Научная статья на тему 'Целевые программы региона: состав и особенности реализации в 1995-2010 гг'

Целевые программы региона: состав и особенности реализации в 1995-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОН / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Н.А.

Статья посвящена изучению областных целевых программ субъекта Федерации Свердловской области в 1995-2010 гг. Проведена систематизация программ по целевому назначению, выделены социальные, экономические, инфраструктурные, институциональные и экологические программы. Рассмотрены основные изменения в составе целевых программ, приведены целевые направления, финансирование которых через областные программы осуществлялось в течение всего изученного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевые программы региона: состав и особенности реализации в 1995-2010 гг»

Экономика региона

Удк 336.5.02

целевые программы региона: состав и особенности реализации

в 1995-2010 гг.

Н. А. ИСТОМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: n_istomina_usue@mail.ru Уральский государственный экономический университет

Статья посвящена изучению областных целевых программ субъекта Федерации - Свердловской области - в 1995-2010 гг. Проведена систематизация программ по целевому назначению, выделены социальные, экономические, инфраструктурные, институциональные и экологические программы. Рассмотрены основные изменения в составе целевых программ, приведены целевые направления, финансирование которых через областные программы осуществлялось в течение всего изученного периода.

Ключевые слова: целевая программа, регион, Свердловская область, экономика, социальная сфера, государственные институты, инфраструктура, экология.

Масштабные направления реформирования бюджетных отношений, бюджетных технологий в Российской Федерации, реализация которых намечена на среднесрочный период 2011—2013 гг., а также на более длительную перспективу, в том числе предусматривают расширенное использование программного подхода (программно-целевого метода) в планировании бюджетов. Целевые программы рассматриваются как основной инструмент реализации стратегических целей социально-экономического развития государства, способ обеспечения максимально эффективного и рационального использования бюджетных средств.

В соответствии с заявленными направлениями реформирования в ближайшие годы предстоит

апробировать новые подходы к формированию и реализации целевых программ, обеспечить действенный контроль за их эффективностью на базе стандартизированных критериев, сконцентрировать основную часть ресурсов бюджетов (на первом этапе — федерального бюджета) в государственных программах. Очевидно, что процесс преобразований в области программного (программно-целевого) планирования будет носить многоуровневый характер и в ближайшие годы охватит также программное планирование на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Важно отметить, что в регионах РФ и муниципальных образованиях накоплен значительный опыт формирования и реализации целевых программ, который будет обеспечивать последовательное внедрение предложенных на федеральном уровне новаций. С 1990-х гг. средства региональных и местных бюджетов направляются на финансирование мероприятий программ, различных по срокам, целям и масштабности. Таким образом, представляется необходимым подвести определенный итог этого процесса, в частности в различных регионах РФ.

Проведем исследование областных целевых программ Свердловской области за 1995—2010 гг. Информационную базу для исследования составили законодательные и нормативные документы

40

финансы и кредит

региона, в частности законы об областных бюджетах и постановления правительства области.

Аналитические данные по объемам финансирования областных целевых программ в 1995—2010 гг. в соотношении с общим объемом расходов областного бюджета представлены в табл. 1. Данные свидетельствуют, что за рассмотренный период доля расходов на целевые программы в общей сумме расходов областного бюджета Свердловской области была подвержена значительным колебаниям. Максимальный уровень (37,2 %) отмечается в 2000 г., минимальный уровень (1,2 %) — в 2009 г. (что, очевидно, связано с проблемами бюджетного финансирования, возникшими вследствие влияния экономического кризиса). За период с 1995 по 2010 г. наиболее заметную роль областные целевые программы играли в 1998—2005 гг. В целом необходимо констатировать, что в областном бюджете Свердловской области не сформировалась практика проведения большей части расходов через целевые программы.

Для формирования обоснованных выводов о характере областных целевых программ Свердловской области автором предлагается использовать классификацию целевых программ по целевому назначению, которая, в свою очередь, включает такие виды программ, как социальные программы, экономические программы, инфраструктурные программы, государственные институциональные программы, экологические программы.

Таблица 1

соотношение расходов на целевые программы и общей суммы расходов областного бюджета Свердловской области в 1995—2010 гг., млн руб.

Социальные программы — это целевые программы, направленные на достижение общественно значимых результатов в таких сферах, как здравоохранение, образование, культура, спорт, социальная защита; программы, направленные на повышение качества, уровня доступности, безопасности предоставления социальных услуг населению.

Экономические программы — это программы, ориентированные на создание условий для поддержки, восстановления параметров деятельности или более интенсивного развития отдельных отраслей экономики региона, а также для появления в ней новых элементов. В рамках таких программ, как правило, инициируется реализация решений, которые, в частности, будут восприняты и в дальнейшем продолжены предприятиями и организациями за счет собственных ресурсов.

Инфраструктурные программы — данный вид программ реализуется в транспортной (дорожной), энергетической сферах, в области связи, что предполагает создание в регионе необходимых для долгосрочного социально-экономического развития элементов инфраструктуры. Программы данного вида обеспечивают успешное решение задач в рамках экономических и социальных программ.

Необходимо отметить, что программы, направленные на создание необходимых элементов социальной инфраструктуры, также отнесены автором к этой группе целевых программ. В этом случае, хотя и можно говорить о двойном или смешанном целевом назначении программ, фундаментальной задачей является формирование элементов инфраструктуры для последующего использования при оказании населению социальных услуг.

Государственные институциональные программы направлены на решение задачи эффективного функционирования различных элементов, входящих в состав административного механизма органов государственной власти субъекта РФ. Такие программы, в частности, направлены на внедрение информационных технологий, измерение и учет объектов, стандартизацию и т. п. Кроме того, институциональными программами являются все программы, связанные с различными аспектами безопасности, с деятельностью правоохранительных органов как базовых государственных институтов, включая программы противодействия обороту наркотических средств. К этому виду программ также относятся программы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности, защитой населения от чрезвычайных ситуаций, созданием необходимых условий для спасения жизни и лик-

Год совокупный объем расходов на целевые программы Общий объем расходов областного бюджета Удельный вес расходов на целевые программы, %

1995 410,7 7 632,5 5,4

1996 682,8 9 331,3 7,3

1997 618,5 7 147,9 8,7

1998 861,9 6 920,3 12,5

1999 630,5 7 642,3 8,3

2000 4 162,4 11 195,4 37,2

2001 2 961,1 15 769,6 18,8

2002 4 034,1 20 342,2 19,8

2003 5071,5 22 977,6 22,1

2004 5436,8 29 120,7 18,7

2005 5 548,4 45 004,6 12,3

2006 3 223,8 71 356,4 4,5

2007 5 374,0 101 579,7 5,3

2008 5 220,0 122 922,2 4,2

2009 1 257,7 105 265,4 1,2

2010 2 878,3 110 693,9 2,6

Примечание: данные за период с 1995 по 1997 г. приведены с учетом деноминации.

видации последствий. Это обусловлено тем, что указанные действия являются важными функциями государственных органов власти, в том числе субъектов РФ.

Экологические программы предполагают сохранение на определенном уровне элементов экосистем в субъекте РФ, улучшение их состояния, формирование условий для восстановления утраченных элементов.

Основанное на предложенной классификации исследование областных целевых программ Свердловской области предполагает следующие допущения:

1) период с 1995 по 2010 г. разделен на три частных периода, в каждом из которых обобщены аналитические данные по целевым программам, финансирование которых имело место в тече-

Областные целевые программы Свер,

ние не менее чем двух лет (последовательное финансирование не обязательно);

2) программы, которые финансировались только в течение одного года определенного частного периода, в сводных таблицах не представлены (за исключением периода с 2009 по 2010 г.);

3) вследствие определенных изменений в названиях отдельных программ при сохранении их целевой направленности в таблицах представлены не всегда точные названия областных программ, а их адаптированная версия (направление).

Аналитические данные по областным целевым программам Свердловской области за период с 1995 по 2001 г. представлены в табл. 2.

На данном этапе последовательное ежегодное финансирование (т. е. длительные сроки реализа-

Таблица 2

шской области в 1995—2001 гг. [1—7]

Наименование (направление) программы Объем финансирования, млн руб.

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Социальные программы

Программы социального характера 20,2 63,5 5,6 19,2 14,4 7,9 5,5

Программы в области здравоохранения 20,0 32,0 10,0 11,5 36,8 19,4 18,0

Программы в области образования (развития образования) 42,0 109,0 140,0 69,9 31,4 13,3 10,0

Реставрация памятников истории и культуры г. Верхотурье - 2,5 15,0 19,6 2,8 1,0 -

Сохранение и развитие культуры 10,6 20,3 3,0 12,7 9,1 5,3 29,2

Сохранение и развитие системы кинообслуживания 2,5 6,9 2,0 13,3 2,4 1,0 -

Программы в сфере молодежной политики 2,5 7,8 - - 2,9 1,2 -

Развитие физической культуры, спорта и туризма, формирование - 7,7 3,0 - - 0,9 -

здорового образа жизни

Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде - - - 5,8 4,2 0,4 -

лишения свободы

Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий - - - - 5,0 0,9 -

Социальная защита военнослужащих и граждан, уволенных - - - - - 1,0 0,7

с военной службы, и членов их семей

Программы поддержки печати, СМИ и книгоиздания 0,6 5,4 2,9 5,1 2,9 - -

Программа конверсии предприятий оборонной промышленности 30,0 60,0 54,4 54,0 - 70,0 -

Программа территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный» 2,0 3,1 - - - 0,03 -

Программы по лесному хозяйству (комплексу) 21,8 7,8 5,0 5,5 2,7 - -

Программы поддержки (малого) предпринимательства 6,0 15,0 - 20,0 7,2 - 5,9

Программа развития минерально-сыревых ресурсов (минерально-сырьевой базы) Свердловской области - 4,4 - 8,1 16,7 56,0 130,5

Программа комплексного развития птицеводства - - - 31,5 - - 8,0

Программы развития агропромышленного комплекса - - - - 9,7 6,9 9,0

Инфраструктурные программы

Программа обустройства коллективных садов - - - - - 4,9 3,7

Экономические программы

Программы развития связи - 19,2 - - - 3,3 2,2

Программа по строительству и ремонту автомобильных дорог - - - - - 3556,5 2261,0

Энергосбережение Свердловской области - - - - 3,0 0,6 1,0

Программа по капитальному строительству объектов областного 162,0 234,9 194,1 400,0 300,0 - -

и муниципального значения (в том числе метрополитена)

Областная строительная программа - - - - - 392,8 293,0

Окончание табл. 2

Наименование (направление) программы Объем финансирования, млн руб.

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Государственные институциональные программы

Программы информационного обеспечения развития (управления) территорий Свердловской области — 3,6 - 5,7 - 1,8 2,2

Программы по землеустройству, инвентаризации населенных - - 17,5 20,0 136,8 28,4 28,4

пунктов, земельному кадастру и мониторингу земель

Программа технического оснащения поисково-спасательной службы - - - - 0,8 0,3 0,2

Свердловской области

Программа в сфере правопорядка (по укреплению правопорядка) 13,4 18,8 5,9 15,0 13,7 0,9 -

Государственный градостроительный кадастр - - - - - 0,2 0,2

Программа по обеспечению пожарной безопасности - - - - - 4,8 4,7

Программа неотложных мер по сохранению архивного фонда - - - - - 0,4 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реформирование статистики - - - - 0,3 0,3 -

Экологические программы

Экологические программы 4,2 25,1 - - - 32,6 123,2

Переработка техногенных образований - - 4,1 20,0 - - -

Восстановление и охрана водных объектов - - - - 22,5 25,0 25,0

Примечание: данные за период с 1995 по 1997 г. приведены с учетом деноминации.

ции) было характерно для примерно 50 % социальных программ. Программы экологического характера характеризовались нестабильностью финансирования, прекращением финансирования или перерывом в финансировании.

Следует обратить внимание на значительные колебания объемов финансирования по некоторым программам социального блока, в частности по программам развития здравоохранения, образования и программам социального характера. Ряд программ, которые в этот период были включены в расходы областного бюджета, впоследствии более не являлись объектом специальных областных проектов (в частности программа по сохранению системы кинообслуживания населения области), роль других, наоборот, усилилась (программы в сфере социальной защиты различных категорий населения).

Характеризуя экономические программы, необходимо обратить внимание на наличие большого перечня программ «точечного» характера, которые впоследствии не разрабатывались в регионе: программа конверсии, программа развития птицеводства, программа «Технополис Заречный», программа поддержки печати и книгоиздания. Для начального периода развития программно-целевого планирования в субъектах РФ такая практика выбора и смены приоритетов может быть оценена как вполне допустимая.

Состав инфраструктурных программ в 1995— 2001 гг. подвергся существенной трансформации, в частности, появилась специальная программа в области автомобильных дорог, ставшая впоследствии

крупнейшей в регионе. Наиболее полный перечень государственных институциональных программ сформировался к 2000 г. Основное финансирование в этот период направлялось на программу по землеустройству и кадастру.

Сводные данные по областным целевым программам Свердловской области за 2002—2008 гг. представлены в табл. 3. В этот период наиболее стабильное финансирование наблюдалось по программам социального профиля (более чем по 50 % программ). Из программ экономического профиля последовательно и ежегодно финансировались только две (одна из которых — по государственной поддержке малого предпринимательства — была впервые разработана еще в период с 1995 по 2001 г.). Такая же ситуация имела место в блоке государственных институциональных программ (стабильное финансирование прослеживалось по двум программам, непосредственно связанным с совершенствованием деятельности властных структур). Стабильное финансирование отличало основную экологическую программу области.

В 2002—2008 гг. перечень социальных программ расширился (появились программы по охране культурного наследия, поддержке семей с детьми, патриотическому воспитанию), тогда как экономических программ, наоборот, сократился. Следует отметить появление достаточно экзотической экономической программы по выращиванию и переработке растительноядных рыб (финансирование которой было прекращено в 2008 г.), а также областной программы по развитию туризма.

Таблица 3

Областные целевые программы Свердловской области в 2002-2008 гг. [8-14]

Наименование (направление) программы Объем финансирования, млн руб.

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Социальные программы

Развитие материально-технического обеспечения образования 11,5 14,1 22,5 30,9 27,4 35,9 32,3

Развитие культуры (искусства) 14,9 23,1 10,6 41,3 46,0 55,0 68,7

Развитие здравоохранения 10,8 81,0 53,7 - - - -

Развитие физической культуры, спорта и туризма, формирование 7,9 11,8 21,3 32,1 18,1 26,9 30,5

здорового образа жизни

Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры 6,6 25,0 61,5 38,5 39,0 68,8 16,7

социальной поддержки населения

Молодежь Среднего Урала 1,7 - 1,9 - - - -

Содействие трудовой занятости осужденных 0,7 2,5 0,7 5,0 5,4 6,5 6,5

Поддержка депрессивных территорий Свердловской области 26,7 12,1 29,8 33,1 - - -

Патриотическое воспитание молодежи (граждан) - 2,0 1,7 1,7 2,3 - 6,1

Дети в Свердловской области - 20,0 20,0 20,0 - - -

Социальное развитие села - 34,3 14,0 51,0 60,0 - -

Обеспечение развития культурной деятельности - 6,5 6,5 7,2 10,0 10,0 10,0

Совершенствование оказания медицинской помощи населению - - - 106,9 117,7 129,3 139,7

Социальная поддержка семьи с детьми и защита прав детей - - - - 26,3 26,3 26,3

Социальная защита граждан, ставших инвалидами вследствие - - 0,6 2,5 2,5 2,5 2,5

увечья (ранения, травмы, контузии) и членов их семей

Неотложные меры по предупреждению распространения заболе- - - - - - 40,0 55,0

вания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека

Социальная поддержка инвалидов - - - - - 29,5 25,0

Сохранение и охрана объектов культурного наследия - - - - - 135,0 150,0

Экономические программы

Выращивание и переработка растительноядных рыб 3,6 1,2 0,7 1,3 0,9 1,3 -

Государственная поддержка малого предпринимательства 4,4 1,7 1,6 1,5 2,0 11,8 10,8

Развитие минерально-сырьевой базы Свердловской области 95,0 82,0 87,0 46,3 - - -

Развитие сельского хозяйства - - - - - 150,0 150,0

Развитие туризма - - - - - 5,0 5,3

Инфраструктурные программы

Обустройство земель для ведения коллективного садоводства 4,3 1,8 0,9 5,5 - 5,0 -

Строительство жилья, развитие газификации и социальной инф- 423,9 399,2 - - - - -

раструктуры

Энергосбережение 5,4 3,3 0,8 5,0 45,0 15,4 60,2

Развитие сети автомобильных дорог 3 174,1 4 081,1 3 848,8 4 566,4 2 146,2 3 797,8 3 607,2

Государственные институциональные программы

Противодействие злоупотреблению наркотикам и их обороту 0,7 - - - - 29,7 -

Развитие материальной базы и повышение уровня технического 4,5 - - - 17,7 35,0 35,8

оснащения милиции общественной безопасности (органов ГУВД)

Развитие материальной базы и повышение уровня технического 2,9 4,4 - - - - -

оснащения противопожарной службы

Программы в сфере кадастра и учета объектов недвижимости 28,0 25,4 58,0 89,6 90,0 197,4 100,0

Информационное обеспечение органов государственной власти 2,0 3,5 5,6 19,4 35,1 34,9 41,4

Программа инвентаризации государственной собственности 2,4 0,8 2,6 3,3 - - -

Повышение технического оснащения поисково-спасательной - 1,0 6,0 2,5 - - -

службы современными аварийно-спасательными средствами

Обеспечение сохранности документов в областных архивах - 0,6 1,5 2,3 1,9 11,7 15,1

Защита от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной - - - - - 35,0 45,0

безопасности и предупреждение терроризма

Обеспечение пожарной безопасности на объектах учреждений - - - 100,0 180,0 124,0 -

социальной сферы

Обеспечение охраны общественного порядка и законности - - 1,4 16,4 - - -

Экологические программы

Экология и природные ресурсы Свердловской области 134,5 147,6 229,5 265,0 292,5 348,7 392,6

Восстановление и охрана водных объектов 54,6 90,9 91,3 53,6 - - -

В блоке инфраструктурных программ, как и на первом этапе, основное значение уделялось программе развития сети автомобильных дорог, при этом по этой программе наблюдались достаточно существенные колебания объемов финансирования.

Государственные институциональные программы получили дальнейшее развитие по сравнению с периодом с 1995 по 2001 г. В связи с ростом террористической опасности и значительными последствиями техногенных (чрезвычайных) ситуаций (в частности пожаров) за счет областного бюджета стали финансироваться программы по техническому оснащению, перевооружению различных спасательных служб, а также по обеспечению пожарной безопасности на объектах учреждений социальной сферы.

В целом, период с 2002 по 2008 г. следует признать наиболее интересным с позиции количества и объемов ресурсов, выделяемых на реализацию целевых программ. Экономический и финансовый кризис 2008-2009 гг. существенно изменил ситуа-

цию. В 2009-2010 гг. основной тенденцией стало снижение количества реализуемых программ и более жесткий отбор приоритетных направлений.

Данные по областным целевым программам Свердловской области за 2009-2010 гг. представлены в табл. 4.

В 2009-2010 гг. наибольшие и стабильные объемы финансирования были характерны для инфраструктурной программы по развитию сети автомобильных дорог (хотя параметры 2009-2010 гг. являются по программе самыми низкими за весь рассмотренный период). Кроме того, значительное финансирование в 2009 г. было характерно для государственной институциональной программы в сфере материально-технического обеспечения пожарно-технических учреждений, а в 2010 г. - для программы по строительству объектов социальной и коммунальной инфраструктур.

Наблюдаемое снижение перечня областных программ, финансируемых в 2009-2010 гг., по срав-

Таблица 4

Областные целевые программы Свердловской области в 2009-2010 гг. [15, 16]

Наименование (направление) программы 2009 2010

Социальные программы

Совершенствование оказания медицинской помощи населению 57,9 -

Патриотическое воспитание молодежи (граждан) 2,2 -

Неотложные меры по предупреждению распространения в Свердловской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека 8,6 -

Развитие физической культуры, спорта и туризма, формирование здорового образа жизни - 40,5

Социальная защита и социальная поддержка населения 14,6 84,6

Развитие государственных образовательных учреждений - 101,4

Содействие трудовой занятости осужденных 5,2 -

Экономическая программа

Развитие туризма - 5,0

Инфраструктурные программы

Развитие сети автомобильных дорог 791,0 1 000,0

Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры - 81,2

Строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры - 1 220,0

Строительство и реконструкция жилых домов на территориях муниципальных образований в целях переселения граждан» - 132,0

Энергосбережение - 47,3

Развитие материальной базы и повышение уровня технического оснащения милиции общественной безопасности - 39,4

Государственные институциональные программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационное обеспечение органов государственной власти 12,9 -

Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту 19,0 -

Программы в сфере кадастра и учета объектов недвижимости 14,8 -

Осуществление мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и предупреждению терроризма 1,7 -

Строительство пожарных депо и материально-техническое обеспечение областных государственных пожарно-технических учреждений 308,3 -

Спасение жизни людей и защита их здоровья при чрезвычайных ситуациях 13,5 -

Повышение безопасности дорожного движения 8,0 71,0

Экологическая программа

Экология и природные ресурсы Свердловской области 73,9 188,0

нению с предыдущими периодами следует оценить как вынужденную меру, которая, очевидно, будет иметь определенные негативные последствия для экономики и социальной сферы Свердловской области. Обращает на себя внимание тот факт, что многие программы, финансировавшиеся в 2009 г., были приостановлены в 2010 г. Вместе с тем следует отметить, что в 2010 г. в результате внесения изменений в первоначально принятые решения финансирование получило несколько программ, которые отсутствовали в 2009 г., в частности это касается инфраструктурной программы по строительству объектов социальной и коммунальной инфраструктур. В этом же блоке программ на 2010 г. предусмотрены средства на программу по строительству и реконструкции жилых домов и на программу по развитию и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и др.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие обобщающие выводы:

- во-первых, безусловным приоритетным направлением областных целевых программ Свердловской области с 2000 г. становится строительство и ремонт автомобильных дорог в составе инфраструктурных программ. Ни одно направление за весь рассмотренный период с 1995 по 2010 г. не характеризовалось таким значительным объемом выделяемых ресурсов. В связи с этим именно группа инфраструктурных программ с 2000 г. получала наибольшие объемы бюджетного финансирования из областного бюджета;

- во-вторых, традиционное постоянное внимание, которое выразилось в систематическом финансировании различных по названиям, но объединенных общим назначением программ, уделялось программам социального характера. Начиная с первых лет изученного периода и по 2010 г. включительно, областные целевые программы в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры рассматривались как важные приоритеты программно-целевого планирования в Свердловской области. По сравнению с первыми годами рассмотренного периода перечень социальных программ расширился, появились программы, связанные с решением отдельных узких вопросов, в частности с регулированием ситуации по отдельным видам заболеваний;

- в-третьих, значительно сократился как перечень программ экономического профиля, так и объем выделяемых на это направление средств областного бюджета. Если в период 1995-2001 гг. экономических программ в Свердловской области

было, как минимум, 8, то в 2002-2008 гг. - 5, а в 2009-2010 гг. - 1 программа. Необходимость регулирования развития отдельных секторов региональной экономики в 1990-е гг. была связана с начальной стадией перехода экономики РФ и региона на рыночные отношения (тогда, в частности, требовался контроль органов власти за процессами конверсии, за состоянием и воспроизводством ресурсов и пр.). Сокращение количества программ впоследствии, в том числе, было обусловлено переходом к косвенным мерам государственной поддержки реального сектора экономики. В силу дефицита финансовых ресурсов областного бюджета масштабные экономические программы не появились и в период экономического кризиса 2008-2009 гг.;

- в-четвертых, наблюдается значительное расширение спектра государственных институциональных программ и увеличение их финансирования. Помимо достаточно традиционных программ в сфере информационного развития, документооборота, учета значительно возросло финансирование программ в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, противодействия наркотикам;

- в-пятых, традиционное наличие программ экологического профиля. В отдельные годы эти программы, так же, как и программы по строительству автомобильных дорог, финансировались за счет средств специальных целевых (в том числе внебюджетных) фондов.

По мнению автора, можно выделить следующие ключевые причины (факторы) появления (разработки) областных целевых программ в 1995-2010 гг.:

1) необходимость осуществления значительных преобразований (ремонт, новое строительство, приобретение оборудования, создание новых систем управления и т. п.) в типичных областях приложения бюджетных ресурсов (социальная сфера, дорожная сфера, государственное управление и пр.);

2) необходимость реакции органов государственной власти региона на некоторые события регионального масштаба (например достижение некоторыми муниципалитетами области, имеющими историческое значение, «солидного» возраста в несколько столетий), включая необходимость решения острых неотложных проблем, которые, как правило, накапливались годами, но длительное время не получали необходимого финансирования;

3) необходимость соответствия общегосударственным приоритетам социально-экономического развития, установленным органами государственной власти РФ. В последние годы каждый субъект РФ разрабатывает и реализует целевые программы в тех же сферах, в которых существуют федеральные целевые программы. Совместная концентрация усилий и средств в значительной степени ускоряет решение существующих проблем, повышает ответственность регионов.

В качестве основных проблемных вопросов по формированию и реализации областных целевых программ в Свердловской области в 1995-2010 гг. можно выделить следующие:

- незначительность проблем, для решения которых разрабатывались некоторые целевые программы (по сравнению с долгосрочными региональными приоритетами). При всей очевидной значимости (в определенных кругах) проблем рыбоводческих хозяйств области или садоводческих товариществ достаточно спорным представляется выделение средств областного бюджета на программы по выращиванию и переработке растительноядных рыб или обустройство земель для ведения коллективного садоводства;

- сложность учета и анализа областных программ в силу того, что программы с похожими, но не идентичными названиями присутствуют в областном перечне программ постоянно, но не могут быть оценены как продолжающиеся программы. Включение какого-либо мероприятия в один год (годы) в одну программу, а в последующий год (годы) - в другую приводят к сложности сопоставления процессов, контроля за бюджетными средствами, неверным аналитическим выводам;

- «перерывы» в ходе решения проблемы программным методом, т. е. прекращение финансирования программы на один или несколько лет с последующим возобновлением. Такая ситуация фактически нивелирует положительные результаты, достигнутые в первые годы, делает возобновление (продолжение) финансирования программы более затратным для областного бюджета;

- множественность проблем, решаемых посредством целевых программ, недостаточные усилия по объединению программ в более глобальные направления для более четкой комплексной ориентации на достижение стратегических целей. Не все приведенные в таблицах программы имели (имеют) среднесрочный и долгосрочный эффект для Свердловской области;

- короткие сроки реализации некоторых программ (финансирование в течение 2-3 лет при очевидной масштабности заявленной в программе проблемы).

Кроме того, одним из проблемных элементов программно-целевого планирования в Свердловской области являлось формирование и реализация краткосрочных программ, финансирование которых осуществлялось только в течение одного года. Некоторые из таких программ представлены в табл. 5.

Очевидно, что некоторые программы (в частности программа мероприятий по подготовке празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, программа к 400-летию г. Туринска) являлись ситуационными и появились как ожидаемая реакция на определенную памятную дату. В настоящее время такие программы (когда решение проблемы возможно за период менее 1 года) Правительством РФ рекомендовано включать в общий объем финансирования той или иной государственной (муниципальной) структуры без формирования отдельных программ.

Вместе с тем ряд других программ вполне рационально было разработать на более длительный период в целях обеспечения эффективного решения актуальных проблем. Отсутствие качественного отбора проблем для решения программным

Таблица 5

Областные целевые программы, финансирование которых осуществлялось в течение одного года в рамках периода

с 1995 по 2010 г. [1, 3-5, 7, 8, 14]

Наименование (направление) программы Параметры финансирования

Год Объем, млн руб.

Подготовка к проведению празднования 50-летия Победы и других памятных дат Великой Отечественной войны 1995 56,0

Обновление подвижного состава транспорта общего пользования 1997 26,0

Программа по защите прав потребителей на 1997-1998 гг. 1998 1,1

Программа к 400-летию г. Туринска 1999 0,7

Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства 2001 0,1

Программа поддержки и развития бытового обслуживания населения 2002 0,5

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации 2008 15,0

Примечание: данные за период с 1995 по 1997 г. приведены с учетом деноминации.

методом в конечном итоге приводит к распылению бюджетных средств по множеству направлений без очевидной бюджетной, социальной, экономической полезности.

Проведенное исследование доказывает, что в Свердловской области, как и в других субъектах РФ, за годы работы в условиях нового типа государства и новой модели экономических отношений был накоплен значительный опыт формирования и реализации целевых программ, сформирована аналитическая база по программам и их результатам для территорий. На основе этого опыта в настоящее время и в среднесрочной перспективе регионы должны решить задачу постепенного перехода к программной структуре расходов бюджетов, что еще больше подчеркнет значимость программно-целевого метода как способа решения актуальных проблем социально-экономического развития.

Список литературы

1. Об областном бюджете на 1995 год: закон Свердловской области от 14.03.1995 № 7-ОЗ.

2. Об областном бюджете на 1996 год: закон Свердловской области от 13.02.1996 № 7-ОЗ.

3. Об областном бюджете на 1997 год: закон Свердловской области от 24.12.1996 № 57-ОЗ.

4. Об областном бюджете на 1998 год: закон Свердловской области от 19.12.1997 № 75-ОЗ.

5. Об областном бюджете на 1999 год: закон Свердловской области от 25.12.1998 № 44-ОЗ.

6. Об областном бюджете на 2000 год: закон Свердловской области от 25.02.2000 № 8-ОЗ.

7. Об областном бюджете на 2001 год: закон Свердловской области от 22.12.2000 № 43-О3.

8. Об областном бюджете на 2002 год: закон Свердловской области от 28.12.2001 № 79-ОЗ.

9. Об областном бюджете на 2003 год: закон Свердловской области от 27.12.2002 № 60-ОЗ.

10. Об областном бюджете на 2004 год: закон Свердловской области от 29.12.2003 № 62-ОЗ.

11. Об областном бюджете на 2005 год: закон Свердловской области от 27.12.2004 № 211-ОЗ.

12. Об областном бюджете на 2006 год: закон Свердловской области от 10.12.2005 № 106-ОЗ.

13. Об областном бюджете на 2007 год: закон Свердловской области от 08.12.2006 № 82-ОЗ.

14. Об областном бюджете на 2008 год: закон Свердловской области от 29.10.2007 № 101-ОЗ.

15. Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов: закон Свердловской области от 19.12.2008 № 119-ОЗ.

16. О финансировании областных государственных целевых программ в 2010 году и внесении изменений в постановление правительства Свердловской области от 23.12.2008 № 1364-ПП «О приостановлении действия отдельных областных государственных целевых программ в 2009 году и разработке и утверждении областных государственных целевых программ в 2009-2011 годах»: постановление правительства Свердловской области от 05.08.2009 № 894-ПП.

25 апреля 2011 г. в Марриотт Гранд Отеле (г. Москва, ул. Тверская, 26) Ассоциация российских банков, Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу при участии Государственной Думы РФ и международных организаций проводят

IX Международную научно-практическую конференцию «Мировые тенденции развития системы ПОД\ФТ и их реализация в России».

Ассоциация российских банков в своей работе уделяет большое внимание вопросам противодействия отмыванию преступных доходов в банковской системе: регулярно проводятся семинары, круглые столы, активно работает профильный комитет АРБ. Но, несомненно, ключевое значение имеет ежегодная конференция по вопросам ПОД/ФТ, проводимая АРБ уже девятый год подряд.

Официальный спонсор конференции - ОАО «Банк ВТБ».

Информационный партнёр - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по тел.: (495) 690-46-91; 690-30-13 (Хасапова Мария, Головина Елена) или на сайт АРБ.

http://www. агЬ. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.