Научная статья на тему 'Цели и функции непрерывного образования в контексте педагогических онлайн-игр'

Цели и функции непрерывного образования в контексте педагогических онлайн-игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постиндустриальная парадигма / цель / функция / педагогическая онлайн-игра / postindustrial paradigm / purpose / function / pedagogic on-line game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таппасханова Марина Алиевна, Шульга Илья Борисович

В настоящей статье формулируются базовые педагогические цели исходя из концепции А.М. Новикова о доминировании в настоящее время постиндустриальной образовательной парадигмы, в соответствии с которыми определяются функции непрерывного образования в контексте педагогических онлайн-игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таппасханова Марина Алиевна, Шульга Илья Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article we define the main pedagogic purposes in accordance with A. Novikov's theory of prevalence of postindustrial educational paradigm at the present time, and then we determine lifelong educational functions under pedagogic on-line games pursuant to the purposes.

Текст научной работы на тему «Цели и функции непрерывного образования в контексте педагогических онлайн-игр»

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОНЛАЙН-ИГР

М. А. Таппасханова И. Б. Шульга

В настоящей статье формулируются базовые педагогические цели исходя из концепции А.М. Новикова о доминировании в настоящее время постиндустриальной образовательной парадигмы, в соответствии с которыми определяются функции непрерывного образования в контексте педагогических онлайн-игр.

In the article we define the main pedagogic purposes in accordance with A. Novikov's theory of prevalence of postindustrial educational paradigm at the present time, and then we determine lifelong educational functions under pedagogic on-line games pursuant to the purposes.

Ключевые слова: постиндустриальная парадигма, цель, функция,

педагогическая онлайн-игра.

Key words: postindustrial paradigm, purpose, function, pedagogic on-line game.

Педагогические концепции, ставшие базисом для современных теоретических и практических разработок в области непрерывного образования, формировались и оттачивались на протяжении почти трёх тысячелетий в европейской образовательной традиции и античных философских школах, где важнейшей целью было познание высших начал в виде мира идей у Платона или достижение осмысленного созерцания у Аристотеля, и в средневековых университетах, из которых вышли многие видные деятели богословия, для которых поиск божественной истины был важнейшим делом всей их жизни, и в Новое время, когда в результате промышленной революции индустриальному обществу становятся нужны высококвалифицированные специалисты, способные обслуживать и совершенствовать сложные машины [3, с. 48]. Необходимо отметить, что уже в античных философских школах на последних стадиях обучения, в том числе и последней, продолжающейся в течение всей жизни, философ много внимания уделял активному участию своего ученика в педагогическом процессе, что впоследствии станет основой для современных методов непрерывного образования. Тем не менее, только к концу второго тысячелетия ускорение темпов технологического развития, где период смены производственных технологий сократился до пяти-девяти лет, обусловило необходимость перехода к новой, постиндустриальной образовательной парадигме, предполагающей широкое распространение непрерывного образования, ограниченного ранее узкими университетскими кругами и небольшой производственной сферой.

В соответствии с исследованиями А.М. Новикова, на смену индустриальной образовательной парадигме, сформировавшейся с началом промышленной революции, с появлением печатного станка и распространением печатных книг предполагающей конечные образовательные циклы, преобладание лекционных методов обучения и работы с книгой в качестве основного метода самостоятельной деятельности обучающихся, приходит новая, постиндустриальная образовательная парадигма, базирующаяся на непрерывно-

149

сти образовательного процесса для большинства специалистов, с одной стороны, и использующая в педагогическом процессе современные информационные технологии, с другой стороны.

В фундаментальных научных трудах А. М. Новиков выделяет три основополагающие цели, вставшие перед постиндустриальной образовательной парадигмой, прежде всего, в силу ускорения темпов технологического прогресса, что и является главным отличием постиндустриального общества от предшествующего ему индустриального [4, с. 45]: (а) создание оптимальных условий для наиболее эффективного прохождения педагогического процесса, предполагающего формирование широко образованной личности, т. е. хорошо образованной как в рамках определённой профессиональной сферы в соответствии с её интересами и способностями, что позволит ей уверенно чувствовать себя на рынке труда, так и в общекультурном плане в целом с целью наиболее полной самореализации, самовыражения и самоутверждения в той или иной социальной среде; (б) построение эффективного воспитательного процесса, предполагающего формирование социально активных членов гражданского общества с высоким творческим потенциалом, способных к активному участию в разработке, создании и внедрении новых технологий, а также воспринявших все необходимые общечеловеческие, гражданские, национальные и семейные ценности; (в) формирование образовательной системы, отвечающей как требованиям современного общества в целом, так и запросам составляющих его отдельных производственных сфер в области подготовки соответствующих специалистов в необходимых объёмах, владеющих широким спектром теоретических и практических знаний, умений, навыков и компетенций как в данной профессиональной сфере, так и в смежных с ней областях, среди которых можно выделить информационнотехнологическую, экономическую и социальную области.

Таким образом, постиндустриальная образовательная парадигма в соответствии с концепциями А.М. Новикова предполагает выстраивание современной системы непрерывного образования, предусматривающего организацию наиболее оптимального педагогического процесса с целью подготовки специалистов, наилучшим образом отвечающих требованиям соответствующих экономики и промышленности, а также общества в целом, что подразумевает подход к рассмотрению педагогического процесса как сочетания обучающего (соответствующим знаниям, умениям и навыкам) и воспитательного процессов. Современная система непрерывного образования согласно постиндустриальной парадигме должна охватывать дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы и лицеи, высшие учебные заведения и учреждения, специализирующиеся на переподготовке профессиональных кадров и повышении их квалификации, а также университеты третьего возраста как образовательные учреждения, обеспечивающие непрерывный образовательный процесс для каждого члена современного общества.

Формирование и реализация педагогического процесса в подобной системе непрерывного образования в соответствии с постиндустриальной образовательной парадигмой предполагает выполнение данной системой определённых образовательных функций, среди которых можно выделить

150

аналитическую, проектировочную, обучающую, мониторинговую, рефлексивную и результативную, которые охватывают все этапы проектирования, формирования, реализации и завершения педагогического процесса, включая последующий анализ полученных результатов [7, с. 109]. Актуальность данного подхода к классификации функций непрерывного образования обусловливается методами проектирования, разработки и реализации педагогических курсов на основе активных методов обучения посредством дистанционных технологий, где одним из наиболее оптимальных методов является педагогическая онлайн-игра, позволяющая, с одной стороны, повысить эффективность педагогического процесса посредством более полного вовлечения обучающихся в рассматриваемый процесс, а с другой стороны, обеспечивать развитие не только профессиональных, но и универсальных компетенций посредством моделирования в рамках педагогической онлайн-игры атмосферы реальной профессиональной среды. Аналитическая функция применительно к педагогическим онлайн-играм проявляется в анализе знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих усвоению и развитию у обучающихся, и, соответственно, анализе и исследовании существующих методик и способов организации и проведения педагогических онлайн-игр в контексте возможности их применения с целью изучения и усвоения данных знаний, умений, навыков и компетенций [6, с. 23].

По итогам подбора соответствующих рассматриваемому педагогическому процессу методик и способов онлайн-игр начинается непосредственное проектирование данного педагогического мероприятия с использованием выбранных методик и способов, где также определяются роли и степень активности участников педагогического процесса в соответствии с изучаемой дисциплиной, а также личностными характеристиками каждого члена группы обучающихся, в чём проявляется проектировочная функция непрерывного образования [5, с. 115]. В случае успешного завершения проектирования педагогического мероприятия, включая подбор наиболее оптимальных педагогических методик, начинается реализация следующей функции непрерывного образования, обучающей, которая неразрывно связана с непосредственным проведением педагогической онлайн-игры и успешная реализация которой зависит от обеспечения необходимых педагогических условий для оптимального прохождения педагогического процесса.

При проведении каждой педагогической онлайн-игры, а также их цикла в рамках того или иного педагогического курса в целом, одной из важнейших педагогических задач является фиксация оптимальности и эффективности процесса обучения в ходе педагогической онлайн-игры в данных педагогических условиях и с применением данных методик и способов её проведения и их сочетания при существующих личностных характеристиках участников педагогического процесса, что является проявлением мониторинговой функции непрерывного образования [2, с. 127].

Следующим этапом, связанным с проведением педагогических онлайн-игр, является осуществление в рамках выполнения рефлексивной функции педагогического анализа данных, полученных в ходе педагогической онлайн-игры, в целях дальнейшего повышения её эффективности как в контексте

151

лучшего усвоения обучающимися соответствующих знаний, умений, навыков, так и с позиций развития у них универсальных компетенций [1, с. 19].

Отметим, что в силу необходимости регулярного проведения анализа различных циклов педагогического процесса одного и того же педагогического курса, в том числе и через определённые продолжительные периоды времени, все аспекты предварительного анализа, проектирования, проведения и заключительного анализа подлежат структурированному протоколированию, в чём проявляется результативная функция непрерывного образования.

Таким образом, рассматриваемый спектр функций непрерывного образования охватывает все аспекты педагогического процесса, выстраиваемого в соответствии с постиндустриальной образовательной парадигмой, и способствует достижению в современном обществе трёх важнейших целей - созданию оптимальных условий педагогического процесса, повышению творческого и ценностного потенциала у всех членов общества вне зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной или возрастной группе, а также формированию эффективной образовательной системы, отвечающей всем требованиям современного постиндустриального общества и способной оперативно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. И именно успешное решение педагогических задач, возникающих в процессе достижения данных важнейших целей, стоящих перед современным обществом, позволяет ему эффективно развиваться в экономическом, технологическом и гуманитарном направлениях.

Список литературы

1.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

2. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / науч. рук. А.Е. Карпухина; Сер. Мониторинг. Образование. Кадры. - М.: Макс Пресс, 2006. - 340 с.

3. Моссальски А. Непрерывное образование в европейской традиции: от античности до XIX в. // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф.: в. 2 ч. / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова; ЛГУ им. Пушкина, НИИ соц.-экон. пед. пробл. непрерывн. образования. - Вып. 11. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - Ч. 1. - С. 47-50.

4. Новиков. А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.

5. Развитие личности в системе непрерывного профессионального образования: коллективная моногр. / под ред. Э.Ф. Зеера, Д.П. Заводчикова - Екатеринбург: РГППУ, 2013. -197 с.

6. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: моногр. / И.В. Докучаева, Н.И. Захарова, О.А. Захарова и др. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. - 246 с.

7. Таппасханова М.А. Аналитическая, проектировочная, мониторинговая, результативная и рефлексивная функции механизма реализации концепции непрерывного экономического образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. -№. 8-2. - С. 107-110.

152

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В. С. Игропуло

В статье рассматривается проблема проектирования новых подходов к развитию исследовательской деятельности в условиях интегрированной образовательной среды. Исследуются принципы и комплекс условий успешной реализации программы взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования в развитии исследовательской деятельности школьников.

The problem of designing new approaches to the development of research activities of schoolchildren in the integrated educational environment is presented. The principles and a set of conditions for the successful implementation of the program of interaction of general, additional and higher education in the development of research activities of schoolchildren are considered.

Ключевые слова: исследовательская деятельность школьников;

взаимодействие образовательных организаций; интегрированная система.

Key words: research activities of schoolchildren; cooperation of educational institutions; integrated system.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Исследовательская деятельность школьников рассматривается как эффективная инновационная модель обогащения содержания образования через развитие деятельностных способностей учащихся. Перед научным и педагогическим сообществом, взявшим на себя ответственность за развитие исследовательской деятельности учащихся, встает целый ряд вопросов о ее ценностно-смысловых, организационно-содержательных и психологических основаниях [3].

Программа взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования в интегрированной образовательной системе по развитию исследовательской деятельности школьников представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления совместной деятельности по обучению, воспитанию, развитию учащихся, основные ожидаемые результаты, критерии их оценки. Цель программы взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования - создание системы непрерывного индивидуальнотворческого развития личности в научно-инновационно-образовательной системе интеграции общего, дополнительного и высшего образования.

Взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования по развитию исследовательской деятельности реализованы в работе Малой академии наук и искусств Дворца детского творчества г. Ставрополя. Новизна предлагаемой программы заключается в создании научно-образовательной интегрированной модели, ориентированной на обновленное содержание образования, в основе которого лежит учебноисследовательская деятельность учащихся как инновационная форма орга-

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.