8

Информатика и 24,9 вычислительная техника 7,7

вычислительная техника Коммерция, бизнес

Коммерция, бизнес 24,2 Юриспруденция 7,6

Государственное и 18,0 Технические 5,9

муниципальное управление специальности в целом

Технические 17,8 Медицина 5,5

специальности в целом Гуманитарные

Гуманитарные 17,8 специальности в целом 5,4

специальности в целом Государственное и

Медицина 17,6 муниципальное управление 5,0

Бухгалтерский учет 13,1 Другое 4,2

Другое 12,9 Лингвистика 3,8

Лингвистика 12,2 Бухгалтерский учет 3,6

Торговля 10,8 Торговля 2,9

Педагогика 10,5 Педагогика 2,8

Энергетика 6,3 Строительство 1,8

Строительство 5,9 Энергетика 1,7

Любая специальность 4,6 Любая специальность 1,2

Наиболее популярной сегодня специальностью по обоим рейтингам признана экономика. Это абсолютное и неоспоримое лидерство. Однако уже со второй позиции в рейтингах наблюдаются различия. Изменения колеблются в пределах +/- одна позиция, это справедливо для большинства специальностей.

Следует обратить внимание на более значительные смещения. Так, если в рейтинге, построенном на основании общего числа упоминаний, такая специальность, как юриспруденция занимает четвертую строчку, то с учетом расстановки приоритетов она опускается на шестое место, что свидетельствует о ее высоком престиже в обществе в целом, но при этом о менее высокой личной значимости для будущих абитуриентов.

Снижается интерес к таким специальностям, как государственное и муниципальное управление и бухгалтерский учет: если в относительном рейтинге они занимали 7 и 11 место соответственно, то в абсолютном рейтинге они расположились на 11 и 13 местах. В то же время популярность медицины, очевидно, растет: общее число упоминаний этой специальности не дало ей подняться выше 10 строчки, но в рейтинге с учетом расстановки приоритетов медицина заняла 8 место.

Наиболее стабильно в представлении школьников удерживают свои позиции гуманитарные специальности в целом, торговля и педагогика (9, 14 и 15 места соответственно).

В группу "другое", занимающую не самые последние позиции в рейтингах, вошли дизайн (интерьеров и одежды), психология, журналистика, парикмахерское искусство, реклама и РЯ.

В целом у школьников 10-11 классов наиболее популярны такие специальности, как экономика, менеджмент, иностранные языки, информа-

тика и вычислительная техника, коммерция и бизнес. Наименее популярны — лингвистика, бухучет, торговля, педагогика, строительные специальности и энергетика. Особенно следует отметить возросший интерес к медицине, психологии, техническим специальностям, а также специальностям в сфере индустрии моды и рекламы (дизайн, парикмахерское искусство, реклама и РЯ). Падает интерес к юриспруденции и государственному управлению.

Характеристики вуза

В ходе опроса старшеклассникам предложили оценить по 10-балльной шкале важность для них тех или иных характеристик вуза.

Для выделения основных обобщенных представлений респондентов выбран метод факторного анализа. Процедура анализа "сжимает" данные, описанные количественными переменными, в малое число факторов. В содержательном смысле полученные при анализе факторы не отражают предпочтения конкретных групп старшеклассников, однако позволяют эффективно и очень наглядно представить структуру оценок, учитывая влияние на фактор каждой отдельной переменной. Процедура анализа позволяет также учесть вклад каждого из факторов в общий процент объясненной дисперсии. Структура предпочтений отображена в таблице 5.

Фактор 1. Новое образование для активных людей (22,5%)1

Фактор объединяет выбор старшеклассниками таких показателей, как обучение с использованием новых технологий, с одной стороны, и

1 В скобках указан процент объясненной дисперсии

Таблица 5

Факторы, определяющие выбор вуза

Характеристики вуза Факторы

1 2 3

Обеспеченность компьютерами, выходом в Интернет 0,833 -0,015 0,150

Возможность обучения на компьютере с помощью специальных 0,822 0,009 0,196

программ Обеспеченность спортивными сооружениями, инвентарем 0,617 0,119 -0,134

Возможность совмещать работу и учебу 0,402 0,109 0,040

Сложность обучения в вузе 0,039 0,648 0,001

Сложность поступления в вуз -0,010 0,647 0,062

Популярность вуза (положительные отзывы в СМИ) 0,084 0,643 0,158

Престижность вуза 0,174 0,585 0,304

Близость вуза к дому 0,310 0,438 -0,393

Обеспеченность преподавательским составом 0,059 0,094 0,801

Уровень преподавания в целом 0,049 0,102 0,747

Наличие большого числа факультативов 0,151 0,273 0,387

здоровый образ жизни — с другой. Важны не только показатели технологического развития обеспеченность компьютерами, выходом в Интернет и возможность обучения на компьютере с помощью специальных программ, но и наличие в вузе спортивных сооружений и инвентаря. В данном случае одним из главных факторов выбора вуза является наличие у него технологической поддержки образовательного процесса. Кроме того, это позиция, отражающая предпочтения абитуриентов, желающих самостоятельно структурировать учебный процесс, совмещая его с деятельностью вне стен вуза, например, с работой. При этом сложность поступления в вуз большой роли не играет.

Фактор 2. Классическое образование (13,2%)

Ключевым аспектом является сложность на этапе поступления и в ходе дальнейшего обучения. Это означает, что в ситуации выбора абитуриент отдает предпочтение тому вузу, в котором его в наибольшей степени устраивает система организации образовательного процесса. Очевидна связь сложности процесса поступления со статусом вуза, выра-

женном в популярности (упоминае-мость в СМИ) и престиже его диплома. В целом можно утверждать, что данный фактор отражает скорее представление о "классическом" образовании, которое может быть менее развито в технологическом смысле, но при том обладать высоким статусом, благодаря, в частности, высокому качеству подготовки. Важны статусные характеристики вуза (престиж, положительные отзывы в СМИ), его территориальное расположение, но не его техническая оснащенность.

Фактор 3. Образование как процесс (11,8%)

Обобщенный показатель включает в себя такие обязательные характеристики вузов, как обеспеченность преподавательским составом и высокий уровень преподавания в целом. Это взгляд на образование как на процесс получения знаний: значимым является сам факт непосредственного общения между преподавателем и студентом в ходе обучения. При этом малое значение имеет месторасположение вуза, близость его к дому.

В целом в сознании старшеклассников сложились определенные

представления, отличающие вуз на рынке образовательных услуг. Наиболее значимыми параметрами в образовании, с точки зрения старшеклассников, являются его инновационность и технологическая обеспеченность, затем следуют такие показатели, как формат обучения и престиж вуза и уже потом — уровень

преподавания и обеспеченность преподавательским составом.

Irina A. Krutiy, Konstantin S. Fursov in their article "Goals and Motivation for Entering the Universities" study the major motivation for taking up higher education and choosing the educational options, as well as formulate the key criteria applied by the school graduates in the process of selection of the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.