Научная статья на тему 'Цели и функции правового регулирования как основа системы принципов предпринимательской деятельности'

Цели и функции правового регулирования как основа системы принципов предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1997
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕЛИ / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / BUSINESS ACTIVITY / LEGAL REGULATION / STATE REGULATION / PURPOSES / FUNCTIONS / PRINCIPLES OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолова Ольга Николаевна

В статье анализируются положения федеральных законов, позволяющие выделить и сформулировать цели, функции и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSE AND FUNCTION OF LEGAL REGULATION AS THE BASIS OF THE SYSTEM OF PRINCIPLES OF BUSINESS ACTIVITY

The article analyzes the position of the federal laws that allow to identify and formulate the purposes, functions and principles of legal regulation of business activity.

Текст научной работы на тему «Цели и функции правового регулирования как основа системы принципов предпринимательской деятельности»

)УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Ермолова О. Н.

Цели и функции правового регулирования как основа системы регулирования как основа системы принципов прдпринимательской деятельности.

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются положения федеральных законов, позволяющие выделить и сформулировать цели, функции и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Ключевые слова: предпринимательская деятельность, правовое регулирование, государственное регулирование, цели, функции, принципы права.

DOI: 10.17803/2311-5998.2016.26.10.069-075

ERMOLOVA O. N.,

the candidate of jurisprudence, docent, assistant professor of the department of civil and international private law of Saratov State Law Academy, Saratov

THE PURPOSE AND FUNCTION OF LEGAL REGULATION AS THE BASIS OF THE SYSTEM OF PRINCIPLES OF BUSINESS ACTIVITY

The article analyzes the position of the federal laws that allow to identify and formulate the purposes, functions and principles of legal regulation of business activity.

Keywords: business activity, legal regulation, state regulation, purposes, functions, principles of law.

Ольга

Николаевна

ЕРМОЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и международного частного права Саратовской государственной юридической академии olga_ermolova@bk.ru 410056 г. Саратов, ул. Вольская, дом 1

В связи с принятием в 1994 г Гражданского кодекса Российской Федерации (части 1) регулирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием отнесено к сфере действия гражданского законодательства (абз. третий п. 1 ст. 2 ГК РФ). Именно гражданское законодательство закрепляет нормативные основы предпринимательской деятельности: понятие предпринимательской деятельности и правовой статус ее субъектов; права на имущество, используемое при осуществлении предпринимательской деятельности; виды и содержание заключаемых договоров.

Однако осуществление данной деятельности влечет возникновение не только гражданско-правовых, но и иных отношений, вследствие чего отношения с участием предпринимателей регулируются не только гражданским законодательством, а различными по своей отраслевой принадлежности нормативными актами. По этой причине исследование принципов правового регулирования предпринимательской деятельности связано с необходимостью выявления общей цели и функций правового регулирования, а также целей государственного регулирования предпринимательской деятельности и выстраивания системы принципов относительно этих целей и функций.

Ш m

А

Ч □

б "О

X m П

Л □

НАУКИ

>

© О. Н. Ермолова, 2016

га™ Ii I l Ltl/Hf

Анализ положений законодательства свидетельствует о наличии единой цели правового регулирования в сфере предпринимательства — обеспечение баланса частных и публичных интересов.

Данная цель, на наш взгляд, реализуется в двух основных направлениях правового воздействия (функциях) — дозволении предпринимательства и обеспечении недопустимости причинения вреда от осуществления предпринимательской деятельности. Наличие указанных двух функций выступает проявлением внутренней дихотомии самой цели правового регулирования предпринимательства — наличия частных и публичных интересов при осуществлении деятельности и необходимости их гармоничного сочетания. Ни одну из этих функций нельзя назвать регулятивной или охранительной в чистом виде, каждая из них сочетает регулятивный и охранительный аспекты, что отчасти проявляется и в принципах.

Выделенные функции проявляются в постановке ряда задач, необходимых к осуществлению для достижения общей цели: признании права на осуществление предпринимательской деятельности и его защиту, а также установлении пределов этого права.

Первая функция правового регулирования предпринимательской деятельности — дозволение предпринимательства — проявляется в закреплении конституционного права на использование своих способностей, имущества для осуществления предпринимательской деятельности и основного конституционного принципа правового регулирования в сфере предпринимательства — свободы экономической деятельности (ст. 8 и 34 Конституции РФ). В Гражданском кодексе РФ конституционные положения нашли свое реальное воплощение в положениях, посвященных определению правоспособности физических и юридических лиц. Так, согласно ст. 18 ГК РФ граждане могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абз. второй п. 1 ст. 49 ГК РФ). Возможность участвовать в предпринимательских отношениях предоставлена и некоммерческим организациям, если это предусмотрено их уставами (п. 4 ст. 50 ГК РФ).

Осуществление данного права заключается в приобретении лицом статуса предпринимателя, формировании имущественной базы и ее использовании при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении предпринимательских договоров, что обеспечивается рядом гарантий и правом на защиту.

Тезис о защите также отслеживается как основной принцип правового регулирования предпринимательства, несмотря на то, что он прямо не закреплен в Конституции РФ. Оба принципа носят общеправовой характер, поскольку являются проявлениями общей свободы и права каждого на защиту соответственно.

При этом реализация первой функции находит свое воплощение не только в общеправовых принципах обеспечения свободы предпринимательской деятельности и ее защиты, но также и в специальном принципе - принципе развития предпринимательства в общественных и государственных интересах, вытекающем из федерального законодательства.

Вторая функция правового регулирования предпринимательской деятельности выступает антитезой первой функции и заключается в определении пределов свободы предпринимательской деятельности по критерию недопустимости причинения вреда, нарушения интересов других лиц. Гражданский Кодекс РФ закрепляет фундаменталь-

ные положения в этом аспекте: никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1); не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав — злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Данная функция реализуется также в принципах двух видов: основном и специальном. Основным принципом, реализующим вторую функцию, является принцип безопасности предпринимательской деятельности, обеспеченный ответственностью предпринимателя. Специальным принципом, соответствующим второй функции, является принцип ограничения предпринимательской деятельности в общественных и государственных интересах.

Таким образом, цель правового регулирования — обеспечение баланса частных и публичных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности — проявляется как последствие законодательного признания предпринимательства в качестве положительного социально-экономического явления, требующего отдельной регламентации. Реализация цели происходит посредством двух функций, каждая из которых одновременно включает и регулятивную, и охранительную составляющие.

Подчеркнем, что принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, в силу их соответствия функциям, подразделяются на две группы, внутри которых распадаются на два уровня: общий и специальный. К принципам основного (общего) уровня относятся свобода предпринимательской деятельности и защита ее субъектов (выражают первую функцию), безопасность предпринимательской деятельности (выражает вторую функцию); принципам специального уровня — поддержка и развитие предпринимательства (проявление первой функции), ограничение предпринимательской деятельности (вторая функция).

Различие усматриваем в том, что принципы основного уровня являются отраслевыми проявлениями общеправовых принципов, а принципы специального вида — являются узко отраслевыми проявлениями функций правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности. Общим свойством принципов специального уровня является регулирование частной экономической деятельности строго в связи с необходимостью удовлетворения общественных и государственных нужд и интересов. Эти принципы концентрируют в себе ту часть правового регулирования, которую в литературе принято именовать государственным регулированием предпринимательской деятельности.

Целью государственного регулирования является обеспечение государственных и общественных интересов, что достигается в рамках выделенных функций либо Ш за счет правонаделения, либо за счет запретов и обязываний. Этот уровень имеет А ярко выраженную публичную направленность, поэтому его реализация должна соот- □ ветствовать принципам основного уровня для поддержания необходимого баланса интересов. При этом следует отметить, что тенденция подчиненности принципов специального уровня не является однозначной и может быть изменена на основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ. Эта скрытая потенциальность не позволяет уменьшать значимость принципов специального уровня, однако их приоритет должен быть обоснован.

Принципы общего уровня основываются на положениях Конституции РФ. Согласно п. 1 ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной

П

* к

§ к

НАУКИ Ъ

72

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

законом экономической деятельности. Другой нормой, закрепляющей идею свободы предпринимательской деятельности, являются правила пункта 1 ст. 8 о свободе экономической деятельности, а также о единстве экономического пространства и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности в сфере гражданского оборота проявляется через ряд основных начал гражданского законодательства: равенство участников, приобретение и осуществление гражданских прав своей волей и в своем интересе, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (п. 1, 2 ст. 1 ГК РФ).

Свобода конкуренции, на наш взгляд, не проявляется в российском законодательстве как принцип правового регулирования предпринимательской деятельности, несмотря на запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, установленный абзацем вторым п. 1 ст. 10 ГК РФ. Целями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»1 являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. То есть положения закона являются, скорее, гарантией обеспечения принципа свободы договора, нежели самостоятельным принципом в аспекте правового регулирования предпринимательской деятельности.

Само понятие конкуренции дается в законе исходя именно из цели защиты конкуренции на товарных рынках с учетом возможности ее ограничения действиями самих хозяйствующих субъектов и органов власти. В экономическом же понимании конкуренция, по нашему мнению, представляет собой состояние товарного рынка, при котором предложение товара осуществляется более, чем одним хозяйствующим субъектом, вход на рынок и выход из него происходят на основе самостоятельного решения субъекта либо в силу объективных причин, а также рискового характера деятельности. Соответственно, для каждого отдельного предпринимателя конкуренция — есть способ осуществления своей деятельности с учетом наличия на рынке иных субъектов, реализующих данный товар.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела как гарантия свободы осуществления гражданских прав не находит воплощения в конкретных нормах Гражданского кодекса. Содержание данного принципа уходит за сферу действия гражданского законодательства, в котором реализовано лишь урегулирование последствий вмешательства - причинение вреда. Принцип невмешательства в частные дела является по своей правовой природе категорией конституционного уровня, нежели отраслевого, поскольку является гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в статьях 2, 6, 17 Основного Закона, призванных обеспечиваться всей системой российского права, а не только гражданским законодательством.

Принципу свободы предпринимательской деятельности кореллирует принцип защиты прав предпринимателей, который очень ярко проявляется в законодательстве. Данный принцип отнесен нами к числу общеправовых на основании положе-

СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434.

ния ст. 2 Конституции РФ: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В сфере гражданского оборота право на защиту проявляется в обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защите (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Общие положения о защите прав предпринимателей как субъектов имущественного оборота регламентируются Гражданским кодексом РФ, в ст. 12 которого закрепляется способы защиты нарушенных прав, а ст. 11 — судебный порядок защиты.

Также нужно отметить значение антимонопольного законодательства, которое направлено не только на защиту прав конкретных предпринимателей, но и на предупреждение и пресечение нарушений свободы предпринимательства в целом в соответствии с целями закона (ст. 1 п. 2 ФЗ «О защите конкуренции»).

На защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности в отношениях с органами государственной и муниципальной власти направлены положения п. 4 ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях»2, ст. 3, 23 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»3.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»4 в РФ создан государственный орган, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат

Основной принцип второй функции — принцип безопасности предпринимательской деятельности — так же отнесен нами к числу общеправовых принципов. Основанием для этого служит правило п. 3 ст. 17 Конституции РФ: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данное правило в полной мере распространяется и на осуществление права на предпринимательскую деятельность. Тезис о не нарушении прав и свобод есть, по сути, правило о не причинении вреда или недопущении угрозы его причинения, что применительно к сфере предпринимательства может быть обозначено как безопасность предпринимательской деятельности. В Гражданском кодексе РФ нормой, запрещающей причинение вреда, является правило п. 1 ст. 10, в котором подчеркивается приоритетный характер намерения лица о причинении вреда.

Ограничения свободы предпринимательства по критерию безопасности обнаруживаются и в ином федеральном законодательстве. Так, согласно п. 1 ст. 7 Закона Е РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»5 потребитель имеет право Т на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хране- о ния, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, Ю окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.

П

* к

Н К,

НАУКИ Ъ

га™ Ii I l Ltl/Hf

Понятие безопасности закреплено в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании»6. Применительно к продукции и связанным с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации безопасность определяется как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2 Закона).

На обеспечение безопасности отдельных видов предпринимательской деятельности направлены положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»7.

Как было отмечено, функции правового регулирования предпринимательской деятельности находят свое воплощение не только в общеправовых, но и специальных принципах: помимо принципов свободы предпринимательской деятельности и ее защиты, а также принципа безопасности они (функции) реализуются в принципах, отражающих сущность государственного регулирования, — развития и ограничения предпринимательской деятельности.

Принцип развития предпринимательства выступает проявлением специального уровня первой функции — уровня государственного регулирования предпринимательства. Сущность предпринимательской деятельности как разновидности социально-экономической активности граждан заключается в получении прибыли для развития предприятия или поддержание его самоокупаемости с обеспечением дохода участникам, а работникам — занятости и дохода. Направленность предпринимательской деятельности на получение прибыли также получила закрепление в п. 1 ст. 2 ГК РФ в качестве одного из признаков предпринимательской деятельности.

Анализ отечественного законодательства, на мой взгляд, свидетельствует о сформировавшемся принципе правового регулирования, направленном на обеспечение прибыльности предпринимательской деятельности, развитие предпринимательства в целом. На обеспечение развития субъектов малого и среднего предпринимательства направлен отдельный закон с аналогичным названием — Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»8, на основании которого принимаются программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

В целях развития предпринимательской деятельности могут предоставляться государственные или муниципальные преференции, предусмотренные главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Ряд положений Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»9 направлены на предупреждение банкротства должника и восстановление его платежеспособности — правила о санации, финансовом оздоровлении.

СЗ РФ. 2002. № 52 (часть I). Ст. 5140. СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716. СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

Специальным принципом второй функции правового регулирования предпринимательства, отражающим цели государственного регулирования, выступает принцип ограничения предпринимательской деятельности. Данный принцип реализуется путем установления запретов и обязываний10, что выражает сущность прямого государственного регулирования. Однако особенностью этого вида регулирования является не только установление обязательных требований, но и обеспечение контроля за их соблюдением. Правило о контроле за соблюдением обязательных требований также прослеживается в качестве принципа правового регулирования.

В правовой литературе справедливо, указывается, что свобода предпринимательской деятельности не безгранична. Она может быть ограничена и ограничивается. Следует отметить, что ограничение прав предпринимателей подчиняется конституционному принципу допустимости ограничения прав только на основании федерального закона (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ). Гражданским законодательством установлены ограничения свободы договора при осуществлении предпринимательской деятельности, наглядным примером чего является конструкция публичного договора, предусмотренная ст. 426 ГК РФ.

Как ограничения можно рассматривать установление любых обязательных требований к предпринимательской деятельности, в том числе предусмотренных законодательством о техническом регулировании, о лицензировании, а также противопожарных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных.

Ограничением свободы деятельности предпринимателей являются и абсолютные запреты, например, предусмотренные ФЗ «О защите конкуренции». В соответствие со ст. 10-11.1, 14 данного закона запрещаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью, а также недобросовестная конкуренция.

Подводя итог изложенного, подчеркнем, что анализ положений законодательства, проведенный через призму целей и функций, представляет систему принципов правового регулирования предпринимательской деятельности в качестве явления, имеющего определенные виды и уровни.

Библиография

1. Ведомости СНД и ВС РФ. —1992. — № 15. — Ст. 766.

2. Свод законов Российской Федерации. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.

3. Свод законов Российской Федерации. — 2002. — № 52 (часть I). — Ст. 5140.

4. Свод законов Российской Федерации. — 2006. — № 31 (часть I). — Ст. 3434.

5. Свод законов Российской Федерации. — 2007. — № 31. — Ст. 4006.

6. Свод законов Российской Федерации. — 2007. — № 49. — Ст. 6076.

7. Свод законов Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6249.

8. Свод законов Российской Федерации. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.

9. Свод законов Российской Федерации. — 2013. — № 19. — Ст. 2305.

В правовой литературе требования к предпринимательской деятельности подразделяются на три вида, включая ограничения как относительные запреты, но в данной работе термин ограничение использован в широком значении, включающем и абсолютные запреты, и относительные, а также обязывания. В целях исключения использования омонимов деление запретов на абсолютные и относительные не учитывается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.